Нормативно - правовой акт: понятие и классификация. Укажите, какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов Какой из нижеперечисленных нормативно правовых актов

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

    нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

    время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

    нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

    на временные акты;

    акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • подзаконные акты;

    международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

    общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

    акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

    муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта

    РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При разработке... действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты; ... бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ; для руководителей, ... нормативными правовыми актами этих субъектов; для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами...

  • Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?

    И иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного... соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов... установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст...

  • Можно ли заставить работника поделить отпуск на части?

    С трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными... установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно...

  • Формирование учетной политики по стандарту

    Особенностями деятельности; СГС «Учетная политика»; нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... и формирования отчетности учреждения. Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и...

  • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …?
  • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия

    Входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или... предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления... потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива... тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим...

  • Электронные трудовые книжки

    Соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Лицо, имеющее стаж работы... соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным... РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами; лица, имеющие стаж работы по... нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С...

  • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в IV кв. 2019 г.

    2010 года N 229-ФЗ) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В...

  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля

    Бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами... бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами... определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа...

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    ... : при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми... результатах. Досрочное применение правил ФСБУ Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать... досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 ... организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер...

  • Что учесть при подаче отчета о результатах деятельности и использовании имущества?

    ...) за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, с указанием категорий потребителей. 3 ...

  • Рекомендации Федерального казначейства по проведению проверок

    Объектами контроля законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета... соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов. 6. Отражение хозяйственных... проверяется соблюдение требований указанных нормативных правовых актов, в частности, закреплены... оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; правильность и своевременность отражения... установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ; объем, в котором...

  • Перевод по медицинским показаниям: пошаговая процедура

    Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия... , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя... , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которым... по новой должности ииными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его новой...

  • Установлен льготный режим работы для женщин в сельской местности

    Другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени... до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в... , а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории... для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата...

  • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА

    С бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур... установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Достижение... контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих...

Большинство законов закрепляют лишь общие положения в той или иной сфере. Помогают конкретизировать закон так называемые подзаконные акты - сборники норм, которые дополняют основные государственные положения. Какие нормативные акты относятся к подзаконным и какими признаками они обладают? Ответ на этот вопрос будет найден в статье.

Что представляет собой подзаконный акт?

Зачастую государственные законы представляют собой сборники очень конкретных норм, которые не позволяют в полной мере понять устройство той или иной сферы. Дабы не возникали юридические дыры и коллизии, законодатели принимают специальные подзаконные акты - постановления, указы, распоряжения и прочие документы. Подобные акты имеют своей целью дополнить основные государственные законы, облегчить их применение и понимание.

Для принятия подзаконного акта необходимо учитывать специфику отдельной общественной сферы. Во внимание стоит также брать интересы людей, особенности территории и многие другие элементы. К подзаконным нормативным актам относятся документы, которые принимаются на базе основных предписаний государственного характера.

Признаки подзаконных актов

Какими признаками обладают документы, которые относятся к подзаконным нормативным актам? Вот что выделяют специалисты в области права:

  • наличие законной основы;
  • меньшая, чем у основного закона, правовая сила;
  • соответствие компетенции органа, который издает акт подзаконного характера;
  • регулирование обширной сферы общественных отношений, направленной на решение актуальных задач;
  • число подзаконных актов превышает количество законов;
  • акты подзаконного характера представляют собой основу для деятельности правоприменительного характера;
  • документы являются инструментом оперативного воздействия на отношения общественного характера.

Таким образом, рассматриваемая группа нормативных актов обладает большим количеством самых разных признаков и особенностей. Если хотя бы один признак не соответствует документу, то вряд ли придется говорить о нем как о нормативном акте.

Указы главы государства

Какие нормативные правовые акты относятся к подзаконным? Для начала стоит выделить распоряжения и указы, формируемые и издаваемые российским Президентом.

