Какие бывают избирательные системы. Избирательная система: определение, типы. Избирательная система в рф

избирательный процесс выборы

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле - это порядок определения результатов выборов.

В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253., "О выборах Президента РФ" Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171., "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919., "О формировании Совета Федерации ФС РФ" Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ "О формировании Совета Федерации ФС РФ" (ред. от 21.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3336., Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Виды избирательных систем в РФ

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность - система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919. повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система абсолютного большинства - система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171. предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы / П. В. Нудненко // «Конституционное и муниципальное право». - 2009. - № 5..

В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий - другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет Прудников А. Избирательное право / А. Прудников, К. Гасанов. - М. - 2010. С. 416..

Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Д. А. Шевчук. - М. - 2011. С. 384..

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов - по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидато Веденеев Ю. А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации / Ю. А. Веденеев // «Журнал российского права». - 2009. - № 6.в.

Понятие избирательной системы

Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ (возможны выборы и в иные органы государственной власти), представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления (а также выборных должностных лиц) устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам в органы местного самоуправления - также уставами муниципальных образований) в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", конституциями (уставами) субъектов РФ.

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Мажоритарная избирательная система - система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими.

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными недостатками которой являются: 1) значительное число голосов избирателей остаются «выброшенными», не учитываются при распределении мандатов; 2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившая название «избирательная геометрия» и «избирательная география».

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1--2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один - два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримендеринг».

Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2--3 раза больше округов.

Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

При мажоритарной системе абсолютного большинства, победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.

Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Пропорциональная избирательная система - это порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.

В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

  • - пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;
  • - пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Также существует еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная систем, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем.

Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - партийной основе по пропорциональному принципу представительства. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

  • - смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
  • - смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

Ничего оригинального в этом нет. Такая ситуация существует во многих зарубежных странах, когда по-разному избираются разные органы, в том числе, во Франции, в Бразилии и некоторых других странах.

Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.



Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это важно иметь в виду, так как данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное право беспартийных граждан. Более того, в законе о выборах депутатов Государственной Думы есть статья, в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

А в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Это новое положение закона о выборах депутатов Государственной Думы гарантирует пропорциональное представительство в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению мандатов, будет осуществляться с учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе партия получает больше голосов, чем в другом, то соответственно от первого региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит депутатские мандаты.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

Если федеральный список кандидатов партии, внесшей избирательный залог, получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Главы регионов назначаются путем представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

Существенным изменением в избирательном законодательстве РФ является исключение из избирательных бюллетеней графы «против всех», что по идее законодателя должно привести российских избирателей к более активной политической позиции, к повышению их ответственности за судьбу страны. Однако исключение данной графы во многом ограничивает избирательные возможности граждан. Голосование против всех кандидатов было легальной и достаточно эффективной возможностью для граждан показать политической элите, что при наличии политической активности (граждане участвуют в выборах), они не обнаруживают в политической системе сил, способных представлять их интересы. С исключением графы «против всех» такие сигналы политическая элита перестанет получать, или будет получать их в более радикальной форме.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы . Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «вбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

В этом смысле рассмотрение мирового опыта, различных схем избирательного процесса в тех или иных условиях, существующих типов избирательных систем, позволяет глубже понимать происходящие в России политические процессы, оценивать реальную репрезентативность российской политической власти, осознанно и компетентно участвовать в избирательном процессе, и тем самым по максимуму возможностей влиять на качество политической системы своей страны, а, значит, и на качество собственной жизни.

Избирательная система в РФ

Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. Избирательная система является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны. Политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. В зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

Избирательная система РФ – это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти РФ, субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также должностных лиц.

Правовую основу избирательной системы составляет совокупность соответствующих правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также в федеральных законах «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (18.05.2005), «О выборах Президента Российской Федерации» (10.01.2003), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (12.06.2002) и др.

При осуществлении выборов в законодательный (представительного) орган власти применяется смешанная избирательная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. С.и.с. соединяет в себе преимущества мажоритарной и пропорциональной систем и в определенной мере исключает либо компенсирует их недостатки. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" половина состава этой Палаты избирается по одномандатным округам, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Вторая половина избирается по партийным (федеральным) спискам, которые баллотируются по единому федеральному избирательному округу, а мандаты между ними распределяются по пропорциональной системе. При применении С.и.с. каждый избиратель наделяется двумя голосами: одним - в одномандатном избирательном округе, другим - в федеральном избирательном округе. Подсчет голосов избирателей осуществляется раздельно (за кандидатов по одномандатным округам и за федеральные списки) по методике, определенной вышеназванным Законом.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система пропорционального представительства партий и движений в парламенте, основанная на том, чтобы каждая партия или движение получали в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за их кандидатов на выборах.

ПИС применяется при проведении выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу и используется там, где количество мест, получаемых политической партией либо движением, блоком, пропорционально числу голосов, поданных за общефедеральные партийные списки в масштабах страны либо в рамках одного или нескольких многомандатных избирательных округов, на которые делится государство. Такая система используется при выборах в парламенты Испании, Италии, ФРГ, Израиля и ряда других стран в сочетании с мажоритарной системой либо в чистом виде. В РФ такая система впервые была применена в 1993 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы.

В соответствии с П.и.с. распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом:

1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (в зарубежной избирательной практике это частное именуется избирательной квотой);

2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система определения результатов выборов, согласно которой избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов. М.и.с. является наиболее применяемой при формировании парламентов.

