Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. История появления, описание и вид с фото, расцвет стиля и методы его реализации. Стили садов. особенности национальных садов Регулярная планировка

Стиль «английский сад» появился в XVIII веке в противовес формальному стилю. Одним из ярых приверженцев нового стиля и противником французских садов был английский поэт Александр Поуп (1688 - 1744), призывавший в 1713 году в своем эссе, посвященном садоводству, вернуться от геометрических форм к «милой красоте неприкрашенной природы». Основное правило английского сада он сформулировал так: «Природа не должна быть забыта ни в чем...Руководствуйтесь духом места».

Свое дальнейшее развитие английский стиль получил благодаря романтическому направлению в искусстве и литературе - движению против классицизма и его любви к порядку, дисциплине и сдержанности. В дизайне садов влияние романтизма проявлялось в использовании растений для эмоционального вдохновения. Однако романтизм фокусировался не только на эмоциях: в то время на пьедестал было возведено крестьянство, ранее презираемое. И первоначально именно крестьяне создавали английские сады.

Истинно английский сад изначально имел скорее практическое, а не эстетическое значение. Именно поэтому в английских садах почти все травы были либо лечебными, либо используемыми в кулинарных целях, а многие деревья были фруктовыми. И только потом, когда новый стиль распространился за пределы крестьянских кругов, эстетические свойства сада вышли на первое место. Английские сады того времени имели мистическое обаяние и были призваны создавать романтическую атмосферу.

Позднее английские сады стали очень популярны в США: обилие кустов роз, многолетних цветов, увитых виноградной лозой беседок и арок из вьющихся растений, - все это позволяло создать атмосферу беззаботного веселья.

Романтически настроенного хозяина, имеющего большой участок (8-10 соток), может заинтересовать английский сад. Это декоративное садоводство будет радовать глаз своей естественностью и не потребует реконструкции. Садовод такого живописного уголка сможет долгие годы любоваться его красотой.

Английские сады - свободное, пейзажное садоводство. Оно должно выявить красоту природного ландшафта и скрыть его недостатки. Этот пейзажный сад создает иллюзию естественного происхождения сада. Сад состоит из нескольких зеленых лужаек или газонов овальной, круглой формы, соединенных между собой. Лужайки по периметру обсажены деревьями и кустарниками. Эти посадки могут быть плодовыми или декоративными.

В центре английского сада - водоем. Это может быть пруд, ручей или бассейн свободных очертаний. Рядом с водоемом - плакучая ива, стройная туя или кипарис. Деревья с плакучей или пирамидальной кроной - неотъемлемый элемент английского романтического сада. Они создают атмосферу с несколько печальным настроением.

Садовод, создающий романтический английский сад, не приветствует много цветов. Они высаживаются партером возле дома и вокруг водоема.

Вокруг лужаек можно проложить дорожки, поросшие стриженой травой. Это чисто английская традиция. Иногда на дорожки кладут плитку, посыпают гравием.

Поскольку основой английского сада является зелень посадок и лужаек, разбивать его лучше на сыроватых участках или постоянно обильно поливать. Газоны нужно регулярно стричь. Что касается деревьев на участке, когда они состарятся, их заменяют молодыми.

Характерной чертой данного стиля является то, что растения высаживаются на первый взгляд бессистемно, навевая мысли о «естественном ландшафте».














Для создания английского сада Вы можете воспользоваться следующими советами:
. Типичные для английского сада растения: мальва (штокроза, алтей розовый), наперстянка, водосбор, розы, маргаритки, ромашки, анютины глазки, пионы, фиалки, примулы, дельфиниум, глициния и др. Для лужаек хорошо подойдет высокая и пышная трава.
. Цветы и кустарники на клумбах высаживайте как можно плотнее. Сад должен быть весь в зелени и цветах (исторически это объясняется обилием дождей в Англии). Даже в засушливых областях можно добиться нужно эффекта, используя засухоустойчивые растения.
. Используйте арки, перголы и решетки, обвитые растениями.
. В английском саду должны быть скамейки: они используются как для удобства, так и в качестве дополнительного украшения сада.
. В качестве материала для малых архитектурных форм лучше всего подойдет кирпич, серый природный камень, кованое железо, натуральное дерево.

Американский сад (American garden)



Пожалуй, основное отличие американского сада от многих других - пустая и плоская, как бильярдный стол, лужайка перед домом. Каждую неделю в обязательном порядке хозяин ходит по ней с газонокосилкой, тарахтя «на всю ивановскую».

А вот белый заборчик, огораживающий участок от улицы - деталь совсем не характерная. Гораздо чаще обходятся без него. Куда обычнее «островок» - небольшая приподнятая клумба, расположенная чуть в стороне от дорожки к дому.

Среди диких больших камней, доставленных специально издалека, посажены рододендроны и небольшой клен, чьи листья осенью становятся пунцовыми.

Так что, зеленое «сукно» газона да небольшой цветущий островок - вот, собственно, и все, что можно увидеть с улицы. Зато со двора на участке в несколько десятков соток хозяева устраивают лесные «дебри», в чащобе ставят птичью деревушку из нескольких домиков. На высоком суку самого большого дерева подвешиваются качели. Обзор с них хороший, и даже взрослые нет-нет да и вспомнят детство, взмывая вверх на них. В глубине участка скрылся традиционный домик для садового инвентаря. В жилом доме хранить инвентарь американцы не любят.

Неподалеку от старого дерева выкопан «дикий» пруд. Берега его обсыпаны галькой, обсажены осокой и камышом, а вольный ветер принес откуда-то «незапланированный» иван-чай. В пруду растут водяные лилии, здесь они прекрасно себя чувствуют, а в глубине меж их стеблей мелькают декоративные рыбки. Иногда здесь садятся передохнуть стайки перелетных птиц. В Америке они совсем не боятся людей.

Планировку делают таким образом, чтобы загородить густыми посадками сад и дом от северных ветров. У лужайки с южной стороны оставляют «окно» с видом на морскую бухту. Это место оформляют бордюром из ярких цветов. Боковые границы участка оформляют стрижеными живыми изгородями, подбитыми у основания пестролистной хостой.












Итальянский сад (Italian garden)

Итальянский стиль сада, получивший свое распространение в эпоху Возрождения (XV век н.э.), называют также Медицейским. Этот термин образован от названия одного из известнейших итальянских родов - Медичи, представители которого долгое время правили Флоренцией. Медицейский тип садов имел регулярную планировку, как и французский сад, однако, основным отличием было то, что при проработке сада очень большое внимание уделялось также и архитектурным сооружениям. Таким образом, вилла являлась определенной композиционной составляющей и имела четкую взаимосвязь с окружающим ландшафтом.


Если у вас небольшой участок (около 5 соток), и вы хотите скрыться от докучливых взглядов соседей, лучше всего устроить итальянский дворик. Это небольшой садик, окруженный со всех сторон забором, стеной или постройками.

Такой дворик-сад - это идеально равный участок, разбитый прямыми или диагональными дорожками на простые геометрические формы. Выращивают здесь не только цветы, но и лекарственные травы. В центре - прямоугольный или круглый маленький водоем. Если делать по всем правилам, то водоем должен быть с фонтаном. В общем, итальянский дворик обустроен так, будто это продолжение дома, еще одна большая комната, только без крыши.

И живую природу сюда допускают только в «причесанном» виде. Кустарники и деревья обычно стригут. Причем традиция это дошла до нас еще из Древнего Рима, где кустарникам придавали форму кораблей, сосудов, храмов, фигур людей, птиц и животных. Ныне принято обходиться более простыми формами шара и куба. Сам дворик мостят плиткой либо посыпают песком, толченым кирпичом или щебенкой. Плодовые деревья располагают стройными рядами, чаще всего по границам участка. И даже их не оставляют в покое, стрижкой придавая им форму шара.

Участок в итальянском стиле может выглядеть и так. В центре расположен маленький бассейн, выложенный плиткой. На прямоугольных клумбах высажены крокусы, тюльпаны, гиацинты, нарциссы, лилии, левкои. И, конечно же, розы. Цветы дополняют ароматические травы - шалфей, лаванда. Садик украшает весьма итальянская беседка-пергола, увитая девичьим виноградом. А по нему можно пустить ипомею, которая разобьет зеленый фон цветными граммофончиками. Забавно выглядит пикантно оформленный колодец, который, хотя и выпадает из общего стиля, но решает проблему полива.














