Сторонние материалы: ««оттепель» в духовной жизни ссср. «оттепель» в духовной жизни. развитие науки и образования — гипермаркет знаний

Начавшийся после смерти Сталина период некоторого ослабления жесткого идеологического контроля над сферой культуры и перемен во внутренней и внешней политике вошел в отечественную историю под названием «оттепель». Понятие «оттепели» широко используется как метафора для описания характера изменений в духовном климате советского общества после марта 1953 г. Осенью этого года в журнале «Новый мир» была опубликована статья критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», в которой говорилось о необходимости поставить в центр внимания литературы человека, «поднять подлинную тематику жизни, ввести в романы конфликты, занимающие людей в быту». В 1954 г., словно в ответ на эти размышления, журнал напечатал повесть И.Г. Эренбурга «Оттепель», которая и дала название целому периоду в политической и культурной жизни страны.

Доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС произвел ошеломляющее впечатление на всю страну. Он обозначил границу в духовной жизни советского общества на вре- мя «до» и «после» ХХ съезда, разделил людей на сторонников и противников последовательного разоблачения культа личности, на «обновленцев» и «консерваторов». Сформулированная Хрущевым критика была воспринята многими как сигнал к переосмыслению предыдущего этапа отечественной истории.

После ХХ съезда прямое идеологическое давление на сферу культуры со стороны партийного руководства стало ослабевать. Период «оттепели» охватил примерно десять лет, но упомянутые процессы шли с разной степенью интенсивности и были отмечены многочисленными отступлениями от либерализации режима (первое пришлось уже на осень того же 1956 г., когда советские войска подавили восстание в Венгрии). Предвестием перемен стало возвращение из лагерей и ссылок тысяч доживших до этого дня репрессированных. Из печати почти исчезло упоминание имени Сталина, из общественных мест - его многочисленные изображения, из книжных магазинов и библиотек - изданные огромными тиражами его труды. Начались переименования городов, колхозов, заводов, улиц. Однако разоблачение культа личности поднимало проблему ответственности нового руководства страны, которое было прямым преемником прежнего режима, за гибель людей и за злоупотребления властью. Вопрос о том, как жить с грузом ответственности за прошлое и как изменить жизнь, не 149 допустить повторения трагедии массовых репрессий, огромных лишений и жесткого диктата над всеми сферами жизни людей, оказался в центре внимания думающей части общества. А.Т. Твардовский в опубликованной в Советском Союзе только в годы перестройки поэме-исповеди «о времени и о себе» «По праву памяти» от имени поколения поделился этими мучительными раздумьями:

Давно отцами стали дети, Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе, И длится суд десятилетий, И не видать еще конца. Литературная трибуна в СССР во многом заменяла свободную политическую полемику, и в условиях отсутствия свободы слова литературные произведения оказывались в центре общественных дискуссий. В годы «оттепели» в стране сформировалась большая и заинтересованная читательская аудитория, заявившая о своем праве на самостоятельные оценки и на выбор симпатий и антипатий. Широкий отклик вызвала публикация на страницах журнала «Новый мир» романа В.Д. Дудинце- ва «Не хлебом единым» (1956) - книги с живым, а не ходульным героем, носителем передовых взглядов, борцом с консерватизмом и косностью. В 1960-1965 гг. И.Г. Эренбург публикует в «Новом мире» с перерывами и большими купюрами, сделанными цензурой, книгу воспоминаний «Люди, годы, жизнь». Она возвратила имена деятелей преданной официальному забвению эпохи «русского авангарда» и мира западной культуры 1920-х гг. Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах того же журнала повести «Один день Ивана Денисовича», где А.И. Солженицын на основании собственного лагерного опыта размышлял о жертвах сталинских репрессий.

Появление в открытой печати первого художественного произведения о лагерной жизни было политическим решением. Санкционировавшее публикацию высшее 150 руководство (повесть была напечатана по распоряжению Хрущева) признавало не только сам факт репрессий, но и необходимость внимания к этой трагической странице советской жизни, которая не успела еще стать историей. Два последующих произведения Солженицына («Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка», 1963) закрепили за журналом, которым руководил Твардовский, репутацию центра притяжения сторонников демократических начинаний. В лагере критиков «отте- пельной» литературы оказался (с 1961 г.) журнал «Октябрь», ставший рупором консервативных политических взглядов. Вокруг журналов «Знамя» и «Молодая гвардия» группировались сторонники обращения к национальным истокам и традиционным ценностям. Такими

поисками отмечено творчество писателя В.А. Солоухина («Владимирские проселки», 1957) и художника И.С. Глазунова, ставшего в ту пору известным иллюстратором русской классики. Споры вокруг проблем литературы, театра и кино были зеркалом царивших в обществе настроений. Противостояние группировавшихся вокруг журналов деятелей культуры косвенно отражало и борьбу мнений в руководстве страны вокруг путей ее дальнейшего развития.

«Оттепельная» проза и драматургия уделяли растущее внимание внутреннему миру и частной жизни человека. На рубеже 1960-х гг. на страницах «толстых» журналов, имевших многомиллионную читательскую аудиторию, начинают появляться произведения молодых писателей о молодых же современниках. При этом происходит четкое разделение на «деревенскую» (В.И. Белов, В.Г. Распутин, Ф.А. Абрамов, ранний В.М. Шукшин) и «городскую» (Ю.В. Трифонов, В.В. Липатов) прозу. Другой важной темой искусства стали размышления о мироощущении человека на войне, о цене победы. Авторами таких произведений стали люди, прошедшие войну и переосмысливающие этот опыт с позиций бывших в самой гуще событий людей (поэтому эту литературу часто называют «лейтенантской прозой»). О войне пишут Ю.В. Бондарев, К.Д. Воробьев, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Г.Я. Бакланов. К.М. Симонов создает трилогию «Живые и мертвые» (1959-1971).

Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны («Летят журавли» по пьесе В.С. Розова «Вечно живые», реж. М.К. Калатозов, «Баллада о солдате», реж. Г.Н. Чухрай, «Судьба человека» по повести М.А. Шолохова, реж. С.Ф. Бондарчук).

Однако внимание властей к литературно-художественному процессу как зеркалу общественных настроений не ослабевало. Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия. В эти годы В.С. Гроссман, автор «Сталинградских очерков» и романа «За правое дело», работает над эпопеей «Жизнь и судьба» - о судьбе, жертвах и трагедии ввергнутого в войну народа. В 1960 г. рукопись была отвергнута редакцией журнала «Знамя» и изъята у автора органами госбезопасности; по сохранившимся в списках двум экземплярам роман был опубликован в СССР только в годы перестройки. Подводя итог битвы на Волге, автор говорит о «хрупкости и непрочности бытия человека» и о «ценности человеческой личности», которая «обрисовалась во всей своей мощи». Философия и художественные средства дилогии Гроссмана (роману «Жизнь и судьба» предшествовал изданный в 1952 г. с купюрами роман «За правое дело») близки «Войне и миру» Толстого. По мысли Гроссмана, битвы выигрывают полководцы, но войну - только народ.

«Сталинградское сражение определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависела судьба человека, его свобода» - так писал автор романа.

В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат. Так назывались ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий издания не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов. Через самиздат небольшая часть читающей публики получила возможность знакомиться 152 с не принимавшимися к официальной публикации произведениями как известных, так и молодых авторов. В самиздатовских копиях распространялись стихи М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, молодых современных поэтов.

Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал «тамиздат» - печатавшиеся за границей произведения отечественных авторов, возвращавшиеся затем окольными путями на родину к своему читателю. Именно так произошло с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», который с 1958 г. распространялся в самиздатовских списках в узком кругу заинтересованных читателей. В СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу запретили как

«проникнутую духом неприятия социалистической революции». В центре романа, который Пастернак считал делом жизни, - судьбы интеллигенции в вихре событий революций и Гражданской войны. Писатель, по его словам, хотел «дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие.», выразить свои взгляды «на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».

После присуждения Б.Л. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии по литературе «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» в СССР развернулась кампания по травле писателя. При этом Хрущев, как он позже признавался, самого романа не читал, как не читали его и подавляющее большинство негодующих «читателей», поскольку книга была недоступна широкой аудитории. В органы власти, прессу хлынул поток писем с осуждением писателя и с призывами лишить его советского гражданства; активное участие в этой кампании приняли и многие писатели. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР.

Писатель категорически отверг требования властей покинуть страну, но был вынужден отказаться от премии. Организованный консервативными силами в высшем партийном руководстве разгром романа должен был четко указать границы «дозволенного» творчества. 153 «Доктор Живаго» получил мировую известность, а «дело Пастернака» и новое ужесточение цензуры знаменовали «начало конца» ожиданиям политической либерализации и стали свидетельством хрупкости и обратимости наметившихся, как казалось после ХХ съезда, перемен в отношениях власти и творческой интеллигенции.

В эти годы вошло в практику проведение встреч руководителей партии и государства с представителями интеллигенции. По существу, в государственной политике управления культурой мало что изменилось, и Хрущев на одной из таких встреч не преминул отметить, что в вопросах искусства он «сталинист». «Нравственное обеспечение строительства коммунизма» рассматрива- лось как главная задача художественного творчества. Определился круг приближенных к власти писателей и художников, они занимали руководящие посты в творческих союзах. Использовались и средства прямого давления на деятелей культуры. Во время юбилейной выставки Московской организации Союза художников в декабре 1962 г. Хрущев обрушился с грубыми нападками на молодых живописцев и скульпторов, работавших вне «понятных» реалистических канонов. После Карибского кризиса высшее партийное руководство сочло необходимым еще раз подчеркнуть невозможность мирного сосуществования социалистической и буржуазной идеологии и указать на ту роль, которая отводилась культуре в воспитании «строителя коммунизма» после принятия новой программы КПСС.

В печати была развернута кампания критики «идейно чуждых влияний» и «индивидуалистического произвола».

Особенное значение этим мерам придавалось еще и потому, что в Советский Союз с Запада проникали новые художественные веяния, а вместе с ними - противоположные официальной идеологии идеи, в том числе политические. Власти просто обязаны были взять этот процесс под контроль. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Иностранная литература», печатавшего произведения «прогрессивных» зарубежных авторов. В 1956 г.

154 в Москве и Ленинграде состоялась выставка картин П. Пикассо - впервые в СССР были показаны картины одного из самых известных художников ХХ в. В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Состоялось первое знакомство советской молодежи с молодежной культурой Запада, с зарубежной модой. В рамках фестиваля были организованы выставки современного западного искусства, практически неизвестного в СССР. В 1958 г. в Москве прошел первый Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Победа молодого американского пианиста Вана Клиберна стала одним из знаковых событий «оттепели».

В самом Советском Союзе зарождалось неофициальное искусство. Появились группы художников, пытав- шихся отойти от жестких канонов социалистического реализма. Одна из таких групп работала в творческой студии Э.М. Белютина «Новая реальность», и именно художники этой студии попали под огонь хрущевской критики на выставке МОСХа (заодно с представителями «левого крыла» этой организации и скульптором Э. Неизвестным).

