Как пишутся местоимения с приставкой кое-? Слитное, дефисное и раздельное написание местоимений

Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто, кто-то, кое- кто, кто-нибудь, некто близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках. Местоимение что-то (кто-то) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего. Например: Кто-то звонит по телефону. Что- то не отмечено в данном документе.

Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему. Например: Я кое-что скажу по этому вопросу. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение “неизвестно что или кто”, а частица - нибудь придает значение “безразлично что или кто”. Например: Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе. Неопределенные местоимения с частицей -нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях.

Например: Мы обязательно увидим что-нибудь интересное.

Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня? Местоимения с частицей -либо имеет более общее значение по сравнению с местоимениями с частицей -нибудь. Например: Попросить кого-нибудь (одного из неизвестных) - попросить кого-либо (любого из неизвестных).

Правописание местоимений

Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие:

При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак:

Им.п. чей портрет, чья книга

Р.п. чьего портрета, чьей книги

Д.п. чьему портрету, чьей книге и т.д.

Местоимения с приставкой кое- и частицами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

В отрицательных местоимениях под ударением пишется частица не, а без ударения - ни. Например: некого спросить, никого не спросить.

В отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить.

Правописание приставок в неопределенных местоимениях

Неопределённые местоимения образуются при помощи приставок не- и кое -:

который → не который

какой →кое- какой

Правило 1. Приставка не- всегда пишется слитно.

Правило 2. Неопределённые местоимения с приставкой кое- пишутся через дефис .

кое-что

кое-кто

кое-чей

Правило 3. Если после приставки кое- есть предлог , раздельно пишутся три слова - приставка кое- без дефиса, предлог и местоимение.

кое с кем поговорить

разобраться кое в чём

Правописание суффиксов в неопределенных местоимениях

Неопределённые местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь .

кто → кто-то

какой → какой-либо

что → что-нибудь

Правило. Суффиксы -то, -либо, -нибудь всегда пишутся через дефис:

-то, -либо, -нибудь -

чёрточку не забудь!

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О правописании местоимений ().
  2. Genon.ru ().

Домашнее задание

Перепишите предложения, ставя, где нужно, дефис.

1. К кому то принесли от мастера ларец (Кр.). 2. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих то шагов. 3. Кое в чем его упрекали, но совершенно напрасно (Купр.). 4. Он [Дерсу] хотел что то сказать, о чем то спросить и, видимо, не решался (Арс.). 5. Мелькнула стайка чирков и еще каких то больших уток (Пришв.). 6. Ему казалось, он уже понял сущность искусства лучше, чем кто либо другой (Фед.). 7. Как только на день, на два, бывало, придется остановиться и ждать чего нибудь, Чапаева не узнать (Фурм.). 8. Нынче вечером я еду на юг, перед отъездом я решил кое что сделать для вас (Никул.). 9. Ты еще увидишь, кое кому мое предложение придется не по вкусу (Аж.).

Задание №2

Подберите примеры к каждому из правил о правописании неопределенных местоимений. Составьте с данными словами предложения.

Правописание личных местоимений

  • В том случае личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в форме косвенных падежей (т.е. все падежи, не считая именительного) и стоят после предлогов , то к местоимению обычно прибавляется буква н : с н им, с н ими, с н ей, вокруг н его, меж н ими, среди н их.
  • Присоединения н не бывает
  • после производных предлогов, управляющих дательным падежом (благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу): благодаря ему , наперекор им , навстречу ей , подобно ему ;
  • после сравнительной степени прилагательных и наречий: отец старше ее ; она приехала ранее его .
  • Правописание неопределенных местоимений

  • Внеопределенных местоимениях (и в наречиях) приставка кое- (кой-) и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-что, кое-кто, чем-то, какой-никакой, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, некий, какой-нибудь, какой-либо .
  • В том случае меж приставкой кое- (кой-) и местоимением стоит предлог , то всё сочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким .
  • Правописание отрицательных местоимений

