Когда нужно обратиться к логопеду? Когда надо идти к логопеду

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

Как попасть на занятия к логопеду?
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий,
так стоит ли идти в логопедическую группу?
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.

Станет ли мой ребёнок "как все"?

Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает,
неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
- раскрашивание буквы, штриховка - Лепка ребенком буквы из пластилина.
- Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
- «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.
- Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами.
- Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.
- Обводка ребенком букв, написанных взрослым.
- Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

1. Речь ребенка начинает активизироваться уже к трем месяцам. Обычно к этому возрасту ребенок начинает издавать разные звуки и лепотать. Если к 3-4 месяцам ребенок продолжает молчать, то это может быть тревожным звоночком на который нужно обратить внимание. К 8-10 месяцам ребенок начинает пытаться скопировать речь взрослых пытаясь произнести первые слоги «ма», «па», «ба» и др. Уже в этом неосознанном возрасте ребенок начинает откликаться на свое имя и понимать слова, которые адресованы ему. Поводом к обращению к специалисту за консультацией является, то что ребенок к концу первого года не реагирует на речь родителей и не пытается произносить первые слова или своеобразное мычание в момент когда пытается выразить свою речь.


2. К двум годам ребенок должен хорошо понимать речь взрослых, а так же уметь сам выразить свою речь простыми фразами. Обратиться к специалисту стоит если ваш ребенок выражается исключительно жестами и не формулирует простые фразы, а так же если у ребенка к двум годам слишком маленький словарный запас или вообще его отсуцтвие.


3. Так же одной из причиной обращения к логопеду является замена ребенком простых звуков на другие (Например, «К» заменяет на «Т»).


4. Если в 3-3.5 ребенок пропускает слоги в словах, так же переставляет местами или не произносит окончания в словах.


5. В возрасте от 4-5 речь ребенка должна быть четкой. Обратиться к логопеду стоит когда речь вашего ребенка смазанная и невнятная с пропусками многих звуков.


6. Если ребенок после пяти лет произносит многие звуки мягко: «Кися», «щапка».


7.В возрасте 6-7 лет у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно. Обратиться к логопеду нужно если у ребенка старше 6-ти лет нет правильного произношения какие-то звуков.


8. Если ребенок говорит с запинками и повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.


9. Если у ребенок в возрасте 6-7 с трудом запоминает стихотворения, не может ответить на вопросы и с трудом запоминает и перессказывает рассказ.


10.Если у ребенка в возрасте 8-9 лет в школе проблемы с письмом.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Этот вопрос живот интересует практически всех родителей – и тех, чьи дети только-только начинают говорить, и тех, чьи дети уже хорошо говорят. И особенно это волнует тех, чьи дети совсем не разговаривают, либо речь их имеет слышимые даже непрофессионалу дефекты.

Но чтобы понять, нужно ли обращаться с проблемой именно к логопеду, или нужен другой специалист, нужно разобраться – что именно исправляет логопед и каким проблемами он занимается.

Что такое логопедия и кто такой логопед?

Логопедией называют отрасль дефектологии и педагогики, смежную с медициной и физиологией. Это отрасль науки о нарушениях речи детей и взрослых, разрабатывающая и внедряющая методы предупреждения нарушений, их диагностику и способы преодоления дефектов. Логопедия занимается изучением причин и механизмов развития речевых дефектов, их симптоматику и течение процессов во времени, а также структуру речевой деятельности и систему мер по коррекции выявляемых нарушений.

Логопед – это педагог, прошедший особую подготовку на отдельном факультете коррекции, он занимается устранением или исправлением речевых нарушений у детей или взрослых. В компетенцию логопеда входит постановка звуков, но кроме этого логопеды занимаются развитием внимания, слухового и зрительного восприятия, способности к узнаванию и различению, логопеды тренируют память и мышление, развивают общую и мелкую моторику. Без этих навыков невозможным будет полноценное формирование образовательного и речевого процесса. Задачей логопеда является расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей, развитие плавности и связности речи, обучение грамоте и исправление в речи грамматических и прочих ошибок.

Также логопеды проходят обучение основам неврологии детского и взрослого возраста, по психопатологии и проблемам в строении и работе органов слуха и речевого аппарата.

Когда нужно обратиться?

Обычно логопеды говорят о том, что чем ранее выявлена проблема с речью, тем активнее и быстрее можно справиться с проблемой, главное – вовремя обратиться за консультацией и выявить проблему и ее истинные причины. Но когда же точно нужно вести ребенка на консультацию к специалисту и на какие характерные особенности речи необходимо обращать особо тщательное внимание, чтобы не пропустить формирование проблемы? Начинать следить за речью нужно, не поверите, с рождения. Есть определенные нормы развития, в том числе и речевого, которые ребенок должен выполнять в каждый из своих закономерных возрастных периодов.

