Регулярная планировка . Сад в регулярном стиле Регулярная планировка


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
высшего профессионального образования
ставропольский государственный
аграрный университет

Кафедра «Экологии и ландшафтного строительства»

Курсовая работа на тему:
« Элементы регулярного сада»

Выполнил студент
очного отделения 5 курса
специальность: «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Герасименко А.А.

Руководитель к.г.н. ,доцент, Кондратьева А.А.

Ставрополь, 2010 г.
Содержание

    Введение
    Из истории регулярного стиля
    Характеристика стиля
    Элементы регулярного стиля
    Растения для регулярного сада
    Материалы, использованные в оформлении
    Регулярный стиль в наше время
    Список используемой литературы
    Введение
Человек – часть природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем просыпаются инстинкты земледельца. Для воплощения свой желаний на участке необходимо определиться со стилем его оформлений. А это уже сложный вопрос, на который поможет ответить литература или опытный ландшафтный дизайнер.

Что же такое стиль в ландшафтном дизайне? В широком смысле стиль – это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне – регулярный и пейзажный. Каждая историческая эпоха вносила свои черты в эти направления. Не осталось в стороне и наше время.

Истоки садовых стилей уходят вглубь веков. С IX в. до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то, что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые дворцовые парки. Основные принципы стилей в ландшафтной архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и особенностями национального характера.


Основными направлениями в ландшафтном дизайне считаются регулярный и пейзажный стили, а также их ответвления – сельский сад, хайтек, модерн. В данной работе будет дана характеристика регулярному (классическому) стилю.


2. Из истории регулярного стиля
Классический или регулярный стиль сада еще называют французским. И это, объясняется тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время правления Людовика XIV, в эпоху апогея абсолютизма. Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного торжества красоты, упорядоченности и гения архитектурной мысли над природой. Человек создавал четкий, продуманный, выверенный до каждой детали парк, демонстрируя превосходство и власть, покорение окружающего его мира.
Регулярный стиль ландшафтного дизайна связывают, прежде всего, с именем Андре Ленотра – архитектора, ландшафтного дизайнера и придворного садовника Людовика XIV, который стал автором потрясающих по красоте садово-парковых ансамблей . Андре Ленотр работал в парках Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи; в парке Версальского дворца. Позже он был приглашен в Англию, где продолжил работу над проектами садовых ансамблей (он стал, в частности, автором Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне).
Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.
Регулярные сады распространились по многим странам, где они получали дальнейшее развитие и дополнялись новыми элементами.

3. Характеристика стиля
Регулярный стиль (формальный, классический) характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов. Наиболее широкое распространение этот стиль получил в садах и парках Италии. Ее сады оказали сильное влияние на композиции садов северных стран.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: "зеленая скульптура", "растительная архитектура", а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.
Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.
Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы. Посадки часто ограничиваются несколькими ярко цветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки- шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

4. Элементы регулярного стиля
1)Размер участка
Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.
2)Рельеф
Также стоит отметить, что регулярный сад – это плоская территория с отсутствием перепадов рельефа. Поэтому нередко приходится проводить большое количество земляных работ, устанавливать подпорные стенки , экраны и другие специальные конструкции.
3)Планировка
Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление от окружающей природы, поэтому хаотичность и случайное расположение садовых элементов недопустимо.
4)Партер
Главным элементом в регулярном парке является партер – открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная на участки правильной формы.
5)Партерный газон
К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный газон – это фон для солитеров и для партерных цветников.
6)Партерный цветник
Партерный (орнаментальный) цветник – это цветник со сложным узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая скульптура, вазон или фонтан.
7)Водоем
Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например.
8)Живые изгороди
Непременным элементом регулярного сада являются живые изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования сада). Создание зеленых комнат и коридоров – еще один из приемов французского парка. Очень красиво смотрятся берсо – живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.
9)Топиары
Трудно представить регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

5. Растения для регулярного сада

При оформлении регулярного сада широко используются вечнозеленые растения, способные сохранять свою декоративность и в зимнее время. Чаще всего эти растения легко поддаются стрижке, что соответствует особенностям классических садов. Это позволяет придавать кронам различные геометрические формы, создавать зеленые коридоры, боскеты, бордюры. Для создания топиарных форм походят такие растения как:

      Хвойные:

      - барбарис (обыкновенный, тунберга)

      - вяз

      - ель (колючая, обыкновенная)

      - кизильник (блестящий)

      - можжевельник (обыкновенный)

      - туя (западная)

      - самшит (вечнозеленый) и др.

      Лиственные:

      - клен (полевой, татарский)

      - липа (крупнолистная, маньчжурская)

      - чубушник

      - лох (серебристый)

      - сирень (венгерская)

      - спирея и др.

Это лишь немногий перечень деревьев и кустарников, который позволяет подчеркивать строгие симметричные линии, создавать округлые формы. Особенностями этих растений является медленный рост, способность держать линию, плотная поверхность растения. Многие из растений способны цвести в стрижке (айва, барбарис, вишня войлочная и др.) Сочетание различных видов растений позволяет создать эффектные контрастные сочетания т.к. различные виды и сорта растений имеют разнообразную окраску листвы: барбарис и кизильник – бордовые; груша лохолистная и облепиха крушиновидная – листва серебристая, золотистые формы чубушника, разные оттенки зеленого цвета у большинства видов. Также многие из растений имеют эффектную окраску в осенний период: барбарис, калина гордовина, клены гиннала, татарский, спирея и др.

В цветочном оформлении классических садов чаще всего используют однолетники, что позволяет в течение вегетационного периода несколько раз изменять палитру и микроструктуру партера по мере отцветания растений и их замены. Ранней весной ассортимент клумб и цветников в основном представляют луковичные растения: геоцинты, тюльпаны, нарциссы и др. Затем их сменяют другие лиственно-декоративные: колеусы, декоративная капуста, хосты, цинерария приморская и др.; цветочно-декоративные: петуньи, тагетисы, герань, лобелия, агератум, астры и многие другие.

Не малое значение занимают и вьющиеся растения. Арки, перголы, беседки часто уплетены такими видами как актинидия, ипомея, роза плетистая. Часто можно встретить античную скульптуру нежно уплетенную плющом, виноградом девичьим (партеноциссус), хмелем.

Главным элементом регулярного сада является конечно газон. Он служит фоном для восприятия древесно-кустарниковых композиций. Искусно разработанные газонные партеры на фоне инертных материалов являются самостоятельной и весьма декоративной частью классического сада (Большой Итальянский фонтан в Петергофе окружен таким партером). Большинство газонных трав являются представителями семейства злаки. Чистые сорта высаживаются редко, обычно газон – это различные комбинации всего четырех видов и их сортов: мятлик луговой, овсяница красная, полевица гигантская, райграс многолетний.
и т.д.................

Стиль «английский сад» появился в XVIII веке в противовес формальному стилю. Одним из ярых приверженцев нового стиля и противником французских садов был английский поэт Александр Поуп (1688 - 1744), призывавший в 1713 году в своем эссе, посвященном садоводству, вернуться от геометрических форм к «милой красоте неприкрашенной природы». Основное правило английского сада он сформулировал так: «Природа не должна быть забыта ни в чем...Руководствуйтесь духом места».

