Шесть секретов подготовки домашнего задания, которое будут делать ученики. Как быстро и правильно делать домашнее задание

Домашние задания - один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку - самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашними заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, предлагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с методикой домашних заданий. Нельзя:

1) завышать объем предлагаемой домашней работы;


    перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом
    развития их самостоятельности);


    предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал,
    который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосиль-
    ным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на
    домашнюю работу);


    задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений
    сущности предлагаемых упражнений;


    предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым
    еще ни разу не выполнялись на уроке;


    давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при-
    водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;


7) допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличива-
ют время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докла-
дов, домашние сочинения и т. д.);

8) увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;


    не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их
    работоспособности;


    отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без ука-
    зания на то, какие это именно источники и где их можно найти.


Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устране-нию перегрузки учащихся во время домашней работы.

Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объ-ема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необ-ходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны за-трачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX - XI - до 4 часов.

При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:


    объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);


    ее содержание;


    сложность предлагаемой работы;


    степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;


    методика задавания;


    подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
    Остановимся подробно на каждом из этих параметров.

^ Объем (дозировка) домашних заданий.

Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.

Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.

В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), особенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.

Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно превышать указанной нормы.

Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, требовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбором или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем работы, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.

Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление

конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, в ряде случаев - как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ;ученик, ник, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, составит таблицу и т. д.

Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.

^ Содержание домашних заданий.

В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объемного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесообразно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения небольшое по объему и интересное по содержанию упражнение.

Поскольку тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие

мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.

В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды упражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упражнения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструированием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классификация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для домашней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.

Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников - все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.

Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную тему, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, составить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тщательной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охотно, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанного восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описании виденного в театре).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эф-

фективности, каждого из них в данном конкретном случае.

^ Сложность домашних заданий.

Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписывание сначала одних грамматических категорий, потом других (например, сначала действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «действительное причастие + существительное» и причастные обороты с действительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) словосочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).

Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поисковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают активный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изучаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу ученики часто делают в классе.

Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом должны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.

^ Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий.

Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоянии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети должны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них навыков и умений самостоя-

тельной работы. Учитель, апеллирующий только к памяти учащихся: «прочтите», «повторите», «запомните»,- недостаточно заботится о развитии мышления учеников, об активизации их умственной деятельности на уроке. Упор на запоминание, однообразие заданий притупляют внимание учеников, мешают развитию их познавательной активности, и в результате увеличивается загруженность учащихся во время приготовления домашних заданий.

Организуя домашнюю работу как самостоятельную работу учащихся, учитель дает рекомендации, помогающие детям самостоятельно работать дома. Если при выполнении работы учащимся потребуются дополнительные источники и материалы (словари, «Детская энциклопедия» и др.), то учитель должен конкретно сказать, к каким книгам нужно обратиться и как их использовать.

Вполне самостоятельно и успешно выполнить домашнюю работу учащиеся могут в том случае, если у них сформированы навыки самостоятельной работы; навык правильно распределись время, работать с учебником, словарями, дополнительной литературой, конспектировать, составлять планы заданных параграфов, связно их пересказывать. Такие навыки облегчают работу дома.

К самостоятельной работе учащихся побуждают домашние задания, содержащие в себе элементы новизны, требующие от них творческого подхода, смекалки.

^ Методика задавания домашних заданий.

Традиционной стала ошибка в построении урока, когда домашнее задание учитель дает «под звонок» или после звонка. В таких условиях не может быть в речи о разъяснении рациональных приемов выполнения домашних заданий. Чтобы учащиеся успешно справились с домашней работой по русскому языку, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми разъяснениями.

Домашнее задание может даваться на разных этапах урока: после объяснения и закрепления нового материала (т. е. в конце урока) и после проверки предыдущего домашнего задания (т. е. в начале урока).

Полезно записать задание на доске, а если есть время, то попросить одного-

двух учащихся повторить его. Этот момент урока правильно организованный учителем, снимет негативные стороны домашней работы и подготовит ученика к успешному выполнению задания в отведенное для этого время.

Хорошо, если учитель умеет учесть и то обстоятельство, что существует определенная динамика работоспособности в течение недели: понедельник - период включения; вторник, среда - период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни - период спада.

^ Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

Если ученик затрачивает на домашнюю работу больше положенного времени, то можно говорить и о неправильной дозировке домашних заданий, и о недостаточном руководстве домашней работой со стороны учителя, которое не должно ограничиваться требованием обязательной записи в дневниках и на доске. Организация выполнения детьми домашнего задания - одна из повседневных работ учителя. Важно учесть все параметры, способствующие хорошему выполнению домашнего задания, в том числе дифференцированный подход к учащимся, и найти, если не для каждого, то для отдельных групп школьников, оптимальный вариант домашней работы.

Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют более полно учесть различия в уровне познавательных возможностей учащихся. Одним из способов дифференцирования работы являются задания на выбор, когда учащиеся могут выполнить любое из двух - трех заданий. При такой системе можно предложить и одно из таких заданий, которые используются в школьной практике редко (ведь если дается одно задание для всего класса, оно должно быть посильно для каждого ученика). К таким редким заданиям относятся задания аналитико-синтетические (когда требуется логическая переработка изученного материала) или синтетические (построение связного высказывания). На фоне заданий аналитических (работа по образцу) такие домашние задания воспринимаются как новые, нетрадиционные и позволяют учащимся проявлять собственную инициативу. Задания на выбор могут быть

предложены на текстовом материале одного упражнения, что обеспечивает комплексную работу над текстом и дает детям возможность попробовать силы в различных видах работ, проявить себя с лучшей стороны. В составлении такого задания есть свои трудности, но там, где ученик делает свободный выбор, домашняя подготовка, как правило, идет успешнее.

Учитель может указать время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует учащихся, формирует привычку выполнять работу в отведенный для этого срок. Научить детей работать и дома сосредоточенно, не отвлекаясь и не засиживаясь дольше положенного, - это очень важно для повышения успеваемости учащихся.

Задания типа сочинения требуют предварительной подготовки к ним (составление плана, чтение художественных текстов на определенную тему, показ примеров составления подобных сочинений и т. п.).

Но и обычное упражнение должно быть предварительно разъяснено. Ученик имеет право задать вопросы по домашнему заданию и во время его объяснения, и во время проверки. Привычка выяснять то, что затрудняет в работе, свидетельствует о заинтересованном отношении к предмету.

Само разъяснение учителем домашнего задания должно вестись обстоятельно, но без излишней детализации. Чтобы учащиеся правильно поняли сущность задания и порядок его выполнения, учитель должен показать образец выполнения, т. е. разобрать аналогичные примеры или первые примеры из предлагаемого упражнения учебника и т. п.

Полезно также предусмотреть время для этого, чтобы учащиеся на уроке повторили задание и показали, как они будут его выполнять. Такой работы требуют упражнения на сопоставление грамматических явлений, упражнения с комплексными заданиями, упражнения, в которых нужно не только выполнить работу по образцу, но и уяснить суть модели, упражнения творческого характера и др., в то время как задания к упражнениям на списывание текста со вставкой орфограмм или знаков препинания в таких подробных комментариях не нуждаются.

Давая задание, нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять.

Я не касаюсь вопросов проверки домашнего задания, так как это особая методическая проблема, хотя считаю необходимым подчеркнуть, что эффективность выполнения домашней работы связана с тем, как учитель контролирует самостоятельную домашнюю подготовку учащихся.

Выводы по проблеме домашней работы школьников основаны на анализе наблюдений, данных анкетирования учащихся, результатах, отраженных в методических исследованиях, в материалах публикаций в журналах «Русский язык в школе», «Воспитание школьников», «Вопросы психологии», «Семья и школа».

Выполняем домашнее задание

С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.

Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.

Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?

Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?

Вопрос пятый: что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить?

Попробуем по порядку ответить на эти вопросы.

Домашние задания и время их выполнения.

Продолжительность подготовки домашних заданий, предусмотренная Уставом школы (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста), составляет:

В 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

Во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

В 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

В 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

В 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

В 9-11 классах - до 4 часов (3 часа).

Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

В какое время начинать и заканчивать приготовление уроков.

Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.

Домашние задания и... хорошее настроение.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

С самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

В своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

Вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

Не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

Никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

Постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

Проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

В случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности.

Все-таки главное для нас - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.

Например, первоклассник пишет медленно и с большим напряжением. Пишите сами черновик задания под его диктовку (например, решение задачи или упражнение по русскому языку). При этом не забывайте делать ошибки! А ребенку останется "только" проверить вашу работу и спокойно, без напряжения переписать ее. Постепенно ведение черновика вы будете передавать ему. Не хочет читать - читайте вслух сами, а ребенок будет проверять. Но ведь для этого ему тоже придется следить за текстом!

Если вы добились, что ребенок понял часть материала, но явно утомился, сделайте оставшуюся часть задания сами (ничего страшного не произойдет!), а он только перепишет в тетрадь.

Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогите восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее

всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное.

Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? На наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?

Если домашние задания - тяжкая повинность.

Никто из нас не застрахован от такой ситуации с собственным ребенком. Кажется, уже никакой личной жизни нет у мамы или папы. Идешь с работы домой и с тоской думаешь, сколько придется сегодня просидеть с ребенком за уроками. Примерно и то же настроение и у ребенка. А если еще процесс сопровождается криком, слезами, даже тумаками - недалеко и до нервного срыва у той и другой стороны. Самое время остановиться и попробовать изменить привычный порядок вещей.

