Какой грамматический признак есть у деепричастия. Синтаксическая роль частей речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Седьмое февраля Классная работа Синтаксическая роль деепричастий. Морфологический разбор

2 слайд

Описание слайда:

Цель: дать понятие о деепричастии как части речи; научить находить деепричастный оборот и выделять его запятыми; расширить речевую компетентность учеников. развивать творческое мышление, речь; воспитывать интерес к познанию языка

3 слайд

Описание слайда:

Алгоритмы. Определение вида деепричастия. 1.Задай к деепричастию вопрос. 2.Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? - это деепричастие несовершенного вида. 3.Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида. Как найти деепричастный оборот. 1.Найдите деепричастие по вопросу. (Что делая? Что сделав?) 2.От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам. 3.Если такие слова имеются - причастный оборот есть. 4.Если таких слов нет - нет и причастного оборота. Как образовать деепричастие от глагола. 1.Задайте вопрос к глаголу. 2.Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?) А) Поставьте глагол в настоящее время (что делают?). Б) Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят). В) Добавьте суффикс -а- или -я-. 3.Если глагол совершенного вида (что сделать?)), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?) А) отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, -чь, -ти) Б) добавьте один из суффиксов -В, -ВШИ, -ШИ. 4.-СЯ должно быть сохранено.

4 слайд

Описание слайда:

По дороге поэзии - Вспомните предложения с деепричастиями из произведений русской литературы. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… («Зимний вечер» А. С. Пушкин)

5 слайд

Описание слайда:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь. (А. С. Пушкин) И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок… (Н. А. Некрасов)

6 слайд

Описание слайда:

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев) - Какова же роль деепричастий в тексте? -Какие суффиксы имеет деепричастие? -Найти одиночные деепричастия. Как они выделяются на письме? - А как выделяются в устной речи?

7 слайд

Описание слайда:

Мыслим и объясняем Холмы, вырастая и в сумерках тая И думу какую-то в складках тая, О том и молчит, что совсем непростая, совсем непростая планета моя - Найти деепричастия. -Одинаковы ли деепричастия по значению?

8 слайд

Описание слайда:

Морфологический разбор План разбора. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (неопределённая форма глагола). 2. Вид. 3. Неизменяемость. III. Синтаксическая роль.

9 слайд

Описание слайда:

Образец разбора. Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть лёгкий след раскаяния. Я стал на углу площадки, крепко упёршись левой ногой в камень, чтобы, в случае лёгкой раны, не опрокинуться назад. (М. Лермонтов). Устный разбор Стараясь - деепричастие. Во-первых, оно обозначает добавочное действие (смотрел и старался заметить...), начальная форма - стараться. Во-вторых, имеет морфологические признаки: несовершенный вид, неизменяемое. В-третьих, в предложении является обстоятельством цели (смотрел с какой целью? стараясь заметить раскаяние). Упёршись - деепричастие. Во-первых, оно обозначает добавочное действие (стал, упёрся ногой в камень). Начальная форма - упереться. Во-вторых, имеет морфологические признаки: совершенный вид, неизменяемое. В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия (стал как? упёршись ногой в камень).

10 слайд

Описание слайда:

Найти предложения с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены, объяснить все знаки препинания) Нет ни одного человека не знающего березы. Нельзя пройти мимо не заметив ее. Прижимаясь к стволу чувствую ее живое тепло. Прощаясь с ней я ухожу из леса отдохнувшим и умиротворенным.

11 слайд

Описание слайда:

Указать, какими цифрами соответствует первое и последнее слово деепричастного оборота в предложении (знаки препинания не расставлены): Береза (1) радуя (2) нас (3) своей (4) красотой (5) тихо (6) шепчет (7) листьями (8).

12 слайд

Описание слайда:

Выберите правильное продолжение фразы Подходя к лесу, а) ветер стал как будто сильнее; б) уже чувствуется осенняя прохлада; в) я всегда испытываю необычайное волнение.

13 слайд

Описание слайда:

Рефлексия Подумайте о том, как прошел для вас урок. Уходя, «выстрелите» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».

14 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание 1.Повторить правила о деепричастии и деепричастном обороте. 2. Написать «Похвальное слово деепричастному обороту». 3. Выполнить морфологический разбор деепричастия

16 слайд

Описание слайда:

1. Что называется деепричастным оборотом? А) деепричастие с зависимыми от него словами; В) деепричастие с глаголом, который оно поясняет. 2. При каких условиях обособляется деепричастный оборот? А) независимо от места в предложении; В) если стоит перед словом, к которому относится; С) если стоит после слова, к которому относится. 3. Указать, каким цифрам соответствует первое и последнее слово деепричастного оборота в предложении (знаки препинания не расставлены): Пыль (1) увлекая (2) за собой (3) солому (4) поднялась (5) столбом (6) к небу (7). 4. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий? А) Прочитав книгу, она мне очень понравилась. В) Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю. С) Замедляя ход, к станции подошел поезд. Д) Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид. 5. Найти слова с ударением на 2-м слоге: А) занял; В) начав; С) начал; Д) принял.

