Художественный паркет как делают. Паркетные узоры: елочка, квадрат, плетение. Вариации на тему «елочки»

Паркет начал использоваться в отделке зданий не менее 600 лет назад, с тех пор ему принадлежит пальма первенства среди напольных покрытий. В музеях по всему миру к нему относятся как к предмету искусства. Особая красота и благородство паркетного покрытия из дерева достигается в результате сочетания специальных техник обработки деталей из различных пород дерева, филигранного мастерства специалистов по укладке паркета и дизайнерского замысла. Познакомимся с принципами создания художественного напольного покрытия с учетом применения опыта современных производителей.

Что это такое?

Художественный паркет – это рисунок на полу из плашек разных пород дерева, имеющий уникальную композицию и цветовую гамму. Такой вид напольного покрытия принадлежит к покрытиям класса Люкс и обладает ценностью произведения искусства. По стоимости художественный паркет входит в самую высокую ценовую категорию, но с ним интерьер помещения приобретает эксклюзивный и изысканный вид.

Характеристики

Художественный паркет изготавливается из пород, устойчивых к механическому воздействию. Пол из натурального дерева обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, звуконепроницаем и экологичен.

Паркетное покрытие смотрится как единое полотно. На качественно выполненном паркете практически не заметны стыки разных пород дерева, современные технологии лазерной резки позволяют добиться идеального примыкания деталей.

Детали из разных пород дерева позволяют создать пол в любой цветовой гамме. От практически черных цветов мореного дуба и эбенового дерева до почти белого цвета клёна.

Рисунок пола, как правило, соответствует общей стилистике и цветам интерьера. Выбор узора определяет и технику изготовления паркетного ковра.

Виды

Существует несколько современных техник изготовления паркета.

При создании пола в технике маркетри выпиливаются отдельные детали узора одинаковой толщины и склеиваются в виде мозаики на полу, при этом в основном полотне паркета, который имеет такую же высоту, соответственно, выпиливается проем для укладки части или всего рисунка.

  • Техника маркетри позволяет создавать высокохудожественный паркет с уникальным рисунком по вкусу заказчика. Это может быть одно крупное изображение, расположенное в смысловом центре пространства с расходящимся орнаментом по всей площади. Например, цветочная композиция, пейзажная зарисовка или анималистическое изображение.

Основная композиция обычно занимает не всю площадь пола. Большее пространство обычно выкладывают из штучного паркета в основном стиле помещения.

  • Интарсия – техника, где детали узора изготавливаются из тонкого слоя древесины и собираются в цельную картину на основу из сетки, потом вставляются в виде готового узора в полотно покрытия. Сборка деталей делается исключительно вручную и является особо ценным видом декоративного покрытия.

  • Чтобы придать интерьеру блеска и роскоши, используют инкрустацию . Инкрустация – это добавление вставок из металла или камня в узор. Эта операция требует высокой точности изготовления деталей, знания технологии сочетания разных по качественным характеристикам материалов – камня и дерева, дерева и металла.

  • В помещениях большой площади повторяющийся рисунок создает ощущение простора и бесконечности. В этом случае удобно применять однотипные модульные элементы, выполненные по одной из вышеуказанных технологий. Модули, закрепленные на деревянной основе, готовые к установке сразу на стяжку называются щитами. Щитовой паркет несложно выложить и самостоятельно.

Размеры

В зависимости от техники исполнения паркета он подразделяется на наборный и мозаичный.

Наборный паркет – это укладка одинакового размера плашек в геометрический узор. Плашки скрепляются между собой пазами, имеют среднюю толщину около 18 мм, ширину – от 4 до 8 см, длину – до 50 см. Этот тип укладки используют в создании композиций с геометрическим рисунком. Здесь большое значение имеет красота волокон на спиле плашки, цвет и сочетание различных пород дерева с соседними элементами. Такой узор по изготовлению проще и дешевле, чем композиции с орнаментом и центральным изображением.

Вставки в виде сложных композиций позволяют отнести паркет к предмету искусства. Таким паркетом отделывались парадные залы дворцов. Отдельные элементы из разных пород древесины складываются в рисунок и закрепляются пазами. Этот лицевой слой имеет толщину 15 мм, а основание состоит из двух слоев хвойной древесины с разнонаправленными волокнами по 25 мм. Формируются такие деревянные мозаики в квадраты 550 х 550 по типу керамической плитки. Современная промышленность позволила существенно облегчить и унифицировать процесс изготовления дворцового паркета.

Материалы

Большое значение в этих работах имеет компоновка различных видов древесины. Традиционно материалы для паркета подбираются по цвету и твердости.

Светлый цвет получают с помощью дуба, клёна, ясеня. Дуб отличается устойчивостью к атмосферным и механическим воздействиям. Это самый популярный материал для изготовления паркета, с учетом различных техник морения дает множество цветов и оттенков. Волокна ясеня почти не деформируются, имеют молочный цвет. Клён хорош для белых деталей узора.

Получить желтый оттенок можно с помощью тика. Это прочная, не восприимчивая к сырости древесина.

Розовый тон дадут груша, вишня, бук, ольха. Красные – махагон, он к тому же имеет красивую структуру расположения волокон.

Из ореха получают вставки от светло-коричневого до темно-коричневого цвета. Орех имеет высокие показатели износоустойчивости. Долговечность покрытия из разных видов дерева достигается с помощью особых технологий укладки.

фотографий

Как делают?

Кропотливый процесс выпиливания, обтачки, шлифовки каждой детали узора занимает много времени. Обработка древесины на современном оборудовании позволяет существенно облегчить и унифицировать процесс изготовления дворцового паркета. Рисунок с помощью компьютерного проектирования переносят на выкройку, делается выборка деталей по видам древесины, затем с помощью лазера вырезаются необходимые части изображения из каждой породы с точнейшими размерами, что позволяет избежать зазоров.