Свое дальнейшее развитие английский стиль получил благодаря романтическому направлению в искусстве и литературе - движению против классицизма и его любви к порядку, дисциплине и сдержанности. В дизайне садов влияние романтизма проявлялось в использовании растений для эмоционального вдохновения. Однако романтизм фокусировался не только на эмоциях: в то время на пьедестал было возведено крестьянство, ранее презираемое. И первоначально именно крестьяне создавали английские сады.

Истинно английский сад изначально имел скорее практическое, а не эстетическое значение. Именно поэтому в английских садах почти все травы были либо лечебными, либо используемыми в кулинарных целях, а многие деревья были фруктовыми. И только потом, когда новый стиль распространился за пределы крестьянских кругов, эстетические свойства сада вышли на первое место. Английские сады того времени имели мистическое обаяние и были призваны создавать романтическую атмосферу.

Позднее английские сады стали очень популярны в США: обилие кустов роз, многолетних цветов, увитых виноградной лозой беседок и арок из вьющихся растений, - все это позволяло создать атмосферу беззаботного веселья.

Романтически настроенного хозяина, имеющего большой участок (8-10 соток), может заинтересовать английский сад. Это декоративное садоводство будет радовать глаз своей естественностью и не потребует реконструкции. Садовод такого живописного уголка сможет долгие годы любоваться его красотой.

Английские сады - свободное, пейзажное садоводство. Оно должно выявить красоту природного ландшафта и скрыть его недостатки. Этот пейзажный сад создает иллюзию естественного происхождения сада. Сад состоит из нескольких зеленых лужаек или газонов овальной, круглой формы, соединенных между собой. Лужайки по периметру обсажены деревьями и кустарниками. Эти посадки могут быть плодовыми или декоративными.

В центре английского сада - водоем. Это может быть пруд, ручей или бассейн свободных очертаний. Рядом с водоемом - плакучая ива, стройная туя или кипарис. Деревья с плакучей или пирамидальной кроной - неотъемлемый элемент английского романтического сада. Они создают атмосферу с несколько печальным настроением.

Садовод, создающий романтический английский сад, не приветствует много цветов. Они высаживаются партером возле дома и вокруг водоема.

Вокруг лужаек можно проложить дорожки, поросшие стриженой травой. Это чисто английская традиция. Иногда на дорожки кладут плитку, посыпают гравием.

Поскольку основой английского сада является зелень посадок и лужаек, разбивать его лучше на сыроватых участках или постоянно обильно поливать. Газоны нужно регулярно стричь. Что касается деревьев на участке, когда они состарятся, их заменяют молодыми.

Характерной чертой данного стиля является то, что растения высаживаются на первый взгляд бессистемно, навевая мысли о «естественном ландшафте».














Для создания английского сада Вы можете воспользоваться следующими советами:
. Типичные для английского сада растения: мальва (штокроза, алтей розовый), наперстянка, водосбор, розы, маргаритки, ромашки, анютины глазки, пионы, фиалки, примулы, дельфиниум, глициния и др. Для лужаек хорошо подойдет высокая и пышная трава.
. Цветы и кустарники на клумбах высаживайте как можно плотнее. Сад должен быть весь в зелени и цветах (исторически это объясняется обилием дождей в Англии). Даже в засушливых областях можно добиться нужно эффекта, используя засухоустойчивые растения.
. Используйте арки, перголы и решетки, обвитые растениями.
. В английском саду должны быть скамейки: они используются как для удобства, так и в качестве дополнительного украшения сада.
. В качестве материала для малых архитектурных форм лучше всего подойдет кирпич, серый природный камень, кованое железо, натуральное дерево.

Американский сад (American garden)



Пожалуй, основное отличие американского сада от многих других - пустая и плоская, как бильярдный стол, лужайка перед домом. Каждую неделю в обязательном порядке хозяин ходит по ней с газонокосилкой, тарахтя «на всю ивановскую».

А вот белый заборчик, огораживающий участок от улицы - деталь совсем не характерная. Гораздо чаще обходятся без него. Куда обычнее «островок» - небольшая приподнятая клумба, расположенная чуть в стороне от дорожки к дому.

Среди диких больших камней, доставленных специально издалека, посажены рододендроны и небольшой клен, чьи листья осенью становятся пунцовыми.

Так что, зеленое «сукно» газона да небольшой цветущий островок - вот, собственно, и все, что можно увидеть с улицы. Зато со двора на участке в несколько десятков соток хозяева устраивают лесные «дебри», в чащобе ставят птичью деревушку из нескольких домиков. На высоком суку самого большого дерева подвешиваются качели. Обзор с них хороший, и даже взрослые нет-нет да и вспомнят детство, взмывая вверх на них. В глубине участка скрылся традиционный домик для садового инвентаря. В жилом доме хранить инвентарь американцы не любят.

Неподалеку от старого дерева выкопан «дикий» пруд. Берега его обсыпаны галькой, обсажены осокой и камышом, а вольный ветер принес откуда-то «незапланированный» иван-чай. В пруду растут водяные лилии, здесь они прекрасно себя чувствуют, а в глубине меж их стеблей мелькают декоративные рыбки. Иногда здесь садятся передохнуть стайки перелетных птиц. В Америке они совсем не боятся людей.

Планировку делают таким образом, чтобы загородить густыми посадками сад и дом от северных ветров. У лужайки с южной стороны оставляют «окно» с видом на морскую бухту. Это место оформляют бордюром из ярких цветов. Боковые границы участка оформляют стрижеными живыми изгородями, подбитыми у основания пестролистной хостой.












Итальянский сад (Italian garden)

Итальянский стиль сада, получивший свое распространение в эпоху Возрождения (XV век н.э.), называют также Медицейским. Этот термин образован от названия одного из известнейших итальянских родов - Медичи, представители которого долгое время правили Флоренцией. Медицейский тип садов имел регулярную планировку, как и французский сад, однако, основным отличием было то, что при проработке сада очень большое внимание уделялось также и архитектурным сооружениям. Таким образом, вилла являлась определенной композиционной составляющей и имела четкую взаимосвязь с окружающим ландшафтом.


Если у вас небольшой участок (около 5 соток), и вы хотите скрыться от докучливых взглядов соседей, лучше всего устроить итальянский дворик. Это небольшой садик, окруженный со всех сторон забором, стеной или постройками.

Такой дворик-сад - это идеально равный участок, разбитый прямыми или диагональными дорожками на простые геометрические формы. Выращивают здесь не только цветы, но и лекарственные травы. В центре - прямоугольный или круглый маленький водоем. Если делать по всем правилам, то водоем должен быть с фонтаном. В общем, итальянский дворик обустроен так, будто это продолжение дома, еще одна большая комната, только без крыши.

И живую природу сюда допускают только в «причесанном» виде. Кустарники и деревья обычно стригут. Причем традиция это дошла до нас еще из Древнего Рима, где кустарникам придавали форму кораблей, сосудов, храмов, фигур людей, птиц и животных. Ныне принято обходиться более простыми формами шара и куба. Сам дворик мостят плиткой либо посыпают песком, толченым кирпичом или щебенкой. Плодовые деревья располагают стройными рядами, чаще всего по границам участка. И даже их не оставляют в покое, стрижкой придавая им форму шара.

