Ценностным регулятором общественных отношений является. Понятие регулятора общественных отношений. Право и корпоративные нормы

Право и социальные нормы

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм (лат. norma - правило, точное предписание, образец).

Социальные нормы - правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.

Социальным нормам присущи следующие признаки:

Являются общими правилами, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

Возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей.

Основным направлением их действия является регулирование общественных отношений.

Возникают в процессе исторического развития общества, в дальнейшем совершенствуются, изменяются и функционируют вместе с прогрессом общества.

Носят объективный характер, т. е. не зависят от воли и желания людей.

Имеют определенную иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм).

Выступают мерой общественно значимого поведения, направленной на достижение определенного результата.

Социальные нормы бывают двух типов:

Писаные - формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством.

Неписаные - неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства; они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным поведением.

Существующие в обществе социальные нормы можно классифицировать по сферам действия: экономические, политические, религиозные, экологические и др. и по механизму регулирования: обычаи, мораль, право, нормы общественных организаций.



Все социальные нормы являются правилами поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Социальные нормы выполняют в обществе важные функции:

Ориентирующую - обусловливает предстоящий поступок человека;

Программную - позволяет выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные; информирует об оптимальных способах их достижения;

Прогностическую - ставит в известность о предполагаемых последствиях различных действий человека и его возможной ответственности.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических, или правовых норм.

Норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовой нормы:

Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

Издается в конкретной форме.

Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

Всегда представляет собой властное предписание государства.

Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Структура нормы права - это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

Структура нормы права

Гипотеза - структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.

Диспозиция (основной элемент правовой нормы) - структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов.

Санкция - структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции.

Виды правовых норм:

1) По субъекту правотворчества:

Нормы, исходящие от государства - нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственных властей;

Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения - нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны.

2) По социальному назначению:

Учредительные: нормы - принципы;

Регулятивные: нормы - правила поведения;

Охранительные: нормы - стражи порядка;

Обеспечительные: нормы - гарантии;

Декларативные: нормы - объявления;

Дефинитивные (от лат. definitio - определение): нормы - определения;

Коллизионные (от лат. collisio - столкновение противоположных сил): нормы - арбитры;

Оперативные: нормы - инструменты.

3) По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения:

Обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия;

Управомочивающие - нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий;

Запрещающие - нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий.

4) По функциональной роли:

Общие - нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

Специальные - нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы.

5) По методу правового регулирования:

Императивные (лат. imperativus - повелительный) - нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;

Диспозиционные - нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений;

Поощрительные - нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

6) По сфере и субъектами действия:

Общего действия - нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства;

Ограниченного действия - нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами;

Локального действия - нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация).

Норма права - это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако это еще не означает, что понятия нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма - это еще не есть право. Право - это система, совокупность правовых норм.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.

Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Социальные нормы, с которыми взаимодействует право:

1) Мораль - право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлены тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности.

2) Обычаи - нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей.

3) Религия - в некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же - государство и, соответственно, право отделены от религии и не оказывают на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом.

4) Нормы общественных организаций - по формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически.

Таким образом, право не является единственным регулятором общественных отношений. Действуя в системе социальных норм, право выступает только одним из ее элементов.

Вопрос о происхождении права и его сущности остается дискуссионным, что находит свое отражение в следующих теориях.

Теории возникновения права:

1) Теологическая теория - законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

2) Теория естественного права - человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

3) Психологическая теория - право есть результат человеческих переживаний. Личности присущи эмоции долга. Законы государства зависят от психологии людей.

4) Историческая школа - потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

5) Нормативистская теория - государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

6) Позитивистская теория - право порождено противоречиями в жизни, военными конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побежденные.

7) Марксистская теория - право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:

Система правовых (юридических) норм;

Официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;

Совокупность всех правовых явлений, т. е. правовая система;

Совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.

В общем под правом следует понимать совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Признаки права - это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Признаки права:

1) Социальность: право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе.

2) Нормативность (нормативный характер): право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.

3) Общеобязательный характер: нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими.

4) Государственно-волевой характер: право - это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля государства аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли.

5) Системность: система права - категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов.