Наличие спроса на качественное напольное покрытие из натурального дерева позволило наладить производство типовых модулей для паркета. Из этих модулей создаются различные узоры по вкусу заказчика.

Поверхность пола готовится специальным образом под укладку паркетом: делается гидроизоляция, заливается стяжка, сверху помещают фанеру, последний слой – паркет. После завершения сборки паркета поверхность шлифуется, при необходимости тонируются или подкрашиваются некоторые элементы или весь пол. Для придания полу выразительности применяют технику бланширования – обработка металлической щеткой против направления волокон. Это придает покрытию благородный налет старины.

После этого паркет покрывают специальным лаком или воском и оставляют до полного высыхания. Только после выполнения всей технологической цепочки можно увидеть и оценить рисунок художественного паркета во всей красе.

Рисунки и текстура

Рисунок паркета может быть выполнен в строгом классическом стиле, или иметь изогнутые линии стиля модерн, или цветочный орнамент средиземноморского дизайна. Живописный рисунок из дерева может следовать канонам дизайна ковров. Как правило, здесь используется центральный узор и окантовка бордюром.

Центральный элемент может иметь форму розетки. Это орнамент круглой, овальной, прямоугольной или ромбовидной формы, имеющий четкий центр композиции.

Розетку располагают или в середине помещения или как акцент для определенной зоны.

Розеток может быть несколько, если выделяется несколько зон. Например, в холле их располагают возле камина, в диванной части и в танцевальной. Розетка является основным художественным изображением на остальной монотонной части паркета, это может быть симметричный набор деталей разных пород дерева в виде определённого узора, а может изображать герб хозяев дома, сцену из эпоса, цветок или тотемное животное. Размер этого элемента варьируется от совсем маленького до орнамента, занимающего всю поверхность.

В розетках иногда применяется инкрустация для придания весомости и ценности дизайну интерьера. Инкрустация выполняется из тех же материалов, которые задействованы в отделке стен или мебели. Например, колонны из розового мрамора предполагают вставки из такого же мрамора в паркете.

Рисунок может условно повторять рисунок плафона на потолке. Розетка – главный акцент всего узора пола, поэтому она должна быть исполнена на высочайшем уровне.

Поддержать стилевое решение узора центральной композиции призван бордюр. Он представляет собой набор одинаковых модулей, расположенных на некотором отдалении от стен или непосредственно вдоль стен. Бордюр выполняется из тех же пород дерева, что и розетка, с сохранением ритма рисунка. Бордюр очерчивает визуальную границу парадной зоны, служит украшением напольного покрытия и участвует в зонировании пространства.

Бордюр можно выложить с помощью модулей. Модули – это уже готовые квадратные элементы с готовой частью паркетного узора, имеющий специальные пазы для крепления друг к другу и к остальной части напольного покрытия. Модулями можно выложить все полотно пола. С применением бесшовной текстуры создается эффект бесконечности, смотрится это очень презентабельно.

Поштучная укладка наборного паркета предполагает огромное разнообразие видов расположения. Традиционной является укладка плашек под углом 90 градусов друг к другу, получается рисунок «елка». Изящно выглядит укладка «французская елка» – торцы плашек срезаются согласно углу наклона (от 30 до 60 градусов).

Расположение нескольких дощечек перпендикулярно друг к другу создает рисунок, похожий на шахматную доску. Плашки можно расположить в виде переплетения квадратов по типу лубочного плетения. Такое плетение в виде шестиугольника создаст схему расположения «корзина».

Производители

Высокий спрос на художественную отделку пола из натуральных материалов повлиял на формирование широкого ассортимента и производителей. Можно подобрать паркет соответственно своим запросам по качеству и стоимости. Нужно быть готовым потратить немалую сумму, чтобы стать обладателем настоящего царского паркета.

  • Из производителей люксового паркета известна своими традициями качества шведская фирма Kahrs , которая более сотни лет производит различные виды паркета. Однако древесина Kahrs требует особых условий эксплуатации в части соблюдения режима влажности.
  • Этот недостаток смогли устранить производители другой шведской компании – Tarkett . Высокая цена этой продукции обусловлена отличной обработкой, четким соответствием размеров деталей, большой палитрой.
  • Китайская фирма Parketoff использует прочные сорта дерева, красивые тона, необычные рисунки узора, однако потребитель сталкивается с неточностью размеров и неравномерностью окраски.
  • Компания Upofloor по качеству паркетной доски стоит в однум ряду с европейскими производителями, однако цена ее более демократична. Upofloor использует для производства паркета, кроме древесины отечественных пород дерева, редкие породы – венге, ироко и другие.
  • Стоит обратить внимание и на российских производителей Scheucher и Alpenholz . Они предлагают паркет хорошего качества из различных пород дерева.

Напольные покрытия из паркетной доски настолько же популярны сегодня, как и несколько сотен лет назад. О достоинствах паркета можно рассказывать долго, его износостойкость и эстетика не поддается критике. Но как сделать паркетное покрытие еще более красивым и уникальным? У этой задачи есть простое решение – художественный паркет.

– это паркетное покрытие со сложным узором, рисунком или орнаментом, созданное из фрагментов разной величины и формы, с использованием различных пород древесины. При этом особое внимание уделяется совместимости этих пород в плане расцветки и фактурности. Сложный орнамент и тщательная подборка цветовых сочетаний приравнивают декорированный паркет к произведению искусства и делают его основным украшением любого дизайна. Этот вид покрытия приобрел широкую популярность благодаря развитию технологий изготовления паркета. Ведь раньше все составляющие изготавливались исключительно вручную, а это очень трудоемкий процесс. Современные методы нарезки элементов покрытия с помощью лазерного оборудования и программ ЧПУ сделали процесс производства художественного паркета быстрым и менее затратным. Технологии изготовления декорированного паркета. Для получения уникального рисунка в основном применяют два типа технологии. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Маркетри – мозаичная техника. Орнамент складывается путем подбора фрагментов по цветовым и фактурным признакам. При технологии маркетри создаются уникальные геометрические композиции.

