Когда можно и нельзя ходить на кладбище. Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции? Отвечают священники — на Радоницу

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Отвечает священник Алексей Алексеев

Традиционно на кладбище после Пасхи ходят на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи).

Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. И чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них – субботы второй, третьей и четвёртой недель поста. После Пасхи же первым днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница.

В этот день верующие стараются посетить богослужение в храме и прийти на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших сродниках.

Само слово Радоница созвучно слову «радость». Продолжается самый главный христианский праздник – Пасха, все вокруг радуются Воскресению Христа и Его победе над смертью. И поэтому мы, поминая в этот день своих близких в молитвах, должны, прежде всего, порадоваться вместе с ними о Воскресшем Спасителе, который сошёл в ад и вывел оттуда праведников.

Можно ли ходить на кладбище на Пасху и поминать усопших? Этот вопрос волнует многих, а что говорит церковь: Читайте ответ священника.

Скоро православные люди будут праздновать Светлое Христово Воскресение – праздник Пасхи. В этот день, по традиции, едят куличи и крашенные яйца, а многие также ходят на кладбище, чтобы поминать усопших родственников. Эта традиция сложилась много лет назад, но сейчас церковь говорит, что ходить на Пасху на кладбище нельзя.

Но с другой стороны, власти во многих городах России специально пускают на Пасху на кладбище дополнительные автобусы. Вроде бы и не хочешь, а тебя будто подталкивают! Так можно ли ходить на кладбище на Пасху? А если нельзя, то почему?

Можно ли ходить на кладбище на Пасху: что говорит церковь

Православные священники на самом деле не одобряют посещений кладбища на Пасху, объясняя это тем, что самый светлый для верующих праздник не должен быть омрачен оттенком скорби. В Пасхальную неделю в церквях не поминают усопших, в Светлую Седмицу не служат панихиды. А для умерших в праздничную неделю даже устраивают отпевание по особому чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Ответ священника. А вот протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужской области, в православном журнале «Фома» дает следующий ответ на этот вопрос: «С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение - это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога - все живы. Пасха - день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды».

«Когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения», — говорит Иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на подобный вопрос на портале «Православие.ру ».

Почему появился обычай ездить на Пасху на кладбище

По этому вопросу есть несколько мнений.

Некоторые считают, что обычай ходить на кладбище на Пасху зародился еще до Октябрьской революции. В небольших деревнях погосты располагались рядом с церквями, а церкви были далеко не во всех селах. Верующие за много километров приходили пешком на ночную службу, приносили угощения. А наутро, так как уже прошли большое расстояние, заодно посещали могилы родственников.

Другие считают, что традиция ездить на кладбище на Пасху появилась уже в безбожное Советское время.

Ответ священника. «За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник, – так пишет в журнале «Фома» Сергий Архипов.

Когда ходить на кладбище и поминать усопших, если не на Пасху?

Церковь говорит, что поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи – в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует.

Родительские субботы широко известны в народе. В эти дни принято ходить на кладбища и поминать усопших родственников. Перед Пасхой достаточно многие следуют традиции отдавать почести почившим.

На Пасху принято приветствовать друг друга словами «Христос Воскрес!» и отвечать на приветствие «Воистину воскрес!». Также на Пасху обмениваются крашеными яйцами, устраивают соревнования с катанием их по горкам и многое другое. Но поскольку это христианский праздник, важно помнить, что все веселье связано с воскрешением Иисуса Христа.

Лучше всего для этого дня подходят молитвы, помогающие спасти душу и избавиться от грехов, за что и принял мучения Иисус Христос. Одна из таких молитв равноценной по силе молитве «Отче наш». Раньше ею даже изгоняли бесов. Она называется «Да воскреснет Бог ».

Родительская суббота

В календаре есть даты, обязательно определяющиеся Церковью как дни особого поминовения усопших — родительские субботы. Чаще всего они выпадают именно на предпоследний день недели, что и отражено в названии. Их в году несколько: суббота перед Великим постом (мясопустная), субботы 2,3 и 4 недель Великого Поста, Троицкая Суббота и Радоница (вторник после Фомина Воскресенья, второй вторник после Пасхи). Это не все дни, когда Церковь поминает усопших, более того, они различаются между собой по значимости, поскольку есть даже так называемые вселенские родительские субботы .

Однако в советское время закрепилась традиция посещать кладбища в первый день Пасхи. Многие приводят в порядок надгробия и ограды накануне этого светлого праздника, и по сей день в сознании многих закреплено, что необходимо перед Пасхой поминать души усопших родственников.


