Регулярный стиль характеризует. Единство и борьба противоположностей: регулярный и пейзажный стили. В саду формального направления

Садово-парковое искусство родилось далеко не сегодня и даже не одну тысячу лет назад, оно уходит корнями в глубокую древность. Сад – это зеркало, которое отражает самые прекрасные черты души отдельной нации, отражает ее культуру, быт, мироощущение. Некоторые стили уходят, не оставляя после себя значимых следов, другие же, напротив, становятся эталонами для всех последующих поколений.

От того, какой способ планировки выбирает человек, какое оборудование он использует и какие растения сажает, зависит конкретный стиль. Не менее важно и то, каким является участок для сада и то, к какому архитектурному стилю относится жилой дом. Стиль зависит не только от культуры каждой отдельной местности, но также и от индивидуальных предпочтений хозяина сада.

Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и колористики сада.

История развития садового и паркового строительства

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Первые упоминания о садах

Пятый век до нашей эры – эпоха высшего расцвета Вавилона, именно в ту эпоху он становится культурным центром всего востока, и именно тогда царём Навуходоносором были созданы знаменитые висячие сады. Их красота поражала современников, а среди потомков слагались легенды о знаменитых «висячих садах Семирамиды».

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Но не только шумеры были мастерами садового искусства. Мидийцы и персы также достигали успехов в создании садов. И все же их стиль не сильно отличался от стиля ассирийцев и вавилонян. Обыкновенно дворец был тем самым местом, которое окружали сады. Строение их было геометричным, внутри было много аллей. Такие сады назывались «парадизи».

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений - уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи. Именно древнегреческая культура заложила основы паркового искусства.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

Садово-парковая культура средних веков

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и центром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады. Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема. Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор - особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Сады средневековой Европы делились по функциям:

1)Гербариум – сад, где росли лечебные цветы или травы;

2)Гардинум – кухонный огород, где росли фрукты и овощи;

3)Виридариум – сад для отдыха и развлечений;

В своём рескрипте 1812 года, император Карл Великий указал, какие цветы должны быть посажены в его садах. Там был подробный список, в котором было указано около 60 видов декоративных растений и цветов. По всем европейским монастырям распространялись копии этого списка. Но не одним только монастырям было известно искусство создания парков и садов. Дворцы и даже многие городские постройки нередко имели свои персональные садовые участки. Памятники средневековой литературы, а также песни бардов, менестрелей и трубадуров донесли до нас не только захватывающие сюжеты, но также описание внешнего вида садов, которые принадлежали знати. О садах эпохи поздней Готики рассказывают многие книжные миниатюры и иллюстрации.

Характерными признаками таких садов были каменные стены, которые их ограждали. Часто эти стены дополняли водные рвы или небольшие павильоны. Грядки имели прямоугольную форму, а между ними часто были проложены дощатые, кирпичные или каменные дорожки. На грядках росли коренья и овощи, а также растения, с помощью которых отпугивали насекомых или готовили «любовные напитки».

Пейзажные парки тоже появились в средневековье, о чём свидетельствуют многие изображения на картинах того времени. В качестве скамеек использовалась не очень высокая стенка, обычно её покрывали дёрном. В центре сада располагался водный источник (как правило, это был фонтанчик, колодец или бассейн). Кроме того, люди нередко ели там, поэтому в центре находился ещё пищевой столик.

Деревья и кусты нередко стригли, бывало и так, что выстригали целые садовые лабиринты, ведущие в центр. Образцом для форм лабиринта служили узоры на полах готических соборов. Более богатые владельцы могли позволить себе также разведение животных в садах. Там часто можно было видеть павлинов, сухарей, фазанов, глухарей и скворцов.

Широко использовались душистые травы, которые использовались как для того, чтобы напомнить человеку о рае, так и для того, чтобы очистить замки от дурных запахов. Розы, которые крестоносцы принесли с Ближнего Востока, особенно ценились в качестве декоративных цветов. В местах, предназначенных для различных светских увеселений и рыцарских турниров, любили устраивать «луга цветов».
С наступлением Ренессанса садово-парковая культура стала широко распространённой. Именно в эту эпоху появилась большая часть образцовых парков и садов, подобных садам Версаля, которые и поныне являются культурным достоянием Европы. Основу для всех стилей заложили пейзажный и регулярный стиль.

