Пермакультура природное земледелие. Органическое земледелие: пермакультура — жизнь в гармонии с природой. Дизайн от общего к частному

Большинство людей считают, что наиболее серьезными, угрожающими существованию человеческой цивилизации, являются проблемы глобального потепления и загрязнение окружающей среды, но мало кто знает и понимает, что весьма серьезной является проблема массовой деградации земель, связанная с неорганическим монокультурным сельским хозяйством, расширением животноводческого производства и вырубкой лесов, что приводит к бесплодности почв и разрастанию пустынь. А это грозит Человечеству не только экологической катастрофой и изменением климата, но и тем, что через некоторое время просто не останется плодородных почв, на которых можно будет выращивать продукты питания в объемах, необходимых для того, чтобы прокормить всех людей.

Но конечно же решение этой проблемы существуют – это изменить структуру и поход к сельскому хозяйству, начать развивать вместо монокультурного крупного сельского хозяйства (когда одной культурой засаживаются большие пространства) мелкие частные хозяйства, функционирующие на принципах пермакультуры (когда разные культуры растут на одном участке совместно) и органического земледелия.

Пермакультура - это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей.

Автором термина является Билл Моллисон из Тасмании, сформулировавший его основные принципы в 1974 году в книге «Введение в пермакультуру» (скачать по ЭТОЙ ссылке).

Сам по себе этот термин является не только сокращением от слов «долговременное сельское хозяйство» (англ. permanent agriculture), но также обозначает и «долговременную культуру», ибо при отсутствии соответствующей сельскохозяйственной базы и этики землепользования культура не может существовать в течение долгого времени.

Пермакультура, как система дизайна, в равной степени занимается растениями, животными, строениями, а также инфраструктурой (вода, энергия и коммуникации). Тем не менее, пермакультура не связана непосредственно с этими вещами, а скорее ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека.

Задача состоит в том, чтобы разрабатывать системы, которые являются целесообразными с экологической точки зрения и одновременно с этим экономически жизнеспособными. Эти системы должны обеспечивать сами себя, не опустошать и не загрязнять окружающую среду и, как следствие этого, оставаться устойчивыми в течение долгого времени.

Пермакультура использует присущие свойства растений и животных, комбинируя их с естественными особенностями рельефа, а также с сооружениями для удовлетворения потребностей людей как в городе, так и в деревне, при использовании минимальной площади.

В основе пермакультуры наблюдение за естественными системами, традиционное сельское хозяйство, а также современные научно-технические знания. Несмотря на то, что пермакультура основана на экологических природных моделях, она создает так называемую «культивированную среду», которая служит для того, чтобы производить большее количество еды для людей, чем это возможно в условиях дикой природы.

Восстановление земель — Короткометражный фильм Джона Д.Лию:

Городская пермакультура 2700 кг еды на 4-х сотках:

Введение в пермакультуру. Практическая иллюстрация книги Билла Моллисона:

Пермакультура — ЛУЧШЕЕ ВИДЕО — теория и практика:

Под угрозой падающей еды Фильм интервью с Биллом Моллисоном:

Пермакультурные водные системы с ключевой линией:

+++
Полезная статья? Расскажите друзьям и подпишитесь на обновления портала «Любодар» (форма подписки в правом верхнем углу сайта).

+++
Другие полезные статьи:

КАК И ПОЧЕМУ ВЫРАЩИВАТЬ ОВОЩИ И ФРУКТЫ БЕЗ НАВОЗА.

На уроках ботаники и биологии в школах до сих пор говорят о том, что в любом природном сообществе постоянно идёт борьба за существование. Однако слово «борьба» в данном контексте следует воспринимать не как истребление себе подобных, а как самооборону. И правда, если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что основой любой экосистемы является взаимная приспособленность всех её членов друг к другу.

В предыдущих статьях цикла: , «Хватит разрушать землю перекапыванием и прополкой» , «Биологическая защита от вредителей и сорняков» , «Интенсивная посадка растений» мы разобрались, что одной из главных задач биологического земледелия является восстановление на земле натуральных природных экосистем, которые помогают человеку выращивать экологически чистые урожаи, не истощая при этом землю и не затрачивая много сил и времени. Основные принципы органического земледелия были разработаны, опираясь на возникшую во второй половине 20 века философию пермакультуры, о которой мы и поговорим в этой статье.

Термин «пермакультура» происходит от английского permanent agriculture , что означает «перманентное сельское хозяйство». Суть этого термина заключается в осмысленном проектировании жизнеспособной среды, окружающей человека. Данный процесс основан на глубоком понимании наблюдающихся в живой природе взаимосвязей, он относится как к ведению хозяйства в целом, так и к выращиванию овощей и фруктов в частности. Проще говоря, пермакультра — это жизненная философия, основой для которой является не борьба с природой, а взаимовыгодное сосуществование человека в естественном цикле природных процессов.

Уже в 50-е года двадцатого столетия стало понятно, что существующие промышленные методы ведения сельского хозяйства (глубокая обработка земли, применение минеральных удобрений и ядохимикатов) крайне негативно влияют на состояние окружающей среды и медленно, но уверенно ведут мир к экологической катастрофе, которую сегодня мы и наблюдаем. Именно в это время среди прогрессивно мыслящих аграриев и возникает уверенность в том, что необходимо в корне менять потребительское отношение человека к природе. Это становится основой для зарождения движения пермакультуры.

Прадед натурального фермерства

Прародителем и основателем движения пермакультуры на сегодняшний день считается японский аграрий и микробиолог Масанобу Фукуока. Он одним из первых доказал на практике ошибочность целей интенсивно-химического растениеводства.

В 1975 году увидела свет знаменитая книга Масанобу «Революция одной соломинки», где он чётко сформировал четыре принципа, которые легли в основу современного органического земледелия:

  1. Первый — отказ от глубокой обработки почвы с переворотом пласта. Этот принцип является основой основ натурального земледелия и пропагандирует бережное отношение к земле, как к живому организму.
  2. Второй — это отказ от использования удобрений. Масанобу Фукуока уверен, что оставленная в покое почва сама способна восстанавливать плодородие естественным путем, благодаря жизнедеятельности растений и животных.
  3. Третий — отказ от прополки, так как сорняки играют немаловажную роль в поддержании экологического равновесия. Суть этого принципа заключается в том, что сорняки нужно не уничтожать, а сдерживать. Для этого на рисовых полях Фукуоки используется мульча из соломы, посеянный под культурные растения белый клевер и временное затопление почвы.
  4. Четвертый — отказ от использования ядохимикатов. Масанобу Фукуока утверждает, что в дикой природе всегда существует некоторое количество насекомых-вредителей и различных микроорганизмов, вызывающих заболевания растений. Однако, благодаря чётко сбалансированному экологическому равновесию, они не распространяются до опасного уровня.