Участок в итальянском стиле может выглядеть и так. В центре расположен маленький бассейн, выложенный плиткой. На прямоугольных клумбах высажены крокусы, тюльпаны, гиацинты, нарциссы, лилии, левкои. И, конечно же, розы. Цветы дополняют ароматические травы - шалфей, лаванда. Садик украшает весьма итальянская беседка-пергола, увитая девичьим виноградом. А по нему можно пустить ипомею, которая разобьет зеленый фон цветными граммофончиками. Забавно выглядит пикантно оформленный колодец, который, хотя и выпадает из общего стиля, но решает проблему полива.














Для создания сада в Итальянском стиле:
■ Начинайте планировать сад с дома. Архитектура фасада дома должна иметь симметрично расположенные, выходящие в сад арки и выступы.
■ При возможности сделайте Ваш сад террасным. Подпорные стенки должны иметь выступы и колоннады. Зачастую у стен выращивают живые изгороди из подстриженных кустов. Террасы соединяют лестницами.
■ Если ваш сад большой, украсьте его, поставив множество малых архитектурных форм. Это могут быть беседки, павильоны, бассейны, памятники, скульптуры, птичники, фонтаны, мраморные скамьи и даже небольшие храмы.
■ При планировании сада разработайте прогулочные маршруты.
■ В теплое время года у скамеек можно выставить кадки с лимонными деревьями.
■ Перед фасадом здания при создании сада в итальянском стиле разбейте плоский сад (партер) с симметричными клумбами и фонтанами.
■ Если позволяет пространство, можно высадить небольшой садик плодовых деревьев с лужайками и ручейками.
■ Практически в каждом итальянском саду можно увидеть аллеи из кипарисов и растущими шпалерами роз и винограда, лещины, гранатов или айвы.
■ Фонтаны можно сделать в форме чаши с небольшой скульптурной композицией. Также можно устроить несколько прудов на периферии сада, важно чтобы они были прямоугольной формы.

Китайский сад (Chinese garden)

В китайской культуре ландшафтный дизайн всегда был искусством, а создатели садов руководствовались традициями и ценностями общества и религиозными принципами. Сады в Китае разбивали с XI века до нашей эры, со времен государства Чжоу. При этом если европейцы утверждают, что сад нужно посадить, то китайцы сады строят.

В китайском саде нет аккуратных газонов, как в английском, и четких линий, как в регулярном французском стиле. Китайские садовники подражают природе и пытаются на небольшом участке создать уголок природы, такой же разнообразный, как сам Китай. В этом ландшафте могут присутствовать горы, озера, реки и деревья. Важно, чтобы сад помогал человеку найти баланс и гармонию с окружающей его природой.



Для создания сада в китайском стиле используйте три основополагающих классических принципа:

1. Сад должен выглядеть максимально естественно. В китайском саду должно создаваться ощущение, что вы выбрались на природу, и все вокруг появилось без помощи человека. Произвольные образы в таком саду являются доминантными, позволяют насладиться прикосновением к природе и приглашают к размышлениям и медитации.

2. Сад надлежит выстроить таким образом, чтобы он являлся самодостаточным миром в миниатюре. Для того чтобы хозяину сада благоволили силы вселенной, в саду следует разместить символы составляющих Вселенной - знаки инь и янь, символизирующее единство противоположностей. Камни и вода, садовые цветы и естественный ландшафт, а также рисунки и архитектурные формы должны подчеркнуть гармонию Вашего сада.

3. Китайский сад должен приносить новые впечатления и подчеркивать многообразие образов даже на небольшом пространстве. Для этого используйте многоплановую перспективу, прокладывайте тропы и мосты таким образом, чтобы нужно было сделать больше шагов, чтобы пройти из одного места сада в другое. Часто сады в Китае состоят из нескольких небольших садиков, совершенно разных по оформлению, разделенных кустарниками, галереями, стенами или даже зданиями.














Кроме этого для создания садов в китайском стиле следует придерживаться следующих рекомендаций:
■ Сажайте в саду деревья со скрюченными ветками, кривыми стволами и оголенными корнями. Китайские садовники очень любят горные сосны – символ мужества, силы и долголетия и бамбук – символ живительной пустоты. Персик и слива в Китае - это «дерево счастья», а плакучая ива - символ мужского начала «янь».

■ Лужайки в саду можно засеять лекарственными растениями или злаками. Часто также в таком саду выращивают древовидные пионы, которые в Китае носят название «царя цветов» за свой рост (от 1 до 1,5 метров) и долголетие. Такие пионы могут расти до 100-150 лет на одном месте. Также в китайском саду выращивают хризантемы и ирисы, которые высаживают у водоемов, камней и на склонах холмов.

■ Важно знать, что по убеждениям китайцев сад представляет собой продолжение дома, и если он лишен растительности, он открыт ветрам, которые унесут жизненную энергию «ци». Поэтому сажайте разнообразные растения в саду, обрамляйте стены плющом и диким виноградом. Ваши растения сохранят целебную энергию и принесут в дом здоровье и долголетие.

Мавританский сад (Moorish garden)

Первые мавританские (мусульманские) сады – это оазисы в жаркой пустыни, облагороженные человеком. Знаменитые Висячие сады царицы Семирамиды - одно из семи чудес света древности - были созданы именно в этом стиле. Легенда гласит, что Навуходоносор II, правитель Вавилона, женился на мидийской принцессе для подтверждения военного союза двух держав против Ассирии. Однако Вавилон, в отличие от цветущей Мидии, стоял на голой равнине, и принцесса очень тосковала по родине. Для того чтобы порадовать свою жену, Навуходоносор II приказал возвести эти величественные сооружения.


Мавританский стиль в ландшафтном дизайне часто сравнивают с раем на земле. Он родом из Африки, но сегодняшняя интерпретация имеет, скорее, южно-испанское происхождение: мусульманская культура оставила тут глубокие корни в период владычества арабов. В последствие, сказочные, сладкие, манящие сады Шехерезады были адаптированы христианами, но сохранились основные принципы мавританского стиля, который завоевал сердца европейцев.

Важнейший, центральный элемент сад - источник воды, фонтан или водоем. Вода в восточных странах имеет магическую власть, поскольку это - ценнейшая драгоценность. От источника в четырех направлениях расходятся аллеи или каналы. Они символизируют 4 реки, вытекающие из райского сада во все стороны света. Образовавшиеся 4 части сада - 4 квадрата - в свою очередь делятся на новые 4 части. И опять в центре каждой части - искрящийся источник с расходящимися аллеям.

При всей геометрической правильности и структурности, экзотические растения, пряные травы, деревья и кустарники размещаются абсолютно произвольно, наполняя сад благоуханием, изысканностью. Газоны практически отсутствуют, а все пространство между деревьями, кустарниками, цветами вымощено плиткой.

Безусловно, повторить или точно воспроизвести все великолепие садов Альгамбры, Тадж-Махала или Хумаюна в современной средней полосе России навряд ли удастся. Но райский уголок возможно воплотить даже в достаточно аскетичных климатических условиях. Важное преимущество мавританского сада - его неприхотливость в обслуживании. Достаточно первоначально выстроить композицию, и впоследствии поддерживать естественный рост деревьев и кустарников. Мавританский стиль не требует больших пространств, но чем меньше площадь сада, тем тщательнее ведется подбор используемых растений.