6) Формальная определенность: право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства.

7) Обеспеченность государством: государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения.

Функции права:

Культурно-историческая - право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое.

Воспитательная - право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания.

Социального контроля - право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Регулятивная - право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми.

Охранительная - право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития.

Таким образом, право связано с жизнью людей и, главное, с жизнью людей в обществе: в соответствии с правовыми нормами решается вопрос о правомерности поведения субъектов общественных отношений.

Начало формы

Право и мораль

Правовые идеи тесно соприкасаются, в известной мере переплетаются с моралью. Мораль, согласно общепринятому пониманию, - это представления людей о добре и зле. На их основе формируются нормы морали, нормы общепринятого поведения. Эти нормы - один из социальных регуляторов, что сближает их с правовыми нормами. В то же время право - это система порядка в обществе, наделенная государством принудительной силой, а мораль - система представлений о поведении в обществе, не обладающая такой силой. Сопоставление права и морали позволяет глубже раскрыть содержание этих феноменов.
По сфере действия мораль и право не совпадают. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право - только те сферы, где есть необходимость потенциального принуждения. В этом смысле сфера морального воздействия в обществе шире, чем сфера воздействия правового. Сфера морального (нравственного) регулирования не требует установления каких-либо границ, все области поведения людей входят в эту сферу. Сфера же правового регулирования, наоборот, ограничена определенными границами.
По объекту действия мораль и право в целом совпадают. И мораль и право охватывают все общество, все группы и слои общества, ориентирующиеся на те или иные моральные и правовые представления. В то же время различные слои и группы общества, как мы знаем, могут руководствоваться разными представлениями о морали. Точно так же в своих действиях они могут опираться на разные правовые идеи. В основе представлений о морали и праве лежат интересы людей. Та или иная группа людей в соответствии со своими интересами формирует собственное понимание морали и права. Более того, совсем не обязательно, чтобы внутри той или иной группы существовали тождественные представления. Например, сторонники той или иной религии, как правило, руководствуются одними и теми же представлениями о морали. Но в зависимости от имущественного положения, их представления, скажем, о собственности (а это уже область правовых идей) могут быть различными.
По содержанию нормы морали и права чаще всего совпадают, поскольку те и другие обусловлены интересами людей. Это совпадение хорошо согласуется с представлением о праве как нормативно закрепленной и реализованной в законе справедливости (представление о справедливости и есть, в конечном счете, представление о добре и зле). С этой точки зрения известный тезис о том, что право - это часть морали, обладающая потенциальной принудительной силой, в целом верен. Верны и другие интерпретации этого тезиса: право всегда морально (особенно если право понимается как общественный компромисс), но мораль не всегда есть право (та часть морали, которая не может быть подкреплена принуждением). Правда, истории известны случаи, когда законодательные установления расходятся с общепринятыми нормами морали (например, расистские законы фашизма, акты о депортации народов в нашей стране). Но в этих случаях такие законодательные установления расходятся и с правом, понимаемым как воплощение общечеловеческих идей справедливости, равенства, свободы. Правовые же нормы, которые выражают эти идеи, всегда моральны.
По форме выражения нормы морали и права также могут существенно различаться. Моральные нормы чаще всего определяются уровнем сознания людей. И если они получают конкретное воплощение в обществе, то, как правило, не в государственных документах. Правовые же нормы проводятся через решения и акты государственных органов (органы власти, управления, суды). Государственное оформление - обязательный признак правовых норм, это качество придает им потенциальную возможность принудительного проведения в жизнь.
