Создание юридического лица: пошаговая инструкция. Способы создания юридических лиц. Алгоритм создания юр лиц порядок регистрации организаций

Создание юридического лица – это корпотливый процесс, который регулируется гражданским законодательством, а так же специальными нормативными актами, которые призваны обеспечивать законный порядок деятельности различного вида юр. лиц.

Прежде чем создать такой субъект правоотношений, необходимо соблюсти конкретные правила и условия, определяющие способы и порядок создания юридических лиц.

Для правильного создания ЮЛ нужно изучить нормативную базу, а так же подготовить перечень нужной документации.

Нормативная база

Перед созданием ЮЛ обязательно изучите правовую базу, регламентирующую этот процесс.

Создание организации регламентируется различными правовыми документами, среди которых:

  1. Гражданское законодательство;
  2. Федеральный закон о гос.регистрации ЮЛ и ИП;
  3. Иные документы.

К последней группе относятся такие нормативные акты, которые регулируют не создание организации в целом, а образование конкретного вида субъекта. Так, например, к таким законам относятся: закон об акционерных фирмах; о некоммерческих предприятиях; о производственных кооперативах и другие.

Создание и порядок деятельности государственных учреждений может регулироваться так же ведомственными приказами и распоряжениями высших должностных лиц.

Необходимая документация

Главный документ при создании ЮЛ -учредительных договор

Создание каждого конкретного юридического лица начинается с принятия решения его учредителями. Такое решение должно быть оформлено документально. Именуется оно учредительным договором.

Еще одним обязательным актом является устав ЮЛ, без которого невозможно осуществление его деятельности.

После чего необходимо осуществить регистрацию, которая и проводится на основании вышеописанных документов. Она подтверждается свидетельством о государственной регистрации, которое так же является важнейшим актом в деятельности .

Порядок действий при создании и узаконивании юридических лиц

Для того, что бы ЮЛ было создано, нужно принять соответствующее решение. Для этого проводится собрание учредителей, т.е. лиц, которые хотят вложить свой в совместную деятельность предприятия или некоммерческой организации.

Законом не установлено необходимое число учредителей. Это может быть и одно лицо. В любом случае, распоряжение на образование фирмы нужно документально оформить. Вариантами такого оформления могут служить договоры, протоколы и другие акты, которые свидетельствовали бы об этом действии. После того, как решение оформлено, необходимо принять устав.

Уставом именуется акт, в котором предусмотрен порядок деятельности ЮЛ, размер начальных вложений, порядок принятия новых членов в число правящего состава, а так же порядок их выхода.

После того, как все вышеперечисленные действия были выполнены, необходимо произвести регистрацию. Только после этого ЮЛ будет считаться созданным. Для регистрации необходимо собрать и подать комплекс документов:

  • заявление, в котором содержится прошение о проведении регистрации;
  • документ, подтверждающий решение о создании;
  • устав;
  • квитанция, подтверждающая уплату пошлины.

Пошлина определяется налоговым законодательством РФ. Так, на сегодняшний день, для регистрации юридического лица необходимо уплатить сумму, равную четырем тысячам рублей.

Регистрирующий орган рассматривает полученное заявление, а так же полученную документацию в течение тридцати дней, после чего принимает соответствующее решение. Отказ в проведении регистрации подлежит обжалованию, как в вышестоящую инстанцию, так и в суд.

Способы создания юридического лица

Законодательством РФ предусмотрено несколько способов создания юридических лиц, каждый из которых обладает своими отличительными особенностями, а так же порядком действий. На сегодняшний день предусмотрены такие способы как: разрешенный, явочно-нормативный, распорядительный.

Разрешительный

Разрешительным способом создания ЮЛ пользуются, к примеру, представители банковской и медицинской сфер

Этот порядок создания юридического лица предусматривает помимо согласия на создание учредителей, получение разрешения и от уполномоченных органов. Как правило, такое разрешение дается органами государственной власти.

