Содержание палаты номер 6. глава. Воззрения Рагина

«Палата номер 6» – одно из самых знаменитых произведений русского классика Антона Павловича Чехова. Культовая повесть рассказывает историю обитателей одной захолустной больницы для душевнобольных. На самом же деле медицинское учреждение является мастерской аллегорией на современную Россию.

«Палата номер 6» – одна из 19 повестей, написанных Чеховым за его творческую карьеру. Она входит в число самых знаменитых на ряду со «Степью», «Драмой на охоте», «Скучной историей», «Дуэлью». Произведение было опубликовано в 1892 году в журнале «Русская мысль». «Палата №6» создавалась как бы по наитию, просто из-за необходимости написать что-то. В письме Иерониму Иеронимовичу Ясинскому, писателю, литературному критику, журналисту, Чехов сообщал, что кончает неимоверно скучную повесть, в которой полно рассуждений, отсутствует женщина и элемент любви.

Как бы не хулил свое творение писатель, «Палата №6» произвела огромный резонанс. Со временем выражение «палата №6» стало нарицательным. Его используют в том случае, ели хотят дать характеристику чему-то ненормальному, из ряда вон выходящему.

Чехов «Палат номер 6»: краткое содержание

В забытом богом уездом городке, которых можно найти огромное множество на карте необъятной России, находится больница для душевнобольных. Там, в старом флигеле, есть палата под номером шесть. У лечебного заведения удручающий вид: положенная невесть когда штукатурка осыпалась и покрывает стены уродливыми кусками, крыша поржавела. Все здесь, даже гвозди перекошенного серого забора, имею окаянный вид. Грязные окна шестой палаты наглухо закрытыми толстыми прутьями железных решеток, от чего больница походит на тюрьму.

В палате №6 пять пациентов:

Первый – худощавый мещанин с рыжими усами и заплаканными глазками. Днями напролет он сидит, подпирая голову кулачком, глядит в одну точку и о чем-то грустно вздыхает.

Второй – толстяк с тупым бессмысленными лицом. Он не реагирует ни на что, ни с кем не говорит и, кажется, окончательно утратил способность мыслить.

Третий – худой блондин с добреньким и в то же врем хитреньким лицом. У него мания величия, блондин очень словоохотлив, он обожает рассказывать всем подряд о своих выдуманных достижениях, совершенных в прошлой жизни, до того, как он попал в больницу.

Четвертый – дурачок Мойсейка. Этот старик с острой бородкой и курчавыми черными, как у негра, волосами, тронулся умом лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Мойсейка очень добр, бескорыстен, услужлив, щедр.Таких, как он, обыкновенно называют блаженными, божьими людьми.

Пятый обитатель палаты – Иван Дмитриевич Громов – единственный интеллигент среди пациентов. Ему 33, он бывший судебный пристав, официальный диагноз – мания преследования. Именно в лице Громова главврач больницы Андрей Ефимович Рагин находит отличного собеседника.

Андрей Ефимович Рагин – талантливый врач, просаживающий свои жизненные силы и талант в захолустном городе и ужасной больнице. Видя плачевное состояние лечебного заведения, главврач принимает решение ничего не менять, потому что не видит смысла в жалких попытках одного человека изменить к лучшему то, что нуждается в коренной переработке. Вскоре образ жизни Рагина сводится к водке с огурцами, пустым разговорам с почтмейстером Михаилом Аверьинычем и чтению книг. Но однажды доктор Рагин зашел в палату №6, где у него завязался разговор с пациентом Громовым.

Несмотря на то что Громов находился по ту сторону больничной решетки, он призывал бороться за свои права и страстно жаждал изменить мир к лучшему. Философия пациента из шестой шла вразрез с теорией созерцательности, которой придерживался Рагин. Однако дискуссия с интеллигентным умным человеком так заинтересовала и взволновала доктора, что он стал наведываться в палату практически каждый день, чтобы поговорить со своим любимцем.