Внимание к речи до трех лет.

Если ребенку уже четыре-пять лет, родители внимательно относятся к его речи и ее дефектам, которые отмечаются в произношении и темпе речи. Это время, когда можно объективно говорить о проблемах в произношении звуков или в построении фразовой речи. Но проблемы речи можно распознавать и корректировать еще задолго до этого возраста, выяснять проблемы речевого развития необходимо с самого раннего возраста – в это время выявляются самые серьезные и грубые из дефектов речевого развития, и проблемы которые могут потребовать корректировки с самого раннего возраста. Именно раннее вмешательство специалиста будет в таких случаях максимально результативной, но нужно найти грамотно специалиста-логопеда, который имеет специализацию по работе с малышами.

Но для того, чтобы оценить степень проблемы и понять, необходима ли именно вашему ребенку помощь логопеда, важно будет знать, какие из этапов развития речи должны соответствовать определенному возрасту ребенка. Обсудим примерные этапы в формировании пассивной и активной речи детей до трех лет.

Основы речевой активности начинаются еще в младенчестве. Примерно с трех месяцев в виде издавания различных звуков и затем трансформации их в процесс гуления. Если же ваш ребенок к возрасту трех-четырех месяцев не издает ни единого звука, это должно стать для вас очень тревожным сигналом, на который немедленно нужно обратить внимание педиатра, невролога и возможно. И других специалистов – возможно – ребенок глухой или глухонемой.

К возрасту примерно восьми-десяти месяцев ребенок делает первые попытки в копировании речи взрослых людей, может произносить свои первые слоги – это обычно па, ма, ба, да. Обычно в этом возрасте ребенок хорошо понимает слова, которые ему адресуются, он хорошо знает свое имя и откликается на него. Если же родители стали замечать, что к окончанию первого года жизни ребенок никак не реагирует на обращенную к нему речь, не старается произносить первые простые слова-слоги, необходимо обращение как минимум к педиатру или неврологу для консультации и детального обследования. Также одним из тревожных симптомов является и формирование своеобразного мычания малыша в моменты, когда он вам пытается показать свои желания или стремления.

Примерно к полутора годам у ребенка начинает формироваться собственно речь – в этом возрасте ребенку уже вполне пора произносить первые слова из дух слогов – папа, мама, дай и т.д. В активном словаре годовалого ребенка содержится не более десяти слов, хотя ребенок уже вполне осознанно их может применять. В этот период жизни речь ребенка развивается очень активно и динамично, ежедневно пассивный и активный словарный запас ребенка пополняется новыми словами.

Примерно к двум годам ребенок должен хорошо понимать обращенную к нему речь взрослых, а также уметь выражать свои желания и цели простыми словами и выражениями. Если же примерно к двум с половиной годам ребенок хорошо понимает речь взрослых, обращенную к нему, но выразить свои желания он может исключительно жестами, не может сформулировать простых фраз по типу «хочу кушать» или «хочу пить» словами, необходимо посещение с ребенком невролога и логопеда. Нужно обратить внимание на то, что в этом возрасте еще не столь важно, как ребенком произносятся трудные звуки в речи, в основном имеет значение общий характер речи и ее активности.

Развитие речи ребенка в возрасте от трех до пяти лет.

Кабинет логопеда в возрасте трех-четырех лет посещать необходимо даже тем детям, в речевом развитии которых родители не отмечают совершенно никаких отклонений по срокам и по способности к воспроизведению звуков, слов и предложений. Если же в речи ребенка выявляются явные отклонения, которые требуют работы с речевыми навыками и речевым аппаратом, тогда помощь специалиста уже просто необходима. Но требования к речи детей сильно разнятся в зависимости от его возраста. В возрасте трех лет родителям важно убедиться в том, что с артикуляционным аппаратом ребенка все в порядке и он развивается правильно.

В этом возрасте малыш должен выполнять простые действия по просьбе родителей или педагога – высовывать язык, доставать им до верхнего неба или губы, сложить язык в трубочку или надувать щеки. Также в этом возрасте необходимо проверить, может ли ребенок воспроизвести самый простой ритм, хлопая в ладоши. Если эти навыки у ребенка отсутствуют – это должно быть поводом для беспокойства родителей.