Указы главы государства издаются в нашем государстве уже много веков. В дореволюционной России высшей юридической силой обладали указы самодержавного монарха. Даже Владимир Даль толкует понятие "указ" как письменный приказ государя.

В настоящее время глава государства также обладает законотворческим правом. Однако право это строго контролируется Конституцией и некоторыми органами власти. Так, президент издает указы в строгом соответствии со статьей 90 основного закона страны. Здесь сказано, что глава государства должен издавать нормативные акты по основным вопросам государственного управления. Президентские постановления делятся на распоряжения и указы. Распоряжением называют документ конкретного назначения, имеющий частный характер. Указ же является более значимым актом, имеющим широкое значение.

Особенности президентских указов и распоряжений

Что относится к подзаконным нормативным актам, которые принимаются главой государства? Здесь стоит назвать документы, формируемые по наиболее важным вопросам в сфере управления государством. Например, это создание трудовых комиссий и комитетов, выделение российским регионам финансовых средств из общего бюджета и многое другое.

Далеко не все президентские указы относятся к подзаконным нормативным актам. Существуют так называемые правоприменительные акты, относящиеся к конкретным случаям и явлениям. Здесь стоит назвать, например, акты о присвоении звания или награды, о назначении лица на должность и др.

Все президентские распоряжения и указы обладают рядом важнейших признаков. Здесь стоит назвать, например, содержание юридических норм, общеобязательный характер, регулирование разных общественных сфер и многое другое. Однако основным признаком рассматриваемых актов будет отсутствие противоречий законам федерального типа.

Правительственные акты

Российская Конституция закрепляет право федерального органа исполнительной власти на реализацию законотворческих полномочий. Данная норма закреплена в статье 114 основного закона государства. Постановления Правительства относятся к подзаконным нормативным актам. Необходима разработка таких постановлений для исполнения российской Конституции, федеральных законов, нормативных указов главы государства и т. д.

Чем отличаются распоряжения от постановлений? Распоряжения издаются для небольшого круга лиц. Они являются, скорее, правоприменительными актами, адресованными узкому кругу исполнителей. Постановления же более нормативны. Их исполнение обязательно для всей Федерации - центра совместно с региональными субъектами.

Министерские акты

Как известно, министерства являются частью российского Правительства. Все они осуществляют отдельные функции в той или иной общественной сфере. Акты министерств и ведомств имеют, таким образом, отраслевой характер. Однако зачастую некоторые правительственные группы объединяются в целях создания общего акта. В таких случаях принято говорить о документах межотраслевого характера. Простой пример - акты МВД, Минфина, Минобрнауки и т. д.

Что относится к подзаконным нормативно-правовым актам правительственных ведомств и министерств? В российской законодательной системе это инструкции и приказы. Инструкции призваны регулировать основные формы профессиональной деятельности тех или иных работников, определять их функциональные обязанности. Все инструкции имеют нормативное содержание. Приказы делятся на ненормативные и нормативные. В первом случае речь идет о правоприменительных актах, а во втором - о документах, посвященных наиболее важным вопросам исполнительных органов.

Стоит привести пример подзаконных нормативных актов, относящихся к № 44-ФЗ, Закону "О контрактной системе закупок". Это объемный федеральный закон, который дополняется множеством ведомственных актов. Статья 34 закона, в которой рассказывается про реализацию закупок, регулируется правительственным постановлением "Об определении размеров штрафов заказчиком". Статья 22 про планирование - Постановлением "Об определении цены контракта" и т. д.

Акты органов местного самоуправления

В главе 8 российской Конституции указывается возможность местных самоуправленческих органов управлять собственностью муниципального характера. Органы обладают правом на формирование, регистрацию и реализацию местного бюджета, на установку муниципальных налогов и сборов и на многие другие функции.

Во всех представленных случаях самоуправление обязано издавать нормативные или правоприменительные акты. Это могут быть, например:

  • акты законодательных инстанций;
  • распоряжения и постановления глав местного самоуправления;
  • акты сельских сходов или поселковых собраний и т. д.