Другая группа объединяла художников и поэтов, собиравшихся на квартире в пригороде Москвы Лианозово. Представители «неофициального искусства» работали в Тарусе, городке, находящемся на расстоянии более 100 км от столицы, где селились некоторые возвращавшиеся из ссылки представители творческой интеллигенции. Жесткая критика за пресловутый «формализм» и «безыдейность», развернувшаяся в печати после скандала на выставке в Манеже в 1962 г., загнала этих художников в «подполье» - на квартиры (отсюда появился феномен «квартирных выставок» и название «другого искусства» - андеграунд от англ. Underground - подземелье).

Хотя аудиторию самиздата и «другого искусства» составлял в основном ограниченный круг представителей творческих профессий (гуманитарной и научно-технической интеллигенции, небольшой части студентов), влияние этих «ласточек оттепели» на духовный климат советского общества нельзя недооценивать. Появилась и стала крепнуть альтернатива официальному подцензурному искусству, утверждалось право личности на свободный творческий поиск. Реакция властей в основном сводилась к жесткой критике и к «отлучению» тех, кто попадал под прицел критики, от аудитории читателей, зрителей и слушателей. Но из этого правила были и серьезные исключения: в 1964 г. состоялся судебный процесс против поэта И.А. Бродского, обвиненного в «тунеядстве», в результате которого он был отправлен в ссылку.

Большинство социально активных представителей творческой молодежи были далеки от открытой оппозиции существующей власти. Широко распространенной оставалась убежденность в том, что логика историчес- кого развития Советского Союза требует безусловного отказа от сталинских методов политического руководства и возврата к идеалам революции, к последовательному воплощению в жизнь принципов социализма (хотя, конечно, в среде сторонников таких взглядов не было единодушия, и многие считали Сталина прямым политическим наследником Ленина). Разделявших такие настроения представителей нового поколения принято называть шестидесятниками. Термин впервые появился в заглавии опубликованной в журнале «Юность» в декабре 1960 г. статьи С. Рассадина о молодых писателях, их героях и читателях. Шестидесятников объединяло обостренное чувство ответственности за судьбу страны и убежденность в возможности обновления советской политической системы. Эти настроения нашли отражение в живописи так называемого сурового стиля - в произведениях молодых художников о трудовых буднях современников, которые отличает сдержанная цветовая гамма, крупные планы, монументальные образы (В.Е. Попков, Н.И. Андронов, Т.Т. Салахов и др.), в театральных постановках молодых коллективов «Современника» и «Таганки» и особенно в поэзии.

Вступавшее во взрослую жизнь первое послевоенное поколение считало себя поколением первооткрывателей, покорителей неведомых высот. Поэзия мажорного звуча- 156 ния и ярких метафор оказалась «соавтором эпохи», а сами молодые поэты (Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Б.А. Ахмадулина) были ровесниками своих первых читателей. Они энергично, напористо обращались к современникам и современным темам. Стихи будто предназначались для чтения вслух. Их и читали вслух - в студенческих аудиториях, в библиотеках, на стадионах. Вечера поэзии в Политехническом музее в Москве собирали полные залы, а на поэтические чтения на стадионе в Лужниках в 1962 г. пришло 14 тыс. человек.

Живейший интерес молодежной аудитории к поэтическому слову определил духовную атмосферу рубежа 1960-х гг. Наступил период расцвета «поющейся поэ- зии» - авторского песенного творчества. Доверительные интонации авторов-исполнителей отражали стремление нового поколения к общению, открытости, искренности. Аудиторией Б.Ш. Окуджавы, Ю.И. Визбора, Ю.Ч. Кима, А.А. Галича были молодые «физики» и «лирики», яростно спорившие о волновавших всех проблемах научно-технического прогресса и гуманистических ценностях. С точки зрения официальной культуры авторской песни не существовало. Песенные вечера проходили, как правило, в квартирах, на природе, в дружеских компаниях близких по духу людей. Такое общение стало характерной приметой шестидесятых.

Свободное общение выплескивалось за пределы тесной городской квартиры. Красноречивым символом эпохи стала дорога. Казалось, вся страна пришла в движение. Ехали на целину, на стройки семилетки, в экспедиции и геологоразведочные партии. Труд тех, кто открывает неизведанное, покоряет высоты, - целинников, геологов, летчиков, космонавтов, строителей - воспринимался как подвиг, которому есть место и в мирной жизни.

Ехали и просто путешествовать, отправлялись в дальние и ближние походы, предпочитая труднодоступные места - тайгу, тундру или горы. Дорога воспринималась как пространство свободы духа, свободы общения, свободы выбора, не скованного, перефразируя популяр- 157 ную песню тех лет, житейскими заботами и повседневной суетой.

Но в споре «физиков» и «лириков» победа все же, как казалось, оставалась за теми, кто представлял научно-технический прогресс. Годы «оттепели» отмечены прорывами отечественной науки и выдающимися достижениями конструкторской мысли.

Не случайно одним из самых популярных литературных жанров в этот период стала научная фантастика. Профессия ученого была овеяна романтикой героических свершений на благо страны и человечества. Самоотверженное служение науке, талант и молодость отвечали духу времени, образ которого запечатлен в фильме о молодых ученых-физиках «Девять дней одного года» (реж. М.М. Ромм, 1961). Примером жизненного горения стали герои Д.А. Гранина. Его роман «Иду на грозу» (1962) о молодых физиках, занятых исследованиями атмосферного электричества, был очень популярен. Была «реабилитирована» кибернетика. Советские ученые (Л.Д. Ландау, П.А. Черенков, И.М. Франк и И.Е. Тамм, Н.Г. Басов и А.М. Прохоров) получили три Нобелевские премии по физике, что свидетельствовало о признании вклада советской науки в мировую на самых передовых рубежах исследований.