Интарсия – техника инкрустации. Рисунок создается с помощью добавления в основной мотив композиции древесины ценных пород. Большую роль в исполнении этой техники играет сходность используемых пород по твердости, ведь при сочетании твердых и мягких элементов в дальнейшем возможна деформация покрытия. При методе интарсии паркетные планки складываются в форме живописного рисунка, зачастую в таких покрытиях преобладают растительные мотивы. Популярные виды орнамента. Выбор рисунка, который будет украшать покрытие – довольно непростая задача, для принятия правильного решения стоит ознакомиться с основными элементами декора.

Бордюр . Основным предназначением этого элемента является придание паркетным композициям завершенности и целостности. Он отлично справляется с задачей разграничения покрытия на функциональные части и отделения различных по своей идее рисунков. Этот элемент придает произведению большую выразительность и контрастность. Бордюр может использоваться как соло, так и в дуэте с другими элементами. Средняя цена на паркет с бордюром начинается с 2 000 руб./п.м.

Розетка . Данный элемент зачастую располагают в центре композиции, как правило, он оформлен в виде круга или овала. Размеры розетки варьируются в зависимости от площади помещения, обычно этот элемент довольно габаритен. Узор розетки всегда смотрится выигрышно, не зависимо от того симметричен он или произволен. Очень часто розетку сочетают с бордюром. Стоимость на паркет, оформленный этим элементом, стартует с 20 000 руб./кв.м.

Модуль . Этот элемент образуется за счет соединенных по периметру паркетных планок одного или нескольких видов древесины. Зачастую модули выполнены в форме квадрата и идентичны по изображению. Укладка модулей занимает намного меньше времени, чем штучного паркета. Средняя стоимость модульного паркета начинается с 2 000 руб./кв.м.

Орнаменты паркета: типы и секреты

Элитные напольные покрытия открывают впечатляющие перспективы для создания разнообразных узоров и рисунков. Это становится возможным, так как комбинировать различные породы дерева и планки разных размеров можно сколько душе угодно — вплоть до получения идеального результата, напольного покрытия, дизайн которого оптимально подходит для интерьера Вашего помещения.

В то же время все виды можно условно распределить на пять основных способов укладки.

«Палуба» (разбежка). «Палубная» укладка знакома всем. Сегодня данный вид укладки остается достаточно популярен. Применяются планки различной длины и ширины для небольших помещений, которые решено застелить палубной укладкой можно использовать штучный паркет 280х70мм, а вот в больших пространствах, выбор стоит остановить на размерах паркетных плашек от 420х70мм до 600х90мм и даже 900х90мм. Стоит упомянуть, что «палуба» позволяет оптически корректировать пространство: если Вы хотите визуально уменьшить пространство помещения, выполняйте укладку параллельно стене со входом. Напротив, при перпендикулярной укладке происходит зрительное увеличение помещения. Еще одним достоинством «палубы» является ее экономичность: данный способ раскладки требует минимального запаса материала. В любом случае, перед укладкой «палубы» советуем проконсультироваться с дизайнером и технологом нашей фирмы.

«Ёлочка» является другим «классическим» принципом . Она может быть выложена диагонально или перпендикулярно относительно боковых стен; возможно использование одинарной или сформированной пачками (двойной и тройной) «ёлочки». Для кладки необходимо равное число ламелей с правыми и левыми пазами. Для того, чтобы рисунок выглядел эффектнее, а стыки были не заметны, мы советуем использовать длинные и узкие планки. В современных интерьерах лучше всего смотрится «ёлочка» из светлой древесины, в то время как «классике» органично темное дерево.

«Плетёнка»

«Плетенка». Орнамент паркет «Плетенка» представляет собой ряды, состоящие из нескольких планок, равномерно переплетенные планками, которые расположены перпендикулярно к ним. Длина вертикальных планок равна суммарной ширине планок, образующих горизонтальный ряд. «Плетенка» оптимально подходит для сдержанных интерьеров. В то же время принцип укладки позволяет создавать необычный дизайнерские решения, например, с помощью нескольких разных пород дерева, которые сделают узор более контрастным и фактурным.

Узор паркета «шашки» представляет собой квадраты, расположенные по отношению друг к другу под прямым углом. Чтобы усилить контрастность, советуем использовать древесину двух пород, темную и светлую, создавая дополнительный объем и эффект шахматной доски.

Паркетный узор «Шереметьевская звезда» назван по фамилии одного из самых богатых дворянских родов дореволюционной России, и его дизайн апеллирует к роскоши и шику величественных дворцовых интерьеров. Этот тип укладки достаточно сложен для исполнения: «звезда» создается из ромбов, уложенных под углом в сорок пять градусов. Здесь требуется подрезка плашек, которая предполагает большой расход материала. Но эффектный результат стоит того — «Шереметьевская звезда» выглядит по-настоящему респектабельно и дорого. Наша компания предлагает укладку «Шеремет» - по специальной цене «линк».

Художественный паркет веками считался исключительной принадлежностью дворцовых интерьеров. Но благодаря достижениям современной технологии и наличию развитых деревообрабатывающих производств стал доступен для жилых помещений.