К моменту публикации книги земля в поместье Фукуоки не подвергалась обработке уже в течение 25 лет. При этом он получал рекордно высокие урожаи риса по сравнению с другими хозяйствами страны. Знаменитый японский микробиолог считал, что чем интенсивнее развивается земледельческая наука, тем меньше шансов у человечества осознать природу и понять процессы, происходящие в ней. По мнению Масанобу Фукуоки, любое активное вмешательство в природу оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды, а, значит, и на здоровье человечества. Единственно правильный путь, по убеждению Фукуоки — это сотрудничество с природой, умение понимать её и учиться на её примерах.

Вызов промышленному сельскому хозяйству современности

Высоко в Австрийских Альпах, где воздух обжигает чистотой и прозрачностью, расположено фермерское хозяйство известного во всем мире агрария-революционера Зеппа Хольцера. В 1962 году он унаследовал от родителей горную ферму, и, вопреки всем правилам и канонам агротехнической науки, создал на своём участке уникальную экологически стабильную биосистему, заселённую множеством птиц и животных, богатую декоративными и лекарственными растениями, фруктовыми деревьями и овощными культурами.

Ферма Зеппа Хольцера расположена на высоте 1100-1500 метров над уровнем моря, и среднегодовая температура здесь не превышает 4,5-5 градусов. И вот в этих жёстких климатических условиях австрийский земледелец выращивает такие теплолюбивые деревья, как абрикос, черешня, слива и даже лимон, используя в качестве накопителей тепла большие валуны и горные склоны.

Все нюансы и детали этой уникальной системы разрабатывались и совершенствовались на протяжении нескольких десятилетий, начиная от использования древних сортов фруктовых деревьев и морозоустойчивых сибирских злаков, заканчивая изобретением специальных технологий удержания и распределения солнечного тепла и влаги.

Хольцер спроектировал и организовал сложнейшую систему, состоящую из 72 водоёмов, связанных между собой. В низинах устроены углубления для сбора дождевой воды, которая по трубопроводам и попадает в эти пруды. Благодаря несложным механическим приспособлениям создается давление по всей системе, от которого приводится в действие генератор, обеспечивающий электроэнергией все хозяйство.

С помощью системы водоёмов Зепп Хольцер добился того, что в солнечные дни вода отражает лучи таким образом, что они попадают на склон в том месте, где недостаточно солнца. Созданная система позволяет полностью решить проблему полива — никакие растения в фермерском хозяйстве специально не поливаются.

На сегодняшний день пруды в хозяйстве австрийского фермера являются частью производственной базы. Здесь в больших количествах живут карпы, форель, щука, сомы. Рыба, выращенная в естественных условиях и питающаяся натуральным кормом, обладает исключительными вкусовыми качествами и пользуется огромным спросом.

Зепп Хольцер уверен, что если в хозяйстве все устроено правильно, как в естественных природных условиях, то работа земледельца значительно упрощается. Основной его целью при организации фермы было максимальное сходство с дикой природой. Все животные у Хольцера живут на свободе, сами питаются и помогают фермеру обрабатывать землю. «У свиней спереди — плуг, а сзади — разбрасыватель удобрений. Если я правильно управляю свиньями, мне не нужно пахать машинами каменистые или труднодоступные поля, это делают животные» — рассказывает Хольцер. Он разбрасывает корм именно в тех местах, где требуется рыхление. Свиньи пропахивают землю на глубину 15-20 сантиметров, при этом часть семян поедают, а часть заделывают в почву.

Зепп Хольцер утверждает, что монокультурье является одним из основных врагов природы и человека. На его горной ферме каждый сорняк выполняет свою функцию. Сеет фермер 45 культур одновременно (семена находятся вперемешку в одном мешке). Сбор урожая в хозяйстве напоминает сбор грибов в лесу — то там, то тут выглядывает капуста или листья салата, и нигде нет огромных массивов одной культуры.

Все методы и приемы Хольцера опираются на устранение искусственного вмешательства в жизнь природы. Например, он не обрезает ветки фруктовых деревьев — таким образом они сохраняют пружинистость и не ломаются даже при сильных нагрузках.

Свой метод ведения хозяйства Зепп Хольцер считает сельским хозяйством будущего. По его мнению, на сегодняшний день слишком много энергии и усилий тратится на производство продуктов питания, что особенно актуально при дефиците энергоносителей. А самое главное — все традиционные методы хозяйствования слишком негативно влияют на состояние окружающей среды и здоровье людей. Австрийский аграрий призывает вникнуть в течение натуральных процессов и дать возможность природе производить то, что для неё естественно.

Тихая революция Билла Моллисона

Научная разработка методики пермакультуры, представленной на практике Зеппом Хольцером, была опубликована в 70-х годах двадцатого века. Авторами этих публикаций являются австралийские натуралисты Дейвид Хольмгрен и Билл Моллисон. По определению биогеографа Моллисона пермакультура — это «система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей». Основной принцип построения хозяйства в данном случае заключается в том, что необходимо создавать устойчивые системы, которые способны самостоятельно обеспечить свои нужды и переработать свои отходы. Пермакультура Билла Моллисона включает в себя не только сельское хозяйство, но и архитектуру, экологию и даже маркетинг.

Билл Моллисон разрабатывал свою теорию много лет, изучая экосистемы леса и пустынь в Австралии. В результате исследований учёный пришел к выводу — растения всегда естественно группируются во взаимовыгодном сообществе. Опираясь на эти наблюдения, Моллисон считает, что при ведении хозяйства необходимо так соединять все его элементы, чтобы они помогали друг другу в процессе сосуществования.

На сегодняшний день Билл Моллисон является странствующим учителем, а многие называют его подстрекателем. После опубликования в 1978 году книги «Пермакультура» австралийский биогеограф начал международное движение по распространению своей теории, которое большинство ученых называют подрывным, и даже революционным. Благодаря просветительской деятельности Моллисона идеи пермакультуры распространились и прижились во многих странах мира, начиная от тропических лесов Южной Америки и заканчивая арктическими просторами Скандинавии.