  • В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не- , а в отсутствие ударения - приставка ни- : не кого спросить - ни кого не повстречать, не чего страшиться - ни чего не выяснить.
  • В том случае в косвенных падежах имеются предлоги , то тогда не и ни являются частичками, а всё сочетание пишется раздельно (в три слова): некоторого - не от кого, никого - ни от кого, некоторому - не к кому, никому - ни к кому.
  • Примечания:

    1. Нужно уяснить словосочетание, состоящее из 6 слов с частичкой ни : как ни в чем же не бывало ;

    2. Нужно отличать сочетания не кто другой, как ; не что другое, как от сочетаний никто другой ; ничто другое . К примеру: Барометр является не чем другим, как прибором для измерения атмосферного давления. - Ничем другим , не считая плавания, он заниматься не желал.

  • В сочетаниях вероятна перестановка слов: не другой кто, как; не другое что, как . К примеру: Это был не другой кто, как ваш доктор. - Это был не кто другой, как ваш доктор; Слова брата были не что другое, как - Слова брата были не другое что, как обычная, несуразная болтовня. Сочетания никто другой, ничто другое не допускают схожей перестановки.
  • Сочетания не кто другой, как; не что другое, как есть возможность поменять частичками конкретно, как раз : Это был не другой кто, как ваш доктор. - Это был конкретно ваш доктор.
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как выражают противопоставление, а не в этом случае является отрицательной частичкой и пишется с местоимением раздельно, альянс как синонимичен союзу а , выражающему противительные дела: Притча в фольклоре - это не что другое, как рассказ о придуманном событии; Передо мной стоял не кто другой, как сам владелец дачи ; Передо мной стоял не кто другой, а сам владелец дачи . Сочетания никто другой и ничто другое не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом, ни в данном случае играет роль приставки и пишется слитно: Это задание не имел возможность выполнить никто иной ; Ничем другим , как безответственностью, нельзя разъяснить таковой поступок (есть 2-ое отрицание).
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как употребляются в утвердительном предложении, т.е. в их нереально в отсутствие конфигурации смысла поставить 2-ое отрицание, к примеру, перед сказуемым. Сочетания никто другой, ничто другое употребляются в отрицательных предложениях, в каких перед сказуемым стоит частичка не : Никто другой не имел возможность этого сделать; Ничто другое , не считая арифметики, его не заинтересовывало.
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как употребляются с союзом как ; сочетания никто другой, ничто другое употребляются в отсутствие как : Это был не кто другой, как мой школьный товарищ. - Никто другой этого сделать не имел возможность; Это было не чем другим, как обычным фокусом. - Ничем другим он не занимался . Однако: Ничем другим , как безответственностью, нельзя разъяснить таковой поступок (сравнительный оборот как безответственностью , его есть возможность опустить).
  • 3. Нужно отличать местоимения с предлогами от омонимичных им союзов и наречий : за чем - для чего, за то - зато, при чем - при этом, при том - притом, не для чего - незачем и т. д.

    Чтоб различить омонимичные части речи, следует проанализировать их морфологические признаки: на какие вопросы они отвечают, к каким словам в предложении относятся, какими членами предложения являются, как меняются и т.д.

    За чем пойдешь, то и отыщешь (местоимение чем с предлогом). - Для чего вы посетили нас (наречие)?

    Ты в ответе за то происшествие (местоимение то с предлогом, относящимся к существительному происшествие ). - Зато отдохнем (альянс).

    При чем был, при том и остался (местоимение чем с предлогом). - Задание выполнено, при этом досрочно (альянс).

    При чем был, при том и остался (местоимение то с предлогом). - Путь тяжкий, притом страшный (альянс).

    Не за чем спрятаться (местоимение чем с предлогом). - Незачем скрываться (наречие).

    См. дополнительно: Как пишутся союзы и омонимичные части речи в российском языке?

    4. Просторечное слово нипочём - это наречие, пишется слитно, служит синонимом наречия никак и наречия недорого : Н ипочём не слушает бабушку; Продают нипочём .

    Упражнения к теме «Правописание местоимений»

    Упражнение 1. Сформулируйте условия потребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и в отсутствие нее.

    В отсутствие, в, для, до, за, из, к, на, при, про, около, впереди, мимо, снутри, вне (его, него, ее, нее);

    вопреки, наперекор, согласно, вослед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему);

    за исключением, насчет, по поводу (его, него).

