Теории возникновения Вселенной. Сколько существует теорий возникновения Вселенной? Теория Большого взрыва: возникновение Вселенной. Религиозная теория возникновения Вселенной. Версии происхождения человека. Основные теории происхождения человека

На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Это и научные теории, и альтернативные, и апокалиптические. Многие люди считают себя потомками ангелов или божественных сил, вопреки убедительным доказательствам ученых и археологов. Авторитетные историки отрицают эту теорию, как мифологию, отдавая предпочтение другим версиям.

Общие понятия

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Сегодня человек - это существо, которое имеет междисциплинарный характер. Однако многих людей по всему миру волнует другой вопрос - его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты.

Происхождение человека: введение

Вопрос о появлении разумной жизни за Земле привлекает к себе внимание ведущих ученых различных специальностей. Некоторые люди сходятся во мнении, что происхождение человека и общества не достойны изучения. В основном, так считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ученые. Несмотря на то, к какой категории граждан каждый человек себя относит, в любом случае, этот вопрос всегда будет волновать и интриговать. В последнее время современные философы начали спрашивать себя и окружающих: «Для чего люди были созданы, и какова их цель пребывания на Земле?». Ответ на второй вопрос найти не удастся никогда. Что касается появления разумного создания на планете, то исследовать этот процесс вполне реально. Сегодня на данный вопрос стараются ответить основные теории происхождения человека, однако 100-процентную гарантию правильности своих суждений ни одна из них предоставить не может. В настоящее время ученые-археологи и астрологи по всему миру исследуют всевозможные источники зарождения жизни на планете, будь они химическими, биологическими или морфологическими. К сожалению, на данный момент человечеству даже не удалось определить, в каком столетии до нашей эры появились первые люди.

Теория Дарвина

В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека. Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес неоценимую лепту в Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

Фундамент теории Дарвина сформировали его наблюдения за природой во время путешествия вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученый-естествовед - А. Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось целое направление - дарвинизм. Последователи этого движения сходятся во мнении, что все типы представителей фауны и флоры на Земле изменчивы и происходят из других, ранее существовавших, видов. Таким образом, теория основывается на непостоянстве всего живого в природе. Причиной этому является естественный отбор. На планете выживают только сильнейшие формы, которые способны приспосабливаться к текущим условиям среды. Человек как раз и является таким существом. Благодаря эволюции и стремлению выживать люди стали развивать свои умения и познания.

Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными.

С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

Эволюционная теория

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов - вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория творения

Данное ответвление получило название "креационизм". Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил из глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право. В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства

Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория

Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер.

Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

Альтернативные теории

Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.

Античные мифы

О происхождении человека существует огромное количество легенд и сказаний. В Древней Греции верили, что прародителями людей были Девкалион и Пирра, которые по воле богов пережили потоп и создали новую расу из каменных статуй. Античные китайцы считали, что первый человек был бесформенным и вышел из глиняного кома.

Создателем людей является богиня Нюйва. Она была человеком и драконом в одном лице. По турецкому преданию, люди вышли из Черной горы. В ее пещере была яма, которая напоминала облик тела человека. Струи дождя смывали в нее глину. Когда форма наполнилась и согрелась солнцем, из нее вышел первый человек. Имя ему Ай-Атам. Мифы о происхождении человека индейцев сиу гласят, что людей создал Кролик-вселенная. Божественное создание нашло сгусток крови и начало с ним играться. Вскоре тот стал накатываться о землю и превратился в кишки. Затем на сгустке крови появилось сердце и прочие органы. В итоге кролик накатал полноценного мальчика - предка сиу. По мнению античных мексиканцев, бог создал облик человека из гончарной глины. Но из-за того, что он передержал заготовку в печи, человек получился подгоревшим, то есть черным. Последующие попытки раз за разом становились все лучше, а люди выходили все белее. Монгольское предание один в один схоже с турецким. Человек появился из глиняной формы. Единственным отличием является то, что яму вырыл сам бог.

Этапы эволюции

Несмотря на версии происхождения человека, все ученые сходятся во мнении, что стадии его развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были не выше 130 см. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно. Последним этапом эволюции до появления стали неоантропы. Внешне практически не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды.

Прародина человечества

Несмотря на то, что ученые и историки по всему миру до сих пор спорят о теориях происхождения людей, точное место, где зародился разум, установить все же удалось. Это африканский континент. Многие археологи считают, что можно сузить локацию до северо-восточной части материка, хотя бытует мнение и о доминировании в этом вопросе южной половины. С другой стороны, есть люди, которые уверены, что человечество появилось в Азии (на территории Индии и прилегающих стран). Выводы о том, что первые люди заселяли Африку, были сделаны после многочисленных находок в результате масштабных раскопок. Отмечается, что в то время существовало сразу несколько видов прообраза человека (рас).

