Как создать пошаговый план развития навыков, необходимых для достижения вашей цели. Тест по обществознанию. Общество как сложная динамичная система

Человечество отличает способность действовать в своих интересах, создавая масштабные, всеобъемлющие блага. Это делает нашу жизнь комфортной.

Деятельность как способ существования людей определяет благосостояние каждого отдельного человека и общества в целом. Такое поведение позволяет менять мир вокруг нас. Что собой представляет этот процесс, а также что способствует деятельности человека, необходимо рассмотреть подробнее.

Общее понятие

Человеческая деятельность - это форма взаимодействия с миром, который нас окружает. Этот процесс дает людям возможность познавать мир, а на основе полученных извне данных они строят свои поведенческие модели. Совокупность этих особенностей выливается в способность человечества менять мир.

Благодаря деятельности мы можем удовлетворять свои потребности в материальных благах (пища, жилье, одежда и т. д.), а также развиваться духовно. Этот процесс подразумевает, например, занятия искусством, наукой и т. д.

Также деятельность человека может быть направлена на саморазвитие, совершенствование своей личности. Укрепление силы воли, развитие определенных качеств характера или способностей приносит плоды в будущем.

Отличительные черты

Деятельность - это возможность улучшить окружающие условия, преобразовать мир так, чтобы нам было комфортно существовать в соответствующих условиях. В интересах людей с каждым годом создаются новые блага, которых никогда не было в природе.

Человеческую деятельность отличают общественный и преобразующий характер, а также продуктивность и сознательность. Это нас отличает от поведения других живых существ в рамках, установленных природой.

Мы сознательно выдвигаем наши цели, что позволяет предвидеть конечный результат. Наше поведение приводит к получению продуктов, благ. Для этого человек применяет различные орудия. Преобразующий характер труда человека позволяет менять самого себя, а также окружающую реальность. Общественный характер деятельности проявляется в способности вступать в контакты и в сотрудничестве производить общие для всех блага.

Потребности человека

Создавая необходимые условия для существования, человек удовлетворяет свои потребности. Люди переживают и осознают свою нужду в определенных условиях, создаваемых для поддержания жизнедеятельности, а также личностного развития.

Потребности чаще всего объединяют в 3 группы. Это естественная, социальная и идеальная нужда человека в создании конкретных условий своего существования.

Естественные потребности даны нам природой. Мы рождаемся с ними, поэтому они биологические (или физиологические). Сюда относят все потребности, необходимые для жизни, воспроизводства: пища, жилье, вода, сон и т. д.

К социальным причисляют нужды, связанные с трудовой и общением. Людям требуются достижения, признание со стороны окружающих.

Высшей ступенью являются культурные нужды. Это позволяет человеку развивать свои духовные способности, таланты, а также познавать окружающий мир.

Взаимосвязь потребностей

Изучая деятельность как способ существования людей, следует уделить внимание взаимодействию потребностей. Все три категории, рассмотренные выше, взаимосвязаны. Например, при удовлетворении своих нужд в пище человек проявляет заботу о разнообразии блюд, эстетике стола, красоте и чистоте столовых приборов, о приятном обществе и т. д.

Особенностью человеческой натуры является крайне редкое состояние полного удовлетворения своих потребностей. Если какая-то нужда удовлетворена, всплывает другая, захватывая его внимание и заставляя направлять усилия в определенную область.

Также потребности имеют свою иерархию. Пока не удовлетворены природные не обращает внимания на свои социальные и культурные нужды. Чтобы развиваться духовно, необходимо иметь какой-то минимум удовлетворенных потребностей в еде, общении и т. д.

Структура

Изучая, какие основные определяются в ходе нашего эволюционного развития, нельзя упустить из виду структуру этого процесса. Все наши действия определяются целью. Чтобы ее достичь, человек пользуется определенными средствами. Это позволяет получить требуемый результат.

