Жезл в комплекте с короной и державой. Символы царской власти

Царскую власть невозможно представить без ее символических атрибутов, таких как корона, держава и скипетр. Эти регалии являются общепринятыми - помимо российских правителей, их использовали и используют короли и императоры всех держав. Каждый из этих предметов имеет особое значение и уникальную историю появления.

Яблоко державы

Держава (от древнерусского «държа» - власть) представляет собой золотой шар, покрытый драгоценными камнями и увенчанный крестом (в эпоху христианства) или другой символикой. Она, прежде всего, олицетворяет верховную власть монарха над страной. В Россию этот значимый предмет пришел из Польши во времена Лжедмитрия I и использовался впервые на церемонии его венчания на царство, нося при этом название « державы».

Державу не зря называли яблоком, она напоминает не только своей округлостью - этот плод является образом мира. Кроме того, этот глубоко символический предмет означает женское начало.


Своей круглой формой держава так же, как , олицетворяет земной шар.

В образе державы имеется также и религиозный подтекст. Ведь на некоторых холстах Христа изображали с ней, как Спасителя мира или Бога отца. Державное яблоко здесь использовалось в - Царство Небесное. А через обряд миропомазания православному царю передаются полномочия Иисуса Христа – царь должен привести своих людей на последнюю битву с Антихристом и одержать победу над ним.

Скипетр

По преданиям скипетр был атрибутом богов Зевса и Геры (или Юпитера и Юноны в римской мифологии). Существуют данные, что Древнего Египта также пользовались предметом схожим по значению и внешнему виду со скипетром.

Пастушеский посох – первообраз скипетра, ставший впоследствии знаком пастырской власти у служителей церкви. Европейские же правители укоротили его, в результате получив предмет, который известен по средневековым картинам и многочисленным историческим заметкам. По форме он напоминает жезл, из золота, серебра или других драгоценных материалов и символизирует .


Часто западноевропейские правители имели второй жезл в дополнение к основному, он выступал верховного правосудия. Скипетр правосудия был украшен «дланью справедливости» - перстом, указывающим на .

При венчании на царство в 1584 году Федора Иоановича, скипетр стал полноценным признаком самодержавной власти. А чуть менее века спустя его и державу стали изображать на гербе России.

Символы царской, королевской или императорской власти – это ряд материальных признаков правителя, именуемых регалиями. Набор регалий в различных государствах примерно одинаков. Внешние символы государственной власти известны с глубокой древности и изначально назывались инсигниями.

К символам царской, императорской и королевской власти принято относить разнообразные регалии. В России ими являлись , государственные щит и меч, государственное и большая государственная печать. В широком смысле этого символами являлись также трон и парадные одеяния, такие, как порфира.

Царский сын Филей наблюдал за исполнением договора и подтвердил, что выполнил свою часть обещания. Сын Зевса отвел в сторону русла рек Пеней и Алфей, разрушил стены конюшен и провел через скотный двор канал, в который хлынула вода и за сутки унесла весь навоз. Авгий был рассержен и не пожелал отдавать быков в награду, а своего сына, выступившего в защиту героя, выгнал вместе с Гераклом из страны. Этот подвиг стал шестым в списке двенадцати подвигов Геракла.

Позже Геракл отомстил Авгию: собрал войско, завязал с ним войну, захватил Элиду и убил царя стрелой.

Значение фразеологизма «авгиевы конюшни»

Также иногда авгиевыми конюшнями называют не только место, но и положение дел: например, так можно сказать о запущенной ситуации в стране или беспорядке в делах какой-либо организации. В любом случае это положение, которое требует либо очень больших усилий для исправления, либо кардинальных мер.


Большая императорская корона

Корона - шедевр мирового ювелирного искусства.
Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца.

Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отрестраврирован в 1984 году. Главный художник В.Г. Ситников, ювелиры - В.В. Николаев, Г.Ф. Алексахин.

Серебро, бриллианты, жемчуг, рубины-шпинели
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва.Россия
Большая Императорская корона, созданная придворным ювелиром для коронации Екатерины II. Традиционная по форме, корона состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и крестом

Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см.
Масса короны - 1993,80 грамм.
Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.

Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой талантливым придворным ювелиром Иеремией Позье. Превосходный мастер, он сумел создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Не случайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом.&

Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви - символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.&
Сверкание бриллиантового кружева мастер подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. В рисунке гирлянды из крупных белых и розовых бриллиантов, между полушариями, помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов). Это также один из семи исторических камней Алмазного фонда России.
Екатерина осталась довольна работой. Эту почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии - несколько часов.
Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г.

Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр. Портрет Алексея Антропова 1765 г.

СКИПЕТР ИМПЕРАТОРСКИЙ

Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль
Длина 59,5 см
Начало 1770-х годов

Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы манархической власти многократно усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году. По мнению знатоков, это лучший бриллиант из всех знаменитых. Как известно, он был «оком» золотой статуи Брахмы в индийском храме. Это один из семи исторических камней Алмазного фонда Российской Федерации.

В древние времена скипетр числился атрибутом власти Зевса (Юпитера). В Старой Руси изображение скипетра можно отыскать на древних монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Скипетр как регалия упоминается также в российских летописях середины XIII в., повествующих о приезде западных послов. Считается, но, что скипетр был введен в обиход при Иване Суровом по оканчанию завоевания им Казанского ханства. При всем этом Иван IV вроде бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем. Овеществить притязания на этот титул, который долго и упрямо так сказать отрешались признать и в Великом княжестве Литовском, и в Короне Польской, должен быть конкретно скипетр. Особенное символическое значение придавал скипетру и Петр Великий. Во время коронации собственной супруги Екатерины I он ни на секунду не выпускал его из рук. Остальных императорских регалий у Петра I не было. Скипетр императорский, лежащий в Алмазном фонде, украшен всемирно известным алмазом "Орлов", ограненным в виде высочайшей "индийской розы". Согласно, как всем известно, одной из легенд, этот камень принадлежал Надир-шаху. По оканчанию его падения алмаз попал в Амстердам, где был куплен за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен им императрице Екатерине II.

АЛМАЗ «ОРЛОВ»

Императрица Екатерина II при игре в карты любила расплачиваться бриллиантами. «Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!» - восклицала она в одном из писем. Своему любимцу Григорию Орлову она подарила алмазный камзол стоимостью в миллион рублей. Орлов не остался в долгу и преподнёс царице алмаз весом в 189,62 карата на императорский скипетр.&
Редчайший по чистоте, с голубовато-зелёным отливом алмаз был найден в 16 веке в копях Голконды (Индия). Первоначально камень представлял собою обломок от более крупного кристалла, предположительно, таинственно исчезнувшего алмаза «Великий Могол», и в необработанном виде имел 450 каратов (90 г). Первое название алмаза - «Дерианур», или «Море света» (вторым осколком «Могола» стал не менее известный «Кохинор», или «Гора света»). Согласно древней легенде, оба камня были глазами храмовой статуи Брамы. Вначале алмаз был огранён в виде "высокой розы" (около 180 граней) массой 300 карат. Шах Джехан остался недоволен огранкой и приказал перегранить камень.&
После этого алмаз приобрел современную форму, но масса его упала до 200 каратов (или 40 граммов). Персидский шах Надир, захватив в 1739 г. Дели, украсил ими свой трон. Когда Персию «посетили» англичане, они таким же образом присвоили «камешки». «Дерианур» неведомыми путями попал в 1767 г. в Амстердамский банк, сменив название на «Амстердам», а хозяином его стал не то армянин, не то еврей Григорий Сафрас. В 1772 г. он продал бриллиант своему родственнику, русскому придворному ювелиру Ивану Лазареву (отсюда третье название камня — «Лазарев»). Лазарев, в свою очередь, в 1773 году продал камень за 400000 рублей графу Орлову, в руках которого камень и приобрёл свое окончательное имя, с которым вошёл в историю и был преподнесён в день именин Екатерине II вместо букета. Она по достоинству оценила подарок и поместила его на венец своего золотого скипетра (ниже навершия, представляющего собой двуглавого орла, украшенного чёрной эмалью и бриллиантами), многократно усилив его парадность.

ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см
Длина окружности шара 48 см
1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.

В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины, к которому они крепились серебряными петельками, невидимыми посетителям.

В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.
Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском - крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ

Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см
1750-е годы. Мастер И. Позье

Среди созданного швейцарцем Иеремией Позье для русского двора - роскошная пряжка-аграф длиной 25 сантиметров.
Тяжёлые золотые, подбитые горностаем коронационные мантии в дни торжеств скреплялись громадными нарядными пряжками, рассчитанными прежде всего на зрительный эффект.
Тонкое чувство декоративности помогло ювелиру создать пряжку, необычную по форме, сказочную по богатству.