Особенности и виды художественного паркета

Наиболее характерными чертами художественного паркета являются:

  1. Использование в рисунке разных пород дерева, в том числе дуба, клена, ореха, черного и красного дерева, карельской березы и т.д.
  1. Формирование сложных мозаичных и орнаментальных рисунков из нескольких типов базовых деталей.
  1. Изготовление элементов художественного паркета с высочайшей точностью (до ±0,05 мм).
  1. Использование для монтажа паркета многослойной подосновы, которая предусматривает крепление элементов паркета к промежуточному слою водостойкой фанеры.
  1. Многослойное (7-9 слоев) лаковое покрытие со шлифовкой и полировкой между слоями, которое обеспечивает блеск и кажущуюся глубину поверхности пола.

При изготовлении художественного паркета широко используется механическая высокоточная резка. Она обеспечивает вырезание элементов любой формы, в том числе и фрагменты сложных растительных орнаментов.

В последнее время конкурентом механической обработке является лазерная резка. Возможности ее огромны, но есть и недостатки. Дело в том, что при обработке дерева лазером на кромках неизбежно образуется обуглившаяся кромка. Со временем она разрушается и в красивом рисунке пола могут образовываться щели, которые придется зашпаклевывать. По композиции рисунки покрытия представляют собой геометрические орнаменты или живописные криволинейные узоры, чаще всего растительного характера.

Основные приемы устройства полов из художественного паркета:

1. Интарсия

Это живописная композиция. В основную породу древесины лицевого слоя (общий фон) вставляются отдельные фрагменты древесины других пород, чаще всего цветных.

Интарсия

2. Маркетри

Это геометрическая композиция. Рисунок лицевого покрытия набирается из отдельных планок, различных по цвету и текстуре. Планки плотно подгоняются одна к другой и приклеиваются на основание щита.

3. Сочетание интарсии и маркетри

4. Графье

Гравировка по дереву. Таким приемом можно создавать различные узоры по основному фону путем срезания тонких желобков. В желобки вставляются волокна черного дерева.

Характер рисунка лицевого покрытия всегда связан с оформлением стен и потолка помещения. В относительно строгих помещениях правильной прямоугольной формы, без излишеств в украшениях, устраивается паркет с геометрическим орнаментом. В круглых и криволинейных помещениях, с лепными украшениями и богатой отделкой потолков, укладывается паркет с рисунком живописной композиции. При этом рисунок лицевого покрытия сочетается с оформлением потолка.

Укладка штучного паркета

Традиционный художественный пол изготавливается из штучного паркета различных пород древесины. Широкое применение при этом находят различные вставки и бордюры. Рисунок можно составить из уложенных определенным образом целых и распиленных пополам планок (рисунок ниже).

Планки могут иметь вид клиньев, треугольников. Рисунок в этом случае будет сложнее, комбинации замысловатее.

Далее, сами планки могут быть носителями определенного рисунка. В этом виде они очень напоминают бордюры, но с тем отличием, что бордюры не имеют пазов для крепления. Укладка художественного паркета, включающего в себя большое количество планок самой различной геометрии предполагает привлечение квалифицированных специалистов, которые имеют и соответствующий инструмент для укладки таких полов. Имеется ряд фирм, которые помимо изготовления самого художественного паркета предоставляют услуги в части производства работ по укладке художественных полов самой различной степени сложности. В таких фирмах Вам помогут подобрать общее художественное решение Вашего будущего пола, подберут наиболее подходящие материалы.

Укладка штучного художественного паркета - кропотливое занятие

Возвращаясь к вопросу укладки художественного паркета надо сказать, что существуют два способа ее осуществления:

Первый способ. В заводских условиях детали художественного рисунка наклеиваются под давлением на щит. В таком виде щиты поступают в продажу. Покупателю остается только подогнать эти щиты друг к другу на месте и покрыть лаком. Недостаток этого способа в том, что практически очень сложно добиться точности при подгонке щитов. Это может подтвердить каждый, кто имеет опыт укладки щитового паркета.

Второй способ. Все составляющие художественного паркета (планки, фигурные вырезки, вставки и т.д.) укладываются непосредственно на месте на заранее подготовленное основание. Конечно, это более кропотливый путь, но он позволяет получать гарантированное качество покрытия.

Конечно, для такой укладки надо использовать исключительно качественные составляющие. Рекомендуемая толщина паркетных планок - 15 мм. При такой толщине полезный слой (до паза или гребня) составит 7 мм, что не намного тоньше, чем у планки толщиной 22 мм.

В то же время планки толщиной более 15 мм существенно теряют в эластичности, что сказывается на качестве подгонки друг к другу и креплении к основанию. Удобство применения планок 15 мм толщины еще и в том, что это самая распространенная толщина у большинства фирм-изготовителей. Поэтому всегда есть возможность, при нехватке, подобрать планки такой толщины, т.к. их в продаже всегда больше.

Паркетные планки с обратной стороны должны иметь перпендикулярные прорези по всей длине почти до половины толщины. Большинство фирм выпускают планки с уже готовыми прорезями. Если таких прорезей нет, то планки могут топорщиться при укладке и деформироваться из-за увлажнения по торцам. Это, в свою очередь, повлечет необходимость более частой циклевки полов. Паркетные планки должны также иметь хорошую геометрию. Это значит, что при состыковке на ровной поверхности нескольких планок не должно образовываться никаких зазоров и перепадов. Кромки не должны иметь сколов, быть гладкими и ровными. Исключается наличие трещин как с лицевой, так и с обратной сторон планок.