Для примера, можно привести создание ЮЛ в сфере банковского сектора. Для того, что бы банк мог осуществлять свою деятельность, ему необходимо получить лицензию, которою уполномочен выдавать Центральный банк РФ. Без такой лицензии осуществление деятельности данным ЮЛ невозможно. При отзыве такого разрешения, юридическое лицо прекращает свою деятельность.

В качестве еще одного примера можно привести частные клиники, оказывающие медицинские услуги. Для осуществления такой деятельности необходимо получение разрешения от министерства здравоохранения или его территориальных подразделений.

Распорядительный

Такой способ создания юридического лица предполагает, что оно образовывается исключительно на основании решения представителей властей. То есть, такое решение заменяет учредительный договор или собрания.

Как правило, данный способ применяется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Явочно-нормативный

Явочно-нормативный — самый простой способ создания ЮЛ

Этот способ именуется еще и общим. Он заключается в том, что для создания ЮЛ необходимо лишь пройти регистрацию.

Это связано с тем, что законом уже предусмотрено разрешение создавать юридические лица, поэтому учредителям на основании такого разрешения нужно лишь явиться для . Однако такое право дано не всем. Например, решением суда может быть предусмотрен запрет на деятельность гражданина в определенной сфере. Тогда в регистрации ему будет отказано.

Таким образом, законодатель предусмотрел несколько способов, используемых при создании юридического лица. Выбор того или иного способа зависит от специфики деятельности организации. Для создания ЮЛ нужно соблюсти конкретную процедуру, которая указана в гражданском законодательстве, а так же в ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП.

Смотрите видео о последних изменениях в процессе создания юридических лиц:

Относящимися к различным организационно-правовым формам юридических лиц. В ГК имеется лишь немногочисленные нормы, относящиеся к созданию любого юридического лица. Однако это не означает, что нет оснований говорить о наличии в данном случае общих правовых предписаний, позволяющих характеризовать порядок создания юридического лица в целом.

Способы создания юридического лица сегодня принято делить на явочно-нормативный (или нормативно-явочный, или заявительный) и разрешительный.

При явочно-нормативном способе инициатива создания юридического лица принадлежит исключительно его учредителям, которые не обязаны согласовывать с кем-либо свое решение. Регистрирующий орган только проверяет соблюдение учредителями требований, предъявляемых к регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации может последовать только по основаниям, указанным в законе. Акт государственной регистрации имеет необратимый характер, так что в случае неустранимых нарушений, допущенных при государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган может предъявить в суд требование о его ликвидации, но не о признании недействительным акта регистрации. При этом все действия такого юридического лица будут иметь силу для его контрагентов.

Разрешительный способ предполагает получение предварительного разрешения на создание юридического лица от компетентного органа публичной власти. Делается это в общих интересах участников гражданского оборота, поскольку деятельность таких лиц способна оказывать на них существенное влияние (коммерческие банки , коммерческие юридические лица, занимающие доминирующее положение на товарном рынке).

Любое новое юридическое лицо создается волей его учредителей. Следовательно, процесс создания возможен только после того, как определился состав учредителей и ими избрана подходящая организационно-правовая форма юридического лица.

В общем случае учредителями юридических лиц могут выступать физические и юридические лица, а также публичные образования - Российская Федерация , субъект Федерации, муниципальное образование. Состав учредителей конкретного юридического лица, однако, зависит от его организационно-правовой формы. Закон в одних случаях указывает, кто может быть учредителем (участником) юридического лица, в других - устанавливает запрет на вхождение определенных лиц в состав учредителей (участников) юридического лица. Так, учредителями хозяйственных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица (ст. 66 ГК). Учредителями производственных кооперативов могут быть только граждане (ст. 107 ГК), потребительских - граждане и юридические лица (ст. 116 ГК). Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ , если иное не установлено законом (ст. 66 ГК). Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах , за исключением открытых акционерных обществ . Перечень ограничений на вхождение в состав учредителей может быть продолжен. Так, например, число учредителей кооператива не может быть менее 5, а число учредителей ООО и ЗАО - более 50.

