Политические режимы. Тоталитарные режимы и их основные признаки

Последствия индустриализации и коллективизации.

Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового много-миллионного ядра индустриальных рабочих. Общая чис-ленность рабочих выросла с 8-9 млн в 1928 году до 23-24 млн в 1940 году. С другой стороны, существенно сокра-тилась занятость в сельском хозяйстве: с 80 % в 1928 году до 54 % в 1940 году. Высвободившееся население (15-20 млн человек) перешло в промышленность.

Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предпо-лагал резкое ослабление, если не полное устранение то-варно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способ-ствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.

Тоталитаризм — это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламента-ция со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и сред-ствами вооруженного насилия.

К основным признакам тоталитарного режима относят-ся:

1) верховенство государства, носящее тотальный харак-тер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, ого-сударствить любые проявления жизни;

2) сосредоточение всей полноты государственной поли-тической власти в руках вождя партии, влекущее факти-ческое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государствен-ных органов;

Сущность сталинского тоталитаризма

Главной харак-терной чертой политического режима в 30-е годы стал пере-нос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и кара-тельные органы. Решения XVTI съезда ВКП (б) значитель-но усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйствен-ным управлением, высшее партийное руководство приоб-рело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обя-зали строго подчиняться руководящим центрам партий-ной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в про-мышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функ-ционировали партийные комитеты, чья роль на деле ста-новится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осу-ществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сфе-ру с этого времени стало отличительной особенностью со-ветской политической системы. Выстраивалась своеобраз-ная пирамида партийно-государственного управления, вер-шину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально вто-ростепенная должность генерального секретаря преврати-лась в первостепенную, давая ее обладателю право на вер-ховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппара-та сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «трой-ки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного по-литического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои соб-ственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образует-ся Главное управление государственной безопасности, во-шедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем уч-реждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Политика репрессий: причины и последствия

Опира-ясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий.

По мнению ряда современных историков, репрессивная по-литика на данном периоде преследовала три главные цели:

1) действительное очищение от «разложившихся» от за-частую бесконтрольной власти функционеров;

2) подавле-ние в зародыше ведомственных, местнических, сепаратис-тских, кланоъых, оппозиционных настроений, обеспече-ние безусловной власти центра над периферией;

3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов. Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колон-ну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйствен-ные, партийные, государственные, военные, научно-техни-ческие кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн до 9-10 млн человек.

К каким последствием привела политика массовых репрес-сий? С одной стороны нельзя не признать, что данная поли-тика действительно повысила уровень «сплоченности» насе-ления страны, которое смогло затем объединиться перед ли-цом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель мил-лионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые реп-рессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Обра-зовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинс-кое руководство в 1938 году отказалось от массовых репрес-сий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе сво-ей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

В результате массовых репрессий закрепилась полити-ческая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выд-виженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким об-разом, принятие принципиально важных решений оконча-тельно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).

Периодизация

В эволюции сталинского тоталитариз-ма обычно выделяется четыре этапа:

1. 1923-1934 — процесс становления сталинизма, фор-мирование его основных тенденций.

2. Середина 30-х годов — 1941 год — реализация ста-линской модели развития общества и создание бюрокра-тической основы власти.

3. Период Великой Отечественной войны, 1941-1945 годы — частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост националь-ного самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.

4. 1946-1953 годы — апогей сталинизма, перерастаю-щий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции ста-линизма.

Во второй половине 50-х годов в ходе реализации ре-шений XX съезда КПСС была осуществлена частичная де-сталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.

существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;

Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.



Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.



Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент

Гражданское общество.

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество » и «государство » попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Признаки гражданского права

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

верховенство закона во всех сферах жизни общества:

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность личности и государства;

реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

законность и правопорядок в обществе.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Структура гражданского общества охватывает:

Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

Общественные объединения и организации;

Политические партии и движения;

Сферу воспитания и негосударственного образования;

Систему негосударственных средств массовой информации;

Церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;

Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;

Политическая система представляет собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними;

Духовная система представляет собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения;

Информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации).

