Картотека игр на развитие. Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов. Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Картотека игр по развитию речи у детей дошкольного возраста

Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста.
Составила воспитатель Моор Наталья Александровна
Данная картотека подойдет для использования на занятиях с группой, во время индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома.

В целом картотека игр направлена на развитие речевых навыков, в отдельности каждая игра имеет определенную цель, указанную в карточке.

Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).

Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
Выберите животного и подберите ту картинку что любит: заяц- морковка, козел- капуста, медведь- малина, мед, рыба, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Дидактическая игра «Предлоги».
Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т.д.; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

«РЫБАКИ»
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки» (перевод со словацкого Г. Кружкова) и предлагают изобразить события, о которых в нем рассказывается.
Два утенка шли к реке, Заскакали поплавки.
Каждый с удочкой в руке. Закричали рыбаки:
- Рыбу - ты, - Ура, кит!
- Рака - я! - Ура, кит! Радуются, крякая. Заплясали у ракит.
Но ползут из-за куста Два воришки, два кота:
- Рыбу - я,
- Рака - ты. Удирать пора, коты!

«ТЕРЕМОК»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим живот¬ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Пра¬вильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Нико¬го нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:- Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай¬ка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно по¬смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (помидор, яблоко и др.)Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога¬даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин¬ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки - это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»
Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.
Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).
Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.)
Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
- Где ладошки? Тут?
- Тут.
- На ладошке пруд?
- Пруд.
- Палец большой - Это гусь молодой. Указательный - поймал. Средний - гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший-печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот... Вот.
(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»-дети протяги¬вают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в сти¬хотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.

«ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклоне¬ния глаголов скакать, ехать.
Материалы: грузовик, мышка, мишка.
Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:
- Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» - Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?
Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподра¬жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете¬ныша.
Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля¬гушонок, корова и теленок.
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
- Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тонень¬ко? (Теленок.)
Ква-ква- чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные" игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«ПОТЕРЯЛИСЬ»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте¬нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.
- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря - кто это? Утка? Доста¬ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень¬кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка - его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен¬ка. Поищи утку.
- А это чей голос - пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен¬ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает¬ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка- утенок, курица - цыпленок и др. Затем животные уезжа¬ют на машине в гости к другим детям.

«ПОЕЗД»
Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.
Чух, чух, пых-чу, Ко-ле-са-ми
Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза). Верчу, вер-чу (произносится 2 раза),
Стоять на месте не хочу! Са-дись скорее,
Ко-ле-са-ми Прокачу!
Стучу, стучу. Чу! Чу!(Е. Карганова. Поезд.)
На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает мед¬ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети вы¬полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»-топают ногами, на слова «Коле¬сами верчу, верчу»-делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

«КАЧЕЛИ»
Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движе¬ниями.
Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровож¬дают чтение ритмическими движениями.
Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.
(Дети качают руками впе¬ред-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)
Настали осенние дни. Качели остались одни.
(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах рука¬ми до постепенной оста¬новки.)
Лежат на качелях V
Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка. (В. Данько. Качели.)

«КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»
Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.
Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голо¬ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:
- Курочка-рябушечка, Куда идешь?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
- За водой.
- Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?
- Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - Пи-пи-пи!
(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ре¬бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой¬манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но¬вой курочки-рябушечки.

«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»
Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различ¬ные глагольные формы.
Материалы: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подо¬брать слова, которые обозначают действия, относящиеся к пред¬метам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);
что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);
что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);
что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);
что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, ка¬тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, ку¬пать...);
что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, под¬прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);
что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, захо¬дит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласка¬ет...).
60
Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Жи¬вотные и птицы» и др «ДОБАВЬ СЛОВО»
Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол). Материалы: кукла Гена.
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родите¬лям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш¬ке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять) Я помогаю вилки... (раскладывать) Я помогаю крошки... (сметать) Я помогаю комнату... (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова в
Материалы: Кукла Умейка.
Взрослый рассказывает, что Умейка хотел почитать детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.
Голосок твой так хорош - Очень сладко ты (поешь).(С. Маршак.)
Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом (занят).(И. Токмакова.)
Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).(А. Барто.)
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики...
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не (нашли)?(А. Бродский.)
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман (пришить) И платочек (положить). (3. Александрова.)
В заключение дети могут сами почитать Умейке стихи «ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.
- Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)
- Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет ку¬рочка?
- Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?
- Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
- Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)
- Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
- Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?
- Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Ку¬карекает.)