Инстанции местного самоуправления обладают довольно обширными полномочиями в области благоустройства отдельной территории. Именно поэтому соответствующие подзаконные акты издаются ими довольно часто.

Региональные подзаконные акты

Итак, что же относится к подзаконным нормативным актам Российской Федерации? Здесь все довольно просто: это президентские, правительственные и министерские постановления. А какие существуют акты в российских регионах?

Управленческие, производственные, коммерческие, образовательные, научные и многие другие виды отношений регулируются специальными подзаконными актами. Принимаемые в регионах документы называют также локальными актами. Все они имеют определенное правовое значение, так как устанавливают правила внутреннего распорядка, закрепляют узкие группы общественных отношений и т. д. Простой пример локального подзаконного акта - решение коллегиального органа управления.

Тест 1. К какому понятию относится данное определение: «Деятельность компетентных субъектов правотворчества по подготовке, обсуждению, принятию нормативных правовых актов»?

Правореализация.

Правоприменение.

Правотворчество.

Назовите принципы, которые лежат в основе правотворческой деятельности.

Демократизм.

Неотвратимость действия правовых норм.

Научность.

Законность.

Индивидуализация.

Профессионализм.

Целесообразность.

Тест 3. Какое из указанных действий является стадией правотворческого процесса?

Законодательная инициатива.

Выбор правовой нормы.

Установление фактических обстоятельств дела.

Тест 4. Каким из перечисленных субъектов по Конституции РФ предоставлено право законодательной инициативы?

Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законода-тельным (представительным) органам субъектов Федерации.

Председателю Правительства РФ.

Генеральному прокурору РФ.

Тест 5. Какой из перечисленных правовых актов является актом правотворчества?

1. Федеральный закон от 5 мая 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Тест 6. Какой из ниже перечисленных источников права является результатом санкционированного нормотворчества?

Нормативный правовой акт.

Правовой обычай.

Нормативный договор.

Тест 7. Какие из перечисленных нормативных правовых актов являются актами конституционного законодательства?

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Гражданский кодекс РФ.

Уголовный кодекс РФ.

Тест 8. Как называется вводная часть нормативного правового акта?

Гипотеза.

Преюдиция.

Преамбула.

Тест 9. Какой нормативный акт обладает наивысшей юридической силой?

Постановление Правительства РФ.

Федеральный закон.

Конституция РФ.

Тест 10. Какой орган обладает правом издания нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации?

Правительство РФ.

Федеральное Собрание РФ.

Президент РФ.

Тест 11. Назовите характерные признаки правового закона.

Властно-приказной принцип регулирования.

Уравнительный принцип регуляции.

Принцип формального правового равенства, нормативное закрепление всеобщего масштаба и равной меры свободы.

Тест 12. От чего зависит юридическая сила нормативного правового акта?

От времени его издания.

От территориальной юрисдикции правотворческого органа.

От компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых отношений и вида нормативного правового акта.

Тест 13. Назовите правовой акт, в котором разграничивается компетенция федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве РФ и иностранных государств.

Федеративный договор.

Коллективный договор.

Тест 14. Какой из перечисленных актов является локальным нормативным правовым актом?

Указ Президента РФ.

Приказ о приеме на работу.

Положение о премировании работников конкретного предприятия.

Тест 15. В чем состоит высшая юридическая сила закона?

Закон имеет общеобязательный характер.

Все иные нормативные правовые акты должны строго соответствовать закону.

Закон издается компетентным государственным органом.

Закон издается в особом процедурном порядке.

Соблюдение закона гарантировано государственным принуждением.

Тест 16. В чем выражается обратная сила закона?

Закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.

Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия.

Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия.

Тест 17. Что представляет собой экстерриториальное действие закона?

Закон действует на ограниченной территории государства.

Закон действует на всей территории государства.

Закон одного государства действует на территории другого государства.