Самые странные археологические находки

В число наиболее интересных артефактов, которые могут повлиять на представление о том, каким на самом деле было происхождение и развитие человека, попали черепа античных людей с рогами. Археологические исследования проводились в пустыне Гоби бельгийской экспедицией в середине 20 века.

На территории бывшей были неоднократно найдены изображения летающих людей и объектов, направлявшихся на Землю из-за пределов Солнечной системы. Подобные рисунки есть еще у нескольких античных племен. В 1927 году в акватории Карибского моря в результате раскопок был найден странный прозрачный череп, похожий на хрустальный. Многочисленные исследования не выявили технологию и материал изготовления. Потомки утверждают, что их предки поклонялись этому черепу, словно высшему божеству.

Ни одна другая научная теория не вызывает столько споров, как теория эволюции. Согласно недавнего опроса, только 15% людей верят, что homo sapiens эволюционировали случайно. Поэтому и сегодня появляются все новые теории того, как развивалось и будет развиваться человечество. В нашем обзоре 10-ка самых популярных альтернативных теорий эволюции.

1. Интеллектуальный дизайн


Основателями теории интеллектуального дизайна являются американские математик и философ Виллиан Дембски и биохимик Майкл Бехом . По их утверждению, некоторые вещи слишком сложные, чтобы эволюционировать случайно, поэтому вместо того, чтобы предполагать, что человек - это просто чуть более развитая обезьяна, стоит «начать искать небесный эквивалент Стива Джобса». Другими словами, жизнь на Земле возникла в результате вмешательства некого высшего разума .

2. Морфический резонанс


В то время, как большинство стран мира спорит об эволюции в биологии, Руперт Шелдрейк решил взглянул на происхождение видов с точки зрения Вселенной. Согласно его теории, с течением времени образуются невидимые морфические поля, которые содержат в себе коллективную память организмов и веществ, в том числе и звезд с галактиками. Это информационное поле влияет на последующее развитие похожих видов.

3.Христианская наука


Христианская наука - теория, в которой говорится, что Бог есть везде и все вокруг - его часть. Эта теория, как утверждала Мэри Бэкер Эдди , основана на содержащихся в Библии вечных истинах. Также эта теория заявляет, что ничего не существует, кроме духа, поэтому все вокруг - иллюзия.

4. Космические предки


Люди привыкли всегда считать, что Вселенная имела конкретную дату рождения. Будь она создана Богом или возникла в результате Большого Взрыва - это случилось в какой-то определенный момент. Теория космических предков гласит, что Вселенная существовала всегда, и жизнь также всегда существовала в ней. На Земле жизнь возникла, будучи занесенной микробами из космоса. В дальнейшем жизнь развивались, имитируя жизнь во Вселенной.

5. Древние Астронавты


Согласно теории разумного замысла или космического наследия, инопланетяне прибыли на Землю миллионы лет назад и специально зародили здесь жизнь. В качестве доказательств приводятся древние тексты, летающие тарелки, пирамиды, календарь майя и проч.

6. Прогрессивный креационизм


Общеизвестна история из книги Бытия о том, что Бог создал Землю за шесть дней, а на седьмой день отдыхал. Прогрессивные креационисты утверждают, что каждый из этих «дней» длился миллионы лет .

7. Прерывистое равновесие


Из всех теорий из данного перечня теория прерывистого равновесия является на сегодняшний день наиболее мейнстримовой. Как известно, все археологические находки свидетельствуют не о постепенной эволюции, а о внезапном появлении видов . Теория прерывистого равновесия утверждает, что все виды пребывают в устойчивом равновесии, которые прерываются короткими периодами сильных изменений.

8. Теистический эволюционизм


Теистический эволюционизм - наука, которая больше всего объединила теорию Дарвина и создание человека Богом. Идея заключается в том, что Бог создал Вселенную и все в ней, только он создал все по научной теории. Следовательно, эволюция является одним из божественных инструментов в его экспериментах с творением.

9. Саентология


Религия, которая была создана на основе созданной американским фантастом Роном Хаббардом системе верований, утверждает, что человеческое сознание прошло дорогу от птиц до ленивцев, а затем - обезьян и наконец-то людей. Люди - продукт чужой расы, которая погибла в ядерной катастрофе миллионы лет назад, и их сознание переносилось из одного животного в другое, пока не попало в мозг человека. В качестве нагрузки о животных воспоминаний остались такие чувства, как нерешительность, зависть и зубная боль.