В таких случаях логопеды обычно не только проводят необходимые меры по диагностике нарушений, но и помогают простыми упражнениями укреплять мышцы речевого аппарата и артикуляционный аппарат. Также, в возрасте трех-четырех лет ребенок уже не должен пропускать в словах слоги, переставлять слоги в словах местами или не должен проглатывать окончания слов. Обратите особое внимание на все эти особенности в речи ребенка, когда вы будет посещать консультацию специалиста. Но вот правильного произношения всех абсолютно звуков в возрасте трех-четырех лет может еще не быть, правильная речь практически на все звуки будет формироваться ближе к пяти-шести годам. Нет повода для посещения логопеда, если в три-четыре года ребенок пока еще не говорит шипящие - «ш», «щ», «р», «л», эти звуки речи самые сложные, они формируются в правильном произношении самыми последними. Но стоит все-таки понаблюдать за тем, как произносятся слова с этими звуками ребенком, если он пока пропускает эти звуки – это не опасно, а вот если вместо звука «л» произносится «в», если звук «р» произносится на французский манер, гортанно, стоит пройти консультацию у специалиста-логопеда, так как любое из дефектных произношений звуков нужно сразу же исправлять, пока это не закрепилось патологической привычкой в речи.

Возраст от четырех до пяти.

В возрасте четырех с половиной - пяти лет ребенку уже необходимо не только правильно произносить все звуки речи, но еще и уметь составлять связанные осмысленные предложения. Чтобы это проверить – попросите ребенка рассказать картинку или описать недавнее событие. Если в речи он не придерживается определенной последовательности повествования, составляет предложения не согласованные по смыслу и падежам, родам и числам, не может пользоваться в речи союзами, это является непосредственным отклонением от норм развития.

Начинайте активно разговаривать ребенка, вынуждайте его на диалоги и монологи, активно поправляйте его речь, и проследите, как ребенок реагирует на замечания и исправления, если у него не наблюдается прогресса в речи, необходима консультация со специалистом и разработка комплекса занятий по развитию речи.

Логопед при консультации с ним выявит все описанные выше отклонения в речи, составит подробный план занятий по развитию речи и исправлению дефектов, поможет вам в методике занятий с ребенком в центре речи или дома, подберет комплекс логопедических развивающих упражнений.

Стоит обратиться к логопеду, если в четыре года:

Ребенок не может ответить на простые вопросы – кто, что, где?

Если речь ребенка совершенно неграмотна, неправильно используются окончания, падежи, суффиксы и предлоги,

Если ребенок произносит неправильно многие слоги и звуки, смягчает твердые звуки, искажает межзубное произношение, смешивает звуки, меняет звук «ж» на «з».

Употребляет в предложениях меньше четырех слов.

Стоит обратиться к логопеду, если в пять лет:

Ребенок строит фразы неверно и произносит не все звуки речи,

У него нарушено произношение согласных звуков,

Есть пропуски согласных звуков в речи, которые стоят в слове рядом,

Если нарушено согласование родов и множественного числа.

Устная речь тесно связана в дальнейшем с письменной речью и грамотностью, если вовремя не исправлять речевые ошибки, письмо в дальнейшем будет неграмотным.

Когда ребёнку нужен логопед?

Как говорят, проще предупредить болезнь, чем её лечить. Так же и в логопедии. Я бы посоветовала посещать логопеда «профилактически» с трёх лет. Не обязательно сразу идти к частному логопеду и платить за консультации - во многих поликлиниках есть бесплатный логопед, запишитесь к нему на приём. Там анализов не берут, уколов не ставят, даже игрушки и картинки могут дать.

Логопедическая диагностика состоит не только в проверке правильности звуков ребёнка, но и многих других полезностей, если это, конечно, грамотный логопед. Например, логопед проверяет внимание ребёнка, как зрительное, так и слуховое, его представления об окружающем мире, физическое состояние речевого аппарата, насколько развит интеллект ребёнка и соответствует ли он возрасту малыша, насколько богата его речь (здесь не только количество слов, но способность образовывать слова при помощи суффиксов, приставок и т.д., правильно изменять слова - род, число, падеж), насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, умеет ли он составлять рассказы по картинкам. И это лишь общая структура диагностики. Выглядит громко, но на деле всё выясняется в простой игре.

Но кто же просто так пойдёт к врачу, а в нашем случае к логопеду? Многие либо тянут до последнего, либо переживают за каждую мелочь. Как не впадать в крайности? Вот Вам подсказка, которая поможет определить, что в Вашем случае помощь специалиста уже точно необходима.