Она изготовлена в виде банта из трёх пышных ветвей, усыпанных бриллиантами. Переплетающиеся ветви массивны, но в то же время создают впечатление лёгкости - из-за того, что среди сочных листьев разбросаны мелкие цветочки на тоненьких стебельках.
Тщательная продуманность каждой детали рисунка изделия, свободная композиция, сочетание разнокачественных бриллиантов - всё это характеризует стиль И. Позье, лучшего из лучших «бриллиантщиков» XVIII века.

Пряжку в своё время носила Елизавета Петровна, а затем та по очереди принадлежала другим российским правителям, став застёжкой на коронационной горностаевой мантии.

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Бриллианты, серебро
Высота с крестом 13 см
1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль

Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана известными придворными ювелирами братьями Дюваль в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Строгость и чувство меры отличают работы этих мастеров. Стиль их чист, логичен, разумен, а исполнение таково, что заставляет забывать о технических приёмах и видеть лишь красоту материала, с которым они работают.

Всё в короне удивительно пропорционально и уравновешенно. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передаёт ощущение торжественности, значимости, величия, несмотря на миниатюрные размеры изделия.

Среди превосходных камней на короне чистотой и размерами выделяется ряд крупных, будто повисших в воздухе бриллиантов на венце. Красота камней, отточенное ювелирное мастерство, несомненно, приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II.

Коронационные регалии российских императоров. На переднем плане - Держава императорская 1856
Большая императорская корона среди регалий российских императоров.

Екатерина II (1762 г.)

Виргилиус Эриксен.Императрица Екатерина II в Большой императорской короне

Павел I (1797 г.)

Боровиковский В.Л.Император Павел I в Большой императорской короне

Последний раз Большая императорская корона использовалась в государственных мероприятиях в 1906 году - на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II. В настоящее время императорские регалии находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Большая императорская корона

Древности Российского государства. Отделение I .: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с.

Образ Иоасафовской Богоматери

П од именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек ]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество.
У крашения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривною и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части, негранеными. На Спасителе такой же венец с городками.

Н а золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины.
Т ак как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались Святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии; то и в Святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Феодора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных Царю Иоанну Васильевичу, Царице Анастасии Романовне и Царевичу Федору. Если б икона устроена была Царем Федором Алексеевичем, которому присваивается описью этот образ, то наверное на дробницах изображены были бы Святые, тезоименитые его родителю и одной из его супруг, Агафии или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в Собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.
Ч то же касается до названия иконы Иоасафовскою: то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А как Патриархи Московские, при вступлении своем на Святительский престол, имели обыкновение подносить Царю св. иконы в благословление: то или Иоасаф I поднес ее Царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II Царю Алексию Михайловичу, от которого она могла поступить в наследие сыну его и преемнику Федору под именем Иоасафовской. (С. 8-9)

Образ Положения Ризы Господней

С ходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
П ерсидский Шах-Аббас, в удостоверение дружественного расположения своего к Царю Михаилу Федоровичу, прислал к нему между прочими дарами с Грузином Урусамбеком, 1625 года, Марта 11, часть ризы Господней в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В грамоте своей Шах извещал, что, по завоевании Грузии, святыню сию нашел в Митрополичьей ризнице.

Х отя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее.
П осле того, риза Господня торжественно положена в большом Успенском Соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, который и доныне совершается 10 июля. Для хранения святыни устроен Патриархом 7133 г. Сентября 30, величественный медный шатер, занимающий место близь Филаретовой гробницы в югозападном углу Собора.

Н а образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе.
В расстановке или сочинении лиц заметна симметрия, так что на первом плане фигуры ярче и рельефнее; но, по недостатку знания в перспективе, лица у него на втором и третьем плане одинакой величины, как и на первом. Впрочем в них нет того единообразия, какое находим на многих старинных иконах; ибо повороты голов и лица разнообразны. Для отечественной Археологии важно доличное, или костюмы духовных властей, черноризцев, мирян разных сословий - мущин и женщин. В целом и частях строго соблюдено приличие, так что, если в этом изображении нет изящества, за то нет и уродливости.
К олорит, если только колоритом можно назвать раскраску, отличается твердостью, яркостью, костоватостью на высоких местах и плавкостию, которым по справедливости удивляются иностранные художники в Каппониановых Святцах, где встречаем имена царских иконописцев в Москве XVII века.<…>
К сожалению, нам неизвестно имя зоографа, который написал этот образ, достопамятный в историческом, археологическом и художественном отношении; но, по сличению его с произведениями Царских и Патриарших иконописцев, составлявших при дворах Государя и Святителя род Академии художеств, можно с достоверностью заключить, что он произведение их кисти. Список с этой иконы, большого размера, находится в числе местных образов Успенского Собора Троицко-Сергеевой лавры. (С. 29-31)