10. Креационизм


Креационизм утверждает, что все в Книге Бытия изложено абсолютно верно. В буквальном смысле: Бог создал Землю и все, что есть на ней в течение шести дней, что мы все произошли от Ноя и когда-то существовали гиганты. Кроме того, Земле только шесть тысяч лет, поэтому любые геологические и археологические данные - полная ерунда.

Какой бы теории появления жизни на Земле не придерживались люди, существует и сегодня.

Экпиротическая теория происхождения Вселенной

Все мы знаем о теории Большого Взрыва. Не будем останавливаться на ней, ее сейчас даже в школах преподают. Так вот, есть альтернативная теория, которая старается объяснить происхождение нашей Вселенной немного по-другому.

Приверженцы этой теории считают, что есть параллельная нашей Вселенная, которая время от времени сталкивается с "сестрой". Энергия столкновения приводит к огромным возмущениям пространства, в результате чего появляются частицы, формирующие затем газовые туманности, галактики, звезды и прочие космические тела.

После столкновения Вселенные разбегаются, но чем дальше они разбегаются, тем сильнее начинают притягиваться друг к другу (а почему бы и нет?). Постепенно они начинают снова сближаться, и к тому времени уже никаких звезд и других объектов в обеих Вселенных нет, все равномерно распределено согласно Второму Закону Термодинамики.

Вселенные снова сталкиваются, и снова энергия столкновения приводит к появлению частиц, и так далее, это бесконечный цикл.

Белые дыры

Все мы слышали о существовании черных дыр. В общем-то, на данный момент об их существовании можно догадываться только по возмущению гравитационных полей/отклонению света. Но ученые уже говорят о существовании белых дыр. Ведь если вещество поглощается черной дырой, где-то же оно должно выбрасываться, правда?

И в теории, точки, где вещество выбрасывается, а не поглощается, действительно существуют. Пока что их не удается обнаружить, однако приверженцы этой теории не оставляют надежды на обнаружение белой дыры в ближайшем будущем.

Вообще говоря, существование белых дыр, если таковые действительно будут обнаружены, нарушает сразу несколько фундаментальных законов физики. И если действительно белая дыра будет обнаружена, то придется подлатывать фундамент нынешней науки, и очень основательно (в который раз, кстати говоря).

Вселенная - это "Матрица"

Да-да, оказывается, одноименный фильм был создан по "мотивам" одной из очень уж экстравагантных теорий, согласно которой вся Вселенная может быть порождением могущественной компьютерной программы, созданной неизвестно кем. Собственно, и компьютер-то такой никто себе представить не может. Конечно, пока что такая теория может быть только частью фантастического фильма, у нее не особо много приверженцев среди ученых. Но таковые находятся, так что считаться с теорией нужно, она заслуживает права на существование.

Вселенная - порождение Черной дыры

Очень интересная теория, согласно которой черные дыры, выбрасывающие вещество непонятно куда, на самом деле, создают новые Вселенные, которые появляются даже быстрее, чем грибы после дождя. Каждая частичка, поглощенная черной дырой, может являться началом новой Вселенной, после того, как частичка, наделенная огромной энергией, взорвется. Это будет Большой Взрыв, и таких Взрывов очень много.

Каждая порожденная Вселенная, в свою очередь порождает новые черные дыры, а те - новые Вселенные. В общем, голова идет кругом, очень уж сложно себе представить всю эту бесконечную круговерть. Но никто не обещал, что все будет просто, правда?

Квантовая теория миров

Эту теорию очень часто используют фантасты в своих произведениях. Суть ее в постоянном разветвлении вариаций. Например, сейчас вы решаете - идти в магазин, или включить ТВ. В одной инвариантности вы идете в магазин, в другой - включаете ТВ. Имеем уже две Вселенных, которые очень слабо отличаются друг от друга, но чем дальше, тем отличия сильнее.

Да и вообще - вариантности "ветвятся" в зависимости от очень многих факторов, включая поведение атомов, которые движутся в разных направлениях и прочее. В результате каждый миг появляются миллиарды миллиардов новых инвариантностей, и чем удаленнее они друг от друга, тем сильнее различаются эти Вселенные.

Образно это можно представить себе как веер, каждая лопасть которого бесконечно делится, и каждая из последующих частей снова делится, и так далее...

Вот только небольшая часть тех теорий, которые существуют на данный момент. Интересно было бы узнать о тех теориях, которые известны Вам. Если есть что рассказать - милости просим в комментарии.