Тоталитаризм - что такое? При таком устройстве государство в принудительном порядке регулирует жизнь всей страны. Нет права на самостоятельные мысли или деяния.

Власть контроля и репрессий

Нет таких областей жизни государства, которые бы не хотела контролировать власть. Ничто не должно укрываться от ее пристальных взоров. Если в демократическом понимании правитель должен выражать волю народа, то тоталитарные главы государств не стеснялись производить передовые идеи по своему разумению и навязывать их.

Люди должны безоговорочно подчиняться всем приказам и указаниям, которые поступают свыше. Человеку не предлагаются на выбор идеи и варианты мировоззрения, из которых он может выбрать то, что будет импонировать ему больше всего. Ему навязывали конечный вариант идеологии, которую он должен был принять или пострадать за свои убеждения, ибо не подлежали идеи государства ни оспариванию, ни сомнениям.

Где зародился тоталитаризм

Первым термин «тоталитаризм» начал использовать приверженец Дж. Джентиле. Это произошло в начале 20-го века. Италия - первое поле, где пустила ростки тоталитарная идеология.

Приемником стал Советский Союз, пребывая под правлением Сталина. Также популярна эта модель правления была в Германии, начиная с 1933 года. Каждая страна окрашивала тоталитарную власть теми чертами, которые были свойственны именно данному укладу, однако есть и общие особенности.

Как распознать тоталитаризм

О подобной системе можно говорить, если вам встретятся следующие черты тоталитаризма:

1. Как правило, провозглашают официальную идеологию. Все должны выполнять правила, предписанные ею. Контроль тотален. Похоже, будто полицейские следят за узниками или преступниками. Суть тоталитаризма заключается в том, чтобы найти злоумышленников и помешать им творить действия, которые могут повредить государству.

2. Органы власти могут всецело диктовать, что разрешено, а что - нет. Любое неповиновение строго карается. В основном функции надзирателя выполняет партия, устанавливающая монополию на управление страной.

3. Особенности тоталитаризма состоят в том, что нет такой сферы человеческой жизни, которая бы не подверглась наблюдению. Государство отождествляется с обществом для пущего контроля и регламентации. Ни в коей форме не дает ответа тоталитаризм, личности, право на самоопределение.

4. Демократические свободы здесь не пользуются популярностью. Человеку остается очень мало пространства для собственных интересов, устремлений и желаний.

По каким признакам можно определить тоталитаризм

Наиболее характерными для этой системы управления являются следующие признаки:

1. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм - все это разные режимы. В том устройстве, которое мы рассматриваем, свобода не то что не берется в расчет как необходимость для человека, но и считается чем-то неприличным, деструктивным и разрушительным.

2. Черты тоталитаризма включают в себя наличие идеологического абсолютизма. То есть свод правил и идей, выработанный правящей верхушкой, возводится в рамки божественной нерушимой истины, аксиомы, которую нет никакой возможности оспорить. Это то, что нельзя изменить. Так было и так будет, потому что это правильно, и иначе быть не может. Демократия и тоталитаризм откровенно враждуют.

Нерушимая власть

Если при более свободных схемах власти можно менять правителей, вносить свои предложения и комментарии, то в ситуации единовластия конкретной партии даже мысль о подобных переменах наказуема вплоть до ссылки или даже казни. Так что если кому-то что-то не нравится, это его проблемы, и лучше об этом помалкивать для собственной же безопасности.

Есть единая партия, которая лучше знает, как должен жить народ. Она создает специальные структуры, шаблоны и схемы, по которым должно работать общество.

Жестокость управления

Понятие тоталитаризма не включает в себя бережное и заботливое отношение к гражданам. Организуют террор, возможны репрессии и прочие устрашающие действия. Характерна жестокость. Партия всесильна и неоспорима. Народ - зависимый и ведомый.