Несмотря на многие различия, взаимное влияние норм права и морали огромно. Покажем это на одном только примере.
В последние годы Великой Отечественной войны, когда победа стала очевидной, настало время оценить и подсчитать жертвы, которые народ отдал за эту победу. И прежде всего огромные человеческие потери. Стало ясно, что возрождение страны потребует нового демографического подъема. Уровень рождаемости детей в сложившихся и официально оформленных семьях оказался недостаточным. Потребовался прирост населения за пределами семей. Эти объективные условия востребовали правовую идею - освободить мужчин от ответственности за рождение и воспитание ребенка, рожденного вне брака, от расходов на содержание такого ребенка. 8 июля 1944 г. был принят соответствующий Закон. В качестве пропагандистской завесы были использованы нормы о материальном и моральном поощрении материнства, об установлении орденов и медалей для многодетных матерей. Суть же этого закона была в ином. Он установил, что только зарегистрированный брак порождает правовые последствия. Если ребенок рождается вне зарегистрированного брака, то в свидетельстве о рождении указывалась только мать (отсюда появился противоестественный термин <мать-одиночка>). В качестве юридической гарантии безответственности мужчин было установлено, что женщины, не состоящие с отцом ребенка в зарегистрированном браке, не вправе обращаться в суд с иском о взыскании алиментов и установлении отцовства. Подчеркиваем, речь шла не об отказе в удовлетворении иска, а вообще о невозможности самого обращения в суд.
Был ли этот Закон безнравствен? С точки зрения современных представлений, безусловно. Но с точки зрения морали середины 40-х гг. этот законодательный акт мог считаться (во всяком случае для многочисленной, а может быть, и преобладающей части населения) вполне нравственным. Сегодня нет необходимости приводить многочисленные выступления в поддержку этого Закона, их было очень много. И он достиг цели. Рождаемость резко возросла. Правда, выявились, хотя и не сразу, побочные негативные последствия - безотцовщина, рост преступности среди малолетних и др. Но на стадии принятия и первых лет применения Закона от 8 июля 1944 г. он был нравственным, во всяком случае для большей части общества.
Постепенно отношение общества к Закону 8 июля 1944 г. менялось. Все больше и больше проявлялись безнравственные его стороны, его унизительный для миллионов женщин и детей характер. Вначале были предприняты попытки юридического <обхода> Закона. В действовавший в тот период Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) была введена ст.423, допускавшая предъявление матерью ребенка иска о взыскании средств на содержание ребенка с лица, которое добровольно содержало ребенка. Если отец ребенка после его рождения какое-то время оказывал матери материальную помощь на его содержание, а потом уклонялся от оказания такой помощи, то стало возможным предъявить ему иск по этой статье КЗоБСО. При этом ни в коем случае не следовало ставить вопрос об установлении отцовства ответчика, ибо дело в этой части подлежало прекращению в силу названного нормативного акта от 8 июля 1944 г. Не упоминая же в иске об отцовстве, можно было еще надеяться получить через суд средства на содержание ребенка. Разумеется, судьи отлично понимали, что в каждом таком случае речь идет о взыскании алиментов именно с отца, но в интересах матери и ребенка делали вид, что ответчик отцом не является. Мы столь подробно остановились на практике применения названного Закона, чтобы наглядно показать, насколько он пришел в противоречие с моралью.
В 1968 г. (спустя 24 года после принятия упомянутого Закона) разрыв между нормой права и моралью был преодолен в пользу морали. В Основах законодательства о браке и семье (1968) и Кодексе о браке и семье России (1969) было установлено судебное рассмотрение исков об отцовстве, за незарегистрированным браком признавались при определенных условиях правовые последствия.
На этом примере (а подобных примеров было немало) можно убедиться в исторически преходящем характере соотношения права и морали. Но тесное взаимодействие, связь этих феноменов всегда сохраняются.