Итак, подведём итоги. Пермакультура — это система организации, одной из главных целей которой является использование силы человеческого разума для замены мускульной силы и для максимального уменьшения использования энергоносителей. Для того чтобы выстроить такую самоорганизующуюся и самовосстанавливающуюся систему, необходимо внимательно изучать процессы, происходящие в дикой природе, и уже на основе этих знаний и наблюдений организовывать своё приусадебное хозяйство.

Принципы пермакультурных фермеров замечательно стимулируют процесс мышления:

  1. Работа — это то, что приходится выполнять человеку, если он не смог устроить так, чтобы всё выполнялось само по себе. Например, мульча бережёт влагу, а вкопанные в землю дырявые шланги и ёмкости сами увлажнят почву при минимальном вмешательстве со стороны человека. Сюда же можно отнести изготовление солнечных водонагревателей и насосов, умную организацию и планировку посадок.
  2. Любая потребность хозяйства должна удовлетворяться с помощью нескольких способов. Например, воду можно накапливать из осадков, а также беречь под мульчёй и интенсивными посадками. Кроме того, структурированная корнями и деятельностью дождевых червей почва гораздо лучше сохраняет влагу, чем бесструктурно-паханная.
  3. Каждое растение и животное, любое устройство должно выполнять ряд полезных функций. Растения дают пищу и компост, их можно использовать как лекарство или пряности, они могут выступать медоносами либо отпугивать вредителей, накапливают азот в почве и структурируют её корнями. Животные дают нам мясо, навоз и помёт, а птицы ещё могут защищать сад от вредителей. Деревья дают плоды, могут выступать опорой для других растений, могут служить навесом и быть элементом дизайна. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Относитесь к своей земле с любовью и пониманием, ищите новые подходы, присматривайтесь к естественным природным процессам, и берите с них пример. Любой внимательный и мыслящий земледелец всегда сможет найти свой путь к гармоничному сосуществованию с природой.

Турищева Ольга, рмнт.ру

Пермакультура в переводе означает устойчивое земледелие. В пермакультурной системе различные виды симбиотически работают друг на друга. При пермакультурном ведении хозяйства отношение затраченной энергии к полученной составляет 1:100 и более, а в традиционном интенсивном земледелии это отношение от 1:60 до 1:20.

ведения земледелия и сельского хозяйства: биодинамическое, органическое и его разновидности, с использованием гумусных препаратов (гуматов), дождевых червей (вермикультура или червекомпостирование - получение биогумуса с использованием компостных червей: калифорнийского, «старателя» и др.), сидератов (выращивание растений на зелёное удобрение), мульчи (органической и неорганической), ЭМ-биотехнологии (с использованием микробных препаратов) и других, исключающих использование минеральных удобрений и глубокую перепашку земли.

По сути и по значению все эти направления верны и каждое является лишь частью одного общего и объединяющего их понятия - Природное земледелие.

Этого не хотят или не желают понять и допустить сторонники перечисленных направлений, изощряясь в терминологии взятых в отдельности процессов одного общего и целого - почвенной жизни, мудро придуманной самой Природой.

Человеку не под силу придумать что-либо более совершенное, чем создано самой Природой.

Человек лишь на разных этапах своего развития изучает эти процессы почвенной жизни по частям, выстраивает на своих догадках и открытиях «теории» и, в силу свой ограниченности, «зацикливается» на этом, считая свою теорию самой важной и непререкаемой, отвергая все другие, не понимая, что его «догадка» и выстроенная на основе её «теория», является лишь частью единого целого процесса в Природе, под названием «Жизнь».

И вот эту свою точку зрения я попытаюсь на примерах показать читателям, чтобы, наконец, указать путь объединения усилий в этом направлении, а не разъединения на отдельные теории.

Цель одна - найти объединяющее звено, свести все разрозненные теории и понятия воедино, как оно есть в самой природе.

И этим связующим звеном может стать понимание процессов и природных законов почвенной жизни.

Только полное представление общей картины почвенной жизни во взаимодействии с силами природы (космической и земной энергиями) может стать объединяющим фактором сторонников отдельных альтернативных направлений ведения земледелия и сельского хозяйства.

Я не пытаюсь взвалить на себя столь непосильную ношу - описать в деталях эту «картину» жизни, лишь попытаюсь указать путь, который приведёт ко всеобщему пониманию и согласию.

А начнём мы свою экскурсию с того, что лишь на некоторых примерах, взятых из отдельных теорий, я попытаюсь показать вам их неразрывную связь между собой и самой почвенной жизнью.

Давайте начнём с самого сложного для понимания простого обывателя - с понятия «Биодинамического земледелия и сельского хозяйства».

Коротко напомню читателям что это такое. Родоначальником этой философии в сельском хозяйстве является Рудольф Штайнер.

Она возникла в Германии в 1924 году, как альтернативное направление, в противоположность минеральной с её отрицательными последствиями.

Суть этой теории сводиться к тому, что все живые существа на планете, включая человека, животных, растения и микромир почвы подвергаются воздействию космических и земных энергий.

И что этим процессом воздействия на живые организмы можно управлять посредством предложенных «препаратов», которым была присвоена определенная нумерация: 500-507… Кроме того, их подразделили на «полевые» и «компостные».

Все они применяются в таких минимальных количествах, что не могут служить источником веществ для растений.

Полевые препараты названы так потому, что действуют непосредственно на растения и стимулируют обмен веществ, а также «исправляют» неблагоприятные факторы (засуху, например).

Кроме того, внесённые в мельчайших дозах на поля они активизируют почвенную жизнь, усиливают гумусообразование (а мы уже знаем, что это такое), а в итоге - питание растений.

Компостные препараты используются для стимулирования процессов компостирования и направления этих процессов в нужном направлении (под действием их исключаются процессы гниения).

Для ясности следует вспомнить что это такое - биодинамические препараты и из чего их делают.

Препарат 500 (другое название - роговой навоз). Коровий рог заполняют свежим коровьим навозом, осенью закапывают в плодородную почву на глубину 60 см и оставляют до весны.

В течение зимы навоз подвергается действию зимних сил, которые особенно активны зимой. К весне навоз превращается в хорошо разложившуюся тёмную массу с приятным запахом земли. Препарат 500 активизирует земные силы (энергии).

Препарат 501 - роговой кремнезём - активизирует космические энергии. Это - полевые препараты.

Компостные препараты готовят из динамических растений: цветки тысячелистника (препарат 502), цветки ромашки лекарственной (503), двудомная крапивы (504), кора дуба (505), цветки одуванчика (506), цветки валерианы (507)…

Сторонники этой теории сводят всё к действию биодинамических препаратов через регуляцию и активизацию земных и космических сил (энергий) в нужном для садовода и земледельца направлении.

