Выразительные средства изобразительного искусства форма. Выразительные средства живописи

; композиция ; а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков. Построение объема и пространства в живописи связано: с линейной и воздушной перспективой; со светотеневой моделировкой; с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов .

Изобразительные и выразительные возможности живописи , особенности техники письма во многом зависят от свойств красок , которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти , мастихин ), от применяемых им растворителей ; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок , на фактуру произведения живописи , а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит ; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели ).

Аутистический спектральный расстройство - это расстройство процессов развития, которое происходит в первые два года жизни, и затрагиваются язык, игра, познание, социальное развитие и адаптивные способности. Исследования, проведенные специалистами по поведенческому анализу, показали, что ранняя и интенсивная терапия может значительно помочь в восстановлении детей с нарушениями аутистического спектра.

В терапии с ребенком или взрослым с аутизмом развивается система общения и отношения с ним, особенно в семье. Благодаря арт-терапии для ребенка или взрослого с аутизмом создается безопасное пространство, что устраняет разочарования и агрессию. В арт-терапии есть несколько целей, которые необходимо соблюдать перед началом рабочей сессии, с новаторским характером для пациента, который работает с пациентом. Предлагаемые цели будут настроены в зависимости от степени развития ребенка или взрослого человека с аутизмом.

Цвет в пластических искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства . Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии цвета , его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с цветом, символические смысловые значения цвета . Все это делает цвет наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, оценок, ощущений красоты , гармонии , идеала.

Интеграция и сенсорное регулирование. . Арт-терапия может обеспечить безопасную среду для человека с аутизмом, сенсорную интеграцию и приятное исследование, предлагая спокойную и привлекательную среду, позволяя осознать внешние стимулы благодаря опыту художественного продукта. В арт-терапии творческий процесс экспериментируется с художественным продуктом, который помогает обеспечить визуальную историю терапевтического процесса.

Эмпатия эмоций - самовыражение. . Имея аутизм означает умственно, умственно и эмоционально, вы испытываете большой стресс. Развивая способность выражать свои эмоции в той или иной форме, уменьшает стресс и, неявно, агрессивные состояния. Для высокой функции она может быть идеальной формой выражения эмоций.

Изобразительная функция цвета в искусстве опирается на богатство цвета в природе, но следует своей собственной системе, неизбежно более ограниченной в своих возможностях, поскольку краски , используемые художником, значительно ниже естественного цвета по диапазону светосилы , по многообразию оттенков , по интенсивности и яркости тонов . Искусство возмещает эту ограниченность, организуя свою цветовую систему - колорит , отбирая соответственно ей тона и оттенки , составляющие красочную гамму, пропорционально варьируя краски по светосиле, яркости, насыщенности (т.е. по количеству пигмента в единице связующего вещества ), используя отношения, градации , переходы тонов и оттенков , цветовые контрасты , основные цвета и дополнительные цвета , смешение красок на палитре и оптическое смешение их на холсте и т.д.

Устранение недостатков двигателя, графических возможностей. . Одной из главных целей арт-терапии является точная регулировка моторики с помощью графических упражнений. Мы не только делаем это с помощью арт-терапии, но и с помощью этого метода мы также создаем расслабляющее и игривое пространство.

Борьба с недостатками в социальных отношениях. . Через сеансы арт-терапии мы укрепляем отношения между терапевтом и пациентом, но мы также можем создавать групповые занятия, способствуя социализации и отношениям с другими людьми. Развитие навыков свободного времени на продуктивном пути для людей с аутизмом - совсем нелегкая задача, но через арт-терапию мы можем найти практические средства бесплатного продуктивного осознания, арт-терапии с достаточными средствами на кончиках ваших пальцев. Например: окраска может стать продуктивным перерывом.

Живопись является главной областью, где разработаны основные принципы цветоведения, взаимосвязи между цветом, формой и светотенью, освещенностью и тенями, системы применения и трактовки цвета . В истории живописи сложились несколько таких систем. Одна из них основана на предметном локальном цвете, на расцветке каждого предмета в соответствии с его окраской в натуре или с символическим значением предмета. При этом цвета сопоставляются друг с другом, образуя выразительные сочетания. Другая система базируется на создании колористической аналогии реальной окраске предмета и цветам окружающей среды: наложение краски на краску, просвечивание их, система тональностей, контрастов , нюансов , цветных теней и бликов, рефлексов , валёров позволили определить моделировку формы и ее положение в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на предмет света, атмосферы и их изменений.

Одним из недостатков человека с аутизмом является координация рук и глаз. Сеансы арт-терапии улучшают этот аспект, обращаясь к средствам художественного выражения. Устранение тревоги. . Арт-терапией мы понимаем терапевтический процесс, основанный на устранении тревоги и агрессии. По самой своей природе искусство предлагает все способы расслабления и уверенности в себе. Только готовый продукт - это мотивация, которой нуждается аутичный человек, а рамки, предлагаемые сеансами арт-терапии, - это безопасность для этого человека, помогающая устранить разочарования и неявно состояние тревоги.

В развитии живописи XIX-XX в. можно наблюдать исчезновение локального и неизменного цвета , победу динамичного, изменчивого цвета , раздробленного на основные тона спектра, а затем переход к условному цвету, к его метафорическому значению, к цветовой экспрессии, выражающей субъективный мир художника , и, наконец, к цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастов теплых и холодных тонов и других средств, выработанных в ходе истории развития живописи .