  1. Ребёнок не говорит в 3 года . Понятие самой речи у всех разное. Для кого-то «не говорит» значит не выговаривает какие-то звуки, для других – говорит на «своём», для третьих – молчит. Вот «молчит» - это тот случай, когда к логопеду нужно обратиться, не раздумывая. Важно выявить причину этого молчания. При этом помните, что за речью развивается мышление.
  2. Говорит на своём в 3 года . Чаще всего ребёнок разговаривает на «своём» языке долго, если его в семье понимают. Многие знают, как часто дети, которые плохо разговаривают, пойдя в садик за короткие сроки, учатся говорить чётко и ясно. Там нет взрослых, которые будут угадывать их слова и желания, там такие же дети, и они бесцеремонны. Либо говоришь чётко, либо играешь сам и без игрушек. Хотя есть и исключения. Но во всём лучше соблюдать золотую середину, не доводить ребёнка до истерики, если у него никак не получается сказать нужно слово. Если малышу трудно, дайте ему варианты ответов («Тебе нужна большая или маленькая машинка?»), задавайте вопросы, на которые нельзя ответить «да или нет», тем самым Вы будете стимулировать его речь.
  3. Ребёнок путает звонкие и глухие (мягкие и твёрдые) . Если ребёнок в 3-4 года стойко заменяет «п» на «б» и наоборот (в-ф, г-к, д-т) во всех словах – обратитесь к логопеду. Но если ребёнок делает это периодически, он встраивает новые звуки в свою речь, и это процесс сложный, для него нужно время. Тут можно только поддержать ребёнка, хвалить, когда получилось правильно, не коверкать, не смеяться и не повторять за ним неправильно. Такая же история, когда в 4-5 лет появляется «ш» и «ж». Детки удивительно умеют сами себя обучать. Была у меня девочка, мы договорились с её родителями на неделе о первом занятии, так как у неё не было «ш» и «ж». Пока я шла, малышка сама заговорила! Нам осталось лишь закрепить усвоенный материал, я научила её упражнениям и оставила на два месяца закреплять, так как для следующего звука было рано. Как я и предполагала, «р» она тоже сама научилась говорить.
  4. Ребёнок картавит, шепелявит или гнусавит . Это те случаи, когда без логопеда не обойтись. У ребёнка уже закрепилась неправильная модель звука, она ему удобна и переходить на более сложный сам он не захочет и навряд ли сможет. Знаю, в интернете полно видео и статей, как самостоятельно поставить «р», но это кажется простым, когда уже не один раз это делал. Есть много нюансов, которые важно учитывать. Если Вы попробовали, и ничего не получилось, обратитесь к логопеду. Негативный опыт закрепляется у ребёнка молниеносно. Это может затруднить и удлинить работу логопеда.
    Если в Вашей семье или близком окружении есть человек, который картавит, шепелявит или гнусавит, внимательно следите за речью Вашего ребёнка. Он может перенять эту привычку.
  5. Если ребёнок говорил хорошо и резко стал сдавать назад в речевом развитии . Без вопросов нужно идти к логопеду и неврологу. Здесь могут быть серьёзные нарушения, особенно если этому предшествовала какая-то травма.

Конечно, это не относится к случаям, когда в семье появился братик или сестричка, и ребёнок начал больше употреблять уменьшительно-ласкательных слов и смягчать звуки, желая тем самым обратить на себя внимание родителей.

Итак, если Вы собрались к логопеду, имейте в виду, что к нему лучше приходить после приёма следующих детских врачей: стоматолога-ортодонта (скажет, правильно ли растут зубки, хватает ли им места, проверит состояние челюсти), невропатолога (была у меня девочка четырёх с половиной лет, которая практически не разговаривала, разве что на каком-то своём; все говорили родителям, мол, заговорит, благо мама решилась и пошла к невропатологу - оказалось, после тяжёлых родов некоторые мозговые структуры так и не сформировались, курс уколов сотворил чудеса, а так могла я с ней заниматься долго и безрезультатно), отоларинголога (ведь ухо, горло, нос – важнейшие органы в речи), хорошо бы и психиатра, но в нашем обществе к таким врачам относятся с опаской, поэтому можно сходить в детскому психотерапевту. Таким образом, после данных специалистов логопед сможет составить чёткую картину развития речи Вашего ребёнка. Сомнений не будет, и логопед сможет дать дельные рекомендации, если они вообще будут нужны.

Помните: в логопедии время – главный враг. Чем раньше выявлена проблема, тем проще её устранить и предупредить новые неприятности. Поставить звук не так трудно, сложно внедрить его в уже установленную речь, избавиться от привычки. Попробуйте в любом простом предложении заменить все «к» на «л». В этот момент Ваш мозг будет очень активно бороться с привычкой, но Вы - взрослые, у Вас есть мотивация и способность себя заставить что-то сделать, у детей этого нет, правда, нет и многолетнего опыта за плечами.