Право и нравственность

Соотношение между правом и нравственностью издавна занимает внимание философов и юристов. В отграничении права от нравственности некоторые справедливо усматривали правильный метод к выяснению сущности права. С политической стороны противоположение нравственности праву имело своей целью устранить вмешательство государства в личную жизнь индивида. В сближении права и нравственности иные стремились найти оправдание права, прикрывая его жесткий, принудительный характер этической идеей.

С точки зрения философии действительности вопрос ставится так: чем отличается положительное право от положительной морали, и каково реальное взаимодействие между этими двумя видами социальных норм. Следовательно, в постановку вопроса не входит сопоставление морали с естественным правом, или с идеальным представлением о нормах права, которые должны бы иметь место в общественной жизни.

Существует попытка различить право и нравственность, как внешнюю и внутреннюю сторону поведения. Нельзя сказать, чтобы эта точка зрения выражалась всегда с достаточной ясностью. Так, напр., Дан проводит различие следующим образом. "Право может быть вынуждаемо, потому что оно регулирует внешние отношения людей между собой, в которых основным моментом является не намерение, а действие (или упущение); мораль же невынуждаема, потому что она регулирует внутренние отношения людей, в которых основным моментом является не поддающееся вынуждению намерение". Что это за внутреннее отношение? И разве нравственная норма, предписывающая людям помогать друг другу в нужде, регулирует не отношение человека к человеку? Так же странно, когда нам говорят, что нравственные нормы отличаются от правовых тем, что они опираются на авторитет внутреннего убеждения лица, следующего им". Как будто лицо, следующее нормам права, не убеждено в необходимости их соблюдения, хотя бы ввиду того, чтобы избежать действия угрозы? Рассматриваемый сейчас взгляд на различие между правом и нравственностью следует понимать так, что право оценивает отношение человека к другим людям с точки зрения соответствия установленным объективно нормам, тогда как нравственность оценивает то же отношение с точки зрения мотивов, побуждавших к такому поведению. Право довольствуется внешней правильностью, нравственность требует внутренней правильности. Право смотрит на результаты поведения, независимо от мотивов, нравственность имеет ввиду мотивы поведения, независимо от его результатов.

Эта точка зрения ищет себе опоры в Канте, который так ярко проводит границу между легальностью и моральностью поступка. Но кантовская линия проходит не там, где ищут границу между правом и моралью. С точки зрения Канта в сферу легальности войдут все акты поведения, насколько они не определяются сознанием долга, а потому из сферы моральности должны быть исключены все акты, совершенные по склонности.

Но верно ли, на самом деле, что право, как утверждает Гефдинг, "требует лишь внешнего действия; оно не заботится ни о побуждении, ни о воле". Правда, нормы права оставляют без внимания те мотивы, которые побуждают к соблюдению их. Для права безразлично, воздерживается ли человек от убийства своего врага уважением к жизни ближнего, или опасением совершить грех, или же страхом понести наказание. Также мало значения имеет мотив, которым руководствуется плательщик налогов: сознает ли он необходимость для каждого гражданина уделять часть своих доходов на нужды государства, или рассчитывает на преимущества, соединяемые с уплатой налогов, напр., при выборах, или же опасается штрафа за промедление. Но дело тотчас изменяется, как только возбуждается вопрос о юридической оценке происшедшего нарушения нормы. Для права далеко не безразлично, по каким мотивам произошло убийство: представляет ли собою убийца человека способного лишить другого жизни всякий раз, как это окажется выгодным, при возможности остаться безнаказанным, или это человек, который признает неприкосновенность чужой жизни, но потерял самообладание под влиянием гнева, ревности, самозащиты. Право относится неодинаково к должнику, отказывающемуся расплатится полностью со своими кредиторами, и принимает во внимание, вызывается ли такая неисправность несчастным стечением обстоятельств, или неисправностью и невниманием к чужим интересам, или же злым намерением обогатиться за счет доверивших ему. Одно и то же, с внешней стороны, присвоение чужой вещи, может быть признано кражей или: владением, в зависимости от внутреннего момента. Правовая репрессия против преступника ставится в прямое отношение к мотивам преступного действия. Суд присяжных находит себе оправдание между прочим в том, что он лучше всего способен оценить мотивы поведения.

Графически рассматриваемая точка зрения могла бы быть представлена в виде двух эксцентрических непересекающихся кругов. Но тогда, как же возможно взаимодействие между правом и нравственностью? Если право полностью относится к внешней стороне поведения человека, а нравственность - к внутренней, то возможно ли какое-либо соотношение между правом и нравственностью? Как объяснить, что право и нравственность, дифференцировавшись из одного корня, потеряли всякое соприкосновение друг с другом? Совершенно противоположный взгляд, направленный на сближение права и нравственности, выражается в положении, что право есть этический минимум. Эта формула связывается обыкновенно с именем Еллинека. "Объективно, говорит он, это - условия сохранения общества, поскольку они зависят от человеческой воли, т.е. Existenzminimum этических норм; субъективно - минимум нравственной жизнедеятельности и нравственного настроения, требующийся от членов общества". Так же формулирует отношение между двумя основными началами практической жизни Владимир Соловьев: "право (то, что требуется юридическим законом) есть низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный". Иначе еще выражает ту же мысль Гумплович: "право есть кристализовавшаяся в законе нравственность".