Начальной точкой процесса создания юридического лица является решение его учредителей. В зависимости от организационно-правовой формы юридическое лицо может иметь одного либо нескольких учредителей. Один учредитель всегда у учреждений и унитарных предприятий (собственник имущества либо публичное образование). Несколько учредителей (минимальное количество определяется законом) - у хозяйственных товариществ, кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций). Хозяйственные общества и фонды могут иметь как нескольких, так и одного учредителя.

Принятие решения, а равно форма решения о создании юридического лица специально не регулируются. Исключение составляют решения публичных образований о создании учреждений и унитарных предприятий . В этих случаях нормативные акты определяют как компетентный орган, так и процедуру принятия решения, его форму и содержание. Законодательство допускает поэтому, что решение о создании юридического лица может иметь вид протокола, договора или иного документа (например, постановления компетентного органа о создании унитарного предприятия или решения единственного учредителя).

Принятое решение нуждается в исполнении, совершении целого ряда действий, завершающихся государственной регистрацией юридического лица. Поскольку на момент принятия решения есть только учредители, то им необходимо определить, кто и в каком порядке будет нести ответственность за совершение всех этих действий. А необходимо как минимум разработать и утвердить учредительные документы юридического лица, сформировать имущество, предназначенное для передачи в собственность юридическому лицу, сформировать органы будущего юридического лица, обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией. Наряду с этим может понадобиться совершение и некоторых дополнительных действий - согласование с компетентными органами создания и территориального размещения юридического лица. Все эти действия совершаются учредителями в соответствии с заключаемым ими договором о создании юридического лица, либо лицами, указанными в решении о создании юридического лица (для унитарных предприятий и публичных учреждений), либо единоличным учредителем или, по его поручению, иными лицами.

Учредительные документы, как уже говорилось выше, состоят из учредительного договора и(или) устава. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями юридического лица (п. 1 ст. 52 ГК).

От учредительного договора необходимо отличать договор о создании юридического лица (общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества). Последний не является учредительным документом. В нем не указываются сведения об участии учредителей в деятельности юридического лица, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Договор этот прекращается, как правило, с момента государственной регистрации юридического лица.

Формирование органов юридического лица происходит по решению учредителей на основании утвержденных ими учредительных документов. И хотя самого юридического лица к этому моменту может еще не быть и юридически правильно

было бы поэтому вести речь не об органах, а о лицах, которым учредителями представляется право действовать от имени будущего юридического лица без доверенности , такое решение тем не менее обязательно для регистрирующего органа, будущего юридического лица, а в последующем и для всех остальных лиц.

Формирование имущества юридического лица на этапе его создания представляет собой процесс передачи учредителями своего имущества для юридического лица. В разных организационно-правовых формах этот процесс происходит по-разному. В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал , в хозяйственных обществах - уставный капитал , в унитарных предприятиях - уставный фонд, в кооперативах - паевый фонд. Для остальных организационно-правовых форм этот процесс предоставлен усмотрению учредителей, которые в соответствии с принятым решением, заключенным договором передают принадлежащее им имущество вновь создаваемому юридическому лицу.

Во всех случаях речь идет, во-первых, об имуществе, наличие которого закон считает обязательным для начала деятельности юридического лица и требует от учредителей предъявления доказательств его наличия к определенному моменту. Во-вторых, можно говорить об имуществе, которое необходимо юридическому лицу для начала его основной деятельности. Его приобретение предоставлено усмотрению учредителей, и законодательством о создании юридических лиц обычно прямо не регулируется. Для того чтобы создать общество с ограниченной ответственностью, занимающееся ремонтом и сервисным обслуживанием автотранспорта, учредителям достаточно сформировать уставный капитал в 10 000 руб. Но этому обществу для занятия своей основной деятельностью потребуются ценности стоимостью как минимум в несколько миллионов рублей. Законодательство о создании юридических лиц не требует ни строительства производственных зданий, ни приобретения и установки технологического оборудования, транспортных средств и т.п. в качестве обязательного условия возникновения юридического лица, заявляющего о намерении заниматься такой производственной деятельностью. Эта цель косвенно обеспечивается реализацией требований других правовых норм , без соблюдения которых тот или иной вид деятельности осуществлять невозможно (нормы о лицензировании, техническом регулировании, государственном надзоре , защите прав потребителей и т.д.). Но в главном она предоставлена все же усмотрению учредителей, определяющих виды и размер материальных, финансовых и трудовых ресурсов , необходимых создаваемому ими юридическому лицу к начальному моменту, а равно самостоятельно определяющих правовые формы их передачи (в собственность, в аренду, в концессию, взаем и т.д.).

