Социальная компетентность воспитателя доу. Развитие профессиональной компетенции воспитателей доу

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "право", "правовая компетентность", "правовое сознание", с законами и документами, регулирующими права ребенка. Практическая часть мероприятия проходит в форме деловой игры "О правах ребенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

« Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями »

Цель:
повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

Задачи:
- расширять знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.

Обогащать воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

Тема семинара-практикума – «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна, и вы станете активными участниками мероприятия.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

Вопрос защиты прав ребенка является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог - главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Уважаемые педагоги, cкажите, какие законы и документы регулируют права ребёнка?» (ответы педагогов).

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» - принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН в 1990 году.

«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

  • на имя,
  • гражданство,
  • любовь,
  • понимание,
  • материальное обеспечение,
  • социальную защиту,
  • возможность получать образование,
  • развиваться физически,
  • нравственно,
  • духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа - «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

  • воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
  • воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
  • подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции.

Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

  • право на охрану здоровья,
  • право на образование,
  • право участвовать в играх,
  • право на сохранение своей индивидуальности,
  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

  • Конституция РФ (согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства);
  • Семейный кодекс РФ;
  • Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;
  • Закон «Об образовании».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.

Основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ.
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Учреждение обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребёнка, и действующим законодательством Российской Федерации.

Воспитанники Учреждения имеют право на:

Охрану жизни и здоровья;

Защиту от применения методов физического и психического насилия;

Уважение их человеческого достоинства;

Удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

Условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

Развитие их творческих способностей и интересов;

Получение необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

Предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий;

Получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.

Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно, на наш взгляд, иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть три основные потребности:
- в движении;
- в общении;
- в познании.
Развивающая среда в группе должна эти потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель общения.
В контексте обсуждаемой сегодня проблемы - можно констатировать, что решать данную проблему возможно только при соблюдении основных принципов построения развивающей среды. Назовём эти принципы:
- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);
- уважение к мнению ребёнка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности и статичности.
Научно доказано, что именно специальным образом организованная среда способствует утверждению чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Она является стимулятором развития потенциальных возможностей ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте далеко не всегда совпадает с представлением об этом детей. Проведенные исследования показывают, что, если мнения детей учитываются при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже.

Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.

Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.

Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним.

В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов.

Проводить профилактические мероприятия по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).

Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.

А, сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю устроить деловую игру «О правах ребёнка» . В игре участвуют две команды.

Предлагаю небольшую разминку «Вопрос-ответ» , в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено три варианта ответов.

1. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет; (Согласно ст. 2 все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.

2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители; (Согласно ст. 18 родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.)
в) члены правительства.

3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство. (Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.)

4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью; (Согласно ст. 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости. (Согласно ст. 40 ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

6. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет; (Согласно ст. 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет.

Викторина «Права литературных героев»

Каждой команде предлагаются отрывки из произведений, картинки со сказками (слайды) и карточки с правами. Необходимо назвать произведение, соотнести сказку с правом, которое нарушено.

1.« Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане»

(Нарушено право на тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию, ст. 16: Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.)

2. «Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы». Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

(Нарушено право на особую защиту неполноценных в физическом отношении детей, ст. 23: неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.)

3.«Матушка, сестры, можно ли мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»

Ш. Перро «Золушка»

(Нарушено право на отдых, ст31: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

4. «Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку.Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас.

Га-га-га, гу-гу-гу! - заревел он на Буратино. - Так это ты помешал представлению моей прекрасной комедии? Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление».

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

(Нарушено право не подвергаться жестокому обращению, ст 19: защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации).

5. « Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - ещё до свету… Ничем старухе не угодишь - всё не так, всё худо».

Р.н.с «Морозко»

(Нарушено право на защиту от экономической эксплуатации, ст32: право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).

6.«Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но и куры».

Г.Х Андерсен «Гадкий утенок»

(Нарушено право на индивидуальность, ст. 8: право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи).

Игра «Чудесный мешочек»

Капитаны команд достают по одному предмету из мешочка, остальные члены называют права детей, связанные с этим предметом.

Свидетельство о рождении.

Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

Сердечко.

Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

Домик.

Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

Медицинский полис.