Для создания сада в Итальянском стиле:
■ Начинайте планировать сад с дома. Архитектура фасада дома должна иметь симметрично расположенные, выходящие в сад арки и выступы.
■ При возможности сделайте Ваш сад террасным. Подпорные стенки должны иметь выступы и колоннады. Зачастую у стен выращивают живые изгороди из подстриженных кустов. Террасы соединяют лестницами.
■ Если ваш сад большой, украсьте его, поставив множество малых архитектурных форм. Это могут быть беседки, павильоны, бассейны, памятники, скульптуры, птичники, фонтаны, мраморные скамьи и даже небольшие храмы.
■ При планировании сада разработайте прогулочные маршруты.
■ В теплое время года у скамеек можно выставить кадки с лимонными деревьями.
■ Перед фасадом здания при создании сада в итальянском стиле разбейте плоский сад (партер) с симметричными клумбами и фонтанами.
■ Если позволяет пространство, можно высадить небольшой садик плодовых деревьев с лужайками и ручейками.
■ Практически в каждом итальянском саду можно увидеть аллеи из кипарисов и растущими шпалерами роз и винограда, лещины, гранатов или айвы.
■ Фонтаны можно сделать в форме чаши с небольшой скульптурной композицией. Также можно устроить несколько прудов на периферии сада, важно чтобы они были прямоугольной формы.

Китайский сад (Chinese garden)

В китайской культуре ландшафтный дизайн всегда был искусством, а создатели садов руководствовались традициями и ценностями общества и религиозными принципами. Сады в Китае разбивали с XI века до нашей эры, со времен государства Чжоу. При этом если европейцы утверждают, что сад нужно посадить, то китайцы сады строят.

В китайском саде нет аккуратных газонов, как в английском, и четких линий, как в регулярном французском стиле. Китайские садовники подражают природе и пытаются на небольшом участке создать уголок природы, такой же разнообразный, как сам Китай. В этом ландшафте могут присутствовать горы, озера, реки и деревья. Важно, чтобы сад помогал человеку найти баланс и гармонию с окружающей его природой.



Для создания сада в китайском стиле используйте три основополагающих классических принципа:

1. Сад должен выглядеть максимально естественно. В китайском саду должно создаваться ощущение, что вы выбрались на природу, и все вокруг появилось без помощи человека. Произвольные образы в таком саду являются доминантными, позволяют насладиться прикосновением к природе и приглашают к размышлениям и медитации.

2. Сад надлежит выстроить таким образом, чтобы он являлся самодостаточным миром в миниатюре. Для того чтобы хозяину сада благоволили силы вселенной, в саду следует разместить символы составляющих Вселенной - знаки инь и янь, символизирующее единство противоположностей. Камни и вода, садовые цветы и естественный ландшафт, а также рисунки и архитектурные формы должны подчеркнуть гармонию Вашего сада.

3. Китайский сад должен приносить новые впечатления и подчеркивать многообразие образов даже на небольшом пространстве. Для этого используйте многоплановую перспективу, прокладывайте тропы и мосты таким образом, чтобы нужно было сделать больше шагов, чтобы пройти из одного места сада в другое. Часто сады в Китае состоят из нескольких небольших садиков, совершенно разных по оформлению, разделенных кустарниками, галереями, стенами или даже зданиями.














Кроме этого для создания садов в китайском стиле следует придерживаться следующих рекомендаций:
■ Сажайте в саду деревья со скрюченными ветками, кривыми стволами и оголенными корнями. Китайские садовники очень любят горные сосны – символ мужества, силы и долголетия и бамбук – символ живительной пустоты. Персик и слива в Китае - это «дерево счастья», а плакучая ива - символ мужского начала «янь».

■ Лужайки в саду можно засеять лекарственными растениями или злаками. Часто также в таком саду выращивают древовидные пионы, которые в Китае носят название «царя цветов» за свой рост (от 1 до 1,5 метров) и долголетие. Такие пионы могут расти до 100-150 лет на одном месте. Также в китайском саду выращивают хризантемы и ирисы, которые высаживают у водоемов, камней и на склонах холмов.

■ Важно знать, что по убеждениям китайцев сад представляет собой продолжение дома, и если он лишен растительности, он открыт ветрам, которые унесут жизненную энергию «ци». Поэтому сажайте разнообразные растения в саду, обрамляйте стены плющом и диким виноградом. Ваши растения сохранят целебную энергию и принесут в дом здоровье и долголетие.

Мавританский сад (Moorish garden)

Первые мавританские (мусульманские) сады – это оазисы в жаркой пустыни, облагороженные человеком. Знаменитые Висячие сады царицы Семирамиды - одно из семи чудес света древности - были созданы именно в этом стиле. Легенда гласит, что Навуходоносор II, правитель Вавилона, женился на мидийской принцессе для подтверждения военного союза двух держав против Ассирии. Однако Вавилон, в отличие от цветущей Мидии, стоял на голой равнине, и принцесса очень тосковала по родине. Для того чтобы порадовать свою жену, Навуходоносор II приказал возвести эти величественные сооружения.


Мавританский стиль в ландшафтном дизайне часто сравнивают с раем на земле. Он родом из Африки, но сегодняшняя интерпретация имеет, скорее, южно-испанское происхождение: мусульманская культура оставила тут глубокие корни в период владычества арабов. В последствие, сказочные, сладкие, манящие сады Шехерезады были адаптированы христианами, но сохранились основные принципы мавританского стиля, который завоевал сердца европейцев.

Важнейший, центральный элемент сад - источник воды, фонтан или водоем. Вода в восточных странах имеет магическую власть, поскольку это - ценнейшая драгоценность. От источника в четырех направлениях расходятся аллеи или каналы. Они символизируют 4 реки, вытекающие из райского сада во все стороны света. Образовавшиеся 4 части сада - 4 квадрата - в свою очередь делятся на новые 4 части. И опять в центре каждой части - искрящийся источник с расходящимися аллеям.

При всей геометрической правильности и структурности, экзотические растения, пряные травы, деревья и кустарники размещаются абсолютно произвольно, наполняя сад благоуханием, изысканностью. Газоны практически отсутствуют, а все пространство между деревьями, кустарниками, цветами вымощено плиткой.

Безусловно, повторить или точно воспроизвести все великолепие садов Альгамбры, Тадж-Махала или Хумаюна в современной средней полосе России навряд ли удастся. Но райский уголок возможно воплотить даже в достаточно аскетичных климатических условиях. Важное преимущество мавританского сада - его неприхотливость в обслуживании. Достаточно первоначально выстроить композицию, и впоследствии поддерживать естественный рост деревьев и кустарников. Мавританский стиль не требует больших пространств, но чем меньше площадь сада, тем тщательнее ведется подбор используемых растений.

Мебель для интерьера подбирают также в восточном стиле, украшают ее всевозможными подушками. Закрытые беседки мавританского стиля оборудуются большими окнами, поэтому летом в ней не будет душно.














Для создания мавританского стиля ландшафтного дизайна придерживайтесь следующих правил:
. Сердцем мавританского сада является водоем. Это может быть пруд, фонтан или канал. Традиционно для мавританских садов вода - это большая ценность, поэтому водоемы обычно не очень большие по размеру, однако их располагают таким образом, чтобы вода была всегда заметна из любого уголка сада.

Классическое расположение сада - это фонтан или пруд в центре, из которого в четыре стороны света вода течет по каналам к краям сада. Если сад правильной формы, то каналы делят его на четыре равных квадрата, а если мавританский сад достаточно большой по размеру, каждый из больших квадратов можно разбить на четыре более маленьких таким же образом.

Мавританские сады, так же как и французские, отличает геометрическая правильность и регулярность в планировке. Однако планы мавританских садов напоминают восточные узоры, растительность в таком саде обычно произрастает без какой-либо обработки садовыми ножницами и быстро заполняет все пространство между дорожками и водоемами.

Свободные пространства в мавританском саду заполняются декоративным мощением разноцветной плиткой или камнями. Выполняемые узоры могут напоминать восточный ковер.