Здесь, однако, существует одно юридическое препятствие, затрудняющее решение задачи формирования имущества юридического лица. Оно заключается в том, что к моменту государственной регистрации у организации уже должно быть имущество, необходимое для ее деятельности. Однако субъекта, которому это имущество должно в итоге принадлежать, еще не существует. В случаях когда закон позволяет приступать к формированию обязательной части имущества юридического лица после его создания (акционерные общества), такой проблемы не существует. Во всех остальных случаях учредителями должно быть определено лицо, действующее в интересах формирования имущества будущего юридическо-го лица, которое обязано будет передать ему имущество, полученное от учредителей, в случае государственной регистрации юридического лица.

Заключительный этап создания юридического лица - государственная регистрация, заключающаяся внесению в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.

Государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом (налоговой инспекцией) по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица :

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  2. учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  4. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины .

В ЕГРЮЛ наряду со сведениями о самом юридическом лице, его имуществе, филиалах и представительствах включается целый ряд сведений о его органах, учредителях (участников) и принадлежащих им правах участия, а также и о некоторых других лицах (реестродержателях).

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  1. непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
  2. представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  3. несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  4. подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Создание юридического лица или подразделения Семенихин Виталий Викторович

Создание юридического лица, порядок регистрации

Передача функций государственной регистрации налоговым органам, прежде всего, была направлена на упрощение процедуры регистрации юридических лиц, а именно: в данном случае процедура носит заявительный характер. Подробная законодательная регламентация порядка регистрации юридических лиц при их создании также привносит упорядоченность в действия учредителей организации. Данная статья призвана растолковать положения действующего законодательства в части регламентации порядка государственной регистрации юридических лиц при их создании.

Создание нового юридического лица процесс трудоемкий и длительный. Государственная регистрация – это определенный, ответственный и волнующий процесс и этап образования нового субъекта предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Закон № 129-ФЗ предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц.

Глава 4 Закона № 129-ФЗ носит название «Государственная регистрация юридических лиц при их создании». Эта глава дополняет общие положения закона в части непосредственно порядка регистрации, а также в части регламентации документов, которые предоставляются в регистрирующий орган при создании нового юридического лица.

Статьей 13 главы 4 Закона № 129-ФЗ устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица при его создании. Эта статья носит отсылочный характер, так как во 2 и 3 ее пунктах содержится отсылка к статьям 9 и 8 Закона № 129-ФЗ соответственно. Вообще отмечаем, что нормы отсылочного и бланкетного характера, как правило, создают путаницу, неразберихи и коллизии при их чрезмерном распространении в текстах законов. Так и в данном случае, правоприменителя может запутать такое содержание специальной 13 статьи этого закона, ведь по сути дела она, находясь в его тексте, не привносит ничего нового в процесс регулирования порядка регистрации создаваемого юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Отмечаем, что точно такое же положение содержится и в пункте 2 статьи 8 этого же закона. Как представляется, такая перенасыщенность данного федерального закона абсолютно идентичными нормами является излишней и не только не конкретизирует, а, напротив, усложняет его.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона № 129-ФЗ.

В статье 9 Закона № 129-ФЗ заложены основы порядка предоставления документов при государственной регистрации, которые, как мы выяснили, распространяются в полном объеме своем на процесс государственной регистрации юридического лица при его создании.