При таком взгляде близость между правом и нравственностью, восстановлена. "Право, согласно этому воззрению относится к нравственности, как часть к целому", а правоведение становится главой из этики. Графически соотношение между правом и нравственностью, с этой точки зрения, могло бы быть изображено в виде двух концентрических кругов, из которых меньший, право, вмещался бы полностью в большем, нравственности. Отсюда получится вывод, сделанный Аренсом: "все, что предписано и запрещено правом, предписывается и: запрещается нравственностью".

Но такое понимание взаимного отношения между правом и нравственностью явно расходится с действительностью.

Во-первых, содержание норм права может быть нравственно-безразлично. Тот или другой порядок укрепления прав на недвижимости принят законодательством - это вопрос технической целесообразности, но не нравственности. Процессуальные сроки ни с какой стороны нравственность не задевают. Этой частью своего содержания право выходит из нравственного круга.

Во-вторых, содержание норм права может быть безнравственно. Трудно, не закрыв глаза на действительность, оспаривать, что в истории властвующие создавали такие нормы права, которые резко противоречили нравственным воззрениям самых широких общественных кругов. Конечно, можно стать на ту точку зрения, что "такое право является правом только с формальной стороны, a пo более глубокому материальному основанию оно - неправда, или, в лучшем случае, правовая ошибка". Ho ведь это не значит объяснить действительность, а сделать вид, что не замечаешь ее. Можно ли оспаривать, что закон, предоставляющий кредитору в удовлетворение своего требования право распродать все, что принадлежит должнику, способен привести к положению, вызывающему нравственный протест со стороны возможных последствий? Какая увертка обнаруживается в замечании Еллинека, что "хотя этот кредитор действует и не безнравственно, выколачивая долг, но он действовал бы более нравственно, если бы простил его должнику".

Нельзя признать серьезным и то замечание, которым Гумплович пытается отразить возражение. Heотрицая противоречия права и нравственности, Гумплович утверждает, что "всякое право в момент своего возникновения соответствует морали, по крайней мере, более могущественной составной части государства". А как же быть с нравственным сознанием остального населения, может быть во много превышающем своей численностью? Почему не допустить, что властвующие, сознавая безнравственность создаваемых ими норм, оправдывают их перед своей совестью крайней необходимостью защиты своих интересов. Стоя на точке зрения Гумпловича, нетрудно дойти до взгляда Гоббса, что мораль делается государством.

Если бы мы даже согласились, что право помещается полностью в круге нравственности, то перед нами все же встал бы вопрос, какова же окружность права? Это правовое ядро нравственности можно довести до незаметного зернышка, или, наоборот, довести почти до границ нравственности. Чтобы выяснить соотношение права и нравственности, сторонникам рассматриваемого взгляда приходится еще искать отличительного признака, и они могут найти его только в принуждении. Но тогда необходимо было бы предварительно определить нравственную ценность принуждения.

Оригинальную точку зрения на соотношение между правом и нравственностью развивает Коркунов. "Нравственность дает оценку интересов, право и разграничение". Человеку приходится ограничивать осуществление отдельных целей, от иных даже вовсе отказываться. "При этом необходимо делать выбор между различными целями, сравнивать их друг с другом, признавая одну более важной, другую менее; словом, необходима оценка интересов". Если же человек вступает в сношения с другими людьми, если его интересы сталкиваются не только между собой, но и с интересами других людей, однако интересов недостаточно для внесения в деятельность людей порядка и гармонии. При равноценности или даже тождественности интересов, нравственная оценка не способна указать, как устранить столкновение интересов. Необходимо разграничение интересов, которое выполняется правом.

Эта теория рассчитана на сближение права с нравственностью. Сам Коркунов утверждает, что "нормы разграничения интересов так же, как и нормы оценки, служат той же цели совместного осуществления всех разнообразных человеческих целей". Однако с этим мало согласуется то, что "человек взятый отдельно, изолированно, вне его отношения к другим людям, может руководствоваться одними нравственными правилами». Но тогда право и нравственность оказываются в разных плоскостях и установить связь между ними крайне трудно.