Царские регалии: Шапка, скипетр и держава большого наряда Михаила … Википедия

Держава Царские регалии: шапка, скипетр, держава из так называемого Большого наряда царя Михаила Фёдоровича Романова Держава (древнерусское «държа» власть) символ государственной власти монарха, представлявшая собой золотой шар с короной или … Википедия

Екатерина II с кор … Википедия

Скипетр - (от греч. σκηπτρον посох, жезл) почетный знак, символизирующий владычество. С давних времен является атрибутом верховной власти. Прообраз С. пастушеский посох. С. был изв. у др. греков и римлян, римские императоры и полководцы традиционно… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Держава (от др. рус. дьржа владычество, могущество): Держава независимое, самостоятельное государство. Держава в России символ власти монарха золотой шар с короной или крестом. Также символами русских царей были скипетр и корона. «Держава» социал … Википедия

ДЕРЖАВА - золотой шар, символизирующий монархическую власть. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

А; м. [греч. skēptron] Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Королевский с. С. монарха. Корона, с. и держава символы монархии. С. в руках монарха. Собраться под с. монарха (объединиться под властью… … Энциклопедический словарь

скипетр - а; м. (греч. sk ēptron) Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Королевский ски/петр. Ски/петр монарха. Корона, ски/петр и держава символы монархии. Ски/петр в руках монарха. Собраться под ски/петр… … Словарь многих выражений

У этого термина существуют и другие значения, см. Скипетр (значения). Верхняя часть Императорского скипетра с бриллиантом «Орлов» Им … Википедия

Имперская держава. Сокровищница Хофбургского замка … Википедия

Книги

  • Россия державная , Бутромеев В.П.. «Россия державная» - книга о структуре и истории высших государственных учреждений Российской империи и о важнейших государственных церемониях - приурочена к празднованию 400-летия дома…
  • Россия державная , Бутромеев В.П.. Выход книги приурочен к 400-летию дома Романовых. «Россия державная» - книга о структуре и истории высших государственных учреждений Российской империи и о важнейших государственных…

Торжественно-умиротворённый колокольный звон разносился над вечерней Москвой; в монастырях и церквах молились за счастли-вое возведение на престол юного царя. А 16-летний юноша, в недалёком будущем одна из самых гран-диозных фигур истории России — Иван Грозный, снова и снова повторял ритуальные жесты и слова, которые он совершит и произнесёт завтра. Вол-нение его вполне понятно: впервые в Москве в Успенском соборе Московского Кремля возведут на престол российского царя и самодержца.

Обряд этот был придуман ещё его дедом — государем всея Руси Иваном III. В этом ему помогала его жена Софья Палеолог. Гречанка по происхождению, она многое знала из обычаев других государей: «возлюбленная дочь святейшего престола» выросла при дворе Папы римского. Долгое время в Кремле вспоминали её бояре, рассказывали разные истории. О том, как выпро-сила у ханши татарское подворье, издавна рас-полагавшееся в Кремле: не хотела видеть татар так близко от своего двора, потому как боялась мусульман с детства, с тех самых пор, когда ребёнком увезли её в Рим, спасая от турецких отрядов... О том, как слёзно уговаривала она мужа, великого московского князя, не встречать татар на княжеском дворе, не вести под уздцы коня татарского посла. Не могла видеть такого уни-жения наследница византийских императоров. И, как вспоминали старики-бояре, уговорила. Прав-да, сам Иван Васильевич не очень-то в это верил: дед всегда был мудр, суров и грозен, от одного его взгляда женщины лишались чувств, и вряд ли слёзы жены могли стать причиной принятых им самим решений.

Завтра закончится детство будущего самодерж-ца. Все бояре — родня, каждый захочет занять место повыше, получить побольше. Завтра он, внук Софьи Палеолог, станет выше всех — миропома-занный государь, наместник Бога на земле.