По М.и.с. проводились выборы половины депутатов Государственной Думы первого и второго созывов. При разработке нового закона о выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва Президент РФ настаивал на том, чтобы депутаты избирались исключительно по одномандатным округам. Однако законодатель не согласился с таким подходом, отдав предпочтение существовавшему положению. В настоящее время большинство субъектов РФ применяют М.и.с, в то время как немногие из них отдают предпочтение смешанной избирательной системе. М.и.с. используется также преимущественно при проведении выборов представительных органов местного самоуправления.

Достоинство М.и.с. в ее результативности (выборы во всех случаях заканчиваются победой одного из кандидатов), персонифицированности, т.е. каждого депутата избирают в личном качестве (избиратель голосует не за список кандидатов, а за конкретного кандидата), в непосредственной связи избранного депутата и избирателей (что дает возможность депутату быть избранным на следующих выборах). К недостаткам относят невысокую представительность, или репрезентативность, победившего депутата, потерю голосов избирателей, голосовавших за проигравшего кандидата. Получается так, что чем больше кандидатов выдвинуто на выборах, тем меньше голосов требуется набрать победителю.

Различают М.и.с. абсолютного и относительного большинства. Кроме того, применяется так называемая М.и.с. квалифицированного большинства.

Согласно мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, за которого отдано абсолютное число голосов (50% + 1). Такая система определения результатов выборов используется при проведении выборов Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента РФ" (ст. 72) избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках. При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства для победы на выборах необходимо набрать фиксированное или определенное число голосов (25%, 30%, 2/3 голосов избирателей, участвующих в выборах).

Мажоритарная избирательная система относительного большинства представляет собой такой способ голосования, когда избранным считается тот кандидат, за которого отдано голосов больше, чем набрал каждый из конкурирующих с ним кандидатов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 79) избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. При М.и.с. абсолютного и квалифицированного большинства голосование проводится в два тура, а при М.и.с. относительного большинства - в один тур.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда Минимальный возраст кандидата 21 год при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 год при выборах главы местного самоуправления; срок обязательного проживания на указанной территории - свыше одного года. Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях. Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за кандидата (список кандидатов) непосредственно. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)". Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели. На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Р Ф устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации. http://www.lawpravo.com

Весь избирательный процесс складывается из ряда взаимосвязанных между собой закрёпленных в законодательном порядке стадий. Это, во-первых, составление списков избирателей, которые представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения в срок не позднее 20 дней до начала выборов.

Во-вторых, формирование избирательных комиссий, избирательных участков и избирательных округов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Федерации работают на постоянной основе. Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью других комиссий по выборам на федеральном уровне и проведению федерального референдума, распределяет эфирное время между кандидатами, распоряжается финансовыми средствами, выделенными из государственного бюджета для проведения выборов, разрабатывает инструкции и даёт разъяснения, касающиеся других выборов, а также выполняет иные непосредственно связанные с организацией и проведением выборов функции.

В-третьих, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов и на выборные государственные должности. Правом выдвижения кандидатов обладают группы избирателей (инициативные группы); избирательные объединения или блоки объединений; граждане, обладающие избирательными правами (самовыдвижение и выдвижение других граждан); трудовые коллективы и собрания избирателей (на выборах в органы местного самоуправления). Регистрация кандидатов или списка кандидатов избирательного блока (объединения) осуществляется в соответствующих избирательных комиссиях. Для регистрации требуется собрать определённое, установленное законом число подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или же внести специальный избирательный залог. Размер залога и порядок его внесения определяется в законодательном порядке. На выборах Президента России внесение избирательного залога вместо списка подписей в поддержку кандидата на этот пост не допускается.

В-четвёртых, предвыборная агитация кандидатов, осуществляемая в формах выступлений по радио и телевидению, публикаций в газетах и журналах, проведения собраний и встреч с избирателями, шествий, митингов и демонстраций, и др. Установленные законом сроки начала предвыборной агитации– со дня регистрациикандидата; окончания– за сутки до дня голосования. За 3 дня до начала голосования запрещается публиковать в средствах массовой информации всякого рода прогнозы, результаты социологических опросов, иные исследовательские материалы, касающиеся выборов. Все расходы, связанные с проведением предвыборной агитации, компенсируются только за счёт избирательного фонда кандидата или объединения. Согласно закону каждому кандидату в предвыборной агитации должны быть предоставлены равные условия.

В-пятых, голосование и определение результатов выборов. Голосование на выборах обычно проводится в календарный выходной день. Граждане России голосуют бюллетенями в обозначенное законом время на избирательных участках. Исключение составляют больные и инвалиды, неспособные самостоятельно прийти на избирательный участок и по этой причине голосующие на дому.

При голосовании устанавливается определённый процент явки избирателей, при котором выборы признаются состоявшимися. Наиболее высокий процент явки избирателей устанавливается на выборах в Государственную думу и на выборах Президента России. Он составляет соответственно 25 и 50% от общего числа избирателей.

Подсчёт голосов, поданных за того или иного кандидата, осуществляется на избирательных участках членами участковой избирательной комиссии. Результаты голосования заносятся в протокол, который передаётся в вышестоящие избирательные комиссии. Окончательные результаты выборов определяются в зависимости от того, какая разновидность избирательной системы, предусмотренная законом (мажоритарная или пропорциональная), используется на тех или иных выборах.

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.