В научных кругах существует ряд концепций антропогенеза, не признаваемых официальной наукой, однако имеющих определенное число последователей.

К числу последних необходимо в первую очередь причислить концепцию П.

Тейяра де Шардена, чью позицию по вопросам происхождения жизни и видов мы рассматривали в предыдущей главе. Теперь рассмотрим его гипотезу происхождения человека в рамках разработанной им философской концепции теистического эволюционизма. Тейяр де Шарден приходит к выводу, что эволюция - это, прежде всего, психическая трансформация. Инстинкты различны. «Психика насекомого не является (и не может быть) психикой позвоночного. С этой точки зрения можно было бы сказать, что всякая форма инстинкта по-своему стремится стать «разумом», но только на человеческой линии (по внешним и внутренним причинам) операция удалась до конца» . Относительно физического и духовного развития человека Тейяр де Шарден придерживается своей общей теории, ко- торую он назвал теорией «фил и мутовок». Из мутовки высших приматов выделилась одна фила (монофилетизм), которая оказалась наиболее жизнеспособной и центральной в пучке. Она вела к человеку разумному через предгоминидов и неандертальцев. Он сделал вывод, что человек слишком бесшумно вошел в мир, чтобы проследить его корни, его истоки. Что касается духовного становления человека, то оно также связано с физическим усовершенствованием. Мозг смог увеличиться благодаря прямой походке, освободившейся руке; благодаря ей же глаза приблизились друг к другу за счет уменьшения лицевой части, стали смотреть в одну точку и фиксировать то, что брали руки. Тейяр де Шарден пытается раскрыть природу ступеней рефлексии, то есть сосредоточения на себе самом. В какой момент это произошло, сейчас, по его мнению, дать ответ невозможно. «Крупинка мысли образовалась так же как крупинка материи, крупинка жизни. Возникает «я», которое сохраняется, лишь становясь все более самим собой, по мере того, как оно делает собой все остальное. Но, говоря об изначальном возникновении рефлексии, «совершенно невозможно уйти от проблемы прерывности. Если переход к рефлексии есть критическая трансформация, мутация от нуля ко всему, то невозможно представить себе на этом точном уровне промежуточного индивида. Надо решиться допустить, что ее появление произошло между двумя индивидами. Не пытаясь представить невообразимое, запомним только, что возникновение мысли представляет собой порог, который должен быть перейден одним шагом»294. В конечном итоге Тейяр де Шарден пишет о «планетизации» человечества, что ведет к стадии Сверхжизни, на которой оно соединяется с Божественной полнотой, «точкой Омега». Он отмечает, что «для верующего христианина конечный успех гоминизации положительно гарантирован «воскреси- тельной благодатью» Бога, воплощенного в Своем творении. Ибо если в конечном счете мыслящие центры мира действительно образуют «единое с Богом», то это состояние достигается не путем отождествления (Бог становится всем), а путем дифференцирующего и приобщающего действия любви (Бог весь во всем), что совершенно ортодоксально с христианской точки зрения»295. Таким образом, мы сталкиваемся в лице Тейяра де Шардена с внутренним конфликтом между верой и разумом. С одной стороны, о. Тейяр глубоко верующий человек, о чем свидетельствуют ряд его трудов в области теологии. С другой - свой главный труд «Феномен человека» он призывает рассматривать как бы в отрыве от Бога, «исключительно как научную работу». В его учении четко прослеживаются элементы пантеизма и деизма, что в целом характерно для многих мыслителей ХХ в., в частности для А. Бергсона.

Философская позиция А. Бергсона оказала большое влияние на взгляды Тейяра де Шардена. Согласно Бергсону, жизненный порыв имеет форму пучка, из которого по отдельным линиям возникают различные виды живых существ: растения, животные, человек. Человек является «целью» эволюции. Бергсон писал: «Жизнь в целом является как бы огромной волной, которая распространяется от центра и почти по всей окружности останавливается и превращается в колебание на месте: лишь в одной точке препятствие было побеждено, импульс прошел свободно. Этой свободой и отмечена человеческая форма. Повсюду, за исключением человека, сознание оказалось загнанным в тупик: только с человеком оно продолжило свой путь. Организованный мир в целом является как бы питательной почвой, на которой должен был произрасти или человек, или существо, которое духовно походило бы на него. Животные, как бы ни были они отдалены от нашего вида, даже враждебны ему, все же были полезными спутниками, на которых сознание взвалило все то громоздкое, что оно тащило, и которое позволило ему подняться - с человеком - до таких высот, откуда открылся перед ним безграничный горизонт»1.