В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, также устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Таким образом, заявитель подтверждает, что все данные, содержащиеся в заявлении, достоверны. Это важно в первую очередь для налоговых органов. Закон, исключив контроль над достоверностью поданной информации на предварительной стадии, оставил такую возможность впоследствии. В случае обнаружения недостоверной информации налоговый орган может лишить уже созданную организацию регистрации (в судебном порядке естественно).

Расписка (приложение к заявлению), в которой содержится наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, заполняется регистрирующим органом в 2 экземплярах. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле юридического лица, а второй экземпляр, заверенный подписью должностного лица регистрирующего органа, выдается (направляется) заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом (подробнее об этом смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При этом при поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

При государственной регистрации создания юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме установленных законом. Это правило не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2008 года №КГ-А40/8255-08 по делу №А40-58752/07-21-408).

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 10 Закона № 129-ФЗ установлено, что федеральными законами может быть предусмотрен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц при их создании (так, например, смотрите статью 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» или статью 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 этого закона, которая гласит, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока заявитель предоставляет в регистрирующий орган выданную ему расписку и получает либо свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации.

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

АНКЕТА КЛИЕНТА – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе, наименование на иностранном языке Обязуюсь сообщать обо всех изменениях указанных сведений. Обязуюсь представлять в Банк сведения обо всех

Из книги Бизнес-планирование инвестиционных проектов автора Лумпов Алексей Андреевич

4. Тайна юридического лица Мы определились с организационно-правовой формой и системой налогообложения. Но для того, чтобы успешно реализовывать проект, нужно понимать и интересы других юридических лиц – например, партнёров. Это важно, в том числе, и для обеспечения

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

<...> Статья 53. Органы юридического лица 1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Порядок назначения или

автора

Создание коммерческого юридического лица

Из книги Создание юридического лица или подразделения автора Семенихин Виталий Викторович

Понятие и правоспособность и ответственность юридического лица Жизнь современного российского общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, иными словами, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения каких – либо целей. Основной

Из книги Создание юридического лица или подразделения автора Семенихин Виталий Викторович

Создание юридического лица, документы, предоставляемые при регистрации Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица – это важнейший этап развития

Из книги Создание юридического лица или подразделения автора Семенихин Виталий Викторович

Печать юридического лица Печать юридического лица – это устройство, на котором четкими буквами выгравировано название организации, ее организационно-правовая форма, орган, зарегистрировавший организацию, место регистрации. При этом по желанию организации на печати

автора Семенихин Виталий Викторович

ШАГ 1. ВЫБИРАЕМ ВИД И ФОРМУ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Характеризуя особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, российское гражданское законодательство использует следующие понятия:– вид юридического лица;– форма создания

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

ПЕЧАТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Необходимость наличия печати у организации закреплена в федеральном законодательстве. Так, например, в п. 7 ст. 2 Закона № 208-ФЗ установлено, что акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Приложение 4 ЗАЯВЛЕНИЕ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Приложение 12 ЗАЯВЛЕНИЕ о государственной регистрации юридического лицапри

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Приложение 13 СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации юридического

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Приложение 15 РЕШЕНИЕ об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Приложение 16 РЕШЕНИЕ об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий Автондилович

Регистрация предприятия – юридического лица Порядок регистрации регламентирован Федеральным законом «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Установленный порядок имеет заявительный характер, иными словами, возлагает всю юридическую

Согласно действующему законодательству юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации. То есть, хотя юридические лица и учреждаются по волеизъявлению учредителей, государство в интересах всех участников гражданского оборота, в лице специально уполномоченных органов осуществляет надзор за соблюдением законодательства при создании новых субъектов права. Это означает, что между решением учредителей и созданием юридического лица проходит определенный срок, в течение которого не только учредители, но и государственные органы осуществляют определенные фактические и юридические действия. Исходя из этого, создание юридического лица - это многостадийный процесс, который закрепляется действующим законодательством и составляет систему фактических и юридических действий учредителей (участников) и государственных органов.

Учредителями юридических лиц могут быть физические лица при достижении ими дееспособности, юридические лица, а также государство, АРК и территориальные общины. Причем публично-правовые образования, в отличие от физических и юридических лиц частного права, могут не только создавать юридические лица публичного права, но и юридические лица частного права (части 2, 3 ст. 167, статьи 168, 169 ГК).