Такое поведение доктора не могло не привлечь внимание, и вскоре по больнице поползли слухи, что доктор сошел с ума. Распространению клеветы немало поспособствовал уездный врач Евгений Федорович Хоботов, активно претендующий на место Рагина. В конце концов Андрею Ефимовичу предлагают «уйти в отпуск». Рагин прекрасно понимает, что его выживают. Это подрывает его душевные силы, он становится импульсивным, раздражительным и однажды выставляет своих друзей из квартиры.

Вскоре Раина приглашают на консилиум в больницу. Хоботов обманом заманивает Рагина в палату №6 и оставляет там. Сторож Никита, специализирующийся в большей степени на жестоком избивании пациентов, приносит больничную форму и бьет разжалованного доктора в лицо. Андрей Ефимович понимает, что его жизнь и философия дали трещину. Рагин больше не видит смысла в существовании, а потому жизнь уходит из него – вскоре Рагин умирает от апоплексического удара.

Главная идея

Полемика Громова и Рагина зиждилась на столкновении двух точек зрения. Рагин позиционировал себя в качестве созерцателя. Он называл жизнь суетой сует и не считал целесообразным вмешиваться в текущий ход событий. Смысла бороться нет. Громов, напротив, считал, что жизнь – это борьба. Мыслящий человек не может оставаться в стороне, когда вокруг творится хаос когда страдают другие люди. Пациент называл философию доктора «философий российского лежебоки». «Удобная философия, – с пылом отмечал Громов. – И совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».

Общество в миниатюре

Автор подводит читателя к осознанию – серьезные общественные проблемы касаются каждого человека. Жизнь не изменится к лучшему до тех пор, пока люди будут оставаться глухи, пока будет существовать понятие «чужое горе».

Чехов наблюдает за дискуссией своих героев как бы отстраненно, позволяя высказаться и доктору, и его пациенту. Однако финальные события повести доказывают несостоятельность рагинской философии. Непредсказуемая жизнь может повернуться так, что ты окажешься в положении угнетенного, и тогда философствовать начнут другие, в то время как ты будешь слезно просить о помощи.

Анализ произведения

Отталкиваясь от центральной идеи действия и бездействия, Чехов также препарирует актуальные общественные и философские проблемы:

  • насилия над человеческой личностью;
  • права и бесправия;
  • ценности жизни человека (быть точными, проблема обесценивая жизни);
  • бесправия современных людей (угнетенному, обездоленному, несправедливо обвиненному просто негде искать защиты).

Чеховская палата №6 – это уменьшенная копия современной России. Обитатели палаты и больницы – граждане России, из которых состоит общество. В нем есть место несчастным обездоленным, слепцам-тугодумам, блаженным дурачкам (Мойсейка), палачам, тупым воякам (сторож Никита), лицемерам и карьеристам (Хоботов), безответственным гулякам (почтмейстер), праздным философам (Рагин) и, конечно же, восторженным романтикам, отчаянным смельчакам (Громов). Кстати говоря, благодаря последним наш мир все еще существует.

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый - «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Моисейка, весёлый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьёт больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определённого момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвёртый обитатель - «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьёт. Пятый и последний обитатель - «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжёлая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит ещё и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведётся о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошёл ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идёт извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьёт Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадёжности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный лесом репейника и крапивы, неоштукатуренный, с ржавой крышей. Это – палата № 6, помещение, где содержатся сумасшедшие.

В сенях палаты лежит на куче старых матрацев и халатов сторож Никита, старый отставной солдат. Его лицо с красным носом имеет выражение степной овчарки. Больше всего на свете Никита любит порядок. Он бьет помешанных по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка.

За сенями находится большая комната с закопчённым потолком, где стоит страшная вонь. В ней на кроватях лежат пятеро сумасшедших. Из них первым привлекает взор жид Мойсейка, неугомонный живой старик с острой бородкой, который потерял рассудок лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Ему единственному, как безвредному дурачку, разрешают выходить из палаты и даже гулять в городе, где он собирает милостыню.

Рядом с ним лежит Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трех, из благородных, бывший чиновник, одержимый манией преследования. Гримасы его странны и болезненны, но тонкие черты лица разумны и интеллигентны. Они выражают глубокие душевные страдания. Он часто ходит из угла в угол палаты № 6, при этом внезапно останавливается и как будто бы хочет сказать своим товарищам что-то очень важное. Часто он и начинает говорить. В речах его преобладают темы о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о будущей прекрасной жизни.