Стилистика садов в России

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Ещё в одиннадцатом веке в Киеве появились первые сады, а первый образцовый сад на Руси появился уже двенадцатом веке во Владимире. Его создал Андрей Боголюбский. Потом сады стали активно создаваться в Суздале, Муроме и многих других русских городах. Как и во всей Европе, на Руси до шестнадцатого века основным местом создания садов были монастыри.

Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием. В шестнадцатом веке стали появляться дворцовые сады. Самые известные из них были построены в стенах Кремля, а также на Москве-реке, вдоль реки Яузы и на Воронцовом поле.

Начало правления Петра Великого ознаменовало собой новый этап в российском садово-парковом искусстве. В Петрограде появились первые ботанические сады, в 1706 они появились и в Москве, где был создан "Аптекарский огород", существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. Под влиянием пейзажного стиля изменился облик русских парков конца XVIII – начала XIX столетия. Стали появляться новые парки, а старые были перестроены по канонам этого стиля.

Русские мастера позаимствовали все самые передовые достижения итальянского и французского садово-паркового искусства и перенесли их на русскую почву. Российские сады и парки гармонично вписываются в русские пейзажи, что особенно заметно в композиции Петергофских парков, а также в Павловском парке. Именно это время ознаменовалось расцветом российской садово-парковой культуры.

Среди самых известных парков следует назвать царскосельские, ораниенбаумовские парки, Петергоф, Летний сад, парк Царицыно, Кусково и Архангельское. Российские парки по праву входят в сокровищницу мирового садово-паркового искусства наряду с выдающимися садами и парками Франции, Италии и Великобритании.

Русский загородный сад с липовыми аллеями, дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек был естественным продолжением окрестных лесов, но одновременно и продуманным доходным хозяйством, в котором были и пасека, и домашний скот и птица, каскады прудов с рыбными садками, огороды с овощами и теплицами, плодовые посадки. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга.

В наши дни русский парковый стиль используется всё шире. Нечто близкое по духу встречается и за пределами России. Так, в Германии в настоящие дни популярен стиль «натургартен», во Франции «жарден дю натур» а в Англии «экогарден».

Регулярный стиль, то есть повсеместный, характерный для той или иной области, без излишеств и дополнительных включений. В этом стиле предпочитают оформлять свои участки люди, консервативные в суждениях, не терпящие излишних наворотов и дополнений. Этот стиль можно охарактеризовать «строго и со вкусом».

Однако, отсутствие дополнительных украшений не по стилю не означает, что участок будет скучен и уныл. Оформляя его в таком стиле, можно вспомнить о традициях других стран, воспользоваться соответствующим декором и прекрасный участок будет радовать вас своей простотой и изысканным вкусом.

Общие характеристики

Для регулярного стиля характерны спокойные сочетания цветов, выдержанность гаммы и гармония в сочетании красок. Здесь вы не увидите радужных переливов клумб и веселеньких пластмассовых цветочков. Симметричность и правильность форм, краткость и минимализм, вот, что характеризует общий регулярный стиль.

Из растений преобладают тщательно сформированные выстриженные кустарники, ровный ковер свежего газона, спокойные и неброские клумбы. Поэтому, в регулярном стиле как нельзя лучше впишется универсальный или партерный рулонный газон. Он добавит свежести и не испортит вид, уход за ним не доставит неудобств и на участке будет царить покой и гармония. В партерные газоны также можно вклеить ковровые клумбы, а изрезанные очертания рулонного газона помогут создать неповторимый узор и оригинальный подход в таком консервативном решении.

Декор

На садовом участке, выполненном в регулярном стиле очень хорошо вписываются скромные и изящные фонтаны, скульптуры, каменные ровные дорожки и строгие фонари. Очень украсят участок и керамические изделия, однако, не стоит ими увлекаться, тем более, если участок сравнительно небольшой.