«ЛЕСЕНКА»
Цель: Использовать производные глаголы.
Материалы: Игрушки: лесенка, петух, кошка, собака, куклы Боря, Таня и Нина.
Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушка¬ми.
Стоит на дворе лесенка.
На лесенке пять ступенек.
Давайте считать, ребята!
На верхнюю ступеньку вскочил петух,
Крыльями замахал, громко запел.
Как он запел, ребята? (Здесь и далее ответы детей.)
На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит - язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет?
А пес на третью ступеньку прыгнул.
Хвостом по ступеньке постукивает.
На кошку рычит. Как он рычит, ребята?
А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит - вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает? А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята? И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь, Как он стучит, ребята? Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался.
Кошка -та ловко: прыг-шмыг В открытое окошко.
А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят.
Плачут. Как они плачут?
Вышла на крыльцо Нина,
Ребят с лесенки сняла и повела их.
Затопали ножки по крыльцу.
Как они затопали, ребята?
Ушли дети в дом - осталась лесенка пустая. (Е. Шабад.)

«ОРКЕСТР»
Цель: Образовывать глаголы от названий музыкальных инстру¬ментов.
Материалы: Игрушки: заяц, барабан, балалайка, гармонь, волчок, ду¬дочки, звоночки, бубны, погремушки.
Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою речь дей¬ствиями с игрушками.
Зайку сделали из плюша. У него большие уши И особенный талант - Этот зайка - не зазнайка, Этот зайка - музыкант.
- Зайка привез с собой много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем.
Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша... (балалайка).
(Тот, кто отгадал первым, по¬лучает игрушку. Этот ребенок бу¬дет играть у зайки в оркестре.)
- Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах:
В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.)
Очень весело поет, Если дуете в нее. Все на ней играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду.
Да-да, да-да.
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка.)
- Заяц принес музыкальный волчок. (Взрослый показывает волчок, вместе с зайцем подходит с ним к детям и запускает.)
Волчок музыкальный
Поет и жужжит.
Волчок музыкальный
По кругу бежит.
Он вертится, вертится,
Вертится ловко! ^.
И вдруг ни с того
Ни с сего - остановка.
- Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты хочешь по¬играть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, по¬гремушки.
- Дети, звоночки что делают? (Звенят.)
- Погремушки? (Гремят.)
- Барабан? (Барабанит.)
- Дудочки? (Дудят.)
(Дети, ответившие правильно, получают игрушки.)
Оркестр получится большой. Играйте, дети, хорошо.
(Э. Мошковская. Какие бывают подарки.)

«ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Материалы: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, поч¬тальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
- Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
- А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
- Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
- Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
- К нам приходит с письмом Прямо в дом - кто же он? (Почтальон.)
- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он... (Солдат.)
- Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,- хорошо и честно трудиться.

«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ...»
Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного на¬клонения глаголов.
Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы:
- Почему все вещи убежали от Федоры?
- Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, по¬ломали?
- А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?
- Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало?
- Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер?
- А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?

«ЛЕТЕЛИ КУКУШКИ»
Цель: Использовать глаголы в связной речи.
Из числа играющих выбирают кукушек (2-3 ребенка), кото¬рые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:
Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились,
Головками вертели, Крыльями махали -А куда летели. Так и не сказали!
(Н. Колпакова.)
Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Зате« ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны сами придумать ответ. («Мы летели в другой лес»; «Мы ищем своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими во¬просами: «А когда вы вернетесь?:»; «Почему вы улетаете так далеко?» И т. п. Таким образом создаются условия для импро¬визированного диалога.

