Институты государственной власти. Институты законодательной и исполнительной власти, принципы и формы их взаимодействия

Гос. власть эффективно выполн. свои ф-ции там, где реализован принцип ее раздел.

  • на законодат. (парламент),
  • исполн. (глава гос-ва и пр-во)
  • судеб. (система судов).

Законодат. власть. Высшим законод. и представ. органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона.

Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» — присутствие достаточно). Для эффект. работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ. элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции.

Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва (монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство — это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции; полномочия в области гос. управления; полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере.

В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-во включ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений.

Судебная власть. Суд — это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

  • - - Москва, просп. Вернадского, 84. Психология. См. также Университеты ч489...

    Педагогический терминологический словарь

  • - понятие, использовавшееся конституциями советского периода развития нашего государства, т. е. Конституциями СССР, РСФСР, других союзных республик в составе СССР и автономных республик...
  • - один из принципов, на которых согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается Российская Федерация...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - понятие, широко использовавшееся Конституциями СССР и предшествовавшими ныне действующей Конституциями России и означавшее систему органов, действовавших в пределах автономных областей, автономных округов,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в ГД при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в КС при рассмотрении дел, относящихся к компетенции...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в СФ при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента, выполняющее свои задачи в соответствующем субъекте РФ. Его основные задачи - представлять Президента РФ в субъекте РФ,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - правовой акт Государственной Думы РФ. Согласно ч. 3 ст. 103 Конституции РФ, ГД РФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Таким образом, правовую форму постановления имеют...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из палат Федерального Собрания - парламента РФ - в настоящее время. Согласно ст. 11 Конституции РФ, Совет Федерации участвует в осуществлении государственной власти. Он относится к законодательной ветви власти...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 30 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против государственной власти"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - верховенство государственной власти, ее независимость от любых властей и сил внутри государства или других государств...

    Политология. Словарь.

  • - один из основных принципов организации власти в социалистических. Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей...

    Большой юридический словарь

  • - см. субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; Федеральные органы государственной власти...

    Большой юридический словарь

  • - в СССР обязательные для исполнения общие правила или предписания индивидуального характера, издаваемые представительскими учреждениями Советского государства - Советами депутатов трудящихся...

    Большая Советская энциклопедия

"ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в книгах

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Из книги Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" автора России Законодательство

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

2.3 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович

2.3 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации Основы правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в Конституции РФ, Федеральном

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

автора Автор неизвестен

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации 1. За

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации За

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной

2.4 Органы государственной власти Российской Федерации

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

2.4 Органы государственной власти Российской Федерации Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства представляет собой организационно и

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

автора Автор неизвестен

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) принятие

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации

автора Петренко Андрей Витальевич

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации Избирательная система характеризуется совокупностью правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов,

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) государственная и территориальная

1. Введение…………………………………………………2
2. Процесс становления института президентства в РФ..3
3. Государство – ведущий институт политической системы.

1. Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства……5
4. Заключение……………………………………………10

Введение

Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

Процесс становления института президентства в РФ

Президентство – принципиально новый государственный институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 – 1991 гг. Был закреплен пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего
Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ, создание этого института мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства.
Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, исполнение законов. Ее определенная самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление ее с помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость системы управления обществом, предпосылку стабилизации обстановки в стране.

Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства.
Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие. Не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные особенности в разных странах. В одних государствах – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание черт парламентарной и президентской республик – смешанные формы правления, которые оказали влияние на конструирование института президентства в
России.

Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве. При организации президентской власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус
Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г. заметно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент
Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда Народных Депутатов
Российской Федерации у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранились положения о полновластии высшего представительного органа, его всеобъемлющей компетенции оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

Понятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для смешаной формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей.
Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента
Российской Федерации, он усилен.

Государство – ведущий институт политической системы

1.Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства.

В научной литературе существует несколько концепций происхождения государства. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л.
Гумплович. Он считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Марксизм объясняет возникновение государства, развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и политически. Переходной формой к государству признается выделение прослойки вождей.

Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определенной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения международного права.

Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Основными элементами государства являются: территория, население, власть.

Вторым составляющим элементом государства является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого, М. Вебер утверждает, что «государство... - это отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент».

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство - это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основными сферами общественной жизни.

К таким учреждениям и организациям относятся: 1) представительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы.