Мебель для интерьера подбирают также в восточном стиле, украшают ее всевозможными подушками. Закрытые беседки мавританского стиля оборудуются большими окнами, поэтому летом в ней не будет душно.














Для создания мавританского стиля ландшафтного дизайна придерживайтесь следующих правил:
. Сердцем мавританского сада является водоем. Это может быть пруд, фонтан или канал. Традиционно для мавританских садов вода - это большая ценность, поэтому водоемы обычно не очень большие по размеру, однако их располагают таким образом, чтобы вода была всегда заметна из любого уголка сада.

Классическое расположение сада - это фонтан или пруд в центре, из которого в четыре стороны света вода течет по каналам к краям сада. Если сад правильной формы, то каналы делят его на четыре равных квадрата, а если мавританский сад достаточно большой по размеру, каждый из больших квадратов можно разбить на четыре более маленьких таким же образом.

Мавританские сады, так же как и французские, отличает геометрическая правильность и регулярность в планировке. Однако планы мавританских садов напоминают восточные узоры, растительность в таком саде обычно произрастает без какой-либо обработки садовыми ножницами и быстро заполняет все пространство между дорожками и водоемами.

Свободные пространства в мавританском саду заполняются декоративным мощением разноцветной плиткой или камнями. Выполняемые узоры могут напоминать восточный ковер.

В мавританском стиле имеется несколько важных особенностей. К примеру, нельзя использовать статуи и фонтаны, изображающие фигуры или лица людей, так как это запрещено мусульманской верой.
Вода в жарких мусульманских странах очень ценится, и у фонтанов обычно нет напора, который позволяет струям воды бить высоко вверх. Для мавританского сада традиционны небольшие журчащие ручейки, которые струятся из высоких ваз, установленных по центру водоема, украшенного мусульманскими звездами.

Также для большого мавританского сада характерны перголы, крытые арки и галереи, увитые цветами и диким виноградом.

Рядом с бассейном часто устраивают розарий, однако подбирать цветы стоит не только по цвету, но таким образом, чтобы сочетание их ароматов во время цветения создавало приятную композицию.

Немецкий сад (German garden)



1. Ordnung muss sein. «Порядок прежде всего» - любимая немецкая поговорка. Произнося эту фразу, типичный немец имеет очень одухотворенное выражение лица. Врожденная любовь к чистоте, на взгляд русского обывателя, иногда принимает формы тихого помешательства: субботне-воскресные утренние стрижки газонов, когда все нормальные люди должны еще нежиться в постели, периодическое выщипывание семенных головок у анютиных глазок и полное отсутствие сорняков в цветниках и щелях мощения - самые легкие жертвы, на которые могут пойти немцы ради поддержания порядка.

Доходит до того, что большие расстояния между посадками многолетников специально оставляют для того, чтобы можно было свободно пройти и прополоть. А потом вымыть до блеска инструмент (а то и продезинфицировать) и поставить его на специально отведенную полку в садовый сарайчик с крахмально-белыми занавесками на окнах.

2. Немцы обладают удивительным свойством сочетать несочетаемое. Даже в самые практичные решения (а немцы известные прагматики!) они всегда добавят каплю романтики. Например, выбирая садовые светильники, типичный немец всегда задастся вопросом: зачем тратиться на стационарное освещение, если существует Луна, а из менее глобальных светил - факелы, фонари на солнечных батарейках и свечи, которые к тому же создадут более интимное настроение в вечернем саду? Стационарный свет, ну что ж, на входе в дом он необходим, но только с датчиками движения. Такая экономия оправдает затраты.

3. Любовь к комфорту и отдыху подталкивает немцев не только к соседству с русскими на курортах Турции, но и к тщательному планированию своего участка под девизом «Минимум забот - максимум удовольствия». Такой подход диктует определенную структуру сада: обычно это большой газон или площади мощения, по размерам превосходящие площади посадок, иногда с солитером, иногда без. Действительно, меньше растений - меньше работы. Желанием иметь как можно больше свободного времени объясняется и привязанность к хвойным и вечнозеленым лиственным деревьям и кустарникам, декоративным круглогодично и не требующем особого ухода - один раз посадил и можно смело отдыхать все четыре сезона.

Редко кто занимается выращиванием летников из семян - стоят они копейки, закупаются по необходимости и выбрасываются сразу после потери декоративности. Одним из главных элементов сада является зона отдыха с обязательным барбекю (мясо во всех его проявлениях - традиционная немецкая еда) - американский вариант нашего шашлыка, вокруг которого каждые выходные собирается вся семья. Вы спросите, а как же это стыкуется со стрижкой газона и выщипыванием анютиных глазок? Так порядок - прежде всего, а потом уже барбекю. К тому же немного работы в саду - это тоже удовольствие.

4. Необходимость показать определенный уровень достатка и быть, как минимум, не хуже, чем соседи - еще одна характерная немецкая черта. Она обычно находит свое отражение в оформлении входной зоны - нарочито напоказ, для случайного наблюдателя с дороги. Эта псевдооткрытость, красивоцветущие растения, обычно гортензии, розы, клематисы, архитектурные злаки, юкки призваны создать впечатление стабильности и процветания и выполняют ту же роль, что и фотография с белоснежной улыбкой в тридцать два зуба на резюме обычного немца.

Сезонная смена контейнерных посадок и декоративных украшений у входа и на балконе часто превращается в соревнование между соседями - у кого ярче, интереснее, красивее. Поводом для смены декораций служат не только праздники (Рождество, Пасха), но и просто, например, начало осени.






5. При всей дружелюбности и кажущейся открытости в городских садах (или при плотной застройке) очень четко обозначенны границы общественного и личного, что проявляется не только в опущенных жалюзи на вечерних окнах, но и в наличии строго определенной личной зоны в саду, в которую разрешен доступ только близким людям. Если есть участок за домом, он обычно скрыт от соседей высокими плотными изгородями. В деревенях, где дома стоят более разреженно и имеется много красивых пейзажей, владельцы могут себе позволить использование красивых ландшафтных видов в структуре сада без боязни «попасть под наблюдение».

6. Немцы - скорее прирожденные инженеры и архитекторы, чем садовники. Германия славится прекрасными ландшафтными парками, потрясающим городским озеленением и креативными водными сооружениями. В частных садах и общественных парках можно увидеть множество удачных композиций с архитектурной и колористической точек зрения... но при этом у немцев, в отличие от англичан и русских, полностью отсутствует ботанический интерес - какая разница, как называется это сорт, главное, что он выглядит так, как надо.

Поэтому очень часто в садовых магазинах можно увидеть, например, розы с этикеткой «Роза чайногибридная» и фотографией цветка, без указания сорта. Здесь каждый сам себе дизайнер, поэтому профессионально выполненные малые сады в Германии - большая редкость.

7. Любовь к малой родине и ее истории находит отражение в частных садах. В бывших угледобывающих регионах Северного Рейна-Вестфалии, например, часто можно встретить отслужившую свой век шахтную вагонетку, приспособленную под цветник. Выглядит трогательно, если не сказать, сказочно. Кстати о сказках - именно в Германии изобрели садовых гномиков и щедро расставили их фигурки в своих садах.