Цель является осознанием последствий, на достижение которых направлены силы человека. Сначала при этом возникают мысленные контуры будущего продукта или результата. Далее человек задумывается, какие средства помогут ему прийти к желаемой цели.

Воспользовавшись необходимыми орудиями, получив определенные знания и умения, человек получает результат. Это могут быть как материальные, так и духовные блага. Этого человек желает осознанно.

Основные виды деятельности

Деятельность как способ существования человека и общества имеет несколько основных направлений. Их классифицируют по разным признакам. В первую очередь процесс созидания может быть практическим или духовным. Это зависит от нашего отношения к миру, который нас окружает.

Когда меняется сознание человека, речь идет о духовной деятельности. Преображая материальные объекты, существующие в нашей реальности, люди производят практические действия.

Деятельность также может быть прогрессивной и реакционной. Это связано с ходом истории и развитием личности каждого члена общества. Также наши усилия могут быть созидательными или разрушительными.

Деятельность бывает законной или запрещенной, приемлемой и аморальной. На формирование этих разновидностей повлияли основные нормы морали, общекультурные ценности.

По социальному признаку различают массовую, коллективную или индивидуальную работу. Она бывает творческой, инновационной, шаблонной, монотонной или изобретательской и т. д.

Мотивация

Мотивация деятельности является той причиной, по которой человек выдвигает ту или иную цель, занимается определенной работой. К созиданию или разрушению нас подвигает именно такое объяснение.

Мотивом является побуждение. Порой различные причины ведут к выполнению одного и того же вида деятельности. Например, группа людей читает книгу. Один из них делает это потому, что у него есть тяга к новым знаниям. Другой же человек читает, чтобы занять свое свободное время. Третий представитель группы занят этой деятельностью, чтобы заслужить одобрение других членов группы.

Случается, один и тот же мотив приводит к различной деятельности. Например, желая заслужить признание общества, человек может проявлять свои способности в производственной, спортивной или социальной сфере и т. д. Многообразие мотивов и целей определяет совокупную деятельность.

Осознание деятельности

Деятельность как способ существования людей является осознанным процессом. Однако степень этого познания может быть разной. Мотивы формируются под влиянием интересов, потребностей, а также убеждений человека. Они придают смысл действиям.

Весь процесс работы человека по достижению своих целей состоит из последовательности определенных актов. Их называют действием. Например, в процессе получения образования мы читаем определенную литературу, слушаем лекции преподавателей, записываем изложенный ими материал, решаем задачи и выполняем указания учителей.

Когда цель поставлена и при этом человек представляет ее результат, а также установлен порядок выполнения действий при помощи конкретных средств, это называют осознанной деятельностью.

Однако в реальности этот процесс может выходить за рамки целей и побуждений. Сильные чувства, эмоции способны оказывать влияние на действия. При этом осознание цели может отсутствовать. Это вызывает импульсивные поступки. Такая деятельность называется малоосознанной.

Стимулирование

В процессе работы человека в различных направлениях возникает мотивация и стимулирование деятельности. Если мотив выступает причиной, по которой мы осуществляем те или иные поступки, то стимулирование - это вознаграждение. Это придает деятельности эффективность.

Мотивация и стимулирование представляют собой стратегию. Они взаимно друг друга дополняют. Например, предприятие может одновременно улучшать условия труда, при этом повышая заработную плату. Комплексность дает хороший результат.

Но стимулирование и мотивация могут также противостоять друг другу. Например, зарплата увеличилась на 5%, но инфляция составила 10%. Производительность по этой причине уменьшилась. Механизм мотивации должен быть адекватным процессу стимуляции.

Изучив, что собой представляет деятельность как способ существования людей, можно осознать суть этого понятия, а также вникнуть в его особенности.

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность - индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей - это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности - понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

Репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

Творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Способность;

Одаренность;

Гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность - второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

Художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

Общая - интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

Творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

Социальная, обеспечивающая высокий выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

Практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант - высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность - самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность - высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

- «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

- «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

- «Вербальная фантазия» - определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

- «Запомни и расставь точки» - диагностика объема внимания.