Сделайте это доступными средствами. Если ваш школьник учится пока в начальной школе, договоритесь о ежедневных занятиях с учителем за плату. Будет это его классный руководитель или кто-то другой - зависит от конкретных отношений. Цель занятий определенная - выполнение домашних заданий. Время и здоровье свое и ребенка сэкономите точно. Есть и другой вариант - попросите соседку-старшеклассницу, или студентку - будущего педагога, или учительницу-пенсионерку. Повесьте объявление. Затраты денежные в этом случае будут меньше. Сколько продлятся эти занятия? Пока не восстановите свое психическое здоровье и не почувствуете прилив сил. Тогда возьметесь за выработку у ребенка самостоятельности.

Не можете позволить себе такие материальные траты? Просите заниматься с ребенком родственников, близких людей. Но разорвать порочный круг вашего с ребенком взаимного недовольства необходимо.

Если эти варианты не для вас, просто остановитесь. Дайте передышку себе и ребенку. Ничего смертельного за несколько дней не произойдет. Предупредите классного руководителя, что хотите провести эксперимент. Отдышавшись, спокойно принимайтесь за дело. Уже без криков, подзатыльников и валидола.


С раннего возраста человек проходит все этапы становления личности: детский сад, школа, колледж, университет. Самые яркие впечатления и воспоминания начинаются с первого класса. Первая учительница, яркие книги, исписанные еще неумелыми ручками прописи. Время пролетает в один миг. И вот последний звонок, получение аттестата о среднем образовании, выпускной. Впереди светлое будущее.

Но перед этим нужно пройти через все трудности, связанные с учебой: выполнение домашних заданий, сочинения, изложения. Секции, кружки, репетиторство также входят в расписание школьника. Главный вопрос, который встает перед родителями и школьниками, - это как сделать домашнее задание быстро, правильно и вовремя.

Система воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок начинает учиться общаться с окружающими людьми. Навыки взаимодействия со сверстниками приобретаются в коллективе. Детский сад - прекрасное место для приобретения таких умений. Но поначалу обстановка у ребенка оставляет не самые приятные впечатления. Незнакомое место, чужие люди - все это действует на малыша угнетающе. Опытный и квалифицированный воспитатель должен придерживаться такой системы воспитания и обучения, при которой адаптация к детскому саду пройдет наименее болезненно, ребенку будет интересно, он с удовольствием принимает участие в воспитательном процессе. В детском саду малыш учится:

  1. Правильно выражать свои желания.
  2. Отстаивать свою точку зрения.
  3. Прислушиваться к мнению других и уважать его.
  4. Взаимодействовать со сверстниками.

Помимо этого, малыш развивается умственно, физически, эстетически. Предлагаются разнообразные занятия: музыка, танцы, физкультура, рисование и т.д. Это дает возможность реализоваться каждому воспитаннику.

Поощряется участие детей в конкурсах по разным направленностям. Для малыша это возможность раскрыть свои таланты, и он с увлечением берется за дело. Конечно, взрослые принимают в этом активное участие.

Вопрос, как сделать домашнее задание, у родителей встает еще перед школой, когда детей учат навыкам чтения и письма, тем самым подготавливая их к новому этапу их жизни - к школе. Это прописи, стихи, чтение книг и т.д.

В детском саду процесс обучения новым навыкам и умениям проходит естественным образом - через игру, тем самым ребенок изучает общество и свою роль в нем.

Школа: система образования, учебный процесс

Настало время, и с детских стульчиков ребенок пересаживается за парту. Первый класс - это всегда волнующий момент. Многое еще непонятно и неизвестно. Но постепенно у малыша складывается общее представление о самом процессе, ведь большую часть жизни он проводит в школе.

Российская система образования включает в себя несколько ступеней:

  1. Начальная школа (до четвертого класса). В этот период даются базовые и элементарные знания по письму, чтению, математике, необходимые в повседневной жизни. Помимо этого, преподаются дополнительные предметы: окружающий мир, музыка, рисование, физкультура и т.д.
  2. Основное обучение (до девятого класса). В это время ученики получают знания по разным дисциплинам. Каждый предмет преподается в отдельном кабинете. После окончания обучения при положительной сдаче итоговых экзаменов выдается аттестат об основном среднем образовании. При желании ученики могут продолжить обучение, перейдя в старшие классы или в другие учебные заведения: лицей, гимназия, колледж, училище и т.д.
  3. Старшие классы (десятый и одиннадцатый). В это время ученики усиленно готовятся к поступлению в высшие учебные заведения. По окончании сдается Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и выдается аттестат о полном среднем образовании.