Таким образом, в философских взглядах А. Бергсона четко прослеживается телеологизм. Концепция «жизненного порыва» дает онтологическое обоснование свойств живого: у растений - чувств итель- ность, у животных - инстинкт, у человека - интуиция и интеллект.

Проследив динамику развития различных концепций антропосо- циогенеза, можно выявить ряд закономерностей. Немаловажное значение в становлении умственного развития человека имел переход к мясной пище. Сознание человека, возникшее естественным путем в ходе эволюции в виде пучка или жизненного порыва, прослеживается в концепциях Тейяра де Шардена и А. Бергсона. Гипотеза Б.Ф. Поршнева выдвигает на первое место логическую взаимосвязь человека с окружающим его животным миром, что лежит в основе рефлексии. Переведен акцент с трудовой гипотезы Ф. Энгельса на биосоциаль-

1 Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - С. 258.

ную природу человека, причем в социальной природе одни ученые выделяют в качестве двигателя антропогенеза альтруизм, другие - агрессивность. Предложены когнитивные механизмы передачи культурной информации в процессе геннокультурной коэволюции из поколения в поколение, что могло способствовать социализации человека.

В гносеологии известны три источника познания - это чувственное, рациональное, интуитивное. Два первых исследовались наукой, рациональной традицией в целом, а интуитивное как самостоятельное начало познания осваивалось в различных религиозно-мистических воззрениях, в частности в концепциях философии Востока. В настоящее время это направление имеет немалое число сторонников- дилетантов и представляется в многочисленных модных «неофициальных» публикациях под интригующим названием «энергоинформационный обмен».

Теософская концепция в совокупности с некоторыми современными научными разработками является одной из подобного рода концепций, сочетающей в себе черты христианства, индуизма, буддизма, йоги и ряда других восточных учений. Основоположник теософского направления - Е.П. Блаватская явилась автором труда «Тайная доктрина», представляющего собой синтез оккультных наук, религии и философии. Подобно геккелевской религии монизма, теософия, претендуя на звание универсальной теории познания, не признается ни классической наукой (из-за отсутствия эмпирических данных), ни христианским богословием (из-за еретических позиций и высказываний). Согласно данной концепции, жизнь на нашей планете и во Вселенной представлена непрерывной эволюцией различных форм. Нет понятия «сохранять свои позиции». Поэтому есть одна линия улучшающихся форм, населенных опережающими развивающуюся жизнь, и другая линия дегенерирующих форм, отброшенных опережающими, но одушевленных отставшими. Когда отставших больше не остается, этот вид постепенно вымирает. Эти формы кристаллизовались, ликвидируя возможности улучшения, поэтому они возвращаются в минеральное царство и добавляются к различным слоям земной коры. Человек, идущий в авангарде прогресса, строил свои тела, начиная от сходства с амебой до человеческой формы дикарей и затем через различные стадии, до самых высокоорганизованных тел на Земле. Утверждение материалистической науки, что человек прошел через различные виды растений и животных до антро- поида и от него развился в человека, по мнению теософии, не совсем верно. Человек никогда не населял формы, идентичные современным животным или современным человекоподобным видам. Он населял формы сходные, но более высокоразвитые296.

Сторонники теософской концепции считают, что современные человекообразные обезьяны деградировали в определенный период развития из человеческой формы. Это же касается и предполагаемых «отсутствующих звеньев» или уже обнаруженных, о которых говорилось выше. В связи с признанием существования как бы двух встречных волн - прогресса и регресса, считается, что антропоиды могут стать человеческими существами. В определенный период (теософи- сты называют его периодом Венеры) нынешние растения будут человечеством, а в период Вулкана наши минералы достигнут человеческой стадии297. Здесь уместно снова вспомнить знаменитую фразу оксфордского епископа Вильберфорса, произнесенную в споре с Томасом Гексли. Несколько перефразируя ее, согласно космогоническим представлениям, получается, что не только «каждая репа стремится стать человеком», но и каждый человек стремится сделаться репой, а то и камнем. Поскольку, опять же согласно данной концепции, минеральное царство - это конечная цель форм всех царств, когда они достигнут кульминационной точки в своей деградации. Подтверждением этому, по их мнению, служат отложения различных видов каменного угля, которые являлись ранее растительными формами. Е.П. Блаватская в своем труде «Тайная доктрина» писала: «Природа (в человеке) должна стать соединением Духа и Материи, прежде чем он станет тем, что он есть; и Дух, сокрытый в Материи, должен постепенно пробудиться к жизни и сознанию. Монада должна пройти через свои минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса проснется в животном человеке»298. Что ж, как писал православный иеромонах Серафим Роуз, «каждая ересь имеет свою собственную "духовность"»299.