А. П. Чехов. «Палата № 6». Аудиокнига

Чехов «Палата № 6», глава II – краткое содержание

Отец Ивана Дмитрича, зажиточный чиновник, был отдан под суд за подлоги и растраты и вскоре умер в тюремной больнице. Всё его имущество конфисковали. Иван Дмитрич с матерью остались без средств. Юноше пришлось добывать пропитание дешёвыми уроками. Большую часть заработанного он отдавал матери, пока та не умерла. По натуре Иван Дмитрич был чрезвычайно склонен к душевным волнениям. Он часто негодовал на то, что в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов. О женщинах и любви он всегда говорил страстно, с восторгом, но ни разу не был влюблен. Иван Дмитрич много читал и был в городе чем-то вроде ходячего справочного словаря.

Чехов «Палата № 6», глава III – краткое содержание

Однажды осенью Иван Дмитрич встретил в переулке двух арестантов в кандалах, которых вели четыре конвойных с ружьями. Ему вдруг почему-то показалось, что его тоже могут заковать в кандалы и таким же образом вести по грязи в тюрьму. Им овладела душевная тревога. Иван Дмитрич не знал за собой никакой вины, но разве не возможна клевета или судебная ошибка?

Вскоре он совсем уверился, что его могут арестовать каждую минуту. Все проходившие мимо окон и входившие во двор казались ему шпионами и сыщиками. В ожидании ареста Иван Дмитрич перестал спать. Весной, когда сошел снег, в овраге близ города нашли двух убитых. Ивану Дмитричу показалось, что в убийстве непременно обвинят его. Он спрятался в погреб и просидел там два дня. Когда к его хозяйке пришли печники, Иван Дмитрич возомнил, что это переодетые полицейские, вышел из квартиры и в ужасе побежал по улице. Его задержали и вскоре поместили в палату № 6.

Чехов «Палата № 6», глава IV – краткое содержание

С правой стороны от Ивана Дмитрича в палате лежит оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом. От него постоянно идёт смрад. Никита, убирающий за ним, бьет его страшно, со всего размаха, а это отупевшее животное не отвечает на побои ни звуком, ни движением, а только покачивается, как тяжелая бочка.

Ещё один обитатель палаты № 6 – мещанин, некогда служивший на почте. Он мечтает получить какой-нибудь орден, верит, что ему дают то один, то другой из них, и по секрету рассказывает о своих наградах Ивану Дмитричу.

Чехов «Палата № 6», глава V – краткое содержание

Больничный доктор, Андрей Ефимыч Рагин, человек высокого роста, широкий в плечах, но по натуре тихий и деликатный. Одевается он довольно небрежно, проявляя полное невнимание к свой наружности.

Приехав в город, Андрей Ефимыч застал в больнице полную антисанитарию и расцвет воровства. Он слегка исправил положение, но далеко в своих мерах не пошёл, ибо не имел сильного характера. Рагин никогда ни на кого не кричит и даже со своей служанкой разговаривает конфузливо. В первое время он лечил больных весьма усердно. Но видя, что число их от этого мало уменьшается, опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день.

Чехов «Палата № 6», глава VI – краткое содержание

В больнице Андрею Ефимычу помогает фельдшер Сергей Сергеич, человек, который религиозен до ханжества, но и сильно себе на уме. Андрей Ефимыч чувствителен и давно не делает никаких операций. Вид крови его неприятно волнует.

Дома Андрей Ефимыч много читает и больше всего любит сочинения по истории и философии. Прочитанное он подолгу обдумывает. Частый гость у него дома – почтмейстер Михаил Аверьяныч, который уважает доктора, но к прочим городским обывателям относится свысока. С Михаилом Аверьянычем Андрей Ефимович обыкновенно заводит беседы о том, что в городе совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную и интересную беседу. Интеллигенция не возвышается над пошлостью. Андрей Ефимович сожалеет, что по воле отца сделался врачом, а не пошёл по гуманитарной стезе. Жизнь, по его мнению, есть досадная ловушка, где человек не может найти смысла своего существования, пока к нему – против его воли – не приходит смерть.