Основные предметы в школе и ежедневная подготовка к ним

Основные дисциплины в школе:

  1. Русский язык.
  2. Литература.
  3. Математика.
  4. Английский язык.
  5. История.
  6. Физика.
  7. Химия.
  8. География.
  9. Биология.

Процесс обучения проходит следующим образом: разбирается тема по определенному предмету и для усвоения пройденного материала нужно выполнить домашнее задание. И вот тут возникают трудности. Ребенок с неохотой его выполняет, отвлекается на другие занятия, не связанные с учебой. Перед родителями и учениками встает вопрос, как правильно сделать домашнее задание, не допустить ошибок и полноценно усвоить пройденный материал.

Основные причины, по которым ребенок не хочет выполнять домашнее задание:

  1. Усталость после уроков вследствие большой нагрузки в школе.
  2. Недостаток внимания со стороны родителей. Своим нежеланием учиться ребенок старается привлечь к себе внимание.
  3. Некоторые предметы сложны в понимании или неинтересны.
  4. Боязнь перед трудностями. Иными словами, ребенок боится, что не справится с поставленными перед ним задачами.

Родители должны помочь справиться с возникающими трудностями, поощрять успехи, не сладостями и не играми на планшете или компьютере, а, например, выделить дополнительное время для прогулок на свежем воздухе.

  1. Регулярно соблюдать установленный режим дня. Ребенок быстрее втянется в процесс, тогда учеба и выполнение домашних заданий не будет казаться непосильной задачей.
  2. Ученик должен выполнять домашнее задание самостоятельно. Помощь родителей - рассказать, показать, объяснить. Иначе в дальнейшем это сильно скажется на результате.
  3. При выполнении домашних заданий делать перерыв на десять минут. Это даст возможность ребенку легче усвоить полученную информацию.

Работа над ошибками

Русский язык - один из важнейших предметов в школе. Ребенок должен научиться грамотно и без ошибок писать, уметь выражать свои мысли. Орфография, пунктуация, стилистика - основные направления в русском языке и их знание обязательно. Важно не просто заучить наизусть правило, но и для чего оно нужно и как правильно применить его.

Вот несколько советов, как сделать домашнее :

  1. Для начала подготовить рабочее место, убрать лишние предметы (листы, тетради, не относящиеся к заданному предмету).
  2. Повторить пройденный материал. Выучить и повторить правила, подобрать примеры к ним.
  3. Внимательно прочитать задания или упражнения. Если для их выполнения требуются определенные правила или определения, найти и выучить их.
  4. Переписывая задания, проговаривать написанное вслух и обязательно проверять написание трудных слов. С этим прекрасно справится орфографический словарь.
  5. Если задание - переписать текст, для начала нужно внимательно прочитать предложение и разобрать непонятные слова. Словарь в таком случае прекрасный помощник. Затем аккуратно переписать упражнение.
  6. Проверить выполненную работу. Если есть ошибки, указать на них и предложить аккуратно их исправить.

Эти советы очень просты в выполнении. Придерживайтесь их, и русский язык будет прост и доступен в изучении.

Математика

Математика - не менее важный и, пожалуй, самый сложный в понимании предмет. Сложение, вычитание, деление, умножение-все это встречается в повседневной жизни. Поэтому для ученика базовые знания по этому предмету необходимы.

Указания, как сделать домашнее задание по математике:

  1. Приготовить все необходимое для выполнения этого предмета (тетрадь, учебник, ручка, карандаш и т.д.).
  2. Повторить пройденный на уроке материал.
  3. Внимательно прочитать задания. Приступить к выполнению с самой трудной задачи.
  4. Сделать все расчеты в черновике.
  5. Проверить выполненное задание и, если есть в этом необходимость, исправить ошибки.
  6. Аккуратно переписать в тетрадь.

Изучение иностранных языков в школе

Английский язык в школе изучают уже со второго класса, а некоторые и с первого. Не всем дается легко этот предмет. Тут важным фактором является усидчивость, терпение. Впрочем, это относится ко всем предметам, изучаемым в школе.

Несколько простых правил, как сделать домашнее задание по английскому:

  1. Подготовка рабочего места, достать все необходимое для этого предмета.
  2. Если задание - чтение текста, то необходим словарь. Незнакомые слова переводить по отдельности и записывать в отдельную тетрадь. Таким образом, слова лучше запоминаются.
  3. Пересказ на английском языке - сложное задание, но вполне выполнимое. Достаточно сделать пересказ на родном языке, а потом составить на английском. Это учит выражать свои мысли и эмоции, что очень важно в изучении данной дисциплины.
  4. Грамматические упражнения - неотъемлемая часть в изучении иностранного языка. При регулярном выполнении это даст возможность правильно говорить и писать. Для этого нужно внимательно прочитать задание и выполнить его при помощи словаря, таблиц.
  5. Исправить ошибки, если есть в этом необходимость.