Тест 18. Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности в государстве Сенегал, если он совершил дорожно- транспортное происшествие, в результате которого погиб гражданин Сенегала?

Будет привлечен к уголовной ответственности в Сенегале.

Не будет привлечен к юридической ответственности, так как он обладает дипломатическим иммунитетом.

Будет привлечен к уголовной ответственности в Российской Федерации.

Тест 19. Кто вправе привлечь к ответственности матроса иностранного грузового судна за причинение тяжких телесных повреждений другому матросу этого судна в момент нахождения судна на рейде морского порта Новороссийска?

Органы милиции г. Новороссийска,

Правоохранительные органы порта приписки судна.

Капитан судна.

Тест 20. С какого момента вступит в законную силу Приказ Министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1993 г. № 300 на территории, подведомственной Приокскому РУВД г. Нижнего Новгорода?

С момента получения приказа в Приокском РУВД г. Нижнего Новгорода.

По истечении 10 дней с момента получения приказа в Приокском РУВД г. Нижнего Новгорода.

Еще по теме ТЕМА 9. ПРАВОТВОРЧЕСКТВО И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

  1. Тема 21 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ - ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ
  2. Тема 10. Правотворчество и нормативные правовые акты
  3. 2.3. иные нормативные правовые акты российской Федерации и международные акты, содержащие нормы гражданского права
  4. 2.3. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и международные акты, содержащие нормы гражданского права
  5. 1. Нормативные правовые акты А. Что такое нормативные правовые акты
  6. Нормативные акты Банка России в системе нормативных актов Российской Федерации
  7. 12.4. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, социально-партнерские и локальные нормативные акты

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Нормативно-правовой акт (НПА) - это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества , т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ ().
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Что такое метод административного права?

A. совокупность способов, средств и приемов воздействия на отношения;

B. совокупность задач объектов административного права;

C. принцип разделения административного права на отрасли;

D. сфера взаимодействия административного права и общественных отношений;

E. совокупность задач субъектов административного права;

3. Метод административного права состоит из:

A. дозволения, запрещения, позитивного обвязывания;

B. дозволения, императивного регулирования, запрещения;

C. запрещения, обеспечения выражения свободной воли, признания взаимных интересов;

D. убеждения, принуждения, дозволения;

E. гипотезы, диспозиции, санкции;

4. Система административного права:

A. совокупность взаимосвязанных институтов и норм;

B. судебный прецедент;

C. уставы, положения общественных организаций;

D. правила внутреннего распорядка;

E. правовой обычай;

5. Общая часть административного права включает в себя:

A. управление финансами и кредитом;

B. управлением транспортом и коммуникациями;

C. управление сельским хозяйством;

D. общие положения об административном праве как отрасли права и науки;

E. управление акционерным обществом;

6. Особенная часть административного права включает в себя:

A. система органов государственного управления в сфере хозяйственной деятельности;

B. административная ответственность;

C. административное производство;

D. административный процесс;

E. административное правонарушение;

7. Под методом дозволения в административном праве понимается:

A. предоставление лицам права выбора своего собственного варианта поведения;

B. предоставление только юридическим лицам права активных действий;

C. разрешение только физическим лицам делать то, что не запрещено законом;

D. предоставление уполномоченным органам права любых действий с подробным отчетом после их выполнения;

E. требование воздерживаться от совершения действий определенного рода.



8. Под источником административного права понимаются:

A. официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих отношений;

B. правила поведения, сложившиеся независимо от государственной власти;

C. решение, принятое судом по конкретному делу и считающееся обязательным при рассмотрении всех последующих аналогичных дел;

D. право граждан на участие в деятельности государства;

E. договорные обязательства между государственными органами и гражданами;

Какие административно-правовые акты принимают органы исполнительной власти?

