Зеленые и идеология анархизма. Анархическое движение рубежа веков Что представляли из себя российские анархисты

Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно- политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.

В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М. А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель и др.

Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в.

В 40-50-е гг XIX в. в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни. В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы.

Первой анархически настроенной работой, появившейся в России, была книга Прудона “Что такое собственность?” Прудон заявлял, что собственность влечет за собой неравенство, “ведет к эксплуатации слабого сильным”. Он требовал, чтобы “она была уничтожена для всех”. Работа Прудона произвела фурор в российской общественности.

Начало распространение анархических идей в России связано так же с именем Макса Штирнера и его работой “Единственный и его собственность” (издана в 1844 г.). В нем проповедовалась теория, названная позже индивидуалистическим анархизмом. Исходным пунктом своего анархистского учения Штирнер берет “Я” (личность). Личность, согласно его теории, должна стать эгоистом: эгоистически зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. “Нет ничего выше меня”. В России работа Штирнера воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих работах В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.

Разумеется, проникновение в Россию произведений Прудона и Штирнера, пропагандировавших анархизм, нельзя рассматривать как начало истории российского анархизма. Эти годы представляют лишь предысторию возникновения анархических движений на русской почве. Анархизм как идейное течение в общественной мысли оформился в России позже, в следующем десятилетии.

Анархизм в России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение.

Во второй половине 50-х – начале 60-х гг общественно-политическая ситуация в России обострилась. В этих условиях образовывались определенные политические направления, каждое из которых выдвигало собственную программу решения назревших социально-экономических и политических проблем. Основной движущей силой большинства движений 60-70-х гг. были разночинцы. Своим идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца 50-х гг. в России складывается нигилизм, внутри которого возникают первые зародыши анархистского движения. В основе нигилистского движения “лежал безусловный индивидуализм”.

Идейным вождем нигилистского движения в 60-е годы считался Д. И. Писарев (1840-1868). Трибуной нигилистскому движению служил журнал “Русское слово”. Выступления Писарева в русском слове” привлекали внимание демократических читателей. В своем творчестве Писарев выражал круг идей и настроений революционного нигилизма. Он опирался на теорию “разумного эгоизма” как на орудие борьбы против “внешнего принуждения и средство преодоления самоограничения человека”.

Нигилизм, не имевший четкой программы и объединявший людей с радикальным отрицанием, неприятием существующей действительности, не мог быть принят сторонниками Чернышевского, но после многочисленных арестов последователей Чернышевского, нигилизм в России расширил свое влияние. Нигилистское движение не представляло собой однородной массы. Здесь имелись люди различных взглядов. Типичным представителем нигилистского движения Писарев считал героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Базарова.

Иной тип нигилиста представлял Николай Андреевич Ишутин (1840-1878), вольнослушатель Московского университета, идеолог подпольного тайного общества “Организация”, руководствовавшейся принципом “цель оправдывает средства”. Это общество провозгласило целью подготовку крестьянской социалистической революции и приняло тактику индивидуального террора. Общество было частично раскрыто царской жандармерией в 1866 г. после покушения Каракозова на императора Александра II.

К нигилистским или анархистским организациям того периода можно так же отнести кружок Козлова “вертепники”; екатеринославский кружок Н. П. Балина “Общество самоусовершенствования”; кружок Московского университета.

К 60-м годам в России окончательно оформился индивидуалистический анархизм. К его представителям можно отнести Н. В. Соколова, Д. Н. Ножина, Н. К. Михайловского, публиковавшихся в русской печати, и перенесших теории Прудона и Штирнера на российскую почву.

В 60-е годы идеологи революционно-анархических движений усиленно работали над теорией революции, но появилась она лишь в 70-х и связана с именем М. А. Бакунина.

Революционные движения 70-х гг XIX в. М. А. Бакунин.

В предыдущие два десятилетия анархизм лишь существовал в России, но окончательно оформился как революционное движение и начал играть определенную роль только в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х гг. XIX века под влиянием выдающегося мыслителя и революционера М. А. Бакунина (1814-1876).

Михаил Александрович Бакунин родился в Тверской губернии, в дворянской семье. В 14 лет он поступает в Артиллерийское училище, после его окончания в чине прапорщика он служил в воинской части, но в 1835-ом г. выходит в отставку и в 1840-ом уезжает в Германию. Там Бакунин поступает в Берлинский университет и вступает в некоторые кружки. Затем, покинув университет, он отправляется во Францию, где живет некоторое время в Париже. Большое влияние на политическое мировоззрение Бакунина оказали французские социалисты-утописты. После французской революции 1848-49 гг. Бакунин был арестован, дважды приговорен к смертной казни, но приговор был заменен пожизненным заключением. Бакунин сидел в Ольмюце, затем в Петропавловской крепости, а в 1857 г. он был отправлен на поселение в Восточную Сибирь, откуда бежал в Лондон в 61 г. Затем Бакунин участвовал в Польском восстании 63-го г., жил в Италии, побывал и в США. Умер Бакунин 1 июля 1876 г. в Берлине, где и был похоронен.[i]

Бакунин стремился осуществить в России социальную революцию, на первое место он выдвигал борьбу с государственностью, ибо государственность была для него источником всякого социального неравенства. “Мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще, и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда … он сам создаст свою жизнь”.*

Бакунин знал только единственную форму революционной борьба – немедленное всенародное восстание рабочих масс для разрушения государственного буржуазного строя и организацию на его развалинах снизу вверх “братского союза вольных производительных ассоциаций, общих и областных федераций, обнимающих безгранично людей всех языков и народностей”. Он указывал – долг каждого честного революционера поддерживать в народе инстинктивный дух протеста, его постоянную готовность к революции.

По мнению Бакунина, главным недостатком, парализующим и делающим невозможным всеобщее народное восстание в стране, были замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Поэтому, предлагал он, надо разбить эту замкнутость и провести между отдельными лицами “живой ток революционной мысли, воли и дела”. Это можно было сделать лишь посредством установления связи между городскими фабричными рабочими и крестьянством. Из лучших Бакунин предлагал сделать несокрушимую силу, которая и должна была общим натиском провести в России социальную революцию. Под влиянием этих бакунистстких идей среди российской молодежи из первых революционных кружков зарождается идея “хождения в народ” с целью подготовки крестьянских выступлений.

В 70-х годах начинает формироваться анархическое мировоззрение князя П. А. Кропоткина. Кропоткин в 70_х был действительным членом кружка “чайковцев”. Он впервые выдвигает идею об объединенном восстании среди крестьянства и среди городских рабочих – “только тогда революция может рассчитывать на успех”. Свое дальней шее развитие анархистские идеи в России получили благодаря Кропоткину в 70-80-х годах.

Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина.

Дальнейшее развитие анархических идей в России связано с работами П. А. Кропоткина (1842-1876). Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из княжеской семьи, родословная которой восходила к Рюриковичам. После окончания Пажеского корпуса Кропоткин живет в Москве, а в 1872 г. отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в Женеву. В Россию в 1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным анархистом. В России Кропоткин входит в кружок чайковцев, но после его выступлений в 1874 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда бежал в июне 76 г. Кропоткин сначала эмигрирует в Англию, а затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету “Le Revolte” (“Бунтовщик”). Так как Кропоткин принимал непосредственное участие в событиях описанных ниже, то к дальнейшей судьбе Петра Алексеевича мы еще будем возвращаться не раз.

В своих работах 70-90-х годов (“Речи бунтовщика”, “Завоевание хлеба”, “Анархия, ее философия, ее идеал”, “Государство и его роль в истории” и др.) Кропоткин вывел собственную теорию анархизма, положившую начало такому течению как анархо-коммунизм. Такие взгляды привлекли внимание революционной молодежи того времени попытками охватить все стороны общественной жизни, а так же проявлением гуманистических идей. Под анархией Кропоткин понимал “миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений”.

Но в своей теории Кропоткин не отрицал революцию, однако считал, что Россия еще не готова к “немедленному революционному выступлению”. Он считал необходимым прежде создать анархистские группы, которые будут вести “тихую подготовительную идейную работу”. Социальная революция, по его мнению, есть закономерное явление исторического процесса. В будущем она должна привести Россию к полному уничтожению все государственных институтов и учреждений. Анархо-коммунизм, считал Кропоткин, можно вводить сразу после разрушения старых порядков в ходе революции. В отличие от предыдущих идеологов анархизма Кропоткин относил к движущей массе социальной революции не только крестьянство и рабочих, но и “трудовые элементы из интеллигенции”. При этом он допускал возможность как мирной, так и “кровавой” революции.

Он так же отрицал необходимость революционного правительства и не признавал никакой революционной диктатуры, так как при диктатуре, по его мнению, “революция неизбежно вырождается в произвол и деспотизм”.