17 слайд

Описание слайда:

Ответы: 1 вариант 1. С) добавочное действие при основном, выраженном глаголом 2. С) Что делая? Д) Что сделав? 3. С) -а, -я, -в, -вши; 4. С) прыгая Д) подпрыгнув 5. В) Деепричастие не изменяется; С) Деепричастие могут быть совершенного и несовершенного вида 2 вариант 1. А) Деепричастие с зависимыми от него словами 2. А) независимо от места нахождения в предложения; 3. 1), 4) 4. 1), 4) 5. В) начав

О взглядах на природу деепричастий. Для взрослых и старшеклассников. Для остальных.

Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие - особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:

  1. Сколько частей речи в русском языке?
  2. Какую из форм - неопределённую форму глагола или деепричастие - считать начальной формой?
  3. Каковы границы глагольного слова, сколько и каких форм имеет глагол?

§2. Общая характеристика деепричастия

1. Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.

2. Морфологические признаки. Особенность деепричастий в том, что они обладают признаками как глагола, так и наречия.
Морфологические признаки глагола - это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.

Подробнее о морфологических признаках глагола см. Глава 11. Морфология. Глагол

3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство.

Иван сидел задумавшись.

§3. Образование деепричастий

Деепричастия бывают только у личных глаголов.
Деепричастия бывают НСВ и СВ.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ: решать - решая , читать - читая , думать - думая .
Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: дышат → дыша, рисуют - рисуя.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ: решить - решив, купить - купив.
Деепричастия СВ образуются с помощью суффиксов: -в-, -вши-, -ши-: крикнуть →крикнув, крикнувши. Cуффиксы -в- и -вши- синонимичны, суффикс -вши- просторечно-разговорный. Принести → принесши.

Окончаний деепричастия не имеют. Поэтому синтаксическая связь деепричастия со сказуемым - примыкание.

§4. Деепричастный оборот

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

Он сидел, болтая ногами. Он сидел (как?, что делая?), болтая ногами. Он сидел, болтая (чем?) ногами.

О пунктуационном оформлении предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами см. А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько действий, выполняемых одним и том же лицом, должно быть названо в предложении с деепричастием?

    • Не менее 2-х
    • Много
  2. Верно ли считать деепричастие изменяемой формой?

  3. Какими являются постоянные признаки деепричастий: глагольными или наречными?

    • Глагольными, т.е. свойственными глаголам
    • Наречным, т.е. свойственными наречиям
  4. Возможны ли формы деепричастия у безличных глаголов?

  5. От какой глагольной основы образованы деепричастия НСВ?

    • От основы настоящего времени
    • От основы неопределённой формы глагола
  6. От какой глагольной основы образованы деепричастия СВ?

    • От основы настоящего времени
    • От основы неопределённой формы глагола
  7. Какова синтаксическая связь деепричастия с глаголом в роли сказуемого?

    • Согласование
    • Управление
    • Примыкание
  8. Сохраняются ли у деепричастия постоянные глагольные признаки?

  9. От каких глаголов образованы деепричастия НСВ?

    • От глаголов НВС
    • ОТ глаголов СВ

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после. совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Пример: извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши. Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшимии обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В настоящее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

Синтаксическая роль

Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается. Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным. Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола. В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховы в рассказе «Жалобная книга» (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин»).

На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида, как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а(-я): сверка-ют - сверка-я, грем-ят - грем-я, стуч-ат - стуч-а. В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать и со связанной основой, например отставать) эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдава-ть - выдава-я, отстава-ть - отстава-я. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1) с основой, состоящей из одних согласных:шьют, льют, жмут, ткут и т.п. (исключение: мчаться - мчась); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т.п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cт, х: мажут - мазать, пишут - писать, хлещут - хлестать, пашут - пахать; 4) с суффиксом -ну-. Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить. Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т.д. Уникальными для литературного языка являются деепричастия - будучи, крадучись: [Гений] будучи оригинальным, в то же время и общее таланта (Бел.); Я лежал в это время на полатях и, крадучись от деда, читал увлекательную книгу (Гладков). Деепричастия на -учи (-ючи) имеют архаичный характер и являются средством стилизации под народную речь: Никого не осуждаючи, он одни слова утешные говорил мне, умираючи (Н.).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы посредством суффиксов -в, -вши, -ши. Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к основам на гласный: прогуля-ть - прогуля-в, получить - получи-в. Вариант на -вши является обязательным для образования деепричастия от возвратных глаголов:воз-врати-ться - возврати-вшись. Суффикс -ши применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой неопределенной формы на согласный: истечь - истекши. От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в прошедшем времени, возможно двоякое образование деепричастия: промокну-ть - промокну-в, промок-ши. Вместо образованных по общему правилу деепричастий от основ на т, д (выведши, приобретши и др.) употребляются: выведя, приобретя. Употребительны двоякие формы деепричастий: заперев - заперши, затерев - затерши, простерев - простерши и др. Возможны в современном русском языке двоякие образования деепричастий совершенного вида: с суффиксом -а (-я) и с суффиксом -в, -вши: наклоня - наклонив, поклонясь - поклонившись.