О чем напомнил данный документ? (Ребенок имеет право на медицинское обслуживание и охрану здоровья).

Букварь.

О каком праве напоминает книга? (О праве на образование).

Игрушечный утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями.

Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Мы надеемся, что тема семинара-практикума никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое.

Используемая литература:

2. Журнал « Управление ДОУ» № 6/2003 год.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3/2000 с.62

4.Журнал «Дошкольное воспитание» №8/2001 с.6

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями »

По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь-дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают их на свете.

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ. Задачи: Расширять знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка. Обогащать воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

План семинара – практикума Теоретическая часть Основные международные документы по защите прав детей. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня. Соблюдение прав ребёнка в ДОУ. Практическая часть Деловая игра «О правах ребёнка» Разминка «Вопрос-ответ». Викторина «Права литературных героев». Игра « Чудесный мешочек».

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Правовая компетентность – качество действий воспитателя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.

Основные международные документы по защите прав детей Декларация прав ребенка - принята ООН в 1959 году; Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989 году; «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН в 1990 году.

Декларация прав ребенка В десяти принципах Декларации отражены права детей: на имя; гражданство; любовь; понимание; материальное обеспечение; социальную защиту; возможность получать образование; развиваться физически, нравственно; духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция о правах ребёнка это правовой документ высокого международного стандарта. Он предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее. в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»; Закон «Об образовании».

Согласно Конституции РФ - материнство, детство и семья находятся под защитой государства

Гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены: лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (69).

Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.

Основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ Воспитанники Учреждения имеют право на: -охрану жизни и здоровья; -защиту от применения методов физического и психического насилия; -уважение их человеческого достоинства; -удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении; -условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; -развитие их творческих способностей и интересов; -получение необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; -предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий; -получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Деловая игра О правах ребёнка

Разминка «Вопрос-ответ»

Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав: а) таких различий нет; б) национальная принадлежность; в) состояние здоровья.

а) таких различий нет. Согласно ст. 2, все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.

Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка: а) педагоги; б) родители; в) члены правительства.

б) родители. Согласно ст. 18, родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.

На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей: а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство.

в) на государство. Согласно ст. 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.

Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справочниках; б) может мешать образованию и вредить здоровью; в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

б) может мешать образованию и вредить здоровью. Согласно ст. 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.

Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них: а) чувства страха перед наказанием; б) осторожности в реализации своих желаний; в) чувства достоинства и значимости.

в) чувства достоинства и значимости. Согласно ст. 40, ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.

ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 19 лет.

б) 18 лет. Согласно ст. 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Викторина «Права литературных героев»

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане » Ст. 16: ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Ст. 23: неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Ш. Перро «Золушка» Ст.31: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Ст. 19: защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Русская народная сказка « Морозко » Ст.32: право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Г.Х Андерсен «Гадкий утенок» Ст. 8: право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Игра «Чудесный мешочек»

Спасибо за работу!


Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

Знание основных документов о правах ребѐнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

В нашем ДОУ при открытии новых 3х групп мы столкнулись с тем, что потупившие на работу воспитатели имея педагогическое образование опыта работы не имели или же он был недостаточным. С этой целью была организована « Школа молодого специалиста», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении профессиональной компетенции. На первом этапе нами была проведена диагностика молодых специалистов, определение уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Цель диагностики: насколько хорошо подготовлен теоретически педагог, имеет ли опыт практической работы с детьми, каких результатов в своей профессиональной деятельности хочет добиться, хочет ли продолжить свое образование. Результаты диагностики показали, что у педагогов недостаточные знания в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; трудности в коммуникативной сфере; направленность большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, был отмечен низкий уровень информационных умений. Эти трудности мы и постарались решить.

На втором этапе были использовали различные формы повышения профессионального мастерства: это традиционные методы такие как консультации, лекции - дискуссии, круглые столы, работа творческих микрогрупп, различные смотры-конкурсы, а также систематические тренинговые занятия с акцентом на профессионально значимые качества и умения. Для формирования коммуникативной компетенции проводились тренинговые занятия направленные на приобретение коммуникативного опыта « Самый трудный родитель. Самый приятный родитель», «Поговорите со мной», « Когда душа с душою говорит» и др. При проведении занятий применялись разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, « мозговой штурм» и др. Были проведены семинары – практикумы: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», « Секреты хорошей дисциплины» и др.