Появились новые научные центры - новосибирский Академгородок, Дубна, где работал Институт ядерных исследований, Протвино, Обнинск и Троицк (физика), Зеленоград (вычислительная техника), Пущино и Обо- ленск (биологические науки). В наукоградах жили и работали тысячи молодых инженеров и конструкторов. Здесь кипела научная и общественная жизнь. Проводились выставки, концерты авторской песни, ставились не выходившие на широкую публику студийные спектакли.

Смена власти в Кремле в 1953 г. ознаменовала начало нового периода в жизни нашей страны. Вместе с критикой культа личности Сталина в стране появились небольшие демократические преобразования, осуществилась частичная либерализация общественной жизни, что значительно оживило творческий процесс. Эпоха Хрущева получила название «оттепель».

Самые быстрые изменения начали происходить в советской литературе. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты «шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Широкую популярность обрел жанр авторской песни. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи стали Б. Ш. Окуджава, А. Галич, В. С. Высоцкий. В прозе сталинский соцреализм сменился обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней.

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», вкоторой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы, в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов



Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. В критике по-прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. Ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. Его обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку пришлось отказаться от награды.

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. Шестидесятые годы – время становления «сурового стиля» в советской живописи. На полотнах реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения находят поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну.

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге и др.

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке. В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема.

Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования. «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет.

Больших успехов в конце 50 – начале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса. Работы советских физиков получили всемирную известность. В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов –синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

Достижения периода «оттепели» трудно недооценить. После абсолютного тоталитарного контроля всей жизни общество получило хоть и небольшую, но все-таки свободу, которая стала глотком свежего воздуха для деятелей культуры. И хоть это было кратковременным явлением, оно позволило советскому обществу удержаться на передовых позициях в некоторых отраслях деятельности. Однако большое влияние на общество продолжала оказывать как и сама партия, так и отдельно руководители государства, связь с идеологией сохранялась.

2.2. Культура эпохи Брежневского «застоя»

После окончания Хрущевской «оттепели» в стране начался некий период «застоя». У власти оказался не достаточно активный человек, личные качества которого также отразились на состоянии в стране. Брежнев был не таким деятельным как Хрущев, поэтому в сравнении с ним его период и назвали «застоем». В это время росли в основном количественные показатели, а абсолютно новых достижений было немного, некоторые из них уходили корнями в период относительной свободы Хрущева, но все же они были, поэтому «застой» - это относительная оценка.

В 70-е г. происходит разделение культуры на официальную и «подпольную», не признанную государством. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Но теперь с ними расправляются уже по–другому. Оказать давление на неугодного можно было лишив его доступа к зрителю, читателю. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем, прекратилось время жесточайших репрессий, что располагало к себе Брежнева. Началась новая волна эмиграции. Творчество «второй волны» продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю.В. Трифонов, В.Г. Распутин, В. И. Белов, В. П. Астафьев. Однако большинство не имело возможности свободно публиковаться. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя оставался «самиздат».

После памятной публикации, дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала Солженицына, и более того, власти насильно выслали его из страны. Уехать пришлось и поэту И. А. Бродскому, в стихах которого не было никаких политических мотивов. Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции. Помимо названных из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову, В. Войновичу, поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному.

В изобразительном искусстве тоже существовало множество необоснованных запретов. Так в 1974г. в Москве была разгромлена выставка художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Бондарчука «Война и мир». Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались и фильмы мелодраматического содержания. Однако не все доходили до массового проката. Долгое время многие из них оставались неизвестными широкому зрителю.

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура невольно просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.).

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого. Лучшие из них это своеобразные маленькие драмы: жанровые картинки; монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и даже самолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени. Они все вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с неожиданной философичностью содержания – это рождает особый эффект.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения, куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования. Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Однако количественные показатели в высшем образовании растут: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. В науку продолжают вкладываться средства с целью непосредственной связи с производством. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники, начались отставания в машиностроении. По сравнению с временем Хрущева, Советский Союз немного сдал свои позиции.

Глава 3

Перестройка»

Годы «перестройки» явились подобием еще одной революции. Горбачев, так же как и большевики в свое время, хотел изменения всех сфер жизни общества. Но предполагалось, что преобразования будут направлены уже не на построение, а на совершенствование социализма. Были введены такие понятия как гласность и плюрализм, которые активно осваивались обществом. Но по сути, его реформы все дальше уводили людей от социалистического начала. Гласности послужила разрушению социалистической идеологии, стала причиной оживления общественно-политической жизни. Начался период переосмысления, всю историю и культуру советского народа стали подвергать сомнениям и зачастую показывать только как негативную. Перед людьми открывалась правда о том, что все в стране решала только партия, которая утверждала свою власть с помощью силы, не допускала никакого инакомыслия. Культура «перестройки» изменила представления и вкусы людей, появилось стремление к собственной выгоде из-за которого страдало качество и уровень «культурных продуктов». Идеологическую культуру заменила массовая и низкосортная, которая вела к духовному опустошению общества.

С середины 80-х начались коренные изменения в системе образования. Была подготовлена и принята «Четвертая школьная реформа», основу которой составили принципы: демократизация, плюрализм, открытость, многоукладность, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация образования. Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы.