«ГУСИ»
Цель: Использовать в речи однокоренные слова.
Материалы: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.
Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.
А это - мама... гу... сыня. У гуся и гусыни - дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много - гусят.
Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.
(В. Берестов. Гуси.)
Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапа¬ми-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».

«ВОТ КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ»
Цель: Развивать чувство юмора, речь.
Детям читают стихотворение В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения.
Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!
Затем им предлагают пофантазировать - рассказать, что бу¬дут делать они, когда станут взрослыми.

«ПЕТУШКИ»
Цель: Соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обо¬значает
Взрослый читает стихотворение, а дети изображают петуш¬ков, о которых в нем говорится.
Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться.(В. Берестов. Петушки.)

«СОВКА-СПЛЮШКА»
Цель: Знакомиться с однокоренными словами (сплюшка, сплю, спишь).
Детям читают стихотворение В. Приходько «Совка-сплюшка» и предлагают изобразить совку-сплюшку.
Вы видали совку-сплюшку. Умолкала и - сначала:
Вечно сонную старушку, «Сплю-сплю-сплю!»
Совку-сплюшку, Я уселся у осины,
Сплюшку-совку- Долго слушал крик совиный:
И болтушку и плутовку? «Сплю-сплю-сплю»...
Мне в лесу она кричала: Я обманщиц не люблю! «Сплю-сплю-сплю!»
Если ты и вправду спишь,
Почему же ты кричишь?

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи¬тельными среднего и женского рода, по числу детей.
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де¬тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во¬просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп¬ражняться в образовании форм именительного падежа множест¬венного числа существительных.

«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).
Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «дей¬ствие».
- Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, ри¬сую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы дума¬ете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам го¬товит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете про¬фессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, де¬лает повар?
- Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
- А что делает врач?
- Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает ле¬карство, делает уколы, операции.
- А что делает портной?
- Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет,шьет.
(строителя, учителя, сторо¬жа, пастуха, сапожника, а дети называют действия)

Елена Коваленко
Картотека игр на развитие логического мышления

Игра «Расселили птиц».

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.

Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Игра «Я загадала.».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

Этот предмет летает? (Да.)

У него есть крылья? (Да.)

Он высоко летает? (Да.)

Он одушевленный? (Нет.)

Он сделан из пластмассы? (Нет.)

Из железа? (Да.)

У него есть пропеллер? (Да.)

Это вертолет? (Да.)

Игра «Цветы на клумбах».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.

Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п., вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку, оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Ассоциация» .

У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

Публикации по теме:

1. Проблемность Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера.

Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Методическая разработка. «Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Основной формой для формирования.

Программа самообразования 2 младшая группа Методологическое обоснование программы Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Условия возникновения, становления опыта. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного.

Игра - любая игра! - развивает творческие и мыслительные способности малыша, учит и терпению, и настойчивости, развивает чувство юмора.

Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным занятием. Она, в сущности, его главная деятельность. для взрослого же игра выступает как инструмент всестороннего развития ребёнка. Правильно применяя игровые моменты, можно свести на нет любой каприз, любую ситуацию направить к лучшему результату.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР на развитие

мышления у детей дошкольного возраста

ЧТО БЫВАЕТ, ЧТО НЕ БЫВАЕТ

Цель: Развивать логическое мышление и слуховое восприятие.

Описание: Называйте самые элементарные ситуации и не реальные. Например: Папа пошел на работу; Поезд летит по небу; Мы будем пить чай; Яблоко очень солёное…

Если такого не бывает, дети должны затопать ногами. Если ситуация правдивая – покивать головой.

Игру можно проводить с мячом. Называя фразу и одновременно бросаем мяч, если ситуация правдива, ребёнок должен ловить мяч, если нет – то отбрасывать.

ДОГОВОРИ СЛОВО

Цель: Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность и речевую активность.

Описание: Говорите ребёнку первые слоги знакомых ему слов, а он должен закончить слово.

СКАЗКА НА КАРТИНКАХ

Цель: Развивать мышление, фантазию, зрительное восприятие.

Описание: Положите перед ребенком картинки. Читайте ребенку сказку согласно подобранным картинкам. Во время чтения ваш малыш должен раскладывать картинки по порядку событий.

