Что такое экономическая система кратко. Виды экономических систем. Традиционная, рыночная и командная экономики. Экономическая система общества. Критерии выделения экономических систем

Командная экономика

(плановая экономика – экономическая система, в которой государство или совета управляющих экономикой. В системе с командной экономикой центральное правительство принимает все решения в отношении производства и потребления товаров и услуг. В крайних случаях, обширные области экономики и промышленности находятся под контролем государства, все решения относительно распределения ресурсов и производства также принимаются государством. Органы планирования решают что должно быть изготовлено и направляют предприятия низших уровней на производство этой продукции. Командная экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и инвестиции принимаются собственниками средств производства на основе собственных интересов а не согласно всеобъемлющего плана. К мягким разновидностей планирования в командных экономиках принадлежит индикативное планирование, когда государство применяет «влияние, субсидии, дотации и налогообложения, но не указывает что делать …» Такие разновидности иногда называют «планируемыми рыночными экономиками».

Некоторые исследователи различают плановую экономику от командной, считая командную экономику крайним случаем плановой. Однако, планирования экономической деятельности присутствует и в условиях свободного рынка.
К важным примеров командных экономик прошлого принадлежит экономика СССР, которая, по оценкам CIA Factbook была некоторое время второй по величине экономикой мира, Китая до 1978 года и Индии до 1991 года.
Начиная с 1980-х и 1990-х годов правительства стран с командной экономикой начали внедрять политику дерегулирования (или, как в Советском Союзе, система потерпела крах) и движение в сторону создания рыночной или смешанной экономики. Плановые экономики существуют в таких странах, как Куба, Ливия, Саудовской Аравии, Иране, Северной Корее и Мьянма.
Характеристики
При командной (плановой) экономики главные экономические вопросы решает определенный центральный орган, который сначала определяет, что и сколько производить, и непременно контролирует выполнение своих распоряжений. Таким же образом решаются все вопросы относительно того, как производить. Центральный орган решает также вопрос «для кого» производить.
При командной экономики существуют достаточно жесткие ограничения уровней заработной платы, пенсий, продолжительности отпусков работающим т.д. Центр определяет объемы распределения по районам произведенных товаров, а также устанавливает цены на них.
Главной особенностью командной системы является отсутствие у производителей свободы выбора. Так, директор швейной фабрики не мог выбирать поставщика ткани для своего товара, поскольку план «закреплял» за ним конкретного поставщика. Вместе с тем директор ткацкой фабрики не опасался, что его продукция останется нераспроданной за низкого качества: ведь он знает, что швейная фабрика по плану обязана приобрести ее.
Именно отсутствие свободы выбора обусловливает отсутствие у производителей заинтересованности (или стимула) производить лучшие и более дешевые товары, увеличивая их ассортимент и разрабатывая новые модели. Через это удовлетворение потребностей потребителей в такой системе находится на низком уровне. Но следует отметить также, что планирование как метод управления отдельным предприятием широко используется в хозяйственной практике и может способствовать повышению общей эффективности производства.
Характерные черты:
Чрезмерное огосударствление экономики
Чрезмерная централизация производства (более 90% предприятий – государственная собственность)
Диктат производителя
Бюрократизация аппарата управления
Направления значительной части дефицитных ресурсов на нужды военно-промышленного комплекса
Критика
Склонность к диктатуре

Командная экономика подвержена установления диктатуры и карьерному росту людей аморальных и беспринципных. Так, Фридрих фон Хайек считал, что диктатор или диктаторы, стоящих у руля административно-командной системы должны обладать исключительным способностями в сфере политической интриги и внутрипартийной борьбы. Распределение ресурсов в административном порядке невозможно без абсолютной политической власти. Административные приказы должны быть подкреплены погрозую наказания или применения силы. Распределение ресурсов, по определению, означает, что ресурсы отбирают у одних и отдают другим. Карьерный рост возможен только для людей беспринципных и не отягощенных моралью.