Важно, чтобы всё было вовремя! Не торопитесь с речью, проходите все этапы постепенно. Ребёнок, начавший слишком рано говорить, чаще всего эмоционально неустойчив, так как до речи у малышей формируется именно эмоциональная сфера. В год угадывайте желания Вашего малыша, чтобы он был уверен в Вашей любви и заботе! Отношение родителей к ребёнку должно меняться с его возрастом. То, что было приемлемо в год, неприемлемо в три. Развивайтесь вместе, ведь Ваши дети – это шанс прожить снова детство, окунуться в мир волшебства и беззаботности!


Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.

Когда нужно обращаться к логопеду?

Вы это тоже слышали: «К логопеду нужно обращаться после 5-ти лет?». Это не так. Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Многие речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг активно развивается именно у детей в дошкольном возрасте. Так, например, фонематический слух (способность воспринимать и различать звуки речи) легче исправить у детей в возрасте до 5-6-ти лет, пока в коре головного мозга формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи. Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки, просто это займет больше времени.

Желательно профилактический осмотр у логопеда проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться.

Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к специалистам (невропатологу, логопеду, возможно сурдологу) примерно в год. Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – на консультацию к невропатологу и логопеду: возможно, это сенсорное нарушение.

Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - на консультацию к невропатологу и логопеду, возможно, это моторное нарушение.

Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.

Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д , а возможно еще и в, з, ж – обратитесь к логопеду и сурдологу.

Если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит» обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.

Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.

Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й – к логопеду.

Если ребенок в возрасте 5 – 5,5 лет не произносит звуки р, рь – к логопеду.

Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти необходимо обратиться за консультацией к логопеду или психологу. Возможно, у ребенка дисграфия или же дефицит внимания.

Если ваш ребенок не говорит.

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, успешным и удачливым. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»

Галилео Галилей

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Говорите больше с ребенком.

Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Озвучивайте любую ситуацию.

Ребенок должен видеть и слышать Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.

Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу,

меняя порядок слов: «Птичка прилетела! Красивая птичка прилетела! Прилетела птичка, села на окошко! Какая красивая птичка! Кто сидит на окошке? Птичка сидит! Иди к нам, птичка!» Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Обязательно спустя некоторое время рассмотрите птиц в книге, на улице во время прогулки, покормите птиц.

Не употребляйте слишком много длинных фраз.

Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Изучать новое различными способами.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

Принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт.

Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться. «Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя»; с разными гласными: «ба-бо-бу-бе-бы-би». Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

Играя, учите подражать.

Играйте в игры «Две собачки лают», «Две киски мяукают», «Мы в лесу: ау – ау». Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена зверей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы? » и т.д. Затем «Что это? »

Развивайте фонематический слух.

Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож): «Посмотри, это крыша. Где крыша? Вот крыша. Это крыса. Где крыса. Вот крыса. А где крыша? А где крыса? »

Читайте короткие стихи, сказки.

Перечитывайте их много раз. Не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук.

Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

Только Вы.

Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично.

Недостаточный опыт общения со взрослыми

будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.

Если нормальный ребенок после двух лет не проявляет потребность заговорить , желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестов. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Однако, если ребенок достиг 2,5 лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, на сколько он продвинулся в остальном или насколько выразительна его бессловное общение. В таком случае необходимо обратиться к специалистам: невропатологу и логопеду.

Источник: www.centersemya.ru

В пособии приведены тексты и извлечения (выдержки), раскрывающие психолого-педагогические особенности детей с различными речевыми нарушениями и определяющие пути коррекционного психолого-педагогического воздействия. Из работ, большинство которых носит классический характер и является библиографической редкостью, отобраны преимущественно методические материалы для углубленного изучения психофизиологических и психолого-педагогических особенностей детей. Рассмотрены научно-теоретические основы логопатопсихологии, показывающие истоки психолого-педагогической науки в их развитии, что отвечает содержанию современных программ учебных курсов, связанных с речевой патологией.

Пособие адресовано студентам, психологам, педагогам-дефектологам и социальным работникам.

Предисловие

Л. С. Выготский. Мысль и слово

Н. И. Жинкин. О кодовых переходах во внутренней речи

Р. И. Лалаева. Соотношение речи и мышления в онтогенезе

Б. Ф. Ломов. Проблемы общения в психологии

Функции и структура общения

В. И. Лубовский. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей

А. Р. Лурия. Мозг и психика

А. Р. Лурия. Язык и дискурсивное мышление

Ж. Пиаже. Генетический аспект языка и мышления

Мышление и символическая функция

Язык и «конкретные» операции логики

Язык и логика высказываний

Д. Слобин. Язык, речь и мышление

О. Н. Усанова. Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей

Интеллектуальное развитие детей Психологические параметры дизонтогенеза

Взаимосвязь развития речи и других психических процессов

О. Н. Усанова. Специальная психология как наука

Предмет и задачи специальной психологии

Теоретические истоки специальной психологии

Взаимосвязь специальной психологии с другими науками

Методологические позиции и принципы специальной психологии

Теоретическое и практическое значение специальной психологии

О. Н. Усанова. Психологическое изучение детей с аномалиями в развитии Задачи психологического изучения Принципы психологического изучения Методы изучения аномальных детей Обучающий эксперимент