Иногда они смотрятся к месту, иногда это явный кич, но точно ясно - что это типично немецкий путь украшения сада. Гномиками немцы обычно не ограничиваются, и садовые центры продают десятки вариантов пластиковых уток для пруда, кошек и собак для сада и садовых скульптур из различных материалов. Не берусь осуждать подобную любовь к декорациям, но на мой взгляд, в немецких садах существует явный переизбыток малых архитектурных форм.

8. Жители Германии - люди трудолюбивые, и, как и русских, их тянет к земле, потому что такое времяпровождение помогает расслабиться и отдохнуть на природе от дома и офиса, исключительно в свое в удовольствие. Многие городские жители, имеющие зеленые насаждения только на балконе, арендуют «дачи» - участки земли в одну-две сотки, непригодные для строительства, обычно вдоль железных дорог, только для того, чтобы вдоволь поогородничать в выходные.

Удивительно, насколько эти немецкие дачи похожи на наши, только чуть миниатюрнее и ухоженнее. Огород, сарайчик, солнце, воздух и хорошее пиво - один из немецких рецептов счастья, и это подтверждается статистикой. Общества дачников растут год от года, а средний возраст их участников с середины девяностых «помолодел» аж на десять лет.







Русский сад



Русский сад отличается своей простотой и практичностью. Издревле на Руси использовали регулярный сад. Главным назначением такого сада было получение урожая плодов и лекарственных растений. Поэтому для русского сада нехарактерно какое-либо декоративное садоводство.

Возле дома обязательно должен быть палисадник, окруженный невысоким забором. Цветы в палисаднике выращиваются совершенно разные: розы, лилии, календула, ромашка. На богатых усадьбах очень популярны круглые клумбы с маргаритками и георгинами.

Русская природа немыслима без березок. Поэтому ни одна усадьба не обходилась без романтического уголка, обсаженного березками, рябиной и елочками, лиловой сирени и белой гортензии и беседки в тенистом углу среди чубушника, папоротников, ирисов и душистого горошка. Этот неброский незатейливый пейзаж так близок русскому сердцу!

Осенью русский сад украшали астры, хризантемы, подсолнух - любимец в каждом саду.

Все хозяйственные постройки и двор находились непосредственно возле дома.
За домом и двором был сад-огород. В русских садах всегда выращивали яблони, груши, вишни, сливы. Особенно, конечно полюбились яблоки.

Из кустарников самыми популярными во все времена были смородина, малина, крыжовник.














В силу географического положения не все виды растений могли вырасти на Руси. Только с развитием селекции стали появляться сорта теплолюбивых растений, приспособленные для жизни и плодоношения в наших непростых условиях.

Не сразу к русским садоводам средней полосы пришли виноград, черешня, абрикос. Но они очень полюбились на Руси и заняли достойное место среди долгожителей русского сада.

Сад в Тайланде



Садам в Тайланде уделяется очень большое внимание. Сады здесь носят философский характер, они служат местом медитации буддистов. Самый знаменитый в Тайланде сад - это сад королевского дворца в Бангкоке. Здесь сразу попадаешь в атмосферу невероятного цветового многообразия, изощренности форм, позолоты, блеска.

Европейцу трудно это выдержать. Но вот - скромное деревце, кусок ровного газона, стриженый куст. И все привычное, успокаивающее. В галерее со скульптурами изумрудного Будды, страшных демонов начинаешь невольно вглядываться в композиции из декоративных растений среди серых камней и в бетонных вазах.

Есть здесь и бархатцы, и петунии, есть ровная зелень газона.
Цветы высаживают не только в грунт. Популярны в декоре горшечные растения. Среди аллеи вдруг возникает пальма, посаженная в китайскую вазу.

Камни в садах играют большую роль. Их специально привозят в столицу с севера страны.
Бангкок расположен на болотистой почве, что создает известные трудности в разбивке и содержании садов.

Когда-то в Тайланде преобладали джунгли. Именно в джунглях тайцы чувствовали себя как дома. Когда они жили в общем родовом пространстве, то индивидуальное святилище было у каждого свое, далеко в лесу. До сих пор сохранилась эта традиция. В столице Тайланда можно увидеть рядом с современными зданиями маленькие садики, устроенные с большим вкусом, где среди зелени прячется дом для духа. Он украшается гирляндами и букетами, ярко выделяясь на фоне небоскребов.

Тайцы предпочитают сады, приближенные к естественному ландшафту, но часто можно наблюдать плавные переходы от природных к рукотворным пейзажам.

Сердце каждого тайского дома - сад с непременным бассейном и фонтанчиком. Жилище словно пронизано садом, а точнее привязано к нему, как повелось с древности. Тем более, что в непарадной зоне, за домом проходит большая часть жизни хозяев.

Эта традиция сохранена даже в гигантском гостиничном комплексе «Амбассадор», в центре которого расположен сад. Сквозь стекла первого этажа он зрительно переходит в рощи бамбука вокруг отеля, волны кустов на террасах, перекликается своими бассейнами с пляжем и морем.

В этой стране нет ярко выраженных стереотипов, тиражируемых приемов. Есть лишь удачное сочетание древней традиции и всего того, что впитала в себя тайская культура на протяжении своей истории.









Французский сад (French garden)

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии.

Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.). Основная идея формирования французского сада в ландшафтном дизайне - четкий порядок и симметрия в одном.



Представьте себе равнинный сад, максимально открытый в окружающую природу. Основной принцип его планировки - четкость и идеальная симметричность его композиции. Перед домом разбивают партер, обычно сплошь покрытый цветами. Его окаймляют низким бордюром из стриженых кустарников или дорожками, посыпанными песком или гравием.

Французский стиль - это развитие идеи регулярной планировки. Здесь искусство садовника возобладает над природой, подчиняя ее строгому порядку и заковывая в четкие геометрические формы.

Растениям стрижкой часто придают искусственную форму. Четкая зеленая стена стриженой изгороди - обязательный элемент французского сада. Еще один неотъемлемый элемент - треугольники и перголы, оплетенные вьющимися растениями. Очень популярны боскеты - плотные массивы деревьев, окруженные стрижеными кустарниками.

Тенистые аллеи, воспринимающиеся нами, как нечто до боли русское, на самом деле к нам пришли из Франции. Правда, французы стригли у деревьев кроны. Кстати, небольшой боскет в любительском саду - не такая уж бредовая идея. Деревья могут быть и плодовыми, а кустарник, например, барбарис.

Относительно новыми элементами во французском саду стали бетонные плитки на дорожках, мощение дорожек специальным кирпичом. Очень популярны у французов горшки и контейнеры с цветами возле домов.

Конечно, французский сад - это очень непрактичный сад. Это не сад, дающий плоды, а сад для отдыха.