- «Компасы» - изучение особенностей

- «Анаграммы» - определение комбинаторных способностей.

- «Аналитические математические способности» - выявление аналогичных склонностей.

- «Способности» - выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

- «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

- «Ваш творческий потенциал» - диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата - это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Говоря о деятельности человека, следует подчеркнуть, что именно этот процесс постоянно меняет мир и позволяет создавать людям то, чего изначально не было в природе.

Деятельность как способ существования

Только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающим миром. Деятельность настолько многогранный процесс, что любую занятость человека можно назвать этим словом.

Именно деятельность позволяет человеку создавать все необходимые условия для существования, постоянно познавать окружающий мир, удовлетворять духовные потребности и развиваться во многих направлениях. Деятельности присущи определенные черты.

Это - продуктивность, сознательность, общественный и преобразующий характер. Как раз эти черты отличают человека от животного, и в этом отличие человеческой деятельности от животного поведения.

Деятельность человека носит ярко выраженный сознательный характер. Человек способен выдвигать цели и может предвидеть результат своего труда.

Человек нацелен на получение определенного результата, в этом и заключается продуктивность .

Преображающий характер деятельности заключается в том, что она меняет мир, в котором живут люди, она способствует совершенствованию предметов, которые нас окружают и нас самих.

Мотивация деятельности

Мотивом считается побудительная причина деятельности. И одна и та же деятельность может выполняться совершенно по разным мотивам.

Но человеком зачастую движет не один мотив, а целая система мотивов и их многогранное сочетание.

В мотивации деятельности человека проявляются его убеждения, интересы, потребности и идеалы. И именно мотивация придает деятельности смысловое наполнение.

Многообразие деятельности

Выделяют различные виды человеческой деятельности, так как деятельность может исходить из совершенно разных оснований. Поэтому и существует несколько видов классификации многообразия деятельности.

Деятельность может быть духовной или практической, в зависимости от отношения человека к окружающему его миру. С изменением сознания связана духовная деятельность, а практическая - преображает материальные объекты нашего мира.

Еще одна классификация: реакционная и прогрессивная деятельность. В данном случае, деятельность человека связана с развитием человечества и ходом истории. Выделяют созидательные или разрушительные виды деятельности - они тоже относятся к общественному прогрессу и истории.

Также есть законная и незаконная деятельность человека, аморальная и моральная. Эти виды возникли по причине формирования определенных социальных норм и общекультурных ценностей.

Социальные формы объединения людей тоже внесли свои поправки в виды деятельности. Существует массовая, коллективная и индивидуальная деятельность. Существует еще множество классификаций видов человеческой деятельности: инновационная, творческая, шаблонная, изобретательская, монотонная и так далее.

Во всех людях заложен огромный творческий потенциал! Как разбудить творческие способности человека? Узнайте 5 легких приемов, которые позволят вам достичь успеха!

С чем связаны творческие способности человека?

Эволюция человека возможна только при использовании творческого потенциала сознания¹. Именно творческие способности помогают людям создавать что-то новое.

Процесс творчества обладает огромным значением и с точки зрения работы нашего тела, и с точки зрения эзотерики, и с точки зрения жизни каждого.

Чтобы лучше понять «механику» создания нового решения, необходимо знать, что мышление человека основано на нейронном взаимодействии.

По подсчетам ученых, наш мозг состоит примерно из 100 миллиардов нейронов; каждый нейрон обменивается друг с другом электрической энергией, информацией. Вместе они создают нейронные сети определенных «рисунков», то есть мысли. Это происходит постоянно, новые нейронные сети возникают каждую секунду — с помощью этого мы можем думать.

Творческие способности человека связаны с правым полушарием мозга.

В то время как левое полушарие логично: процессы в нем двигаются по заданным, заранее известным сетям, именно правое способно придумать новое решение: многих гениев отличала именно удивительная активность правого полушария!