Развивая познавательные способности, внимание. . Развивая способность аутичного человека «играть» с элементами художественного языка, делая этот процесс мотивировкой для него, мы набираем силу для того, чтобы подправить наше внимание и постепенно устранить недостаток внимания.

Кроме того, арт-терапия может предложить возможность снизить тактильную чувствительность при воздействии различных материалов. Он может стимулировать и развивать мелкие моторные навыки, сокращая, организуя и организуя материалы. Держа свой ум и руки занятыми, дети могут изменить свое внимание от подавляющих экологических экспериментов до мероприятий, посвященных созданию произведений искусства.

Поверхность красочного слоя произведения живописи , т.е. его фактура , бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет , оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками; рядом положенные мазки разных цветов могут на определенном расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы ) и того интерьера , для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего - прямоугольный, реже - круглый или овальный), а иногда и характер рамы , отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении.

К выразительным средствам композиции в декоративном и прикладном искусстве относят линию, точку, пятно, цвет, фактуру... Эти средства являются в то же время и элементами композиции. Исходя из поставленных задач и целей и учитывая возможности определенного материала, художник использует необходимые выразительные средства.

Линия - основной формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний любой формы. Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения.

Существуют три вида линий:

Прямые: вертикальные, горизонтальные, наклонные
Кривые: окружности, дуги
Кривые с переменным радиусом кривизны: параболы, гиперболы и их отрезки

Выразительность ассоциативного восприятия линий зависит от характера их начертания, тонального и цветового звучания.

Линии передают:

Вертикальные- стремление вверх

Наклонные- неустойчивость, падение

Ломаные- переменное движение

Волнистые- равномерное плавное движение, качание

Спиральные- замедленное вращательное движение, ускоряющееся к центру

Круглые- замкнутое движение

Овальные- устремление формы к фокусам.

Толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубь плоскости. Выполняя эскизы композиции, создают комбинации из тех или иных линий, пятен, стимулирующих проявление ее пластических и цветовых свойств.

Точка - в качестве одного из выразительных средств широко применяется во многих произведениях декоративно- прикладного искусства. Она способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.

Пятно применяют при ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов. Пятна различной конфигурации, организованные в определенную композицию, приобретают художественную выразительность и, эмоционально воздействуя на зрителя, вызывают у него соответствующее настроение.

Художники в своих произведениях часто используют в качестве изобразительных элементов геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник. Композиции из них могут символизировать движение времени, ритмы жизни человека.

Ритмическая организация орнаментальных мотивов из неизобразительных элементов (пятен абстрактной конфигурации, силуэтов геометрических фигур), объединенных в композиционные структуры, становится средством художественной выразительности.

Еще средства композиции

1. Соподчинение: человек в первую секунду начинает воспринимать композицию как силуэтное изображение на определенном фоне: площадь силуэта, рисунок контурной линии, степень компактности, тон, цвет, фактуру поверхности и так далее.

2.Симметрия иасимметрия : Действенным средством достижения равновесия композиции служитсимметрия - закономерное расположение элементов формы относительно плоскости, оси или точки.

Асимметрия - гармония асимметричной композиции достигается сложней, она основывается на применении сочетания различных закономерностей построения композиции. Однако композиции, построенные на принципах асимметрии, нисколько не уступают в эстетической ценности симметричным. При работе над ее пространственной структурой художник сочетает симметрию и асимметрию, акцентируя внимание на доминирующей закономерности (симметрия или асимметрия), использует асимметрию для выделения главных элементов композиции.

3. Пропорции - это количественная взаимосвязь отдельных частей композиции между собой и с целым, подчиняющаяся определенному закону. Композиция, организованная пропорциями, воспринимается значительно легче и быстрее, чем визуально не организованная масса. Пропорции подразделяются на модульные (арифметические), когда взаимосвязь частей и целого слагается путем повторения единого заданного размера, и геометрические, которые строятся на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений форм.

4. Нюанс и контраст : нюансные отношения- незначительные, слабо выраженные различия предметов по величине, рисунку, фактуре, цвету, расположению в пространстве листа. Как средство композиции нюанс может проявляться в пропорциях, ритме, цветовых и тональных отношениях, пластике.
Контраст: он заключается в резко выраженном противопоставлении элементов композиции. Контраст делает картинку заметной, выделяет ее среди других. Различают контрасты: направления движения, размера, условной массы, формы, цвета, света, структуры или фактуры. При контрасте направления горизонтальное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо- наклону справа налево. При контрасте размера высокое противопоставляется низкому, длинное- короткому, широкое- узкому. При контрасте массы визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от легкого. При контрасте формы "жесткие", угловатые формы противопоставляются "мягким", скругленным. При контрасте света светлые участки поверхности противопоставляются темным.

6. Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.

Метрический ряд может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства (а ), или сложным.

Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (в ) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (б ).

Значительно оживляет форму сочетание нескольких метрических рядов, объединенных в одну композицию. В целом метрический порядок выражает статичность, относительный покой.

Определенную направленность можно придать композиции, создавая динамический ритм, который строится на закономерностях геометрических пропорций путем увеличения (уменьшения) размеров подобных элементов или на закономерном изменении интервалов между одинаковыми элементами ряда (а -д ). Более активный ритм получается при одновременном изменении величины элементов и интервалов между ними (е ).
При увеличении степени ритма усиливается композиционная динамика формы в сторону сгущения ритмического ряда.

Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно иметь не менее четырех-пяти элементов).