Касаясь вопроса качества древесины , из которой изготавливается паркет, то, как уже упоминалось, на первом месте стоит дуб . Остальные породы дерева значительно уступают дубу по ряду характеристик. Бук и ясень, например, имеют повышенную гигроскопичность и увеличенный коэффициент объемного расширения при увлажнении. Хвойные породы древесины имеют хорошие характеристики, но отличаются своей мягкостью. Что касается появившихся на рынке экзотических пород деревьев, материал которых идет на изготовление паркетного покрытия, то многие из них имеют повышенную смолистость и их пригодность в наших климатических условиях еще не до конца изучена.

Укладка паркета на фанеру

Бетонная стяжка в современных условиях является самым распространенным основанием для укладки паркетного пола. Но это основание проигрывает по сравнению с конструкцией из влагостойкой фанеры.

Основание для художественного паркета с применением
влагостойкой фанеры.
1 - многослойное лаковое покрытие; 2 - планки штучного паркета;
3- паркетный клей; 4 - листы влагостойкой фанеры (40×40 см);
5 - гидроизоляционный слой (мастика «биски» или пленка); 6 -
праймер (грунт); 7 - стяжка; 8 - плита перекрытия; 9 - паркетный
гвоздь; 10 - дюбеля

Дело в том, что бетон и дерево являются слишком разными материалами и соответственно по-разному реагируют на колебания температуры и влажности в помещении. По этой причине в паркетных планках могут возникнуть трещины, которые постепенно выйдут на поверхность. Наличие же слоя фанеры сыграет роль амортизатора между бетонной стяжкой и древесиной паркетной планки. Фанера как бы компенсирует разницу в напряжениях бетона и дерева и не передает эти напряжения на паркет. Если трещины в планках все же возникнут, они будут значительно меньше (как по количеству, так и по глубине проникновения) и до поверхности покрытия не дойдут.

Как подобрать толщину фанерного слоя под конкретный вид паркетных планок? Правило здесь простое - толщина фанеры должна быть равна толщине паркетных планок или чуть тоньше их.

Остановимся подробнее на конструкции с применением влагостойкой фанеры в качестве основания.

На должным образом подготовленную бетонную стяжку с влажностью не более 12% наносится огрунтовка праймером. Праймер свяжет пыль и повысит качество агдезии (приклеивания) мастики к бетону.

Затем наносится слой мастика «биски», выполняющий роль гидроизоляционной прослойки. Вместо мастики можно использовать пленку (полиэтиленовую, полипропиленовую) с фольгой, которая укладывается на стяжку с обязательным перекрытием слоев не менее чем на 8-10 см. На мастику «биски» (или пленку) укладываются квадраты влагостойкой фанеры (обычно 40×40 см). Эти квадраты готовятся заранее путем разрезания стандартного листа фанеры на четыре части. Это делается для того, чтобы исключить чрезмерные напряжения в самом слое фанеры и обеспечить лучшее прилегание фанеры к стяжке. Зазор между квадратами фанеры должен быть в пределах 3-5 мм.

Каждый квадрат пристреливается к плите перекрытия (через стяжку) по периметру и в центре (5-8 металлических дюбелей). На готовое фанерное основание можно начинать укладку художественного паркета.

К фанерным щитам планки будут крепиться гвоздями или при помощи клея. Что касается клея, то в данном случае вряд ли подойдут отечественные КС, КСУ и др. Надо будет применять зарубежные клеи типа «Тарбикол» или «Франклин».

После укладки паркетного покрытия его надо прошлифовать ленточной шлифовальной машиной в несколько проходов. Через каждые три прохода зернистость абразива будет уменьшаться с 60 до 120 единиц. Все три прохода осуществляются по различным направлениям: два раза во взаимно перпендикулярных направлениях под углом 45° к волокну дерева и один раз - по линии падения света: от окна к двери.

По окончании процесса шлифовки швы между паркетными планками шпатлюются специальными составами типа «BONA», «SPAKELLI» и др. Выбор шпатлевки зависит от того, какой вид покрытия будет выбран, лак, масло, другие составы. Втирание шпатлевки в швы надо производить шпателем из нержавеющей стали на всю глубину шва (зазора, трещины).

Излишки шпатлевочной массы должны сразу же удаляться с поверхности пола. Когда нанесенная шпатлевка затвердеет, надо сделать еще один проход.

Помните, что все остатки шпатлевки, не удаленные с поверхности пола перед покрытием лаком дадут впоследствии белесые пятна и испортят общее впечатление от проделанной работы.

Итак, окончательная шлифовка закончена, поверхность пола пропылесосена. Можно приступать к окончательной отделке художественного паркетного покрытия. Если принято решение покрыть пол лаком, то надо определиться, какой лак лучше - матовый или высокоглянцевый, водно-дисперсионный или синтетический. Первые два полностью зависят от вкуса заказчика, выбор же водно-дисперсионного лака предпочтителен там, где надо исключить присутствие всяких вредных компонентов и обеспечить высокую пожаробезопасность.

Синтетические лаки проигрывают водно-дисперсионным по части примесей и пожаробезопасности, но превосходят по прочности, износостойкости и эластичности покрытия. Кроме того, эти лаки, так же как и двухкомпонентные (реактивные) лаковые составы позволяют увеличивать цветовую насыщенность покрытия пола, достигать изменения общего цветового тона древесины.

Перед нанесением лакового покрытия рекомендуется нанести дополнительный грунтовочный слой. Это может быть как самостоятельный состав, так и включаемый компонент в применяемый лак, который разбавляется для этого растворителем на 20-40%. В ряде случаев грунтовочный слой может помочь сохранить более светлый оттенок дерева. Сам выбор грунтовочного состава зависит от того, какой тип лака будет применяться. Валик, которым будет наноситься грунтовка, не рекомендуется использовать для нанесения лакового покрытия.

Для того, чтобы получить высококачественную поверхность, желательно производить шлифовку каждого промежуточного слоя лака с последующей уборкой при помощи влажной тряпки.