Право, как и государство, является продуктом общественного развитая. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

Право есть соц явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или соц группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

Право частной собственности является основой всех прав человека;

Право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», - писал Трубецкой.

Социальные нормы отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения.

Виды социальных норм : моральные; религиозные; обычай; правовые; политические; корпоративные.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви новые нормы это права, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды соц норм появлялись не одновременно, а один за другим, по мере необходимости. С развитием общества они все более усложнялись.

Соц и технич нормы. Технико-юридич нормы

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы - социальные и технические. Это - наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение.

Социальные нормы – правила общего характера, регулирующие поведение людей в обществе. Появление соц норм следует рассматривать как исключительно важное событие в истории развития человечества. Норм регулир стало главным способом выживания человека в условиях постоянной борьбы с природой и друг с другом. При помощи соц норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Система соц норм чрезвычайно разнообразна, с развитием общества она постоянно усложняется. Специфика эк, соц-политич, духовного развития общества, а также исторические и национальные особенности страны оказывают влияние на социальные нормы каждого конкретного государства. Традиционно выделяют следующие виды норм: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, традиций, привычек, деловые обыкновения, правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов (Н.И. Матузов).

Все социальные нормы характеризуются следующими общими чертами :1) Имеют нормативный характер, то есть являются правилами поведения. 2) Имеют общий характер, т.е. рассчитаны на неопределенный круг лиц, многократность применения, длительность действия и регулируют наиболее типичные отношения. 3) Возникают как результат сознательно-волевой деятельности людей, выражают объективные закономерности общественного развития. 4) Возникают объективно в процессе исторического развития и обусловлены потребностями общественной практики. 5) Система и содержание соц норм обусловлены уровнем эк, политического и культурного развития, историческими особенностями той или иной страны. 6) Направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. 7) Исполнение социальных норм подкрепляется санкциями. Характер санкций зависит от вида социальных норм.

Водораздел между указанными нормами проходит, главным образом, по предмету регулирования. Если соц нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иначе говоря, соц жизнь, то технич нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой, отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство», короче, человек и окружающие его неодушевленные предметы.

Технические нормы определяют «наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических операций».

Разумеется, техниче нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.

Социальные и технические нормы, помимо предметов, различаются по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми .

Это, в основном, нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (к примеру, правила противопожарной безопасности, железнодорожного движения и иных видов транспорта, строительных работ, ГОСТов, стандартов, энергоснабжения, хранения взрывчатых веществ и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями.

По мнению А. Ф. Черданцева, подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью гос принуждения, закрепляются в спец нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль.

Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, за их нарушение не наступает никакой юр ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов - телевизоров, холодильников, магнитофонов). В случае выхода их из строя по причине неправильного обращения и понесенного ущерба человек сам себя «наказывает».

Право – это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое воздействие на развитие общественных отношений в масштабах всего общества.

Теория естественного права: право не создано никем. Оно возникло объективно, как продукт деятельности, из самой природы человека, общества. В этом смысле, право – образец и критерий справедливости, представляет собой совокупность прав и свобод (право на жизнь, свободу, неприкосновенность), принадлежащих каждому человеку от рождения.

Право состоит из различных частей, структурных элементов, среди которых основные: нормы права, институты права, отрасли права.

Субъекты права : физические лица (граждане) и юридические лица (фирмы, организации, государство).

Правоотношения возникают только между субъектами права в связи с предписаниями норм права, предполагают наличие прав и обязанностей у их участников.

Юридический факт – предусмотренные нормой права обстоятельства, служащие основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия.

События – юридически значимые факты, которые не зависят от воли человека: естественная смерть человека, повреждение имущества в результате стихийного бедствия. Действия – юридические факты, зависящие от воли человека (правомерные и неправомерные действия).



Признаки субъектов права: правоспособность, дееспособность.

Правоспособность – способность гражданина иметь права и обязанности, возникает с рождения, прекращается со смертью.

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями осуществлять права и обязанности (с 6 до 14 лет – малая дееспособность,

с 14 до 18 лет – неполная дееспособность, с 18 лет – полная дееспособность).