Однако в полной мере идеология Кропоткина раскрылась во время участия его в действиях анархо-коммунистов, чьим основным идеологом он являлся.

Течения в русском анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)

К времени 1-ой русской революции в анархизме явственно определились три основных направления (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо- индивидуализм) с наличием у каждого из них более мелких фракций. Эти течения помимо различных программ имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

Накануне революции 1905 г. большинство анархистов были приверженцами идей анархо-коммунистов (хлебовольцев). Свои задачи хлебовольцы утвердили на их 1-ом съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Главным своим идеологом хлебовольцы считали П. А. Кропоткина. В их программе выделялись следующие пункты: . Целью действия анархистов объявлялась “социальная революция”, т. е.

Полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом. . Началом революции должна была явиться “всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях”. . Главными методами борьбы в России провозглашались “восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”.

Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации. . Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою”. . Анархисты отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы управление (Государственная Дума или Учредительное собрание), а так же возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями или течениями.

На 2-ом съезде в Лондоне (17-18 сентября 1906 г.) Кропоткиным была представлена резолюция об экономическом и политическом моменте революции, в которой он замечал, что налицо “народная революция, которая продлится несколько лет, низвергнет старый порядок вообще и глубоко изменит все экономические отношения вместе с политическим строем”. В вопросах организации Кропоткин всячески поощрял самостоятельность анархических групп.

Существенным для хлебовольцев был вопрос о будущем обществе, созданном по модели анархо-коммунизма. Сторонники Кропоткина представляли будущее общество как союз или федерацию вольных общин, объединенных свободным договором, где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности для развития. Для планомерного развития экономики Кропоткин предлагал децентрализовать промышленность. В аграрном вопросе Кропоткин и его соратники считали необходимым передать всю землю, захваченную в результате восстания, народу, тем, кто сам ее обрабатывает, но не в личное владение, а общине.

В условиях революции 1905-07 гг. в российском анархо-коммунизме образовалось еще несколько течений:

Безначальцы, возглавляемые С. М. Романовым (Бидбей) и

Н. В. Дивногорским (Петр Толстой). В основу этого течения были положены проповедь террора и грабежей как способов борьбы с самодержавием и отрицание всяких нравственных устоев общества. Уничтожить самодержавие они хотели путем “кровавой народной расправы” с власть имущими.

Осенью 1905 г. оформились чернознаменцы. Организатором и идеологом чернознаменцев в России был И. С. Гроссман

(Рощин). В революции 1905-07 гг. это течение играло одну из ведущих ролей. Социальную базу чернознаменцев составляли отдельные представители интеллигенции, часть пролетариата и рабочие-ремесленники.

Своей главной задачей они считали создание широкого массового анархического движения, установление связи со всеми направлениями анархизма. В ходе боевых действий конца 1905 г. чернознаменцы раскололись на безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стригой) и анархистов- коммунистов. Первые считали основной целью организацию

“безмотивного антибуржуазного террора”, а анархисты- коммунисты высказывались за сочетание антибуржуазной войны с серией частичных восстаний.

Крупными идеологами и организаторами следующего течения (анархо- синдикализма) в России являлись Яков Исаевич Кирилловский (Д. И. Новомирский), Борис Наумович Кричевский, Владимир Александрович Поссе. Основной целью своей деятельности синдикалисты считали полное, всестороннее освобождение труда от всех форм эксплуатации и создание свободных профессиональных объединений трудящихся как главной и высшей формы их организации.

Из всех видов борьбы синдикалисты признавали только непосредственно- прямую борьбу рабочих с капиталом, а так же бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

Следование этим идеалам привело синдикалистов к идее “беспартийного рабочего съезда”, а так же к агитации за создание общероссийской рабочей партии из “пролетариев независимо от существующих партийных делений и взглядов”. Некоторые из этих идей переняли у синдикалистов меньшевики.

В 1-ое десятилетие XX века в жизнь были воплощены некоторые идеи В. А. Поссе, выступавшего за создание особых кооперативов для борьбы рабочего класса за свои профессиональные, экономические интересы, минуя политические и вооруженные методы борьбы с самодержавием.

Д. И. Новомирский возглавлял в годы 1-ой русской революции организацию синдикалистов в Одессе, где издавал программные брошюры синдикалистов. Одесса считалась центром синдикализма в России.

В России к моменту первой русской революции так же зарождается такое течение как анархо-индивидуализм (индивидуалистический анархизм). Его основными представителями можно считать А. А. Борового, О. Виконта, Н. Бронского, которые брали за основу абсолютную свободу личности “как исходную точку и конечный идеал”.

В России времен 1-ой революции так же оформились такие разновидности индивидуалистического анархизма:

Мистический анархизм, основными представителями которого были интеллигенция: поэты и писатели – С. М. Гордецкий, В.

И. Иванов, Г. И. Чулков, Л. Шестов, К. Эрберг и др.

Ассоциационный анархизм. Был представлен в России в лице

Льва Чернова (псевдоним П. Д. Турчанинова), взявшего за основу труды Штирнера, Прудона и американского анархиста

В. Р. Тэккера. Турчанинов выступал за создание политической ассоциации производителей. Основным методом борьбы считал систематический террор.

Махаевцы (махаевисты). Махаевцы высказывали враждебное отношение к интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком течения был польский революционер Я. В.

Махайский.

Деятельность русских анархистов в период революции 1905-07.

По своему социально-экономическому и политическому характеру 1-ая русская революция была буржуазной и должна была устранить препятствия для дальнейшего развития капитализма.

В первый же день революции петербургские рабочие стали строить баррикады на улицах города. В их рядах активно действовали большевики, но было довольно мало представителей анархизма. Разработанная Кропоткиным анархистская теория “социальной революции” в 1905 г. была известна узкому кругу немногочисленных его приверженцев в России. В России было опубликовано 27 изданий, а так же около 85 брошюр и статей. В произведениях 1905-07 гг. Кропоткин продолжает развивать свою теорию революции, реагируя на текущие события. Он считал, что русскому народу следует произвести “великую революцию” и “глубокий экономический переворот”. Анархисты смешивали буржуазно-демократическую революцию с социалистической и выражали стремление перескочить через демократический этап.

На волне поднимающейся революции анархисты стали принимать более активные действия. С 1904-го по 1905-ой количество городов, в которых действовали анархистские организации, возросло с 15-и до 73-ех. Они охватили в себе всю Россию – от Санкт-Петербурга до Закавказья и Дальнего Востока. Но при этом единую анархистскую партию создать так и не удалось.

Добиваясь расширения своего влияния на массы, анархисты организовывали типографии (не меньше 16-ти), публиковали брошюры и листовки. В эмиграции и в России они издавали не менее 25-ти названий газет и журналов. Стремясь оторвать рабочий класс от марксистов, анархисты выступали с всякими нападками на большевиков. Отрицая необходимость какой- либо власти вообще, анархисты выступали против требований большевиков о создании временного революционного правительства.

На страницах анархистской прессы тактика анархизма характеризовалась как постоянный бунт, непрерывное восстание против существующего общественного и государственного строя. Анархисты нередко призывали народ готовиться к вооруженному восстанию. Анархистские боевые дружины осуществляли так называемый “безмотивный” террор. 17 декабря 1905 г., анархисты в Одессе бросили 5 бомб в кафе Либмана. Террористические акты совершались анархистами в Москве, на Урале, в Средней Азии. Особенно активно вели себя екатеринославские анархисты (около 70_ти актов). В годы 1- ой русской революции тактика политического и экономического террора у анархистов нередко выливалась в грабежи. За счет них некоторые анархистские группы создавали так называемые “фонды боевой кассы”, из которых часть денег отдавалась рабочим. В 1905-07 гг. к анархизму примкнуло немало преступных элементов, пытаясь так прикрыть свою деятельность.

Расширение сети анархистских организаций в 1905-07 гг. вызвало надежду у идеологов анархизма, что им удастся внедрить в сознание масс (и в первую очередь рабочего класса) идеи анархизма, свою программу и тактику.

Анархизм между двумя революциями (1907-17 гг.).

Анархисты анализировали уроки первой революции. “Да, пора иллюзий завершилась. Первый штурм отбит – и надо готовить второй”.

К 1914-ому году, по мнению Кропоткина, “наступило хорошее время”. Но к этому времени произошел раскол и среди анархистов на социал-патриотов (во главе с Кропоткиным) и интернационалистов. Кропоткин отошел от своих взглядов и основал группу “анархо-траншейников”. Анархисты не согласные с ними образовали интернациональное течение, но они были слишком малочисленны, что бы всерьез влиять на массы. В годы меж двух революций активизировались синдикалисты, издавая листовки и словесно призывая граждан к открытой борьбе.