единственный способ создания для всех видов и организационно-правовых форм юридических лиц невозможно. Различаются способы, что применяются при создании публичных и частных юридических лиц, при создании юридических лиц, которые возникают в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования и выделения уже существующих юридических лиц. Вместе с тем общими признаками, присущими сегодня всем способам создания юридических лиц, является то, что они возникают по воле учредителей и подлежат государственной регистрации.

Традиционно принято выделять следующие основные способы создания юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный (явочно-нормативный регистрационный), разрешительный и договорный. Впрочем в условиях рыночной экономики применяются только и распорядительный нормативно-явочный способы. Если первый характерен для создания юридических лиц публичного права1, то второй применяется для создания юридических лиц частного права.

Нормативно-явочный способ возникновения юридического лица означает, что последняя создается на тех условиях и по тем правилам, которые указаны в законе (нормативном акте) в виде общего разрешения государства, а соответствующий орган обязан зарегистрировать организацию как юридическое лицо при наличии не только проявления инициативы со стороны учредителя (учредителей), но и выполнение последними определенных условий и соблюдения ими определенных правил. Государство, применяя такую форму как регистрация, признает организацию субъектом права, подтверждая факт создания юридического лица выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Как уже указывалось, в науке гражданского права выделяют также и другие способы создания юридических лиц, в частности разрешительный. Он предусматривает наличие обязательного предварительного получения разрешения от уполномоченного на то органа на создание юридического лица (например, страховой компании и прочее). Однако даже тогда, когда основатели стремятся создать банковское учреждение или общество, которое будет заниматься страховой деятельностью, и сначала должны получить разрешение от соответствующих органов на это, не может идти речь о разрешительный способ создания, поскольку разрешение не является основанием возникновения у организации статуса юридического лица. Это лишь обязательное предварительное условие, стадия, которую должны пройти учредитель для законного создания определенной организационно-правовой формы лица, то есть придерживаться установленного порядка. В дальнейшем создание юридических лиц может осуществляться одним из тех способов, которые предусмотрены на сегодня правовой системой Украины, или распорядительным (так, в случаях, установленных законодательством, страховщиком признается государственная организация), нормативно-явочным. Но в данном случае, хотя речь идет о указанный способ, объем действий учредителей растет, потому что устанавливается несколько иной порядок их совершения.

Обращает на себя внимание точка зрения профессора А. С. Довгерта, который считает, что на сегодня есть только один способ возникновения юридических лиц: обособление имущества, что может происходить как вместе с объединением лиц, так и без такового. Согласиться с этим трудно, потому что скорее всего здесь речь может идти не о способе возникновения юридического лица, а о ее сущности, о теории целевого имущества, которую разделяет автор.

Создание юридического лица происходит в определенном порядке. Порядок - это правила, по которым осуществляются юридические или фактические действия соответствующих лиц. Так, фактическими действиями учредителей при создании юридического лица является разработка учредительных документов, резервирование ее наименование, заполнение регистрационной карты, внесение регистрационного сбора и тому подобное. А государственный регистратор осуществляет проверку комплектности документов, которые ему подаются, проверяет полноту сведений, указанных в регистрационной карточке, проверяет документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации. Указанные лица осуществляют также и юридические действия.

Государственная регистрация-последняя стадия, завершающая процесс создания юридического лица, которая до этого существовала фактически, а с момента государственной регистрации возникает юридически. То есть это засвидетельствование факта создания юридического лица, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр. На сегодня этот процесс регулируется Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" (далее - Закон)2. Государственная регистрация проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица.

То, что в соответствии с Законом государственной регистрации подлежат все юридические лица независимо от порядка создания, организационно-правовой формы, подчинения, то есть и публичные юридические лица, момент возникновения которых по действующим ранее законодательством определялся вынесением решения об их создании, ни в коем случае не свидетельствует о том, что не может существовать никаких особенностей при регистрации определенного вида или организационно-правовой формы юридического лица. Согласно ч. 2 ст. Из указанного Закона могут устанавливаться особенности государственной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональных союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов, бирж, а также других учреждений и организаций).