ЧТО ВНУТРИ

Цель: Развивать мышление, воображение, речь и слуховое восприятие.

Описание: Называйте тот или иной предмет или место и побуждайте ребёнка называть то, что может находиться внутри этого предмета или места.

Например: Дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка; кастрюля – суп; нора – лиса; больница – врач; магазин – продавец; автобус – пассажиры; пузырек – лекарство; улей – пчелы и т.д.

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ...; птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».

Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

ЧТО ЗАБЫЛ ХУДОЖНИК

Взрослый: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

Ребёнок: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

На ковре не раскрашены некоторые полоски …

(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

НАЙДИ МАМУ МАЛЫШУ

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

КТО ГДЕ ЖИВЕТ

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

ЗИМА – ЛЕТО

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)

СКАЖИ НАОБОРОТ

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, ПОЛЗАЕТ

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

ЗАГАДКИ

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц) ; Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

НАЙДИ ПОХОЖЕЕ

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.


Игра «Нанизывание».

Цель : развивать мелкую моторику.

макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Игра «Раскрась правильно».

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

Игра «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание : предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

Игра «Театр теней».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

Игра «Чем не Золушка?».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Буква растет».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : лист бумаги, карандаш.

Описание : ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Путешествие по городу».

Цель : развивать внимание, наблюдательность.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями жителей города (мамы с детьми, школьники, бабушка с корзинкой, студенты), людей разных профессий (водители, почтальоны, строители, маляры), видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед), зданий, украшений города (почта, магазин (посудный, книжный), фонтан, сквер, скульптура).

Описание : картинки раскладываются в разных местах комнаты. При помощи считалочки дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Это «путешественники». Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшений. По сигналу водящего «путешественники» идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут возвращения, наблюдая за ними. Возвратившись на свои места, «путешественники» ставят на подставки картинки. Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и поставили свои картинки правильно.

Игра «Что изменилось?».

Цель : развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек.

Описание: воспитатель ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Будь внимателен!».

Цель : развивать активное внимание.

Описание : дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «заичик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Игра «Слушай хлопок!»

Цель: развивать активное внимание.

Описание : дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки - в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка - возобновить ходьбу.

Игра «Четыре стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Описание : играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Нарисуй фигуру».

Цель : развивать память.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.

Описание : детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

Игра «Лес, море».

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

Описание : бросить мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности.

Игра «Раскрась правильно».

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага, красный, синий и зеленый карандаши.

Описание : написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Предложить ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры - зеленым.

Игра «Я покажу, а ты отгадай».

Цель : развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание: предложить ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, загадали медвежонка. Нужно пройти по комнате, имитируя косолапую походку медведя, показать, как зверь спит и «сосет» лапу.

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель : развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание : детям предлагается закончить предложения:

Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия : 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание : предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 10 кругов разного цвета и размера.

Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

Это круг больше красного? (Да.)

Он больше синего? (Да.)

Больше желтого? (Нет.)

Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы : какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание : разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель : развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано».

Цели : развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

Что бывает низким (высоким)?

Что бывает красным (белым, желтым)?

Что бывает длинным (коротким)?

Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

Игра «Закончи предложение».

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание: детям предложить закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

Игра «Режим дня».

Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия : 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

Игра «Кому угощение?».

Цель : развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

Описание : воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Игра «Назови три слова».

Цель : активизировать словарь.

Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель : развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

Игра «Зоопарк».

Цель : развивать связную речь.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид.

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели : развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание : воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

У меня нарядный фартук.

У меня рабочий фартук.

Он белого цвета в красный горошек.

А мой - темно-синего цвета.

Мой украшен кружевными оборками.

А мой - красной лентой.

У этого фартука по бокам два кармана.

А у этого - один большой на груди.

На этих карманах - узор из цветов.

А на этом нарисованы инструменты.

В этом фартуке накрывают на стол.

А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели : активизировать словарь; развивать внимание.

Описание : дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель : развивать фонематический слух.