Сторонники теософской космогонии считают, что эзотерическое учение об эволюции подтверждается эмбриологией - биогенетическим законом Э. Геккеля, о котором они говорят как о «великом и бесстрашном ученом»300. Однако в гл. 2 мы ссылались на мнение современных авторитетных ученых, не считающих этой «закон» законом.

Таким образом, космогоническая концепция происхождения человека является совершенно особенной, отличной от материалистической и креационной. Следует, однако, заметить, что уровень аргументации этой концепции и у Е.П. Блаватской, и у материалиста Ф. Энгельса примерно одинаков: и то и другое - умозрительные конструкции.

На креационизме, как одном из философско-религиозных направлений современного естествознания, мы уже останавливались достаточно подробно. Сторонники фундаментального креационизма считают, что человек (Homo sapiens) был сотворен Богом в шестой день и является неизменным от момента сотворения до наших дней. Что касается сходства человека и человекообразных обезьян, то отдельные представители фундаментального креационизма как бы не замечают этого сходства либо полагают, что такового у человека с обезьянами не больше, чем с другими представителями животного мира301.

Другие же, напротив, полагают, что человек имеет так много сходства с человекообразными обезьянами, что это может быть объяснено лишь с позиций специального замысла Творца, в рамках которого обезьяне отведена роль нашего пародийного двойника.

Все палеонтологические находки, о которых мы упоминали ранее, являются, по мнению креационистов, либо некорректной интерпретацией данных благодаря незначительности ископаемых останков (рамапитек, питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек), либо вымершими обезьянами (австралопитеки), либо вполне обычными людьми (различные виды Homo erectus, неандерталецы), хотя и с некоторыми анатомическими особенностями. Например, встречаются такие рассуждения: «Так как никто не видел сегодня живых австралопитеков, а сухие кости не говорят, мы должны довольствоваться догадками и спорными умозаключениями, но при всем этом вряд ли можно усомниться в обезьяноподобном статусе австралопитеков»302.

Мы в свою очередь готовы согласиться с тем, что многие палеонтологические находки слишком поспешно были включены в цепь антропогенеза в качестве «недостающих звеньев». Обломка челюсти или бедренной кости бывает явно недостаточно, чтобы в полной мере идентифицировать человекоподобного предка в отдельно взятых случаях. Однако нельзя игнорировать и факты обнаружения при раскопках вполне целых черепов и даже скелетов, о чем мы упоминали выше. С нашей точки зрения, отрицать их реальное существование в прошлом так же бессмысленно, как и утверждать, будто все экземпляры Homo erectus и Homo neanderthalensis - всего лишь обособившаяся раса обычных людей, деградировавших в тяжелых условиях после Всемирного потопа и Вавилонского столпотворения303.

Представления креационистов о неандертальцах весьма противоречивы. С одной стороны, они убеждены, что данные представители рода Homo обладали нормальной способностью к речи, занимались искусством и имели религиозные чувства, а также в том, что неандертальцам было свойственно высокое чувство нравственного долга и высокая степень социальной организации. С другой - представители креационного направления утверждают, что все ископаемые останки вышеупомянутых существ свидетельствуют, на их взгляд, о перенесенных заболеваниях костно-суставного характера: рахита, артрита, кариеса, а также туберкулеза и сифилиса, что якобы и послужило причиной их вымирания304. Отсюда - весьма нелестная характеристика неандертальцев, напоминающая бюллетень по профилактике венерических заболеваний: «В Европе существовала вырождающаяся форма Homo sapiens - неандерталец. Он страдал от неправильного питания и рахита, имел беспорядочные половые связи, из-за которых сифилис был распространенным явлением»305. Данная идея весьма удачно перекликается с теософской концепцией о том, что обезьяна - это деградировавший человек. Однако науке неизвестны случаи исчезновения каких-либо видов животных с лица Земли по причине распростране- ния заболеваемости, поскольку в популяции всегда находятся виды, резистентные к возбудителям инфекционных и инвазионных заболеваний, и эта часть обусловливает существование межэпизоотических периодов и обеспечивает выживание вида. Кроме того, существуют данные, что отличия нуклеотидных последовательностей неандертальцев от митохондриальной ДНК человека выходят за границы внутривидового разнообразия Homo sapiens. Это говорит о том, что неандертальцы представляют отдельный, хотя и близкородственный человеку, вид306. Фундаментальными креационистами оспаривается также и возраст ископаемых находок, который как и возраст Земли, не превышает нескольких тысяч лет. Свидетельством этому, по их мнению, служит то, что в большинстве случаев рядом с ископаемыми останками человекообразных предков в изобилии встречаются кости современных людей.