В целом анархистам в этот период так и не удалось активизироваться. В целом число анархистских организаций в России упало. Однако после Февральской революции 1917 г. анархисты вновь резко активизировали свою деятельность. И этот период считается расцветом анархизма в России.

  • Взаимные отношения между властями церковной и гражданской и значение иерархии в делах гражданских.
  • Военно-морские силы России накануне Первой мировой войны.
  • Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция холодной войны.
  • Глава IV. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации
  • Анархическая палитра осени 1917 г. мало изменилась по сравнению с предшествующим периодом. На арене межпартийной борьбы по-прежнему находились представители анархо-коммунизма, анархо-синдикализма и индивидуалистических течений. Ведущее положение в российском анархизме занимали анархисты-коммунисты, но так продолжалось недолго, и уже в апреле–октябре 1918 г. силам правящего режима удалось нанести ряд ощутимых ударов по федерациям и ассоциациям анархо-коммуннстов в Москве, Петрограде, Вологде, Брянске и других городах и фактически “обесточить” данное направление анархизма. . Осенью 1918 г. в Москве по инициативе А.А. Карелина была воссоздана Московская федерация анархических групп и проведена работа по созыву I Всероссийского съезда анархистов-коммунистов. С этого момента фактически можно считать, что руководство анархо-коммунистическим движением и стране взяла в свои руки Всероссийская федерация анархистов-коммунистов. В 1919 г. в Москве создается Всероссийская федерация анархической молодежи (ВФАМ), имевшая филиалы в 23 городах страны. Анархистов разных направлений объединяла идея экономической несостоятельности политики большевиков и, в частности, их приверженности догматам марксизма, методам политического насилия, отстранения трудящихся от управления производством. Единую же свою концепцию в этих и других областях анархисты не смогли выработать. Несколько более энергично, чем другие анархисты, пытались действовать в 1917–1918 гг. анархисты-синдикалисы, имевшие значительный опыт практической работы в рабочих объединениях и союзах. По мнению анархистов-синдикалистов, на следующий день после социальной революции государственная и политическая власть должна быть уничтожена и создано новое общество под руководством федерации синдикатов. Крупным объединением синдикалистов в указанное время был Союз анархо-синдикалистской пропаганды “Голос Труда”. синдикалистам дали возможность обсудить вопрос о создании единой Всероссийской конфедерации и в августе–сентябре 1918 г. провести I конференцию. Конференция избрала секретариат Всероссийской конфедерации во главе с Г.П. Максимовым и уже в ноябре–декабре 1918 г. провела II конференцию своих сторонников. Программные вопросы синдикализма в расширенном виде удалось обговорить только в апреле 1919 г. на III конференции и лишь в октябре 1920 г. был, наконец, опубликован проект устава Всероссийской конфедерации и принято решение о ее образовании. Наряду с анархо-коммуннстами и синдикалистами осенью 1917 – весной 1918 г. активно заявили о себе анархо-индивидуалисты. Братья Владимир и Абба Львовичи Гордины обосновали идеологию пананархизма, базирующуюся на идее всеобщей и немедленной анархии и якобы отвечающую стремлениям толп босяков и люмпенов. Осенью 1920 г. Гордин заявил о создании новой разновидности пан-анархизма – анархо-универсализма. соединявшего в себе основные положения различных направлений анархизма с признанием идеи мировой коммунистической революции. концепцию анархо-боиокосмизма (лидер – А.Ф. Агиенко), видевшего идеал анархии в максимальной свободе отдельной личности (в т.ч. и на бескрайних просторах Вселенной) и признававшего помимо права на бытие в космосе также принцип индивидуального бессмертия и воскрешения из мертвых. Пестрота, идейная разобщенность и организационная неразбериха сковывала усилия ряда здравомыслящих анархистов, пытавшихся создать из массы формирований “единый анархизм”, который мог бы пользоваться доверием большинства трудящихся. Идея созыва единого Всероссийского съезда анархистов в 1918– 1921 гг. так и осталась неосуществленной. Нестор Махно, как и некоторые крестьянские вожди анархистов, в годы гражданской войны создавали партизанские отряды под лозунгом “За нами анархисты” и выступали на защиту советской власти. Уже в начале 1918 г. Махно активно включился в борьбу с противниками революции: разоружил казачьи эшелоны, возвращавшиеся с фронта на Дон, сражался с кайзеровскими войсками, оккупировавшими часть Украины. После встречи с Лениным, Троцким и Свердловым он становится руководителем повстанческого движения в Екатеринославской губернии, участвует в военных действиях против Петлюры, а в дальнейшем – с войсками Деникина и Врангеля. Одновременно Махно инициировал саботаж мероприятий советской власти, направленных на создание комбедов и продотрядов. Приведенные факты свидетельствуют о двойственности идейных основ анархизма, противоречивости его идейной платформы, что в конечном итоге привело к гибели этого движения н России. идейный вдохновитель российского анархизма П.А. Кропоткин признал Октябрьскую революцию и высоко оценивал роль Советов и жизни страны. Он поддерживал контакты с Лениным. Летом 1920 г. Кропоткин обратился с призывом к международному пролетариату поддержать социалистическую революцию и “заставить свои правительства отказаться от: мысли о вооруженном вмешательстве в дела России”. Экономические взгляды анархистов и их отношение к большевистской модели преобразования общества после октября 1917 г. до сих пор малоизвестны. анархисты различных течений доказывая экономическую несостоятельность планов большевиков, а препятствия для их осуществления видели в марксистском догматизме, излишний централизации производства, отстранении трудящихся от управления экономикой. Для пропаганды своих идей в области рабочего контроля (и других подобных инициатив) анархисты использовали трибуну всероссийских съездов профсоюзов и ВЦИК. Ряд анархистских организаций выступили на борьбу с советской властью. Они были причастны к организации в Москве взрыва в здании МК РКП(б) в Леонтьевском переулке в январе 1919 г., их заметили среди участников антоновского мятежа на Тамбовщине и Кронштадтского выступления в 1921 г. В реальном противоборстве с большевиками анархисты и их сторонники из числа оппозиционных партий имели, конечно, мало шансов на успех. после смерти П.А. Кропоткина в феврале 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, опять раскололась на несколько направлений. Значительное число анархистов заявило о кризисе движения, его перерождении, своем желании трудиться на благо народа и вступило в РКП(б). По данным партийной переписи 1922 г., в рядах РКП(б) насчитывалось 633 анархиста разных течений. Другая часть духовному гнету и дискриминации предпочла эмиграцию. Оставшиеся в стране приверженцы анархии пытались проводить агитационно-пропагандистскую работу, используя для этого любые возможности. В конечном итоге к концу 20-х – началу 30-х годов действующих анархистов-практиков в стране практически не осталось. В 1940 г. прекратил окончательно свое существование Музей П.А. Кропоткина в Москве, действовавший около 17 лет. Еще страшнее оказалась судьба людей, исповедовавших идеи анархии, – многие из них исчезли бесследно в лагерях ГУЛАГа. Это еще одна, пока непознанная страница истории анархизма в России.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение
      • 1.2 Петр Алексеевич Кропоткин
    • 2. История русского анархизма
      • 2.3 Кризис анархизма в России (1921 год)
    • Заключение

    Введение

    Анархизм представляет собой течение общественной философии, которое было разработано иностранными теоретиками - Пьером Жозефом Прудоном, а также русскими теоретиками, главными из которых считаются Михаил Александрович Бакунин, Пётр Алексеевич Кропоткин.

    Сами по себе идеи анархии существует уже несколько веков, их можно проследить еще в рассуждениях античных философов-киников и софистов, китайских даосов, духоборов и прочих. Однако, в этих рассуждениях видны лишь зачатки анархизма, а сама по себе анархическая теория была сформулирована только после Великой Французской Революции.

    Развитие анархизма в России связано с именами таких русских ученых - мыслителей, революционеров, как М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой. Имена этих ученых получили широкую известность в Европе, так как во многом на формирование русского анархизм оказали влияние идеи таких европейских анархистов - французского политика П.Ж. Прудона, немецкого философа И.К.Шмидта, более известного как Макс Штирнер. Основная идея анархизма заключалась в необходимости отменить любые виды угнетения человека человеком. Главным органом, совершающим такое угнетение, по мнению анархистов, является государство.

    Основная цель данного реферата - изучить анархизм в России.

    Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

    1. изучить основных российских идеологов анархизма;

    2. поэтапно рассмотреть историю становления и развития анархизма в России;

    3. описать современный анархизм в России.