Целью таких занятий стало единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм воспитателя.

Результаты « Школы молодого специалиста» представляют следующее:

а) приобретение участниками знаний и умений в области самодиагностики: развитие рефлексии как самоанализа;

б) приобретение умений и навыков эффективного общения;

в) появление у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими знаниями.

Такие активные формы и методы « Школы молодого специалиста» уже дают свои результаты. Работа в данном направлении будет продолжена т.к. профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества образования.

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования образовательной системы. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромного опыта человеческих знаний подрастающему поколению. При этом значительное внимание уделяется содержательной части качества.

Определяя условия, обеспечивающие качество дошкольного образования необходимо выделить наиболее важные из них:

 использование здоровьесберегающих технологий, которые позволят организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог развиваться без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;

 высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнями развития общества;

 обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставит ребенку возможность для саморазвития;

 высокий уровень компетентности педагога, главная функция которого – помочь ребенку адаптироваться к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как способность познания мира, действия в мире, проявление отношения к миру.

Все приведенные позиции являются приоритетными при обеспечении качества дошкольного образования. При этом на наш взгляд, реализация каждого условия невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (А.М.Бородич, Р.С.Буре, А.И.Васильева, Е.А.Гребенщикова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Е.А.Панько, В.А.Петровский, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, В.И.Ядэшко и др.) позволил выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

 стремление к личностному развитию и креативность;

 мотивация и готовность к инновациям;

 понимание современных приоритетов дошкольного образования;

 способность и потребность в рефлексии.

С.М.Годник под профессиональной компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При этом подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только приобретенными в процессе образования научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг, стилем взаимоотношения с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала .

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Компетентностная составляющая в структуре подготовленности специалиста определяется как совокупность профессионально, социально и личностно значимых результатов образования на языке компетентностей. Поэтому для успешного сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить составляющие профессиональной компетентности педагога, а именно:

 организационно-методическая;

 образовательная;

 научно-исследовательская.

Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей дошкольного возраста.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.

Использованная литература

1. Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива.//Завуч, 1999, №7.

2. Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. – Воронеж, 2004.

3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – №4.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. http :// www . nekrasovspb / ru / publikation /

6. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.

7. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя: Автореф.дисс.канд.пед.наук. – М.,1979.

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»

А. Дистервег

Педагогическая компетенция - совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве.

А.С. Белкин, В.В. Нестеров

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотру основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечение процесса воспитания специалистами высокого уровня. На современном этапе педагоги вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания содержания детям, необходимостью в основу своей работы ставить системно-деятельностный подход. В таких условиях развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Поэтому актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. В связи с этим прежде всего необходимо создать комплекс условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет в свою очередь к освоению новых личностно-профессиональных позиций.

Таким образом можно предположить, что образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, включающих в себя совокупность компетенций в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

К сожалению, на данный момент все еще существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Поэтому необходимо вести систематическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность следующих компетенций:

Методологическая

компетентность

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС ДО является понимание оснований системно-деятельного подхода

Сущность его заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач

Психолого-педагогическая компетентность

Включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им ОП ДО

Коммуникативная

компетентность

Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса

Исследовательская компетентность

Умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС, провести анализ результативности воспитательно -образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельным направлениям

Презентационная

компетентность

Выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня т.д.

Акмеологическая

компетентность

Готовность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационная

компетентность

Выражается в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе

Эмоциональная компетентность

Способность осознавать и признавать собственные чувства, в так же чувства других, для само мотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношении с другими

Исходя из этих требований. Можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах
  • Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками
  • Проведение открытых мероприятий по обмену опытом
  • Педагогические чтения
  • Деловые игры
  • Обобщение собственного педагогического опыта

На основании вышесказанного, можно сделать вывод: основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями.


Профессиональная компетентность педагога ДО

  1. Понятие педагогической компетенции.
  2. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО;

Основные составляющие;

Направления профессиональной компетенции педагога ДО;

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО;

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности;

Шаги к успешной деятельности;

Педагогические умения, как раскрытие структуры профессиональной компетенции педагога.