Под девизом «Долой нагромождения!» оформление участка в регулярном стиле можно считать выполненным. Обладатель такого участка выделится среди остальных и ещё раз докажет преимущество выдержанности и классических решений над вычурными и аляпистыми дачами.

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

От внешнего вида приусадебного участка зависит многое. Не секрет, что пребывание на природе снимает стресс, успокаивает, умиротворяет и заряжает организм чистой энергией. Участок, где ландшафтный дизайн тщательно продуман, выполнен в одном стиле, а растения выглядят ухоженными и пышными, всегда будет поднимать настроение, позволяя обрести утраченное душевное равновесие. Многие задумываются над тем, какой стиль выбрать для оформления своего сада. Если вы – любитель четких симметричных композиций, правильных геометрических форм и порядка в жизни и в природе, возможно, регулярный стиль в ландшафтном дизайне – ваш вариант.

Следует отметить, что для регулярного сада потребуется большой участок, на котором можно создать композиции, способные продемонстрировать всю красоту этого стиля.

Характерные черты и особенности регулярного сада

Очень популярны осевые композиции. Они, как правило, формируются вокруг центральной оси – аллеи, дорожки. Часто в центре оси располагается водный объект – пруд или фонтан. По обе стороны от центральной оси формируются симметричные композиции – газоны и клумбы правильной формы, аллеи и аллейки с кустами и деревьями с подстриженными кронами.

Пример осевой композиции на небольшом участке. По обе стороны от центральной дорожки расположены геометрически правильные симметричные газоны, на которых рядами высажены растения, деревья на участке расположены в особой симметрии, образующей интересное сочетание

Боскет – неотъемлемая составляющая регулярного парка. Боскет представляет собой группу кустарников или деревьев, посаженных определенным образом. Особым образом подстриженные растения могут образовывать нечто вроде зеленой беседки или комнаты, завесы, скрывающей посетителей от посторонних глаз, имитировать различные геометрические формы или даже некоторые архитектурные формы – арки, колонны, башенки.

Выделяют две разновидности боскетов:

  1. так называемый кабинет, где растения высажены по периметру;
  2. искусственная роща представляет собой группу декоративных кустарников или деревьев, которые высажены на газоне:

Пример кабинета в регулярном парке – стриженные кусты образуют зеленую стену, в нишах которой расположены арки, установлены статуи. В центре кабинета – симметричная композиция в виде клумбы. В своем саду тоже можно сделать подобную завесу из кустарников и газона, образующую уютный уголок

Небольшая искусственная рощица, для создания которой можно использовать и декоративные растения в кадках

Регулярный сад немыслим без аккуратных газонов правильной формы, именно они во многом придают такому саду парадный и благородный облик.

История садово-паркового искусства насчитывает не одну сотню лет, уже в 16 веке садовники создавали великолепные регулярные сады и парки, окружавшие императорские дворцы. Во многом этот стиль так и остался непревзойденным, и сегодня удивляя четкостью, изяществом, роскошью и благородством линий.

Конечно, создать настоящий регулярный парк на сравнительно небольшом участке не представляется возможным, но можно использовать некоторые характерные элементы – симметричную посадку растений на геометрически правильных газонах, расположенных вдоль центральной аллеи, или несколько дорожек, расходящихся прямыми линиями от водоема или клумбы.

Два примера образования композиции вокруг центральной дорожки: 1) с помощью арки и симметрично расположенных кустарников; 2) с помощью центральной клумбы и обрамляющей ее гравийной дорожки

Можно высадить цветы на клумбах таким образом, чтобы они образовывали рабатки. Рабатка представляет собой вытянутый прямоугольный цветник, где различные цветы высажены в определенном порядке, образуя красивые узоры. Такая цветочная грядка будет прекрасно смотреться по бокам или между садовых дорожек.