    1. Идеологи русского анархизма

    1.1 Михаил Александрович Бакунин

    Имя русского мыслителя, идеолога народничества Михаила Александровича Бакунина (1814--1876) неразрывно связано с зарождением и распространением идей коллективистского анархизма, который представляет собой одно из движений революционного социализма. Сторонники этого движения выступают против частной собственности, так как считают ее одним их источников социального неравенства.

    Взгляды на политику Бакунина складывались в обстановке усиленных раздумий, которые имели место в тяжелый период после неудачного восстания декабристов. В самых первых работах мыслителя о философии истории уже прослеживается индивидуальное мышление автора и его оригинальные взгляды на политику.

    Формирование взглядов Бакунина на политику происходило в период становления организованного рабочего движения и работы Интернационала, во время первых опытов законной деятельности рабочих партий.

    Взгляды Михаила Бакунина наиболее полно и структурировано отражены в таких его работах, как «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873). Идеи, представленные автором в работе «Государственность и анархия» сыграли значительную роль для политики России, некоторые из его идей были применены для формулирования программных целей бунтарского направления в русском народничестве. Взгляды Бакунина поддержали во многих странах Европы - в Швейцарии и Франции, Италии и Испании.

    Бакунин стал одним из первых революционеров, который выдвинул ряд аргументов, направленных против некритического восприятия сложившихся порядков и нравов в русской общине. Соглашаясь с некоторыми взглядами и идеями Герцена, Бакунин категорически отвергает характеристику позитивных возможностей крестьянско-общинного быта и традиций: не преобразование общины с помощью прививки результатов западной науки или положительного опыта западной цивилизации, а использование бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства. Недостатки общинного быта после десяти веков его существования, Бакунин видел в принижении и отрицании прав женщин, бесправии патриархального деспотизма и пат обычаев патриархата, бесправии лица перед миром, отсутствии возможности проявить индивидуальную инициативу и отсутствии справедливости.

    Рассматривая социальные и политические проблемы, имеющие место в обществе, Бакунин, по большей части, применял естественно-правовую традицию в определении прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не проводил анализ имеющихся законов и других государственных актов. Негативное восприятие государственных законов и законодательного регулирование формировалось у революционера под влиянием свойственного анархизму негативистского восприятия всех форм государственной и политической власти и характерных им способов общественного регулирования.

    По мнению Бакунина, любые правовые законы являются навязанными и, поэтому, деспотичными. В связи с этим, Бакунин считал, что политические законы, выдвигаемые государством, всегда враждебны, ограничивают свободу человека, чем противоречат природным законам, которым подчиняются все живые существа. Пренебрежение этими природными законами и подчинение противоестественному, искусственно созданному праву, приводит к появлению и распространению олигархии - политическому господству небольшой группы людей. Таким образом, любое законодательство, угнетает человека, развращая при этом самих законодателей.

    Человеческая свобода должна быть ограничена не юридическими законами, а законами человеческого права, которые находятся в сознании всех свободных людей, равно относящихся к другим людям. Таким образом, чтобы гарантировать свободу дела, необходимо, по мнению Бакунина, держать под контролем государственную власть.

    Гарантии свободы, как говорил Бакунин, постепенно появляются в каждом государстве по мере того, как общество освобождается от угнетения государства и от зависимости от него. В каждой стране, в которой государственное управление осуществляют представительные органы, свобода реальна лишь при условии наличия действенного контроля и надзора за властью и чиновниками, так как власть всегда портит людей. Борьба за свободу и принятие общечеловеческого права для каждого, по мнению революционера, имеет связь с классовой борьбой, но в перспективе, в социалистическом обществе, свобода и право представляются ему не элементами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. В тот момент, когда рабочий победит в долговременной борьбе за свободу, он будет должен проявить по отношению к тому, кто эту свободу ограничивал, «чувство справедливости и братства свободного человека».

    Социализма и свобода, по мнению Бакунина, можно сопоставить таким образом: «свобода без социализма -- это привилегия, несправедливость; социализм без свободы -- это рабство». Социальная революция означала для Бакунина разрушение всех учреждений, порождающих несправедливость и насилие, и, естественно, государство представлялось ему главным таким учреждением. По сравнению с политической революцией, социальная революция совершается не только посредством революционной власти, но и народной силе, организованная на борьбу с помощью возбуждения революционных стремлений в обществе. По отношению к существующему политическому строю, взгляды и идеи Бакунина были утопичны и нереалистичны.

    Основной темой философии Бакунина стала тема соотношения государственной власти и свободы. Революционер изучал эту тему в рамках государства и церкви. Основными недостатками, пороками этих учреждений, с которыми нельзя мириться, представляются Бакунину деспотичный и развращенный, безличный и бездушный бюрократизм, главная цель которого - собственное выживание и удовлетворение корыстных потребностей массы чиновников.

    Любая централизация власти, как утверждал Бакунин, является порабощающей силой, которая всегда губительна для свободы. Власть мешает свободе, сопровождающие власть привилегии становятся помехой равенству, эксплуатация помешает братству людей, а несправедливость и ложь -- справедливости и истине. Бакунин продвигал идею социальной революции и считал, что революция должна быть далекой от религии, атеистической, так как церковь, навязывающая религию, тоже является властным, государственным учреждением, а поклонение божеству мешает свободе человека, равно как и соблюдение политических законов.

    Бакунин был ярым противником идей Лассаля и Маркса, которые предлагали создать народное государство посредством выдвижения рабочего класса в господствующее сословие. Бакунин считал, что господство пролетариата над каким-то другим пролетариатом не сформирует народное государство, а станет тираническим вариантом управления народом.

    Ситуацию, которая сложилась в России в то время, Бакунин считал предреволюционной и считал, что предстоящая революция связана с наличием у народа особого, бунтарского идеала. Такой революции способствует, в том числе убеждение народа о том, что вся земля принадлежит народу, орошающему и оплодотворяющему ее своим трудом, и право пользования землей принадлежит не лицу, а целой общине, разделившей ее временно между лицами.

    Исключительное право автономии, не являющееся при этом абсолютным, то есть «квазиабсолютная автономия» самоуправления народной общины становится фактором агрессивного отношения народной общины к государству. По мнению Баунина, народную общину, развращенную патриархатом, окончательно развратило и «добило» именно государство.

    Основная масса первых революционных народнических кружков интеллигентской молодежи в шестидесятые и семидесятые годы девятнадцатого века поддержала идеи Бакунина и активно начала пропагандировать анархизм.

    1.2 Петр Алексеевич Кропоткин

    анархизм идеолог российский

    В начале семидесятых годов девятнадцатого века, ряды анархистов пополнил Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), ученый и историк, который являлся членом кружка “чайковцев” (народнический кружок, названный по фамилии лидера - Н.В. Чайковского). В 1873 году Кропоткин составил для своего кружка программную “Записку”, в котором провозгласил такой идеал будущего строя, как “союз вольных коммун”, в котором нет центральной государственной власти.

    П.А. Кропоткин стал последним из группы всемирно известных анархистов России. П. Кропоткин является представителем старинного княжеского рода, первоначально стал известен в обществе как перспективный географ и этнограф. После обращения к анархизму ученый приобрел известность как историка и теоретик в сфере этических и социально-политических учений.

    Кропоткин создал учение синтетической философии анархокоммунизма, в основе которого лежал принцип социальной кооперации и взаимопомощи. Учения Кропоткина очень близки к современным кооперативным и этическим учениям. Современные учения также берут за основу принцип кооперации, но придают ей более широкое социальное значение, не ограничиваясь только пикетированием отрицательного отношения общества к государственной власти и её угнетениям, несправедливости и монополизму.

    В своем учении Кропотким проводит параллель между представлениями народа о большом значении взаимопомощи между людьми, идеями философии природы и географической социологии, а также этическими взглядами, базирующимися на правиле, которое гласит, что нельзя обращаться с другим человеком так, как не хочешь, чтобы другой человек обращался с тобой.

    В юридической сфере Кропоткин считал необходимым отделение права от закона и предполагал, что есть инстинкты - естественные основы права, естественные права на удовлетворение физиологических потребностей, и естественное право, в основе которого лежат обычаи. Формирование государства в историческом аспекте Кропоткин соотнес с появлением поземельной собственности и желанием оставить эту собственность в руках одного класса, который в результате этого стал бы господствующим. В этом были заинтересованы землевладельцы, Социально заинтересованными в такой организации стали, помимо землевладельцев, судьи и прославившиеся воины, которые стремились захватить власть.

    Государственная власть напрямую связана с судебной властью и правом. Кропоткин считал, что суд имеет очень большое значение для организации власти в обществе, но был против суда, назначаемого государством, так как считал, что государственный суд действует только в интересах государства, является своего рода «узаконенной местью». Ключевая особенность государственной власти состоит в ее централизация, которая делает государство «пирамидальной организацией». Кроме того, правом Кропоткин считал не юридические законы, а естественные и «человечные» законы, которые не навязываются свыше, а формируются в обществе сами собой.

