Творческий проект "декоративно-прикладное искусство". Проект (подготовительная группа) на тему: Декоративно-прикладное искусство
Декоративно - прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.
Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.
Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.
К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.
На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.
Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.
Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.
Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.
Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.
Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.
Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.
Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.
Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.
Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).
Проект Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере - это творческий, межпредметный проект, охватывающий всех учеников пятых и шестых классов под руководством Шапошникова Н.Е и Матвеевой В.В.. В этой работе взаимодополняли друг друга художественный труд, изобразительное искусство и технология. Реализация проекта учебный год. Результатом его стала выставка работ учащихся.
· Познакомиться с классификацией отраслей декоративно- прикладного искусства; · Познакомиться с народными промыслами; · Освоить различные техники выполнения предметов декоративно-прикладного творчества. Цель проекта: Задачи проекта: · Придумать формы и способы изготовления из разнообразных материалов художественных изделий для интерьера дома; Придумать конструкции украшений и предметов для дома, изготовленных из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании; · Сделать предварительные зарисовки, пробники, а затем сами предметы украшения интерьера; · Выпустить рекламный буклет о проекте.
Ход учебного проекта: 1-й этап. Рабата с учителем для погружения в тему проекта. Определили тему проекта, остановились на заголовке "" Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере"". Поставили цели и задачи реализации проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.
На первом этапе дети определились, какие предметы интерьера они будут делать: 1. Посуда: тарелки, фужеры 2. Декоративные панно 3. Настенные пеналы для карандашей, бумаги и т.д. 4.Обереги 5. Игрушки 6.Разделочные доски Для этой цели были выбраны различные техники декоративно-прикладного творчества: 1. Витражная роспись 2. Батик 3. Декупаж 4. Орнаментальная роспись 5. Квиллинг 6. Торцевание 7. Роспись народных промыслов (гжель, мезенская, фелимоновская)
В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Цели и задачи программы
- Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
- Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
- Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
- Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
- Познакомить с различными видами декоративной росписи.
- Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
- Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
- Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены на педсовете и утверждены директором школы.
Примерный тематический план
1 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Беседа о декоративно прикладном искусстве |
||||
Виды и структуры орнаментов. |
||||
Стилизация природных форм. |
||||
2 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Работа с природными материалами. |
||||
Рельефы из бумаги. Конструирование. |
||||
Шрифтовая композиция. |
||||
3 класс (34 часа)
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет. занятий |
В том числе практ. занятий |
|
Папье-маше. |
||||
Работа с бисером. |
||||
Мозаика из яичной скорлупы. |
||||
Роспись по ткани. |
||||
4 класс (34 часа )
1 класс (34 учебных часа)
В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.
Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.
Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.
Занятие 2. Виды и структура орнаментов.
Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.
Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.
Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.
Материал: фломастеры, бумага.
Занятие 3. Стилизация природных форм.
Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.
Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.
Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.
Материал: глеевые ручки, бумага.
Занятие 4. Народные художественные промыслы.
Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.
Цель: знакомство с художественными промыслами России.
Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.
Материал: гуашь, бумага, кисти.
Занятие 5. Стилизованная роспись по твердому материалу.
Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.
Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.
Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы камня.
Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.
Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.
Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.
Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.
Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.
Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.
Занятие 7. Работа с природными материалами.
Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.
Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.
Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.
Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.
Занятие 8. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.
Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.
Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием семетричности. Применение в практической работе теоретических знаний.
Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
2 класс (34 учебных часа)
Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.
Занятие 1. Работа с природными материалами.
Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.
Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.
Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.
Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.
Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.
Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.
Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.
Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.
Материал: бумага, ножницы, картон, клей.
Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.
Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.
Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.
Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.
Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.
Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.
Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.
Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.
Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.
Занятие 5. Шрифтовая композиция.
Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображение с использованием шрифта.
Цель: расширить кругозор учащихся. Познакомить с некоторыми видами шрифтов.
Задача: Научить грамотно, компоновать, стилизовать и вырезать отдельные элементы шрифтов.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Занятие 6. Коллаж.
Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.
Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.
Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.
Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.
Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.
Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.
Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.
Материал: бумага, ножницы.
3 класс (34 учебных недели)
В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – мозаика из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.
Занятие 1. Папье-маше.
Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.
Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.
Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.
Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.
Занятие 2. Работа с бисером.
Плетение элементов. Практическая работа.
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.
Материал : бисер разных цветов, проволока.
Занятие 3. Мозаика из яичной скорлупы.
Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.
Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.
Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.