Нами изложены основные научно-философские позиции, касающиеся вопроса происхождения человека. Как можно заключить из всего вышесказанного, ни одна из них не дает исчерпывающего ответа на этот весьма важный и основополагающий вопрос. Удается четко проследить две крайние позиции: эволюционно-материалистическую и креационно-идеалистическую. Между ними стоит христианский эволюционизм Тейяра де Шардена, а также теософская точка зрения. Источником теософских знаний является оккультизм. Понятие эксперимента у сторонников данного направления отличается от того, о котором писали еще Ф. Бэкон и Р. Декарт, предложившие новую этику научного исследования. Они пытаются провести и объяснить ряд экспериментов, а также научных фактов со своих субъективистских позиций, предлагают визионерские подходы и аргументацию, в основном отторгаемую современной наукой.

В отношении крайних креационистов можно отметить, что, несмотря на благие намерения отстоять библейскую концепцию, субъективной интерпретации не избежали и они. Как уже было отмечено, они в значительной степени игнорируют очевидность палеонтологических находок. «Слишком велик соблазн списать все на ловких шут- ников или неловких датировщиков»307. Согласно наиболее распространенной ныне, так называемой «стадиальной» теории антропогенеза, человек развился эволюционным путем, постепенно, через ряд последовательных стадий от обезьяны до человека разумного, живущего в наши дни. При этом уже в течение целого века преобладает схема, в немногих вариантах повторяемая любым учебником на любом континенте. Схема эта, по мнению некоторых ученых-биологов, напоминает пьесу. «Пьеса вдруг оказывается захватывающим детективом, и главный ее персонаж - человек разумный, окруженный консилиумом достойных профессоров, уверенных, что пациент - внук африканского человека умелого и сынок человека прямоходячего, - заподозрен в бродяжничестве и сокрытии предков»308.

Между тем далеко не все материалисты принимают стадиальную теорию безоговорочно. Б.М. Медников писал: «Все новые и новые факты убеждают, что «стадиальная» теория в основном своем принципе не права. Стадии архантропов и палеоантропов не сменяли друг друга. Они продолжительное время могли сосуществовать, и сосуществование это порой не было мирным. Одна «стадия», более прогрессивная, или поглощала, растворяла в себе предыдущую, или же попросту истребляла физически (вспомним вышеизложенную теософскую концепцию о существовании опережающих и дегенерирующих форм - прим. авторов). Одновременно жили разные человекоподобные. Нужно помнить, что в природе нет «стадий», их для удобства изучения устанавливаем мы сами»309. История палеонтологических находок свидетельствует, что стадия развития некоторых ископаемых гоминид далеко не всегда соответствует их возрасту. Так, череп Homo rudolfensis, найденный Р. Лики в 1972 г. и получивший номер 1470, произвел фурор. Он имел возраст 3 млн лет и объем мозговой полости 800 см, что превосходит данные габилиса, жившего 1 млн лет спустя, а по отсутствию надглазничного валика он более человекоподобен, чем неандертальцы. В отложениях реки Соло на Яве были одновременно найдены останки, близкие к архантропам, и рядом с ними - костяные орудия кроманьонцев (вспомним вышеописанный пример находки синантропа). То же самое Б.М. Медников говорит о родезийском человеке, имевшем весьма примитивный череп, но жившем одновременно с человеком современного типа310.