В мавританском стиле имеется несколько важных особенностей. К примеру, нельзя использовать статуи и фонтаны, изображающие фигуры или лица людей, так как это запрещено мусульманской верой.
Вода в жарких мусульманских странах очень ценится, и у фонтанов обычно нет напора, который позволяет струям воды бить высоко вверх. Для мавританского сада традиционны небольшие журчащие ручейки, которые струятся из высоких ваз, установленных по центру водоема, украшенного мусульманскими звездами.

Также для большого мавританского сада характерны перголы, крытые арки и галереи, увитые цветами и диким виноградом.

Рядом с бассейном часто устраивают розарий, однако подбирать цветы стоит не только по цвету, но таким образом, чтобы сочетание их ароматов во время цветения создавало приятную композицию.

Немецкий сад (German garden)



1. Ordnung muss sein. «Порядок прежде всего» - любимая немецкая поговорка. Произнося эту фразу, типичный немец имеет очень одухотворенное выражение лица. Врожденная любовь к чистоте, на взгляд русского обывателя, иногда принимает формы тихого помешательства: субботне-воскресные утренние стрижки газонов, когда все нормальные люди должны еще нежиться в постели, периодическое выщипывание семенных головок у анютиных глазок и полное отсутствие сорняков в цветниках и щелях мощения - самые легкие жертвы, на которые могут пойти немцы ради поддержания порядка.

Доходит до того, что большие расстояния между посадками многолетников специально оставляют для того, чтобы можно было свободно пройти и прополоть. А потом вымыть до блеска инструмент (а то и продезинфицировать) и поставить его на специально отведенную полку в садовый сарайчик с крахмально-белыми занавесками на окнах.

2. Немцы обладают удивительным свойством сочетать несочетаемое. Даже в самые практичные решения (а немцы известные прагматики!) они всегда добавят каплю романтики. Например, выбирая садовые светильники, типичный немец всегда задастся вопросом: зачем тратиться на стационарное освещение, если существует Луна, а из менее глобальных светил - факелы, фонари на солнечных батарейках и свечи, которые к тому же создадут более интимное настроение в вечернем саду? Стационарный свет, ну что ж, на входе в дом он необходим, но только с датчиками движения. Такая экономия оправдает затраты.

3. Любовь к комфорту и отдыху подталкивает немцев не только к соседству с русскими на курортах Турции, но и к тщательному планированию своего участка под девизом «Минимум забот - максимум удовольствия». Такой подход диктует определенную структуру сада: обычно это большой газон или площади мощения, по размерам превосходящие площади посадок, иногда с солитером, иногда без. Действительно, меньше растений - меньше работы. Желанием иметь как можно больше свободного времени объясняется и привязанность к хвойным и вечнозеленым лиственным деревьям и кустарникам, декоративным круглогодично и не требующем особого ухода - один раз посадил и можно смело отдыхать все четыре сезона.

Редко кто занимается выращиванием летников из семян - стоят они копейки, закупаются по необходимости и выбрасываются сразу после потери декоративности. Одним из главных элементов сада является зона отдыха с обязательным барбекю (мясо во всех его проявлениях - традиционная немецкая еда) - американский вариант нашего шашлыка, вокруг которого каждые выходные собирается вся семья. Вы спросите, а как же это стыкуется со стрижкой газона и выщипыванием анютиных глазок? Так порядок - прежде всего, а потом уже барбекю. К тому же немного работы в саду - это тоже удовольствие.

4. Необходимость показать определенный уровень достатка и быть, как минимум, не хуже, чем соседи - еще одна характерная немецкая черта. Она обычно находит свое отражение в оформлении входной зоны - нарочито напоказ, для случайного наблюдателя с дороги. Эта псевдооткрытость, красивоцветущие растения, обычно гортензии, розы, клематисы, архитектурные злаки, юкки призваны создать впечатление стабильности и процветания и выполняют ту же роль, что и фотография с белоснежной улыбкой в тридцать два зуба на резюме обычного немца.

Сезонная смена контейнерных посадок и декоративных украшений у входа и на балконе часто превращается в соревнование между соседями - у кого ярче, интереснее, красивее. Поводом для смены декораций служат не только праздники (Рождество, Пасха), но и просто, например, начало осени.






5. При всей дружелюбности и кажущейся открытости в городских садах (или при плотной застройке) очень четко обозначенны границы общественного и личного, что проявляется не только в опущенных жалюзи на вечерних окнах, но и в наличии строго определенной личной зоны в саду, в которую разрешен доступ только близким людям. Если есть участок за домом, он обычно скрыт от соседей высокими плотными изгородями. В деревенях, где дома стоят более разреженно и имеется много красивых пейзажей, владельцы могут себе позволить использование красивых ландшафтных видов в структуре сада без боязни «попасть под наблюдение».

6. Немцы - скорее прирожденные инженеры и архитекторы, чем садовники. Германия славится прекрасными ландшафтными парками, потрясающим городским озеленением и креативными водными сооружениями. В частных садах и общественных парках можно увидеть множество удачных композиций с архитектурной и колористической точек зрения... но при этом у немцев, в отличие от англичан и русских, полностью отсутствует ботанический интерес - какая разница, как называется это сорт, главное, что он выглядит так, как надо.

Поэтому очень часто в садовых магазинах можно увидеть, например, розы с этикеткой «Роза чайногибридная» и фотографией цветка, без указания сорта. Здесь каждый сам себе дизайнер, поэтому профессионально выполненные малые сады в Германии - большая редкость.

7. Любовь к малой родине и ее истории находит отражение в частных садах. В бывших угледобывающих регионах Северного Рейна-Вестфалии, например, часто можно встретить отслужившую свой век шахтную вагонетку, приспособленную под цветник. Выглядит трогательно, если не сказать, сказочно. Кстати о сказках - именно в Германии изобрели садовых гномиков и щедро расставили их фигурки в своих садах.

Иногда они смотрятся к месту, иногда это явный кич, но точно ясно - что это типично немецкий путь украшения сада. Гномиками немцы обычно не ограничиваются, и садовые центры продают десятки вариантов пластиковых уток для пруда, кошек и собак для сада и садовых скульптур из различных материалов. Не берусь осуждать подобную любовь к декорациям, но на мой взгляд, в немецких садах существует явный переизбыток малых архитектурных форм.

8. Жители Германии - люди трудолюбивые, и, как и русских, их тянет к земле, потому что такое времяпровождение помогает расслабиться и отдохнуть на природе от дома и офиса, исключительно в свое в удовольствие. Многие городские жители, имеющие зеленые насаждения только на балконе, арендуют «дачи» - участки земли в одну-две сотки, непригодные для строительства, обычно вдоль железных дорог, только для того, чтобы вдоволь поогородничать в выходные.

Удивительно, насколько эти немецкие дачи похожи на наши, только чуть миниатюрнее и ухоженнее. Огород, сарайчик, солнце, воздух и хорошее пиво - один из немецких рецептов счастья, и это подтверждается статистикой. Общества дачников растут год от года, а средний возраст их участников с середины девяностых «помолодел» аж на десять лет.







Русский сад



Русский сад отличается своей простотой и практичностью. Издревле на Руси использовали регулярный сад. Главным назначением такого сада было получение урожая плодов и лекарственных растений. Поэтому для русского сада нехарактерно какое-либо декоративное садоводство.

Возле дома обязательно должен быть палисадник, окруженный невысоким забором. Цветы в палисаднике выращиваются совершенно разные: розы, лилии, календула, ромашка. На богатых усадьбах очень популярны круглые клумбы с маргаритками и георгинами.

Русская природа немыслима без березок. Поэтому ни одна усадьба не обходилась без романтического уголка, обсаженного березками, рябиной и елочками, лиловой сирени и белой гортензии и беседки в тенистом углу среди чубушника, папоротников, ирисов и душистого горошка. Этот неброский незатейливый пейзаж так близок русскому сердцу!

Осенью русский сад украшали астры, хризантемы, подсолнух - любимец в каждом саду.

Все хозяйственные постройки и двор находились непосредственно возле дома.
За домом и двором был сад-огород. В русских садах всегда выращивали яблони, груши, вишни, сливы. Особенно, конечно полюбились яблоки.