Заметные перемены произошли в науке. Всех шокировали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой отечественной войне. Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

Советские ученые продолжают освоение космоса. Увеличивается длительность полетов. Космическое пространство все чаще штурмуют международные экипажи. Одновременно, ученые изучают возможности массовой и постоянной работы в космосе, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский.

Однако советская наука продолжает испытывать большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Изобразительное искусство окончательно расстается с социалистическим реализмом. Однако вместо свободы творчества в работе начинаются распри, столкновения консерваторов и реформаторов, раздел «имущества» композиторами, художниками, литераторами, актерами. Все это попадает на страницы печати, на радио и телевидение, отнюдь не способствуя духовному обновлению общества.

В результате политики гласности литература выводит общество на новую ступень исторического мышления. В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии, реформах, состоянии русской культуры). Идет крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодежи. Все чаще появляются смелые критические статьи, в произведениях показывают правду жизни. В страну возвращается целый поток произведений, ранее опубликованных за рубежом и запрещенных у нас.

В эпицентре борьбы оказалось телевидение. На экранах появляется огромное количество документальных лент, исторических передач. Увидели свет «полочные» фильмы, ранее недоступные работы мирового кинематографа. Но чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Вместе с документальными и историческими фильмами на экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

Театр в начале перестройки переживает настоящий подъем, ощущение свободы. Интерес публики был чрезвычайно велик, о чем свидетельствовали постоянные толпы у касс и переполненные залы. Однако очень скоро театр оказался в сложном положении, а точнее в состоянии глубокого кризиса. Он был не в состоянии покрыть расходы. Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров, интерес к театру начал падать.

Перестройка была одним из самых противоречивых явлений нашей истории. Она разрушила привычные человеческие взгляды, сломила советскую систему и, возможно, стала причиной развала целого государства. Она повергла в шок тех, кто истинно верил в социализм и изменила жизни миллионов. В это же время она открыла новые возможности для дальнейшего развития уже совсем нового государства, открыла людям глаза на всю советскую историю и в ином свете показала тех людей, на которых равнялось не одно поколение.

Вывод

Культурные преобразования советской власти несут в себе множество неоднозначных оценок и до сих пор вызывают споры об их значимости для нашей страны. Неоспоримо, что советская культура принесла множество положительных моментов, которые прославили нашу страну: советское общество стало одним из самых образованных в тот период времени, советские люди прославили себя в области науки, впервые покорив космическое пространство, российские деятели культуры блистали во всем мире. Благодаря советской власти и ее сплоченной системе руководства, СССР достиг небывалых размахов своего развития во многих сферах общественной жизни, с чем не могут не согласиться даже самые рьяные противники советской системы.

Но не будем забывать и о методах достижения подобных результатов. Сколько человеческих жизней было загублено во времена сталинских репрессий, выдворено насильно из СССР, лишены возможности спокойно жить в своей же родной стране, сколько умов покинуло Россию во время перестройки Горбачева. Это были огромные потери, перекрыть которые с трудом могут даже выдающиеся достижения. Советское общество было полностью под контролем официальной идеологии, которая ставило людей в жестокие рамки, от которых наиболее смелая часть населения пыталась избавиться. Но когда система рухнула, в умах людей произошло полное смятение, в нашу страну проникла та часть заграничной культуры, которая способствовала обнищанию духовной жизни.

В общественной жизни XX века в России ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия, что конечно же сказалось на культурном развитии. В стране сложилась особая социалистическая культура, которой не было альтернативы.

Список литературы

· История России: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./И90А.С.Орлов,В.А.Георгиев,Н.Г.Георгиева,Т.А.Сивохина.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 528 с.

· История России, 20 – начало 21 века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / В.А. Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 399 с.

· Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.

Период хрущевской оттепели - это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Особенностью периода было частичное отступление от тоталитарной политики сталинской эпохи. Хрущевская оттепель - это первая попытка осознания последствий сталинского режима, которая раскрыла особенности общественно-политической политики сталинской эпохи. Главным событием этого периода считается XX съезд КПСС, который раскритиковал и осудил культ личности Сталина, подверг критике осуществление репрессивной политики. Февраль 1956 года ознаменовал начало новой эпохи, которая ставила своей задачей изменение общественно-политической жизни, изменение внутренней и внешней политики государства.

События Хрущевской оттепели

Период хрущевской оттепели характеризуется такими событиями:

  • Начался процесс реабилитации жертв репрессий, подавалось амнистии невинно осужденное население, родственники «врагов народа» стали невиновными.
  • Республики СССР получили больше политических и правовых прав.
  • 1957 год ознаменовался возвращением чеченцев и балкарцев на свои земли, с которых они были выселены в сталинское время в связи с обвинением в предательстве. Но такое решение не касалось поволжских немцев и крымских татар.
  • Также 1957 год знаменит проведением Международного фестиваля молодежи и студентов, что в свою очередь, говорит о «приоткрытии железного занавеса», смягчении цензуры.
  • Результатом этих процессов является появление новых общественных организаций. Профсоюзные органы подаются реорганизации: сокращен штат высшего звена профсоюзной системы, расширено права первичным организациям.
  • Были выданы паспорта людям, проживающим в селе, колхозе.
  • Стремительное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства.
  • Активное строительство городов.
  • Улучшение уровня жизни населения.