Власть держит за своей спиной силовую структуру, которая всегда сможет помочь своими услугами по притеснению граждан. Запуганные люди повинуются и подчиняются. На самом деле, как правило, большинство народа ненавидит подобную власть, но боятся открыть рот и заявить об этом.

Монополизирует правление в свою пользу тоталитаризм. Что такое граждане страны обычно не знают. Контролируются все информационные источники. Люди не узнают больше, чем хотелось бы правящим лицам.

Информационная скованность

Все СМИ служат партии и распространяют только ту информацию, которая должна быть обнародована. Инакомыслие жестоко карается и пресекается очень быстро. Все, что остается - обслуживать власть имущих.

Тоталитаризм - режим, при котором экономика контролируется централизованно и характеризуется командно-административным характером. Она принадлежит государству, выражает цели политики, а не отдельных лиц или предприятий.

Страна постоянно живет в состоянии готовности к войне. Если поселиться в государстве, где царит тоталитаризм, вы вряд ли узнаете. Создается ощущение, будто живешь в военном лагере, со всех сторон которого враги. Они пробираются в ваши ряды и готовят вражеские планы. Либо ты уничтожаешь, либо уничтожают тебя.

Такую нервную обстановку создают главы стран своим гражданам. При том пропагандируется идея лучшего будущего, рисуется маяк, на чей свет люди должны идти. И только партия знает, как это сделать. Именно поэтому ей нужно всецело довериться и следовать приказам, если не хочешь потеряться, сойти с дороги и быть растерзанным хищными зверями, которые так и околачиваются вокруг, полные жажды крови.

Корни тоталитарной политики

Тоталитаризм кратко можно описать как свежее веяние прошлого века. Благодаря техническим достижением, стала доступной массовая пропаганда. Теперь есть больше возможностей для принуждения и подавления. В большинстве случаев такая смесь получается при сочетании экономических кризисов и связанных с ними периодов, когда особо высоко и активно промышленное развитие.

Тогда до культуры, социальных структур и прочих вещей, относящихся более к духовному и возвышенному спектру, никому особо дела нет. На повестке дня борьба за дележ территорий.

Человеческая жизнь теряет ценность в глазах самих людей, они готовы идти по головам и жертвовать чужими жизнями. Для того, чтобы столкнуть народные массы лбами, им нужно промыть мозги, лишить возможности мыслить, превратить в стадо, пришпорить, как лошадей, и погнать на достижение собственных целей.

В таких плачевных условиях человек - все-таки живое, думающее и чувствующее существо, как бы это не мешало партии - ощущает себя плохо и потерянно, ему хочется понимания и покоя. Он ищет защиты.

Волк в овечьей шкуре

Рушатся старые традиции. Царит насилие и вандализм в прямом смысле слова. Самое интересное, что варварство подается под благородным предлогом заботы и опеки. Ведь впереди светлое будущее, нужно лишь потерпеть.

Не верите партии? Придется избавиться от такого человека, иначе он своими умными мыслями отвлечет страну от достижения новых пиков развития.

Люди видят в своем правлении добро и зло, покровителя и терзателя. Это как отчим, который бьет ребенка. Он вроде и мороженное иногда покупает, и на аттракционы водит, но пятой точке от этого все равно не легче. Так что лучше бы не водил, а оставил в покое.

Людям хочется этой самой отцовской защиты, но в качестве бонуса они получают еще и ремень с огромной железной бляхой, который очень больно бьется. С помощью такой дисциплины должны быстро решаться социальные проблемы, но на деле появляются новые.

Большие скопления людей поддерживают партию, но сами же перед ней несут ответ, она же и связывает им руки в момент, когда хочется немного свободы. Народ сам возводит идола на пьедестал, гнет перед ним спину, боготворит и боится, любит и ненавидит. В основе этого лежит еще и желание отдать ответственность в одни руки. Но кто же согласится принять на себя большие обязанности без возможности извлечь из этого свободу властвовать и управлять бесконтрольно?