Кроме лакового покрытия можно применить мастики на основе пчелиного воска. Поверхность пола при этом приобретает структуру шелка и сохраняет природное очарование дерева.

Отдельную группу составляют масляные покрытия (пропитки) пола. Основу таких покрытий составляют масла растительного происхождения (к примеру - льняное масло). В состав покрытий могут входить пчелиный воск, канифоль, другие компоненты. Масляные покрытия обладают способностью проникать в древесину на определенную глубину, повышая износостойкость покрытия и снижая гигроскопичность древесины.

Видео об укладке художественного паркета:

Художественный паркет имеет своего заменителя - это более дешевый и более простой в монтаже щитовой художественный паркет. Укладка его схожа с таковой у щитового паркета, но имеет свои особенности.

Художественный пол из щитового паркета

Конструктивно щиты художественного паркета состоят из основания и лицевого покрытия. Чаще всего основание щитов выполняется из сосны. Конструкция основания бывает двух типов:

  1. Однослойное основание

Щит художественного паркета с однослойным
основанием
а - целый щит; б - щипы-доборы; 1 - обвязка;
2 - крестовина; 3 - заполнение

Такое основание состоит из обвязки, которая выполнена из брусков толщиной 55-65 мм и шириной 110 мм, и из заполнения. Заполнение - это строганные сосновые доски толщиной 35 мм. Соединяются доски при помощи гребня. Бруски обвязки соединяются между собой в углах открытым шипом, который проклеен водостойким клеем. Для прочности щита посередине обвязки встроена крестовина из брусков того же сечения. Конструкция такого щита обеспечивает сопротивляемость деформации при изменении температурно-влажностного режима.

  1. Двухслойное основание

Щит художественного паркета с двухслойным
основанием
1 - лицевое покрытие; 2 - второй слой; 3 - первый слой;
4 - прорези

Такое основание состоит из двух слоев, которые склеены между собой во взаимно перпендикулярном направлении. Эти слои имеют прорези: от верхнего слоя в верхней плоскости и от нижнего слоя в нижней плоскости. Общая толщина основания 37-43 мм. Лицевое покрытие щитов художественного паркета набирается из планок ценных пород древесины по заданному рисунку. Планки лицевого покрытия имеют толщину 6-10 мм. Планки плотно укладываются по заданному рисунку и приклеиваются к основанию при помощи водостойкого клея. Лицевое покрытие у каждого щита не доходит до его кромок на 8-15 мм. Эти не покрытые планками четверти предназначены для крепления щитов к основанию пола при помощи шурупов.

После укладки и крепления щитов зазоры заполняются вставными элементами (например раскладками или бордюрами). Вставки могут иметь различную конфигурацию.

Вставки изготавливаются с допусками, чтобы можно было точно подогнать элемент по месту перед вклейкой.

Часто художественные щиты имеют еще и пристенные доборы (как на рисунке однослойного щита: б). Доборы представляют собой фризовое окаймление пола. Длина фризовых щитов равна длине основного щита, а ширина - половине его ширины.

Лаги для укладки паркетных щитов

Основания для паркетных щитов могут быть самыми различными. Укладку можно производить на стяжку, лучше - на ДВП, еще лучше - на влагостойкую фанеру, о которой мы перед этим подробно рассказывали.

Останавливаться на этих основаниях нет необходимости. Но есть еще один вид основания - на лагах. Точнее это будет обрешетка из лаг (рисунок ниже).

Обрешетка из лаг:
1 - ригель; 2 - лаги; 3 - врубка ригеля в лаги «на зуб»

Основу ее составляют бруски толщиной от 20 до 40 мм и шириной от 30 до 50 мм. Расстояние между лагами будет зависеть от размеров щита. Напомним, что размеры щитов колеблются от 800x800x54 мм до 1000x1000x54 мм. Обрешетку надо устраивать так, чтобы каждый щит опирался одновременно на три лаги.

Между лагами врезают ригеля. Устанавливаются ригеля из брусьев того же сечения, что и лаги. Для придания большей жесткости обрешетке ригеля врубают в лаги на зуб 3. Если обрешетка из лаг лежит на бетонном основании или на звукоизоляционных прокладках и не связана с ними креплением, то ригеля вместо с врубками крепятся к лагам гвоздями. Когда лаги крепятся к основанию (цементно-песчаным раствором) или к балкам, ригеля остаются на врубках без дополнительных креплений.

Места пересечений скрепляются гвоздями или шурупами. При устройстве обрешетки необходимо следить за правильностью углов между лагами и ригелями. Эти углы должны быть прямыми. После проверки горизонтальности обрешетки приступают к ее креплению к основанию обмазкой цементно-песчаного раствора М100. Если предусмотрено проектом, то предварительно нужно забить гвозди в боковые плоскости лаг с обоих сторон. После того, как обрешетка устроена, необходимо вторично очистить основание от мусора.

Укладка щитового паркета

Когда влажность обмазки будет ниже 8% можно предварительно раскладывать щиты. Для укладки паркетных щитов необходимо протянуть два взаимно перпендикулярных шнура, которые должны совпадать с осями лаг. Шнуры должны проходить у центральных осей помещения. Первый щит укладывается в центре помещения так, чтобы его кромки совпадали со шнурами.

На рисунке ниже оказано крепление щита к обрешетке. Щиты крепятся шурупами. До установки щита на место в обвязке основания просверливаются отверстия по углам щитов и посередине. После установки щита на место в отверстия ввинчиваются шурупы. Если в центре щита оставлено место для вставки, то крепят и в центр щита. Если щиты имеют размер 1000 мм и более, то просверливаются по два или три отверстия на каждой стороне щита, не считая угловых отверстий.