Особым образом высаженные цветы образуют красивые узоры на клумбе и газонах, делая их похожими на пестрый ковер

Регулярный стиль сада предполагает также и использование скульптур или скульптурных украшений в античном стиле. Например, если центральная аллея в вашем саду довольно широкая и протяженная, ее украсят две статуи, расположенные в начале аллеи друг напротив друга. Можно использовать вазы на постаментах, или одну большую вазу в середине центральной клумбы.

Классические скульптуры – украшение регулярного парка, они дополняют композицию, живописно выглядят на фоне роскошной зелени

А также, в классическом регулярном парке обязательно имеется верхняя точка, откуда виден партер – газоны, цветники, высаженные в определенном порядке деревья. Такой сад особенно красив с высоты. В частном доме такой точкой может быть балкон.

Предлагаем вам к просмотру интересное видео

В ландшафтной архитектуре существуют два основных, принципиальных планировочных приема: свободный (он же пейзажный) и регулярный (он же формальный). Оба направления прошли сквозь все великие исторические архитектурные стили, начиная от античности и заканчивая модерном и современной архитектурой, которые привнесли свои яркие, неповторимые черты, особенности в каждый из этих стилей.

Принципиальная разница между данными приемами с позиции организации пространства состоит в том, что регулярный стиль основан на принципах геометрии, а свободный – на полном подчинении природной среде.

Особенности регулярной планировки

Регулярная планировка, по большому счету, – это наше агрессивное вторжение в естественную природную среду.

Все планировочные элементы регулярного сада должны быть красивы, красивы «до звона», гармоничны, изысканны и, насколько возможно, приближены к совершенным. Таковы главные критерии регулярного планировочного приема.

Регулярный сад отразил извечную идею об упорядочении Мира, отразил мечту о совершенном Мире и в каждую историческую эпоху являет собой пример, как люди представляли себе идеально выстроенный мир, «Парадиз».

Развитие великих исторических архитектурных стилей в Европе по периодизации различается на столетия в разных странах.

В античном саду регулярный прием встречается реже, в основном в плодовых садах, огородах, во внутренних дворах домов. Ярко иллюстрирует его вилла Адриана. Особенность регулярного приема в античном саду – абсолютная простота и ясность построения пространства. Бесконечная гармония сочетания прямых и циркульных линий, прямых углов, чистота композиции, полное отсутствие вычурности.

Религиозное мировоззрение определяло дух всей эпохи романского и готического стилей. Здесь регулярный планировочный прием находим в садах при монастырях, виноградниках, аптечных садах, садах внутри замков, декоративных огородах. Регулярный планировочный прием садов Возрождения – напоминание об античном саде римского периода. Новая эпоха провозгласила новые ценности человека с его новым взглядом на мир, его устройство, красоту земли и прославление природы. Яркими примерами таких садов являются итальянские сады на активном рельефе, симметрично спланированные и изысканно рукотворные: вилла Боргезе, вилла д’Эсте, сады Боболи. Они характерны театральными эффектами в построении пространства, украшенного сложными архитектурными декорациями.

Регулярный сад эпохи Барокко изобилует пышностью композиции, изысканностью линий, нарядностью форм, затейливостью сюжета в построении ландшафтного сценария. Это продолжение дворца под открытым небом: с залами, театрами, амфитеатрами, балюстрадами, открытыми широкими яркими партерами, роскошными водоемами и фонтанами.

Наибольшего блеска, остроты, яркости регулярный планировочный прием достиг в великих детищах гениального Анре Ленотра. Среди них, возможно, самым ярким предстает Версаль. Вид огромных открытых пространств измененной природы в масштабах, немыслимых для того времени, уже в подсознании вызывал порабощение. Это было яркой демонстрацией того, что может сделать Король-Солнце с природой, с людьми, воплощение идеи абсолютной власти над миром, над судьбами и самой природой.

Сады Рококо – в высшей степени декоративность, пышность, изысканность, витиеватость, вычурность и полная театральная иллюзорность архитектурной среды, созданной человеком как воплощение стиля, визуально изменяющим, разрывающим, опрокидывающим пространство.