Для того чтобы создать стиль ландшафтного дизайна «французский сад»:
■ Сформируйте основную идею создания сада. Все элементы на плане должны быть геометрически правильными, все изгибы должны быть построены с помощью циркуля.
■ Формируйте французский сад таким образом, чтобы он имел две ключевые точки - нижнюю, в которой расположен главный вход, и верхнюю, с которой открывается вид на весь сад. Верхней точкой обычно служит дом, у которого разбит сад.
■ Если участок, на котором нужно разбить французский сад, имеет значительную разницу высот, сад формируют каскадом ровных террас, соединенных лестницами и обведенных подпорными стенами.
■ Хорошо подойдут для оформления французского сада каскады фонтанов, строгой формы бассейны, небольшие пристенные фонтанчики.
■ Тщательно отбирайте растения для озеленения французского сада. Очень важно, чтобы растения хорошо стриглись, были устойчивы к болезням, быстро принимали геометрически правильную форму и имели достаточно монолитный вид.
■ Неотъемлемая часть французского парка - тщательно подстриженные, ровные зеленые газоны.
■ Обязательно используйте боскеты - ровно подстриженные деревья и кустарники, образующие зеленые стены. При помощи боскет можно создать уединенные зоны для отдыха и работы на свежем воздухе.
■ Для французского сада характерно обилие скульптур в античном стиле и общая атмосфера торжественности и театральности.
■ Для поддержания французского сада обязательно требуется постоянная работа садовника. Необходимо ежедневно и тщательно обстригать кусты, деревья и газоны, ухаживать за дорожками и цветниками.

Японский сад (Japanese garden)

Первые записи о создании садов в Японии датируются VI веком. В тогдашней столице Японии, городе Нара, на территории дворца императора были разбиты сады с использованием традиций, присущих китайскому стилю. Основные элементы, которые использовались при оформлении сада - это камень и вода.

Также с VIII века, когда китайские монахи принесли в Японию буддизм, японцы стали создавать сады камней. Считалось, что камни скрывают в себе статуи Будды, а значит, являются священными, высекли из камня статую или нет. Сады, состоящие из камней и песка, являлись выдающимися произведениями того времени. С IX по XII века была возведена новая столица - город Киото, в котором японские мастера воплотили особенности своего восприятия мира в новых садах для богатых граждан.

Сады для чайных церемоний позволяли наслаждаться гармонией живой природы, ведя неторопливые беседы в беседке.



Глубокое голубое небо, зелень лужайки, поросшей мхом, будто нежной кожей, ослепительная белизна стен дома, киноварь цветов на балконе и мостика над искусственным ручейком… Здесь нет ничего лишнего, гармония достигается немногими средствами. На небольшом участке возле дома представлены все стихии природы.

Землю олицетворяют огромные валуны - «горные гряды», белая каменная крошка дорожек, контрастирующая с зеленым мхом. Вода представлена «горным» ручьем, по дуге впадающим в пруд. Огонь олицетворяет традиционный каменный фонарь «тахи-гага», установленный на возвышении по соседству с истоком ручья. Когда-то в Японии было принято ставить такие фонари в усыпальницах святых и в храмах, но сегодня они своей выразительной формой украшают многие сады.

Мир растений в японском саду представлен бамбуком, сосной, хостой и вереском. Одинокой сосне обычно придают скульптурную форму. Чтобы крона не разрасталась, как в дикой природе, все веточки периодически обрезают. Благодаря этому и получились зеленые «подушки», уютно разложенные на ветках сосны.

Бамбук в японском саду «существует» в нескольких видах: из него сделаны ворота и лоток для воды, на склоне у пруда ставят подпорные стенки из толстых стволов.

У входных ворот и по границе участка высажен живой бамбук. Любой, даже слабый ветерок, колышет их тонкие стебли, и он наклоняется, будто приветствует гостей.

Изогнутая дорожка весьма символично пересекается с ручьем в самом центре участка. Здесь через воду перекинут легкий изогнутый мостик.

Японцы считают, что, переходя по мосту через какую-либо преграду, человек попадает в другой мир и открывает для себя совершенно новые перспективы.














Для создания японского стиля ландшафтного дизайна используйте следующие правила:
. Основное правило при создании японского сада - выдерживать контраст между открытыми и закрытыми пространствами. Не стремитесь к заполнению каждого клочка почвы, гармония во всем - вот основа японской культуры.
. Для японского стиля оформления сада обязательным элементом является водоем. Желательно, чтобы он казался естественным - это может быть ручей, пруд или водопад. Вода добавит динамики в пейзаж и отлично поможет отвлечься от повседневных дел большого города. Через ручей можно перекинуть небольшой мостик, который часто окрашивают в красный цвет.
. Если нет возможности использовать воду для японского сада, можно создать русло высохшего ручья или озеро из песка. Волны, нарисованные на песке, создадут иллюзию воды и помогут расслабиться во время их созерцания.

Выбирайте следующие кустарники и деревья для посадки: азалия, вишня, камелия, кизильник, карликовая ель и сосна, и другие хвойные формы небольшого размера. Крокус, хост, цикламен, кувшинки, японский ирис и другие похожие травянистые растения помогут украсить Ваш сад. Бонсай, бамбук, папоротники, мох, фигурные кусты хвойных, различные декоративные травянистые растения, газоны с травой небольшой высоты добавят в японский сад гармонии.

Хорошо подойдут для оформления сада дорожки из камней. Возьмите твердые и шероховатые камни неправильной формы шириной примерно 30 см и выложите ими дорожку через сад. Расстояние между камнями - 30-45 см.
. Добавьте к Вашему саду малые архитектурные формы в японском стиле. Можно поставить в саду небольшую беседку для чайной церемонии, хорошо будет смотреться красивый фонарь из шелка или рисовой бумаги с иероглифами. Также можно поставить небольшую статую Будды.

Каждое стилистическое направление в ландшафтном дизайне обладает основными, только ему присущими признаками, которые невозможно спутать ни с какими другими. Увидев, например, в саду или в парке правильные геометрические формы, вы можете быть уверены, что перед вами сад в регулярном стиле.

Однако геометричность форм – это не единственный критерий регулярности. Каким должен быть настоящий регулярный сад, каковы его типовые признаки – давайте разберём.

Для начала немного истории

Регулярный парк ещё называют геометрическим, формальным и французским. Ну, геометрический понятно почему, формальный – от слова форма. А французским его называют, потому что своей наивысшей популярности он достиг именно во Франции XVII-XVIII века (эпоха барокко). Самый яркий пример – это прекрасный парк Версаля, который создал ландшафтный архитектор Андре Ленотр для Людовика XIV.

Франция всегда была законодательницей моды. Если что-то стало модным во Франции, значит, скоро это станет модным во всём мире. Так случилось и с регулярными садами – другие страны Европы быстро переняли новый стиль ландшафтного искусства.

Отсюда и пошло название французский парк. Однако с исторической точки зрения оно неверно. Потому что изначально регулярное направление сформировалось в Италии в эпоху Ренессанса.

Что означает слово – регулярный?

Вообще регулярность – синоним упорядоченности, структурности, правильности. Скорее всего, появлению регулярного стиля способствовало извечное человеческое желание управлять природой, подчинять её себе. И такие парки – это своеобразный способ реализовать своё желание, упорядочить природу. Ведь в них есть возможность противопоставить рукотворное – природному, геометрическое – бесформенному.

Типовые признаки формального направления

В саду формального направления:

Присутствуют строгие, прямые линии
имеется основная композиционная ось
в создании всех композиций, в том числе и в планировке сада, использована геометрия
декоративные и функциональные элементы расположены симметрично
отсутствует разнообразие элементов, многие из них многократно повторяются
центром сада является здание, дом
деревьям и кустарникам придана геометрическая или художественная форма
имеются чёткие границы между садом и окружающей его местностью
под разбивку используются в основном ровные поверхности, а при более выраженном рельефе сад оформляется в виде террас, соединяющихся лестницами.