Наиболее общими признаками государства являются:
1) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории;
2) политически самоопределяющаяся нация как субстанциональный элемент государственности;
3) организация политической публичной власти, означающая ее отделение от общества, наличие у нее особого аппарата принуждения (армии, служб охраны порядка и безопасности);
4) суверенитет как политико-правовое свойство, выражающееся в независимости государственной власти от всякой другой, внутри страны и в международном общении;
5) право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов и норм, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер;
6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов государства при осуществлении своих функций.
Государство выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции государства - это обязанности, круг деятельности, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме.

Принято выделять внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса или социальной группы, обеспечением политической стабильности, установлением отношении с политическими партиями, общественными институтами, а также выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием национальных отношений.

Правовая функция всецело принадлежит государству, которое осуществляет нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в использовании организационных рычагов для осуществления властных полномочии, реализации выработанной политики: исполнения решений формирования и использования кадрового корпуса управленцев, осуществления контроля исполнения решений, предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер координации деятельности, различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования и др.

Социальная функция государства включает: удовлетворение. потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.

Образовательная функция государства. Многие государства стоят перед задачей: осуществление кардинальной реформы в сфере образования, выработки политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, качественную подготовку молодежи к активной жизни.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Тем не менее государственное финансирование, налоговое обложение, официальная государственная идеология - механизмы государственного воздействия, продуктивно влияющие на духовную жизнь общества, сферу культуры.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны, вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений
(дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др.

Форма правления - внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления - монархией (абсолютной, конституционной) и республикой (президентской, парламентской).

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства.

Существуют две основные формы: унитарная и федеративная.

Для унитарного государства свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц.

Федеративная форма государственного устройства это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление,

Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции, издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.

Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям.
Так, можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия - армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны, порядка и безопасности. Основное назначение правового государства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества.
Социальное государство сосредоточивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и предупреждению социальных конфликтов.
Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место. Государство, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества, поддержанию общественного порядка.

Заключение

Каждый политический институт, будь то учреждение государственной власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами. К ним относятся оформленные цели (круг вопросов, составляющих сферу его деятельности), функции и роли, вытекающие из целей, средства
(материальные, символические или идеальные), учреждения, санкции, применяемые как к субъектам – носителям институциональных функций, так к людям и объединениям, являющимся объектом воздействия института.

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ростовский государственный строительный университет

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

по политологии

на тему: «Институты государственной власти в России»

Выполнила студентка

1 курса гр. Б-182

Пипник Елена

Проверил преподаватель

Малышев А. В.

Список литературы:

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва -- ли не самой главной задачей политологии. Никто до сих пор не может разгадать парадокс власти, которая может иметь как положительное влияние, так и отрицательное. Поэтому изучение власти, как структурной категории необходимо.

Любая власть имеет свои особенности. Одной из важных характеристик власти является принцип разделения властей. Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, власть в современных государствах делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.

Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народными массами держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти -- это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием «легитимность» (от лат. legitimus -- законный). Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах.

Организация социальной поддержки существующего режима - главная задача любой политической силы, находящейся у власти. Сегодня в России эта задача понимается в двух смыслах: в узком - как необходимость партийного строительства, в широком - как организация РR-воздействия на электорат.

Власть в России всегда опиралась на определенную часть популяции, или населения, не имевшую четких границ. Именно к ней власть обращается для легитимации своих действий и именно ее интересами мотивирует свои решения.

Эта часть общества представляет социальный вектор, по которому идет распространение политического влияния. Этот вектор и выполняет функцию «носителя легитимности». Из сказанного очевидно, что «носитель легитимности», к которому обращается Власть, не сводится к какому-либо социальному слою и включает в себя представителей разных слоев. В ХХ в. носителем являлись все трудящиеся.

Сущность «носителя легитимности» заключается в том, что именно он легитимирует решения и действия власти. Поэтому с его интересами она считается, и именно от него зависит, кому конкретно эта власть будет принадлежать в смутные периоды российской истории.

Теперь рассмотрим, какие институты власти существуют в Российской Федерации.

Проблема становления и функционирования демократических институтов - одна из наиболее сложных для современной политической науки. Особенно остро она стоит в России. С одной стороны, в стране имеется необходимый минимум институтов. С другой стороны налицо постоянные вторжения власти в приватную сферу, нарушения принципа разделения властей и отсутствие эффективного механизма поддержания легитимно принятых норм, принуждение к исполнению законов.

Система политических институтов в России является становящейся, т.е. в каждый следующий момент не равной себе.

В России большое количество региональных лидеров, имеющих доступ к власти. Наступление на региональных лидеров началось с приходом к власти В. Путина.