Снижение возраста дееспособности может быть в случае вступления в брак до 18 лет, привлечения к уголовной ответственности с 14 или 16 лет, а также при эмансипации несовершеннолетних. Эмансипация – объявление несовершеннолетнего (16-17 лет) полностью дееспособным, с согласия родителей и при наличии собственного источника дохода.

Источники (формы) права

1. Правовой обычай – правило поведения, сложившееся в обществе и санкционированное государством.

2. Судебный прецедент – решение по какому-либо делу, которое впоследствии стало образцом для других подобных дел. Применяется при отсутствии в законодательстве страны необходимой правовой нормы.

3. Нормативно-правовой акт – официальный документ, который создается государственными органами и содержит общеобязательные нормы:

– конституция: обладает высшей юридической силой, закрепляет ценности, институты, нормы общественного строя страны. Все нормативно-правовые акты, принятые в стране должны ей соответствовать.

федеральные законы;

– подзаконные акты: указы Президента; постановления и распоряжения Правительства; указы, приказы, инструкции, постановления министерств, государственных комитетов и ведомств; законы субъектов РФ.

4. Нормативный договор создается по соглашению сторон между физическими и юридическими лицами (трудовой договор, брачный контракт).

Значения понятия «право»

I. Права человека – социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый стандарт жизни. Как правило, под правами понимают естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения (личные, политические, экономические, социальные, культурные права).

II. Норма права – это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

Структура нормы права: гипотеза (указание на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие), диспозиция (само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов), санкция (определяет неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающих в случае нарушения последними предписаний диспозиции).

III. Институт права представляет собой объективно обособившуюся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм. Институт права регулирует только один аспект общественных отношений внутри какой-нибудь сферы, отрасли права: институт приёма на работу и увольнения, институт дисциплины труда и др.

IV. Отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений (в системе права РФ насчитывается более 30 отраслей права) :

материальное право: гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, конституционное, финансовое, налоговое, таможенное, торговое, земельное, сельскохозяйственное, экологическое.

процессуальное право: гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, конституционное судопроизводство и др.

V. Часть системы действующего права (суперотрасли права).

Публичное право регулирует отношения между государством и гражданами, социальными группами, а так же между государственными органами. К публичному праву относятся конституционное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, финансовое, международное публичное право, международное гуманитарное право.

Частное право обеспечивает частный интерес отдельной личности, социальных групп. Частноправовые отношения основаны на свободе договоров и юридическом равенстве участников. Государство в сфере частного права тоже действует, но уже как частное лицо. Основой частного права является гражданское право, а также трудовое, семейное, международное частное право.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах.

Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", т. е. естественное право.

Во-вторых, право - это то, что "полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право".

Право - общественное явление, оно есть сторона, "часть" общества, или, как любил говорить Гегель, его "момент".

В отечественной правовой истории наблюдается сложная эволюция права. С течением времени менялись представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале ХХ в. ученые-юристы связывали с правом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание зависимости от власти и т.п. В 20-х годах XX в. формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права, которое оказалось весьма устойчивым. Но в 50-е годы вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором выделялись помимо норм также правоотношения и правосознание.

Коренное изменение общественного строя в нашей стране в 90-х годах приводит к изменению взглядов на право. С одной стороны, расширяются научные разработки в области философии права, когда наряду с позитивным правом более резко выделяются начала естественного права и проводится различение права и закона. С другой стороны, сохраняется и обогащается прежнее нормативистское представление о праве. Сошлемся на типичное определение права как системы общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих государственную волю общества и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в соответствии с социально-экономическими, политическими и духовными устоями общества .

Обогащение правопонимания позволяет предложить определение права, которое учитывает названные подходы и новую общественную и международную практику. Право - это правовые взгляды и позиции, выражающие социальные интересы, и закрепляемые в системе общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством и международными структурами и регулирующих общественные отношения, обеспеченных государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества.

Но право - не абстрактное понятие, существующее лишь в теоретических представлениях ученых-юристов. Оно находит двойственное выражение. Право выступает прежде всего как общее (типичное) правосознание и как юридическая наука.