    Миссия государства сводится, в конечном итоге, к тому, чтобы поработить человека и поддерживать его эксплуатацию.

    Основная критика государственной власти, которая давалась представителями анархистских течений, была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп.

    2. История русского анархизма

    2.1 Анархизм в России до 1917 года

    В 1900 году в швейцарском городе Женева сформировалась так называемая “Группа русских анархистов за границей”, которая издала обращение, призывающее к свержению самодержавия и совершению социальной революции. Лидерами этой группы стали Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Позже, в 1903 году супруги Гогелия создали в Женеве создали группу анархистов-коммунистов “Хлеб и воля”, которая, благодаря поддержке П.А.Кропоткина, М.И.Гольдсмит и В.Н.Черкезова издала первый русскиё анархический печатный источник за границей - газету под названием “Хлеб и воля”.

    В последующие несколько лет маленькие плеяды анархистов-эмигрантов из России сформировались также в Германии, США, Франции, Болгарии. В 1904 году эмигрантами было создано несколько издательств, в которых печатались и распространялись анархические издания.

    Непосредственно в Российской империи приверженцы анархизма возникли весной 1903 года в Белостоке Гродненской губернии в рядах еврейской интеллигенции и ремесленных рабочих и летом - в городе Нежине Черниговской губернии, среди учащейся молодежи. Центрами анархизма стали Белосток, Екатеринослав и Одесса.

    В самом начале революции 1905 года основная часть анархистов придерживалась анархо-коммунистической теории Кропоткина. На съезде, прошедшем в Лондоне в декабре 1904 года были намечены задачи анархистов при организации социальной революции. Главной целью стало полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом”. Революция, по плану анархистов, должна была начаться со всеобщего столкновения обездоленных как в городах так и в деревнях. Основными способами анархистской борьбы в России должны были стать “восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”, а форма организации должна иметь добровольный характер. На этом съезде Кропоткин впервые сформулировал идею о необходимости создания в России анархической партии.

    Еще одно направление анархизма, возникшее в России - анархо-синдикализм, в основе которого лежали идеи Прудона и Бакунина о том, что новое, справедливое общество должно строиться на базе революционных организаций трудящихся (профсоюзов), базирующихся на принципах кооперации и взаимной помощи. Идеологами анархо-синдикализма в России стали Я.И.Кирилловский (Д.И.Новомирский), Б.Н.Кричевский, В.А.Поссе. Приверженцы анархического синдикализма признавали только прямую борьбу рабочих с капиталом, а также бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

    Одной из форм анархизма в России стал также анархо-индивидуализм (индивидуалистический анархизм), цель которого заключалась в установлении безвластия, построении общества без принуждения и иерархии. Основой такого общества, по мнению индивидуалистов, должно было стать естественное право любого человека свободно распоряжаться собой. Идеологами такой формы анархизма стали А.Боровой, О.Виконт (В.Н. Проппер), Н.Бронский (Н.И.Бронштейн). У этого течения возник особый подвид - мистический анархизм, который проповедовали поэты и писатели (С.М.Городецкий, В.И.Иванов, Лев Черный(псевдоним П.Д.Турчанинова)). Турчанинов в 1907 году написал работу “Новое направление в анархизме; ассоциационный анархизм”, в которой описал свои идеи. Писатель считал необходимым сочетать принципы коллективизма и индивидуализма, выступал за создание политической ассоциации производителей, при этом основным методом борьбы с самодержавием он считал систематический террор.

    Последователями индивидуалистического анархизма стали махаевцев, выступавшие против интеллигенции. Идеологом этого направления был польский анархист Я.В. Махаев, самый известный его последователь - российский участник народовольческих кружков Е.И.Лозинский (Е.Устинов), организовавший кружок «махаевцев».

    В период 1905 - 1907 годов было образовано еще несколько разновидностей анархо-коммунизма в России:

    · Движение беэначальцев, лидером которых стали С.М.Романов (Бидбей) и Н.В.Дивногорский (Петр Толстой). Беэначальцы представляли террор и грабежи как способы борьбы и отвергали всякие нравственные устои общества.

    · Осенью 1905 года было сформировано движение чернознаменцев, лидером которого стал И.С.Гроссман (Рощин). Лидер движения издал им в Женеве номер газеты “Черное знамя” (единственный номер, позднее газета не издавалась), по названию газеты и было дал названо это движение. Чернознаменцы действовали на Северо-Западе и Юге России (Белосток, Варшава, Вильно, Екатеринослав, Одесса). Они предлагали организовывать регулярные партизанские выступления рабочего класса, группы безработных для изъятия жизненных припасов, массовый террор против буржуазии и воровать.

    Позднее произошел раскол движения чернознаменцев на два лагеря - безмотивные террористы, лидером которых стал В.Лапидус (Стригой) и анархисты-коммунистов. Безмотивные террористы выступали за “безмотивный антибуржуазный террор” посредством персональных посягательств на представителей буржуазного класса не за какие-либо их негативные действия, а за сам факт их принадлежности к буржуазии, которая считалась эксплуататорами. Анархисты-коммунисты, в свою очередь, предлагали сочетать борьбу с буржуазией и восстания для провозглашения в городах и деревнях “временных революционных коммун”.

    К концу 1904 года анархистский террор и экспроприации широко распространились. Многие люди под предлогом анархизма начали совершать грабежи для личной выгоды.

    Одним из основных центров коммунистического движения в Российской империи стал город Белосток. В один из дней празднования религиозного еврейского праздника, рабочий- анархист Нисан Фарбер ударил кинжалом текстильного фабриканта А.Кагана. Это был первый акт антибуржуазного террора. Далее, в октябре 1905 года в поселке Амур (близ Екатеринослава) анархисты после увольнения трехсот рабочих совершили убийство директора машиностроительного завода. Польский анархист-чернознаменец И.Блюменфельд в октябре 1905 года бросает бомбу в банковскую контору Шерешевского, расположенную в Варшаве, а через месяц взрывает бомбы в ресторане “Бристоль”, ранив при этом одного человека. После такого количества беспорядков, устроенных анархистами, их организация была устранена, а ее членов заключили в Варшавской цитадели и расстреляли.

    В конце 1906 года в России начали формироваться первые группы Анархического Красного Креста, которые оказывали помощь заключенным анархистам.

    В октябре 1907 года грузинские анархисты вместе с эсерами-федералистами, изъяли из казначейства в городе Душети Тифлисской губернии денег на сумму 250 тыс. рублей. Это был самый крупный грабеж, совершенный анархистами в России в начале двадцатого века.

    В 1908 году в Женеве была проведена конференция русских анархистов-коммунистов, в ходе которых объединились группы “Буревестник”, “старая” группа и редакция газеты “Хлеб и Воля” в Союз русских анархистов-коммунистов. Первой объединительная конференции русских анархистов-коммунистов была проведена в Лондоне. Конференция проводилась в течение трех дней - с 28 декабря 1913 года по 1 января 1914 года. В ходе переговоров участники конференции решили учредить Федерацию анархо-коммунистических групп за границей и начать издание первого федеративного печатного органа - газеты “Рабочий мир”.

    2.2 Анархизм в России после революции 1917 года

    После революции 1917 года члены анархистских организаций учредили в Москве Федерацию анархических групп, в которую вошло около 70 человек, в основном из молодежи. Лидерами анархистов в Москве и Петрограде стали П.А.Аршинов, В.В.Бармаш, А.А.Боровой, братья Абба и Владимир Гордины, И.Блейхман, Д.Новомирский, Л.Черный, Г.Б.Сандомирский, А.А.Солонович, Г.П.Максимов, В.С.Шатов, В.М.Эйхенбаум (Волин), Е.З.Ярчук. К тому моменту в Петроград из эмиграции вернулся Кропоткин. Важным фактором, объединившим анархистов, стало появление газет -“Анархия” (Москва) и “Буревестник” (Петроград).

    В послереволюционный период активно развивалось течение анархо-синдикалистов, лидером которых стали В.Волин, Г.Максимов и В.Шатов. Приверженцы этого подхода стремились к замене государственных органов профсоюзными объединениями, захвату заводов и фабрик коллективами рабочих.

    Анархисты-коммунисты отстаивали идею социальной революции, призывали к свержению Временного правительства, а после создания Советов рабочих и солдатских депутатов (в частности, в Петрограде) стали добиваться допущения своих сторонников в них.