Сохранились сведения, что когда-то германский император предлагал прислать в дар корону как знак царской власти ещё его деду и отцу. Но русские князья рассудили иначе — негоже им, прирождённым государям, чей род, согласно преданию, восходит к римскому кесарю Августу, а предки занимали византийский престол, при-нимать подачки от императора-католика, от Свя-щенной Римской империи, основным ядром кото-рой была территория Германии. В московской казне лежали дары византийского императора Константина, согласно преданию присланные мно-го веков назад в Киев, великому князю Владимиру Мономаху, а потом перешедшие в Москву.

Именно их возложат завтра на будущего государя, и отныне будут они указывать на царский сан владельца, станут символами власти. Сначала, с молитвой, наденут крест на золотой цепи, потом — святые бармы (особые наплечники из дорогой ткани с драгоценными украшениями) и самое главное — увенчают голову царским венцом.

Иван Васильевич любил рассматривать в своей казне эти вещицы, особенно венец. Его доставали из специально сделанного ящичка, где он хранился под замком. Эта красивая золотая шапка, сияю-щая дорогими каменьями, говорят, принадлежала самому Владимиру Мономаху. Она, правда, тяже-ла и неудобна, но в ней заключена власть предков, власть над всей русской землёй.

Завтра утром он сам поставит дары на зо-лотое блюдо, накроет драгоценным покрывалом и отошлёт в собор. Ещё раз проверит, надёжные ли люди охраняют царские регалии: правила стро-ги — их не должны касаться те, кто не имеет на это права.

Дед его, Иван III, когда-то сам, своими руками, венчал на царство другого внука, Дмитрия Ива-новича. Правда, скипетр — жезл, символизирую-щий государственную власть, не отдал. Будущий государь видел грамоты, хранящиеся в казне, где сказано, что византийские василевсы тоже соб-ственноручно возводили на трон наследников. Да и послы из других стран подтверждали: их государи иногда при жизни короновали наслед-ников. Делалось это для того, чтобы потом не было споров, кому править. Обычай этот показался вполне подходящим: так тому и на Руси быть.

Вскоре, однако, Иван Васильевич посадил Дмитрия в темницу. Гречанка Софья Палеолог не могла позволить, чтобы Ивану III наследовали дети от первой жены князя Ивана и престол обошёл её пятерых сыновей. Потому и княжат теперь на Москве потомки византийских василевсов, а не отпрыски тверских князей.

16 января 1547 г., в воскресенье, в Москве с подобающей пышностью прошло торжественное венчание на престол первого русского царя Ивана Васильевича.

В Успенском соборе, украшенном алым бар-хатом, в мерцании свечей близ алтаря лежали на золотом блюде регалии царской власти. Немногие присутствующие — великокняжеская семья и двор — «со страхом и трепетом», в благоговейной тишине наблюдали, как митрополит Макарий вместе с другими членами священного собора под молитвенные песнопения возлагали их на юного царя Ивана: животворящий крест, бармы и «венец царский от камене честне» — древнюю великокня-жескую шапку Мономаха.

Митрополит взял государя за руку и отвёл к богато убранному престолу. Там вручил ему скипетр, а затем, бережно поддерживая, помог сесть на царское место. Посажение свершилось.

* * *

Традиция обряда возведения на престол уходит в глубину веков. Все московские великие князья, начиная с Ивана Даниловича Калиты, получив от ордынских ханов ярлык на великое княжение, «садились» на престол во владимирском Успен-ском соборе. Лишь в XV в. этот ритуал стал совершаться в Москве. До того времени регалии власти были другими: из завещаний великих князей известно, что наиболее ценными вещами в их казне, скорее всего имевшими значение символов власти, были золотые пояса, цепи. Знаменитая же шапка Мономаха упоминается в завещании Ивана Калиты не среди государевых регалий, а как драгоценная часть княжеской одежды. Но к концу XV в. в описи государевой казны определённые древние предметы всегда

Шапка Мономаха.

назывались в начале завещаний — это золотая шапка, бармы и золотой наперсный (нагрудный) крест на цепи. И в самом конце XV столетия, очевидно когда Иван III собирался возводить на трон своего внука Дмитрия Ивановича, была создана легенда о происхождении московской династии: «Сказание о князьях владимирских». Там появился рассказ о посланных дарах визан-тийского императора Константина великому кня-зю Владимиру Мономаху. Это как раз и были «царский венец», бармы, крест на золотой цепи, из редкого камня сердоликовая шкатулка, от-деланная золотом, и иные не названные конкретно предметы. Этот же набор, но уже как регалии власти царей, записан и во всех официальных документах, в которых определялся порядок церемонии возведения на престол («чины венчания на царство»).