{banner_googlevpost}

Хайек считал, что даже если власть сама по себе может и не быть целью, тем не менее планирование ведет к диктатуре, поскольку диктатура – эффективный инструмент силового воздействия и принудительного насаждения идеологии, и как таковая необходима для осуществления широкомасштабного централизованного планирования. «Для достижения своих целей коллективиста нужна власть – власть одних людей над другими, причем в невиданных доселе масштабах, и от того, смогут ли они ее достичь, зависит успех всех начинаний …» По мнению Хайека, именно беспринципные и безсовистни люди имеют больше шансов на успех в тоталитарном обществе. Также с этим выводом соглашается Франк Найт, который утверждает, что органы планирования должны будут «управлять беспощадно, для поддержки механизма организованного производства и распределения ресурсов». «Хотят они этого или нет, им придется это делать; вероятность того, что у руля окажутся люди, не одержимые жаждой власти, равна вероятности того, что чрезвычайно добрая и мягкий человек получит работу смотрителя за крепостными …»
Хайек также утверждает, что поведение диктатора в экономике не может сдерживаться моралью или какими-либо законах, поскольку диктатор не может заранее ограничить себя любыми формальными правиалмы, способными предотвратить произвол. Ему все время приходится решать проблемы, которые невозможно решить, пользуясь только формальными правилами.

Как развить привычку

Изучаемые вопросы

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Пределы вмешательства государства в экономику.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.

Командная экономика - форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления. Такой тип экономики главенствовал в СССР .

Признаки Командной экономики:

  • государство жестко регулирует производство, обмен, распределение продукции;
  • используются административные методы приказов, товаропроизводственных требований;
  • устанавливаются четкие планы по производству той или иной продукции, оказанию услуг;
  • низкое качество произведенной продукции;
  • государство полностью регулирует экономику.

Директивная экономика в СССР


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Командная экономика" в других словарях:

    Финансовый словарь

    - (command economy) См.: централизованное планирование (central planning). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА способ ориентации и управления… … Экономический словарь

    Форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным… … Словарь бизнес-терминов

    КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА Юридическая энциклопедия

    КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА - (command economy) плановая экономика, подобная преобладающей в Восточной Европе до 1989 1990 гг., то есть централизованно управляемая государством, причем рыночное распределение товаров и услуг играет лишь ограниченную роль … Большой толковый социологический словарь

    Командная экономика - Плановая экономика … Народы и культуры

    Способ управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Командная экономика - – способ управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ"

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА


Курсовая работа

по дисциплине "Экономическая теория"

на тему: "Типы экономических систем"


Выполнила:

студентка 1 курса Катанова Е.С.

Проверил:

Зарецкий А. Ш.


Москва 2015


Введение


Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

От типа системы зависит политика государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев. В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, традиционную, административно-командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Историческая классификация должна включать помимо современных систем системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы.

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более подробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.

Работа, прежде всего, актуальна для тех, кто только начинает изучение экономической теории и нуждается в представлении общей картины по данной теме, которая в дальнейшем послужит базой для более углубленного изучения.

Цель работы - описание, анализ и характеристика основных типов экономических систем.

Для достижения цели работы необходимо выполнить ряд задач :

изучить факторы, влияющие на формирование типа системы;

дать характеристику каждого типа;

определить плюсы и минусы каждой из рассмотренных систем.


1. Типы экономических систем


На протяжении всей истории общества, конечной целью функционирования любой экономической системы являлось удовлетворение потребностей индивидов и всего общества в целом. Именно на это направлены процессы производства, неразрывно связанные с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся у общества ресурсов для их производства.

В своем развитии человеческое общество использовало и продолжает использовать различные экономические системы. Однако, не смотря на общую для них цель, методы и подходы в решении основных проблем существенно отличаются, так же, как и фактический результат.

Чтобы понять, как действуют различные экономические системы, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы:

сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Кто должен осуществлять производство и какую применять технологию производства?

кто должен получить эту продукцию?

способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?


1.1 Традиционная экономическая система


Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью.

Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.

Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. Основу многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы - производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние - способность к труду.

В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства. Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии - дети должны наследовать занятие отца.

Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. В этих странах в условиях относительно слабого развития национального производства большую роль играет иностранный капитал.