Конструкция щитового художественного паркета на лагах:
1 - плита перекрытия; 2 - стяжка; 3 - лага; 4 - паркетный щит;
5 - места креплений шурупами; 6 - вставка

Шурупы завинчиваются так, чтобы их головки не возвышались над поверхностью обвязки щита и не мешали дальнейшей клейке вставок. Последующие щиты укладываются от центра к стенам. Укладывать щиты можно в любой последовательности. Крайние щиты подгоняются с таким расчетом, чтобы оставался зазор между стеной и полом 10-15 мм.

После того, как все щиты уложены, начинают вклеивать вставки. Вставки подгоняются вручную, обеспечивая плотное примыкание к щитам. Крепятся вставки на клей. Когда клей затвердеет, вставки необходимо острогать до уровня щита, т.к. они будут возвышаться более чем на 2 мм.

Если художественный паркет в проекте предусмотрен с фризом, то обрешетка из лаг до стен не доводится. Под фриз выполняется отдельное основание. Как правило, фриз выполняется на той же отметке чистого пола. Но возможно устройство фриза выше или ниже уровня пола. Если основание под фриз из цементно-песчаной стяжки, то ее влажность перед настилкой фриза не должна превышать 6%. Если основанием служит дощатый настил, то он должен быть ниже отметки верхнего покрытия пола на толщину паркетной планки и прослойки. Если предусмотрено выполнение фриза из мрамора, то перед настилкой цементно-песчаное основание выдерживается до полного затвердевания раствора. Фриз укладывается на мастику.

В обустройстве художественных полов все более широкое применение находят бордюры. Именно они являются теми универсальными элементами, с помощью которых можно составить узор любой сложности и выделить какой-либо участок пола. Технологические особенности бордюров позволяют совместить их с любым паркетом, толщина которого совместима с ними. Все возрастающая потребность в бордюрах продиктована совершенствованием технологии укладки всех видов паркета - от простого штучного до высокохудожественного покрытия. Бордюры придают любому паркетному полу более совершенный дизайн и завершенность форм. Само художественное решение бордюров очень разнообразно, как разнообразны и их геометрические формы. Стандартная толщина бордюров - 15-16-22 мм.

Штучный или наборный паркет благодаря особенностям конструкции и своим размерам можно укладывать по самым различным рисункам. Каждый рисунок укладки подбирается по дизайну помещения и важен для общего вида отделки.

В отделке жилого помещения имеет значение каждая деталь, даже кажущаяся малой. Порой в малом сосредоточено не только эстетика, но и качество ремонта. Например, розетки и выключатели. Вы можете вложить деньги в дорогостоящие материалы для отделки пола и стен, но не уделить должное внимание выключателям и розеткам и получить головную боль при их эксплуатации. Розетки шведской компании Werkel от официального дилера на сайте https://werkel.pro/ , удовлетворит не только самые придирчивые требования по дизайну, но отличается высочайшим качеством и продолжительной эксплуатацией.

Название рисунков укладки наборного паркета

Можно выделить десять основных, стандартных рисунков укладки наборного паркета:

  • Палуба или Разбежка или Номер один;
  • Ёлочка;
  • Двойная и тройная ёлочка;
  • Шашка;
  • Дополнительный фриз;
  • Рисунок «Шведка»;
  • Плетёнка;
  • Корзинка;
  • Квадрат простой;
  • Петербургский рисунок.

Рисунок укладки паркета «Разбежка», «Палуба», «Номер один», «Первый номер»

Рисунок «Разбежка» или профессиональное название «Первый номер» это наиболее распространенный рисунок укладки паркета, имеющий большое распространение с советских времен.

Этот вид укладки наборного паркета надежен и практичен. Плашки, уложенные по рисунку «Разбежка» со всех четырех сторон скреплены между собой замками на всей поверхности паркетного ковра. Это создает единое, монолитное покрытие пола.

Паркет по рисунку «Разбежка» укладывается вдоль стен, по интенсивному ходу движения или по направлению падения света.

Само название «Разбежка» происходит от технологии укладки. Каждый следующий ряд, смещается по отношению к предыдущему. Причем, смещение можно сделать, строго в половину плашки или хаотично. При этом нужно помнить, что рисунок «Разбежка» в половину плашки, увеличивает расход паркета на 10-15% по сравнению с хаотичной укладкой.

Также рисунок «Разбежка» можно использовать при диагональной укладки паркета. Диагональная укладка это укладка в направлении по диагонали квадратных или прямоугольных помещений. Здесь также нужно учитывать, что диагональная укладка паркета, также увеличивает расход на 5-7 %.Тесть для укладки паркета в разбежку по диагонали со смещением на пол плашки, нужно на 20% больше материала, чем на укладку в прямую разбежку, с хаотичной укладкой.

Рисунок «Разбежка» это самый дешевый метод укладки штучного паркета, а при укладки вдоль стен с хаотичным расположением плашек и самый экономный, по закупке материала, метод укладки штучного паркета.

Рисунок укладки паркета Елочка

Рисунок укладки штучного паркета «Елочка», также очень распространен. Я бы назвал рисунок «Елочка» классическим рисункам укладки паркета.

При укладки паркета Елочкой на разные плашки падает свет под разными углами. Из-за этого, создается впечатление, что плашки паркета имеют разные фактуры. Но это лишь игра света. Правда, елочкой укладывается и разнофактурная древесина.

Рисунок «Елочка» применяется как для укладки вдоль стен, так и по диагонали. Укладка «Елочкой» вдоль стен начинается от центра, и обрез производится у стен. «Елочка» по диагонали обычно не центруется, потому-то, во-первых, центровка при такой укладке не видна, а во-вторых, обрезных краев при такой укладки нет.