Основные элементы

На протяжении всей истории развития в формальном направлении сформировался набор характерных элементов, которые рекомендованы при создании парков такого типа. И каждый элемент регулярного парка говорит о его рукотворности и искусственности. Поговорим о них подробнее.

Партер

Это декоративная посадочная гряда, чаще квадратной формы (но могут быть и в форме круга, овала), по периметру которой высажены подстриженные низкорослые растения. Заполняет гряду узорный орнамент из декоративных растений, гравий различных оттенков или цветы (партерный цветник). Партеры разделены песчаными дорожками.

Кружевной партер

Кружевной партер отличается от обычного сильно вьющимся, закрученным узором. Узор могут формировать подстриженный тис или самшит, либо цветной гравий, песок.

Это орнаментальный цветник, где специально подобранные по цвету и срокам цветения растения формируют сложный узор. В его центре может стоять фонтан, небольшая скульптура или вазон.

Его, как правило, используют в качестве фона для партерных цветников и солитеров. Однако газон может быть самостоятельным декоративным элементом. Тогда семена трав высаживаются по чётко размеченному шаблонному узору. В этом случае он может иметь обрамление в виде ленты цветного гравия или растительного бордюра.

Это участок, где посажена небольшая группа деревьев или кустарников, подвергнутых декоративной стрижке. Такие участки представляли собой искусственные рощицы на плоском газоне или на поляне. А если деревья были расположены по периметру, то такие боскеты назывались зелёными кабинетами.

Аллея

Этот элемент всем знаком и не нуждается в особом представлении. Это прямая дорожка, по краям которой высажены деревья.

Куст или дерево, которым посредством стрижки придана определённая, чаще геометрическая, форма.

Живые изгороди

Это непременный атрибут регулярного сада. Живые изгороди выступают не только как декоративные элементы, они также делят территорию на зоны. Их часто используют при создании лабиринтов, бордюров.

Гусиная лапка

Так называют 3-5 дорожек или аллей, сходящихся в одной точке, обычно в центре композиции.

Водоём

Водоёмы сада в регулярном стиле могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, с чёткой береговой линией. В прибрежной зоне рядами высаживают растения. На больших участках создают каскады.

Скульптура

Скульптурные композиции используются для одушевления сада, а также для усиления перспектив.

При создании сада необязательно использовать все вышеперечисленные элементы. Можно взять некоторые из них, те, что больше подходят к конкретному рельефу, размерам территории, и составить достойную композицию. Главное – соблюдать правила формального направления.

Начинать планирование своего сада следует с выбора садового стиля.


Что такое садовый стиль

Чтобы определиться с выбором стиля, нужно сначала в этом разобраться. В ландшафтном дизайне садовый стиль - это использование определенных приемов и способов планирования сада, объединенных общей идеей. При этом применяются малые архитектурные формы (скульптура, фонтаны, решетки, перголы), декоративные композиции (водоемы, альпинарии, цветники), различные типы покрытий, ограждений, определенные виды растений и их сочетания, характерные для каждого стиля.

В настоящее время существует два основных стилевых направления в ландшафтном дизайне, от которых взяли свое начало все остальные: регулярное и пейзажное. Чтобы сделать правильный выбор, нужно познакомиться с особенностями каждого.

В саду, выполненном в регулярном стиле, все подчинено геометрии, которая является главным источником красоты и гармонии. Для регулярного стиля характерны строгость, симметрия, торжественность, парадность, стремление к высшему порядку. В таком саду человек стремится подчинить себе природу, навести идеальный порядок.

Основные особенности регулярного стиля:

  • наличие оси симметрии в саду;
  • прямые дорожки;
  • геометрические формы (круг, квадрат, шестигранник, прямоугольник) газонов, клумб, водоемов;
  • использование античной скульптуры и фонтанов;
  • стриженые формы деревьев и кустарников.

Часто фонтаны и скульптурные композиции окаймляются бордюрами

из однолетников или структурных многолетников, таких как хосты

Регулярный стиль в садовом искусстве имеет богатую историю, насчитывающую не одну тысячу лет: он зародился еще в Древнем Египте и Вавилоне (висячие сады Семирамиды), получил свое развитие в античной Греции и Риме. Даже в эпоху Средневековья регулярные сады были в моде, но своего расцвета они достигли в эпоху Возрождения: именно в это время сады создавались с роскошными фонтанами и скульптурой, а также гротами (вилла д’Эсте в Италии). Появилось топиарное искусство - фигурная стрижка деревьев и кустарников.

Позднее, когда пришла мода на регулярный классицизм, появились такие жемчужины садово-паркового искусства, как Версаль во Франции, Петергоф в России и многие другие парки. Для них характерны: наличие водных и цветочных партеров геометрической формы со скульптурами, роскошных золоченых фонтанов, раскрытие дальней перспективы, использование диагональных лучевых дорог, закрытые пространства, ограниченные высокими стрижеными изгородями («зеленые залы»), фигурная стрижка деревьев и кустарников. При этом используются контейнеры в виде античных вазонов или строгой кубической формы, штамбовые деревья, кованые скамьи, а также арки, перголы, обелиски, берсо, трельяжи для вьющихся растений. В таких садах-парках устанавливаются беседки и небольшие павильоны.

Раньше, создавая сады в регулярном стиле, человек стремился показать свое превосходство над природой, подчеркивал свою власть над ней. Сейчас уже нет в этом необходимости. Поэтому регулярные сады являются памятниками садово-паркового искусства и служат источником вдохновения для создания новых стилей. Нужен ли сегодня регулярный стиль в современном саду и в современной жизни с ее стремительными ритмами? О вкусах, как говорится, не спорят. Регулярный стиль часто используется там, где нужно подчеркнуть торжественность, парадность, монументальность, - перед общественными зданиями и правительственными резиденциями, в парадной части парков и т.д.

В частных садах регулярный стиль встречается значительно реже. Выбор садового стиля часто зависит от архитектурного стиля дома на участке. Если дом выстроен в классическом стиле (с колоннами, вазонами, скульптурой), то оформление прилегающего к нему участка в регулярном стиле будет вполне оправданно и уместно. Регулярный сад требует большого пространства, чтобы показать перспективу. Но и в малом саду он будет вполне уместен: можно, например, создать в нем небольшой партер из четырех квадратных клумб, окаймленных низкой живой изгородью, с небольшим фонтаном, вазоном с цветами, скульптурой или солнечными часами в центре. Иногда вместо цветов в клумбы высаживают пряно-ароматические травы. В этом случае дорожки между клумбами хорошо засыпать мелким гравием.

Регулярный стиль часто применяется для оформления въездной зоны, даже если остальная часть выполнена в другом стиле. Здесь будут уместны большой прямоугольный или круглый партер, или клумба с однолетниками или розами одинаковой высоты, или газон, окаймленный узкой рабаткой из цветущих растений. Иногда в парадной зоне перед домом используется скульптура. Модульные сад или огород тоже нередко выполняются в регулярном стиле - в них должна быть обязательно ось симметрии, а дорожки между модулями иметь твердое мощение (гравий, плитка, натуральный камень).