Наличие специфических ресурсов так же обуславливает традиционность в решении экономических задач. Например, если Бразилия в прошлом году выращивала в основном кофе, то и в этом году она будет выращивать кофе, и теми же технологическими приемами, и для тех же потребителей-импортеров.

Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а, следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения.

Также для этих стран характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Интересно, что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях Африки.

Традиционная экономика характерна для доиндустриальных обществ. Новейшая же история знает два основных вида экономических систем - командно-административную и рыночную.


2 Командная экономическая система


Командная экономическая система (социализм) - способ организации экономическо11й жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности - государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование является основой хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает: во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно- распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Надо сказать, что сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы, т. е. там, где план:

составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за правильность выбранных плановых показателей и за успех выполнения плана;

реализуется на основе свободного выбора партнеров по сделке и установления с ними цены купли-продажи по обоюдному согласию;

проверяется на разумность спросом покупателей;

опирается на существенную экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.

Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Если все ресурсы объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

Для предприятий - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать то, что было, а не то, что он хотел бы. У людей не имелось альтернативы - другого товара просто не было.

Для людей - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в закрытые распределители, где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

) даже самые простые из необходимых людям благ оказались дефицитом;

) масса предприятий постоянно несли убытки, при этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

) самой большой удачей для граждан и предприятий было "достать" какой-то импортный товар или оборудование.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.


1.3 Рыночная экономическая система


Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые отличают его от других экономических систем.

Главный принцип рыночной экономики, подразумевает право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. Речь идет о том, чтобы не создавать особых условий, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции между разными формами собственности.

Вторая, не менее важная сторона принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

Также рыночной экономике свойственны функции саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. В рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят, только от финансового состояния на самом предприятии.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, зная то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут.

В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке.

Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое хозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта.

Анализ показывает, что рыночная система приспосабливается к фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система предоставляет свободу предпринимательства и выбора. Естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Несколько сложнее обстоит дело с аргументацией против рыночной системы. Критики рыночной утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции.

Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма:

во-первых, как бы не была нужна конкуренция с общественной точки зрения, индивидуальному производителю она зачастую создает трудности. Стремление освободиться от ограничений, которые создает конкуренция, погоня за прибылью, способствует возникновению таких явлений, как слияние фирм и тайных сговоров компаний. Все это ослабляет конкуренцию и ее регулирующее воздействие.

во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который поощряет рыночная система, способствовал упадку конкуренции. Новые технологии требуют больших финансовых вложений, что делает целесообразным существование нескольких крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Эти экономисты считают, что по мере снижения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

Но существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода. Критики утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате возникает социальное неравенство. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.


4 Смешанная экономическая система

экономический рынок традиционный плановый

Говоря о командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем. Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В смешанной экономической системе перемешиваются свойства всех трех вышеперечисленных систем приблизительно в равных пропорциях. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов, социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование. Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов

В таких странах, как США и Япония, господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось много элементов традиционной экономической системы.

В настоящее время многие государства уже отказались от рыночной экономики, которая долгое время занимала лидирующую позицию, и перешли к смешанной. Одно из ее главных преимуществ в более гибком управлении экономикой и предоставлении вариантов развития. Но и планирование также играет определенную роль и может приносить пользу, если планы составляются компетентными людьми, которые учитывают все изменения в экономике страны.

Страны, идущие по пути смешанной экономики, в большинстве своем развитые, а к среднему классу относится большая часть населения. Это доказывает эффективность такого курса, т. к. средний класс является признаком устойчивости общества. Но переход к этой модели не может произойти быстро, а иногда сопровождается ухудшением каких-либо экономических показателей в стране. Так, например, в России в начале 90-х годов возросла безработица, закрылось много предприятий и резко увеличивались инфляционные показатели. В итоге Россия полностью не перешла к смешанной экономике, но продолжает развиваться в этом направлении, борясь с последствиями перестройки.


Заключение


Центральная проблема любой современной экономики - это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить, ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решений и типе собственности на основные виды ресурсов.