Право - не застывший формализованный свод правил. Оно изменяется по мере развития общества и государства. Меняется и отношение к нему. Наша страна переживает один из самых драматических и противоречивых периодов в своей истории. Новая идеология вступила в острый поединок с концепциями, политической и экономической системами предыдущего этапа развития. Страна стоит перед мучительным выбором. Сохранять ли прежний уклад коллективистской жизни или формировать личностно-индивидуалистический строй и рыночные отношения в экономике? Каким путем идти государству? Получат ли общественную поддержку осуществляемые реформы и дадут ли они желаемые результаты?

В юридической литературе, и отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления.

Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других подходов является или категорическое признание, или столь же решительное отрицание классового характера права. Первые - строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Вторые же, - молчаливо отвергая классовость, апеллируют к общечеловеческим ценностям и интересам или же к "общим и индивидуальным интересам населения страны".

В качестве примера сугубо классового подхода к определению понятия права можно сослаться на довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как "совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса". Или на определение права как на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, "поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)".

Примером внеклассового или надклассового подхода к определению понятия права может служить дефиниция, в соответствии с которой оно рассматривается как "система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений".

Разумеется в сфере права, равно как и в других сферах государственной или общественной жизни, никто не может претендовать на истину в последний инстанции при установлении критериев правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права.

Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множественности, а точнее, известной разрозненности или даже противоречивости определений понятия о праве?

В отечественной и зарубежной юридической литературе попытки подобного характера предпринимались, и неоднократно. Отмечалось, в частности, что общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других, смежных, неправовых общественных явлений. Однако тут же, и не без оснований, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться "одним лишь общим определением понятия права", поскольку в нем не могут получить "свое непосредственное отражение" весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения "специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права". Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Специфические особенности характеризуют лишь частные определения понятия права, отражающие соответственно специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного права. Что же касается общего определения понятия права, то оно может складываться, исходя из своего названия и назначения, лишь из самых общих особенностей. В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общий, чрезмерно абстрактный, малопригодный для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей характер.

Поэтому, наиболее эффективным, а следовательно, и наиболее приемлемым средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определения права и подходов к нему является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков. Что же касается наиболее приемлемого в теоретическом и практическом плане определения права, то им, по мнению автора, могло бы служить определение, согласно которому право понимается как "система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни".

1. Право прежде всего есть совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее структурными элементами - нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Чтобы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права.

2. Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными - общественными, партийными и иными органами и организациями.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о "санкционировании", то есть о даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям.

3. Право всегда выражает государственную волю как его основу, которая в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

4. Право представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней, развивается, изменяется и прекращается. Г. Кельзен вполне резонно считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет".

Общеобязательность как признак права распространяется не только на "рядовых" граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им.

Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.

В последние годы произошло много перемен во всех сферах нашей жизни, которые подвергли испытаниям государственные институты и правовую систему.

Современное право не просто меняется, оно становится обширнее, покрывает ранее неизвестные отношения. Современные правовые системы и нормативно-правовые массивы устроены довольно сложно. Неизбежны поэтому как внутренние юридические противоречия в рамках каждой из правовых систем, так и внешние противоречия между ними. Соприкосновение, взаимодействие правовых систем, их взаимовлияние охватывает все слои каждой из них. Общим является то, что юридические противоречия выражаются в разном правопонимании, в столкновении правовых актов, в неправомерных действиях государственных, межгосударственных и общественных структур, в притязаниях и действиях по изменению существующего правопорядка.

Поэтому, одна из задач современного права, как регулятора общественных отношений – это формирование коллизионного права.

См.: В.С. Нерсесянц. Философия права. Учебник для вузов. - М., Ин-фра-М-Норма, 1997, с. 7-28.

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Признаки права:

Нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей. Общеобязательность. Исполнение права обязательного для всех субъектов права.

Исполнение права обеспечивается силой государственного принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых государственными органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев.

Неперсонофицированность адресата.

Формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах государственной власти.

Системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений.

Властно-волевой характер права. Основой права выступает государственная воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Второй подход. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.



Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

35. Сущность и содержание права.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение – древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.



Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная принудительность, а не классовость.

Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер – духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.