Из кустарников самыми популярными во все времена были смородина, малина, крыжовник.














В силу географического положения не все виды растений могли вырасти на Руси. Только с развитием селекции стали появляться сорта теплолюбивых растений, приспособленные для жизни и плодоношения в наших непростых условиях.

Не сразу к русским садоводам средней полосы пришли виноград, черешня, абрикос. Но они очень полюбились на Руси и заняли достойное место среди долгожителей русского сада.

Сад в Тайланде



Садам в Тайланде уделяется очень большое внимание. Сады здесь носят философский характер, они служат местом медитации буддистов. Самый знаменитый в Тайланде сад - это сад королевского дворца в Бангкоке. Здесь сразу попадаешь в атмосферу невероятного цветового многообразия, изощренности форм, позолоты, блеска.

Европейцу трудно это выдержать. Но вот - скромное деревце, кусок ровного газона, стриженый куст. И все привычное, успокаивающее. В галерее со скульптурами изумрудного Будды, страшных демонов начинаешь невольно вглядываться в композиции из декоративных растений среди серых камней и в бетонных вазах.

Есть здесь и бархатцы, и петунии, есть ровная зелень газона.
Цветы высаживают не только в грунт. Популярны в декоре горшечные растения. Среди аллеи вдруг возникает пальма, посаженная в китайскую вазу.

Камни в садах играют большую роль. Их специально привозят в столицу с севера страны.
Бангкок расположен на болотистой почве, что создает известные трудности в разбивке и содержании садов.

Когда-то в Тайланде преобладали джунгли. Именно в джунглях тайцы чувствовали себя как дома. Когда они жили в общем родовом пространстве, то индивидуальное святилище было у каждого свое, далеко в лесу. До сих пор сохранилась эта традиция. В столице Тайланда можно увидеть рядом с современными зданиями маленькие садики, устроенные с большим вкусом, где среди зелени прячется дом для духа. Он украшается гирляндами и букетами, ярко выделяясь на фоне небоскребов.

Тайцы предпочитают сады, приближенные к естественному ландшафту, но часто можно наблюдать плавные переходы от природных к рукотворным пейзажам.

Сердце каждого тайского дома - сад с непременным бассейном и фонтанчиком. Жилище словно пронизано садом, а точнее привязано к нему, как повелось с древности. Тем более, что в непарадной зоне, за домом проходит большая часть жизни хозяев.

Эта традиция сохранена даже в гигантском гостиничном комплексе «Амбассадор», в центре которого расположен сад. Сквозь стекла первого этажа он зрительно переходит в рощи бамбука вокруг отеля, волны кустов на террасах, перекликается своими бассейнами с пляжем и морем.

В этой стране нет ярко выраженных стереотипов, тиражируемых приемов. Есть лишь удачное сочетание древней традиции и всего того, что впитала в себя тайская культура на протяжении своей истории.









Французский сад (French garden)

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии.

Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.). Основная идея формирования французского сада в ландшафтном дизайне - четкий порядок и симметрия в одном.



Представьте себе равнинный сад, максимально открытый в окружающую природу. Основной принцип его планировки - четкость и идеальная симметричность его композиции. Перед домом разбивают партер, обычно сплошь покрытый цветами. Его окаймляют низким бордюром из стриженых кустарников или дорожками, посыпанными песком или гравием.

Французский стиль - это развитие идеи регулярной планировки. Здесь искусство садовника возобладает над природой, подчиняя ее строгому порядку и заковывая в четкие геометрические формы.

Растениям стрижкой часто придают искусственную форму. Четкая зеленая стена стриженой изгороди - обязательный элемент французского сада. Еще один неотъемлемый элемент - треугольники и перголы, оплетенные вьющимися растениями. Очень популярны боскеты - плотные массивы деревьев, окруженные стрижеными кустарниками.

Тенистые аллеи, воспринимающиеся нами, как нечто до боли русское, на самом деле к нам пришли из Франции. Правда, французы стригли у деревьев кроны. Кстати, небольшой боскет в любительском саду - не такая уж бредовая идея. Деревья могут быть и плодовыми, а кустарник, например, барбарис.

Относительно новыми элементами во французском саду стали бетонные плитки на дорожках, мощение дорожек специальным кирпичом. Очень популярны у французов горшки и контейнеры с цветами возле домов.

Конечно, французский сад - это очень непрактичный сад. Это не сад, дающий плоды, а сад для отдыха.













Для того чтобы создать стиль ландшафтного дизайна «французский сад»:
■ Сформируйте основную идею создания сада. Все элементы на плане должны быть геометрически правильными, все изгибы должны быть построены с помощью циркуля.
■ Формируйте французский сад таким образом, чтобы он имел две ключевые точки - нижнюю, в которой расположен главный вход, и верхнюю, с которой открывается вид на весь сад. Верхней точкой обычно служит дом, у которого разбит сад.
■ Если участок, на котором нужно разбить французский сад, имеет значительную разницу высот, сад формируют каскадом ровных террас, соединенных лестницами и обведенных подпорными стенами.
■ Хорошо подойдут для оформления французского сада каскады фонтанов, строгой формы бассейны, небольшие пристенные фонтанчики.
■ Тщательно отбирайте растения для озеленения французского сада. Очень важно, чтобы растения хорошо стриглись, были устойчивы к болезням, быстро принимали геометрически правильную форму и имели достаточно монолитный вид.
■ Неотъемлемая часть французского парка - тщательно подстриженные, ровные зеленые газоны.
■ Обязательно используйте боскеты - ровно подстриженные деревья и кустарники, образующие зеленые стены. При помощи боскет можно создать уединенные зоны для отдыха и работы на свежем воздухе.
■ Для французского сада характерно обилие скульптур в античном стиле и общая атмосфера торжественности и театральности.
■ Для поддержания французского сада обязательно требуется постоянная работа садовника. Необходимо ежедневно и тщательно обстригать кусты, деревья и газоны, ухаживать за дорожками и цветниками.

Японский сад (Japanese garden)

Первые записи о создании садов в Японии датируются VI веком. В тогдашней столице Японии, городе Нара, на территории дворца императора были разбиты сады с использованием традиций, присущих китайскому стилю. Основные элементы, которые использовались при оформлении сада - это камень и вода.

Также с VIII века, когда китайские монахи принесли в Японию буддизм, японцы стали создавать сады камней. Считалось, что камни скрывают в себе статуи Будды, а значит, являются священными, высекли из камня статую или нет. Сады, состоящие из камней и песка, являлись выдающимися произведениями того времени. С IX по XII века была возведена новая столица - город Киото, в котором японские мастера воплотили особенности своего восприятия мира в новых садах для богатых граждан.

Сады для чайных церемоний позволяли наслаждаться гармонией живой природы, ведя неторопливые беседы в беседке.



Глубокое голубое небо, зелень лужайки, поросшей мхом, будто нежной кожей, ослепительная белизна стен дома, киноварь цветов на балконе и мостика над искусственным ручейком… Здесь нет ничего лишнего, гармония достигается немногими средствами. На небольшом участке возле дома представлены все стихии природы.

Землю олицетворяют огромные валуны - «горные гряды», белая каменная крошка дорожек, контрастирующая с зеленым мхом. Вода представлена «горным» ручьем, по дуге впадающим в пруд. Огонь олицетворяет традиционный каменный фонарь «тахи-гага», установленный на возвышении по соседству с истоком ручья. Когда-то в Японии было принято ставить такие фонари в усыпальницах святых и в храмах, но сегодня они своей выразительной формой украшают многие сады.

Мир растений в японском саду представлен бамбуком, сосной, хостой и вереском. Одинокой сосне обычно придают скульптурную форму. Чтобы крона не разрасталась, как в дикой природе, все веточки периодически обрезают. Благодаря этому и получились зеленые «подушки», уютно разложенные на ветках сосны.

Бамбук в японском саду «существует» в нескольких видах: из него сделаны ворота и лоток для воды, на склоне у пруда ставят подпорные стенки из толстых стволов.

У входных ворот и по границе участка высажен живой бамбук. Любой, даже слабый ветерок, колышет их тонкие стебли, и он наклоняется, будто приветствует гостей.

Изогнутая дорожка весьма символично пересекается с ручьем в самом центре участка. Здесь через воду перекинут легкий изогнутый мостик.