Михаил Аверьяныч, когда-то служивший в кавалерии, соглашается с доктором насчёт ничтожества нынешнего общества, но считает это не вечной, а появившейся лишь в современности болезнью. Человек пожилой, он любит хвалить старые времена, кавказскую войну, походы, приключения, стычки, честь и взаимовыручку.

Чехов «Палата № 6», глава VII – краткое содержание

После ухода почтмейстера Андрей Ефимович опять садится за чтение, умиляется почерпнутыми из книг сведениями о могуществе человеческого ума и сетует на то, что любого мыслителя ждёт неизбежная смерть, от которой сама его жизнь и умственные усилия делаются как будто бессмысленными. Он восхищается успехами, сделанными в последние годы медициной, открытиями Пастера и Коха, однако тут же к нему приходит грустное осознание: болезненность и смертность после них все те же; остаются возможными такие уродливые вещи как его собственная больница и палата № 6. Андрея Ефимовича искренне мучает мысль о том, что он, в сущности, зазря получает жалование – как и большинство чиновников.

Чехов «Палата № 6», глава VIII – краткое содержание

Года два тому назад земство расщедрилось и увеличило на 300 рублей в год сумму содержания городской больницы. На помощь Андрею Ефимычу был приглашен городом молодой уездный врач Евгений Федорыч Хоботов. Это человек не особенно знающий. Рекомендации больным он выписывает из популярной книги рецептов и в больнице тоже бывает редко. Евгений Федорыч завидует своему пожилому начальнику Андрею Ефимычу и охотно занял бы его место.

Чехов «Палата № 6», глава IX – краткое содержание

В один мартовский вечер Андрей Ефимыч увидел Мойсейку, который возвращался в калошах на босу ногу со сбора милостыни. Он вошёл за ним в палату № 6 и велел Никите передать смотрителю: Мойсейке надо выдать сапоги.

Иван Дмитрич, увидев врача, приподнялся с кровати. С красным от гнева лицом он обозвал Андрея Ефимыча проклятой гадиной, которую надо утопить в отхожем месте, ибо он и ему подобные держат в сумасшедших домах здоровых людей.

Доктор стал успокаивать Ивана Дмитрича, говоря: если даже он отпустит его, то горожане или полиция всё равно непременно вернут назад. Врач убеждал больного не роптать, подняться выше своего несчастья и думать о прекрасном будущем, где не будет ни тюрем, ни домов для умалишённых. Иван Дмитрич высмеял такую философию, сказав, что учить бесстрастию могут лишь довольные и сытые люди, которые не знают жизни и не испытали истинного страдания. Как ни уверен был Андрей Ефимыч в теориях, которые он давно исповедовал, страстная речь больного заронила в глубину его души каплю сомнения. Он понял, что познакомился с умным и интересным человеком, и решил сходить к нему еще раз при первой возможности.

Чехов «Палата № 6», глава X – краткое содержание

На следующий день доктор Рагин опять пришёл поговорить с Иваном Дмитричем. Тот встретил его враждебно и стал жаловаться, что в палате № 6 нестерпимо гадко. Андрей Ефимыч вновь стал настаивать: «Между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы. Мудрец презирает страдание; он всегда доволен и ничему не удивляется». Иван Дмитрич возразил: «Органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое раздражение – слезами, негодованием, отвращением. Чем выше организм, тем он восприимчивее и энергичнее реагирует на действительность, а не наоборот». Иван Дмитрич обвинил доктора в том, что он просто не знал в своей жизни страданий, поэтому так уверен в лёгкости их преодоления. Всю жизнь он сидел в тепле да в тишине, копил деньги, книжки почитывал и услаждал себя размышлениями о разной возвышенной чепухе.

Несмотря на резкие слова Ивана Дмитрича, беседа с ним доставила Андрею Ефимычу большое удовольствие. Характеристику, которую дал ему сумасшедший, доктор признал блестящей.