Природа и общество

В качестве дополнительного школьникам преподают окружающий мир. Этот предмет помогает:

  1. Понять значение природы и общества в целом.
  2. Значение природы в жизни человека, охрана природы.
  3. Изучить некоторые природные объекты и явления.
  1. Внимательно прочитать задание. Если для его выполнения требуется найти и выучить определения, сделать это, прибегнув к помощи пройденного материала или теоретической части учебника.
  2. Если в задании требуется работа с такими принадлежностями, как клей, ножницы, карандаши, выполнять все нужно аккуратно, не торопясь.
  3. Проверить выполненные упражнения. Исправить ошибки, если это необходимо.

Освоение пройденного материала, самостоятельная работа

Каждый школьник решает задания понятными для себя способами. В выполнении упражнений проявляются его творческие, интеллектуальные способности.

Домашнее задание должно быть интересным. Учитель при правильном подходе обязательно заинтересует ученика, и тогда вопрос, как сделать домашнее задание по тому или иному предмету, будет решаться без особых усилий.

Увлекшись воспитанием своих детей и рекомендациями по воспитанию чужих, новостями из мира образования и рекомендациями передовых детских психологов, мы, внезапно осознали ужасную реальность: похоже, что очень многие родители, обзаведясь ребенком, бросают все свои силы и сосредотачивают все свои помыслы единственно на том, как его «развить», как его «улучшить» и «оптимизировать». Чтобы 12 по всем предметам, чтобы прыжки в длину на 10 метров, чтобы танцы, лепка и хоккей, чтобы домашнее задание тихо, аккуратно, с толком, чувством, расстановкой, чтобы стихи ямбами и хореями, в голосах и лицах, отскакивали от зубов. Чтобы минимум проблем и максимум профита. Купите себе ферму курей или огород гороха и добивайтесь от них повышения надоев и покосов. А дети - они не для того, чтобы нам, они для того, чтобы им.

В рамках восстановления справедливости и напоминания нам, родителям, о том, что они, дети, просто так, по любви, а не ради чего-то, мы обращаемся к самому популярному сейчас вопросу: «как делать »?

Итак, от лирики к практике:

Для того чтобы выполнить домашнее задание вам понадобится:

  • Отдохнувший после уроков в школе ребенок, побегавший на свежем воздухе не менее часа

Всеми психологами мира категорически запрещено НЕ делать перерывов между уроками (или другими занятиями) и выполнением домашнего задания.

  • Организованное, грамотно с точки зрения логики и удобно с точки зрения ребенка, его

Не секрет, что в приятной обстановке и гвозди штамповать приятнее, а домашнее задание - всегда процесс творческий, требующий вдохновения. Да и дополнительная мотивация лишней не будет.

  • Спокойная, тихая и дружелюбная атмосфера дома

Не требуйте от ребенка сосредотачиваться на уравнениях или чтении под крики телевизора, но и не пытайтесь обеспечить лабораторные условия.

  • Максимум 2 часа времени для учеников 1-4 класса с учетом выполнения творческих занятий

Дольше - просто нельзя. Это не только психологи, это и педиатры говорят. Если не укладываетесь - ищите системную ошибку, изобретайте другие подходы к учебе, откорректируйте режим дня.

Выбираем того, кто выполняет домашнее задание:

  • Ребенок? Конечно же.

Дело в том, что домашнее задание задается ребенку. Он как раз и в школе был, и тетради на его имя. Однако, самостоятельно, без помощи родителя и без контроля родителя за результатами, никак не обойтись. В этом случае руководствуемся старым добрым принципом: помогаем тогда, когда ребенок просит о помощи. Если ребенок рад, что вы не сидите над душою, о помощи не просит и рад стараться понаписать всякого бреда в тетрадь - приучите его делать задания прежде в черновике. Выполнение домашнего задания производится ребенком максимально самостоятельно на всех этапах: от записывания его в дневник, до складывания рюкзака после выполнения всех домашних заданий по списку уроков на завтра.

  • Родитель? Ни в коем случае.

У вас уже должен быть свой аттестат о законченном среднем образовании. Как минимум. Будьте помощником и советчиком, а не надзирателем. Поскольку основные причины проблем при выполнении домашнего задания следующие:

Рассеянность ребенка в связи с усталостью,

Незнание ребенком методов и принципов самого процесса выполнения домашнего задания,

то, если с первым пунктом проблем нет, родители должны научить ребенка учится, учится самостоятельно, а не писать под диктовку. Также ребенок должен понимать, что его внимание на уроке, когда учитель объясняет материал, а дома его нужно только закрепить - в его же интересах. Потому что мама, папа или бабушка - вне программы, даже если они физики-ядерщики, и их знания, далекие от школьных требований, не всегда помогут, а чаще навредят.