При традиционной экономической системе земля и капиталы находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Чисто рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.

Командная экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.

Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.

На мой взгляд, история развития экономики демонстрирует явное преимущество смешанных типов экономических систем, над консервативной традиционной системой, подавляющей любые проявления свободы командной системой, и рыночной экономикой лишенной всякого контроля свыше.

Основным же достоинством смешанной экономической системы, является ее гибкость, способность развиваться и соответствовать уровню технического развития и развитию общества. Недаром данный тип экономики принят в наиболее развитых в настоящий момент странах. А учитывая высокий уровень жизни в этих странах, с наличием развитого среднего класса, можно говорить о том, что развитие смешанного типа экономики должно быть приоритетным и в нашей стране.


Список литературы


А.П. Градов Национальная экономика [Текст]: учебник, 2005.

М.В. Кудина Основы экономики [Текст]:учебник для ССуЗов, 2009.

И.В. Липсин Экономика: учебник для вузов [Текст] - М.:Омега-Л, 2006.

Я.С. Ядгаров История экономических учений [Текст]: учебник, 2009.

В.П. Колесов, М.В. Кулаков Международная экономика [Текст]: учебник, 2004.

Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова и др. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст], 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основы финансовых знаний требуются человеку всю жизнь. Для ориентации в сложных вопросах современности уже в восьмом классе изучаются типы экономических систем. Таблица помогает разложить знания по полочкам и запомнить материал.

Определение экономической системы

Словосочетание "экономическая система" имеет несколько значений.

  1. Принятая и функционирующая схема принципов производства товаров, их последующего распределения и обмена, потребления пользователями.
  2. Систематизация экономической жизни.
  3. Вид устройства хозяйственной жизни в обществе, определяющий распределение недостающих ресурсов.

Потребитель и производитель стремятся к противоположным целям. Потребитель – к удовлетворению запросов с минимальными затратами. Производитель – к получению прибыли при уменьшении издержек.

Основные типы систем

Принято выделять три основных типа экономических систем:

1) традиционная;

2) рыночная;

3) командная.

Все чаще стали выделять четвёртый вид – смешанную. Ее также включает таблица "Типы экономических систем". 8 класс - время, когда дети знакомятся с этой информацией. Таблица представляет характеристики каждого вида, отличающиеся друг от друга ответами на главные вопросы экономического производства: что производить, для кого и как.

Традиционный тип

Само название говорит о критерии выделения: изготовление товаров основано на традициях. Принятый в обществе уклад, передающиеся навыки производства лежат в основе экономической системы. Социальные роли человека передаются по наследству, попытки изменить пресекаются и возникают крайне редко. Технологии производства ограничены, не меняются и производимые блага и услуги. Нововведения не приветствуются, так как посягают на подрыв устоявшегося уклада жизни.

Достоинства системы: стабильность, качественность товаров, предсказуемость развития. Её недостатки: отрицание прогресса, движение к застою, беззащитность перед внешними факторами.

В двадцать первом веке на этой ступени экономического развития находятся слаборазвитые страны.

Рыночный тип

При переходе на индустриальный уровень общественного прогресса формируется рыночная система. Она открывает простор для ответов на экономические запросы. Что, для кого и как изготовлять, решает производитель, ориентируясь на цены и спрос на товар. Собственный риск, а не традиционное решение лежит в основе хозяйствования.

Достоинства системы: стремление к прогрессу, свобода деятельности, личная ответственность и заинтересованность в получение прибыли, структура ценообразования. Её недостатки: неравномерность развития (спады и подъёмы), вероятность безработицы, риск, отрицание общественных интересов, ликвидация социальных гарантий.

В большей части стран мира в двадцатом веке установилась рыночная система.

Командный тип

Когда государство берёт на себя право принятия решений по главным экономическим вопросам, происходит переход к командному типу. Каждая производственная структура получает специальную директиву, касающуюся ее хозяйственной деятельности. Инициатива не приветствуется, пресекается. Государственная собственность на средства производства не позволяет быстро реагировать на изменяющиеся потребности членов общества.