К XVI в., когда поставления на царство в Москве стали регулярными, в европейских го-сударствах подобный обряд коронации уже сло-жился. Сформировался и набор символов власти, которые громкими названиями и своим видом свидетельствовали о престиже государя, его власт-ных полномочиях. Традиционно такими рега-лиями в разных странах были корона, скипетр, держава, меч; однако в каждом государстве кроме общепринятых инсигний (знаков высшей власти) утвердились и свои собственные.

Тронное кресло императрицы Елизаветы Петровны.

На Руси это был своеобразный великокняже-ский головной убор. Впервые его изображение появилось на стенах Софийского собора в Киеве, где в XI в. древние мастера выложили мозаичный портрет Ярослава Мудрого в окружении семьи. Форма шапки осталась практически неизменной и спустя века. В официальных документах начиная с XVI в. этот головной убор стал именоваться царским венцом, и его название указывает на символику предмета, а не на внешний вид.

При возведении на престол Ивану IV также вручили и скипетр. Но это был не привычный для Европы короткий жезл, а дивной красоты резной посох из моржовой кости, украшенный золотом и драгоценными камнями. Такой посох сохранился до наших дней, правда, уже без дорогих украшений. Во всех обрядах венчания на царство XVI в. строго соблюдался установленный ритуал: регалии власти приносили в собор, клали на специально подготовленное возвышение (налой), скипетр ставили рядом.

Держава — круглый шар с крестом (любо-пытно, что в соседней Польше держава офи-циально называлась «яблоком») — появилась позже: впервые она была вручена при венчании на царство Бориса Годунова.

Так на протяжении всего XVI в. набор «даров императора Константина» постепенно пополнялся и становился атрибутом регалий власти наподобие употреблявшихся многими монархами Европы. Но в России в отличие от других европейских государств среди регалий царской власти никогда не было меча. Это довольно странно, ведь у русского народа с мечом связывались идеи победы над злыми силами и символ личного мужества. (Вспомним хотя бы «меч-кладенец», который находят или получают в награду былинные богатыри или герои русских сказок.) В евро-пейских же государствах меч непременно входил в число королевских регалий и вручался монарху во время коронации.

Именно то, что веками во время возведения на трон вручались одни и те же символы, в определённой последовательности произносились одни и те же слова, свидетельствовало, по представлению людей средневековья, о вечности и стабильности данного государства, данной власти. Поэтому коронационные инсигнии так важно было захватить или уничтожить во время войн и восстаний — это означало разбить само госу-дарство, существующую власть.

В России к символам власти царствующих особ относились так же трепетно, как и в других странах. В XVII в. те регалии, которыми освящали возведение на престол, хранились в казне отдельно от других. Цари, Михаил Фёдорович и его сын Алексей Михайлович, велели изготовить несколь-ко собственных комплектов инсигний: удивитель-ной красоты скипетры и державы, внешне похо-жие на европейские. Корона по форме повторяла древнюю шапку Мономаха, только вместо драго-ценных камней поверх сканого кружева (скань — узор из тончайшей золотой проволоки. —Прим. ред.) впервые появились золотые, с бриллиантами, двуглавые орлы; верхняя часть уборов была украшена алмазными и жемчужными крестами.

Позднее, когда в 1682 г. вопреки русской традиции на престол венчались одновременно два царя, Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич, атрибуты власти были разделены между ними и в дальнейшем перешли в собственность каждого. Веками устоявшийся единый комплект царских регалий был нарушен. В XVIII в. появились уже императорские регалии, а древние принадлеж-ности царской власти стали музейной ценностью и были переданы на хранение в Оружейную палату Московского Кремля. Поскольку первоначальное значение они утратили, скипетры стали выдавать придворным для маскарадных костюмов, драго-ценные цепи переплавлялись на украшения.

Правда, со временем «дары императора Кон-стантина» были сложены в одно определённое место, но среди них по ошибке оказались скипетр и держава, изготовленные для Алексея Михайло-вича. Как мы помним, державы не было среди перечня даров, а древний скипетр резко отличался от сделанного в Европе в XVII в. жезла для царя Алексея. Костяной посох-скипетр, который был вручён ещё в XVI в. великому государю Фёдору Ивановичу, оказался разобранным, без золота и камней. Постепенно его назначение забылось, и в XIX в. сотрудники музея описали непонятные предметы как «ножки для стула». Некоторые древние регалии из «даров императора» позднее хранились в московских соборах. В итоге к XIX в. древний комплекс символов царской власти окон-чательно распался.

Обряды возведения на престол во многих странах веками оставались неизменными. Они, как правило, проводились в одном и том же храме, на короля (или царя) в определённой последо-вательности возлагались регалии власти, причём из века в век повторялись позы и жесты участни-ков церемонии, звучали одни и те же слова клятв, наставлений, молитвы.

Так было и в России. Разработанный в конце XV в. Иваном III ритуал венчания на царство почти без изменений был повторён через полвека, когда царский престол занял другой внук Ивана III и Софьи Палеолог — Иван IV. Именно тогда, как указывалось выше, в ритуальную церемонию был введён обряд миропомазания, который всегда проводился при коронации европейских монархов. Святое миро (особым способом изготовленное благовонное масло), при соблюдении строго уста-новленных правил нанесённое на монарха, по представлениям христианской религии, освящало государя и наделяло его даром общения с Богом, ставя над всеми подданными. В России, где многие княжеские семьи считали своим общим предком легендарного варяжского Рюрика и могли вычис-лить степень своего родства с ним, этот обряд не только выделял царя среди его подданных, но и возвышал над остальными Рюриковичами.

Обряд посажения на государев престол просу-ществовал с конца XV в. до конца XVII в., а в XVIII столетии появился уже обряд коронации императоров. В середине XVII в., во время возведения на царство Алексея Михайловича, патриарх всея Руси, так же как и митрополит Макарий сто лет назад, в своём наставлении монарху призывал заботиться о подданных, иметь к ним суд праведный и милостивый, блюсти законы православной церкви.

В европейских коронациях монарх сам произ-носил клятву, которая его обязывала соблюдать законы государства, права подданных, сохранять границы своей державы. Основной текст клятвы не менялся на протяжении веков, но с изменениями, происходившими в обществе, с принятием новых сводов законов, увеличивалось число обязательств, принимаемых на себя королём. Таким образом, регалии власти оставались неизменными и неприкосно-венными: их брали из казны только для коро-нации. Они символизировали государственную власть, её стабильность, вечность. Также не менялся и ритуал возведения на престол, он проводился в одном и том же соборе, всегда в воскресенье, иерархами (высшими чинами) церк-ви. Но это одна сторона медали. А клятвы, которые стал приносить король, обещания, которые он да-вал своему народу, — явление, которое, безуслов-но, отражало новые этапы развития государства.

В России царские регалии не были окружены легендами об их чудесном происхождении, сам их комплекс формировался на протяжении целого столетия. Пришедшая к власти новая династия Романовых осталась равнодушной к легенде о появлении на Руси царских регалий, присланных в подарок князьям Рюриковичам, потому что имела с ними весьма отдалённые родственные связи. Да и сам обряд возведения на престол не отражал развития русского общества; согласно наставлениям и другим речам, звучавшим во

Николай II со всеми регалиями императорской власти в короне и мантии, со скипетром, державой и знаками ордена Святого Андрея Первозванного.

Император Пётр II со знаком ордена Святого Андрея Первозванного.

Императрица Анна Иоанновна со знаком и звездой ордена Святого Андрея Первозванного.

Императрица Елизавета Петровна со звездой ордена Святого Андрея Первозванного и орденской лентой.

Императрица Екатерина II со звездой ордена Святого Андрея Первозванного и орденской лентой.

время церемонии, в государе видели помазанника Бога, пастыря в своём государстве, милостивого справедливого судью, и он не давал подданным никаких обещаний.

Но и в коронационном обряде в Российской империи XVIII XIX столетий некоторые правила соблюдались неукоснительно. Все императоры, сменившие русских царей, венчались на престол в Успенском соборе Московского Кремля. В то время столица находилась в Санкт-Петербурге, но к

назначенному дню регалии власти доставляли в Москву, в Оружейную палату, и оттуда, как и в XVI в., выносили в собор. И тем троном, на который возводились российские императоры, было древнее царское место, сработанное старыми мастерами для первого русского царя — Ивана Грозного.

Реставрированное после пожара 1547 г., это царское место до сих пор находится в Успенском соборе.