Как именно происходить процесс выполнения домашнего задания:

  • Этап первый - «Прием, как слышно?»

В начале любого учебного года, первый он, или уже четвертый, первые 2-3 недели «повесите» у ребенка над головой. Если это касается - процесс может растянуться на неопределенный срок в зависимости от особенностей ребенка. Для начала убедитесь в том, что он умеет:

Заполнять дневник, записывать домашнее задание и расшифровывать его дома

Заполнять тетрадь (дата, задание)

Пользоваться учебниками (где обозначена страница и параграф, как выглядит типовое задание, как выглядит типовой пример, какие есть условные обозначения в книге)

Пользоваться черновиком (зачем и в каких случаях это необходимо)

Пользоваться справочными материалами (словарями, интернетом)

Проверять выполнены ли все пункты задания, проверять ответы (если есть)

Помогать себе, пользуясь очевидными подсказками из самого задания

  • Этап второй - «Сама-сама, не маленькая»

Ребенок вполне способен выполнить домашнее задание самостоятельно, если он понял материал в школе. Если ребенок понял основные принципы выполнения домашнего задания, то на этом этапе мамы жарят блинчики, папы смотрят футбол, а бабушки вяжут носки. Ребенок учится, не мешайте. Он обращается за помощью - бросьте все и вникните в суть проблемы, не решая саму задачу за ребенка. Дойдите до понимания ребенком данного примера, если есть сомнения - сделайте вместе пару похожих заданий в черновике. Далее дайте возможность решить задачу .

  • Этап третий - «Контрольный выстрел»

Обязательно, пока вы не поймете, что в этом нет вообще никакой необходимости, проверяйте, как именно выполнены ребенком задания. Корректируйте и подсказывайте, как можно облегчить или ускорить решение того или иного предмета. Если ребенок делает много ошибок, проверяйте прежде черновик, потом - чистовик. И, конечно, будьте терпеливы и сдержаны (см. самый первый абзац).

Важно: Позитивный цинизм родителей при выполнении домашнего задания

Здоровый цинизм родителям крайне необходим. Потому что никто не идеален: ни мы, ни наши дети, ни наши школы. Приучая ребенка к ответственности и самостоятельности, не лишайте его свободы и самовыражения. Ведь учеба - это творчество, а творчество иногда, а точнее - очень часто, не терпит строгого режима. Не страшно иногда отдохнуть, «забить», выучить потом или сказать учителю, что забыл тетрадь. Это - так называемая «социальная ловкость», а совсем не вранье. Особенно это необходимо, если ребенок устал, заболел, перевозбудился (семейные праздники и т.п.). также это важно, если вы по объективным или субъективным причинам выпадаете из режима «отдых- работа», то есть если домашнее задание делается после 8-9 вечера. Ничего от него не отвалится, как и от школы, впрочем. Домашнее задание - всего лишь домашнее задание, а не все огромное и прекрасное Детство, которое так быстро проходит и никогда-никогда не возвращается.

*Из личного опыта сумасшедшей матери

Письмо в редакцию

Родительский лекторий на тему:

«Как правильно выполнять домашние задания»

Цели:

  1. познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
  2. дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ход проведения родительского лектория

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны – воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, выполнять её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе, чтобы малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие – то внешние неудобства не оказались серьёзной помехой.

Часто родители жалуются, что их дети по несколько часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребёнок в средней и старшей школе, когда количество заданий возрастёт в несколько раз?

Сегодня мы попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами.

Исследованиями врачей - гигиенистов установлено два пика в динамике работоспособности школьников младших классов. Первый – с 8 до 11 ч утра. В это время, как известно, ребёнок находится в классе. Потом наступает снижение этого показателя. Второй подъём – между 16 и 18 ч, затем, - интенсивный спад. С этим состоянием сталкиваются родители, когда, пытаясь контролировать процесс подготовки домашних заданий, усаживают ребёнка за уроки поздним вечером.

Необходимо знать, что недельный пик работоспособности учащихся младших классов приходится на вторник и среду, самый низкий уровень – на пятницу. Далее, в субботу, начинается постепенное нарастание до вторника. В динамике пиком является октябрь, январь – март – спад, после этого до июня уровень работоспособности нарастает.

А теперь конкретно рассмотрим условия, которые должны создать родители детям в приготовлении уроков.