Паркет для укладки по рисунку «Елочка» прямая нужно закупать на 7 -10 % больше, чем площадь комнаты. Для укладка «Елочкой» по диагонали, запас должен быть 3- 5 %.

Рисунок для укладки паркета «Елочка двойная» и «Елочка тройная»

Эти два вида «Елочки» используются для визуального увеличения ширины паркетных клепок. Эти рисунки аналогичны простой елочки, только каждая сторона паркетного рисунка, собирается не из одной клепки, а из двух или из трех. Так визуально увеличивается ширина плашки, но длинна остается неизменной.

При выборе рисунка «Елочка двойная» и «Елочка тройная» большое значение имеет цветовая и фактурная подборка клепок паркета. Клепки, собираемые в двойки и тройки должны подбираться заранее и подходить друг к другу.

При применении рисунка «Елочка двойная» и «Елочка тройная» запас паркета, должен быть около 20%.

Рисунок для укладки паркета «Шашка»

Рисунок для укладки паркета «Шашка» это еще один не сложный рисунок укладки штучного паркета. Рисунок «Шашка» это квадраты, собранные из клепок паркета и уложенные с поворотом в 90° по отношению друг к другу.

При такой укладке, на свету играют целые квадраты из плашек. Для усиления эффекта квадратной укладки, применяют разнофактурный паркет. Например, орех и ясень. Это создает контрастирующий эффект при любом освещении.

Рисунок «Шашка» укладывается по диагонали и параллельно стенам.

Но при выборе для укладки «Шашка» нужно понимать следующие нюансы.

Для укладки типа «Шашка» нужны половина паркетин с правым замком, а половина с левым. Упаковка паркета, как раз содержит половину правых паркетин, а половину левых. Трудности возникают при желании разнофактурной укладки паркета шашкой. Получается, что при разнофактурной укладки шашкой, половина упаковок паркета, становятся не нужны. Это нужно понимать и искать фирму укладчик, которая сможет переделать часть замков паркетин, изготовив другие пазы и гребни.

Запас на подпил при таком рисунке, от 0 до 15%.Наиболее популярен метод укладки «Шашка» под углом 45°.

И еще одно. Для укладки паркета по рисунку «Шашка» нужно правильно выбрать размер паркетин. Длина паркетин должна делиться на ее ширину без остатка. Например, подойдет паркет:50×400;60×420 мм. Это нужно для сборки правильных квадратов для укладки.

Дополнительный фриз

Дополнительный фриз на ковре паркета это специально сделанная паркетная дорожка, уложенная перпендикулярно к стене. Все клепки фриза скрепляются между собой по длинной стороне, а короткой стороной (торцом) они соединяются с полосами, обрамляющими основное «зеркало» паркета, наподобие рамки.

Делается фриз из тех же пород дерева, что и основное зеркало. Фриз великолепно выделяет основной рисунок паркета, создавая своеобразную паркетную рамку. Это особенно актуально в помещениях неправильной формы, с различными выступами и нишами.

Фризы могут укладываться по рисунку «Елочка».

Рисунок для укладки паркета «Шведка»


Рисунок «Шведка» похож на рисунок «Разбежка» , только каждый ряд состоит не из одной, а из двух паркетин. Причем каждая пара паркетин, отделяется от другой, поперечной короткой клепкой.

После укладки первого ряда, второй ряд укладывается со смещением в половину паркетной пары.

Укладка по рисунку «Шведка» не относится к экономичным. Минимальный запас паркета на распиловку 3-5%.Но практика показывает, необходимость 10 % запаса паркета, а для неправильных помещений 20-25 %.

Кроме большого расхода при укладки рисунком «Шведка», паркетное полотно получается не монолитным, торцевые короткие планки не соединяются в паз.

Для решения этой проблемы, нужно изготавливать специальные соединительные пазы, по месту укладки, что значительно увеличивает стоимость работ.

Рисунок для укладки паркета «Плетенка»


«Плетенка» это самый распространенный и востребованный способ художественной укладки паркета . Рисунок основан на переплетении пар и троек паркетин. Делается «Плетенка» из двух и трех пород паркета. Несмотря на свою простоту, масса его разновидностей позволяют создавать оригинальные рисунки укладки.

Особо выделяется однопородная «Плетенка», под названием «Павловская». В этом рисунке паркетины переплетаются не парами и тройками, а по одной.

Запас паркета при покупке для рисунка «Плетенка» 20-25 %.

Рисунок для укладки паркета «Корзинка»

Рисунок «Корзинка», это замкнутая «Плетенка», образующая рисунок напоминающий корзину. Отличие в том, что переплетение прямоугольников происходит не по центру, а по краям. Это создает один замкнутый квадрат со вставкой по центру.

Выполняется корзинка из двух и из одной породы паркета.

Рисунок для укладки паркета «Квадрат»

Рисунок для паркета «Квадрат» делается на основе рисунка «Шашки». Отличий в том, что каждая шашка обрамляется в отдельную рамку, «обноску»

Обноска делается из другой породы древесины. Каждый квадрат рисунка разворачивается под 90° по отношению к предыдущему. Укладывется паркет по рисунку квадрат, как параллельно по стенам, так и по диагонали.

Рисунок для укладки паркета «Петербургский»

Этот рисунок по-другому называют «Петербургский стиль». Основа этого рисунка, рисунок «Квадрат». Отличаю в толщине обноски. Обноска «Петербургского» рисунка делается в две или три паркетины.

При трехжильной обноске центральная жила делается более тонкой и контрастной по сравнению с другими.

Это только основные рисунки укладки паркета.Благодаря своей уникальности из наборногопаркета можно выложить практически любой рисунок.Сложные рисунки укладки паркета называют винтаж.

Фотогаллерея с рисунками паркета