Одним из главных достижений политики 1953 - 1964 гг. было осуществление социальных реформ, которые включали решение вопроса пенсионного обеспечения, увеличение доходов населения, решение жилищной проблемы, введение пятидневной недели. Период хрущевской оттепели был трудным временем в истории советского государства. За столь короткое время (10 лет) было осуществлено немало преобразований и нововведений. Самым главным достижением стало разоблачение преступлений сталинской системы, население открыло для себя последствия тоталитаризма.

Итоги

Итак, политика хрущевской оттепели носила поверхностный характер, не затрагивала основ тоталитарной системы. Была сохранена господствующая однопартийная система с применением идей марксизма-ленинизма. Осуществить полную десталинизацию Никита Сергеевич Хрущев не собирался, ведь она означала признание собственных преступлений. А так как, отречься от сталинского времени полностью не получилось, то и хрущевские преобразования на долго не прижились. В 1964 году назрел заговор против Хрущева, и с этого периода начинается новая эпоха в истории Советского Союза.

«Оттепель» в духовной сфере жизни советского общества (2-я половина 50-начало 60-х гг.) 3-9

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. 10-13

Список используемой литературы 14

«Оттепель» в духовной сфере жизни советского общества .

Смерть Сталина произошла в то время, когда созданная в 30-е годы политическая и экономическая система, исчерпав возможности своего развития, породила серьезные экономические трудности, социально-политическую напряженность в обществе. Руководить Секретариатом ЦК стал Н.С. Хрущев. С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотребления прошлых лет. Начала проводиться политика десталинизации. Этот период истории принято называть «оттепелью».

В числе первых инициатив хрущевской администрации была реорганизация в апреле 1954 г. МГБ в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР, сопровождавшаяся значительной сменой кадров. Была отдана под суд за фабрикацию фальшивых "дел" часть руководителей карательных органов (бывшие министр МГБ В. Н. Меркулов, зам. министра МВД В. Кобулов, министр внутренних дел Грузии В. Г. Деканозов и др.), введен прокурорский надзор за службой госбезопасности. В центре, в республиках и областях она была поставлена под бдительный контроль соответствующих партийных комитетов (ЦК, обкомов, крайкомов), иначе говоря, под контроль партократии.

В 1956-1957 гг. снимаются политические обвинения с репрессированных народов и восстанавливается их государственность. Это не затронуло тогда немцев Поволжья и крымских татар: подобные обвинения были сняты с них соответственно в 1964 и 1967 гг., а собственную государственность они не обрели и по сию пору. Кроме того, руководство страны не приняло действенных мер для открытого, организованного возвращения вчерашних спецпереселенцев на свои исторические земли, не разрешило до конца проблем их справедливого расселения, заложив тем самым еще одну мину под межнациональные отношения в СССР.

В сентябре 1953 г. Верховный Совет СССР специальным указом открыл возможность для пересмотра постановлений бывших коллегий ОГПУ, "троек" НКВД и упраздненного к тому времени "особого совещания" при НКВД-МГБ-МВД. К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек. После XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), развенчавшего "культ личности Сталина", масштабы реабилитации были увеличены, миллионы политзаключенных обрели долгожданную свободу.

По горьким словам А. А. Ахматовой, "две России глянули друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили". Возвращение в общество огромной массы ни в чем не повинных людей поставило власть перед необходимостью объяснить причины постигшей страну и народ трагедии. Такая попытка была сделана в докладе Н. С. Хрущева "О культе личности и его последствиях" на закрытом заседании XX съезда, а также в принятом 30 июня 1956 г. специальном постановлении ЦК КПСС. Все, однако, сводилось к "деформации" социализма из-за особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И. В. Сталина, выдвигалась единственная задача - "восстановление ленинских норм" в деятельности партии и государства. Это объяснение было, безусловно, крайне ограниченным. Оно старательно обходило социальные корни явления, поверхностно определенного как "культ личности", его органическую связь с тоталитарно-бюрократической природой общественной системы, созданной коммунистами.

И все же сам факт публичного осуждения творившихся в стране десятилетиями беззаконий и преступлений высших должностных лиц произвел исключительное по своей силе впечатление, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, его нравственному очищению, дал мощный творческий импульс научной и художественной интеллигенции. Под напором этих перемен стал расшатываться один из краеугольных камней в фундаменте "государственного социализма" - тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.

На проводившихся с марта 1956 г. чтениях закрытого доклада Н. С. Хрущева в первичных парторганизациях с приглашением комсомольцев многие, несмотря на страх, десятилетиями насаждавшийся в обществе, откровенно высказывали свои мысли. Поднимались вопросы об ответственности партии за нарушения законности, о бюрократизме советской системы, о сопротивлении чиновников ликвидации последствий "культа личности", о некомпетентном вмешательстве в дела литературы, искусства, о многом другом, что до этого возбранялось публично обсуждать.

В Москве и Ленинграде начали возникать кружки студенческой молодежи, где их участники старались осмыслить политический механизм советского общества, активно выступали с изложением своих взглядов на комсомольских собраниях, зачитывали подготовленные ими рефераты. В столице группы молодежи по вечерам собирались у памятника Маяковскому, декламировали свои стихи, вели политические дискуссии. Было и множество других проявлений искреннего желания молодых людей разобраться в окружающей их действительности.

Особенно заметно "оттепель" проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры - жертв беззакония: В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля и др. После долгого перерыва стали издаваться книги А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С. А. Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX - начала XX в. На художественной выставке в Москве, устроенной в 1962 г., были выставлены картины 20-30-х гг., долгие годы пылившиеся в запасниках.