Получается, чтобы притянуть успех в свою жизнь, человеку нужно активизировать творческие способности, то есть активировать творческое мышление. Это несет вполне очевидную выгоду для жизни каждого!

У всех людей изначально творческий потенциал² одинаковый. Но с годами способность к творческому мышлению гаснет.

Ученые исследовали, как проявлены творческие способности человека в разном возрасте. Результаты этих исследования подтвердили то, что с возрастом человек становится более консервативным.

Были выведены следующие доли нетипичных ответов в зависимости от возраста:

  • дети до 5 лет при тестировании дали 90% неординарных ответов;
  • доля новых ответов у детей в семилетнем возрасте уменьшилась до 20%;
  • совокупная доля неординарных ответов у взрослых людей — около 2%. Вместо новых решений они отвечают заученными фразами.

Важные приемы для развития творческих способностей!

Несмотря на то, что они с возрастом исчезают, существует несколько приемов, чтобы восстановить способность мозга генерировать новые решения.

1. Необходимо создать себе комфортную обстановку дома, на работе, в машине.

Люди, которые вынуждены находиться в некомфортных условиях, склонны к стрессу, апатии, что заглушает творческие способности человека.

Полезно уделять внимание деталям: для внутреннего комфорта иногда достаточно новой красивой заставки на компьютере, пары вазонов с цветами или фото любимого человека на письменном столе.

Самое главное: не забывайте всегда придумывать что-то новое! Человек ко всему привыкает, и для этого время от времени нужно вносить новые детали в свой интерьер. Подобное притягивает подобное: новые позитивные вещи побуждают мозг создавать новые идеи и мысли!

2. Для восстановления творческих способностей необходимо общение: люди во время контактов друг с другом обмениваются информацией.

Старайтесь как можно чаще знакомиться с новыми людьми. Так вы будете получать больше новой информации. Мозг постоянно анализирует данные, и на основе нового он создает новое! Очень полезно при каждом удобном случае общаться с интересными, творческими личностями.

3. Часто рамки взрослого ограничивают творческое мышление человека. Можно сказать, что он сам запрещает себе мыслить по-новому.

Для восстановления творческих способностей рекомендуется брать пример с детей: не бояться искать новые решения там, где все, казалось бы, уже придумано «умными людьми».

Можно поиграть в ребенка: поставить задачу. найти новое решение для какого-то вопроса в своей жизни: воображать, фантазировать, пробовать мыслить без привычных рамок. Когда новая мысль будет найдена и принята разумом как подходящая, можно считать, что вы достигли успеха. Чтобы поощрить себя, можно пойти на улицу и купить себе что-нибудь вкусное! Похвалить себя!

4. Правое полушарие, отвечающее за творческие способности человека, связано с информационным полем Вселенной — именно оттуда оно берет новые решения.

Необходимо научиться слушать свой внутренний голос, интуицию³. Не нужно игнорировать интуитивные подсказки!

На нашем сайте вы можете найти множество эффективных техник для развития интуиции и экстрасенсорных способностей.

5. Нужно активировать критическое мышление, повысить свою осознанность.

Вместо того чтобы покорно принимать происходящее как данность, рекомендуется анализировать, задавать больше вопросов «почему», размышлять: это способствует мозгу создавать новые нейронные сети.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях (

Конструктор должен иметь определенные знания, навыки и умения конструирования, которые.должны быть направлены на создание определенной конструкции. В конечном счете созданная конструкция должна соответствовать всем требованиям, которые предъявлялись к ней в начале проектирования. Кроме того, конструктор должен обладать качествами, способствующими творческому процессу.

Знания - есть система понятий, усвоенных человеком. Объем и качество знаний, необходимых конструктору, определяются его квалификационными характеристиками и делятся на две группы.

К первой группе относятся общие знания, которые необходимы для проектирования любых машин. Сюда входит весь комплекс политехнических знаний, лежащих в основе квалификации инженера: например, сопротивление материалов, теоретическая механика, детали машин, металловедение и т. д.