Таким образом, государственная регистрация - одна из стадий возникновения любого вида юридических лиц независимо от того, каким образом последние будут создаваться. Учредители должны юридически оформить возникновение нового субъекта права, для чего и предполагается его регистрация. Причем сам факт подачи учредителем (учредителями) соответствующих документов в органы регистрации нужно расценивать только как намерение последнего (последних) реализовать субъективное право, в частности, на занятие предпринимательской деятельностью в определенной организационно-правовой форме юридического лица, на создание благотворительной организации и т. п, то есть желание получить признания государством нового субъекта права, который будет отличаться от самого основателя и сможет стать участником гражданского оборота. Отсюда, согласно действующему законодательству, государственную регистрацию следует рассматривать как "универсальную" завершающую стадию порядка создания юридического лица независимо от установленного законом способа ее возникновения. Государственная регистрация предназначена гарантировать соответствие тех требований, которые относятся к юридическим лицам определенного вида, их реальным возможностям. То есть речь идет не о разрешительном, а о нормативно-явочный способ.

Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону есть основанием для отказа в государственной регистрации этого юридического лица. Отказ по другим мотивам не допускается. При этом юридическое лицо может быть ликвидировано по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию, а также участника юридического лица по решению суда о признании недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить (п. 2 ч. 1 ст. 110 ГК).

Юридическим основанием деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы, которые должны излагаться в письменном виде и подписываются всеми участниками (основателями), если законом не установлен другой порядок их утверждения. Они являются комплектом документов установленной законом формы, согласно которым достигается внешнее отделение юридического лица от других субъектов права посредством определения наименования, места нахождения, органов управления, цели деятельности.

Статья 88 ГК императивно устанавливает те требования, которым должны отвечать учредительные документы, исходя из того, что они имеют разную правовую природу. Устав в отличие от учредительного договора, не заключается между учредителями, а утверждается ими. Но устав так же, как и учредительный договор, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между учредителями и юридическим лицом, хотя и приобретает юридическую силу только с момента регистрации последней.

Устав - это особый локальный нормативный акт, положения которого обязательны не только для юридического лица, но и для ее контрагентов. Содержание устава должно соответствовать требованиям закона, а именно содержать следующие данные: наименование юридического лица, его местонахождение, адрес, органы управления, их компетенцию, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него, хотя дополнительные требования к уставу могут устанавливаться и ГК и специальным законодательством. Так, согласно ст. 154 ГК устав акционерного общества должен содержать сведения: о размере уставного капитала; условиях о категориях акций, выпускаемых акционерным обществом, и их нарицательную стоимость и количество; права акционеров и тому подобное.

Учредительный договор-это гражданско-правовой договор, по правилу, многосторонний, правовой целью которого является создание нового участника гражданского оборота - юридического лица и регулирующего отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

Учредительный договор является обязательным не только для учредителей (участников), но и для самого юридического лица, на основании которого она действует. В данном договоре определяются обязательства участников создать общество, порядок их совместной деятельности относительно этого, условия передачи обществу имущества участников и тому подобное. Впрочем и ГК и специальное законодательство может установить и дополнительные требования. Так, согласно ст. 120 ГК учредительный договор полного товарищества должен также содержать сведения о: размер и состав составленного капитала общества; размер и порядок изменения долей каждого из участников в составленном капитале; размер, состав и сроки внесения ими вкладов. При этом следует различать учредительный договор, договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью (ст. 142 ГК) и договор о создании акционерного общества (ч. 2 ст. 153 ГК). Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью и договор о создании акционерного общества заключается только в том случае, когда указанные предпринимательские общества создаются несколькими лицами. Они не относятся к учредительным документам, атома представления при осуществлении государственной регистрации не обязательна. Указанные договоры тоже гражданско-правовые, но в отличие от учредительного договора имеют совсем другую цель - определение взаимоотношений, которые возникают и продолжаются между учредителями до момента государственной регистрации нового участника гражданских правоотношений - общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. По своей правовой природе они являются договорами о совместной деятельности, но цель их совсем другая - организовать учредителей на создание юридического лица.