Японцы считают, что, переходя по мосту через какую-либо преграду, человек попадает в другой мир и открывает для себя совершенно новые перспективы.














Для создания японского стиля ландшафтного дизайна используйте следующие правила:
. Основное правило при создании японского сада - выдерживать контраст между открытыми и закрытыми пространствами. Не стремитесь к заполнению каждого клочка почвы, гармония во всем - вот основа японской культуры.
. Для японского стиля оформления сада обязательным элементом является водоем. Желательно, чтобы он казался естественным - это может быть ручей, пруд или водопад. Вода добавит динамики в пейзаж и отлично поможет отвлечься от повседневных дел большого города. Через ручей можно перекинуть небольшой мостик, который часто окрашивают в красный цвет.
. Если нет возможности использовать воду для японского сада, можно создать русло высохшего ручья или озеро из песка. Волны, нарисованные на песке, создадут иллюзию воды и помогут расслабиться во время их созерцания.

Выбирайте следующие кустарники и деревья для посадки: азалия, вишня, камелия, кизильник, карликовая ель и сосна, и другие хвойные формы небольшого размера. Крокус, хост, цикламен, кувшинки, японский ирис и другие похожие травянистые растения помогут украсить Ваш сад. Бонсай, бамбук, папоротники, мох, фигурные кусты хвойных, различные декоративные травянистые растения, газоны с травой небольшой высоты добавят в японский сад гармонии.

Хорошо подойдут для оформления сада дорожки из камней. Возьмите твердые и шероховатые камни неправильной формы шириной примерно 30 см и выложите ими дорожку через сад. Расстояние между камнями - 30-45 см.
. Добавьте к Вашему саду малые архитектурные формы в японском стиле. Можно поставить в саду небольшую беседку для чайной церемонии, хорошо будет смотреться красивый фонарь из шелка или рисовой бумаги с иероглифами. Также можно поставить небольшую статую Будды.

В любой сфере имеются свои тенденции. Не является исключением и ландшафтный дизайн, который тоже подвержен изменчивым модным веяниям. Каждый год специалисты стараются предлагать все новые варианты для оформления участков. Они отражают не только настроения современности, но и взгляды мастеров, их удивительные способности и талант.

Общая информация

Ландшафтный дизайн можно считать понятием, известным достаточно давно. Раньше его использовали, когда речь шла об украшении достаточно масштабных земельных территорий или общественных зон, в том числе парковых. Но сегодня в этом плане ситуация изменилась весьма кардинально. Для современников ландшафтный дизайн стал актуальным в очень многих случаях. И в первую очередь специалисты в этой области востребованы среди частников, покупающих большие площади земли, чтобы построить на нем дом.

Ландшафтный дизайн в таких случаях следует продумывать очень грамотно, чтобы был задействован каждый уголок участка. Многие приусадебные сады сегодня содержат интересные предметы декора, они, с дизайнерской точки зрения, роскошны и богаты. Современные стили оформления ландшафта позволяют превращать участки в модные и оригинальные места. Но для того чтобы получить такой чудесный сад, требуется вложить много серьезного труда и затрат, в том числе не только финансовых, но и временных. Специалист должен в первую очередь определиться со стилем, провести систему полива, выбрать материалы для мощения дорожек, растения, ограждения и многое другое. Правильный подход к оформлению территории является залогом того, что приусадебный участок получится поистине неповторимым местом.

Стили ландшафтного дизайна

Выбор направления в первую очередь зависит от площади земельного участка. Если территория небольшая, то на ней будут неуместны шикарные массивные монументальные композиции. Более того, при дизайнерской работе нужно принимать во внимание и степень естественного освещения приусадебного участка. На сегодняшний день известно достаточное количество самых разнообразных стилей ландшафтного дизайна. Наиболее часто специалисты используют кантри, прованс, скандинавский, пейзажный. Не менее популярны деревенский и регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Каждый из них имеет свою историю, особенности, формы и цели.

Приусадебную территорию многие воспринимают как личный уголок природы. Ведь проведение достаточного времени на воздухе дает возможность человеку снимать стресс, освежать мысли и повышать настроение. Поэтому красивое и при этом функциональное обустройство приусадебной территории уверенно можно назвать залогом как для душевного равновесия, так и для отличного времяпровождения. В данной статье мы расскажем о том, что представляет собой в ландшафтном дизайне регулярный стиль, фото которого представлены ниже. Он уже приобрел большую популярность не только в Европе, но и в нашей стране, поэтому многим будет интересно поближе познакомиться с этим направлением.

Особенности

Этот способ станет идеальным решением для тех людей, кто любит симметрию и предпочитает во всем видеть порядок. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне подразумевает наличие множества четких композиций, которые выполнены в форме идеальных фигур и геометрических линий. Он больше подходит для большого по площади пространства. Только наличие масштабной по размерам территории дает возможность продемонстрировать все особенности регулярного или французского сада.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: описание

В этом направлении не существует никаких мелочей. Регулярный стиль предполагает учет даже малейших нюансов, которые должны очень тонко гармонировать с общим образом участка. Здесь предусматривается четкая планировка. При этом нужно знать, что обустроить сад в регулярном стиле не так легко как кажется: такая работа требует много сил и времени, да и уход за ним достаточно трудоемок. Однако результат полностью окупает все. Сад в регулярном стиле, разбитый на загородном участке, будет напоминать настоящий парк французских аристократов. При этом в нем каждая деталь и образ должны быть продуманы до мелочей. Регулярный ландшафтный стиль в саду можно узнать по симметричным посадкам кустарников и деревьев, правильным геометрическим контурам, по прямым аллеям или дорожкам, четкости и размеренности композиций, сложному партеру, ярко выраженным осевой линии, а также по многоликим водным элементам и многочисленным скульптурам. Все это придает формальному парку упорядоченность и изыск с нотками величия и торжественности. Французский регулярный стиль является полной противоположностью той природности, которая предполагается в английском или пейзажном саду.

История возникновения

Изначально на процесс формирования садово-парковое искусства сильное влияние оказывали господствующие воззрения и государственное устройство страны, а также тип мышления правителя. Именно они задавали тон ландшафтному дизайну. Ведь сады и парки, в которых утилитарная функция не имела ведущей роли, в то время позволяли себе иметь только богатейшие персоны.

Регулярный ландшафтный стиль имеет весьма давнюю историю. Свое начало он ведет еще от древних римлян, которые, противопоставляя эстетику геометрических форм с природным окружением, в данном искусстве достигли высокого уровня. В Древнем Риме пластические и цветочные композиции сочетались с фонтанами и каскадами. Садово-парковое искусство этой могущественной империи использовало по тем временам практически весь известный сегодня арсенал декоративного садоводства. Исторически сад в регулярном стиле являлся местом шествий и прогулок, а также для сидячего отдыха.

Расцвет

Он широко применялся во Франции в семнадцатом веке. Регулярный стиль в то время применялся при создании парков и садов, разбиваемых при дворцах или замках. Его тесно связывают с именем короля Людовика XIV. Своего расцвета формальный или регулярный стиль достиг в XVII веке, в эпоху апогея абсолютизма. Поэтому его также называют французским.

Регулярные сады и парки вследствие композиционной сложности использовались преимущественно для оформления замков и дворцов и были призваны дополнительно подчеркивать монументальность и пышность ансамблей элиты. Огромный вклад в становление и развитие данного стиля сделал Андре Ленотр -придворный садовник Людовика XIV. Именно он является автором уникальных ландшафтных решений в таких знаменитых парках, как Версальский, Шантийи, Фонтенбло, Во-ле-Виконт и т. д. Одним из наиболее ярких примеров является загородная резиденция Людовика XIV — Версаль. Великолепный дворец — это центр композиции, от которого расходится прямые ухоженные аллеи и ровно подстриженные газоны. Каждый цветник в регулярном стиле занимает отведенное для него продуманное место.

Все это превратило в восхитительный райский уголок с причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, великолепными клумбами, блестящей гладью искусственных прудов. Людовик IV таким образом стремился еще раз продемонстрировать свою власть, причем не только над подчиненными, но и над самой природой.