Классицизм, пришедший на смену Барокко и Рококо, был обусловлен новым образом мышления, новой эстетикой зарождавшегося нового буржуазного общества. У его истоков лежали натурфилософские идеи, идеализация античности, влияние восточных культур. В ландшафтной архитектуре он тесно соприкасается с Романтизмом в его стремлении к идеализации живой природы. Новая эстетика воплотилась в свободной композиции новых садов и парков, где регулярные планировочные элементы стали только фрагментом.

Регулярный сад эпох Классицизма и Романтизма занимает очень скромное по площади, но часто центральное место: перед дворцом, как фойе, как гостиная комната на улице. Он уже не поражает монументальными масштабами регулярного сада прошедших эпох. Это уже небольшая территория как дань традиции и увертюра в восприятии грандиозных композиционных событий ландшафтного сценария свободных планов.

Регулярный сад Романтизма характеризует загадочный, изысканный рисунок. Типичным примером романтического регулярного сада можно назвать дворик перед Алупкинским дворцом со стороны моря: с партером, на котором царит изысканный фонтан.

Архитектурный стиль второй половины XIX века, часто именуемый эклектическим, в планировке регулярного сада характеризуется продолжением тенденций регулярного романтического сада с использованием, заимствованием цитат из садов прошлых эпох, чем, собственно, и принципиально отличается архитектура этого периода.

Последний великий исторический архитектурный стиль рубежа XIX–XX веков – Модерн (или Арт Нуово) – мало представлен регулярными садами. Они изысканным декоративным планом раскрываются перед зданиями, оставаясь лишь фрагментом роскошного большого свободно спланированного пространства.

К основным планировочным элементам регулярного сада можно отнести партер, боскет, водоем регулярной формы и, конечно же, геометрически выстроенную аллею как связующую ось в пространстве. Каждый из этих элементов имеет свои особенности и характеристики.

Регулярный партер – это большое пространство, которое оформляется как цветной ковер, яркий и декоративный. В разные исторические эпохи партер оформлялся по-разному.

В садах Барокко и Рококо он выполнялся из низко стриженых кустарников, например, вечнозеленых самшита, тиса; обрамляющих почвопокровные растения. Но стоит заметить, что те цветы, которые мы сейчас знаем как основные ковровые растения, были введены в культуру только в конце XIX века на основе интродукции южноафриканских цветущих почвопокровных. В прошлые исторические эпохи в культуре еще не было низкорослых ярко цветущих травянистых почвопокровных. Добиться красочного эффекта возможно было только использованием цветных материалов – таких как цветная мраморная крошка, уголь, битый кирпич, осколки цветного стекла и т. п. Поэтому в своем роде анахронизмом можно назвать применение этих материалов в нынешних регулярных садах, в то время как существует масса цветущих ковровых травянистых почвопокровных растений.

Рисунок партерных узоров варьировался от простых геометрических в садах Античности, Готики и Возрождения до буйных, вычурных и изысканных – в эпоху Барокко.

– это оформленное густо посаженными стрижеными растениями пространство, имитирующее в своей идее дворцовые галереи, театры, аркады, колоннады, анфилады залов, комнаты. Все это достигалось формированием – закреплением растений на специальных каркасах и формовочной стрижкой. Стригли любые растения: и хвойные, и лиственные, и деревья, и кустарники. Особенно идеально стриглись для создания огромных пространств залов и театров дуб, граб, бук, липа, ели, туи. Густые заросли формировались в классические боскеты. Популярный планировочный элемент регулярного сада – лабиринт – также являл собой боскет.

Искусство формовых растений – топиарное искусство – достигло своего апогея к XVII веку. В некоторых странах Западной Европы того времени считалось дурным тоном присутствие неформованных растений в садах. Они стриглись в виде архитектурных форм, скульптурных композиций, животных, птиц, геометрических фигур. Так было принято. Мир должен был быть преобразованным как эстетический идеал эпохи.