Оживлению культурной жизни общества способствовало появление новых литературно-художественных журналов: "Юность", "Иностранная литература", "Москва", "Нева", "Советский экран", "Музыкальная жизнь" и др. Второе дыхание обрели и уже известные журналы, прежде всего "Новый мир" (главный редактор А. Т. Твардовский), превратившийся в трибуну всех демократически настроенных творческих сил в стране. Именно там была в 1962 г. напечатана небольшая по объему, но сильная по гуманистическому звучанию повесть бывшего узника ГУЛАГа А. И. Солженицына о судьбе советского политзаключенного - "Один день Ивана Денисовича". Потрясшая миллионы людей, она ясно и впечатляюще показала, что наиболее пострадал от сталинизма тот "простой человек", чьим именем власти клялись на протяжении целых десятилетий.

Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).

Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства, где плодотворно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструкторы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области генетики.

Продолжало изменяться территориальное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны - Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Сахалина.

Мировое признание получили труды ряда советских ученых-естествоиспытателей. В 1956 г. Нобелевской премией была отмечена разработка академиком Н. Н. Семеновым теории химических цепных реакций, ставшей основой получения новых соединений - пластических масс, превосходящих по свойствам металлы, синтетических смол и волокон. В 1962 г. эта же премия была присуждена Л. Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. Фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики Н. Г. Басова и А. М. Прохорова (Нобелевская премия 1964 г.) ознаменовали качественный скачок в развитии электроники. В СССР был создан первый молекулярный генератор - лазер, открыта цветная голография, дающая объемные изображения предметов. В 1957 г. был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Его использование привело к появлению нового научного направления: физики высоких и сверхвысоких энергий.

Больший простор для научных разысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: "Вестник истории мировой культуры", "Мировая экономика и международные отношения", "История СССР", "Вопросы истории КПСС", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и др. В научный оборот были введены часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (в частности, по деятельности социалистических партий России), воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению сталинистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

После смерти Сталина произошел поворот в советской внешней политике, выразившейся в признании возможности мирного сосуществования двух систем, предоставлении большей самостоятельности социалистическим странам, установлении широких контактов с государствами третьего мира. В 1954 г. Состоялся визит Хрущева, Булганина и Микояна в Китай, в ходе которого стороны договорились о расширении экономического сотрудничества. В 1955 г. произошло советско-югославское примирение. Смягчение напряженности между Востоком и Западом послужило подписание СССР, США, Великобританией и Францией договора с Австрией. СССР выводил из Австрии свои войска. Австрия дала обязательство соблюдать нейтралитет. В июне 1955 г. в Женеве состоялась первая после Потсдама встреча лидеров СССР, США, Великобритании и Франции, которая, однако, не привела к заключению какого-либо соглашения. В сентябре 1955 г. в ходе визита СССР канцлера ФРГ Аденауэра были установлены дипломатические отношения между двумя странами.

В 1955 г. СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и ГДР заключили между собой оборонительный Варшавский договор. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет. Выступая на ХХ съезде партии, Хрущев подчеркнул важность международной разрядки и признал многообразие путей построения социализма. Десталинизация в СССР оказала противоречивое воздействие на социалистические страны. В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, направленное на установление в стране демократического режима. Эта попытка была подавлена вооруженными силами СССР и других стран Варшавского договора. Начиная с 1956 г., возник раскол советско-китайских отношений. Коммунистическое руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном было недовольно критикой Сталина и советской политикой мирного сосуществования. Мнение Мао Цзэдуна разделялось руководством Албании.

В отношениях с Западом СССР исходил из принципа мирного сосуществования и одновременного экономического соревнования двух систем, которое в перспективе, по мнению советского руководства, должно было привести к победе социализма во всем мире. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным.

Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Визит укрепил международный престиж СССР. В это же время острой проблемой в отношениях Востока и Запада оставался Западный Берлин. В августе 1961 года правительство ГДР воздвигло в Берлине стену, нарушив Потсдамские соглашения. напряженная обстановка в Берлине сохранялась еще несколько лет. Наиболее глубокий после 1945 г. кризис в отношениях великих держав возник осенью 1962 г. он был вызван размещением советских ракет способных нести атомное оружие, на Кубе. После переговоров Карибский кризис был улажен. Смягчение напряженности в мире привело к заключению ряда международных договоров, в том числе соглашение 1963 г. в Москве о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Важнейшими задачами СССР на международной арене являлись: скорейшее снижение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей, усиление влияния СССР в мире в целом. Это могло быть достигнуто лишь благодаря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всего ядерный).

Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 50-х годов, стал отражением процесса формирования новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Обновлённое советское руководство (с февраля 1957 г. в течение 28 лет министром иностранных дел СССР являлся А.А.Громыко) оценивало сталинскую внешнюю политику как нереалистическую, негибкую и даже опасную.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

Список используемой литературы:

История советского государства Н. Верт. М. 1994.

Летопись внешней политики СССР 1917-1957 М. 1978 г.

Наше Отечество. Опыт политической истории. ч. 2. - М., 1991.

Никита Сергеевич Хрущев Материалы к биографии М. 1989 г.

От оттепели до застоя. Сб. воспоминаний. - М., 1990.

Свет и тени "великого десятилетия" Н. С. Хрущев и его время. М. 1989.

Справочное пособие для старшеклассников и абитуриентов В.Н. Глазьев-Воронеж,1994

Н.С. Хрущев Политическая биография Рой Медведев М.,1994

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Первое послесталинское десяти-летие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни общества. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «легкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Еще до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в «Новом мире» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», где он поставил вопрос о том, что «честно писать - это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы отходили от лакировки реальной жизни людей. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др.