Видимый мотив

Чтобы убедить людей в правильности происходящего, говорят о теориях общей воли. Таким образом, один класс или нация должны воплотить все желания и идеалы человечества.

Инакомыслие в таком случае отвлекает людей с верного пути и должно быть искоренено, ведь слишком многое стоит на кону, просто нельзя допустить отвлечение от главной цели. Свободы и права человека имеют все меньше значения.

Все более пышно цветут утопические идеи, в которые верят, надеясь, что еще удастся дожить до их воплощения. Когда-то в счастливом будущем будет построено прогрессивное общество. Ну а сейчас для этого нужно немного поднапрячься и пролить пару капель крови тех, кто не понимает важности операции и осмеливается мешать ее ходу.

Тоталитарные системы, как правило, царствуют в тех государствах, где склоняются к идеологиям диктатуры и коммунизма. Муссолини - главарь фашистов в Италии - первым ввел это определение в обиход. Именно им государство было провозглашено главной ценностью для всех граждан, усилился контроль и репрессии.

Близкие схемы правления

Встречались даже примеры того, как абсолютный контроль сочетался с некоторыми свободами и авторитарной властью.

Под тоталитарной демократией подразумевается тот период, когда проводились массовые репрессии с Советском Союзе. Проходила повсеместная слежка, в которой принимали участие представители самых разных слоев населения. Целью наблюдения была частная жизнь сослуживцев, людей, живущих по соседству или родственников. Тогда широко использовалось понятие «враг народа», которым клеймили провинившихся на частых собраниях. Это считалось относительно демократическим стилем правления. Люди верили в целесообразность подобных акций и охотно принимали в них участие.

Что касается тоталитарного авторитаризма, эта форма власти имеет место тогда, когда не делается опора на силы широких масс. Повсеместный контроль ведется уже другими методами, преимущественно военными, присутствуют черты, характерные для диктатуры.

Общность и отличительные черты тоталитарных и авторитарных политических режимов.

Характеристика тоталитарного режима будет не полной, если не попытаться сделать сравнительный анализ его с режимом авторитарным. Назовем общие характерные черты тоталитаризма и авторитаризма :

Власть сосредоточена в руках правящей верхушки, принцип разделения властей игнорируется;

Не работает принцип выборности властных органов, хотя формально выборы могут и проводиться;

В деятельности государственных органов преобладают методы подавления, пресечения, репрессий и исключены из практики методы либерализма, сдерживания, достижения компромиссов;

Политические противники режима подвергаются преследованиям и репрессиям;

Права и свободы граждан обозначены лишь формально, при этом они значительно урезаны и ничем не гарантированы;

Средства массовой информации подконтрольны властям, существует официальная и скрытая цензура;

Права меньшинства ничем не защищены.

Однако эти общие моменты охватывают в основном чисто внешние признаки, не касаясь сущностных характеристик политических режимов. Поэтому необходимо четко обозначить существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;

Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.

Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.

Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент.

При всей своей сложности и многовекторности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, самых главных, отражающих суть этого режима признаков. К этим характеристикам относятся следующие:

1. Тоталитаризм всегда испытывает очень серьезные проблемы с легитимностью власти . Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов. Установлению тоталитаризма обычно предшествуют революции, государственные перевороты, мятежи, путчи, узурпация власти и т.д. Таким образом тоталитарный режим не получает мандат народа и поэтому не может считаться легитимным.

2. Происходит абсолютное отчуждение подавляющего большинства населения от возможности не только формировать власть, но и влиять на власть, контролировать государство. В результате этого государство получает в свое распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество, происходит полное огосударствление не только политической сферы, не только социальных и экономических отношений, но также научных, культурных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и всех иных отношений. Власть устанавливает жесточайший контроль над литературой и искусством, насаждает в обществе новую, государственную мораль и нравственность.