Деепричастия на -в, -вши, -ши от глаголов несовершенного вида употребляются редко: Волк, евши, никогда костей не разбирает (Кр.). Такие деепричастия обычны с отрицанием: Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть (П.).

Многие из деепричастий с суффиксом -а (-я) от глаголов совершенного вида входят в состав фразеологических сочетаний, например: положа руку на сердце и т.п.

Вопрос № 42.

Наречие как часть речи. Значение, морфологические признаки и синтаксическая функция наречий

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий , признаки признаков и отвечает на вопросы: «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?», «почему?» и «где?».

Морфологические признаки:

    Постоянные – неизменяемость.

    Изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво - красивее ).

Синтаксическая роль наречий в предложении – служить определением: глагола (чуть трепещут), прилагательного (весьма значительный), другого наречия (едва заметно), числительного (приблизительно пять), существительного (трагик поневоле).

Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство, сказуемое в безличных предложениях или сказуемое в двусоставных предложениях. Мы сделали работу быстро. На улице холодно. Она замужем.

Наречия можно разделить на два разряда по значению: обстоятельственные, определительные.

Морфологические признаки деепричастия

Деепричастие – это часть речи, которая обладает следующими признаками:

· обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?

· имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Глагольные признаки деепричастия.

Какие же признаки деепричастие заимствовало у глагола? Внимательно прочитай два предложения.

1) Проходя по старому городу, обращайте внимание на старинные вывески.

2) Пройдя мимо меня, он вдруг оглянулся.

В первом предложении деепричастие образовано от глагола несовершенного вида проходить , обозначает добавочное действие, которое не завершилось к моменту речи , и отвечает на вопрос что делая ?

Во втором предложении деепричастие образовано от глагола совершенного вида пройти , обозначает добавочное действие, завершившееся к моменту речи, и отвечает на вопрос что сделав?

Следовательно, один из глагольных признаков деепричастия – это вид . Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, которое происходит одновременно с основным, иотвечают на вопрос что делая? Причастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое произошло перед основным, и отвечают на вопрос что сделав? Действительно, обращать внимание на старинные вывески нужно именно тогда, когда проходишь по старому городу, т.е. основное и добавочное действия происходят одновременно, а вот оглянулся некто уже после того, как прошел мимо, т.е. добавочное действие предшествовало основному.

Еще один глагольный признак у деепричастия – переходность. Если деепричастие образовано от переходного глагола, оно является переходным. Если деепричастие образовано от непереходного глагола, оно является непереходным.

Сравни:

1) дарить (что?) цветы => даря (что?) цветы – переходное деепричастие ;

2) поверить (чему?) обещаниям => поверив (чему?) обещаниям – непереходное причастие.

Сохраняет причастие и такой признак глагола, как возвратность. От возвратных глаголов образуются возвратные деепричастия, от невозвратных глаголов – невозвратные.

Сравни:

1) поднимать=> поднимая – невозвратное деепричастие;

2) подниматься => поднимаясь – возвратное деепричастие с суффиксом -сь на конце.

Деепричастию свойственно такое же управление, как и глаголам: читая / читать / читал / читающий книгу , но чтение книги . Обрати внимание: и разные формы глагола (личная и неопределенная), и деепричастие, и причастие требуют от управляемого существительного одного и того же падежа (винительного), а отглагольное существительное – родительного.

Признаки наречия у деепричастия.

К наречным признакам деепричастия относится неизменяемость.

От наречия и синтаксическая роль деепричастия: в предложении оно является обстоятельством, зависит от глагола. К деепричастию можно задать и вопросы что делая? что сделав? и вопросыкак? почему? когда?

Прочитай предложение.

Он шел медленно, никуда не спеша.

К деепричастию несовершенного вида (не) спеша можно задать вопрос что делая? Оно в предложении является обстоятельством, как и наречие медленно . К таким обстоятельствам мы обычно задаем вопросыкак? каким образом? Они характеризуют действие, поясняя, как, каким образом оно происходит. Такие обстоятельства называются обстоятельствами образа действия . Обрати внимание, что в этом предложении наречие и деепричастие отвечают на один и тот же вопрос, являются однородными обстоятельствами. Кстати, деепричастия не всегда бывают обстоятельствами образа действия. Реже они выступают в роли обстоятельств времени или причины.

Внимательно прочитай примеры.

Дожидаясь выхода на сцену, я очень волновался.

В этом предложении деепричастие является обстоятельством, обозначающим время, в которое происходило основное действие: волновался когда? – дожидаясь выхода на сцену . Значит, в этом предложении деепричастие является обстоятельством времени.

Волнуясь, он бурно краснел.

Здесь деепричастие является обстоятельством, которое обозначает причину основного действия: почему он краснел? – потому что волновался. В этом предложении деепричастие является обстоятельством причины.