В то же время в ответ на призывы в среде интеллигенции отменить и другие постановления 40-х гг. по идеологическим вопросам заявлялось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение». Это свидетельствовало о том, что политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы. Говоря о них на одной из встреч с литераторами, Хрущев заявил, что достигнутое в последние годы «вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека... Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить... ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для многих людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, основанным на новом курсе советского руководства.

Развитие науки. Партийные директивы стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956 - 1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тыс. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.); отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.); полеты спутников к Луне; первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.); выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. Возобновились работы в облас-ти генетики. Как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Даже космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

Развитие образования. Сложившаяся в 30-е гг. образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Однако это входило в противоречие с официальным курсом па продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно сотни тысяч новых рабочих для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования.

В декабре 1958 г. был принят закон о новой его структуре, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

Расстановка политических сил накануне ХХ съезда сопровождалась определенной демократизацией всего общества. Связано это было, прежде всего, с тем, что не только в высшем руководстве КПСС, но и в руководстве партии в республиках и на местах на руководящие посты назначались новые лидеры, не принадлежащие к "старой гвардии" и не связанные с преступлениями сталинского режима. Естественно, активизировалось общественное мнение, и необходимость преодоления последствий культа личности Сталина становилась все более очевидной. Все острее вставал вопрос о прямом виновнике, о личной ответственности за совершенные беззакония.

Осенью 1955 года Хрущев выступает с инициативой сказать о преступлениях Сталина делегатам предстоящего ХХ съезда партии. При этом против его предложения активно выступают Молотов, Маленков, Каганович.

В 1954 - 1955 годах работали различные комиссии по пересмотру дел необоснованно обвиненных и незаконно репрессированных советских граждан. В преддверии ХХ съезда, 31 декабря 1955 года, Президиум ЦК КПСС образовал комиссию для изучения материалов о массовых репрессиям. К началу февраля комиссия закончила свою работу и представила в Президиум обширный доклад. Комиссия привела наиболее важные документы, на основании которых развернулись массовые репрессии, отмечая, что фальсификации, пытки и истязания, зверское уничтожение партийного актива санкционировалось Сталиным. 9 февраля Президиум ЦК заслушал доклад комиссии. Реакция на доклад была разнообразной. В ходе развернувшейся дискуссии определенно выявились две противостоящие позиции: Молотов, Ворошилов, Каганович выступили против постановки на съезде отдельного доклада о культе личности; им противостояли остальные члены Президиума, поддерживавшие Хрущева.

Материалы комиссии легли в основу доклада "О культе личности и его последствиях". 13 февраля 1956 года Пленум ЦК принял решение о проведении закрытого заседания съезда.

14 февраля 1956 г. в Кремле открылся XX съезд КПСС. Собранный за восемь месяцев до установленного срока в связи с необходимостью подвести итоги дискуссии о выборе курса, съезд завершился знаменитым «секретным докладом» Хрущева.

Перед докладом Хрущева «О культе личности и его последствиях», делегатам съезда было роздано "Письмо к съезду" В.И.Ленина. Многие, конечно, знали о его существовании, но до этого момента оно не было опубликовано. Конкретные же последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские рекомендации, прежде всего по отношению к Сталину, тщательно скрывались и маскировались. В докладе Хрущева эти последствия были впервые обнародованы и получили соответствующую политическую оценку. В докладе, в частности, говорилось: "Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывается культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности". Хрущев в этом плане ведет критику сталинского режима, говоря о нарушениях и отходе от ленинских принципов партийной дисциплины и партийного руководства, в чем и видит причину развития культа личности Сталина. Обоснование разоблачения культа личности ленинскими принципами является первой отличительной чертой доклада Н.С.Хрущева.

Особое значение имело разоблачение сталинской формулы "враги народа". Хрущев открыто поставил перед делегатами вопрос о неправомерности и недопустимости репрессивной расправы с идейными противниками, и, хотя в докладе дана, в основном, старая (по "Краткому курсу истории ВКП(б)") оценка идейно-политической борьбы в партии и роли в ней Сталина, это был, несомненно, смелый шаг и заслуга Хрущева. В докладе говорилось: "Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже в разгар ожесточенной идейной борьбы против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и других - к ним не применялись крайне репрессивные меры. Борьба велась на идейной основе. Но через несколько лет, когда социализм был уже в основном построен в нашей стране, когда были в основном ликвидированы эксплуататорские классы, когда коренным образом изменилась социальная структура советского общества, резко сократилась социальная база для враждебных партий, политических течений и групп, когда идейные противники партии были политически давно уже разгромлены, против них начались репрессии".

Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере. Однако прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и истинные масштабы репрессий названы не были. Хрущев не был готов к противостоянию большинству членов Президиума ЦК, тем более что сам он долгое время принадлежал к этому большинству. В докладе не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий». Пороки командно- административной системы были, в конечном счете, сведены к культу личности, а вся вина за преступления возложена только на Сталина и лиц из его ближайшего окружения. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя. По сути, это соответствовало действительности: социализм в понимании политических лидеров страны второй пол. 50-х гг. соответствовал командно-административной системе, которая продолжала существовать и без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи им сформирована. Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности за прошлое и оказалось вне критики.

Таким образом, процесс, получивший название "Разоблачение культа личности Сталина", при всей его исторической значимости, протекал во второй половине 50-х г.г. прежде всего, как процесс ликвидации, да и то не полной, наиболее негативных сторон тоталитарного режима, не затрагивая его сути.