О. Н. Усанова. Общие и специфические закономерности аномального развития

О. Н. Усанова. К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами

Р. А. Белова-Давид. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи

Е. М. Мастюкова. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи

Объем кратковременной зрительной и словесной памяти

Особенности заучивания, ретенции и репродукции у детей с недоразвитием речи

Влияние ретроактивного торможения на процессы памяти у детей с недоразвитием речи

Г. С. Гуменная. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи

В. П. Глухов. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

С. И. Маевская. Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи

Л. С. Цветкова. Речь и зрительный образ у детей с патологией речи

Ю. Ф. Гаркуша. Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи

Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова, Э. Г. Крутикова. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией

И. Т. Власенко. Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией

Взгляды исследователей конца XIX – начала ХХ в. на познавательную деятельность детей недоразвитием речи

Позиции советских дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с алалией

Критический анализ зарубежных исследований познавательной деятельности детей

Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с недоразвитием речи

Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи

Психологическая структура мышления

Методики изучения мышления и памяти

Общая характеристика речи детей

Специфика речемыслительного поиска противоположного значения у детей с недоразвитием речи

Особенности словесной памяти у детей с недоразвитием речи

Г. В. Гуровец. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия

Первая группа

Вторая группа

Л. Р. Давидович. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития

В. А. Ковшиков. Экспрессивная алалия. Психопатологические нарушения

В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией

А. Н. Корнев. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией

Е. Ф. Соботович. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении

Е. Ф. Соботович. Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и олигофренией

О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией

Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. Нарушение речи у детей с церебральным параличом

Особенности психического развития

Л. А. Данилова. Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом

Н. В. Симонова. Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте

И. И. Мамайчук. Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами

Р. И. Мартынова. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией

1. Результаты исследования физического статуса

2. Результаты исследования неврологического статуса

3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса

М. В. Ипполитова. К вопросу о пространственных нарушениях у детей с церебральными параличами

О. Л. Раменская. О нарушениях памяти у детей старшего дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом

Т. И. Константинова. К вопросу о причинах затруднений в подготовке к школе детей, страдающих детским церебральным параличом, и возможной коррекции этих затруднений

Г. А. Волкова. Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста

Н. Ф. Комкова. Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей

В. И. Селиверстов. Психологические особенности заикающихся

Т. А. Болдырева, В. Ю. Ваниева. Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся

Т. А. Болдырева, Н. С. Фадеева. Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений

Г. А. Волкова. К вопросу о методике изучения межличностных отношений заикающихся детей дошкольного возраста

А. Н. Корнев. Состояние сукцессивных функций у детей с нарушениями чтения и письма

Сукцессивные функции

Р. И. Лалаева. Дислексия и аффективные нарушения

С. С. Мнухин. О врожденной алексии и аграфии

Н. В. Разживина. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией

Е. Н. Российская. Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией

Организация эксперимента

Методика

Анализ результатов

А. А. Тараканова. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией

Предисловие

Г. А. Волкова. Логопедическая ритмика Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией

Ю. Ф. Гаркуша. Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5–6 лет в процессе логопедической работы

Г. С. Гуменная. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы

И. И. Дёмина. Содружество школы и семьи в воспитании учащихся

Е. В. Кириллова. Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей

Р. И. Лалаева, А. Гермаковска. Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи

Н. В. Серебрякова. Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы

Н. А. Тугова. Воспитание двигательных навыков у учащихся

Н. А. Чевелева. Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи

В. И. Леонова. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи Словарь

Предисловие

Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)

Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)

Тематический цикл «Осень» (третья неделя)

Тематический цикл «Овощи» (четвертая неделя)

Тематический цикл «Фрукты» (пятая неделя)

Тематический цикл «Овощи - фрукты» (шестая неделя)

Тематический цикл «Деревья» (седьмая неделя)

Тематический цикл «В лесу» (восьмая неделя)

Тематический цикл «Одежда и обувь» (девятая неделя)

Тематический цикл «Посуда» (десятая неделя)

Тематический цикл «Продукты питания» (одиннадцатая неделя)

Тематический цикл «Части тела» (двенадцатая неделя)

Тематический цикл «Зимние забавы» (пятнадцатая неделя)

Тематический цикл «Домашние животные» (шестнадцатая неделя)

Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши» (семнадцатая неделя)

Тематический цикл «Дикие животные» (восемнадцатая неделя)

Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши» (девятнадцатая неделя)

Тематический цикл «Домашние птицы» (двадцатая неделя)

Тематический цикл «Дикие птицы» (двадцать первая неделя)

Тематический цикл «Домашние и дикие животные» (двадцать вторая неделя)

Тематический цикл «Игрушки» (двадцать третья неделя)

Тематический цикл «Наш дом» (двадцать четвертая неделя)

Тематический цикл «Наша семья» (двадцать пятая неделя)

Тематический цикл «Транспорт» (двадцать шестая неделя)

Тематический цикл «Растения» (двадцать восьмая неделя)

Тематический цикл «Насекомые» (двадцать девятая неделя)

Тематический цикл «Детский сад» (первая неделя)

Тематический цикл «Овощи» (вторая неделя)

Тематический цикл «Фрукты» (третья неделя)

Тематический цикл «Сад - огород» (четвертая неделя)

Тематический цикл «Грибы» (пятая неделя)

Тематический цикл «Осень» (шестая неделя)

Тематический цикл «Перелетные птицы» (седьмая неделя)

Тематический цикл «Лес» (восьмая неделя)

Тематический цикл «Игрушки» (девятая неделя)

Тематический цикл «Одежда и обувь» (десятая неделя)

Тематический цикл «Посуда» (одиннадцатая неделя)

Тематический цикл «Продукты питания» (двенадцатая неделя)

Тематический цикл «Зима» (тринадцатая неделя)

Тематический цикл «Новогодний праздник» (четырнадцатая неделя)

Тематический цикл «Зимующие птицы» (пятнадцатая неделя)

Тематический цикл «Дом и его части» (шестнадцатая неделя)

Тематический цикл «Мебель» (семнадцатая неделя)

Тематический цикл «Транспорт» (восемнадцатая неделя)

Тематический цикл «Части тела» (девятнадцатая неделя)

Тематический цикл «Домашние животные» (двадцатая неделя)

Тематический цикл «Дикие животные» (двадцать первая неделя)

Тематический цикл «Дикие и домашние животные» (двадцать вторая неделя)

Тематический цикл «Дикие животные холодных стран» (двадцать третья неделя)

Тематический цикл «Дикие животные жарких стран» (двадцать четвертая неделя)

Тематический цикл «Профессии» (двадцать пятая неделя)

Тематический цикл «Наш город» (двадцать шестая неделя)

Тематический цикл «Весна» (двадцать седьмая неделя)

Тематический цикл «Насекомые» (двадцать восьмая неделя)

Тематический цикл «Хлеб» (двадцать девятая неделя)

Тематический цикл «Лето» (тридцатая неделя)

1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп Пояснительная записка Распределение рабочего времени Оборудование логопедического кабинета Документация и ее ведение Должностная инструкция учителя-логопеда Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования

4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) I. Общие положения II. Должностные обязанности III. Права IV. Ответственность

1. Годовой план работы логопеда на логопункте

2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»

3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

4. Индивидуальный план коррекционной работы

5. Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени

6. План работы логопеда на неделю

7. График проведения индивидуальных занятий

8. План подгруппового занятия

9. Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год

10. Протоколы по приему и выпуску детей

Работа с родителями детей, зачисленных на дошкольный логопункт

1. Образец расписки родителей, отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу

2. Образец расписки родителей, отказавшихся от занятий с логопедом на логопункте ГОУ

3. Оформление уголка логопеда и памятки для родителей

4. Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте Работа с воспитателями

1. Рабочий листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков 2. Карта обследования мелкой моторики детей

1. Методика проведения логопедического обследования

2. Журнал логопедического обследования

3. Речевая карта 4. Карта состояния звукопроизношения

Методика проведения логотренинга

Занятие 1. Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Занятие 2. Тема: «Знакомство с домиком Язычка»

Занятие 3. Тема: «В гостях у Язычка»

Занятие 4. Тема: «Прогулка Язычка»

Занятие 5. Тема: «Друзья Язычка. Возвращение домой»

Занятия 6-7. Тема: «Язычок в гостях у Свистящей семейки»

Занятия 8-9. Тема: «Язычок в гостях у Шипящей семейки»

Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль»

Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»

Занятие 12. Тема: «Язычок на Поляне скороговорок»

Конспект занятия по теме «Семья»

Конспект занятия по теме «Игрушки»

Конспекты занятий по сказке «Репка»

Дидактические игры с куклой

Игры и занятия по теме «Домашние животные»

Конспекты занятий по теме «Дикие животные»

Фрагмент занятия по сказке «Три медведя»

Конспекты занятий по теме «Овощи»

Игры «Магазин»

Игра «Ласковые имена»

Игра «Два медведя»

Тема. «Словообразование».