Учреждение института полномочий представителей Президента в федеральных округах, приведение региональных законодательств в соответствие с федеральным, изменение способа комплектования Совета Федерации - все это говорит о намерении центральной власти распространить презумпцию виновности на глав администрации субъектов РФ. Например, закреплено Президентом право отстранять губернаторов от исполнения обязанностей.

Презумпция виновности кладется в основу и горизонтальных переговоров. Застраховавшись подобным образом, власть пытается превратить себя в моносубъекта политического пространства. При таком варианте демократические институты перестают противоречить дистанционной природе власти. Презумпция виновности оберегает власть от посягательств изнутри, а демократические процедуры - от критики извне.

Понятие «политический институт» обозначает:

  • 1) определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции;
  • 2) созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций;
  • 3) совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции;
  • 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт - это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии - суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

Наряду с конкретными институтами в политической сфере, которые были названы выше, в ней существует и «сквозной», общий для нее институт власти. Без осуществления властных функций ни один другой политический институт действовать не может. Власть не всегда рассматривают как политический институт. Иногда ее характеризуют как форму или систему отношений, заключающуюся в способности, возможности и праве влиять на поведение и деятельность людей и социальных групп с помощью специальных властных механизмов и средств (правовых норм, административных актов и т.д.). Такой подход ни в коей мере не противоречит институциональному, а лишь расширяет наше представление о власти как о важном социальном и политическом явлении.

Обратим внимание на то, что понятием власти широко оперируют и в других науках, например в психологии, где под ней понимают особый тип поведения, позволяющий изменять поведение других людей. Уже из этой трактовки становится понятно, что власть может быть не только политической. Это обстоятельство нужно вообще иметь в виду с учетом того, чго в широком плане власть есть способ достижения цели.

Власть -- это функция любой деятельности, любого социального субъекта. При этом можно говорить по меньшей мере о двух ее разновидностях: а) естественной власти в семье, в конкретных социальных группах, которая зачастую понимается как неформальное лидерство; б) «навязываемой» власти, власти как внешней силе, осуществляемой через особые институты, чаще всего государственно-принудительного характера. Другими словами, власть может быть основана на авторитете статуса, как, скажем, власть родителей над несовершеннолетними детьми, либо на применении силы, связанном с занимаемой должностью, а также с унаследованным авторитетом.

Власть и политика

Именно ко второй разновидности относится политическая власть. Ее универсальное начало -- отношение господства и подчинения, управления и исполнения. М. Вебер, который внес большой вклад в разработку проблем власти в целом и политической в частности, писал о связи между политикой и властью: «...»политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает <...> Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает»1.

Анализируя власть и властный авторитет как ее атрибут, имеющий легитимный (законный, признанный обществом) и институциональный характер, Вебер выделяет три ее типа: 1) харизматический (основанный на преданности лидеру, якобы наделенному некоей высшей, почти мистической силой); 2) традиционный (основанный на традициях и обычаях); 3) рационально-легитимный (основанный на вере в правильность и неформальность соблюдения всеми членами общества усыновленных формальных правил и норм поведения). Разработанная Вебером типология власти является одной из наиболее принятых в социологии.

В современной западной социологии проблема власти остается по-прежнему актуальной, поскольку власть продолжает быть главным средством решения наиболее важных общественных проблем, таких, как регулирование различных видов общественных отношений (экономических, социальных, семейных и др.), обеспечение норм человеческого взаимодействия, контроль за их соблюдением и т.д. Т. Парсонс характеризует власть как «способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей, ...принимать решения и добиваться их обязательного выполнения»1. По существу, такого же подхода придерживается и Смелзер, рассматривающий власть как способность одновременно и навязывать свою волю, и мобилизовывать ресурсы общества для достижения поставленной цели.

Есть смысл разграничивать политическую и государственную власть. Последняя, конечно, имеет политический характер, но она осуществляется специальным обособленным аппаратом, действующим в определенных территориальных рамках и использующим насилие, право на которое закреплено законом. Что касается политической власти, то ей свойственна реальная деятельность особых социальных групп и индивидов в их составе по проведению собственной воли посредством политики и правовых норм. Социологию здесь волнует вопрос о «властвующей элите» (этот термин передает соответствующее название книги американского социолога Р. Миллса, который одним из первых дал глубокий анализ управляющего слоя в США), содержании и особенно направленности ее политической деятельности. Фролов С.С. Социология: Учебник. М.:Гардарики, 2010.-344с.