Материал: скорлупа, клей, картон.
Занятие 4. Роспись по ткани.
Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.
Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.
Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.
Материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв.
Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.
Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.
Цель: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования.
Задача: Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию, макет здания.
Материал: бумага, картон, ножницы, клей.
4 класс (34 учебных недели)
В четвертом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. По итогам изучения программы четырехлетнего обучения создают самостоятельную работу с применением изученного материала.
Занятие 1. Мозаика.
Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.
Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.
Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.
Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.
Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.
Задача: Решение композиции плаката.
Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.
Занятие 3. Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.
Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.
Цель: Развитие образного мышления и творческого представления. Закрепить навыки конструирования из бумаги.
Задача: применить на практике навыки конструирования, приобретенные за время обучения.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Занятие 4. Итоговая работа.
Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения.
Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.
Материал: по выбору учащихся.
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
- Виды декоративно-прикладного искусства.
- Уметь стилизовать природные формы.
- Работать с различными материалами и в разных техниках.
- Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
- Различать и узнавать виды художественных промыслов.
- Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
- Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
- Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
- Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
- Уметь применять полученные знания на практике.
Список литературы
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
- Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
- Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
- Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
- Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
- Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
- И. А. Дворкина , Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №109 о. в.» г. Магнитогорск Проект «Декоративно-прикладное искусство»
Воспитатель
Токарева Виктория Викторовна
Участники проекта:
Дети средней группы и их родители
Актуальность проекта
В настоящее время дети в средней возрастной группы недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве, о русско-прикладном промысле, неуверенно используют обобщающие понятия.
У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей.
Также наблюдается бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно- прикладное искусство».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Цель:
формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство
Задачи:
- Образовательные: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – городецкой росписью, с гжелью, дымковской, филимоновской игрушкой. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие, городецкой, гжельской, филимоновской, дымковской росписи. Учить использовать различные элементы, в определённых видах росписей. Учить ориентироваться в различных видах росписи.
- Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству; уважение к работе народных мастеров, воспитывать патриотические чувства.
- Развивающие: развивать чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, гжель, ярмарка, филимоновская, дымковская игрушка.
Планируемые результаты проекта:
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, городецкой, гжельской росписи.
- Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Вид проекта:
краткосрочный, творчески- информационный.
Участники проекта:
дети средней группы, их родители, воспитатель.
Срок реализации проекта:
1 неделя (март)
Этапы реализации проекта:
1)этап-подготовительный.
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
2)этап-основной .
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно - прикладному творчеству»
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
1.ООД. Познавательное «Умелые мастера»
2. ООД. Рисование «Дымковский орнамент», «Филимоновская игрушка», «Гжель»
3.ООД. Аппликация «Дымковская уточка»
4.ООД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим) с использованием ИКТ «Декоративно- прикладное искусство»
1 этап
Подбор наглядно- демонстративного материала, художественной литературы.
2 этап
Самостоятельная деятельность детей.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Гжель
Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности: наносится только вручную; использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.
Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название "азбука мазков".
Работа с родителями
Дети дома с родителями раскрашивали игрушки разными видами росписи.
3 этап-заключительный.
Создание выставки «Декоративно-прикладное искусство»
Проект для детского сада "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству".
Шигапова Светлана Александровна, воспитатель МДОУ "Детский сад №9общеразвивающего вида" г. Ухта, Республика Коми.Описание материала: предлагаю вам проект для детей старшей группы (5 - 6 лет) по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству». Данный материал может быть полезен для воспитателей старшей и подготовительной группы.Этот проект поможет познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью,с гжелью;научит детей ориентироваться в различных видах росписи;воспитает интерес к народной культуре.
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9».
Продолжительность: среднесрочный (с июня 2015 г. по июль 2015г.)
Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью;
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей;
5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный
1 этап-подготовительный.
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
6.Мастер класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов"
2 этап-основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
Содержание
1.Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
2.НОД. Познавательное «Умелые мастера»
3.НОД. Рисование «Дымковская уточка»
4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме
6.Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»
7.Лепка из глины «Дымковская лошадка».
8.Лепка из теста «Кулоны для мам».
9.Лепка из теста «Красивые узоры».
10.Оригами «Филимоновский петушок».
В работе с родителями:
1.Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2.Выставка «Мы мастера своего дела»
3 этап – заключительный.
1.Создание альбомов «Виды росписей».
2.Развлечение для детей «Город мастеров»
3.Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)