Игра «Что мы делаем?»

Конспект занятия. Тема. «Словообразование».

Конспекты занятий.Тема. «Слово».

Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе

Согласование существительного с прилагательным в роде

Конспекты занятий Работа над простым распространенным предложением

Конспект занятия

Конспекты занятий. Тема. «Предложение».

Конспекты занятий. Тема. «Зима».

Конспект занятия. Тема. «Предлоги».

Конспект занятия. Тема. «Овощи».

Работа над интонационной законченностью предложений

Составление описательных рассказов

Конспекты занятий. Тема. «Слово».

Деление слов на слоги

Работа над предложением и его грамматическим оформлением

Конспект занятия. Тема. «Предложение».

Конспект занятия. Тема. Согласование числительного с прилагательным и существительным.

Составление сложных предложений по демонстрируемому действию

Конспект занятия. Тема. «Союз потому что».

Конспект занятия. Тема. «Предложения с союзом потому что».

Конспекты занятий и тексты для последовательного пересказа Конспект занятия.

Тема. Пересказ рассказа «Гадюка».

Тексты и задания для творческих пересказов

Устные сочинения. Конспекты занятий

Обследование речи детей

Приемы фронтального обследования понимания речи

Обследование грамматического строя речи

Обследование связной речи детей

Примерный конспект занятий по обследованию грамматического строя речи у детей II уровня речевого развития

Парные и непарные согласные по твёрдости - мягкости

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ

ЗВУКИ И БУКВЫ

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ

ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ УСТНОЙ РЕЧИ

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1-й год обучения)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (2-й год обучения)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3-й год обучения)

Сдельникова Г.// Дошкольное воспитание, 1998 № 5, с. 56-58

«Я не могу, у меня ничего не получается»,- обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.

Каким должен быть кабинет логопеда

Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель - должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.

Несколько слов о поощрении

Один из важнейших элементов психотерапии - поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.

Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.

Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.

Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

Глаза в глаза,..

Занимаясь с ребенком, а сидите справа от него. Правая сторона - это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам, которых вы оба ждете;

Занимайте позицию Левелинга - на уровне глаз ребенка (он - на стуле, вы на стульчике; он - на полу и вы - на полу);

Принимайте ребенка таким, какой он есть;

Будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он - интерес к тому, что он делает);

Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;

Никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову - это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

Станем на якорь!

Психотерапевты, закрепляя, фиксируя положительные результаты, обычно употребляют термин «заякорить». Как это сделать?

Вы ставите детям-логопатам оценки? Хотя это не предусмотрено ни одной из известных мне методик, я ставлю. Одну-единственную оценку - 5, но разных размеров.

Когда ребенок еще не добился никаких результатов, я хвалю его и ставлю пятерку, маленькую. Появляются первые успехи - пятерка становится все больше. Получив самую большую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение. А мне только этого и нужно для закрепления результата.

Итак, маленькая или большая пятерка - это якорь.

Еще один якорь , т. е. действенная фиксация положительного результата,- это нежные прикосновения (объятия, похлопывания) к ребенку (с правой стороны) теплыми руками и вербальная оценка его достижений.

Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.

Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние;

угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д.), помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Музыка , способная уравновесить нервную систему ребенка - успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.

А также...

Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.

Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить?

Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов.

Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.

И напоследок: способ общения с ребенком (а их около 6,5 тыс. с точки зрения трансактного анализа) выбираю по ситуации.

Г. СДЕЛЬНИКОВА, логопед детского сада «Хрусталик», п. Инской

Заботливые мамы малышей с нетерпением ждут первых слов своих деток. Но первая радость от общения очень скоро сменяется тревогой и переживаниями -а скоро ли мой ребёнок будет говорить правильно? Научить ребёнка произносить все звуки родного языка - очень важно. Чёткое и внятное произношение показывает, что ребёнок правильно понимает то, что ему говорят, находит общий язык со сверстниками и взрослыми, успешно овладевает грамотой. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, становятся замкнутыми и застенчивыми. В этой книге вы найдёте эффективную программу самостоятельных занятий родителей с ребёнком - задания и Упражнения по звукопроизношению. Игры и загадки, скороговорки и небольшие стихи с яркими рисунками - вы непременно научите ребёнка произносить звуки и слова правильно!

Книга содержит следующие разделы:

Речевая гимнастика

В книге представлены следующие задания: - назови картинки - произнеси слоги - произнеси чистоговорки - отгадай загадки - закончи предложения

Также в книге есть загадки, потешки, скороговорки