Дуэйн Гиш, опираясь на исследования Луиса Лики, пишет: «Если австралопитек, Homo habilis и Homo erectus жили одновременно, как может кто-то из них быть предком остальных? И как могут эти существа быть предками человека, если прямо под ними, на более низком стратиграфическом уровне найдены человеческие артефакты - то есть по времени они старее своих предполагаемых предков?» . Помимо этого некоторые ученые считают, что «австралопитеки уникальны. Эти кости явно отличаются и от человеческих, и от обезьяньих гораздо больше, чем первые и вторые друг от друга»311. Поскольку эволюционисты вполне отдают себе отчет в том, что многие факты свидетельствуют не в их пользу, они пытаются истолковать происхождение человека в модифицированных вариантах. Так, Н.Н. Иорданский в своей книге «Эволюция жизни» представляет некоторые такие теории. Одна из них - теория пресапиенса, выдвинутая еще в 50-е гг. Г. Хеберером, А. Валуа и другими исследователями, согласно которой архантропы и палеоантропы не были предками неоантропов. Предком неоантропов был «пресапиенс», отличавшийся более «изящным» анатомическим строением. В качестве пресапиенса предлагались ископаемые останки различных гоминид, в том числе и пресловутый «Пилтдаунский человек». Однако последующий анализ возможных кандидитов не подтвердил их принадлежности к пресапи- енсу312. Значительно более правдоподобно, по мнению Н.Н. Иорданского, выглядят теории моно- и полицентризма. Согласно первой, каждый новый вид рода Homo, соответствовавший новой стадии антропогенеза, формировался в пределах какой-то определенной части ареала предкового вида и затем расселялся из этого центра, постепенно вытесняя предковую форму и отчасти гибридизируясь с нею. Сторонники полицентризма объясняют перекрывание стадий различных антропоидов независимой параллельной эволюцией разных фи- летических линий гоминид, каждая из которых могла проходить последовательные стадии своими темпами313. Сам автор отмечает, что с точки зрения теории моноцентризма сложно объяснить возникнове- ние различных человеческих рас, а веским аргументом против теории полицентризма является биологическое единство современного человечества.

С нашей точки зрения, ни одна из вышеперечисленных теорий не может считаться состоятельной, поскольку налицо - явное расхождение фактов.

Для того чтобы построить теорию, по-возможности максимально приближенную к истине, необходимо четко дифференцировать имеющиеся факты. А они говорят следующее: 1.

В настоящее время существует единственный вид человека - Homo sapiens. 2.

В настоящее время существует группа животных - человекообразных обезьян, имеющих много общих с человеком черт внешнего и внутреннего строения. 3.

Периодически обнаруживаются ископаемые останки существ различной степени древности - от нескольких десятков тыс. лет до 35 млн лет, имеющие в своем строении признаки как человека, так и человекообразных обезьян; эти останки в ряде случаев обнаруживают вместе с останками человека современного типа.

Таким образом, согласно теории Э. Фромма в суждениях о собственной природе, как и в других суждениях, человек реализует идею своей свободы, которую он считает «подлинным завоеванием человеческой личности». Данная идея заключается в способности свободно выбирать и способности высвободиться из плена иррациональных страстей1. Все вышеупомянутые концепции используют одинаковую эмпирическую базу, опираются на одни и те же факты, но при этом делают различные выводы, исходя из своих философских, методологических и мировоззренческих позиций.

До XIX века наиболее популярной теорией была версия его сотворения . В зависимости от религии, имело свою специфику. В частности, христиане придерживались точки зрения, что человек был сотворен на шестой день существования мира по образу и подобию божьему.

В XIX-XX веках по мере роста научного сознания теория эволюции все больше стала вытеснять религиозные взгляды о сотворении . Ответом на это стал так называемый научный креационизм, в рамках которого ряд христианских деятелей стремились подтвердить библейские постулаты с помощью научных аргументов.

В научном креационизме существует два основных направления. Согласно так называемому младоземельному креационизму и Земля, и человек были созданы не более 10000 лет назад и из Библии о 6 днях творения следует воспринимать буквально. Другая категория креационистов считает слова о 6 днях библейской , означающей более длительный период времени. Объединяет эти теории то, что все креационисты отрицают эволюционную связь человека и приматов и настаивают на божественном вмешательстве в антропогенез.

Наибольшее распространение креационизм получил среди протестантов США, однако подобных взглядов придерживаются и некоторые представители католической и православной церквей.

Несмотря на поддержку научного креационизма некоторыми отдельными исследователями, в основном относящихся к группам протестантов-фундаменталистов, в целом научное сообщество считает научный креационизм не полноценной теорией антропогенеза, а религиозной доктриной.

Инопланетное влияние

Еще одна альтернативная теория - это версия о вмешательстве извне. Согласно представлениям сторонников этой теории, Земля - не единственная населенная планета во Вселенной. Существует несколько версий, опирающихся на постулат инопланетного вмешательства. По одной из них, люди - это прямые потомки , посетивших Землю. С другой точки зрения, инопланетяне не просто случайно заселили Землю, а сделали это намеренно и контролируют историю человечества.

В рамках теории инопланетного влияния происходит исследование планет на наличие сходных с земными микроорганизмов или их следов.

Самая умеренная часть сторонников инопланетной теории происхождения человека придерживается версии, что влияние стало не причиной непосредственно антропогенеза, а повлияло на появление на Земле первых живых существ - бактерий. Из представленных версий только последняя рассматривается академической наукой как возможная адекватная гипотеза.