    Упражнение 2. Растолкуйте написание местоимений.

    Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-либо, чей-либо, ни к чему, некоторого, кое с кем, ни с чем.

    Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно растолкуйте написание местоимений.

    1. (Н...)чья судьба, не считая собственной своей, вас более не интересует.

    2. Пилат оборотился и пошел к помосту, вспять к ступеням, не смотря (н...)(на) что, не считая разноцветных шашек настила под ногами, чтоб не оступиться.

    3. Однако (н...)какого Коровьева так и не отыскали, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел.

    4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким дискуссиям не подходящ.

    5. Больше (н...)что не беспокоило друзей.

    6. Пастух клялся позже, что зверек шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания.

    7. Реальную нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха.

    8. Скучен день до вечера, если делать (н...)чего.

    9. (Н...)(с)кем мне побеседовать и (н...)кого слушать.

    10. Однако (н...)кому мне шапкой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют.

    11. Все были убеждены, что он [Дубровский], а (н...)кто другой, предводительствовал отважными злодеями.

    12. Ей казалось, что (н...)кто, не считая него, не имел возможность снять с (она) неисправимой вины, нестерпимой тяжести.

    13. Скованный (н...)чем неодолимой вялостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с владельцем, (н...)что явилось предпосылкой спора.

    14. (Н...)что не нарушало тишины.

    15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особых красот и богатств, не считая лесов, лугов и прозрачного воздуха.

    16. Нездоровому имел возможность посодействовать только хирург и (н...)кто иной.

    17. Этот цветок (н...)что другое, как нарцисс.

    18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем другим.

    Дополнительно:

  • Что такое местоимение?
  • Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?
  • Какие есть разряды местоимений?
  • Какова синтаксическая роль местоимений?
  • Каковой план морфологического разбора местоимения?
  • Каковы нормы потребления местоимения собственный?
  • Каковы нормы потребления местоимения себя?
  • Каковы нормы потребления местоимения сама?
  • Каковы нормы потребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы потребления местоимения он (она, оно, они) в купе с предлогом?
  • Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?
  • Источники:

  • Глава «Правописание местоимений» в пособии А. Зубковой «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Правописание местоимений» в пособии Н. Валгиной, В. Светлышевой «Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения»
  • а) местоимения-сущ-е, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные с предлогом пишутся раздельно (поэтому полю, потому берегу, затем углом, насколько рублей дороже). В этом случае местоимение можно изъять из словосочетания, а предлог оставить, или заменить местоимение сущ-м, прилагательным, числительным (по полю, по берегу, за углом, напять рублей дороже)

    б) местоименные наречия, образованные слиянием предлога и падежной формы местоимения-сущ-го, местоимения-прилагательного, местоимения-числительного, пишутсяслитно (поэтому, потому, посему, затем, насколько)

    в) местоимения с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис (кое-кто, кое-где, кто-то, где-либо, как-нибудь)

    Билет №10

    Время и спряжение глаголов. Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение.

    Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. При спряжении изменяются окончания глаголов. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Глаголы II спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
    Спряжение глаголов определяется двумя способами: – по личному окончанию, если оно ударное: петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.); лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.); – если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется по суффиксу неопределённой формы. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно: 1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять); 2) определить, какая гласная стоит перед -ть. Ко II спряжению относятся: – глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить); – 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть; – 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них. Например: задышать, присмотреть, перегнать. К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть: греть, тянуть, таять.

    Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

    Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

    • какой?

    Определение может быть выражено разными частями речи: существительным , прилагательным
    или местоимением . Подчеркивается волнистой линией.

    Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

    • кого? чего?
    • кому? чему?
    • кого? что?
    • кем? чем?
    • о ком? о чем?

    Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

    Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

    По образу действия:

    • каким образом?

    По месту:

    • куда?
    • откуда?

    По времени:

    • когда?
    • как долго?
    • с каких пор?
    • до каких пор?

    По причине:

    • почему?
    • отчего?
    • зачем?
    • для чего?

    Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

    Прямое дополнение в русском языке – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, например: читать КНИГУ, просматривать ЖУРНАЛ, вести РЕБЁНКА, привезти ДРОВА, увидеть ЕГО.

    В некоторых случаях (при указании на часть предмета и при отрицании) прямое дополнение выражено существительным в родительном падеже без предлога, например: купить МОЛОКО (вин. пад) , купить МОЛОКА (род. пад. – указание на часть, не всё молоко, что есть в магазине) , не купить МОЛОКА (род. пад. – отрицание) .

    Все остальные дополнения – косвенные, например: укрыться ОДЕЯЛОМ (тв. пад) , рад ВСТРЕЧЕ (дат. пад.)

    О» и «ё» после шипящих в корнях слов

    Билет №11

    1)Лицо глагола и безличные глаголы. Определение и приложение

    В русском языке есть большая группа глаголов, которые обозначаютдействие, происходящее само по себе, без действующего лица (или предмета). Они называются безличными.
    В предложениях безличные глаголы обычно бывают сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего:
    По ночам подмораживало. Лодырю всегда нездоровится.
    С моря веет прохладой. За окном гремело.

    Безличные глаголы могут обозначать:

    o явления природы;

    o состояние человека;

    o желание, возможность, необходимость действия.

    Безличные глаголы употребляются только:

    · в изъявительном наклонении –

    o в форме 3-го лица ед. ч. настоящего времени: темнеет
    или будущего времени: будет темнеть;

    o в форме среднего рода прошедшего времени: стемнело, вечерело, светало;

    · в условном наклонении –

    o в форме среднего рода: стемнело бы, рассвело бы скорее.

    · в неопределенной форме: темнеть, начинает смеркаться.

    Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.

    Различаются три лица глаголов : первое, второе и третье.

    Форма первого лица единственного числа обозначает действие говорящего: пою, зайду.

    Форма первого лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и говорящий: поём, зайдём.

    Форма второго лица единственного числа обозначает действие собеседника:поёшь, зайдёшь.

    Форма второго лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и собеседник: поёте, зайдёте.

    Формы третьеголица единственного и множественного числа обозначают действия того или тех, кто не участвует в диалоге, т.е. не является говорящим или собеседником: поёт, зайдёт, поют, зайдут.

    Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

    Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.) , не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

    Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

    Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

    Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

    Ь» в глаголах

    Ь в глаголах употребляется :

    1. Когда они стоят в неопределенной форме (отвечают на вопрос что делаТЬ? ):вызываТЬ, наливаТЬ . Это правило работает и при добавлении постфикса -ся : вызываТЬся, наливаТЬся .

    2. В глаголах 2-го лица единственного числа (то есть в случае если к глаголу можно присоединить местоимение ты ) настоящего или будущего времени: вызовеШЬ, нальеШЬ . При добавлении постфикса -ся правило тоже остается в силе:вызовеШЬся, нальеШЬся .

    3. В повелительном наклонении (им выражают просьбу либо приказ): вызовиСЬ, отреЖЬ . Ь сохраняется и при добавлении окончания -те и постфикса -сь : отреЖЬте, спряЧЬтесь .

    В форме 3-го лица (когда к глаголу можно присоединить местоимения он, она, оно, они и задать вопрос, в котором нет Ь : что делаеТ? что делаюТ? что сделаеТ? что сделают? ): работаеТ, вызываеТ, отрежеТ, спрячуТ . При добавлении к такому слову постфикса -ся буква Ь, естественно, не появляется: работаеТся, вызываеТся, отрежеТся, спрячуТся .

    Б. В формах ляГ - ляГте и глаголах типа пойдеМте, начнеМте, сделаеМте , несмотря на то что они стоят в повелительном наклонении.

    Запишите однокоренные наречия к данным словам, обозначая условия употребления дефиса. Какой частью речи являются слова первый, седьмой и др.?

    Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в- (во-) , если в слове есть суффиксы -ому (-ему), -ых (-их), -и .

    Дефис в наречиях пишется также после приставки кое- ; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь , в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов.