Достоинства системы: стабильность, социальные гарантии, предсказуемость на уровне центрального управления, эффективность в перераспределении ресурсов, высокие моральные мотивы к труду. Её недостатки: ответственность центральной власти за составление планов, незаинтересованность трудящихся в итогах трудовой деятельности, дефицит некоторых товаров, жёсткий контроль и учёт.

Распространение система получила в двадцатом веке, классические примеры проявления – это Германия в тридцатые годы и СССР в эпоху функционирования социализма.

Смешанный тип

Попытка взять достоинства рыночной и командной систем и родить нечто новое без недостатков привела к формированию смешанного вида. Сравнив рыночный и командный типы экономических систем, таблица представляет достоинства каждой из них. Регулирование экономики государством гармонично сочетается со свободой производителей в решении главных экономических вопросов. На предпринимателей наложена ответственность за удовлетворение потребностей клиента. Государство призвано проводить социальную, налоговую и антимонопольную политику для роста экономики и улучшения жизни жителей страны.

Функции государства:

  • управление ценами;
  • создание условий для производства общественных благ;
  • антимонопольная деятельность;
  • законотворческая деятельность;
  • защита наиболее бесправных и уязвимых слоев населения;
  • макроэкономический контроль.

Сравнительные таблицы

Чётко показывает сравнение типов экономических систем таблица. Попробуем представить возможные структуры сопоставления достоинств и недостатков каждого типа экономики. Рассмотрим каждый вариант, его плюсы и минусы.

Можно представить в другом виде типы экономических систем. Таблица по обществознанию позволяет выделить основные критерии сравнивания.

Критерии сравнения Традиционная система Рыночная система Командная система
Что производить? Проблемы производства решаются согласно устоявшимся традициям. Товары, обладающие востребованностью. Блага для всего общества.
Для кого производить? Для потребителя конкретного товара. Для многообразия потребителей
Как производить? Решает предприниматель, ориентируясь на получение прибыли. Решают только центральные органы власти в государстве.
Обществу. Преобладает частная собственность, присутствует государственная и групповая. Преобладает государственная собственность.
Государства ещё нет или его роль заключается в сохранении традиций. Отводится роль «ночного сторожа»: охрана границ государства и правопорядка внутри страны. Все определяющие вопросы решаются на государственном уровне.

Такие критерии определяют основные типы экономических систем. Таблица может быть дополнена ещё смешанным видом. Этот тип экономической системы так отвечает на представленные вопросы.

Что производить? Для кого производить? Как производить? Кому принадлежит собственность? Какова роль государства в экономике?
Потребительские товары и общественные блага. Как для конкретных потребителей, так и для всего общества. Государство принимает решение о производстве благ, предприниматель - о выпуске товаров. Равноправие разнообразных видов, преобладание государственной и частной собственности. Регулирование цен; организация и обеспечение производства общественных благ; борьба с монополиями, защита конкуренции; законотворческая деятельность для защиты участников рыночных отношений; защита малоимущих, охрана от влияния внешних факторов всего населения; стимулирование роста и стабилизация экономики.

Можно провести и другие линии сравнения. Типы экономической системы таблица позволяет исследовать всесторонне. Для удобства восприятия она может быть повернута из вертикального в горизонтальное положение, то есть вопросы предстанут в первой горизонтальной строке, а названия типов систем в первом вертикальном столбце.

Дополнительные критерии сравнения

Чтобы углублённо сравнить типы экономических систем, таблица может содержать и другие критерии оценивания. Обычно этот материал подается на более высоком уровне обучения, характерном для старшеклассников или для учащихся, увлекающихся экономикой. Ниже приведены основные типы экономических систем. Таблица критериев позволяет сравнить их с учетом современных реалий.

Объём обобществления производства Вид бюджетного ограничения Преобладание формы собственности
Определяющий принцип хозяйствования Стимулы повышения производительности труда Существование конкуренции
Существование теневой экономики Способы ценообразования Способы контроля объектов производства
Регулирование экономики Обеспечение социальных гарантий Формирование заработной платы

Ответив на эти вопросы, можно всесторонне охарактеризовать типы экономических систем, плюсы и минусы таблица отразит для каждого вида.