К сожалению, регулярный стиль возник в странах с мягким климатом, где хорошо растут и зимуют вечнозеленые растения, пригодные для живых изгородей и топиарной стрижки (тисы, самшиты, лавры). В садах Петербурга и его окрестностей они заменены на альтернативные растения. Для высоких живых изгородей используется липа, для создания пирамид, спиралей, шаров и садовой скульптуры - туя западная. Для фигурной живой изгороди - кизильник, боярышник. Штамбовые вечнозеленые деревца (лавры, фикусы) применяются в подстановочной культуре (убираются на зиму в отапливаемые теплицы).

В регулярном стиле используются античная скульптура, солнечные часы, фонтаны в виде чаш и раковин, гроты, поилки для птиц, разнообразные вазоны для цветов классической формы, а также беседки и различные павильоны для отдыха. Для мощения чаще всего применяется мелкий гравий светлых оттенков. Водоемы имеют строгую геометрическую форму (круг, квадрат, многогранник) и располагаются симметрично относительно главной оси.


Пейзажный стиль

Все в этом мире имеет свою противоположность, поэтому нет ничего удивительного в появлении отличного от регулярного стиля пейзажного направления в садово-парковом искусстве. Он возник и сформировался в начале восемнадцатого века в Англии как отражение социально-политических и философских представлений эпохи Просвещения. Идея возврата человека назад к природе стала в то время весьма популярной и нашла много сторонников. Начавшаяся индустриализация и появление мегаполисов привели к тому, что большая часть населения стран Западной Европы концентрировалась в крупных городах. Все это способствовало появлению и развитию пейзажного стиля сначала в парках, а затем и в загородных усадьбах.

Принято считать, что пейзажный стиль пришел в Европу с Востока, из Китая и Японии, поскольку в этих странах сады всегда создавались исключительно в ландшафтном стиле. Однако европейцы скорее заимствовали внешнюю сторону восточного дизайна: в садах и парках устанавливались беседки, павильоны, пагоды в китайском стиле, сады украшались японскими мостиками. Восточный сад с его философским смыслом, глубоким символизмом и лаконичностью появился в Европе значительно позже - только в начале двадцатого века. Поэтому возникновение пейзажного стиля было скорее не подражанием восточным традициям, а естественным результатом развития общества.



Создание пейзажных парков получило наибольшее распространение сначала в Англии, потому что ее природные условия способствовали этому: мягкий влажный климат, обилие туманов, обширные луга и пастбища, невысокие холмы, живые изгороди из высокорослых кустарников, разделяющие сады, поля, группы деревьев. Позднее пейзажные парки с элементами романтизма начали создаваться и в других странах Европы (во Франции, Германии, России). Некоторые из них сохранились до сих пор как памятники ландшафтного искусства: парк Стоу в Великобритании, Малый Трианон в Версале, парки Багатель и Бют-Шомон в Париже, парк Вертлиц в Германии, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом, Александровский сад в Москве и другие. Для них характерны выраженный рельеф, большие водные поверхности, каскады, мосты, чередование открытых и закрытых пространств. Такие парки включали в себя многочисленные разнообразные сооружения в духе романтизма: храмы, гроты, беседки, руины, мавзолеи, надгробия, обелиски.

В усадьбах и загородных имениях устраивались аллеи с плавно изгибающимися дорожками, которые обсаживались хвойными и лиственными породами деревьев (липа, дуб, ясень, вяз, клен, лиственница). Высаживались группами местные породы кустарников. Такие парки и усадьбы хорошо вписывались в окружающий природный ландшафт, как бы являясь его продолжением.

Особенности пейзажного стиля:

  • свободная планировка;
  • отсутствие симметрии в расположении объектов;
  • тесная связь сада с окружающим природным ландшафтом;
  • чередование плоских форм с возвышенностями и оврагами;
  • использование особенностей рельефа местности;
  • извилистые дорожки;
  • включение в композицию таких объектов, как альпинарии, природные или искусственные водоемы, каскады, холмы, подпорные стенки;
  • постепенное открытие перспективы сада по мере продвижения по дорожкам;
  • произвольные очертания цветников, водоемов;
  • использование в оформлении природных материалов (натуральный камень, кора, щепа, гравий и галька, деревянные спилы и т.д.);
  • отсутствие растений с искусственной формой кроны;
  • использование разнообразных природных форм растений;
  • наличие миксбордеров - композиций, включающих деревья, кустарники, многолетние травянистые растения;
  • отсутствие пышной скульптуры, фонтанов.

Сад в пейзажном стиле наиболее часто встречается в оформлении современных участков. Это связано со стремлением человека иметь кусочек нетронутой природы у своего дома. В таком саду создаются «райские уголки» - композиции, близкие к природным. Для этого подходят как большие пространства, так и малые сады. Человек как бы немного подправляет и слегка облагораживает природу, сглаживая ее недостатки и подчеркивая достоинства. Сад в пейзажном стиле не является точной копией природных ландшафтов, но он позволяет человеку отдохнуть от напряженных ритмов современной жизни, снять напряжение, восстановить свои силы, получить дополнительную энергию и эстетическое наслаждение от общения с природой.



Существует множество вариантов планировки садов в пейзажном стиле, во многом это зависит от особенностей рельефа, но обычно сад такого типа лучше соответствует семейным нуждам, потому что каждая семья создает его «под себя». Часто при этом используют такой прием: в центральной части участка размещают большой газон свободных очертаний, по периметру которого размещают группы деревьев и кустарников, цветники, альпинарии, водоемы, беседки. Ближе к дому делают площадки для отдыха с твердым покрытием, иногда под навесами, где устанавливают садовую мебель.

Важно продумать расположение объектов разной величины и дорожек в саду - это поможет оптически увеличить пространство, усилить его глубину. Тогда даже средний по размеру сад будет казаться большим и просторным.

Природный, или ландшафтный, сад часто включает в себя различные объекты: стриженый газон, цветущую лужайку, миксбордер, пруд-купальню, декоративный водоем с прибрежно-водными растениями, ручей или каскад, террасированный склон или овраг, зеленый холм, альпинарий, живые неформованные изгороди, группы деревьев и кустарников, цветники и извилистые бордюры. Все это должно гармонично вписываться в существующий природный ландшафт.

Вполне уместными в саду пейзажного стиля станут плодовый сад и огород, а также баня, теплица. Но размещение таких объектов должно обязательно проводиться с учетом функционального зонирования территории, то есть выделения основных функциональных зон (зона отдыха, детская, зона сада-огорода, хозяйственная и т.д.). Затем прокладывается дорожно-тропиночная сеть, которая связывает эти зоны, отделенные друг от друга деревьями, кустарниками, решетками с вьющимися растениями. В ландшафтном стиле может быть оформлена и въездная (или парадная) часть участка. Иногда здесь размещают миксбордер из карликовых хвойных или высокодекоративных кустарников (розы, рододендроны) либо парадный цветник с фактурными многолетниками.

Важная роль в ландшафтном саду отводится растениям. Они создают объемы, делят сад на зоны, образуют декоративные композиции, являются акцентами, выступают как почвопокровные, связывают сад в единое целое. Желательно при этом отдавать предпочтение местным древесно-кустарниковым породам и травянистым многолетникам. В таком саду не стоит сажать пышные сортовые многолетники (флоксы, георгины, гладиолусы), а также яркие однолетники - больше подойдут природные виды и растения с фактурными листьями и мелкими цветками.

Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер

Еще статьи