Учредительный акт (индивидуальный или общий) - это односторонний или многосторонний правочин (в зависимости от количества лиц, его укладывают), направленный на создание учреждения. В указанном учредительном документе указываются: наименование учреждения, учредитель (-ки), цель, имущество, которое необходимо для достижения этой цели, структура управления, порядок и основания прекращения деятельности учреждения, судьба имущества, которое останется после этого.

ГК позволяет создание учреждения на основании учредительного акта, который содержится в завещании. При этом предполагается, что когда в таком учредительном акте отсутствуют отдельные из указанных выше положений, их устанавливает орган, который осуществляет государственную регистрацию (ч. Ст. 88 ГК). Такой подход не является бесспорным, поскольку если учредительный акт не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к его содержанию законом, то учреждение вообще не должна быть зарегистрирована как юридическое лицо. Поэтому нельзя вести речь о возможности исправления определенных недоработок в учредительном акте ни со стороны органа государственной регистрации, ни даже со стороны суда.

Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов.

Прежде всего учредители юридического лица дол­жны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмот­рение учредителей. Однако бывают и исключения.

Так, согласно Федеральному закону «О банках и бан­ковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акцио­нерного общества.

Следующий этап - выработка учредительных до­кументов. Вы уже знаете, что в зависимости от орга­низационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учреди­тельный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор - это документ, подпи­сываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и на­правления деятельности, условия передачи ему свое­го имущества и условия своего участия в деятельно­сти создаваемого лица.

В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товарище­ствах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибы­ли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.

Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отве­чать требованиям, предусмотренным гражданским за­конодательством. Учредительный договор заключа­ется в письменной форме правоспособными, а для физических лиц - и дееспособными лицами, дей­ствующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надле­жащим образом.

Устав - документ, который наряду с учредитель­ным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для об­ществ с ограниченной и дополнительной ответствен­ностью и единственным для производственных коо­перативов, государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, акционерных обществ.

В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахож­дения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате ус­тавного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения.

Как уже было сказано, для некоторых видов ком­мерческих организаций законом предусмотрено обя­зательное отражение в уставе определенных сведе­ний. Так, в уставе общества с ограниченной ответ­ственностью должны указываться размеры долей каж­дого участника, в уставе общества с дополнительной ответственностью - размеры дополнительной ответ­ственности участников в виде кратности к стоимости их вкладов. В уставе производственного кооператива отражаются условия о размере паевых взносов чле­нов и порядке их внесения, а также условия и поря­док личного трудового участия членов кооператива в его деятельности и ответственность за нарушение этого порядка.

Одной из целей учредительных документов явля­ется предоставление информации контрагентам ком­мерческой организации об объеме ее правоспособнос­ти, о целях деятельности и порядке принятия реше­ний. Именно поэтому сведения, содержащиеся в уч­редительных документах, не могут составлять ком­мерческую тайну.

Важный этап создания юридического лица - фор­мирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту созда­ния организации должно быть сформировано не менее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании уни­тарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.

Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация.

Государственная регистрация преследует несколь­ко целей. Важнейшими среди них являются закреп­ление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов де­ятельности.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно дей­ствующего исполнительного органа, указанного уч­редителями в заявлении о государственной регистра­ции.

Для регистрации юридического лица его учреди­тель (учредители) должны представить в регистриру­ющий орган следующие документы:

    заявление о государственной регистрации юри­дического лица, подписанное учредителем (учреди­телями);

    решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответ­ствии с законодательством;

    учредительные документы юридического лица;

    документ об уплате государственной пошлины;

5) если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо - доку- мент, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, поми­мо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представ­ления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответ­ствующей записи в реестр юридических лиц. Имен­но в этот момент юридическое лицо считается создан­ным, и у него возникают гражданские право и деес­пособность.