При этом, они утверждают, что действие этих препаратов не имеет эффекта, если применяются минеральные удобрения.

Кроме того, вместо минеральных удобрений должна применяться органика в виде компостов.

И при этом же, некоторые сторонники отрицают активную роль в этом микромира почвы, акцентируя лишь на энергетике процесса активизации питания растений (Михаела Глёклер).

Другие, напротив считают, что биодинамические препараты, как полевые, так и компостные активизируют почвенную жизнь червей и микробов и, по сути, являются биостимуляторами, а не удобрениями и добавками (И.С.Исаева).

Некоторые допускают частичное применение удобрений типа, фосфоритной муки (Жирмунская М.Н.).

Всё это вводит сумятицу в головы неискушённых обывателей, создаёт впечатление «запредельной» науки, которая вроде бы хороша, да трудновыполнима на практике, потому, что непонятна.

А вся эта теория - не более чем часть Природного земледелия.

Мне сейчас многие могут возразить: «Где вы в Природе встречали биодинамические препараты? Это “рукотворные» препараты”».

Позвольте не согласиться с такими доводами. Мы забываем о естественных силах природы, проявляемых в повседневной жизни.

Например, всем известно «стимулирующее» воздействие на семена, укореняемые черенки и сами растения талой воды или по-другому энергетически чистой и активной её фазы - «кластерного» состояния.

Это же состояние имеет «святая» вода и действие её аналогичное: внесённая в минимальной дозе в большой объём, мгновенно превращает воду этого объёма в «кластерное» - энергетически заряженное состояние.

А динамические растения? Это ведь не только ромашка и валериана…

Есть масса других примеров энергетического воздействия растений своей энергетикой на человека, животных и другие растения…

Кроме того, есть другие препараты, обладающие точно такими же стимулирующими и активизирующими свойствами, как классические биодинамические препараты и таковыми являются на самом деле.

Например, препарат «Биостим», различные отвары, настои и вытяжки растений или компостной жидкости.

Но все они малоэффективны без основного фактора – применения органических компостов, т.е. переработанных органических остатков червями, микробами и грибами (о чём мы говорили раньше) в гумус- основу природного питания растений.

Биодинамические препараты - это всего лишь «стимуляторы» и «активаторы» почвенной жизни, или микромира почвы.

С таким же успехом можно активировать земную и космическую энергию с помощью различного сочетания и строения биодинамических конструкций: пирамид, полусфер, оргонных аккумуляторов и т.п.

Эффект везде одинаковый - активизация роста растений и защита их от болезней.

Основа одна - воздействие прямое или опосредованное через активизацию всей экосистемы, включающую в себя и микромир почвы, независимо от того, посредством чего мы будем воздействовать - биодинамическими препаратами, естественными силами природы или биодинамическими конструкциями и растениями.

В понимании этого вопроса - важнее не воздействие энергиями, а восстановление самой почвенной жизни и её поддержание, используя знания природного земледелия.

Таким образом, биодинамическое земледелие - это всего лишь часть Природного земледелия.

С другими теориями, дела обстоят ещё проще.

Мало кто станет возражать, что органическое земледелие - это всего лишь часть природного земледелия.

Что тут может быть проще: смотри, как органические остатки в виде листового или травяного опада или коровьей «лепёшки» в окружающей нас природе, превращаются в саму почву и её питательную составляющую - Гумус.

Копируй это на своём участке, это не только накормит наши растения, но и оздоровит почву и саму экосистему в которой мы живём вместе с нашими растениями.

Природное земледелие - это процесс творческий, важнее понять суть этого понятия, чем запомнить конкретную «рецептуру».

Ведь почвы - разные, климатические условия - разные. Источники органики - тоже разные. И при том, ещё и теории сторонников органического земледелия - тоже разные

Зепп Хольцер - человек-легенда. Он является ярчайшим представителем аграрного направления, которое получило название «пермакультура» - перманентное, т. е. естественное, сельское хозяйство. Сегодня так и говорят: не просто пермакультура, а пермакультура Зеппа Хольцера. Австрийский фермер уверен, что с помощью так называемой пермакультуры можно накормить всю планету. Нужно для этого совсем немного: не мешать Природе.

Долгое время Зеппа Хольцера на родине в Австрии называли мятежным фермером, а то, что он делает, - диким сельским хозяйством. За отказ от традиционных норм ведения сельского хозяйства и эксперименты он был вынужден платитa штрафы, более того, ему грозила тюрьма. Теперь ноу-хау Хольцера - создание земельных гряд, кратерных садов, устройство водоемов - вызывают у многих специалистов и любителей восхищение.

Секрет Зеппа Хольцера прост. Он наблюдает за природой и пытается жить по ее законам. Еще мальчишкой Зепп на отцовской ферме выращивал разные растения. Тогда он созывал в свой огород всех знакомых и с удовольствием делился с ними открытиями. Примерно то же самое происходит и сегодня. Только теперь к Хольцеру приходят не ребята со школьного двора - к нему едут профессионалы-аграрии со всего мира. Ферма Хольцера находится в горах, на высоте 1300 метров над уровнем моря. Там суровые климатические условия, за которые его поместье в Краметерхофе называют австрийской Сибирью. Даже в июле-августе угодья Хольцера может занести снегом, но при этом у него вызревают сливы, абрикосы, прекрасно плодоносят киви и виноград.

«Все приходят ко мне и смотрят: что же может вырасти на этих крутых склонах при скверной погоде и без удобрений? - с улыбкой рассказывает Зепп Хольцер. - А когда видят многообразие экзотических растений, то вообще теряют дар речи. Кто-то из российской группы, которая недавно приезжала ко мне, спросил: “Как же так, у вас здесь цветут самые красивые рододендроны, которые могут быть в природе, аж до самого верха Альп, а у нас в Подмосковье они не растут?” Еще спрашивают: “А почему у вас на склонах такие длинные пруды - по 80–100 метров, как вода в этих углублениях может задерживаться, да к тому же еще без пленки? У нас не получается сохранить воду даже на равнине…” Тогда я начинаю им объяснять, что это нормальный естественный процесс, что природа сама все сделает, важно только перестать ей мешать».

Поместье Зеппа Хольцера Краметерхоф


Три аграрных пути


Зепп Хольцер: «Пермакультура может обеспечить продовольствием как минимум в три раза больше населения, чем сегодня живет на земном шаре. Об этом с природой нужно просто договориться».