    В июле 1917 года в Харькове была проведена конференция анархистов Юга России, в результате этой конференции была признана возможность вступления приверженцев анархии в Советы, но только с информационной целью. Резко отрицательное отношение к вступлению в Советы покали только анархисты-индивидуалисты, остальные течения анархизма согласились на такие условия вступления в Советы.

    Во время апрельского политического кризиса анархисты действовали очень активно - предлагали свержение Временного правительства, захватили и защищали от правительственных войск дачу бывшего царского министра П.Н.Дурново; подготовили выступление солдат для захвата фабрик и заводов.

    В период Октябрьской революции анархисты принимали активное участие в вооруженных столкновениях в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.

    Осенью 1918 года в Москве по инициативе одного из идеологов анархизма - Апполона Андреевича Карелина была возрождена Московская федерация анархических групп и был созван Первый Всероссийский съезд анархистов-коммунистов. В 1919 году в Москве анархистами была создана Всероссийская федерация анархической молодежи (ВФАМ).

    Объединение анархо-синдикалистов в это время было представлено Союзом анархо-синдикалистской пропаганды “Голос Труда”, но в 1918 году деятельность негативно настроенных к большевикам синдикалистов, которые издавали в Москве собственную газету под названием “Вольный голос труда”, запретили. Однако, часть синдикалистов, готовая идти на компромисс, получила возможность провести всероссийскую конференцию в августе 1918 года. На первой конференции был избран секретариат Всероссийской конфедерации во главе с Г.П. Максимовым, а проект устава Всероссийской конфедерации был принят только на третьей конференции.

    2.3 Кризис анархизма в России (1921 год)

    В феврале 1921 года умер П. Кропоткин, в связи с чем анархисты создали Комитет анархических организаций по устройству похорон. После смерти Кропоткина движение анархистов раскололось на несколько течений.

    В 1921 году сформировалась появилась концепция биокосмизма, главным идеологом которой стал российский поэт-футурист А. Ф. Агиенко. Идеи биокосмизма заключались в том, чтобы предоставить максимальную свободу личности и ее творчества вплоть до свободы передвижения в космическом пространстве, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную.

    Большое количество анархистов провозгласило кризис движения и его перерождение, после чего многие анархисты вступили в Российскую коммунистическую партию большевиков.

    Последним очагом легального анархизма в Советском союзе был музей Кропоткина (и действовавший при нём Всероссийский общественный комитет по увековечению памяти П. А. Кропоткина(ВОК), существовавший до 1939 года.

    2.4 Возрождение анархизма в России после 1988 года

    В период Перестройки, в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия, анархистское движение в Советском союзе стало возрождаться, а крупнейшим объединением рубежа восьмидесятых-девяностых годов стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС). В июне 1990 года, после раскола КАС, была образована Ассоциация движений анархистов (АДА).

    В период перестройки анархисты в СССР раскололись на два противоборствующих лагеря. Раскол произошел в вопросе о пути движения к Анархии, анархисты раскололись на "правых" ("либертарианцев", в качестве символа своего движения использовли знак перечеркунутого доллара) и "левых" анархистов (использовали в качестве общего флага своего движения "Веселый Роджер", традиционный флаг русских анархистов со времен революции и гражданской войны).

    Большая часть анархистов придерживалась идей о том, что путь к Анархии идет через возвращение к капитализму и буржуазной демократии. Вторая часть анархистов считала, что путь к Анархии идет "напрямую", без возвращения к капитализму, то есть посредством устранения диктатуры коммунистов, перехода к многопартийной советской демократии, внедрения анархистов в органы власти, отстранение от власти обуржуазившегося правительства, демократизации и децентрализации власти, перехода к добровольному коммунному советскому самоуправлению и объединению профсоюзов. Часть левых анархистов вошла в оргструктуры "Левой оппозиции в КПСС и ВЛКСМ" (больше известной как "Движение Коммунистическая Инициатива" (ДКИ) или "Коммунистическая Платформа в КПСС").

    3. Анархисты в современной России

    В двухтысячных годах в России было организованно интернационалистическое антикапиталистическое левое движение "АнтиФА", основанное на анархической и коммунистической идейной платформе.

    В 1995 году была создана Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ). В 2002 году было создано анархо-коммунистическое объединение Автономное действие.

    Идеологию анархизма в современной России представляет РАС - Русский анархический союз. Идеология союза строится на принципах национал - анархизма и этно - анархизма, то есть в ее основе лежит самоорганизация людей по признаку их национальной принадлежности. Под нацией анархисты понимают не гражданскую общность, которая создается государством при капитализме, а общность людей, которые объединены этническим происхождением и территорией проживания.

    Русский анархический союз берет за основу идеи Бакунина о панславизме - создании политического национального объединения славян, идеи Кропоткина, в основе которых лежит народный антиэтатизм, то есть борьба с государством и создание социального освободительного движения с опорой на широкие народные массы. В какой-то мере на союз повлияли идеи Тукера, который придерживался анархо-социализма, выступал за естественное право на частную собственность, по которому каждый человек имеет неотчуждаемое право контроля над плодами своего труда и на невмешательство со стороны государства. Идеи РАС близки к теориям таких современных идеологов анархизма, как Вячеслав Азаров, Александр Елисеев, Андрею Емельянов и Трою Саутгейту.

    Помехой для создания анархического общества идеологи РАС считают нравственное несовершенство людей, которое порождает необходимость в государственном контроле и создает ещё более безнравственную государственную систему, которая содержит в себе все недостатки своих создателей. Основной причиной, по которой на сегодняшний день существует система государственного угнетения, РАС считает побочные идеологии капитализма, марксизма и феминизма.

    Деятельность современных анархистов имеет провокационный характер, заключается в вандализме, проведении манифестов под лозунгами, высмеивающими идеологических противников. Идеологическими противниками РАС считает представителей движения "Антифа" и анархистов свободного рынка, которые, по мнению РАС, являются не анархистами, а носителями тоталитарных идеологий, так как стремятся к запрету этническую солидарность, выступают против защиты национальных культур от внешних посягательств.

    Однако, анархический союз проводит и различные полезные акции, например, активисты союза участвовали в защите Химкинского леса, проводили пикеты в Забайкалье в поддержку осуждённых за "Интернет-экстремизм", устраивали экологические акции прямого действия по очищению природных территорий от мусора, снимали агитационные ролики, пропагандирующие занятия спортом.

    На сегодняшний день РАС функционирует, ведет идеологическую, политическую и пропагандистскую деятельность и имеет собственные сообщества в сети Интернет.

    Заключение

    В процессе написания работы были исследованы основные анархистские учения, были изучены теории основных российских идеологов анархизма - П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина.

    Главным идеологом народничества в России стал Михаила Александровича Бакунин, распространявший идеи коллективистского анархизма, одного из направлений революционного социализма. Приверженцы этого движения выступают против частной собственности, так как считают ее одним их источников социального неравенства.

    Взгляды Михаила Бакунина наиболее полно и структурировано отражены в таких его трудах, как «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Кнуто-германская империя» и «Государственность и анархия». Взгляды Бакунина поддержали во многих странах Европы - в Швейцарии и Франции, Италии и Испании.

    В начале семидесятых годов девятнадцатого века, ряды анархистов пополнил Петр Алексеевич Кропоткин, член кружка “чайковцев”, составивший для кружка программу, в котором провозгласил такой идеал будущего строя, как “союз вольных коммун”, без центральной государственной власти.

    В начале 1921 года, после смерти П. Кропоткина, смерти Кропоткина движение анархистов раскололось на несколько течений, многие приверженцы анархизма провозгласили кризис движения и его перерождение, после чего многие анархисты вступили в Российскую коммунистическую партию большевиков.

    Последним очагом легального анархизма в Советском союзе был музей Кропоткина, существовавший до 1939 года.

    Возрождение анархизма в России началось только в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия и связано с периодом перестройки.

    Идеологию анархизма в современной России представляет РАС - Русский анархический союз.

    Список использованной литературы

    1. Анархисты в российской революции / Анатолий Горелик. - [Буэнос-Айрес] : Рабочая Группа в Респ. Аргентине, 1922. - 63 с.

    2. Исаев И.А., Золотухина П.М. История правовых и политических учений России: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 415с.

    3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 736с.

    4. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышина. - М.: Норма, 2004. - 899с.

    5. Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840 - 1917гг). - М.: Мысль, 1987 - 328с.

    6. Каутский К. Путь к власти: Политические очерки о врастании в революцию; Славяне и революция. М.: КомКнига, 2006. С. 71-75

    7. Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. М: Экмо-пресс, 1999 .

    8. Политические партии России: история и современность./Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. -- 631 с. Глава X. АНАРХИСТЫ

    9. Политические партии России: история и современность./Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. -- 631 с. Глава XVIII. АНАРХИСТЫ ИСЧЕЗАЮТ

    10. Политология: учебник / ред.: А. С. Панарин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2000. - 448 с.