Описание : воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель : развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л"]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель

Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель : развивать умение делить слова на слоги.

Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Игры по математике для детей старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель : закреплять умение различать предметы по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия : набор геометрических фигур.

Описание : играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели : закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель : закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия : полоски бумаги.

Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель : закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с числами.

Описание : дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шут- ку, отгадать загадку и др.).

Игры на развитие словесного творчества у детей.
Дидактические игры для обучения детей составлению образных характеристик объекта (выделение признаков объекта, сравнение объектов по различным признакам, понимание и объяснение смысла метафор, олицетворений, сравнений)
 «Скажи, он какой?»
Взрослый называет слово - предмет, а дети перечисляют признаки названного предмета. Называется до 3-5 признаков. Предметы лучше группировать: живые, неживые, овощи, животные, явления природы и т.д.
 Варианты слов: яблоко, мяч, собака, дождик, солнце, воробей, лампа.
Дидактические игры для обучения детей анализу ситуаций
(выделение и определение признаков реальной и фантастической ситуации в произведениях литературы, наличие персонажей и их главных и второстепенных признаков, места происходящих событий, связи между персонажами или ситуациями)
 «Из какого мира ситуация»
Взрослый предлагает детям ситуации из реальной жизни, из сказок, из разных литературных произведений. Дети определяют, к какому миру относится данная ситуация: реальному или сказочному.
Дидактические игры для обучения детей основным мыслительным действиям
(нахождение объектов с парой противоположных свойств, определение причинно-следственных связей, разрешение противоречий)
 «Где прячется противоположность?»
Взрослый называет объект и предлагает перечислить его части, имеющие противоположные свойства (дерево: листики тонкие, ветки толстые; кора шершавая, листья гладкие; часы: …; книга:…).
 «Хорошо - плохо»
Взрослый читает сказку «Курочка Ряба» и предлагает детям обсудить, что хорошего и плохого в золотом яйце.
Дидактические игры для обучения детей работе со сказками
(анализирование сказок, персонажей, их поступков, обучение основам построения сюжета)
 «Кто на свете всех добрее?»
Взрослый предлагает детям вспомнить добрых персонажей сказок, описать их внешний вид, характер, образ жизни, добрые дела. Фантазируем, что будет, если характер персонажа измениться? (например с персонажем: Золушка, Красная Шапочка, Заяц). Можно их нарисовать.
 «Был таким – стал другим»
Взрослый предлагает рассмотреть героя сказки Х.К.Андерсена « Гадкого утенка» и определить его действия в сказке (был слабым, беззащитным, стал смелым и решительным)
УПРАЖНЕНИЯ, направленные на развитие воображения
Учим детей умениям переносить функции с одного предмета на другой, видеть целое раньше частей, формируем внутреннюю позицию ребенка, создаем в воображении образы предметов и ситуации на основе схематических изображений, заместителей предметов.
 «На что это похоже?», «Для чего эти предметы?», «Хорошо и плохо», «Превращения кляксы», «Рисунок по точкам», « Нарисуй наряд для сказочного героя», «Цветок из геометрических форм», «Чей хвост?», «Дорисуй волшебный предмет (по его части т.д.)
Серия занятий «А что потом?» задания связаны с продолжением известных русских народных, авторских сказок, коротких рассказов.
 Тема: «Разные окончания сказки»
Литературный репертуар: сказки, у которых три конца Д.Родари «Большая морковка», «Хитрый Буратино», «Волшебный барабан» и др.
 Тема: «Сказка продолжается»