Когда в 1998 году один из австрийских студентов оценил в своей дипломной работе экономические показатели работы хозяйства Зеппа Хольцера в Краметерхофе, ферму немедленно посетила налоговая служба. Провели полную ревизию фермы, пересмотрели базовые показатели работы, которые обычно устанавливаются раз в 10–15 лет. В итоге контролирующие органы почти десятикратно увеличили сумму, с которой ранее исчислялись налоги, - с 24 тыс. тогдашних австрийских шиллингов в год до 200 тыс.

На вопрос о том, почему его ферма оказалась в десять раз эффективнее среднестатистического хозяйства, Зепп Хольцер ответил, что все дело в пермакультуре.

Сегодня, когда говорят о сельском хозяйстве, как правило, имеют в виду промышленное и традиционное его направления. Как известно, в промышленном земледелии для быстрого роста растений используются синтетические удобрения, пестициды, генетически модифицированные организмы, а также тяжелая сельхозтехника. Благодаря этому аграрии получают высокий урожай и прибыль, но химикаты вредны для окружающей среды, а выращенные с их помощью овощи-фрукты часто бывают невкусными.

Традиционный, или биологический, тип ведения сельского хозяйства характеризуется близостью к природе, полным отказом от химических средств защиты и подкормки растений, применением севооборота. Его главное преимущество - получение здоровых продуктов, недостаток - низкая урожайность и высокие трудозатраты.

Пермакультура предлагает новый тип ведения аграрного бизнеса, основанный на взаимосвязях, существующих в естественных экосистемах. От традиционного сельского хозяйства пермакультура взяла отказ от химических удобрений, а от промышленного - крупную сельхозтехнику.

Зепп Хольцер подсчитывает свои затраты, и, по его словам, они оказываются гораздо более скромными, чем в промышленном и традиционном сельском хозяйстве. «Во-первых, у меня меньше трудозатрат, что сказывается на оплате труда, - объясняет он. - Во-вторых, я не трачу время на выращивание растений - они сами помогают друг другу. В-третьих, качество моей продукции выше, потому что мне не нужно бороться с сорными травами - все регулируется природой, а я пытаюсь ей не мешать».

Главное отличие пермакультуры от промышленного и традиционного сельского хозяйства - уважительное отношение ко всем живым существам. Пытаясь изменить окружающий мир, приверженцы пермакультуры всегда думают о том, как их решение повлияет на других участников экосистемы.

«Используйте свой мозг для того, чтобы идти навстречу природе, а не против нее, - учит Хольцер. - Не пытайтесь бороться с сорной травой, так как такая борьба крайне вредна для сельского хозяйства. Нужно размышлять: можешь ли ты взять на себя ответственность, если изменишь что-то? Мой секрет: поставьте себя на место свиньи, подсолнечника, дождевого червя, а также человека, который находится напротив тебя. Хорошо бы ты себя при этом чувствовал? Если да, то ты все делаешь правильно. Если же нет, то догадайся, что неправильно».

Зепп Хольцер в Краметерхофе


Теория смешанных посадок


Зепп Хольцер: «Стань любопытным. Посей много семян и наблюдай, что произойдет. То, что хорошо растет, - здесь к месту».

В современном сельском хозяйстве принято выращивать на полях по одному виду культурных растений. Подобная монокультурность посевов, по мнению Хольцера, приносит только вред: растения развиваются и плодоносят в одно время,требуют одинаковых питательных веществ, что заставляет их конкурировать друг с другом. Хольцер идет по другому пути, пропагандируя смешанные посадки. Он уверен: когда разные виды растений живут рядом, между ними возникает симбиоз. Представителям разных видов требуются разные питательные вещества, более того, они подкармливают друг друга - почву удобряют опавшие листья, отмершие части корней.

Зепп Хольцер рассказывает о своем поместье в Австрии. Он, как и его родители, выращивает зерновые. Но вместе с ними у Хольцера растут плодовые деревья, кустарники, овощи, цветы. «Многие считают, что зерновые - монокультура, а это не так, - говорит он. - На моем участке они отлично уживаются с другими растениями. Когда я убираю зерновые комбайном, то оставляю 10 сантиметров стеблей, чтобы не повредить при уборке другие растения - редис, салат, морковь».

Хольцер уверен: узкая специализация для предпринимателя в АПК - слишком рискованное дело не только в биологическом, но и в экономическом плане. В молодости он старался найти какую-то определенную нишу, чтобы заниматься только ею. Одним из его увлечений было разведение грибов - их австриец производил, перерабатывал и даже продавал в другие страны. Но однажды продажи грибов резко упали, и он чуть не разорился. По мнению Хольцера, многосторонность, напротив, создает уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне.

Смешанные посадки растений в Краметерхофе


Изменение ландшафта


Зепп Хольцер: «Земля - это самый большой капитал в мире. При правильном использовании земля всегда будет приносить богатство».

Грамотное формирование ландшафта может дать повышение урожайности культурных растений - это еще один постулат учения о пермакультуре. Любимые элементы ландшафта Хольцера - земельные гряды (высокие холмистые или плоские) и кратерные сады. Особенность тех и других - в форме: разные растения высаживают друг над другом ступенями, благодаря чему не только увеличивается посевная площадь, но и создаются различные зоны микроклимата.

Земельная гряда выполняется в виде насыпи высотой примерно 1,5 метра. Она идеально подходит для влажных регионов, где выпадает много осадков - земля на ней высыхает быстрее, чем на равнине. На верхнем этаже хорошо растут светолюбивые растения, такие как подсолнечник. Туда же высаживают плодовые деревья, но не яблони, у которых корни стелются по земле, а с глубокими корнями, как у вишни, - такие деревья будут защищать посаженные ниже растения от ветра. В середине гряды высаживают любые овощи. А у ее подножия, где собирается много влаги, - огурцы, кабачки, тыквы, арбузы.

Кратерный сад строится по тому же принципу, что и земельная гряда, только уходит он в глубину. Для устройства такого сада выбирается самое низкое место на участке, где могут собираться надземные и подземные воды. Кратерный сад, очень удобен для засушливых мест, где требуется дополнительная влага, увеличивает посевную площадь, защищает растения от ветра, создает тепловую ловушку и идеально подходит для влаголюбивых овощей. Зимой растения в таком саду защищены от ветра и заморозков.

Кратерный сад в Белоруссии построенный по методу Зеппа Хольцера


Замок для воды


Зепп Хольцер: «Вода - это самое главное на Земле. Без воды нет жизни. Везде в мире достаточно воды, даже в пустыне. Нужно только научиться ее находить и правильно использовать».