    11. Политология: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко. - М. : ЮНИТИ,2002.-367с.

    12. Рябов Пётр. Краткий очерк истории анархизма в XIX-XX веках. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 20с. (Размышляя об анархизме.)

    13. Ударцев С. Ф. Критика классического анархизма // Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. -- М.: Высшая школа права «Форум», 2004. С. 244--253

    14. http://socialist.memo.ru/ [Электронный ресурс]: Российские социалисты и анархисты после октября 1917 года

    15. www. wikipedia.org/ [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Происхождение и сущность анархизма, отличительные особенности данного общественно-политического лада. Принципы и направления его формирования и деятельности. Специфические признаки анархизма в России, его выдающиеся представители и место в истории.

      реферат , добавлен 25.06.2015

      Рассмотрение либерального анархизма Овадьи, анализ взглядов на мир и политику в целом. Выяснение организационных и идеологических особенностей анархизма. Современные анархистские движения. Отсутствие монополии на власть. Свобода – право выбирать правила.

      курсовая работа , добавлен 06.01.2014

      Политико-правовая идеология анархизма, суть теории М.А. Бакунина. Формирование основных направлений социалистической идеологии, идеи народничества. Критика "авторитарного коммунизма" в сочинениях Бакунина, подготовка анархистской социальной революции.

      реферат , добавлен 02.12.2010

      Диалектика и факторы эволюции анархизма. Деятельность ученого и публициста, издателя газет и депутата Национального собрания Пьера Жозефа Прудона. Ключевая фигура в истории анархической мысли и анархического движения - Михаил Александрович Бакунин.

      реферат , добавлен 23.05.2014

      Неприятие власти, государственности, авторитета. Проявление политического мышления в условиях политического режима. Макс Штирнер и его книга "Единственный и его собственность". Высший закон, государство, собственность, осуществление с позиций анархизма.

      реферат , добавлен 13.08.2008

      История возникновения и основные положения анархо-феминизма. Политико-правовые идеи Гольдман и де Клер. Причины популярности китайского анархизма. Особенности феминистского движения в Испании. Деятельность освободительных организаций Мексики и Колумбии.

      магистерская работа , добавлен 01.10.2017

      Формирование основных идеологических течений. Основные принципы либерализма и консерватизма. Социалистическая мысль ХIХ в. Политическая доктрина анархизма. Социально–философские теории и их системные исследования, три типа легитимного господства.

      курсовая работа , добавлен 21.01.2011

      Функционирование идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии: демократия, тоталитаризм. Принципы либерализма, консерватизма. Течения социализма. Разновидности фашизма. Направления анархизма. Формирование у людей политического мировоззрения.

      презентация , добавлен 07.03.2016

      Идеи мыслителей Нового времени, которые способствовали кризису феодализма и стали фундаментом либерализма. Идея свободы человека в обществе: принципы либерализма. Сущность консерватизма: сохранение старых порядков. Политическая доктрина анархизма.

      курсовая работа , добавлен 11.04.2014

      Отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку. Функционирование политической идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии. Идеологии либерализма, консерватизма, социализма, фашизма, анархизма.

    Следующий важный период в истории анархизма в России - Революция 1917 года и Гражданская война. Следует заметить, что, к сожалению, анархисты не смогли достойно выступить в поддержку своих теорий в силу своей малочисленности и раздробленности, но всё же несколько событий вошли в общую историю революции.

    Стоит заметить, что анархисты сразу оказались в катастрофическом положении. Из-за своей идейной вражды с авторитаризмом «белого» движения и тоталитаризма «красного», они имели двух сильнейших врагов. Поэтому некоторые из них пошли на уступки и присоединились к революционному движению (Чапаев, Котовский, Железняков были в их числе). Центрами анархического движения во время Революции были сначала Питер и Кронштадт, а затем Москва и Украина (где действовала Конфедерация анархистов Украины "Набат", тесно связанная с повстанческой армией Н.И.Махно); наконец, сильное анархическое партизанское движение существовало в Сибири. Возникло несколько анархистских издательств; также наблюдается появление активных теоретиков.

    Именно анархисты в июле 1917 года выступили инициаторами массовых демонстраций в Петрограде, едва не приведших к падению Временного правительства. В Москве, Петрограде, Кронштадте и других городах существовали многочисленные группы и федерации анархистов, выходили многотысячным тиражом их ежедневные газеты; большим влиянием пользовались анархо-синдикалисты в ряде профсоюзов. Федерация анархических групп Москвы зимой 1917-1918 года захватила несколько десятков купеческих особняков, которые превращались в "Дома Анархии" - там устраивались клубы, лектории, библиотеки, типографии, базировались отряды "Черной Гвардии", насчитывающие три-четыре тысячи бойцов. Развернули широкую агитационную деятельность Союз Анархической пропаганды и бурно растущие молодежные анархистские организации и союзы. Большевики, до этого смотревшие на анархистов свысока, как на временных и заблуждающихся "попутчиков", ощутили угрозу, исходящую от анархического движения, все более овладевавшего массами, и решили перейти от союза к репрессиям по отношению к анархистам. Повод для этого найти не сложно - так как в водовороте гражданской войны, наряду с идейными анархистами, в их организации приходило немало полууголовного элемента, лишь прикрывавшегося черными знаменами свободы.

    Под предлогом борьбы с уголовниками в апреле 1918 года чекисты и "красные" латышские стрелки внезапно осуществили нападение на Дома Анархии, произвели массовые аресты среди анархистов, закрыли большую часть анархистской прессы. Использовав стихийные анархические настроения масс, большевики теперь, дорвавшись до власти, все дальше отходили от своих былых союзников в сторону воссоздания в новом "псевдореволюционном" обличье все того же старого российского самодержавного государства - с всевластием чиновников и полицейских, бесправием личности, сверхэксплуатацией трудящихся, военной повинностью и имперской национальной и внешней политикой. В отношении же анархистов новая власть провозгласила демагогическую позицию: небольшому числу наиболее послушных и лояльных, так называемых "советских" анархистов, до поры до времени дозволялось влачить полулегальное существование, иметь своих представителей в Советах и профсоюзах, открывать клубы; тогда как большинство анархистов ожидали расстрелы и застенки ВЧК. Борясь против большевистской диктатуры за изначальные идеалы Революции: передачу земли крестьянам, а фабрик - рабочим (а не государству), создание свободных беспартийных Советов (не иерархических органов власти, но основанных на принципе делегирования органов народного самоуправления), всеобщее вооружение народа и т.д., - анархисты еще более решительно выступали против "белой" контрреволюции.

    В пестром калейдоскопе российской многопартийности особое место принадлежит анархистам - сторонникам идеологии, отвергающей власть человека над человеком, и выступающим за отмену всех форм политического управления обществом. Основополагающие концепции этого учения, формировались на протяжении длительного времени, и еще в 40-х и 50-х годах XIX века начали прослеживаться в работах А.И. Герцена и высказываниях петрашевцев. Учитывая, что в наши дни существует ряд общественных движений, продолжающих традиции партии анархистов, будет интересно в общих чертах воссоздать их историю.

    Князь, избравший путь революции

    Идеи анархизма, сформулированные в середине XIX века видными западноевропейскими мыслителями П.Ж. Прудоном и М. Штирнером, в России стали элементами массового революционного движения. Они нашли своих последователей в лице таких крупных отечественных идеологов, как М.А. Бакунин и князь П.А. Кропоткин, вступивший в силу своих убеждений на путь политической борьбы. Их призывы к немедленному восстанию рабочих масс были восторженно встречены в кругах радикально настроенной интеллигенции.

    Несмотря на то, что партия анархистов в России не была официально учреждена, большой популярностью пользовалась ее программа, составленная Кропоткиным. В ней предусматривалось создание будущего общества на основе «вольных коммун», лишенных центрального государственного управления. В своих последующих работах он развил эту идею и предложил концепцию «анархо-коммунизма». Поскольку для реализации его идей требовалась определенная подготовка населения, Кропоткин призывал к созданию партии анархистов, программу которой он намеревался пополнить дальнейшими разработками, выполненными с учетом всех социально-политических особенностей того времени.

    Возникновение первых анархических групп

    В в Женеве группой российских эмигрантов был создан ряд организаций анархистского толка, и начала издаваться газета «Хлеб и воля», соответствующая их идеологии. В последующие годы, предшествовавшие Первой русской революции, подобные организации появились во Франции, Германии, Болгарии и даже в США. Несмотря на то, что учредительный съезд проведен не был и партия анархистов не была оформлена, ее сторонники заявили о себе как о реальной политической силе.