Ко второй группе относятся специальные знания, связанные со специфическими условиями работы проектируемой машины. Сюда входят знания технологических, конструкторских и эксплуатационных особенностей той отрасли, к которой относится новое изделие.

При проектировании машин и оборудования пищевой промышленности, например, требуется знать технические приемы и устройства обеспечения гигиенических требований к изготовляемой продукции; при проектировании летательных аппаратов - приемы обеспечения минимальной массы и максимальной надежности и т. д. Кроме того, требуется знать основные типовые конструкции отрасли, характеризующие существующий уровень техники и направления перспективного развития. К этой группе знаний относятся также знания конкретных возможностей производства, изготовляющего новое изделие.

Если общие знания инженера-конструктора являются универсальными и могут находить применение в любой отрасли производства, то специальные знания теряются при переходе на работу в другую отрасль и другие проектные организации. В этом случае требуется переквалификация конструктора, соответствующая новым условиям работы.

Навыки и умение конструирования основываются на знаниях и формируются в процессе практической деятельности. Знания и понимание своего дела, правильная методика его выполнения позволяют конструктору приобрести те качества личности, которые ведут к мастерству и успеху. Навык - это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматически, без специально направленного на них внимания. Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять свою работу.

После проектирования определенных деталей машин, механизмов и изделий при повторном их выполнении конструктор обычно справляется со своими задачами значительно быстрее и с меньшим умственным напряжением. Таким образом, знания, навыки и умение способствуют процессу проектирования. Однако кроме указанных качеств конструктор должен обладать определенными профессиональными способностями, которые выявляются в процессе конструирования и способствуют успешному созданию новых машин. Профессиональные способности - это совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания индивидуальнопсихологических качеств личности человека. Для конструктора наиболее важны следующие профессиональные способности.

Техническое мышление - способность использовать весь комплекс политехнических знаний для осознания сущности технических систем и быстрой ориентации во всех технических вопросах. Развитое техническое мышление позволяет быстро понять принцип работы неизвестных ранее машин и отдельных ее узлов и механизмов, ориентироваться в общей схеме и во взаимодействии частей конструкции. Техническое мышление позволяет воспринимать любую машину как синтез функциональных узлов, определять ее назначение и находить причины неполадок в работе.

Пространственное воображение имеет решающее значение в работе конструктора. Способность пространственного воображения позволяет составлять и читать чертежи. Простейший случай применения пространственного воображения - составление ортогональных проекций реального пространственного изделия. Подобную задачу конструктор решает при составлении чертежей деталей действующих машин для проведения ремонтных работ и восстановления изношенных и вышедших из строя деталей. В процессе проектирования новых изделий конструктор изготавливает чертежи деталей и узлов, реально не существующих, но воображаемых им. Воображение сложной машины, механизма и узла, которые расположены в пространстве, требует постоянной тренировки и некоторого опыта. Конструктор должен представить себе координаты расположения этих механизмов и узлов и их кинематические и конструкторские связи. Нередко допускаются ошибки в конструкции машины, связанные

с отсутствием пространства для крайних положений механизмов или отсутствием возможности сборки деталей и механизмов внутри тесных корпусов. Данные ошибки вызваны отсутствием пространственного воображения.

Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Это достигается решением задач начертательной геометрии и изучением чертежей разных конструкций. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому проверка на пространственное воображение является лимитирующей проверкой при определении профессиональной пригодности конструкторов.

Творческие способности позволяют конструктору создавать новые, оригинальные машины. Решая поставленную задачу, конструктор может идти двумя путями: 1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы; 2) решить задачу творчески, стремиться все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно. Эти направления и определяют труд конструктора, с одной стороны, как технического работника, выполняющего заранее разработанные технические схемы, и с другой - как творческого работника, создающего новые конструкции на изобретательском уровне.

