Географические исследования и открытия евразии. « Географическое положение Евразии. История исследования

5-9 класс

Ответить

Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев) . Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и бухту св. Илии. - Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г. , с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. - капитан-лейтенантом.

Певцов Михаил Васильевич (1843-1902) – военный топограф (генерал-майор) , путешественник, ученый. Первому путешествию в 1876 г. Певцова способствовал благоприятный случай. Ему предложили командовать охраной торгового каравана, направлявшегося в Джунгарию - в город Гучен. Певцов воспользовался предложением, чтобы собрать материалы о местах, по которым он будет следовать.

ДЕЖНЕВ Семен Иванович (ок. 1605–нач. 1673) - землепроходец-мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман. Родился в поморской крестьянской семье в Устюге Великом. В 1630 поступил на службу казаком и выехал с партией новобранцев в Тобольск. В 1630–38 служил в Тобольске и Енисейске. В 1639 послан на должность начальника острога в Оргутскую волость собирать ясак.
В 1641–43 вместе с М. В. Стадухиным и другими участвовал в походах на север Сибири с целью открытия новых земель и поиска лежбищ морских животных, был на Оймяконском плоскогорье, проплыл по реке Яна, затем по реке Индигирка до устья, вдоль морских берегов дошел до реки Алазея, потом достиг реки Колыма, где казаки в 1643 основали Нижнеколымский острог.

Российский морской офицер, путешественник, исследователь Дальнего Востока. Адмирал (1874). Закончил Морской кадетский корпус в 1832 г. и как один из лучших выпускников продолжил образование в Офицерском классе. После окончания класса в 1836-1846 гг. служил на Балтийском флоте. В 1847 г. назначен командиром военного транспорта "Байкал", на котором в следующем году совершил переход из Кронштадта через Атлантический и Тихий океаны вокруг мыса Горн в Петропавловск-Камчатский. С 1849 г. корабль базировался в Петропавловске-Камчатском, откуда совершал исследовательские плавания. Под руководством Невельского российские моряки исследовали и составили описание западного побережья Камчатки, восточных берегов Охотского моря, северной части Сахалина, Сахалинского залива, устья р. Амура.

Пржевальский Николай Михайлович - российский путешественник, исследователь Центральной Азии; почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886). Руководил экспедицией в Уссурийский край (1867-1869) и четырьмя экспедициями в Центральную Азию (1870-1885). Впервые описал природу многих районов Центральной Азии; открыл ряд хребтов, котловин и озер в Куньлуне, Наньшане и на Тибетском нагорье. Собрал ценные коллекции растений и животных; впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского) , медведя пищухоеда или тибетского медведя и др.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

РЕБЯТА! НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО! Я ОЧЕНЬ НУЖДАЮСЬ В ВАШЕЙ ПОМОЩИ!!! Сообщение о Юпитере по плану: Название К какой группе

космических тел принадлежит

Когда был открыт

Что представляет собой

Чем знаменит

Сообщение о созвездие Весы по плану:

Название

Где и когда можно увидеть в ночном небе

В честь кого(чего) названо

Какие звёзды входят в созвездие

Кто сделает оба, поставлю лучшим)

ПООООМООООГИИИТЕ РЕЕЕБЯЯЯЯТААА

Наиболее дешевая электроэнергия производится в..... экономических районах
1) Центральном и Поволжском
2) Поволжском и Восточно - Сибирском
3) Восточно - Сибирском и Уральском
4) Уральском и Северо - Кавказском

Читайте также

помогите с тестом пожалуйста 1.Какой материк пересекается всеми меридианами? Евразия; 2. Африка; 3. Северная Америка; 4. Антарктида

p>2.Пограничные области между литосферными плитами, в которых происходят извержения вулканов и землетрясения, - это:

1. платформы; 2. сейсмические пояса;

3. горы; 4. океанические равнины.

3. Какие формы рельефа образуются преимущественно под действием внешних сил?

1. выступы материков; 2. обширные равнины;

3. глубоководные желоба; 4. речные долины.

4. Определите тип климата по данной характеристике:

«Температура летом и зимой +25º…+28°С, годовое количество осадков более 2000 - 3000 мм».

5. В каких широтах преобладают восходящие потоки воздуха и образуются пояса низкого давления?

1. в экваториальных и полярных; 3. в умеренных и экваториальных;

2. в полярных и тропических; 4. в тропических и экваториальных.

6. К холодным течениям относятся:

1. Перуанское и Гольфстрим; 2.Перуанское и Калифорнийское;

3. Калифорнийское и Бразильское.

7. Названия природным зонам даны по характеру:

1. животного мира; 2. растительности;

3. хозяйственной деятельности человека.

8. Какой природный комплекс образовался в результате деятельности человека?

1. речная долина; 2. горная система;

3. оросительный канал; 4. высотный пояс.

9. Определите, о какой природной зоне говорится:

«…низкие температуры весь год, осадки – редки, преимущественно в виде снега, растительность карликовая, встречаются лемминги, песцы…».

10. 90% всех живых организмов, добываемых человеком в океане, - это:

1. креветки, крабы; 2. моллюски;

3. водоросли; 4. рыба.

11. По карте природных зон мира и почвенной карте определите, какие почвы преобладают в Африке в зоне влажных экваториальных лесов:

1. красные ферраллитные сезонно-влажных лесов и высокогорных саванн;

2.красно-желтые ферраллитные вечнозеленых лесов;

3.красно-бурые саванн;

4. красновато-бурые опустыненных саванн.

12.Какие координаты имеет самая западная точка Африки?

1. 14° с.ш.; 15° з.д.; 2. 14° ю.ш.; 17° з.д.;

3. 17° с.ш.; 26° з.д.; 4. 11° с.ш.; 3° в.д.

13. В Северной Африке больше, чем в Южной:

1. алмазов; 2. золота;

3. нефти; 4. меди.

14. Какое озеро Африки самое большое по площади?

1.Виктория; 2.Ньяса;

3.Танганьика; 4.Чад.

15. Самый низкорослый народ на Земле, живущий в Африке:

1. бушмены; 2. пигмеи;

3. эфиопы; 4. берберы.

16. Что в Австралии называют криками?

1. подземные артезианские воды; 3. временные пересыхающие реки;

2. светлые эвкалиптовые леса; 4. огороженные пастбища для скота.

17. Сучатый дьявол водится:

1. в Северной Австралии; 2. в Восточной Австралии;

3. на острове Новая Гвинея; 4. на острове Тасмания.

18. Какие острова расположены в Карибском море на севере от Южной Америки:

1. Огненная Земля; 2. Фолклендские;

3. Малые Антильские; 4. Галапагос.

19. Потомков от браков негров и белых называют:

1. метисами; 2. самбо;

3. мулатами; 4. индейцами.

20. Кто открыл Антарктиду?

1. Дж.Кук; 2. М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен;

3. Р.Амундсен; 4. Р.Скотт.

21. На какой реке находится национальный парк «Большой каньон»?

1. р. Колумбия; 2. р. Колорадо;

3. р. Ниагара; 4. р. Св.Лаврентия.

22.Самой низкой территорией Евразии является:

1. Прикаспийская низменность; 3. Мертвое море;

2. Месопотамская низменность; 4. Женевское озеро.

23. «Эта страна является родиной Ч. Дикенса, У.Шекспира, Вальтера Скотта. В ее столице можно посетить Тауэр, посмотреть смену королевского караула у Букингемского дворца». О какой стране идет речь?

1.Франция; 2.Испания;

3.Италия; 4.Великобритания.

24. Соотнесите реки мира:

река материк

1.Конго; А. Евразия;

2. Миссисипи; Б.Южная Америка;

3.Меконг; В. Австралия;

4.Дарлинг Г.Северная Америка;

Д.Африка.

4)В какой природной зоне располагается большая часть Антарктиды?

5)Кто открыл Антарктиду?

6)К какому государству принадлежит Антарктида?

7)Кем в первые был покорен Южный полюс?

8)Самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки?

9)Какой вид пингвинов является самым распарстанненым в Антарктиде?

10)Как называется мощное те6чение вокруг Антаркиды?

11)Почему важно изучать Антрктиду?(Немного)

12)Название первой советской научной станции.

14)Самый крупный шельфовый ледник Антарктиды.

Вы находитесь на странице вопроса "Кто открыл Евразию скоко лет жил и как он открыл ее ", категории "география ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "география ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Географические открытия и исследования Евразии. Территория Евразии с древнейших времен была населена разными народами. Освоение и изучение континента каждый из них проводил, руководствуясь своими целями и потребностями, постепенно расширяя круг известных ему территорий.

А вы знаете, что…
Древним китайцам (2-е тысячелетие до н. э.) были известны сопредельные земли Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Древние индийцы достигли Гималаев, вели торговлю со странами Месопотамии и Индокитая. Жители Междуречья (долины Тигра и Евфрата) - шумеры, вавилоняне, ассирийцы - исследовали и освоили Месопотамию, побережья Персидского залива и Аравийского полуострова. Благодаря мореходам-финикийцам, населявшим восточный берег Средиземного моря, западные цивилизации получили представление о существовании частей света - Азии и Европы. История освоения морей отражена в мифах Древней Греции. Древнегреческий ученый и путешественник Геродот (V в. до н. э.) посетил Западную Азию, Кавказ, Балканский полуостров, Северное Причерноморье. Благодаря военным походам Александра Македонского (IV в.до н. э.) европейцы проникли в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Арабские ученые оставили сведения, рассказавшие европейцам о внутренних районах Аравии, об Иране, Средней Азии, Индии, Индокитае и Малайском архипелаге.

В конце II в. до н. э. сформировался Великий шелковый путь - сквозной внутриконтинентальный торговый маршрут, соединивший Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта разветвленная система караванных путей просуществовала более 1,5 тыс. лет (см. рис.).

Главными товарами на Великом шелковом пути были шелк-сырец и шелковые ткани. Китай экспортировал фарфор и чай.С Ближнего Востока и из Центральной Азии шли караваны с шерстяными и хлопчатобумажными тканями. Из Южной и Юго-Восточной Азии - со специями для консервации продуктов и изготовления лекарств. За восточные товары европейцы расплачивались золотом, и Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток.

В VIII в. активное проникновение на север и запад Европы начали
викинги-норманны.
Путь «из варяг в греки», проходивший по рекам,
связал Балтийское и Черное моря и имел важное значение для развития
торговых отношений между странами материка (см. рис. справа).

Изначально пути использовались норманнами для грабительских набегов, затем стали важными торговыми маршрутами между Северной Европой и богатой Византией. По мере освоения путей варяги колонизовали прилегающие к ним земли, заселенные славянскими племенами.

Географические знания расширялись благодаря путешествиям дипломатов и купцов. Одним из них был русский купец Афанасий Никитин (XV в.),совершивший длительную торговую поездку в Персию и Индию.

В дневнике «Хожение за три моря» Никитин рассказывает о нравах индийцев, отмечает, где «родится шелк», где «родятся алмазы», описывает состояние армии, способ ведения войны. Никитин дивится: «…в Индии семьдесят четыре веры, а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».

Важнейшим этапом освоения континента стала эпоха Великих географических открытий . В это время европейцы открыли путь в Азию через Тихий океан, были созданы «чертежи» Восточно-Европейской равнины, начато изучение Средней и Восточной Сибири, северо-западного побережья Тихого океана, открыт пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку.
Русское географическое общество долгое время возглавлял Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский - первый исследователь горной системы Тянь-Шань. Николаем Михайловичем Пржевальским были нанесены на карту хребты и озера Центральной Азии. Исследованием этого региона занимался и Владимир Афанасьевич Обручев. Велик вклад в исследование материка уроженцев Беларуси. Основоположником научного изучения озера Байкал стал Бенедикт Иванович Дыбовский . Андрей Ипполитович Вилькицкий исследовал северное побережье Евразии . Изучением озера Байкал и гор Прибайкалья занимался Иван Дементьевич Черский . Уроженец белорусской земли Отто Юльевич Шмидт исследовал ледники Памира, совершил несколько экспедиций на Землю Франца-Иосифа и на Северную Землю. В 1937 г. он организовал экспедицию на Северный полюс для создания там первой дрейфующей станции.

В 1933 г . для проверки возможности плавания по Северному Ледовитому океану транспортных судов был снаряжен пароход «Челюскин» во главе с О. Ю. Шмидтом и В. И. Ворониным. В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки лед разорвал борт, и «Челюскин» затонул. На льду оказалось 104 человека,в их числе 10 женщин и 2 детей. Эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками потрясла весь мир. За рубежом писали, что имя О. Ю. Шмидта «начертано в золотой книге науки».

Современное географическое изучение Евразии ориентировано на освоение ее природных ресурсов. Проводятся наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Географические открытия и исследования. Территория Евразии с древнейших времен была населена разными народами. Освоение и изучение континента каждый из них проводил, руководствуясь своими целями и потребностями, постепенно расширяя круг известных ему территорий.

Рис. 6. Регионы Евразии

Древним китайцам (2-е тысячелетие до н. э.) были известны сопредельные земли Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Древние индийцы достигли Гималаев, вели торговлю со странами Месопотамии и Индокитая. Жители Междуречья (долины Тигра и Евфрата) - шумеры, вавилоняне, ассирийцы - исследовали и освоили Месопотамию, побережья Персидского залива и Аравийского полуострова. Благодаря мореходам-финикийцам, населявшим восточный берег Средиземного моря, западные цивилизации получили представление о существовании частей света - Азии и Европы. История освоения морей отражена в мифах Древней Греции. Древнегреческий ученый и путешественник Геродот (V в. до н. э.) посетил Западную Азию, Кавказ, Балканский полуостров, Северное Причерноморье. Благодаря военным походам Александра Македонского (IV в. до н. э.) европейцы проникли в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Арабские ученые оставили сведения, рассказавшие европейцам о внутренних районах Аравии, об Иране, Средней Азии, Индии, Индокитае и Малайском архипелаге.

В конце II в. до н. э. сформировался Великий шелковый путь - сквозной внутриконтинентальный торговый маршрут, соединивший Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта разветвленная система караванных путей просуществовала более 1,5 тыс. лет (рис. 7).

Рис. 7. Великий шелковый путь

Главными товарами на Великом шелковом пути были шелксырец и шелковые ткани. Китай экспортировал фарфор и чай. С Ближнего Востока и из Центральной Азии шли караваны с шерстяными и хлопчатобумажными тканями. Из Южной и ЮгоВосточной Азии - со специями для консервации продуктов и изготовления лекарств. За восточные товары европейцы расплачивались золотом, и Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток.

В VIII в. активное проникновение на север и запад Европы начали викинги-норманны . Путь «из варяг в греки» , проходивший по рекам, связал Балтийское и Черное моря и имел важное значение для развития торговых отношений между странами материка (рис. 8).

Изначально пути использовались норманнами для грабительских набегов, затем стали важными торговыми маршрутами между Северной Европой и богатой Византией. По мере освоения путей варяги колонизовали прилегающие к ним земли, заселенные сла- вянскими пле менами.

Географические знания расширялись благодаря путешествиям дипломатов и купцов. Одним из них был русский купец Афанасий Никитин (XV в.), совершивший длительную торговую поездку в Персию и Индию.

В дневнике «Хожение за три моря» Никитин рассказывает о нравах индийцев, отмечает, где «родится шелк», где «родятся алмазы», описывает состояние армии, способ ведения войны. Никитин дивится: «…в Индии семьдесят четыре веры, а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».

Важнейшим этапом освоения континента стала эпоха Великих географических открытий . В это время европейцы открыли путь в Азию через Тихий океан, были созданы «чертежи» Восточно-Европейской равнины, начато изучение Средней и Восточной Сибири, северо-западного побережья Тихого океана, открыт пролив, разделяющий

Рис. 8. Путь из «варяг в греки» Евразию и Северную Америку.

Русское географическое общество долгое время возглавлял Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский - первый исследователь горной системы Тянь-Шань. Николаем Михайловичем Пржевальским были нанесены на карту хребты и озера Центральной Азии. Исследованием этого региона занимался и Владимир Афанасьевич Обручев . Велик вклад в исследование материка уроженцев Беларуси . Основоположником научного изучения озера Байкал стал Бенедикт Иванович Дыбовский. Андрей Ипполитович Вилькицкий исследовал северное побережье Евразии. Изучением озера Байкал и гор Прибайкалья занимался Иван Дементьевич Черский . Уроженец белорусской земли Отто Юльевич Шмидт исследовал ледники Памира, совершил несколько экспедиций на Землю Франца-Иосифа и на Северную Землю. В 1937 г. он организовал экспедицию на Северный полюс для создания там первой дрейфующей станции.

В 1933 г. для проверки возможности плавания по Северному Ледовитому океану транспортных судов был снаряжен пароход «Челюскин» во главе с О. Ю. Шмидтом и В. И. Ворониным. В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки лед разорвал борт, и «Челюскин» затонул. На льду оказалось 104 человека, в их числе 10 женщин и 2 детей. Эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками потрясла весь мир. За рубежом писали, что имя О. Ю. Шмидта «начертано в золотой книге науки».

Современное географическое изучение Евразии ориентировано на освоение ее природных ресурсов. Проводятся наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев) . Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и бухту св. Илии. - Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г. , с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. - капитан-лейтенантом.

Певцов Михаил Васильевич (1843-1902) – военный топограф (генерал-майор) , путешественник, ученый. Первому путешествию в 1876 г. Певцова способствовал благоприятный случай. Ему предложили командовать охраной торгового каравана, направлявшегося в Джунгарию - в город Гучен. Певцов воспользовался предложением, чтобы собрать материалы о местах, по которым он будет следовать.

ДЕЖНЕВ Семен Иванович (ок. 1605–нач. 1673) - землепроходец-мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман. Родился в поморской крестьянской семье в Устюге Великом. В 1630 поступил на службу казаком и выехал с партией новобранцев в Тобольск. В 1630–38 служил в Тобольске и Енисейске. В 1639 послан на должность начальника острога в Оргутскую волость собирать ясак.
В 1641–43 вместе с М. В. Стадухиным и другими участвовал в походах на север Сибири с целью открытия новых земель и поиска лежбищ морских животных, был на Оймяконском плоскогорье, проплыл по реке Яна, затем по реке Индигирка до устья, вдоль морских берегов дошел до реки Алазея, потом достиг реки Колыма, где казаки в 1643 основали Нижнеколымский острог.

Российский морской офицер, путешественник, исследователь Дальнего Востока. Адмирал (1874). Закончил Морской кадетский корпус в 1832 г. и как один из лучших выпускников продолжил образование в Офицерском классе. После окончания класса в 1836-1846 гг. служил на Балтийском флоте. В 1847 г. назначен командиром военного транспорта "Байкал", на котором в следующем году совершил переход из Кронштадта через Атлантический и Тихий океаны вокруг мыса Горн в Петропавловск-Камчатский. С 1849 г. корабль базировался в Петропавловске-Камчатском, откуда совершал исследовательские плавания. Под руководством Невельского российские моряки исследовали и составили описание западного побережья Камчатки, восточных берегов Охотского моря, северной части Сахалина, Сахалинского залива, устья р. Амура.

Пржевальский Николай Михайлович - российский путешественник, исследователь Центральной Азии; почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886). Руководил экспедицией в Уссурийский край (1867-1869) и четырьмя экспедициями в Центральную Азию (1870-1885). Впервые описал природу многих районов Центральной Азии; открыл ряд хребтов, котловин и озер в Куньлуне, Наньшане и на Тибетском нагорье. Собрал ценные коллекции растений и животных; впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского) , медведя пищухоеда или тибетского медведя и др.

Урок – презентация: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.

(7 класс)

Тема урока: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.

Цели и задачи урока:

  1. Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмотреть особенности физико-географического положения материка;
  2. Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, познакомить с историей исследования материка; продолжить формирование умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информации, формулировать вопросы.
  3. Развивать познавательный интерес к предмету.
  4. Воспитывать интерес к предмету.
  5. Способствовать развитию духовно-нравственных качеств у учащихся.

Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Актуализация и мотивация знаний.

Сегодня, мы отправимся в путешествие на материк Евразия. Константин Паустовский утверждал, что познания и странствия неотделимы друг от друга. Поэтому во время путешествия нам с вами необходимо будет познакомиться с историей открытия и исследования материка и дать описание географическому положению материка Евразии.

3. Новая тема.

План изучения нового материала:

  1. Природные особенности
  2. История заселения и исследование Евразии
  3. Ученые исследователи

Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.

Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».

Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.

Итак, пришло время открыть для себя Евразию.

  1. Географическое положение материка Евразия

Слайд №4

Евразия – крупнейший материк в мире. Его площадь вместе с островами составляет 53,3 млн. км², что соответствует 1/3 части суши. Кроме того, на этом гигантском материке проживает ¾ населения земного шара, т.е. свыше 4 млрд.человек.

Слайд №5

Материк Евразия состоит из двух частей света - Европы и Азии. Условная граница проходит по восточной части Уральских гор, северному побережью Каспийского моря, реке Урал, Кумо - Манычской впадине, затем по Азовскому и Черному морям и проливам, соединяющим Черное море со Средиземным.

  1. Крайняя точка на севере Евразии – мыс Челюскин (77˚43΄с.ш.),
  2. Крайняя точка на юге – мыс Пиай (1˚16΄с.ш.),
  3. Крайняя точка на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.),
  4. Крайняя точка на западе – мыс Дежнева (169˚40΄).

Слайд №6

Расстояние между северной и южной точкой 8000км.Если некоторые острова расположены ближе к Северному полюсу, то острова Малайского архипелага тянутся от экватора к югу до 11˚ю.ш.

Слайд №7

Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.) – и крайней точкой на западе – мыс Дежнева (169˚40΄з.д.) – около 16000км.

Слайд №8

Некоторые участки материка выходят за территорию восточного полушария и заходят на территорию западного полушария. Благодаря таким особенностям географического положения на материке встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария.

Побережье материка Евразия омывают воды всех четырех океанов.

Слайд №11

  1. Природные особенности

Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. Ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый – самый…»(показ презентации слайд 12-26)

  1. Самый высокий горный пик в мире – Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.
  2. Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря,- Мертвое море на северо – западе Аравийского полуострова, его уровень -403м.
  3. Самый большой полуостров земного шара – Аравийский,его площадь – более 3 млн.км².
  4. Полюс холода в северном полушарии – поселок Оймякон в северо – восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71˚С.
  5. Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53˚С.
  6. Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юго – восточном склоне Гималаев (12000мм).
  7. В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.
  8. Самое большое озеро на земном шаре – Каспийское море – расположено между Европой и Азией, его площадь 390тыс.км.²
  9. Самое глубокое озеро на земном шаре – Байкал- расположено в азиатской части Евразии,его глубина 1620м.

Работа с контурной картой.

Слайд№27-28

Практическая работа пo описанию ФГП Евразии

А сейчас давайте составим описания ФГП материка.

План описания ФГП материка

  1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
  2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах.
  3. Определите какие океаны омывают материк?

Один ученик работает у доски, а остальные выполняют практическую работу в контурных картах. Учитель оказывает помощь.


Задания:

  1. Обведите красным цветом начальный и 180° меридиана, синим - линию экватора.
  2. Отметьте пунктиром границу между Европой и Азией.
  3. Подпишите названия крайних точек и их координаты.
  4. Подпишите названия океанов омывающие материк.
  1. История заселения и исследование Евразии.

Слайд№29

(сообщение учащегося)

В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия.

Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами, финикийцами, греками.

Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом.

Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы, и письменность, впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚.Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее.

Финикийцы,избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «эреб»,а восточные «асу».Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия».

В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго-западной Азии по суше, и по воде.

В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство.

Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели – аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».

  1. Ученые исследователи

Слайд№31-34.

  1. Н.П. Пржевальский (рассказ учащегося)

Открытия, сделанные экспедицией под руководством Н.М. Пржевальского, прославили на весь мир русскую географическую науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.П. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыни Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое перемещается вместе с песками. Н.П.Пржевальский во время путешествия наносил на карту маршрут пройденного пути, определял его координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений.

Н.П.Пржевальский умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берегк Иссык – Куля в Тянь – Шаньских горах.

Слайд№35-36.

  1. П.П. Семенов – Тян – Шанский (рассказ учащегося)

Большой вклад в изучение природы Центральной Азии внес русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь – Шаньские горы, определил границы горной системы, открыл пик Хан – Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь – Шаня и установил, что их снеговая линия находится немного выше, чем в Альпах. Ученым доказана бессточность озера Иссык – Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. А горный хребет, высокий пик в Центральной Азии названы его фамилией. Например, в Центральном Тянь – Шане есть ледник Семенова.

Слайд №37.

  1. Ш. Уалиханов (рассказ учащегося)

В 1856 – 1859 годы по поручению Российского Географического общества казахский ученый – просветитель Ш. Уалиханов совершил путешествие во внутренние районы Центральной Азии. Сначала ученый прошел части горной системы Тянь – Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык – Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел тайком под видом торговца шесть городов Кашгарии и вернулся, собрав множество старинных книг, этнографических ценных изделий, образцов горных пород. Казахский исследователь описал места своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута.

Работа с учебником.

Слайд №38.

Заполните таблицу, используя текст учебника:

Исследователь

Исследуемая территория

Н. М.Пржевальский

Истоки рек Хуанхэ и Янцзы, пустыни горные хребты, установил местоположение блуждающего озера Лобнор, описал новые виды животных, в том числе дикая лошадь Пржевальского

Петр Петрович Семенов – Тянь-Шаньский

Горы Тянь-Шань, исследовал озеро Иссык-Куль, доказал, что оно бессточное

Ш.Уалиханов

Внутренние районы Центральной Азии, часть горной системы Тянь – Шаня в Казахстане и Средней Азии, побережье Иссык – Куля.

4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы )

Слайд №39.

1.Какова площадь материка Евразия?

(53,3 млн.км²)

2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия?

(пустыня Тар)

3.Сколько океанов омывает Евразию?

4.На каком полуострове расположено Мертвое море?

(на северо – западе Аравийского полуострова)

5.Самое большое озеро на материке?

(Каспийское море)

6.В каких горах расположен пик Хан – Тенгри?

(в Тянь – Шанских)

7.Где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре?

(населенный пункт Черапунджи)

8.К фамилии какого ученого за большие научные заслуги добавлено название горной системы?

(П.П. Семенов)

9.Самый высокий горный пик в мире расположенный на материке Евразия?

(пик Джомалунгма)

(-71˚С)

5.Кроссворд.

Слайд №40.

Вопросы для кроссворда

1.Крайняя точка на западе материка Евразия./ Дежнева

2. Где выпадает наибольшее годовое количество осадков земном шаре?/ Черапунджи

3.«Блуждающее озеро» природные условия, которого описал Н.М.Пржевальский./ Лобнор

4.Самое низкое место земного шара./ Мертвое

5.Крайняя точка материка на востоке / Рока

6.Самое глубокое озеро на земном шаре? / Байкал

7.Казахский ученый – просветитель совершивший путешествие во внутренние районы Центральной Азии? / Уалиханов

8.Крайняя точка на севере Евразии / м. Челюскин

9.В каких горах расположена самая высокая точка в мире? / Гималаи

10.Где зарегистрирована самая низкая температура на материке Евразия? / Оймякон

11.Как фамилия ученого, который 15 лет занимался исследованием Центральной Азии? / Пржевальский

6. Итоги урока

  1. Оглашение оценок

Оценки

Я знала, все у нас получится,

Географию мы с вами будем знать.

Активным путешественникам……..

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

  1. Поблагодарить за урок

Урок окончен. Спасибо за работу.

Слайд№41.

7. Домашнее задание:

  1. параграф 14(читать, пересказывать)
  2. ответить письменно на вопросы 1, 2,3.