Восстановление водного баланса - любимая тема Зеппа Хольцера. Хольцер против механизированных оросительных систем и объясняет, что, хотя не везде в достаточном количестве есть родники и грунтовые воды, существует масса способов привлечь воду на свой участок. Самый простой - это собрать дождевую воду с поверхности в углубления для накопления воды, а затем направлять ее для полива растений. Еще лучше вариант - своими силами создать водоем, где будет накапливаться такая вода.

«В Московской области за год в среднем выпадает 550–650 миллиметров осадков, - говорит Хольцер. - Это шесть тысяч кубометров. Что происходит с этой водой? Она течет в овраги, унося верхний плодородный слой почвы. Начинается эрозия почв, которая увеличивается из-за ветра. Прибавьте сюда яркое солнце. На земле появляются трещины, растения высыхают, возникает опасность пожаров. Кто виноват - природа или владелец участка? Конечно же человек. Попытайтесь задержать имеющуюся на вашем участке воду, и вы избавите себя от многих проблем впоследствии».

Важно правильно выбрать местоположение будущего водоема. Каждый хозяин знает все высоты и впадины своего участка, поэтому легко может определить, куда в итоге будет стекать осадковая вода. Если участок находится на равнине, то Хольцер советует наблюдать за растениями. К примеру, ольха обычно растет там, где есть подземные воды. Значит, рядом с ней и другими влаголюбивыми растениями можно смело устраивать пруд.

Австрийский фермер предлагает создавать водоемы, исключая из процесса строительства пленку, бетон и другие материалы, которые обычно используются для удержания влаги. «Я не хочу нарушить круговорот воды в природе, поэтому предлагаю наполнять водный резервуар естественным образом. В дальнейшем такой пруд будет не только способствовать росту растений - в нем можно будет разводить рыб, раков, водоплавающих птиц», - объясняет он.

В своих прудах Хольцер задерживает воду исключительно с помощью природных материалов. «Вода всегда стремится найти лазейку, чтобы просочиться, поэтому вы должны найти это узкое горлышко и запечатать его. Для начала освободите место будущего пруда от того, что пропускает воду, - песка, мелких камней. Затем выкопайте ров глубиной два-три метра и засыпьте на дно более плотный материал, утрамбуйте его с помощью экскаватора. Если вы сделаете хороший замок, то вода не будет стекать и по бокам».

Зепп Хольцер наблюдает за строительством дамбы на одном из семинаров по пермакультуре в Подмосковье


Шаманский след


Зепп Хольцер: «Россия имеет огромные территории и лучшие в мире почвы, но вы не умеете ими правильно пользоваться. Иначе вы бы уже давно обогнали Запад».

Интерес к пермакультуре велик и постоянно растет во всем мире - со стороны владельцев крупных хозяйств, небольших фермеров, работающих в сфере биологического производства сельскохозяйственной продукции, а также со стороны тех, кто стремится быть ближе к природе. Австрийский фермер проводит в разных странах мира семинары, и они пользуются успехом.

Конечно, за свои семинары Хольцер берет деньги, и неплохо на этом зарабатывает. Впрочем, в России семинары стоят дешевле, чем в европейских странах. Интерес к нашей стране у Хольцера возник не случайно. Однажды лет десять тому назад он попал на совет старейшин вождей и шаманов индейских племен в Северной Америке. На собрании речь шла об изменяющемся мире, о его судьбах. И то, что там обсуждалось, довольно сильно повлияло на мировоззрение Хольцера. «Не могу конкретно рассказать, о чем говорили шаманы, так как обязался хранить тайну, но именно тогда я начал интересоваться Россией. К сожалению, я слышал о России много ужасных вещей, в которые мне не хотелось верить, поэтому я начал изучать вашу страну», - вспоминает австрийский фермер.

Сегодня у Хольцера более позитивное мнение: он уверен, что Россия может быть не только страной нефти и газа, ее будущее - за аграрным сектором. «Богатство вашей страны заключается не в полезных ископаемых, а в огромных площадях высококачественных плодородных земель, где можно возделывать самые разнообразные культуры, - считает он. - Кроме того, относительные условия в России лучше, чем в других странах. На каждого человека у вас приходится по 8 гектаров земли. Ни одна страна мира не может предложить своим гражданам такого. Но меня крайне удивляет отношение самих россиян к земле: мне часто говорят, будто заниматься сельским хозяйством непривлекательно. Такое утверждение в корне неверно, и своим примером мне хочется доказать обратное».

Доказывать привлекательность сельского хозяйства у нас надо не всем. В России уже существует Центр пермакультуры Зеппа Хольцера, который популяризирует идеи Зеппа и помогает ему проводить здесь свои семинары. Участников семинаров можно разделить на два условных типа. Первые мечтают переехать либо уже переехали с семьями из города в деревню. Их цель - приблизиться к природе, основать родовые поселения; или они просто любят природу и хотят жить с ней в гармонии. Второй тип - это предприниматели, и их большинство. Некоторые также хотят построить родовое поместье, вырастить в нем детей и внуков. Но помимо духовной составляющей этих людей волнует и материальная сторона вопроса, практика жизни.

«Очень сложно найти чистые продукты, единственная гарантия качества - продукты, которые вырастил сам», - рассуждает Анатолий из Самары, обучавшийся в свое время на космонавта, но всегда работавший в частном бизнесе. Недавно Анатолий случайно обнаружил идею пермакультуры и понял - это именно то, что давно искал. Сейчас вместе со своей семьей он выбирает землю, на которой будет выращивать овощи. В дальнейшем планирует заниматься и частным консультированием.

Истории остальных участников очень разные - и похожие одновременно. Музыкант Владимир из Калининградской области мечтает переселить семью на землю, а затем основать компанию, которая будет помогать устраиваться на селе всем желающим. Ренальдо из Ульяновской области целый год изучал принципы построения поселений, и теперь в его планах - создание бренда, под которым жители родовых поместий смогут реализовывать излишки выращенной продукции. Глеб из Краснодарского края десять лет руководит предприятием в сфере туризма - у него есть акваферма с форелями и карпами, сейчас он строит мини-отель в лесу, там же собирается применить полученные знания по пермакультуре.