Прежде всего необходимо выработать у детей привычку неукоснительно и систематически готовить уроки. Что бы ни было: передача по телевидению, день рождения, приезд гостей, визит к врачу, домашнее задание должно быть выполнено, причём выполнено хорошо и полностью. Созданию такой привычки способствует и требовательность родителей, их заинтересованность делами ребёнка в школе и дома, их отношение к выполнению домашнего задания как делу серьёзному и ответственному. Заинтересованность родителей учебными делами детей, внимание к вопросам учения стимулирует формирование у ребят чувства ответственности за результаты учебной деятельности, заставляют детей переживать неудачи в учении. Очень важно проводить с ребятами в семье беседы о производственных делах родителей, которые помогут детям лучше осознать значимость учения. Если обязанность взрослого человека – труд. То обязанности школьника – прилежно учиться в школе, выполнять домашнее задание, поручения по дому.

Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у неё абажур был зелёного цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, так как увеличение её веса даже на 1г усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастаев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребёнка от 120 до 129см стол должен иметь высоту 59см, при росте от 130 до 139см – 62см, при росте от 140 до 149см – 68см. Разница между высотой стола и стула – от 21 до 27см. расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступнёй на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8 – 9 раз. Соответственно возрастает потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребёнка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Домашние задания должны выполняться в чётко установленное для них время, т.е. в одно и то же время. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Но если ребёнок занят какими - либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

Продолжительность работы ребёнка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

  • до одного часа - в первом классе;
  • до 1,5 часов – во втором;
  • до 2 часов – в третьем и четвёртом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Следует заметить, что утомление у ребёнка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребёнок выполняет домашние задания.

Для успешного выполнения домашних заданий необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Ещё одно важное условие при подготовке домашних заданий – это необходимость настойчиво приучать ребёнка к самостоятельности. Идеальной является ситуация, при которой родители лишь создают нормальные условия для выполнения домашних заданий и контролируют результаты его работы. Однако следует помнить, что чрезмерное вмешательство взрослых в процесс подготовки ребёнком домашних заданий делает эту работу совершенно бесполезной. Постоянное же дублирование дома работы учителя снижает ответственность ребёнка за своё поведение на уроке.

Не менее вредно отсутствие у взрослых интереса к школьным обязанностям ребёнка. Пока нет опыта самостоятельной работы, любая случайная ошибка может стать причиной серьёзного отставания: ребёнок запутывается в нарастающих сложностях и утрачивает веру в свои силы. Равнодушие близких людей к его жизни вызывает отчуждение, а иногда приводит к стойкой утрате контакта между родителями и детьми.

Рассмотрим наиболее распространенные учебные ситуации, которые вызывают затруднения, и конкретные приёмы преодоления возможных затруднений при подготовке школьником самостоятельных домашних заданий.

Наиболее распространённая трудность приучения младшего школьника к самостоятельной работе – формировать привычку работать не отвлекаясь. Легче всего добиваются успеха в тех семьях, где взрослые сами умеют работать сосредоточенно. Проанализируйте своё собственное поведение и постарайтесь показывать малышу положительный пример.

С какого предмета начинать выполнение домашнего задания? «С математики!» - утверждают одни, «С письменного задания по русскому языку!» - возражают другие. «С чтения!» - доказывают третьи. Кто же прав? Ответ на этот вопрос может дать только семья. Понаблюдайте за ребёнком: какой предмет даётся ему труднее, с того и надо начинать. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей. Если работаете с предметом, который легче даётся ребёнку, не отвечайте ни на один его вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому.

Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», на «восемь». Дойдут до трёх, учите «на шесть» и «на девать».

Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки,- и время научите узнавать и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребёнка находить особенности и закономерности.

Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3кг. И ещё 5 кг слив. Сколько всего кг фруктов привезли. Затем примемся про другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое – то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

Природоведение - не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты.

Если вы не успели приучить к самостоятельности в первом и втором классе, ваш шанс – третий.

Какие ошибки допускают родители, оказывая помощь детям в выполнении домашнего задания?

Иногда родители ссылаются на большую занятость на работе и отсутствие времени для проверки домашнего задания. Некоторые считают, что проверять домашнее задание должен учитель. В действительности дело обстоит так: учитель ставит оценку ученику за выполненное упражнение, выученное стихотворение или правило, т. е. За конечный результат. Вне поля зрения педагога остаются приёмы работы школьника при подготовке этих заданий. Здесь нужна помощь родителей, которые могут проконтролировать процесс выполнения домашнего задания и в случае необходимости оказать помощь детям. Довольно часто родители, вместо того чтобы подсказать ребёнку правильные приёмы подготовки домашнего задания, берут на себя функцию контроля: просят показать выполненное упражнение, рассказать выученное стихотворение, прочитать заданный текст, правило, и т.д.