    Новое политическое течение в России

    В самой же России ее представители впервые появились в 1903 году на территории Гродненской губернии, и в большинстве своем происходили из числа местной еврейской интеллигенции и учащейся молодежи. Очень скоро ими было создано более десятка групп в таких крупных городах, как Одесса, и Екатеринослав, Белосток и ряде других.

    Инициатива гродненских анархистов получила широкую поддержку в обществе, и в период революционных событий 1905-07 гг. в стране уже насчитывалось около 220 подобных ячеек, созданных в 185 населенных пунктах. По некоторым данным, организации анархистов в России объединяли тогда в своих рядах около 7 тыс. человек.

    Цели и методы борьбы

    Еще за год до начала Первой русской революции, в Лондоне состоялся партийный съезд, на котором были намечены задачи, стоявшие перед всеми анархистами-коммунистами (так они именовали себя, используя термин, заимствованный из работ Кропоткина). В качестве главной цели указывалось насильственное уничтожение всех эксплуататорских классов и установление в стране анархического коммунизма.

    Основным методом борьбы декларировалось вооруженное восстание, и при этом вопрос о проведении террористических актов передавался на рассмотрение их непосредственных исполнителей и не требовал дополнительных согласований. Там же в Лондоне Кропоткин выступил с инициативой создания партии анархистов в России. Характерно, что в качестве одного из основных источников ее финансирования предлагалась насильственная экспроприация ценностей у «представителей эксплуататорских классов».

    В дальнейшем это вылилось в массовые грабежи банков, почтовых отделений, а также квартир и особняков зажиточных граждан. Известно, что некоторые анархисты, например, такие как знаменитый Нестор Махно, прикрываясь интересами партии, нередко совершали экспроприации в целях личного обогащения.

    Плюрализм мнений среди анархистов

    По составу своих членов партия анархистов не была однородной. При общей идейной направленности, состоявшей в отрицании всех форм власти человека над человеком, в нее входили сторонники самых различных форм ее реализации. Кроме упомянутых выше анархистов-коммунистов, широким влиянием пользовались также анархо-синдикалисты, проповедовавшие самоуправление и взаимопомощь боевых революционных организаций, а также анархо-индивидуалисты, выступавшие за исключительную свободу личности в ее отрыве от коллектива.

    Идейными вдохновителями первых были видные общественные деятели того времени: Б.Н. Кричевский, В.А. Поссе и Я.И. Кириллевский, тогда как их оппонентов возглавили Л.И. Шестов (Шварцман), Г.И. Чулков, а также популярный русский и советский поэт С.М. Городецкий и крупный политический деятель-анархист П.Д. Турчанинов, более известный под псевдонимом Льва Черного.

    В преддверии октябрьского переворота

    Первая мировая война внесла раскол в ряды анархистов. Это было вызвано тем, что Кропоткин, находившийся тогда в эмиграции, и ближайшие его единомышленники требовали ее продолжения «до победного конца», тогда как набравшее к тому времени силу крыло анархистов-интернационалистов выступало за немедленное подписание мирного договора. В этот период общая численность партии анархистов, в начале 20 века объединявшей в своих рядах до 7 тыс. человек, по разным причинам катастрофически уменьшилась, и, вероятно, едва достигала 200 - 300 человек.

    После февральской революции из эмиграции возвратились многие видные политические деятели России, в числе которых находился и Кропоткин. По его инициативе в Петрограде и Москве из оставшихся анархических групп была создана конфедерация, в состав которой вошли 70 человек - в основном, представители радикально настроенного студенчества. Ими был налажен выпуск московской газеты «Анархия» и петербургской «Буревестник».

    В этот период члены партии анархистов активно выступали за социальную революцию и свержение временного правительства, представлявшего, по их словам, лишь интересы буржуазии. После создания в большинстве крупных городов Советов рабочих и крестьянских депутатов, они всеми силами пытались ввести в их составы своих представителей.

    Первые послереволюционные годы

    После октябрьской революции ряды анархистов вновь значительно увеличились, однако, это произошло во многом за счет разного рода экстремистов, желавших воспользоваться сложившейся в стране обстановкой, а также выходцев из уголовной среды. Достаточно сказать, что только в Москве весной 1918 года ими было самовольно захвачено и разграблено не менее 25 богатых особняков.

    В 20 веке партия анархистов - официально, так и не учрежденная, но всегда существовавшая «де факто», претерпела немало разного рода бед. Начало им было положено вскоре после октябрьского вооруженного переворота. Как потом стало известно, руководство ВЧК получило сведения о том, что многие группы анархистов являются на самом деле законспирированными ячейками белогвардейского антибольшевистского подполья. Соответствовала такая информация действительности или нет, теперь трудно сказать, но весной 1918 года Чрезвычайная комиссия устроила широкомасштабную операцию по их ликвидации. В ночь с 11 на 12 апреля от рук чекистов погибли несколько десятков анархистов, и более сотни были арестованы.

    В котле политических страстей

    Однако, благодаря усилиям Кропоткина и ряда его соратников, к осени того же года в Москве и Петрограде возобновилась деятельность ранее созданной конфедерации, и началась работа по созыву Всероссийского съезда анархистов. Как свидетельствуют многие архивные документы той поры, партия анархистов 1917 -1918 годов представляла собой «кипящий котел» политических страстей. В ее состав входили сторонники самых различных путей дальнейшего развития России. Объединяло их лишь отрицание верховной власти, но в остальном они не могли прийти к общему мнению. Трудно даже представить все многообразие возникших в их среде идеологических направлений.

    Некоторые видные представители анархического движения оставили заметный след в истории Гражданской войны. Одним из них был украинский политический деятель Нестор Иванович Махно, поддерживавший вначале Советскую власть, и сражавшийся за нее во главе созданного им партизанского отряда. Но впоследствии он изменил свою позицию, и после того, как подконтрольные ему вооруженные формирования начали бороться с продотрядами и созданными в деревнях комитетами бедноты, он вошел в конфликт с большевиками и стал их непримиримым врагом.

    Окончательный разгром российских анархистов

    В январе 1919 года в Москве произошел крупный террористический акт: в помещение комитета РКП (б) была брошена бомба, от взрыва которой погибло 12 человек, и многие из присутствовавших были ранены. В ходе следствия удалось установить причастность к случившемуся членов партии анархистов в России.

    Это дало толчок к началу жестких репрессивных мер. Очень многие из анархистов оказались за решеткой, и даже на похороны своего идейного руководителя - Кропоткина, скончавшегося в феврале 1921 года, были отпущены властями под честное слово. Кстати, после завершения траурной церемонии, все до единого добровольно вернулись в камеры.

    Следующим удобным предлогом для тотального уничтожения движения анархистов стало участие ряда его членов в Кронштадтском мятеже. После этого последовала сплошная полоса арестов, расстрелов и принудительной высылки за рубеж десятков, а впоследствии и сотен сторонников отмены всех форм государственной власти. Некоторое время в Москве еще продолжал действовать их центр, созданный на базе музея Кропоткина, но в 1939 году и он был ликвидирован.

    Возвращение к жизни

    В период перестройки возродились многие политические движения, заявлявшие о себе в прежние времена, но прервавшие свою деятельность по вине коммунистов. В 1989 году к ним присоединилась и партия анархистов. Год создания ее общероссийской организации, получившей название «Конфедерация анархо-синдикалистов», совпал с важным периодом в истории страны, когда намечались основные направления ее дальнейшего развития.

    В поисках решений по наиболее актуальным вопросам, возрожденное анархическое движение вновь претерпело раскол. Представители его правого крыла, выступавшие за максимальную политическую свободу и автономию, избрали своим символом изображение перечеркнутого доллара, а их левые оппоненты, частично примкнувшие затем к КПРФ, выступили под флагом «Веселого Роджера», являвшимся традиционным со времен революции.

    Партия анархистов России в 21 веке

    Объединившиеся под знаменем борьбы со всеми формами управления человека человеком, последователи князя П.А. Кропоткина так и не смогли создать ничего кроме политического движения, лишь косвенным образом влиявшего на происходившие исторические события. Тщетно будет искать в справочниках год образования партии анархистов. Она так и не была официально учреждена, и само ее название существует лишь в силу установившейся традиции, не имея на то юридических прав.

    Тем не менее определенные признаки развития анархического движения заметны. В 2000-х годах на его базе была создана международная антикапиталистическая организация левого толка, получившая название «АнтиФа». Ее участники во многом разделяют взгляды марксистов. Кроме того, в 2002 году появилось на свет либерально-коммунистическое полуанархическое движение «Автономное действие», стоящее на крайне левой платформе. В целом же, эти направления серьезного влияния на политику России не оказывают и носят характер молодежной субкультуры.