Методы реализации

Французский или регулярный пейзажный стиль зачастую считают образцом европейской классики. Однако многие именуют его солнечным и вычурным, авангардным и даже претенциозным. Ведь французский или регулярный стиль парка предполагает что угодно, но только не простоту ухода. Эстетика с выразительность являются главными задачами. Такая особенность этого течения в ландшафтном дизайне прослеживается и в современных воплощениях.

Главными элементами французского сада являются партер, в том числе и кружевной, клумба в регулярном стиле, партерный газон, топиары и цветники.

Доминирующим цветом любого регулярного сада считается зеленый. Аккуратные стриженые газоны и другие разновидности являются словно рамками и фоном для «игры» с симметрией и геометрией. Зеленые туннели, соединяющие цветники и газоны, обрамляющие стриженые бордюры и стриженые изгороди по периметру, увитый фасад здания, многочисленные топиарии в виде сфер, пирамид и пр. — все это должно доминировать в оформлении ландшафта.

Основным элементом является партер - открытая часть сада, разбитая на участки, имеющие правильные формы, чаще всего разделенные песчаными дорожками. Он может содержать узорные орнаменты, собранные из низких или стриженных декоративных растений в сочетании с крупнозернистым песком разных оттенков, гравием и т. д. Слово «партер» образовано от французских par и terre, означающих «по земле». Он может быть цветочным, газонным и кружевным.

Масштабность

Регулярный стиль в основном использовался для оформления территорий замков дворцов и замков, которые трудно назвать скромными. Поэтому такие сады традиционно связываются с масштабностью. Они предназначаются в первую очередь для долгих прогулок, чтобы перед глазами постоянно представали новые виды и чередовались живописные картины. На небольшом участке такое организовать довольно сложно, к тому же и многочисленные декоративные элементы станут загромождать и потому отягощать пространство.

Кроме того, обязательным требованием для претворения в жизнь регулярного стиля при оформлении сада является плоская, ровная территория, без наличия рельефных неровностей. А это требует проведения основательных земляных работ.

Геометричность

Регулярный стиль характеризуется прежде всего осевой композицией. Чаще всего в качестве оси симметрии выступает имеющееся в саду основное строение. Прямые линии, идущие от него, позволяют упорядочить пространство и подчеркнуть воздействие на природу. Какой-либо хаотичности данный стиль не допускает. Главным элементом регулярного сада выступает партер - открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основной фон для цветников и солитеров — партерный газон — требует особенно тщательного ухода, поскольку именно он считается лицом парка. Характерной чертой регулярного сада являются орнаментальные цветники с замысловатыми узорами и композициями, отличающиеся особой сложностью не только в оформлении, но и в последующем уходе. Без профессионала в данном случае не обойтись. Центром цветочной композиции нередко является фонтан или скульптура.

Живые изгороди, топиар и водоемы

При зонировании регулярного сада широко используются арки, живые изгороди, перголы и трельяжи. Одними из лучших украшений считаются создаваемые в результате стрижки деревьев и кустарников и придания им разнообразных форм. Обязательным элементом регулярного или формального сада считается водоем, имеющий четкую береговую линию. Его форма может быть в виде квадрата, круга или прямоугольника. Водоем должен быть обрамлен растительностью, высаженной в строгом порядке.

Растения и используемые материалы

Декоративность регулярного сада по возможности должна сохраняться весь год. Поэтому специалисты отдают предпочтение вечнозеленым растениям. Для создания живописных сводов чаще всего используется лиана или плющ. Отлично вписываются в регулярный стиль и моносады, которые состоят только из одного вида растения, например, розарии, сиренарии или иридарии. Как правило, в таком саду принято использовать растения, имеющие декоративную листву. Другим критерием выбора является маскимально долгое цветение.

Деревья, которым в результате стрижки придаются интересные формы - это тис, бирючина, туя, самшит, барбарис и можжевельник. Однако специалисты рекомендуют не увлекаться: в композициях достаточно использовать два или три вида.

Цветник должен иметь классические строгие формы. Для такого французского сада характерны также арабески. Причем клумба в регулярном стиле должна состоять только из низкорослых растений, например, ярких шиловидных флокс, лобелий, колеусов или агератумов.

Партер

У сада в регулярном стиле есть обязательный элемент: партер — единая парадная композиция, состоящая из клумб, газонов и водоема. Он является лицом сада. Настоящий парадный партер должен занимать большое пространство, так, чтобы всю цельную композицию можно было увидеть только с верхнего этажа дома. Однако сегодня получили распространение простые варианты, которые зачастую выполняются рядом с частными домами или коттеджами. Речь идет об ухоженном газоне правильной формы, ограниченном по периметру бордюром или зелеными клумбами.

Сад в регулярном стиле, как известно, должен иметь большую территорию. Тем не менее некоторые элементы этого направления ландшафтного дизайна можно использовать и на небольших площадях. Например, регулярный стиль участка можно получить путем создания цветников, оформленных подстриженными кустарниками. Большого пространства для них не требуется, зато расположенные симметрично кусты окажут влияние на стиль сада.

Если на участке предусмотрено наличие беседки, то в ее конструкции рекомендуется использовать кованые металлические или даже деревянные декоративные резные элементы. Аналогичные фрагменты будут уместны и для ограждений. Неплохим вариантом в качестве элемента регулярного стиля на участке станет литой забор, исполненный в классической строгой манере.

От внешнего вида приусадебного участка зависит многое. Не секрет, что пребывание на природе снимает стресс, успокаивает, умиротворяет и заряжает организм чистой энергией. Участок, где ландшафтный дизайн тщательно продуман, выполнен в одном стиле, а растения выглядят ухоженными и пышными, всегда будет поднимать настроение, позволяя обрести утраченное душевное равновесие. Многие задумываются над тем, какой стиль выбрать для оформления своего сада. Если вы – любитель четких симметричных композиций, правильных геометрических форм и порядка в жизни и в природе, возможно, регулярный стиль в ландшафтном дизайне – ваш вариант.

Следует отметить, что для регулярного сада потребуется большой участок, на котором можно создать композиции, способные продемонстрировать всю красоту этого стиля.

Характерные черты и особенности регулярного сада

Очень популярны осевые композиции. Они, как правило, формируются вокруг центральной оси – аллеи, дорожки. Часто в центре оси располагается водный объект – пруд или фонтан. По обе стороны от центральной оси формируются симметричные композиции – газоны и клумбы правильной формы, аллеи и аллейки с кустами и деревьями с подстриженными кронами.

Пример осевой композиции на небольшом участке. По обе стороны от центральной дорожки расположены геометрически правильные симметричные газоны, на которых рядами высажены растения, деревья на участке расположены в особой симметрии, образующей интересное сочетание

Боскет – неотъемлемая составляющая регулярного парка. Боскет представляет собой группу кустарников или деревьев, посаженных определенным образом. Особым образом подстриженные растения могут образовывать нечто вроде зеленой беседки или комнаты, завесы, скрывающей посетителей от посторонних глаз, имитировать различные геометрические формы или даже некоторые архитектурные формы – арки, колонны, башенки.

Выделяют две разновидности боскетов:

  1. так называемый кабинет, где растения высажены по периметру;
  2. искусственная роща представляет собой группу декоративных кустарников или деревьев, которые высажены на газоне:

Пример кабинета в регулярном парке – стриженные кусты образуют зеленую стену, в нишах которой расположены арки, установлены статуи. В центре кабинета – симметричная композиция в виде клумбы. В своем саду тоже можно сделать подобную завесу из кустарников и газона, образующую уютный уголок

Небольшая искусственная рощица, для создания которой можно использовать и декоративные растения в кадках

Регулярный сад немыслим без аккуратных газонов правильной формы, именно они во многом придают такому саду парадный и благородный облик.

История садово-паркового искусства насчитывает не одну сотню лет, уже в 16 веке садовники создавали великолепные регулярные сады и парки, окружавшие императорские дворцы. Во многом этот стиль так и остался непревзойденным, и сегодня удивляя четкостью, изяществом, роскошью и благородством линий.

Конечно, создать настоящий регулярный парк на сравнительно небольшом участке не представляется возможным, но можно использовать некоторые характерные элементы – симметричную посадку растений на геометрически правильных газонах, расположенных вдоль центральной аллеи, или несколько дорожек, расходящихся прямыми линиями от водоема или клумбы.