3. Логичным завершением тотального контроля государства над страной является огосударствление личности, превращение граждан тоталитарного общества в государственных крепостных или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства. Тоталитарному государству это необходимо для воссоздания системы, которая позволяла бы принудительно изымать рабочую силу граждан в пользу государства методами прямого внеэкономического принуждения.

4. Для того, чтобы обеспечить такую эксплуатацию граждан, государством создастся организованная система внутреннего террора власти, против собственного народа. Чтобы обеспечить решение этой задачи,власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства. Это подогревается искусственно нагнетаемой атмосферой шпиономании, поиском многочисленных внутренних и внешних врагов, создания в общественном сознании представления о якобы постоянно существующей для страны угрозы из вне, создание атмосферы осажденного лагеря, что в свою очередь требует усиления милитаризации общественной жизни, милитаризации экономики, увеличения степени ее проникновения во все общественные и государственные организации.


5. В этой ситуации в стране фактически исчезает правовая система. Вместо нее создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению.

На основе такой системы законодательства часто создаются институты внесудебной расправы государства над гражданами, создаются особые или чрезвычайные суды и т.д., которые получают право по своему усмотрению решать судьбы людей. Гражданин тоталитарного общества может быть осужден не только за то, что он совершил, но и за то, что он мог иметь намерение совершить нечто предосудительное с точки зрения власти, а также за свое социальное происхождение, имущественное состояние, идейные убеждения, родственные или дружественные связи и т.п.

6. В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках вождя, его ближайшего окружения. Практическая реализация директив высшего политического руководства осуществляется партийно-государственной бюрократией, которая в своей деятельности руководствуется не законами, а прежде всего секретными циркулярами, указами, постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. В тоталитарном государстве полностью отсутствует принцип разделения властей.

7. Для тоталитарного режима характерно существование одной безраздельно властвующей, политической партии. Благодаря жесткой системе производственно-территориального принципа функционирования и устройства, эта политическая партия охватывает всю страну, пронизывает при помощи первичных партийных организаций все государственные и общественные структуры, все предприятия, систему образования, здравоохранения, культуру и т.п.

Создавая многочисленный партийный бюрократический аппарат и получая тотальный контроль над кадровой политикой, такая политическая партия, сращивается с государством, возвышается над ним, становится выше законов, общества, морали. Это создает идеальную среду для многочисленных злоупотреблений властью и деньгами, для создания системы всеобщей и тотальной коррумпированности. Легальная политическая оппозиция в стране отсутствует, власть опирается, на насилие или постоянную угрозу насилия. Одна из опор власти - системное оболванивание граждан, тотальное “промывания мозгов”.

8. Характерной особенностью тоталитарного режима является создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога.

9. Политизация и идеологизация всех процессов и отношений в обществе экономических, социальных, культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и т.п.

10. Власть тоталитарного режима в своей социальной политике стремится проводить принцип “разделяй и властвуй”. С этой целью общество делится на “исторически прогрессивные” и “исторически реакционные” классы и социальные группы, потенциально опасны для общества. Результатом такой социальной политики является противопоставление одних социальных групп другим (по национальному, этническому, религиозному, социальному признакам, имущественному положению и т.п.).

11. Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.

Это влечет крайнюю нетерпимость по отношению к любым формам инакомыслия, расправу с любыми носителями такого инакомыслия. Свой политический и государственный строй объявляется единственно правильным, спасителен всего человечества, которое “неразумно” противится своей интеграции в систему тоталитарных ценностей. Утверждается высокомерно-снисходительное или враждебно-подозрительное отношение ко всему иностранному вследствие самоизоляции тоталитарного общества от внешнего мира, закрытости, от мировой цивилизации.

12. Экономический строй тоталитарного общества опирается на всеобъемлющее господство государственной собственности, которая функционирует в режиме жесткой плановой экономической системы. Широко применяются методы прямого насилия государства по отношению к негосударственному производителю, господствует неадекватная оплата труда занятых по найму или полностью бесплатное присвоение рабочей силы государством.