A. постановления, распоряжения, приказы;

B. указы, распоряжения, законы;

C. законы, ратифицированные международные договоры;

D. нормативные постановления, решения, распоряжения;

E. приказы, законы, кодексы;

10. К источникам административного права РК относятся:

A. нормативный акт, административный договор;

B. правовой обычай, нормативный акт;

C. договор, правовой обычай;

D. индивидуальный трудовой договор;

E. коллективный договор;

11. Административные акты вступают в силу:

D. только с конкретно указанного срока;

E. c момента обсуждения;

12. Нормативный правовой акт:

A. письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие;

B. закон, регулирующий общественные отношения, устанавливающий основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции;

C. закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения;

D. все законы государства и судебный прецедент;

E. акты действующего законодательства и правового обычая.

13. Правовая норма:

A. правило;

B. способ;

C. начала;

E. все выше перечисленное;

14. Уровень нормативного правового акта:

A. место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов;

B. место нормативного правового акта в зависимости от субъекта его применения;

C. место нормативного правового акта в зависимости от даты его принятия;

D. место нормативного правового акта в зависимости от сферы его действия;

E. место нормативного правового акта в зависимости от качества его разработки;

Какие виды нормативных правовых актов предусмотрены в Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»?

A. основные и производные;

B. общие и частные;

C. основные и прикладные;

D. правовые и статические;

E. главные и дополнительные;

Какие из перечисленных нормативных правовых актов относятся к основным?

A. Конституция Республики Казахстан; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Конституционного закона; нормативные постановления Парламента Республики Казахстан; нормативные приказы министров Республики Казахстан;

B. Конституция Республики Казахстан; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Конституционного закона; нормативные постановления Парламента Республики Казахстан; инструкция;

C. нормативные правовые решения маслихатов и акимов; правила; регламент; законы;

D. Конституция, конституционные законы, кодексы, законы, инструкции, правила, судебные решения;

E. нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, Законы, кодексы, инструкции;

17. Укажите правильный вариант расположения предложенных нормативных правовых актов в зависимости от их места в иерархии нормативных правовых актов:

A. Конституция РК, конституционные законы, кодексы Республики Казахстан; законы; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; нормативные указы Президента Республики Казахстан; нормативные решения маслихатов и акимов;

B. Конституция Республики Казахстан; законы; нормативные решения акиматов и маслихатов; кодексы;

C. Конституция Республики Казахстан; кодексы; законы; нормативные решения акиматов и маслихатов; конституционные законы Республики Казахстан;

D. кодексы Республики Казахстан; законы; указы президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Конституционного закона;

E. Конституция Республики Казахстан; кодексы; законы; нормативные решения акиматов и маслихатов; нормативные приказы, постановления центральных государственных органов;

A. нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан;

B. нормативные правовые акты, касающиеся деятельности государственных органов, входящих в состав Правительства;

C. нормативные правовые акты, касающиеся деятельности органов, прямо подчиненных Президенту РК;

D. нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;

E. ратифицированные международные договора;

19. Наиболее тесно административное право взаимодействует с:

A. конституционным правом;

B. гражданским правом;

C. уголовным правом;

D. финансовым правом;

E. аграрным правом;

20. Официальное толкование подзаконных актов дают:

A. Конституционный Совет Республики Казахстан;

B. Президент Республики Казахстан в ежегодных послания народу Казахстана;

C. Верховный Совет Республики Казахстан;

D. специальная комиссия в составе депутатов Сената Парламента Республики Казахстан;

E. органы и должностные лица, их принявшие (издавшие);

21. Ведение Государственного реестра нормативных правовых актов возлагается на:

A. Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы;

B. Администрацию Президента Республики Казахстан;

C. комиссию по законодательству и правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

D. государственного секретаря;

E. Конституционный совет Республики Казахстан;

22. Основные положения о подготовке и издании административных актов содержатся:

A. В законе «О нормативных правовых актах»

B. в Гражданском кодексе

C. в Конституционном законе «О Правительстве»

D. в сборнике постановлений Верховного суда

E. в гражданском процессуальном кодексе

23. Конституция РК является источником:

A. всех отраслей права;

B. только административного права;

C. только конституционного права;

D. гражданского права;

E. уголовного права;

24. Что не относится к источникам административного права:

A. Уголовный кодекс РК;

B. Конституция РК;

C. Постановления Правительства;

E. приказы министерств, ведомств;

25. Деление на общую и особенную часть административного права характерно для него:

A. системы;

B. предмета;

C. метода;

D. источников;

E. отраслей;

26. Совокупность способов, приемов, с помощью которых административное право воздействует на общественные отношения, называются:

A. методом;

B. объектом;

C. источником;

D. предметом;

E. субъектом;

27. Административное право делится на следующие части:

A. общую, особенную;

B. специальную, общую;

C. особую, системную;

D. общую, системную;

E. системную, особенную.

28. Основные, исходные начала, характеризующие содержание административного права:

A. принципы административного права;

B. методы административного права;

C. функции административного права;

D. задачи административного права;

29. Предписание, запрет и дозволение в административном праве:

A. методы административного права;

B. принципы административного права;

C. задачи административного права;

D. функции административного права;

E. формы административного права;

30. Внешняя форма выражения административно-правовых норм:

A. источники административного права;

B. административно-правые отношения;

C. структура нормы административного права;

D. методы административного права;

E. принципы административного права;

32. С какого момента возникает административная правоспособность гражданина:

A. с рождения;

B. с 18 лет;

C. с 14 лет;

D. с момента регистрации;

E. с момента присвоения имени;

33. Совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в сфере управления:

A. административное право;

B. гражданское право;

C. государственное право;

D. уголовное право;

E. конституционное право;

34. Административное право как юридическая наука относится к группе:

A. отраслевых юридических наук;

B. специальных (прикладных) юридических наук;

C. отраслевых и специальных (прикладных) юридических наук;

D. социально-исторических и отраслевых юридических наук;

E. теоретико-исторических наук;

35. Императивные приказы, координация и субординация по службе характерны для:

A. административного права;

B. трудового права;

C. конституционного права;

D. земельного права;

E. семейного права;

36. Целенаправленное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с их целями государственной политики:

B. выполнение общезначимых функций;

C. нормативно-распорядительное регулирование;

D. государственное регулирование;

E. применение мер административной ответственности;

37. Цель государственного управления:

A. желаемое, возможное и необходимое состо­яние урегулированности общественных отношений – предмета административно-правового воздействия, которое должно быть достигнуто;

B. отсутствие прямого взаимодействия субъекта и объекта путем механизма прямых и обратных связей;

C. наличие прямого взаимодействия субъекта и объекта путем механизма прямых и обратных связей;

D. отсутствие косвенного взаимодействия субъекта и объекта путем механизма прямых и обратных связей;

E. наличие косвенного взаимодействие субъекта и объекта путем механизма прямых и обратных связей;

38. Определите разновидность административного управления:

A. государственное управление;

B. биологическое управление;

C. техническое управление;

D. правовое управление;

E. социальное управление;

39. Процесс целенаправленного воздействия на систему социального регулирования, в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствие с поставленными целями:

A. государственное управление как объект административно-правового регулирования;

B. биологическое управление как объект административно-правового регулирования;

C. техническое управление как объект административно-правового регулирования;

D. правовое управление как объект административно-правового регулирования;

E. социальное управление как объект административно-правового регулирования;

40. Методы государственного управления:

A. это совокупность приемов и способов непосредственного и целесообразного воздействия органов управления, их должностных лиц на управляемый объект для достижения поставленных целей;

B. общие идеи и руководящие начала административно-правового воздействия;

C. преимущественные способы управления;

D. центральные начала государственного управления;

E. основные направления административно-правового воздействия;

41. Определите признак, не относящийся к признакам метода государственного управления:

A. использование от имени и в интересах определенной группы населения;

B. формирование по воле государства;

C. реализация в процессе осуществления государственной деятельности;

D. использование от имени и в интересах государственной власти;

E. имеет властное содержание;