Два примера образования композиции вокруг центральной дорожки: 1) с помощью арки и симметрично расположенных кустарников; 2) с помощью центральной клумбы и обрамляющей ее гравийной дорожки

Можно высадить цветы на клумбах таким образом, чтобы они образовывали рабатки. Рабатка представляет собой вытянутый прямоугольный цветник, где различные цветы высажены в определенном порядке, образуя красивые узоры. Такая цветочная грядка будет прекрасно смотреться по бокам или между садовых дорожек.

Особым образом высаженные цветы образуют красивые узоры на клумбе и газонах, делая их похожими на пестрый ковер

Регулярный стиль сада предполагает также и использование скульптур или скульптурных украшений в античном стиле. Например, если центральная аллея в вашем саду довольно широкая и протяженная, ее украсят две статуи, расположенные в начале аллеи друг напротив друга. Можно использовать вазы на постаментах, или одну большую вазу в середине центральной клумбы.

Классические скульптуры – украшение регулярного парка, они дополняют композицию, живописно выглядят на фоне роскошной зелени

А также, в классическом регулярном парке обязательно имеется верхняя точка, откуда виден партер – газоны, цветники, высаженные в определенном порядке деревья. Такой сад особенно красив с высоты. В частном доме такой точкой может быть балкон.

Предлагаем вам к просмотру интересное видео

В ландшафтной архитектуре существуют два основных, принципиальных планировочных приема: свободный (он же пейзажный) и регулярный (он же формальный). Оба направления прошли сквозь все великие исторические архитектурные стили, начиная от античности и заканчивая модерном и современной архитектурой, которые привнесли свои яркие, неповторимые черты, особенности в каждый из этих стилей.

Принципиальная разница между данными приемами с позиции организации пространства состоит в том, что регулярный стиль основан на принципах геометрии, а свободный – на полном подчинении природной среде.

Особенности регулярной планировки

Регулярная планировка, по большому счету, – это наше агрессивное вторжение в естественную природную среду.

Все планировочные элементы регулярного сада должны быть красивы, красивы «до звона», гармоничны, изысканны и, насколько возможно, приближены к совершенным. Таковы главные критерии регулярного планировочного приема.

Регулярный сад отразил извечную идею об упорядочении Мира, отразил мечту о совершенном Мире и в каждую историческую эпоху являет собой пример, как люди представляли себе идеально выстроенный мир, «Парадиз».

Развитие великих исторических архитектурных стилей в Европе по периодизации различается на столетия в разных странах.

В античном саду регулярный прием встречается реже, в основном в плодовых садах, огородах, во внутренних дворах домов. Ярко иллюстрирует его вилла Адриана. Особенность регулярного приема в античном саду – абсолютная простота и ясность построения пространства. Бесконечная гармония сочетания прямых и циркульных линий, прямых углов, чистота композиции, полное отсутствие вычурности.

Религиозное мировоззрение определяло дух всей эпохи романского и готического стилей. Здесь регулярный планировочный прием находим в садах при монастырях, виноградниках, аптечных садах, садах внутри замков, декоративных огородах. Регулярный планировочный прием садов Возрождения – напоминание об античном саде римского периода. Новая эпоха провозгласила новые ценности человека с его новым взглядом на мир, его устройство, красоту земли и прославление природы. Яркими примерами таких садов являются итальянские сады на активном рельефе, симметрично спланированные и изысканно рукотворные: вилла Боргезе, вилла д’Эсте, сады Боболи. Они характерны театральными эффектами в построении пространства, украшенного сложными архитектурными декорациями.

Регулярный сад эпохи Барокко изобилует пышностью композиции, изысканностью линий, нарядностью форм, затейливостью сюжета в построении ландшафтного сценария. Это продолжение дворца под открытым небом: с залами, театрами, амфитеатрами, балюстрадами, открытыми широкими яркими партерами, роскошными водоемами и фонтанами.

Наибольшего блеска, остроты, яркости регулярный планировочный прием достиг в великих детищах гениального Анре Ленотра. Среди них, возможно, самым ярким предстает Версаль. Вид огромных открытых пространств измененной природы в масштабах, немыслимых для того времени, уже в подсознании вызывал порабощение. Это было яркой демонстрацией того, что может сделать Король-Солнце с природой, с людьми, воплощение идеи абсолютной власти над миром, над судьбами и самой природой.

Сады Рококо – в высшей степени декоративность, пышность, изысканность, витиеватость, вычурность и полная театральная иллюзорность архитектурной среды, созданной человеком как воплощение стиля, визуально изменяющим, разрывающим, опрокидывающим пространство.

Классицизм, пришедший на смену Барокко и Рококо, был обусловлен новым образом мышления, новой эстетикой зарождавшегося нового буржуазного общества. У его истоков лежали натурфилософские идеи, идеализация античности, влияние восточных культур. В ландшафтной архитектуре он тесно соприкасается с Романтизмом в его стремлении к идеализации живой природы. Новая эстетика воплотилась в свободной композиции новых садов и парков, где регулярные планировочные элементы стали только фрагментом.

Регулярный сад эпох Классицизма и Романтизма занимает очень скромное по площади, но часто центральное место: перед дворцом, как фойе, как гостиная комната на улице. Он уже не поражает монументальными масштабами регулярного сада прошедших эпох. Это уже небольшая территория как дань традиции и увертюра в восприятии грандиозных композиционных событий ландшафтного сценария свободных планов.

Регулярный сад Романтизма характеризует загадочный, изысканный рисунок. Типичным примером романтического регулярного сада можно назвать дворик перед Алупкинским дворцом со стороны моря: с партером, на котором царит изысканный фонтан.

Архитектурный стиль второй половины XIX века, часто именуемый эклектическим, в планировке регулярного сада характеризуется продолжением тенденций регулярного романтического сада с использованием, заимствованием цитат из садов прошлых эпох, чем, собственно, и принципиально отличается архитектура этого периода.

Последний великий исторический архитектурный стиль рубежа XIX–XX веков – Модерн (или Арт Нуово) – мало представлен регулярными садами. Они изысканным декоративным планом раскрываются перед зданиями, оставаясь лишь фрагментом роскошного большого свободно спланированного пространства.

К основным планировочным элементам регулярного сада можно отнести партер, боскет, водоем регулярной формы и, конечно же, геометрически выстроенную аллею как связующую ось в пространстве. Каждый из этих элементов имеет свои особенности и характеристики.

Регулярный партер – это большое пространство, которое оформляется как цветной ковер, яркий и декоративный. В разные исторические эпохи партер оформлялся по-разному.

В садах Барокко и Рококо он выполнялся из низко стриженых кустарников, например, вечнозеленых самшита, тиса; обрамляющих почвопокровные растения. Но стоит заметить, что те цветы, которые мы сейчас знаем как основные ковровые растения, были введены в культуру только в конце XIX века на основе интродукции южноафриканских цветущих почвопокровных. В прошлые исторические эпохи в культуре еще не было низкорослых ярко цветущих травянистых почвопокровных. Добиться красочного эффекта возможно было только использованием цветных материалов – таких как цветная мраморная крошка, уголь, битый кирпич, осколки цветного стекла и т. п. Поэтому в своем роде анахронизмом можно назвать применение этих материалов в нынешних регулярных садах, в то время как существует масса цветущих ковровых травянистых почвопокровных растений.

Рисунок партерных узоров варьировался от простых геометрических в садах Античности, Готики и Возрождения до буйных, вычурных и изысканных – в эпоху Барокко.

– это оформленное густо посаженными стрижеными растениями пространство, имитирующее в своей идее дворцовые галереи, театры, аркады, колоннады, анфилады залов, комнаты. Все это достигалось формированием – закреплением растений на специальных каркасах и формовочной стрижкой. Стригли любые растения: и хвойные, и лиственные, и деревья, и кустарники. Особенно идеально стриглись для создания огромных пространств залов и театров дуб, граб, бук, липа, ели, туи. Густые заросли формировались в классические боскеты. Популярный планировочный элемент регулярного сада – лабиринт – также являл собой боскет.