Чехов «Палата № 6», глава XI – краткое содержание

Доктор стал ходить во флигель каждый день и часто спорил с Иваном Дмитричем до темноты. По больнице разнесся слух: Андрей Ефимыч зачем-то посещает палату № 6. Раз доктор Хоботов, разыскивая Рагина, узнал, что он пошел к душевнобольным. Войдя во флигель и чуть приоткрыв дверь в палату, Хоботов услышал серьёзную философскую беседу своего начальника с больным. Он усмехнулся. Пожал плечами и стоявший рядом Никита. На следующий день Хоботов привёл подслушивать фельдшера Сергея Сергеевича. Оба они согласились в том, что Андрей Ефимыч сошёл с ума.

Чехов «Палата № 6», глава XII – краткое содержание

После этого Андрей Ефимыч стал замечать, что окружающие люди стали шептаться, глядя на него. Друг-почтмейстер Михаил Аверьяныч почему-то смотрел на него печально и разными намёками советовал бросить пить. Один раз Рагина попросили прийти к городскому голове. Там он увидел Хоботова, ещё одного доктора, жившего вёрст за 30 отсюда, и нескольких видных городских деятелей. Андрею Ефимычу стали задавать странные вопросы, и он внезапно понял: это – комиссия, назначенная для освидетельствования его умственных способностей. Из характера вопросов явствовало полное невежество «экзаменаторов» в психиатрии. Тем не менее, Рагину намекнули, что ему пора бы на пенсию.

Михаил Аверьяныч предложил Андрею Ефимычу «для пользы здоровья» съездить и поразвлечься вдвоём куда-нибудь. Мысль уехать ненадолго из города, где глупые люди считают его сумасшедшим, улыбнулась доктору, и он согласился.

Чехов «Палата № 6», глава XIII – краткое содержание

Перед отъездом Рагин легко принял предложение подать в отставку. Вместе с Михаилом Аверьянычем он поехал в тарантасе на железнодорожную станцию. Но в пути почтмейстер быстро надоел доктору своей бесцеремонностью. Он без умолку рассказывал о своих поездках по Кавказу и Царству Польскому, в общественных местах приставал с болтовнёй ко всем, так что Рагин уже с досадой думал: это его, а не меня следовало бы признать сумасшедшим. В обращении со слугами Михаил Аверьяныч проявлял сильные барские замашки.

Они приехали в Москву и ходили там смотреть достопримечательности.

Чехов «Палата № 6», глава XIV – краткое содержание

Беспрерывные разговоры почтмейстера вконец вымотали Андрея Ефимыча. Рагин стал прикидываться больным, чтобы избавиться от общества этого недалёкого человека. В Москве и Петербурге он целыми днями лежал на диване, а Михаил Аверьяныч бродил по городу. Рагин не без удивления чувствовал теперь, что его пробирает действительность, о которой говорил Иван Дмитрич.

Почтмейстер уговорил доктора поехать ещё и в Варшаву. Там Михаил Аверьяныч несколько раз не ночевал дома. После одной из таких ночей он пришёл сильно возбуждённым, признался Рагину, что проигрался, и попросил у него 500 рублей. Андрей Ефимыч молча вынул деньги и отсчитал эту сумму.

Когда приятели вернулись в свой город, прежнее место Рагина уже занимал Хоботов. Андрею Ефимычу пришлось освободить для него и больничную квартиру, а себе искать другую. Всех денег у него оставалось 86 рублей. Михаил Аверьяныч, узнав об этом, заплакал, но долга доктору он пока отдать не мог.

Чехов «Палата № 6», глава XV – краткое содержание

Андрей Ефимыч снял две комнаты в маленьком домике мещанки Беловой. Он по-прежнему читал свои старые книги и журналы, а на новые уже не хватало денег. Два раза он ходил в больницу к Ивану Дмитричу, но тот был очень зол и выгонял бывшего доктора. Пенсии Рагин не получил. Хоботов изредка посещал его, принося успокоительное. Приходил Михаил Аверьяныч со своими шутками и анекдотами, которые Андрею Ефимычу было всё труднее выносить.

Рагин пытался заставить себя смотреть на страдания и нужду философски. Внушал себе, что они – тлен, ибо через миллион лет жизнь на земном шаре погибнет, и не останется даже воспоминания о счастье и муках, о добре и зле. Но такие рассуждения, которые он некогда излагал и Ивану Дмитричу в палате № 6, теперь помогали всё хуже.