Топиар. Ботанический сад Мадейры — Фуншал

Аллеи – это геометрически выстроенные дорожки, оформленные посадками, окаймленные деревьями и кустарниками: однорядными, двухрядными, трехрядными. Особое требование к оформлению аллей состояло в том, чтобы растения, их окаймляющие, были идеально подобны – одной породы, одного вида, одного возраста. Породы могли чередоваться, но не через один, а ярусами: на переднем плане одна, на заднем – другая. Растения высаживались рядами, квадратно-гнездовым способом, в шахматном порядке. Поэтому, когда понятие «аллея» употребляется применительно к свободному ландшафту, это неверно. В свободном ландшафте аллеи не существует; там есть дорожки и тропинки, оформленные, как это характерно для естественной природной среды – группами, куртинами, массивами насаждений. Аллеи же могут быть линейные, циркульные, но обязательно подчиненные общему композиционному замыслу, всей планировочной структуре регулярного ландшафта.

Водоем – один из самых дорогих и наиболее эффектных планировочных элементов любого ландшафта, поэтому в регулярном ландшафте к нему нужно подходить с особым вниманием. Здесь он композиционно работает как украшение пространства, как брошь, драгоценность. Его форма в регулярном ландшафте эффектно красива, необыкновенно изысканна, декоративна, иногда – до изощренности в своих очертаниях. Она не должна быть проста, как мычание, что мы видим на регулярных ландшафтах сегодняшних усадеб.

Регулярный ландшафт изобилует цветовыми пятнами цветников и цветочных устройств. Это клумбы, рабатки и бордюры.

– устройство для цветочной композиции, которая, чаще всего, круглая, овальная или смешанная композиционно с прямоугольником или квадратом, с обязательно приподнятой центральной частью. Это усиливается также цветочной композицией, где по контуру применяются более низкие цветы, а к центру – повыше. Здесь же, в центре, акцентом может быть одно возвышающееся цветущее или хвойное растение, скульптура или малая архитектурная форма. Раньше в качестве такого акцента использовались почвопокровные растения на специальных каркасах, которые выполнялись в виде малых архитектурных форм и скульптур.

Рабатка – цветочная полоса, которая также в регулярном ландшафте может быть однородной или с орнаментом, выполненным из низких цветов.

Бордюр – это декоративное окаймление. Он может выполняться из стриженых вечнозеленых кустарников, ярких цветов, подчеркивающих изысканность рисунка плана аллей, площадок партера и амфитеатра.

В регулярном ландшафте активно использовались трельяжи как декоративные ширмы для разделения пространства сада. Их увивали цветущие и декоративные лианы.

Особенности пейзажного планировочного приема

Линии естественных очертаний, объемно-пространственные композиции из растений, рельефа, воды и камней, словно созданные самой природой; отсутствие прямых линий, углов и строгих геометрических фигур в рисунке плана; дорожки, повторяющие характер рельефа, извивающиеся в пространстве, как бы играя с ним; русла рукотворных ручьев и каналов, берега искусственных водоемов, которые воспринимаются как естественные; здания и сооружения, органично вписанные в рукотворную природную среду – все это характерные черты пейзажной планировки сада.

Свободный планировочный прием, его называют еще пейзажным, взошел на престол в Англии и стал царить в ландшафтной организации садов и парков всей Европы одновременно с классицизмом и романтическим стилем. Новое время, новые общественные отношения породили новую эстетику восприятия мира и человека в этом мире. На смену геометрически упорядоченной гармонии пришло восхищение естественной природной средой как образом нового «Парадиза». То было время музыки Бетховена и Шопена, поэзии Пушкина и Байрона, захватывающих сюжетов Дюма и любовных коллизий романов Жорж Санд. Время мифологических античных историй, воплощенных в живописи Николы Пуссена и романтической героики полотен Карла Брюллова. Время свободолюбия и юношеского романтизма, штормовых бурь и светлой мечты о несбыточном.