Хольцер рассказывает, что у него много успешных проектов в России - в центральной ее части, на юге и в Сибири. «Недавно я начал сотрудничать с Томским аграрным университетом: это масштабный проект, но наш опыт может быть полезен каждому, - говорит Зепп. - Мы высадили лекарственные травы в ящик, который установили на дереве, получилось подобие гнезда. Растения начали карабкаться вверх по стволу дерева. Думаю, ландшафтные дизайнеры и те, кто занимается садом, могут воспользоваться нашей идеей. Но самое главное, если обобщить, - аналогичный собственный огород, с помощью которого можно лечиться, под силу создать каждому городскому жителю. Для этого отлично подойдет балкон, а если его нет, то ящик с растениями можно закрепить на наружной стене или поступить, как сделали мы: установить зеленую аптеку на дерево».

Неудачных проектов у австрийского фермера мало. «Я бы не хотел их обсуждать, - говорит Хольцер, - потому что в первую очередь неуспех объясняю не своими ошибками, а тем, что проектам не уделялось достаточно внимания. Люди должны понимать, что невозможно сделать проект по пермакультуре один раз на пятерку и потом забыть о нем. Природа - это живой организм, который постоянно развивается и не дает нам отдыхать. Поэтому нужно много работать, анализировать свои ошибки и исправлять их».

Интуиция и самоорганизация


Сам Хольцер готов работать над ошибками постоянно: его основная цель - с помощью законов природы и принципов пермакультуры исправить ошибки прошлого, не допустить новых природных катастроф. Такая философия, безусловно, не может не находить отклика у неравнодушных людей, и, узнав о пермакультуре, многие из них начинают активно следовать учению.

Однако в большинстве своем люди скептически относятся к тому, что предлагает Хольцер. Опрошенные нами представители российского аграрного бизнеса говорят о том, что идеи Хольцера им импонируют. Но, отмечают они, практика пермакультуры подходит лишь для создания небольших нишевых проектов фермерских хозяйств или для садоводов-любителей. Несмотря на заявленные масштабы, о которых мечтает Хольцер, применить его принципы в крупных хозяйствах сложно, а потому пермакультура не может стать основной для сельского хозяйства и составить конкуренцию индустриальному и традиционному земледелию.

Причин тому несколько. В основном сельхозпроизводителей беспокоит непредсказуемость хозяйствования «по Хольцеру». Аграрный бизнес вообще высокорисковый: просчитать ежегодный урожай очень сложно. Если же следовать принципам пермакультуры и во всем полагаться только на настроение природы, то прогнозировать экономические результаты будущей деятельности окажется еще сложнее. Реализация инновационных проектов по пермакультуре стоит немалых денег, поэтому при неудачном исходе (какой с природы спрос) хозяйства могут разориться.

Ряд наших респондентов смущает тот факт, что Зепп Хольцер - австрийский крестьянин, его опыт ограничен тем пространством, где он вырос. На ферме Хольцера в горах постоянно меняется температура, ярко светит солнце, летом может выпасть снег. И те знания, на которых основано земледелие у него на ферме, не являются универсальными и не могут распространяться на другие территории.

Многое зависит от человеческого фактора. Во главе крупного хозяйства, построенного по принципам пермакультуры, должен стоять такой же высококлассный специалист, тонко чувствующий природу и знающий ее законы, как Зепп Хольцер. К сожалению, подобных людей мало. Для того чтобы они появились, нужно пройти весь путь Хольцера с самого начала. Важно, чтобы у человека, помимо логики, хорошо работала интуиция. Многим приемам нужно специально учиться, и не только у природы. Для этого требуется общение с единомышленниками. Кто возьмет на себя ответственность следовать принципам пермакультуры, быть учителем? Сейчас такой гуру есть - Зепп Хольцер. Но если его не станет, то рискует исчезнуть и сама пермакультура.

Другой вопрос: каким образом мотивировать наемный персонал, который будет трудиться на крупном сельхозпредприятии, чтобы и простые рабочие так же следовали природе, как руководители хозяйств? Многих пермакультура привлекает своей простотой. Действительно, в природе само все растет, хорошо бы научиться этому не мешать. Но не всякому такое учение под силу - необходимы высокая самоорганизация, увлеченность, терпение. Это высшая ступень развития сельского хозяйства, к которой можно прийти лишь самостоятельно и осознанно. Да и «интеллектуальное земледелие» Зеппа Хольцера, несмотря на всю популяризацию, по большому счету, остается штучным. Хотя и очень заманчивым.

Я с детства люблю Природу, отец с раннего возраста меня часто таскал с собой на рыбалки, и уже с 9 лет я не представлял себя без Природы, без водной глади озер и рек. Как только представлялась любая возможность, я ходил с друзьями или отцом на рыбалку, в лес за грибами, за ягодами, на сбор кедровых орехов или клюквы на болоте. Так бы наверное и продолжалось дальше… Я не осознавал, и даже не задумывался над тем, что я только беру у Природы её щедрые дары, но ничего не отдаю взамен.

Лет 8 назад, моё мировоззрение резко изменилось. Связано это было с тем, что я прочитал книги Владимира Мегре «Звенящие кедры России», в которых был описан очень красочный и вдохновляющий образ райского сада и жизни в гармонии с Природой. Там говорилось, что можно создать своими руками Живое пространство из растений, деревьев и животных, которое будет тебя оберегать, отдавать тебе свою любовь в виде здоровых продуктов питания, свежего воздуха, шелеста листвы, цветов с их завлекающей красотой и ароматом, Щебетания птиц, чистой воды… А для этого нужно выбрать себе не менее одного гектара земли и обустроить на нем Родовое поместье. Этот образ так глубоко запал мне в душу, что я начал искать способы его воплощения в жизни.

Я по-другому стал смотреть на землю. У меня появился интерес к земледелию, огородничеству, садоводству. Как раз примерно в это же время родители приобрели небольшой дачный участок 6 соток, который представлял из себя голую песчаную землю, на которой даже не росла трава. На этом участке я впоследствии и начал практиковаться в «работе с землей и на земле».

Сейчас на этом участке построен домик, навес, дровяник, сделаны тропинки, теплица. Выкопан небольшой прудик, в который посажены водные и околоводные растения (кубышки, кувшинки, водокряс, рогоз, болотный ирис и др.). Посажены из семян около 20 яблонь, а также ягодные кустарники (жимолость, смородина, крыжовник, малина), обустроены огородные грядки. Сделан лесной уголок, огороженный плетеным заборчиком, в котором растут – рябина, шиповник, папоротники, ландыши и др. Сделана цветочная клумба в виде каменной спирали…

Так вот, я начал изучать всевозможные материалы, начиная от книг по садоводству и земледелию и заканчивая материалом, найденным в интернете. Вначале я пришел к выводу, что органическое земледелие это лучшее что можно начать практиковать. Но позже я нашел более «глобальную» и эффективную систему земледелия, её название — . И органическое земледелие, на мой взгляд, является лишь малой частью этого всеобъемлющего понятия.