Многим знакома такая картина: сын небрежно выполнил упражнение, допустил много ошибок. Мама, недовольная работой, сначала долго выговаривала мальчику, упрекала в недобросовестности, невнимательности, а потом заставила переписать упражнение. А вместо этого лучше бы выяснить, как ребёнок понял правило, закрепить его с помощью примеров, а потом уже и требовать выполнения упражнения. Или, например, девочку попросили рассказать заданное стихотворение. Она запиналась, не смогла дочитать до конца, читала невыразительно. Родители отругали девочку вместо того, чтобы понаблюдать, Как она учит стихи. А ведь она, заучивая стихотворение, каждый раз начинала читать его с начала, с первого четверостишия. Вполне возможно, что достаточно было родителям напомнить ей приёмы правильного заучивания стихотворения, и девочка быстро справилась бы с заданием.

Это самые простые примеры. Бывают такие случаи, когда приходится понаблюдать за ребёнком, не раз поговорить с ним, проанализировать ситуацию, посоветоваться с учителем, прежде чем картина прояснится.

Довольно часто встречается и такая ошибка, когда родители подменяют школьника в работе: решают за него задачу «начерно», выполняют упражнение, при этом спрашивают у ребёнка, всё ли ему понятно; показывают ученику допущенные ошибки, называют правильный ответ. Хочет взрослый или не хочет, но в данном случае он толкает школьника на небрежное выполнение домашних заданий: ученик очень скоро поймет, что стараться и думать самому не обязательно, всё равно родители и ошибки найдут, и подскажут, и помогут. Некоторые родители, бабушки и дедушки поступают ещё хуже: они бросают свои дела и садятся «за уроки» вместе с ребёнком. А он, имитируя непонятливость, толкает взрослых на подсказку, попросту вымогает её. Родители не сразу замечают возникновение такой ситуации и сами, потакая детям, решают вместо них примеры, выполняют упражнения, подсказывают последовательность и ход решения задачи, делают необходимые вычисления на черновике. Ребёнку остается просто переписать себе в тетрадь. Он добивается своего с помощью упорного молчания, ответов «наобум», заявляя, что задача непонятна. В этом случае ошибка родителей состоит в том, что, осуществляя контроль за выполнением домашнего задания, они подменяют школьника в работе либо на этапе исполнения, либо на этапе контроля.

Бывает ещё и так. Родители хвалят ребёнка за работу, им кажется, что упражнение написано лучше, аккуратнее, чем вчера, а учитель снова ставит «3». Если такая «разница» в домашней и школьной оценке возникает часто, это дезориентирует ученика, у него не вырабатывается критерий того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Очень важным моментом является то, когда родители показывают школьнику, что его переживания – это переживания родителей, его радость – их радость. Наказание детей за непонимание задания, неумение выполнить его – плохой помощник в воспитании. Помощь родителей в выполнении детьми домашнего задания должна быть направлена на формирование умения преодолевать трудности. В воспитании у третьеклассников ответственного отношения к выполнению домашних заданий немаловажную роль играет удовлетворение, радость самостоятельно полученных результатов. «Молодец! Сам догадался! Правильно решил! Задача трудная, но ты с ней справился! Я так и знала, что ты сам сможешь выполнить задание! – такой должна быть реакция матери. В данном случае родители поощряют ребёнка, вселяют уверенность в его силы.

В воспитании у учащихся ответственного отношения к выполнению домашних заданий большую роль играет личный пример родителей, жизнь семьи, её атмосфера. Исследованиями доказано, что сознательность родителей, добросовестное, ответственное отношение к своим обязанностям, к работе способствуют воспитанию у детей чувства ответственности и уважения к труду. В задушевном, откровенном разговоре родителей с детьми о своих переживаниях, удачах и недостатках в работе родители силой личного примера могут оказать значительное влияние на воспитание у третьеклассников ответственного отношения к выполнению своих обязанностей. Стало доброй традицией во многих семьях во время вечернего отдыха обсуждать события дня – вместе переживать радости и неудачи в жизни каждого члена семьи. Успехи и неудачи детей обсуждаются с такой же заинтересованностью, как и дела взрослых.

И последнее, у ребёнка выработается или сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если:

  • с самого начала вы дадите ему понять, что его уроки столь важны, сколько и самые серьёзные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  • вы в своей семье поддерживаете атмосферу уважения к умственному труду;
  • вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребёнка из школы, не начинайте общение с вопроса об уроках; находите другую форму приветствия;
  • вы не стоите у ребёнка «над душой», пока он не начнет делать уроки, или в самом процессе работы;
  • вы никогда не используете выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • старайтесь не напоминать ребёнку о его многочисленных прошлых промахах и неудачи не пугаете предстоящими трудностями; формируете отношение к трудностям как к чему – то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанное, не злорадствуете по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»);
  • в случае, когда ошибки действительно есть, всё равно не упускайте шанс похвалить ребёнка за затраченные усилия; отмечайте любые, даже незначительные успехи.