Можно ли перед Пасхой посещать кладбище

Пасха — это торжество и радость. Само значение и содержание праздника не соответствует мыслям о поминовении умерших. Ведь Пасха связана с воскрешением Иисуса Христа, освобождением людей от грехов и вечной жизнью с Богом. Фактически, посещение кладбища в эти дни — нарушение правил. Ведь даже в церкви не произносятся заупокойные ектении на протяжении всей пасхальной недели.

Поэтому ближайший день для поминовения — это суббота на Фоминой неделе. Во все остальное время от посещения кладбища лучше воздержаться или как минимум не предаваться на кладбище слезам и унынию и не злоупотреблять спиртными напитками.

Кстати, традицию поминать покойных алкоголем церковь тоже не поощряет. Это действо закрепилось в сознании людей вопреки заветам религии.

Поскольку многие поддерживают традицию обмениваться пасхальными крашеными яйцами, стоит задуматься о том, как покрасить яйца без вреда для здоровья и при этом не тратя много средств. Вам подойдут домашние рецепты, в которых используется только растительные красители из обыкновенных имеющихся в каждом доме овощей, Светлой Пасхи, и не забывайте нажимать на кнопки и

29.04.2016 05:06

Праздник Святой Пасхи пропитан обычаями, которые помогают сблизиться с Богом. Следование традициям поможет сделать вашу...

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших...

Можно ли на Пасху ходить на кладбище – вопрос, волнующих многих людей. Ответ на него единогласен – нельзя. А всё потому, что Пасха – это главный церковный праздник, который с нетерпением ждут верующие люди. Он наглядно доказывает, что жизнь победила смерть. Первым это сделал Иисус Христос. И каждый человек, который идёт за ним, уже имеет вечную жизнь.

В этот день не вспоминают умерших, а радуются и отмечают светлый праздник. На Пасху не принято заупокойных служб. Поездка на кладбище в Воскресение Христово считается грехом. Потому что этот праздничный день, являющийся первым в череде сорока праздничных дней, нужно провести с семьей и близкими. Пасха – праздник живых.

Посещение кладбища на Пасху: история возникновения обычая

У некоторых людей и сегодня появляется желание сходить на Пасху на кладбище. Традиция эта появилась в советское время. Дело в том, посещение кладбища на Пасху до революции 1917 года не практиковалось. В те времена люди шли в церковь, чтобы отстоять службу. Селянам приходилось порой преодолевать немалый путь, чтобы попасть в храм. Церкви в то время строили в основном возле кладбищ и поэтому после службы верующие заодно посещали могилы предков. Наводили порядок на погосте и вспоминали былые времена.

С приходом советской власти большинство церквей разрушили, а посещение уцелевших жестоко каралось. Вот тогда верующие и решили на Пасху посещать кладбища. Такие визиты никто не запрещал. Особенно эта традиция прижилась в деревнях и селах.

Сегодня же священники во всеуслышание сообщают, что ходить на Пасху на кладбище не следует. Ведь для этого есть специально отведенные , например, родительские субботы.

Пасха – это светлый праздник, в который отмечается воскресение Христа из мертвых. Поэтому важно думать о хорошем и радоваться всему, что мы имеем. Ведь то, что Иисус воскрес, доказывает, что смерти нет, а есть только переход в вечную жизнь.

Когда идти на кладбище – до или после Пасхи?

Сходить на кладбище можно до Пасхи. Для этого есть специально выделенные дни – родительские субботы. Во время Великого поста их три. В любой из этих дней можно посетить могилы предков.

После Пасхи на погост идут тоже в специально отведенный день – , который выпадает на вторник после пасхальной недели. Перед посещением кладбища священники рекомендуют сходить в церковь и помолиться за умерших родственников, а уже после этого ехать на погост.

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших – самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, умерший человек не нуждается ни в гробе, ни в кресте, ни в памятнике – все это дань традициям. Вечно живая душа покойного испытывает большую потребность в постоянной молитве. Ведь она уже не может делать добрых дел, которыми бы смогла умилостивить Бога. Вот почему долг любого православного христианина – домашняя молитва за усопшего, молитва на кладбище у могилы.

Особенную помощь оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем идти на кладбище, следует посетить храм. Прийти к началу службы, подать записку с именами усопших для поминовения в алтаре. После Литургии необходимо отслужить панихиду.

Действеннее будет молитва, если поминающий сам в этот день причастится. Также можно подать милостыню нищим, попросив их помолиться об усопших.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище нужно зажечь свечу и ещё раз помолиться за усопшего. Хорошим обычаем является приглашение священника на могилу, который служит заупокойную литию.

На могиле обязательно нужно прибраться. Вспомнить хорошие моменты из жизни покойного. Большинство людей оставляют на могилках конфеты и печенье. Священники утверждают, что делать так не нужно и лучше раздать еду нищим.

Видео: Можно ли ходить на кладбище на Пасху: что говорит церковь?