Преобладание творческих способностей у конструкторов нередко вызвано не только объемом приобретенных знаний и накопленного опыта, но и особенностью склада личности. Особенно ценны такие работники для разработки технического задания и в начальных стадиях проектирования или в случаях, когда поставленная задача требует новаторского, нетипового решения. Однако творческие личности меньше всего считаются с реальными условиями и ограничениями. Ценя теоретические и эстетические аспекты, они не всегда считаются с экономическими и социальными. Они с подъемом работают на этапе создания принципов конструкции, в решении коренных вопросов разработки. Когда же эти вопросы в основном решены, у них резко уменьшается интерес к ним. Если конструкторам с яркой творческой направленностью личности приходится решать вопросы конструкторского труда, 206 носящие рутинный характер, они выполняются небрежно, халатно. В результате конструкция может получиться некачественной, неработоспособной, несмотря нз ее оригинальность и прогрессивность замысла.

Отсутствие ярких творческих способностей вовсе не означает, что конструктор не может заниматься разработкой изделий. При знании типовых конструктивных элементов машин, стандартов и методов конструирования он может разработать новую технику средней сложности и работать под управлением более способного специалиста. Основной объем работы конструктора никак нельзя назвать творческим. Разработка рабочей документации - труд кропотливый, в котором больше всего ценятся конструкторы-исполнители. Кроме рассмотренных способностей, позволяющих оценить деловые качества и творческий потенциал конструктора, имеется ряд характеристик творческой личности, влияющих на количественные и качественные показатели выполняемой работы.

Изобретательность - один из видов творческих способностей, это умение создавать новые, полезные в каждом конкретном случае технические решения. Изобретательности способствует чувство нового, направленный труд на принципиально новое решение проблемы. Изобретательность особенно высокоэффективна в сочетании с творческой активностью работника.

Готовность воспринять новое, необычное - умение анализировать, отбирать и использовать в разработках новое, не бояться отказываться от старых, привычных технических решений.

действует формальная и порой необоснованная критика со стороны руководителей разработчика.

Быстрота мыслительного процесса обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Гибкость мышления характеризует продуктивное переключение мыслительного процесса на другие проблемы и при этом не наносит ущерба ранее решаемым вопросам.

Умение направлять внимание на решение главных проблем. Внимание - направление психической деятельности в определенном направлении, связанным с выполняемой работой. Чем больший интерес проявляется к выполняемой работе, тем меньше требуется усилий для концентрации внимания на ней.

Способность наблюдать - способность обращать внимание на то, что связано с достижением поставленной цели. Выявление главного, существенного в объекте исследований, оценка его полезности дает возможность выработать технические решения на их основе и применить эти наблюдения в новых разработках.

Развитая профессиональная память , большая ее емкость, позволяет быстрее решать конструкторские задачи. В экономном использовании памяти важное значение имеет организация процесса запоминания. Для разгрузки памяти целесообразно использовать картотеки интересующих решений, делать записи данных, наброски компоновок, конструктивных решений, схем.

Умение проводить инженерный анализ означает умение поэлементно расчленять конструкцию на отдельные детали, процесс - на отдельные операции и движения для их детального изучения. Инженерный анализ позволяет оценить варианты и сравнить их.

Зрелость суждений - способность логически мыслить, принимать здравые решения. Зрелость суждений характеризуется умением видеть перспективу и правильно использовать полученные данные.

Умение принимать решения - умело использовать результаты инженерного анализа и выбирать конструкцию с оптимальными показателями.

Наличие собственной точки зрения - выработка привычки во всех вопросах, с которыми приходится сталкиваться, создать свой собственный вариант или свою оценку вопроса, даже тогда, когда ситуация этого не требует. Выработанная точка зрения должна основываться на объективных данных.