    Составьте предложения со словами во-первых, во-вторых и т. д. Пусть они начинаются так: «Сегодня я, во-первых, . »

    278. Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора дефисных написаний. Какие наречия вы написали без дефиса?

    Рассмотрите схему и сформулируйте общее правило «Дефис в неопределённых местоимениях и наречиях».

    Образуйте однокоренные наречия от данных слов, обозначая изучаемую орфограмму (см. образцы). Используйте предложенные приставки и суффиксы.

    Вспомните, как пишутся неопределённые местоимения с приставкой кое- и с суффиксами -то, -либо, -нибудь . Приведите примеры этих местоимений.

    Поступил не (по)товарищески, поднять (по)выше, (мало)помалу приближаемся, (светло)серое небо, (когда)нибудь приедет, (иссиня)чёрное облако, отрезать (по)меныпе, греет (по)весеннему, случилось (давным)давно, наточить (остро)преостро, ступать (по)медвежьи, сделаем (по)вашему, одеться (по)зимнему, говорил (по)английски, идти куда(то), птиц (видимо)невидимо, выполнить точь(в)точь, бок(о)бок.

    Обратите внимание: слово во-первых , как и каждое из этих слов, выделяется запятыми (оно не является членом предложения). Что обозначают эти слова? В каких случаях они употребляются?

    Дефис в неопределённых местоимениях правило

    1. Вдали (по)прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. 2. Бричка ехала прямо, а мельница почему(то) стала уходить влево. 3. Вода падала на землю и, прозрачная, весёлая, сверкая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда(то) влево. 4. Где(то) не близко плакал чибис и изредка раздавался писк трёх бекасов. 5. Дениска перегнал Егорушку и, (по)видимому, остался этим очень доволен. 6. (Кое)где на равнине высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи.

    276. Запишите образованные вами наречия, пользуясь материалом для наблюдения. Какие из этих наречий можно заменить словами однажды, изредка, небрежно? Какие из этих наречий указывают на что-то неизвестное, на неопределённый признак, место, время?

    Не у кого, не к чему, ни у кого, ни у какого, ни к чему.

    от этого, при этом, за этим, за что, к чему, к тому, во что бы то ни стало;

    Ср.: по полю, по берегу, за углом, на пять рублей дороже.

    б) в неопределённых и отрицательных местоименных наречиях не и ни всегда пишутся слитно , поскольку это неизменяемые формы и не могут иметь при себе предлогов;

    При правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:

    нипочём - ни при чём, ни за чем, ни за что, ни в какую, ни в чём ни бывало (см. п. 3.5.2. Правописание наречий);

    а) в неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные наречия) под ударением пишется не, без ударения - ни.

    в) обратите внимание на правописание слов:

    б) местоименные наречия, образованные путём слияния предлога и падежной формы местоимения-существительного, местоимения-прилагательного, местоимения-числительного, пишутся слитно .

    г) необходимо различать сочетание союза и с местоименным наречием так (в этом случае союз и можно изъять из предложения) и вводное слово итак со значением вывода, итоговой мысли (и нельзя изъять из предложения; вводное слово итак можно заменить другим вводным словом, например: таким образом ).

    Некто, нечто, некого, никого, никакого, несколько.

    2) слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями;

    Выберите правильные утверждения, запишите их номер в тетради.

    2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

    В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогами

    Урок по русскому языку для 5 класса — Дефис в неопределённых местоимениях

    7. Неопределенные местоимения образуются от притяжательных.

    Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

    Научиться _______________писать неопределённые местоимения.

    Методы, формы обучения: Поисковый, эвристический; фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.

    НА СЛАЙДЕ : узнать о _______________________неопределённых местоимений.

    Мультимедийный ряд в соответствии с этапами урока

    В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам

    4ЛР: находить орфограммы в неопределённых местоимениях и правильно писать слова с этими орфограммами, графически

    – Найдите местоимения в записанных предложениях. К какому

    1. Неопределённые местоимения-прилагательные и местоимения-числительные имеют сходные с прилагательными и числительными непостоянные признаки.

    Левобережного района городского округа город Воронеж

    2. Местоимение несколько не изменяется по родам и числам.