Список литературы

  1. Понятие педагогической компетенции

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция применительно к профессиональному образованию – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

  1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО

Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно – образовательной;

Учебно – методической;

Социально – педагогической.

Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО

Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Ниже рассмотрены главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).

Таблица 1

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Принципы

Педагогический замысел

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Побеждай! Пробуй! Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха»:

Реализуй себя!

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Шаги к успешной деятельности

С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.

Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.

  1. Перспектива деятельности и дела.
  2. Стимулирование.
  3. Благодарность.
  4. Помощь и поддержка.
  5. Тактичность.
  6. Ответственность.
  7. Творчество.
  8. Умение признавать и исправлять ошибки.
  9. «Живое участие».
  10. Конструктивная критика.

Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху :

  • Проектирование;
  • Решение педагогических ситуаций;
  • Активно – игровые методы;
  • Практикумы и тренинги;
  • Профессиональные конкурсы;
  • Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
  • Документальный анализ;
  • Написание творческих работ;
  • Оформление портфолио;
  • Ведение аналитического дневника;
  • Дискуссионный клуб;
  • Часы заинтересованного информационного обмена;
  • Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
  • Разработка и реализация профессиональных программ.

Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:

  • Мнение администрации;
  • Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
  • Сложившееся представление среди коллег, родителей;
  • Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.

Основные же источники определения успешности педагога:

  • Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
  • Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
  • Успешно проведенные педагогические мероприятия;
  • Обобщение передового профессионального опыта;
  • Публикации в местной печати, СМИ.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.

Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа - одна из важнейших задач обучения будущих педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога ДОУ требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить - действовать - мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных воспитанников; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности дошкольника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ДОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Но ничего из вышеперечисленного не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Список литературы:

1.Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.

2.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.

3.Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.

4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.

5.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.


Компетентность – это одна из форм профессиональной деятельности, которая обозначает наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Воспитатель ДОУ должен обладать следующими социально-профессиональными компетенциями, которые позволят осуществить познавательное развитие детей:

1. Социальные компетенции включают обмен информацией между индивидами, заявление о своих интересах и потребностях, проявление терпимости по отношению к другим людям и их мнениям, умение работать в команде и оказывать различную помощь другим людям, обладание эмоциональной устойчивостью;

2. Познавательные компетенции выражаются в самостоятельном обрабатывании и структурировании информации, поиске новых источников информации, концентрировании на учебе или работе, умении использовать приобретенные знания и навыки в различных ситуациях;

3. Операциональные компетенции - определение цели и порядок работы, умение противостоять неопределенности и неуверенности, умение принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы;

4. Специальные компетенции включают планирование методов решения проблемы, осуществление самоконтроля, активность в профессиональной деятельности, адаптация в новых ситуациях, оценка и корректировка планов, выявление ошибок и адекватных способов их устранения.

Итак, профессиональные компетенции, являясь фундаментом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, помогают педагогу ДОУ интегрировать знания, навыки и умения при осуществлении инновационной деятельности и использовании современных образовательных технологий на практике.

7. Профессионально- значимые качества педагога дошкольного образования

Воспитатель ДОУ – одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в 17-18 веках. В современном понимании – воспитатель – это лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и развития личности другого человека.

Педагог должен обладать: доброжелательный, искренний, общительный, добрый, обладать чувством юмора, терпеливостью, уметь устанавливать отношения с детьми, предотвращать и разрешать конфликты, пополнять свои знания путем самообразования, должен знать методику дошкольного воспитания и образования.

Для эффективного выполнения деятельности, человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Воспитатель должен обладать устойчивым и объемным вниманием. Так же воспитатель должен обладать по характеру психической активности: словесно-логической памятью, по характеру целей деятельности: непроизвольной памятью, по продолжительности сохранения материала: кратковременной памятью.

Коммуникативные качества

Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом, высокие коммуникативные способности

Эмоционально-волевые качества

Необходима стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психаэмоционального напряжения.

Итак, воспитатель, он сам должен быть очень умным, порядочным и добрым человеком, чтобы он мог воспитать такими же и не одно поколение детей.