Литературный репертуар: русские народные сказки: «Репка», «Теремок», Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь» и др. Авторские сказки: Ш.Перро «Золушка», «Красная шапочка», Х.К.Андерсен «Дюймовочка», «Снежная королева», А.С.Пушкин «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке» и др.
 Тема: Продолжи историю» (по зачину педагога)
Серия занятий « Изменение ситуаций» задания связаны со сменой места действия, действующих персонажей, изменением времени действия, объекта, концовки истории, добавлением объектов, персонажей.
Тема: «Знакомые герои меняют местожительство».
(Сказка: «Колобок»)
Тема: «Старая сказка с новыми героями».
(Сказка: «Маша и медведь»)
Тема: «Сказка переехала».
(Сказка: «Теремок»)
Тема: «Замени предмет в сказке».
(Сказка: «Золушка»)
Тема: « Старая сказка с новым концом».
(Сказка «Три медведя».)
 Серия занятий «Фантастическая гипотеза» задания направлены на обучение словесному творчеству по методу «фантастических гипотез», с опорой на вопрос « Что было, если бы…»
Тема: «Реши задачку»
Материал:
 Как сделать так, чтобы Иванушка испил водицы из лужицы, но не превратился в козленочка?
 Как сделать так, чтобы Колобок мог спастись от Лисы?
Тема: «Если бы да кабы».
Материал: Что будет, если бы…
- Лиса не захотела съесть Колобка.
- Золотая рыбка согласилась служить старухе.
 Серия занятий « Небылицы вокруг»
Тема: «Небылицы играют в прятки».
Тема: «Распутай небылицу».
- Колючая кошка лает. – Пушистая кошка мяукает
- Бородатая корова несет яйца. – Рогатая корова дает молоко
Тема: « Придумай небылицу».
- Веселые цыплята клевали зерно. – Грустные цыплята лакали молоко
Тема: «Придумай сказку от небылицы».
Материал:
Небылица: «Король Пипин был очень мал,
Но выстроил дворец
Из торта стены заказал,
А крыша – леденец»
Взрослый предлагает детям следующее начало сказки: «Жил – был король Пипин. Он был маленького роста. И поэтому очень любил все сладкое. Однажды он пригласил строителей……
 Серия занятий « Ах, эти шуточные стишки»
Тема: «Веселые стихи».
Тема: Придумай сказку от шуточного стишка».
Материал: Шуточный стишок:
-Зачем шнурки Ботинку?
Если напрямик,
Чтоб он не очень
Распускал язык.
Начало сказки: Однажды ночью, когда шнурки отдыхали, язык пошел гулять и стал всем рассказывать о……
 Серия занятий « Смешные картинки»
Тема: «Литературные фантазии по серии комических рисунков»
Алгоритм занятия по серии рисунков или картинок:
определение последовательности рисунков;
нахождение основных героев и общих объектов на всех картинках, причин комизма;
определение места, в которых происходит действие на картинках;
определение времени событий, происходящих на картинках;
выделение сквозных героев на конкретной картинке, определение их действий;
составление рассказа или сказки на основе последовательно выложенной серии картинок, рисунков.
Тема: «Литературные фантазии по смешной сюжетной картине»
Алгоритм занятия по сюжетной картине:
 нахождение объектов на картине,
 установление взаимосвязи между объектами и выяснение причин комизма,
 определение местонахождения объектов,
 составление сравнений, метафор по картине,
 представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств,
 описание объекта с изменением его характеристики во времени,
Серия занятий «Литературные фантазии о бытовых предметах»
 (стимулирование словесного творчества с опорой на предмет, игрушку, заместитель.)
Тема занятий: «Миниатюрные истории»
 « Необыкновенные истории», где в роли действующих персонажей предлагается разный материал: пуговицы, карандаши, бытовой мусор, кусочки ткани, геометрические фигуры, бирюльки. (сочинить: «Пуговичную сказку», «Мусорную сказку», « Лоскутную историю», «Геометрическую сказку»)
 «Сочинения в стиле мнемотехники»
1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации
3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

 Серия занятий «На основе воображаемых образов, выделенных в рисунке» (активизирование словесного творчества с опорой на волшебный предмет, рисунок.)
Тема занятий: «Истории к волшебным рисункам и предметам»
 «Волшебные помощники» детям предлагается выбрать картинку с изображенным волшебным предметом из сказки и придумать новую историю, в которой они его применяют.
 «Превращения кляксы», детям предлагается придумать историю, сказку глядя на рисунок, выполненные в технике монотипии, кляксографии. Рисунки сначала нужно дорисовывать.