Искусство формовых растений – топиарное искусство – достигло своего апогея к XVII веку. В некоторых странах Западной Европы того времени считалось дурным тоном присутствие неформованных растений в садах. Они стриглись в виде архитектурных форм, скульптурных композиций, животных, птиц, геометрических фигур. Так было принято. Мир должен был быть преобразованным как эстетический идеал эпохи.

Топиар. Ботанический сад Мадейры — Фуншал

Аллеи – это геометрически выстроенные дорожки, оформленные посадками, окаймленные деревьями и кустарниками: однорядными, двухрядными, трехрядными. Особое требование к оформлению аллей состояло в том, чтобы растения, их окаймляющие, были идеально подобны – одной породы, одного вида, одного возраста. Породы могли чередоваться, но не через один, а ярусами: на переднем плане одна, на заднем – другая. Растения высаживались рядами, квадратно-гнездовым способом, в шахматном порядке. Поэтому, когда понятие «аллея» употребляется применительно к свободному ландшафту, это неверно. В свободном ландшафте аллеи не существует; там есть дорожки и тропинки, оформленные, как это характерно для естественной природной среды – группами, куртинами, массивами насаждений. Аллеи же могут быть линейные, циркульные, но обязательно подчиненные общему композиционному замыслу, всей планировочной структуре регулярного ландшафта.

Водоем – один из самых дорогих и наиболее эффектных планировочных элементов любого ландшафта, поэтому в регулярном ландшафте к нему нужно подходить с особым вниманием. Здесь он композиционно работает как украшение пространства, как брошь, драгоценность. Его форма в регулярном ландшафте эффектно красива, необыкновенно изысканна, декоративна, иногда – до изощренности в своих очертаниях. Она не должна быть проста, как мычание, что мы видим на регулярных ландшафтах сегодняшних усадеб.

Регулярный ландшафт изобилует цветовыми пятнами цветников и цветочных устройств. Это клумбы, рабатки и бордюры.

– устройство для цветочной композиции, которая, чаще всего, круглая, овальная или смешанная композиционно с прямоугольником или квадратом, с обязательно приподнятой центральной частью. Это усиливается также цветочной композицией, где по контуру применяются более низкие цветы, а к центру – повыше. Здесь же, в центре, акцентом может быть одно возвышающееся цветущее или хвойное растение, скульптура или малая архитектурная форма. Раньше в качестве такого акцента использовались почвопокровные растения на специальных каркасах, которые выполнялись в виде малых архитектурных форм и скульптур.

Рабатка – цветочная полоса, которая также в регулярном ландшафте может быть однородной или с орнаментом, выполненным из низких цветов.

Бордюр – это декоративное окаймление. Он может выполняться из стриженых вечнозеленых кустарников, ярких цветов, подчеркивающих изысканность рисунка плана аллей, площадок партера и амфитеатра.

В регулярном ландшафте активно использовались трельяжи как декоративные ширмы для разделения пространства сада. Их увивали цветущие и декоративные лианы.

Особенности пейзажного планировочного приема

Линии естественных очертаний, объемно-пространственные композиции из растений, рельефа, воды и камней, словно созданные самой природой; отсутствие прямых линий, углов и строгих геометрических фигур в рисунке плана; дорожки, повторяющие характер рельефа, извивающиеся в пространстве, как бы играя с ним; русла рукотворных ручьев и каналов, берега искусственных водоемов, которые воспринимаются как естественные; здания и сооружения, органично вписанные в рукотворную природную среду – все это характерные черты пейзажной планировки сада.

Свободный планировочный прием, его называют еще пейзажным, взошел на престол в Англии и стал царить в ландшафтной организации садов и парков всей Европы одновременно с классицизмом и романтическим стилем. Новое время, новые общественные отношения породили новую эстетику восприятия мира и человека в этом мире. На смену геометрически упорядоченной гармонии пришло восхищение естественной природной средой как образом нового «Парадиза». То было время музыки Бетховена и Шопена, поэзии Пушкина и Байрона, захватывающих сюжетов Дюма и любовных коллизий романов Жорж Санд. Время мифологических античных историй, воплощенных в живописи Николы Пуссена и романтической героики полотен Карла Брюллова. Время свободолюбия и юношеского романтизма, штормовых бурь и светлой мечты о несбыточном.

Внимание современников той эпохи сосредоточивалось также в особенном отношении к античному наследию и сказочным описаниям путешественниками садов далекой и загадочной Японии, в которых отражен весь мир в миниатюре; свободно спланированных величественных садов Китая как вселенских садов. Все это нашло отражение и стало востребованным в романтических ландшафтах: театральные декорации садов Барокко заменились таинственными гротами, заколдованными пещерами, волшебными романтическими руинами, героическими скалами и библейскими каменными хаосами.

Композиция свободно спланированных садов эпохи Романтизма строилась на совершенно иных принципах, нежели свободные планы современных ландшафтов. Объемно-пространственная композиция романтических садов базировалась на образной семантике античной мифологии и библейских сюжетов. Картины античной мифологии разыгрывались в действующих лицах с участием богов и героев, при этом сценой событий являлось само пространство сада или парка, а исполнителями – деревья, кустарники, цветы, скалы, камни, водные потоки и водные зеркала. Природные элементы, одухотворенные этими образами, и составляли композицию в пространстве как ландшафтный сценарий. То были романтические игры взрослых людей с природой – странные для нас своеобразные шарады на популярные сюжеты. Вся суть эпохи отразилась в садах Романтизма.

Принципиальная разница в использовании регулярных и свободно спланированных садов заключалась в том, что первые служили для гуляний большого количества людей, а вторые создавались как парки усадебные: их планировочные элементы не предполагали большого количества посетителей на единицу площади.

В Украине яркими образцами садов со свободной планировкой, садов мирового уровня, можно назвать совершенно гениальный Алупкинский парк, спланированный садовником Кебахом в XIX веке, парк «Софиевка» в Умани, Тростянецкий дендропарк, парк «Сокиринцы», «Александрия» в Белой Церкви.

К основным планировочным элементам свободно спланированного ландшафта можно отнести: лужайки (в отличие от партеров регулярного сада), дорожки (в отличие от аллей), тропинки, водоемы с естественными природными формами, куртины, или, по-простому, заросли и массивы (в отличие от боскетов), древесно-кустарниковые группы и солитеры в композиции насаждений.

Лужайки – это открытые пространства, многопланово обрамленные кулисами насаждений, как сцена, в развитии ландшафтного сюжета. Картины, созданные пространством лужаек, могут образовывать пейзажи ближних, средних и дальних перспектив. Картины дальних перспектив замыкаются видами на ценные архитектурные или ландшафтные объекты, находящиеся далеко за пределами территории сада, но служащие композиционными акцентами его пространства. Этот распространенный, особенно в прошлом, прием построения композиции ландшафта называется «пейзаж взаймы».

Дорожки и тропинки, связывающие основные объекты на территории сада, энергично извиваются в пространстве, плавно прорисовываются, подчиняясь свободным формам рельефа, касаясь горизонталей.

Водоемы в свободно спланированном ландшафте имитируют созданные природой ручьи, потоки, водопады, родники, озера. Их искусственно образованная природная форма, заключенная в берегах, изрезанных бухтами, окаймленных камнями, цветущими и вечнозелеными декоративными растениями, подчеркнуто декоративна, она максимально выявляет художественные достоинства природной среды, делая ее еще прекраснее.

Деревья и кустарники в пейзажном ландшафте располагаются свободно в пространстве в виде групп, куртин и массивов, создавая многоплановые кулисы пейзажных картин, дополненных отдельно стоящими выразительными деревьями или кустарниками – солитерами.

Цветы в пейзажном свободно спланированном ландшафте располагаются подобно природным цветущим лужайкам – декоративными цветовыми пятнами, бордюрами свободной формы, уже не окаймляя и подчеркивая, как в регулярном саду, геометрию пространства, а играя с ним, выстраивая его колористическую гамму и выявляя наиболее эффектные композиционные черты.

Цветник, сад Бутчардов

Свободный планировочный прием основан на максимальном подчинении природной среде и выявлении ее достоинств. Высшим пилотажем архитектора, работающего со свободным планом, является достижение ощущения того, что здесь так было всегда, здесь творила сама природа.

Елена ГНЕЗДИЛОВА, архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».