    Тема: Дефис в неопределённых местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных.

    «Костя Ручьёв кое в чём прав»,- сказала Галина Николаевна.

    Урок русского языка Дефис в неопределённых местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных (6 класс)

    1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

    1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного) .

    1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    Морфемный разбор слова близится, фонетический – чернеет // Синтаксический разбор сложного предложения.

    М/п: пользоваться навыками аудирования (ознакомительного, выборочного), задавать вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать.

    Неопределенные местоимения образуются от……………

    М/к: строить связные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой, слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения.

    План морфологического разбора местоимения.

    Записать под диктовку словосочетания в два столбика: с орфограммой­дефис и орфограммой­пробел в неопределённых местоимениях­существительных .

    V. Развитие речевых и правописных умений.

    «Правописание неопределённых местоимений»

    Тема: Правописание неопределённых местоимений­.

    Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась.

    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

    Правописание неопределённых местоимений

    6/4ЛР: образовывать и опознавать неопределённые местоимения­ в предложении и тексте, выявлять их морфологические признаки, правильно писать неопределённые местоимения и их формы, отличать неопределённые местоимения от других местоимений.

    Правописание местоимений в русском языке

    Приведем пример: за тем деревом, по этому озеру, по тому берегу, на

    раздельно, если между не и ни и корнем есть предлог;

    Приведем пример: некого, никого, некто, несколько, нечто, никакого.

    3) слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

    частицу как; без частицы как местоимения никто, ничто в этих

    В правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:

    нельзя изъять из предложения или словосочетания, а предлог оставить;

    Приведем пример: неоткуда ждать поступлений, негде жить, незачем уходить.

    пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают

    отрицании употребляется частица не, которая пишется с местоимениями

    Приведем пример: не любой, не сам, не я, не вас, не каждому, не здесь, не

    слитно, если между не и ни и корнем нет предлога;

    — Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в существительных, прилагательных, местоимениях, наречиях.)

    — В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? Дефис ставится, если прилагательное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если же сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)

    1. Упр. 30, 31 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

    2. Упр. 29 — чтение и обсуждение предложений.

    — В чём отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишутся слитно.)

    1. Упр. 28 — проверка по цепочке, обсуждение вопросов и заданий.

    2) По вопросу о видовой соотнесённости глаголов и способу показа её в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно. (Научный стиль.)

    Цели : повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы; учить применять алгоритм слитного, дефисного, раздельного написания наречий; закреплять навыки самостоятельной работы.

    3) Давным-давно жил на свете один царь, и было у него три сына. Как-то раз пришли они к отцу и говорят: «Здравствуй, царь-государь, не вели казнить, вели слово молвить». (Художественный стиль.)

    — Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.

    — В каком случае ставится дефис в неопределённых местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разбиваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)

    Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, по-прежнему, Юго-Восточная Азия, отрежьте пол-лимона, кого-то попросишь, по-дружески, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апельсин, чёрно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо-западный ветер, во-первых, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.

    Выпишите только те номера суждений, которые вы считаете правильными.

    1. Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы. признаки и количество, но не называет их.

    4.Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.

    II .Проверка домашнего задания . (Консультанты сообщают о выполнении домашнего задания)

    Урок русского языка в 6 классе по теме — Отрицательные и неопределённые местоимения

    Слайд №3 .Прежде. чем мы перейдем к новой теме, вспомним о правописании неопределённых местоимений (Работа в группах по четыре человека).

    — Воспитывать культуру общения в паре, уважение к чужому мнению.

    Слайд№8. Домашнее задание: Выписать из сказок А.С.Пушкина 10 предложений с отрицательными и неопределёнными местоимениями.

    — Продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное.

    Арсирий Т.А, Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка, ч.1.- М.: Учпедгиз, 1963

    Есть у нас в классе Саша. Он всегда всех обижает, всем грубит, ничего не хочет делать. Ребята попытались с ним поговорить.

    Слайд №2 . Посмотрите на доску и выполните следующее задание. " Верные и неверные суждения ".(Работа в парах)

    I .Организационный момент : приветствие, определение готовности учащихся к уроку.