Внимание современников той эпохи сосредоточивалось также в особенном отношении к античному наследию и сказочным описаниям путешественниками садов далекой и загадочной Японии, в которых отражен весь мир в миниатюре; свободно спланированных величественных садов Китая как вселенских садов. Все это нашло отражение и стало востребованным в романтических ландшафтах: театральные декорации садов Барокко заменились таинственными гротами, заколдованными пещерами, волшебными романтическими руинами, героическими скалами и библейскими каменными хаосами.

Композиция свободно спланированных садов эпохи Романтизма строилась на совершенно иных принципах, нежели свободные планы современных ландшафтов. Объемно-пространственная композиция романтических садов базировалась на образной семантике античной мифологии и библейских сюжетов. Картины античной мифологии разыгрывались в действующих лицах с участием богов и героев, при этом сценой событий являлось само пространство сада или парка, а исполнителями – деревья, кустарники, цветы, скалы, камни, водные потоки и водные зеркала. Природные элементы, одухотворенные этими образами, и составляли композицию в пространстве как ландшафтный сценарий. То были романтические игры взрослых людей с природой – странные для нас своеобразные шарады на популярные сюжеты. Вся суть эпохи отразилась в садах Романтизма.

Принципиальная разница в использовании регулярных и свободно спланированных садов заключалась в том, что первые служили для гуляний большого количества людей, а вторые создавались как парки усадебные: их планировочные элементы не предполагали большого количества посетителей на единицу площади.

В Украине яркими образцами садов со свободной планировкой, садов мирового уровня, можно назвать совершенно гениальный Алупкинский парк, спланированный садовником Кебахом в XIX веке, парк «Софиевка» в Умани, Тростянецкий дендропарк, парк «Сокиринцы», «Александрия» в Белой Церкви.

К основным планировочным элементам свободно спланированного ландшафта можно отнести: лужайки (в отличие от партеров регулярного сада), дорожки (в отличие от аллей), тропинки, водоемы с естественными природными формами, куртины, или, по-простому, заросли и массивы (в отличие от боскетов), древесно-кустарниковые группы и солитеры в композиции насаждений.

Лужайки – это открытые пространства, многопланово обрамленные кулисами насаждений, как сцена, в развитии ландшафтного сюжета. Картины, созданные пространством лужаек, могут образовывать пейзажи ближних, средних и дальних перспектив. Картины дальних перспектив замыкаются видами на ценные архитектурные или ландшафтные объекты, находящиеся далеко за пределами территории сада, но служащие композиционными акцентами его пространства. Этот распространенный, особенно в прошлом, прием построения композиции ландшафта называется «пейзаж взаймы».

Дорожки и тропинки, связывающие основные объекты на территории сада, энергично извиваются в пространстве, плавно прорисовываются, подчиняясь свободным формам рельефа, касаясь горизонталей.

Водоемы в свободно спланированном ландшафте имитируют созданные природой ручьи, потоки, водопады, родники, озера. Их искусственно образованная природная форма, заключенная в берегах, изрезанных бухтами, окаймленных камнями, цветущими и вечнозелеными декоративными растениями, подчеркнуто декоративна, она максимально выявляет художественные достоинства природной среды, делая ее еще прекраснее.

Деревья и кустарники в пейзажном ландшафте располагаются свободно в пространстве в виде групп, куртин и массивов, создавая многоплановые кулисы пейзажных картин, дополненных отдельно стоящими выразительными деревьями или кустарниками – солитерами.

Цветы в пейзажном свободно спланированном ландшафте располагаются подобно природным цветущим лужайкам – декоративными цветовыми пятнами, бордюрами свободной формы, уже не окаймляя и подчеркивая, как в регулярном саду, геометрию пространства, а играя с ним, выстраивая его колористическую гамму и выявляя наиболее эффектные композиционные черты.

Цветник, сад Бутчардов

Свободный планировочный прием основан на максимальном подчинении природной среде и выявлении ее достоинств. Высшим пилотажем архитектора, работающего со свободным планом, является достижение ощущения того, что здесь так было всегда, здесь творила сама природа.

Елена ГНЕЗДИЛОВА, архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА