Заклинание по изгнанию демона: эффективные действия чтобы от него избавиться. Как изгнать беса из человека

Стоящий в адской иерархии выше, чем обыкновенный бес. Изучением этих неорганических бестелесных сущностей занимается специальная наука, называемая демонологией. Обычный человек не может эффективно противостоять демону, не прибегая к помощи высших духовных сил.

Он не обладает возможностями и опытом противостояния помощнику дьявола, способному жить миллионы лет за счёт усвоения тёмной энергии. Однако вопрос как изгнать демона из человека интересует многих?

Как определить, что демон вселился в человека?

Поскольку демоны являются падшими ангелами, а люди - образом и подобием Божиим, сатанинские усилия направлены прежде всего на истребление . Демоны нисходят в ад, докладывают сатане о совершённых злодеяниях, получают наставления и приказания, а затем возвращаются на поверхность земли.

Церковь предупреждает, что не нужно буквально воспринимать нетривиальные духовные знания. Это означает, что обитель падших духов недоступна для подземного бурения. Преисподняя, являющаяся внутренностью земли - пространство другого рода, которое простирается где-то вне этого мира.

Злой дух, пытаясь проникнуть в человека, может принимать образ явного зла либо прикрываться добротой и обольщать умы. Поэтому Апостол Павел призывал к бдительности и осторожности в чувствах, мыслях, словах, действиях и поступках.

Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов и другие святые, имеющие дар видеть то, что сокрыто от глаз обывателей, отмечают следующие признаки демонов:

  • Наличие тонкого эфирного тела.
  • Умение копировать человеческую внешность , говорить и чувствовать.
  • Безобразный, зверский вид , неблаголепие, внушающее ужас.
  • Постоянное рождение и развитие зла .
  • Способность к быстрому преодолению пространства .

Демоны состоят из вещества, которое намного тоньше, чем вещество человеческого тела. Это даёт им огромное преимущество в свободе действий, а метафизические возможности позволяют внедряться в людей. Бесплотные духи изначально наделены силами, мощно влияющими на материальный мир.

Демоны знают устройство и законы Вселенной гораздо лучше, чем простые смертные . В евангельских повествованиях очень много сказано о пребывании демонов на земле, их жесточайших злодеяниях. Входя в людей и животных, они подвергают жертву страшным мучениям, становятся источниками различных недугов и заболеваний. Негативной энергией поражается мысленная, чувственная, волевая и телесная сферы человеческого существа.

Вход демонов во внутренность физического тела напоминает движение воздуха , только демоническая сущность в данный момент находится в газообразном состоянии. Смешивания с душою не происходит, но насилие может продолжаться долгие годы и приводить к .

Симптомы бесовского повреждения различны: помрачение ума, лихорадка, чувство невыносимого холода, опьянения. Человек теряет силы, энергию, решительность, может быть полностью обездвижен. Часто слышит голоса, призывающие к убийству и членовредительству, подвержен припадкам и судорогам, похотливым мыслям, сладострастным мечтаниям. Демоны любят наделять свою жертву богохульством, гневом, яростью, печалью, тщеславием, гордыней.

Хорошим тестом на наличие демонов в человеческом теле считается употребление святой воды. В силу оказываемых на душу влияний, одержимый не будет пить святую воду . Такая вода может вызвать у него ожоги и раздражение при попадании на кожу. Необходимо отметить, что внутренние изменения бесноватого резко проявляются внешне:

  • Искажённое, угрюмое лицо .
  • Дикие крики изменившимся голосом .
  • Приступы немотивированного гнева .
  • Невероятная физическая сила чередуется с моментами полной слабости.

Верный диагностический признак демонической одержимости показывает обряд с использованием соли. После того, как человек подержал в руках соль, пусть высыпет её на сковороду. Нагревайте в течение 20 минут и наблюдайте за изменением цвета. Если почернела - вашего подопечного терзает демон.

Демон не просто вселяется, а овладевает индивидом. Внешнее подчинение душевных сил демонической воле встречается гораздо чаще, чем простое беснование. Так считают церковные иерархи, хотя для обычного мирянина всё выглядит иначе. В последнее время во многих странах усилилась страсть сребролюбия, деньги овладевают сердцами и умами, лишая самого эффективного способа борьбы с демонами - профилактического .

Искупительные заслуги Христа даруют свободу от власти дьявола и позволяют изгнать демона. В борьбе с демонами настоятельно рекомендуется воспользоваться:

  • крестным знамением
  • молитвой
  • трезвлением
  • смирением
  • призывом имени Спасителя
  • словом Божьим
  • Помощь священнослужителей обязательна и представлена следующими средствами:

    • покаяние
    • причастие
    • заклинания, читаемые над пострадавшим
    • окропление святой водой
    • чудотворные иконы
    • действие ладана
    • святые мощи

    Заклинания

    Ранним утром, во время восходящего Солнца, наберите воды в чистой реке или озере. Дома, поставив воду на ровную поверхность, зажгите свечу, купленную в . Желательно, чтобы над входом в каждую комнату была установлена икона или крест. Читайте заговор, который вам подберут люди, сведущие в духовных вопросах (священники, маги, целители). Самодеятельность здесь не приветствуется .

    Во время процедуры необходимо трижды перекрестить воду. По окончании - трижды плюнуть через левое плечо, окропить одержимого водой, а оставшуюся воду выпить.

    Если вы не нашли наставника, то можно использовать это заклинание изгоняющее демона:

    Изгоняем тебя, дух всякой нечистоты, всякая сила сатанинская, всякий посягатель адский враждебный, всякий легион, всякое собрание и секта диавольская, именем и добродетелью Господа нашего Иисуса Христа, искоренись и беги от Церкви Божией, от душ по образу Божию сотворенных и драгоценною кровию Агнца искупленных. Не смеешь боле, змий хитрейший, обманывать род человеческий, Церковь Божию преследовать и избранных Божиих отторгать и развеивать, как пшеницу. Повелевает тебе Бог всевышний, коему доныне уравняться желаешь в великой своей гордыне; который всех людей хочет спасти и привести к познанию истины. Повелевает тебе Бог Отец; повелевает тебе Бог Сын; повелевает тебе Бог Дух Святой. Повелевает тебе величие Христа, вечного Бога слова воплощенного, который ради спасения рода нашего, завистью твоею падшего, смирил себя и был послушен даже до смерти; который церковь свою поставил на камне крепком и обетовал, что врата ада не одолеют ее, ибо сам с нею пребудет до скончания века. Повелевает тебе таинство креста и всех тайн веры христианской благородство. Повелевает тебе высокая Богородица Дева Мария, которая надменнейшую главу твою с первого мига непорочного своего зачатия в смирении своем поразила. Повелевает тебе вера святых апостолов Петра и Павла и прочих апостолов. Повелевает тебе кровь мучеников и всех святых мужей и жен благочестивое заступничество.

    На латыни

    К данному методу можно прибегнуть только в крайнем случае, когда нет возможности непосредственного посещения церкви . Ибо существует опасность агрессии злых сил по отношению к вам. Изгнав демона из пострадавшего, вы можете стать объектом для нападения. Извергнуть вредоносную силу из себя будет чрезвычайно трудно.

    Во время обряда экзорцизма изгнать демона помогают заклинания, произносимые на латыни. Заниматься этим должен очень подготовленный и защищённый маг. Крестное знамение, святая вода, ладан используются как дополнение к очень длинному заговору. Первая часть призвана изгнать нечистую силу из человеческого тела. Формулируется она следующим образом:

    Regna terrae, cantate deo, psallite Domino qui véhitur per calus, caelos antíquos! Ecce, edit vocem suam, vocem potentem: Akinoscite potentiam dei!

    Majestas ejus, Et potentia ejus In nubibus.

    Timendus est dues e sancto suo, Dues Israel: ipse potentiam Datet robur populo suo Benedictus dues. Gloria Patri.

    Вторая часть латинского заклинания отправляет демона обратно в ад. Звучит она так:

    Exorcizamus te, omnis immundus spiritus omnis satanica potestas, omnis incursio infernalis adversarii, omnis legio, omnis congregatio et secta diabolica.

    Ergo draco maledicte et omnis legio diabolica adjuramus te. cessa decipere humanas creaturas, eisque aeternae Perditionis venenum propinare.

    Vade, Satana, inventor et magister omnis fallaciae, hostis humanae salutis. Humiliare sub potenti manu dei, contremisce et effuge, invocato a nobis sancto et terribili nomine, quem inferi tremunt. Ab insidiis diaboli, libera nos, Domine.

    Ut Ecclesiam tuam secura tibi facias libertate servire te rogamus, audi nos.

    Молитвы

    К молитвам, которые изгоняют демона, относятся следующие: «Отче наш», «Пресвятой Троице», Псалмы 50, 34, 90. Существует специальная молитва для ритуала экзорцизма, которая читается священником. Приводим её содержание.

    Иисус Христос, Ты сын Бога живого, Ты чудеса для людей совершал, пред Тобою демоны в бегство обращаются, рядом с Тобою слепые прозревают, рядом с Тобою мертвые оживают, Ты, Тот, кто распят был, а потом воскрес, Ты тот, кто своим подвигом восславил святой крест. Господи, Сын Божий, Ты гляди в глаза эти, ты найди в них образа от дьявола, ты изгони всю нечисть из тела этого белого, а душу эту сохрани. Спаси, Господи, Ты душу эту невинную, оборони ее от зла всякого на вечно и бесконечно. Да сбудется, что сказано. Аминь. Аминь. Аминь.

    Бесы вселяются в души людей, превращая их жизнь в ад на земле. И только особенной молитвой, которую в православии еще называют отчиткой, можно совладать со злыми духами. В Троице-Сергиевой лавре бесов изгоняет самый сильный в России экзорцист архимандрит Герман. Наш корреспондент отправилась в Сергиев Посад, чтобы увидеть обряд собственными глазами.

    В церкви яблоку негде упасть

    От Москвы до Сергиева Посада всего час на электричке. В вагоне я надеваю на шею шнурок с маленьким серебряным крестиком. Еще не переступила ворота лавры, а мне уже не по себе: вдруг изгнанный из человека бес вселится в меня?

    Архимандрит Герман отчитывает одержимых злыми духами в надвратной церкви Иоанна Предтечи. Массовые отчитки большинство православных священников считают крайне опасными, так как в церкви люди, как правило, открыты и можно не только от своего беса не избавиться, но и чужого подхватить. Но троицкого экзорциста мнение коллег не смущает. Хотя ради приличия на дверях храма висит объявление, гласящее, что перед отчиткой следует получить благословение у своего батюшки. Неуверенно берусь за ручку и вхожу внутрь. Поднимаюсь вверх по узкой длинной лестнице, пространство вокруг меня сжимается, и мне снова становится страшно. Но вот последняя ступень – и передо мной вход в церковный зал. До службы полчаса, но здесь уже яблоку негде упасть. В соседнем помещении тоже толпятся люди, я с трудом нахожу свободное место у решетки, через которую просматривается алтарь.

    Такое количество верующих на службе я раньше видела только во время пасхального богослужения. На каменном полу дремлет детина лет двадцати под рэп из плейера. Его пожилые отец и мать сосредоточенно ждут, переминаясь с ноги на ногу. Тем временем цыганка с уставшим лицом пытается успокоить плачущего ребенка. В церкви много мамочек с детьми и вполне благообразных мужчин и женщин среднего возраста. Я изучаю обстановку, от долгого стояния ноги начинают гудеть, но в условленное время служба так и не начинается.

    – Отец Герман всегда опаздывает минут на двадцать, чтобы люди могли духовно настроиться, – поясняет моя соседка.

    – А почему так много народу? Неужели все одержимы бесами? – продолжаю разговор.

    – Ну что вы! – успокаивает меня собеседница. – Это общая служба, отец Герман отчитывает всех – и больных, и одержимых.
    Наш разговор прерывают крики. Какой-то женщине от духоты стало плохо, ей просят передать воды.

    В толпе раздался нечеловеческий вой

    У икон появляется пожилая служительница в черном облачении. Она просит присутствующих открыть окна. Потом мне объяснили, что через окна вылетают бесы, покинувшие во время службы тело одержимого. И вот наконец появляется священник с огромной седой бородой – это и есть отец Герман. В зале застывает благоговейная тишина, архимандрит начинает читать проповедь. Я хватаюсь за блокнот и ручку, но тотчас забываю о них, остолбенев от удивления.

    – Демона можно взять только постом и молитвой, – говорит батюшка. – Никакие таблетки и грязи не помогут. Бесы поселяются во внутренних органах человека, разрушают сосуды, сердце, почки. У женщин это часто вены.

    «Получается, во всех людях, у кого что-нибудь болит, живут бесы! Значит, и мой хронический гастрит – тоже бесовское наваждение?!»

    Отец Герман, словно отвечая на мой немой вопрос, принимается корить грешников, которые совершают неблаговидные поступки, тем самым открывая путь в свое тело демонам.

    – Все как будто с ума посходили. Женщины курят, пьют, ходят в штанах. Смотрят фильмы, которые разрушают душу… – продолжает отец Герман.

    Свою речь он завершает словами об Антихристе и Апокалипсисе. Затем батюшка предупреждает, что будет читать особую молитву против бесов, она действует только на крещеных, остальным надо уйти, а на всех оставшихся должны быть православные кресты.

    Служба продолжается, и я ловлю себя на мысли, что это самый обычный молебен – батюшка что-то произносит, прихожане крестятся, и я зря сюда пришла. И вдруг… где-то в толпе раздается странный звук. Он становится все громче, и я понимаю, что это… вой собаки!!! Толпа в зале прижимается к стене: я приподнимаюсь на цыпочки и вижу, как на полу в судорогах извивается вполне приличная с виду дамочка. От ее дикого воя закладывает уши. Несчастную крестят и поливают святой водой, после чего она немного успокаивается…

    Индивидуальная отчитка для состоятельных клиентов

    Не дождавшись конца службы, я спускаюсь по лестнице вниз. На выходе отца Германа караулят два мужика в спортивных костюмах и вязаных шапочках. У нас завязывается разговор.

    – Я отца Германа лет двадцать знаю, – говорит самый упитанный. – Он самый лучший экзорцист.

    – Как думаете, смогу ли я с ним поговорить?

    – Это вряд ли. Если хотите на отдельный прием, тут подход особый нужен. Батюшка и больных, и бесноватых отчитывает индивидуально за закрытыми дверями. Тут все зависит от цены вопроса. Я сам из Тверской области, приехал просить за землячку. У нее рак. Вот, заранее подготовился, – мужик показывает толстый конверт.

    На лестнице появляется отец Герман, мой собеседник бросается к нему навстречу. Они отходят в сторону, конверт оказывается в руках архимандрита. Отец Герман что-то советует мужику на ухо. Еще несколько человек пробуют пробиться к батюшке, но их оттесняют «бодигарды» в рясах. Герман спешно покидает храм и садится в черный Porsche Cayenne с тонированными стеклами.

    Справка «ЖГ»

    В христианской церкви первым экзорцистом считается Иисус Христос. В Библии есть многочисленные описания, как он изгонял демонов и лечил страждущих. «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть» (Евангелие от Матфея (12,22). Бесов, как сказано в Евангелии, Христос из человеческих тел переселял в свиней и повелевал им утопиться.

    Современный обряд изгнания в православии можно увидеть в фильме Павла Лунгина «Остров». Экзорцизм существует и в других конфессиях, особенно часто его практикуют в католицизме.

    Бесноватым нужна помощь врачей

    Ольга Арнольд , психотерапевт, кандидат психологических наук:

    – Бьющиеся в конвульсиях на церковных службах люди, конечно, не одержимы никакими бесами. Чаще всего речь идет об истерическом припадке, то есть это даже не тяжелое психическое заболевание, а особенность характера. Бесноватые сами себя неосознанно настраивают и впадают в трансовое состояние. Экзорцизм тут может сильно навредить, таким людям нужна помощь психотерапевта.

    Виктория Колодонова

    Как происходит изгнание бесов, и кто это вообще такие? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу познавательную статью.

    Гадаринский бесноватый бегал голым по гробницам, выл и бился о камни, внушая ужас своей нечеловеческой силой. Но после того как легион бесов вышел из него, он был найден одетым и в здравой памяти, спокойно сидящим у ног Спасителя. Много ли сегодня таких людей, которые в бешенстве могут рвать цепи и разбивать кандалы? Наверное, не очень. Тем не менее на «отчитку к старцу» паломники едут целыми автобусами. В чем же смысл чина изгнания бесов? И когда нужно к нему прибегать? Корреспондент «НС» попытался всесторонне исследовать этот вопрос и даже сам отправился на отчитку.

    Нечто невидимое и пугающее

    Приходя за молитвенной помощью, можно подчас попасть на специфическую службу, способную поразить воображение: крики, визг, перекошенные лица, корчи на полу с пеной изо рта. Священник тоже может повести себя необычно: «Поставив болящего на колени, батюшка дает пить святую воду с креста. Если при этом бес как-то проявляется, то батюшка становится ногами или садится на болящего, заклиная беса» (Из письма в редакцию сайта «Православие и мир». — Ред. ). И подобное может случиться не в каком-то далеком монастыре, а в самом центре Москвы.

    Наталия К., иконописец-реставратор, рассказала нам, как, зайдя в один из столичных храмов, чтобы обсудить с отцом настоятелем рабочие вопросы, и отстояв службу, она с удивлением узнала, что выйти на улицу ей уже не удастся, потому что двери храма заперты изнутри. На ее глазах двое крепких алтарников взяли под руки до этого спокойно стоявшую женщину, подвели к амвону, и священник стал читать над ней какие-то молитвы. И тут в храме стало твориться такое, что впервые в жизни Наталия почувствовала: волосы у нее на затылке встают дыбом от ужаса. Она, как и остальные прихожане, в страхе молилась на коленях, не смея даже поднять глаза туда, где билось и мерзким тонким голосом верещало существо. В том, что голос, звучавший из женщины, не может принадлежать человеку, не было никаких сомнений. Наталия рассказала, что ее испугали не конвульсии женщины и даже не содержание ее реплик. Пугало явственное ощущение присутствия абсолютно враждебного человеку и бесконечно злого существа. Присутствие, навевающее тоску и уныние. От всего увиденного у Натальи осталось крайне тяжелое впечатление, которое, по ее словам, нисколько не укрепило ее в вере. И до сих пор вспоминать этот эпизод ей не хочется. Возникает естественный вопрос — что это за явление и как к нему следует относиться?

    Уполномоченные и самозванцы

    Тема экзорцизма и заклинателей была актуальна уже в апостольские времена. В «Деяниях святых апостолов» (19: 13-16) мы находим рассказ о том, как семь сынов иудейского первосвященника Скевы, увидев, как апостол Павел изгоняет бесов, решили тоже попробовать. «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует», — сказали они, а в ответ услышали: «Христа знаю, и Павла тоже знаю, а вы кто такие?» И бесноватый набросился на них, жестоко избил, порвал их одежды и один погнал всех семерых по улице.

    В отношении к современным отчиткам у Церкви нет единого мнения. Святейший Патриарх Алексий II осуждал участившуюся практику отчиток. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал человеку, одержимому бесом, почаще причащаться и собороваться: « Отчитка — это чин, а вот Соборование — это одно из семи Таинств Божиих. Пособоруйтесь и причащайтесь почаще… Вот и будет Вам помощь — и противостанете злу» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 8-е изд., доп.: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, 2008).

    Доктор богословия, профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов в своей книге «Путь разума в поисках истины» указывает: в оценке случаев экзорцизма необходимо руководствоваться прежде всего мнением святых отцов, а отцы утверждают, что таким опасным делом могут заниматься исключительно святые люди, которые не только победили в себе страсти, но и получили от Бога соответствующий дар. В послании Климента Римского (I век) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Авва Питирион: «Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит».

    При этом, по словам святых отцов, бесы могут изображать страх перед отчитывающими «старцами», публично называть их святыми, вводя в обман и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи плачевны. У прп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают». «…Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание, — пишет профессор Осипов. — И можно лишь глубоко сожалеть, что не ведется никакой серьезной работы по наблюдению за этой псевдоцерковной деятельностью».

    Сейчас в некоторых регионах такая работа проводится. Например, в Сумской епархии приходским священникам запрещено отчитывать без благословения правящего архиерея. Как нам объяснили в епархиальном управлении, такое решение было принято в связи с тем, что отчитки превратились в своего рода туристический бизнес — околоцерковные предприниматели начали организовывать паломнические поездки в монастыри, где практикуется экзорцизм.

    Служба как служба, ничего особенного

    Существует и прямо противоположная точка зрения. Ее приверженцы не вступают в публичную полемику, а просто сами отчитывают людей, как, например, архимандрит Герман (Чесноков) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Делает он это по благословению еще патриарха Пимена и духовного собора Лавры. Побеседовать с о. Германом мне не удалось, пришлось обратиться с интервью, данному батюшкой газете «Труд» в 2002 году. В нем он говорит, что не видит в чинопоследовании ничего особенного: «Служба как служба, любой священник, получивший благословение епископа (но никак не меньше), имеет право этим заниматься».

    Может быть, и правда каждый верующий время от времени должен отправляться на такую духовно-гигиеническую процедуру? Ведь все мы несовершенны и не чужды страстей. А любая страсть — свойство бесовское. И вот я решил сам «съездить на отчитку». К участию в чтении надо мной молитв об изгнании злых духов постарался подойти серьезно — с верой, благоговением и надеждой на помощь.

    Отчитывать начали не сразу, два с половиной часа заняла проповедь. Своего рода краткий курс катехизации с объяснением, Кто такой Христос и как надо жить: « Любите друг друга, прощайте, уступайте друг другу, терпите друг друга, милостыню подавайте друг другу, ноги умывайте друг другу, а себя всегда укоряйте, укоряйте. Только тогда вы пойдете верным путем ко спасению».

    Храм Иоанна Предтечи полон до отказа. Люди внимательно слушают. Есть среди них и молодые, хорошо одетые пары, есть типичные церковные бабушки. Что их сюда привело? Стоящие на отчитке рядом со мной согласились ответить на несколько вопросов. Одна женщина приехала, заподозрив у себя порчу, и дочь с собой взяла — «ей тоже полезно, от болезней»; другой привез жену, чтобы убедить ее венчаться. «Надо же знать свои корни, свою веру», — объяснял он мне. «А что чаще у вас получается делать — отчитываться или причащаться?» — спросил я. «Отчитываться как-то чаще пока», — был ответ. У его друга спрашиваю: «А вы собираетесь после отчитки что-то менять в своей жизни?» — «А чего менять? Я к Православию как к вероисповеданию нормально отношусь».

    Наконец началось чтение чинопоследования. Отец Герман помазывал всех святым елеем, кропил водой, кадил и читал молитвы из требника. В целом обстановка была относительно спокойная, если не считать несколько кричащих и рычащих голосов. После службы о. Герман давал целовать крест и в момент целования несильно как бы шлепал кропилом человека по лицу. «Так, все подошли? Нет? Шнель, шнель, шнель! А ты чего сюда в брюках пришла?! У-у-у, грешница», — в шутку рассердился о. Герман на женщину в джинсах и с улыбкой покропил ей вслед святой водой. Чинопоследование длилось около получаса. Если судить только по количеству отведенного ему времени, оно уступает по важности предваряющей его проповеди.

    Никаких изменений в себе после службы я не почувствовал, разве что несколько заболела голова. Может быть, потому, что у меня недоставало веры…

    Не принимай, но и не осуждай

    Как в одной и той же Лавре могут уживаться авторитетный практикующий экзорцист, к которому на отчитки собирается по 700 человек, и авторитетный противник экзорцизма, труды которого сподвигают целые епархии на запрещение отчиток? За разъяснением мы обратились к ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру ВОРОБЬЕВУ .

    — Почему отчитки так популярны?

    — С глубокой древности, с языческих времен, существовало представление о том, что общение с духовным миром зависит исключительно от «посвященности», от знания некоторых тайн, сокрытых от всех прочих. Это — прелесть. Господь наш Иисус Христос утвердил учение о том, что для спасения необходима истинная вера, соединенная с любовью к Богу и ближнему. Принять в себя благодать Святого Духа возможно только тогда, когда человек принимает на себя подвиг покаяния, очищения своего сердца от страстей, подвиг исповедания своей веры в истинного Бога. А при магизме никакого подвига не требуется: деньги плати за какие-то волшебные мероприятия — и все. Поэтому современные люди более расположены выбирать магию, чем идти в Церковь. Даже те, кто принял христианскую веру, часто приносят с собой в храмы магические представления о духовной жизни. Для таких прихожан важны не христианские добродетели, а то, через какое плечо передал свечку, как повернулся, как поклонился и т. п. Поиск особых старцев, особых святынь или «отчиток», может быть, ничего предосудительного в себе и не имеет, но плохо, если это заменяет внутреннее духовное делание, если это — форма облегченной веры, в которой центр тяжести смещен вовне, а не находится внутри собственного сердца.

    — Что такое одержимость?

    — Это полное пленение воли человека злой силой, при котором он собой уже управлять не может. Часто такая одержимость возникает на фоне психического заболевания. Поэтому психиатры-атеисты утверждают, что одержимость — это просто психическая болезнь, что здесь требуется медикаментозное лечение, а не изгнание бесов. В древности была другая крайность. Тогда не знали, что такое психическое заболевание, всех психически больных и эпилептиков записывали в одержимые. С точки зрения верующего человека психически больной является особенно удобным объектом для нападения злой силы, потому что обычно не может оказать ей сопротивление. Но и среди душевно больных встречаются очень смиренные, благодатные люди.

    — Как отличить одержимость от психического заболевания?

    — Одержимость часто бывает связана с совершением тяжкого греха, кроме того, она может проявляться в патологическом, непонятном стремлении ко злу или в порабощенности злом. Также она проявляется в неадекватной реакции на святыню. Конечно, можно сказать, что это все укладывается в картину психического заболевания. Но известны случаи, когда человек не знал о присутствии святыни, тем не менее вблизи нее случался приступ беснования. Это говорит о том, что действительно существуют не только психические заболевания, но и состояния одержимости.

    — Что же такое отчитка?

    — Это богослужебный чин, который состоит из чтения псалмов, канонов, особых молитв, Священного Писания. Считается, что отчитывание может положительно сказываться на состоянии одержимого. Такой взгляд не нов. Например, в Большом требнике святителя Петра Могилы, изданном в XVII веке, существует чин из 12 заклинательных молитв. В современных требниках такой чин тоже есть. В чине оглашения, который предшествует крещению, тоже есть так называемые экзорцизмы, т. е. изгнание темной, злой силы. Священник говорит: «Запрещаю тебе убо вселукавому и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему духу силою Иисуса Христа, всякую власть имущего на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека и да не ктому внидеши в него…»

    — Чем эти экзорцизмы отличаются от магических заклинаний?

    — Церковь никогда никаким колдовством не занималась. Хотя есть для нас святые слова, например имя Божие, есть святые молитвы. Можно молиться своими словами, а можно произносить молитвы, написанные древними святыми. Когда мы произносим свои молитвы от всего сердца, молимся с верой и любовью, то мы духовно противостоим злой силе. Мы в молитве обретаем благодатную помощь Божию в борьбе с темным духовным миром. Именно сердечное участие, наша вера и верность Богу, желание быть с Богом, молитва о помощи страждущему человеку являются содержанием наших действий и наших слов, когда мы изгоняем нечистую силу из оглашаемых или одержимых.

    Все православные таинства совершаются по принципу, выраженному словами Христа «по вере вашей будет вам» (Мф. 9: 29). Даже если мы совершили таинство, полностью исполнив чинопоследование, полностью произнесли все слова, то всегда остается вопрос — насколько это таинство будет действенно? Например, причащаясь Святых Христовых Таин, мы всегда молимся, чтобы не в суд и не в осуждение нам было это Святое Причастие. Потому что мы никогда не чувствуем себя достойными или достаточно готовыми к нему. Даже если оно действительно, т. е. совершено правильно, действенность его остается в зависимости прежде всего от воли Божией и от состояния души человека. Никакое таинство нельзя совершить над человеком насильно. Всегда требуется соучастие, синергизм.

    С этой точки зрения нужно оценить то, что совершается при отчитывании. Если одержимый или психически больной хочет, чтобы его отвели на отчитку и там священник помолился над ним, то молитва может быть услышана. Если же он этого не хочет, то затащить его насильно на отчитку, чтобы над ним что-то совершили, — имеет ли это смысл? Из житий святых, из церковного опыта известно, что такие случаи действительно были, но исключительно в отношении людей, полностью одержимых , т. е. людей, которые не имеют никакой свободы воли и сами уже не могут ничего захотеть, не могут причаститься или исповедоваться. Тогда окружающие, видя отчаянное положение такого человека, тащили его даже насильно к святому человеку. В житии преподобного Сергия рассказывается, что бесы уже по дороге к нему оставляли одержимых. А в жизнеописании святого праведного отца Иоанна Кронштадтского имеются свидетельства о множестве случаев, когда к отцу Иоанну приводили или притаскивали одержимого, которого едва удерживали несколько здоровых мужчин. Отец Иоанн устремлялся к нему навстречу со словами: «Именем Господа Иисуса Христа тебе говорю, выйди из него». Бывало, что одержимый человек даже вцеплялся в волосы святому, но он своей горячей молитвой изгонял беса, и одержимый исцелялся. Это описано многими свидетелями. Что здесь, просто волшебные слова? Конечно нет. Такую обещанную Господом власть над злыми духами имеют святые люди.

    На что мы надеемся — на какой-то чин или на то, что совершитель этого чина имеет особую власть над нечистой силой, некий духовный дар? Во втором случае чин не очень-то и нужен. Преподобный Сергий и отец Иоанн Кронштадтский изгоняли бесов безо всяких чинов. Если же дело именно в чине, то возникает вопрос о магии.

    — А если не святой попробует отчитывать?

    — Он рискует попасть в положение семи сынов иудейского первосвященника Скевы, описанное в «Деяниях». Что может делать простой священник? Со смирением, ни в коем случае не считая себя экзорцистом, он может просто помолиться о болящем или одержимом. Священник обо всех болящих может и должен молиться. Но нужно помнить, что наша молитва немощна. Мы можем принести свою веру, любовь, смирение, каяться и умолять Господа о помощи. Если так священник будет молиться, то тогда он может читать любые молитвы из требника. И к такому доброму и смиренному священнику безусловно всегда хорошо пойти. Если же он возомнит, что он гонитель бесов, который сам по себе имеет над ними власть, то это наверняка путь опасной прелести. Во всех этих тонких ситуациях разобраться нелегко, и лучше не судить об этом поспешно.

    — Требуется ли священнику брать на это специальное благословение?

    — Благословение на трудное дело попросить всегда полезно. Но нельзя сказать, что оно является обязательным. Священник получает от епископа дар совершения таинств. Во время крещения, например, священник и оглашает, и заклинает, и изгоняет бесов. Кроме того, священнику дается требник, и в нем есть чин заклинания злых духов. Требником может пользоваться каждый священник без дополнительного благословения епископа.

    — Как же относиться к отчитке мирянам?

    — Это явление существовало всегда. Не в нашей власти ни отменить его, ни распространить. Я не советовал бы выносить категорические суждения. Каждый случай индивидуален. Я вам просто приведу пример. Один очень известный старец жил рядом с другим подвижником, известным на всю Россию экзорцистом. И старец этот к нему на отчитку никого не посылал, но никого не осуждал и никому не запрещал. Вот такой позиции я бы и придерживался.

    Кирилл МИЛОВИДОВ