Так что же такое Пермакультура?

Основателями этого направления считаются австралийский исследователь и натуралист Билл Моллисон, австрийский фермер Зепп Хольцер и японский исследователь по микробиологии — Масанобу Фукуока. С Зеппом Хольцером посчастливилось познакомиться лично, в 2011 году я был участником его полугодового семинара проходившего в Томской области.

Итак, Пермакультура-что с чем сажать (от англ. permaculture - permanent agriculture - «Перманентное сельское хозяйство») – это проектирование и создание устойчивых экосистем, основанное на глубоком наблюдении за природными процессами и взаимосвязями, с учетом всех возможных параметров – наличие рядом воды (как в открытых водоемах, так и залегание в толще земли), рельефа местности, характера почвы, погодных условий, ориентации участка относительно сторон света и т.д. Другими словами можно сказать, что Пермокультура – это работа в ладу с Природой, в гармонии с её ритмами, а не против неё. Без применения химии, перекопки земли, борьбы с сорняками, и без посадок монокультур.

Почему всё-таки пермакультура, а не органическое земледелие?

Опять же на мой взгляд, органическое земледелие это набор инструментов — по улучшению плодородия почвы, увеличения качества и количества урожая, агротехника возделывания земли, которые эффективны при использовании на небольших дачных или садовых участках , и не достаточны для применения на больших площадях от 1га. Недостаток небольших земельных участков заключается в том, что на них практически невозможно создать эффективное хозяйство, ведь тогда оно требует приложение бОльших усилий на его поддержание. Приходиться всё время привносить из вне различные материалы – плодородный слой (навоз, компост, дерновая земля, сапропель), мульчу (сено, солома, листовый опад, опилки и т.д.), строительные материалы, организовывать систему полива, требующую больших средств на внедрение и эксплуатацию и т.п.

В отличии от выше сказанного, пермакультура это создание объединяющей самофункционирующей системы , которая учитывает все элементы при обустройстве хозяйства на земле — окружающую среду (лес, водоем, болото, поле, реку, холмы, низины и т.д), размещение домов и хозяйственных построек, водный баланс, источники энергии (солнце, ветер, вода, земля), животных, насекомых, птиц, симбиозы растений и многое другое. И эта система, также включает в себя возможность применения методов органического земледелия. Понятие пермакультуры несет в себе ещё одну очень важную составляющую — отношение ко всему Живому с уважением и Любовью .

Улучшает урожайность при пермакультуре экологически чистое удобрение нового поколения:

«Представь себя на месте другого - растений, животных, а также человека - и задай себе вопрос, хорошо бы ты себя чувствовал на его месте. Если дождевой червь хорошо себя чувствует, тогда земля здорова. Также растение и животное чувствуют себя прекрасно, если они могут жить в подходящем биотопе и на свободе. Ты всегда будешь иметь преимущество и огромный успех, если ты правильно управляешь возможностями. Из почвы нужно извлекать пользу, а не эксплуатировать. Разнообразие, а не однообразие поддерживает экосистему. Твоё задание в Творении - управлять, а не бороться. Природа совершенна. В ней нечего улучшать. Если ты все же решишься это сделать, то это будет самообманом. Природа совершенна, ошибки делаем только мы - люди. Страх тебе внушают. Освободись от него, т.к. страх - самый плохой спутник в жизни. Ты больше всего выигрываешь от почтительного обращения с творением и живыми существами».

И методы пермакультуры применимы как к большим, так и малым по площади земельным участкам.

Теперь ещё хотелось бы рассмотреть некоторые преимущества большого земельного участка, скажем от 1 гектара, которые заключаются в следующем:

  • Возможность иметь большое и достаточное разнообразие растительности для создания замкнутой саморегулирующейся экосистемы – деревьев, кустарников, трав. Которые выполняют много функции, например, лиственные деревья дают большое количество листового опада, который перегнивая превращается в плодородный слой. Также на деревьях и кустарниках гнездятся птицы, которые поедают большое количество вредных насекомых. В симбиозе с деревьями начинают расти грибы, которые также улучшают состав почвы, и их ещё можно употреблять в пищу.
  • Возможность создать водный баланс. Например, выкопав пруд на участке, достигается масса положительных эффектов. Вода, как известно – это Жизнь, всё живое нуждается в воде. Водоем напитывает прилегающую к нему территорию земли влагой, тем самым улучшая условия для роста большинства полезных растений и деревьев. Также водоем играет роль накопителя тепла и сглаживания резких перепадов температур. В течении дня вода поглощает солнечное тепло, а ночью отдает её в окружающую среду. Причем помимо этого водоем улучшает микроклимат за счет повышения влажности воздуха, при испарении. Не говоря уже о том, что в пруду можно содержать рыбу, раков, притягивающие взгляд кувшинки и другие интересные водные и околоводные растения. В нём обязательно сами заведутся лягушки, которые будут сильно сокращать численность комаров и слизней, и других нежелательных гостей сада и огорода. Да и просто водоем – это очень красиво;
  • Есть возможность выбрать место для дома, построить беседку, теплицу именно там где тебе хочется, и где они действительно будут гармоничны и эффективны, не переживая при этом, что затенишь огород соседа. Или установить баню не боясь, что очень близко расположен домик соседа по даче, на который могут попасть горящие искры из трубы и привезти к возгоранию;
  • Возможность сделать «вечный» забор в виде живой изгороди из колючих и декоративных кустарников и деревьев;
  • Возможность обеспечить себя здоровыми, экологически чистыми продуктами питания, причем в достаточном количестве, что практически невозможно сделать на дачном участке.

И это лишь малый список возможностей, которые дают владение большим участком земли (от 1га) и знание такого «предмета» как .

Усманов Антон, Ханты-Мансийский АО

Видео о пермакультуре(фильмы)

Пермакультурный лесосад: 23 года процветания

Чудесный фильм про удивительную семью из Новой Зеландии, которые 23 года назад взяли заброшенный участок земли (с камнями и мусором) и превратили его в Лесосад!

Теперь у них есть свой кусочек Рая, которым можно восхититься, вдохновиться… и создать такой же у себя! Сейчас у Робин и Роберта 480 видов растений, 80 видов яблонь, 60 сортов крыжовника, лесной ручей с рыбками, многообразие птиц и насекомых, изобилие трав и непередаваемая атмосфера жизни!

Чего и вам желаю! Вдохновляйтесь))

Пермакультура на садовом участке Видео