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Деловые качества

Профессиональная компетентность

Уровень зияний. Получение общего и специального образовании. Соответствие образования профилю выполняемой работы. Широта кругозора и общая эрудиция. Опыт работы по данной специальности. Способность научно и творчески мыслить и действовать. Способность логично и четко излагать свои мысли. Повышение квалификации и знаний

Ответственность за выполняемую работу

Работник не избегает ответственности, а стремится к ее повышению. Ответственность основана на интуиции реальной ситуации или техническом расчете

Самостоятельность и инициатива

Способность к восприятию и переработке разнообразной информации. Работник самостоятельно принимает решения по разным техническим вопросам, не нуждается в поддержке авторитетов. Решения сразу принимаются оптимальными для данной ситуации

Способность решать новые вопросы и использовать новые методы в работе

Работник легко познает и осваивает новые методы работы, новые сферы инженерной деятельности. Работник разумно решает вопросы применения новых методов в своей работе. Способность работать нешаблонно, творчески. Умение научно и творчески мыслить и действовать. Участие в рационализаторской и изобретательской работе

Работоспособность

Способность к сосредоточенной, продуктивной работе на весь период деятельности. Психологическая уравновешенность. Усидчивость

Способность организовать и спланировать свой труд

Внутренняя собранность, уменение сосредоточить внимание на главном. Способность рационально организовать свои разработки. Знание стадий разработки. Способность создать четкий порядок в работе

Способность поддерживать контакты с людьми

Психологическая совместимость работника в коллективе. Активность в совместной работе, уменение коллективно генерировать идеи. Работник является инициатором соревнования. Способность поддерживать контакты с людьми (сотрудниками). Личное обаяние, доброжелательность, готовность помочь товарищу

Таблица 7.1 Признаки, определяющие творческий вклад конструктора

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Результаты труда

Качество выполняемых работ

Высокий техггический уровень конструкторских решений, в разработке использованы научные достижения. Высокая степень стандартизации и унификации, разработки перспективные, экономически обоснованные. Разработка безошибочная, аккуратная. Разработки соответствуют заданиям и требованиям правил и стандартов

Соблюдение срока выполнения задания

Работник выполняет в назначенный срок свои задания и старается их выполнять досрочно. После выполнения плановых заданий работник охотно берет дополнительную работу

Число выполняемых работ

Число выполненных плановых и внеплановых заданий. Творческая активность работника, его рационализаторская и изобретательская деятельность, достигнутый экономический эффект

Сложность выполняемых функций

Степень новизны и элемент творчества

Работник все задания выполняет творчески. Рабочий принцип разработок выполняется своеобразно, на уровне изобретений. Разработки являются обобщением мирового уровня, заимствованного из технической информации

Степень ответственности

Количество (массовость) изготовляемых изделий по разработанной документации. Функциональная ответственность разработанных изделий

Степень сложности конструкторских разработок

Степень сложности конструкторской документации в зависимости от сложности проектируемого изделия. Полнота отработки конструкторской документации. Число технико-экономических расчетов проекта

Степень разнообразия работ

Проектирование изделий разной сложности и специализаций. Выполнение разных этапов конструкторских разработок

Способность выражать свои мысли правильно и ясно как в письменной, так и в устной форме. Это связано со способностью к логическим обобщениям, с умением делать необходимые заметки и принимать участие в обсуждениях, а также отчитываться по результатам своей работы.

Инициативность конструктора говорит об умении заставлять себя работать и отказываться от легких путей в решении вопросов, если это повлечет за собой ухудшение качества. Об инициативности говорит тот факт, что в целях создания более качественной конструкции изделия конструктор решает вопросы, не предусмотренные техническим заданием.

Готовность к напряженной работе говорит о способности конструктора отдавать всего себя решению определенного вопроса. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, к увлеченности. Эта готовность способствует решению всех вопросов до конца.

Широкий кругозор конструктора означает, что он имеет принципиальные знания не только по своей специализации, но и по многим, связанным с этой специализацией вопросам. Как правило, широкий круг интересов обеспечивает широкий кругозор.

Дисциплинированность характеризует точность выполняемых конструктором руководящих распоряжений, его старательность и трудолюбие. Критериями определения творческого вклада конструкторов в разработках служат признаки (табл. 7.1).