Чехов «Палата № 6», глава XVI – краткое содержание

Однажды случилось так, что почтмейстер и Хоботов пришли к нему одновременно. Михаил Аверьяныч как всегда наигранно похохатывал, а Хоботов обещал: Рагин «поправится и будет жить сто лет». Отвращение к их ничтожеству охватило Андрея Ефимыча до глубины души. Он стал кричать на гостей, называть глупыми и пошлыми людьми, швырнул за порог принесённую Хоботовым склянку с бромистым калием.

Всю ночь потом он не мог уснуть со стыда и досады, а утром отправился к почтмейстеру извиняться. Тот был рад, растроганно жал ему руку, но советовал лечь в больницу для лечения.

В тот же день вечером к Рагину как ни в чём не бывало пришёл Хоботов и пригласил его «на консилиум». Думая, что коллега хочет дать ему заработать, Андрей Ефимыч пошёл за ним. Хоботов привёл его в палату № 6, где у одного больного, якобы, произошло осложнение со стороны легких. Когда они вошли туда, Хоботов сказал, что ему нужно сходить за стетоскопом, и вышел, оставив Рагина внутри.

Чехов «Палата № 6», глава XVII – краткое содержание

Хоботов больше не вернулся. Вместо него появился Никита. Он принёс Андрею Ефимычу больничный халат и показал кровать, на которой ему теперь предстоит спать. Рагин всё понял. Он переоделся в новое бельё, пахшее копчёной рыбой, и уселся на постель, внушая себе, что между домом мещанки Беловой и палатой № 6 нет никакой разницы. Руки его, однако, дрожали.

Через некоторое время проснулся Иван Дмитрич. «Ага, и вас засадили сюда, голубчик! – проговорил он злым голосом. – Проклятая жизнь! И что горько и обидно, ведь эта жизнь кончится не наградой за страдания, не апофеозом, как в опере, а смертью; придут мужики и потащат мертвого за руки и за ноги в подвал».

Чехов «Палата № 6», глава XVIII – краткое содержание

Рагиным овладело отчаяние. Он потряс решётку на окне, но она не поддалась. Сев на постель Ивана Дмитрича, доктор признался, что пал духом. Иван Дмитрич насмешливо посоветовал ему пофилософствовать. Рагин признавал теперь, что раньше он философствовал от неудовлетворённости убеждая себя, как мелюзга, в истинности красивых теорий, но едва ощутив теперь грубое прикосновение жизни, сразу осознал их ничтожество и впал в прострацию. Доктору страстно захотелось выйти из палаты № 6. Но когда он направился к двери, её захлопнул и подпёр с той стороны спиной Никита, заявив, что нечего заводить беспорядков.

Рагин стал стучать в дверь и кричать. Ему помогал Иван Дмитрич. Никита быстро отворил дверь, и ударил Андрея Ефимыча кулаком по лицу, а потом ещё два раза в спину. Рагин рухнул на постель. Во рту у него было солоно: вероятно, из зубов пошла кровь. Он испытывал страшную боль, а в голове билась мучительная мысль: точно такую же боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, а он не знал этого или не хотел знать, убаюкивая себя пустыми рассуждениями. Совесть заставляла его холодеть с головы до пят.

Чехов «Палата № 6», глава XIX – краткое содержание

На следующее утро Андрей Ефимыч чувствовал страшную слабость. К нему приходили Михаил Аверьяныч, служанка Дарьюшка и доктор Хоботов с бромистым калием. Под вечер Андрей Ефимыч умер от апоплексического удара. Пришли мужики, взяли его за руки и за ноги и отнесли в часовню, даже не закрыв глаза.

На похоронах его были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка.

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Палата № 6» . Краткие содержания других произведений А. П. Чехова - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

Краткое, но подробное содержание повести "Палата номер 6" А.П. Чехова для тех, кто сдает по русскому и литературе.

Описание больничного двора, заросшего крапивой, где стоит небольшой флигель. В сенях на старом хламе всегда спит сторож Никита, старый отставной солдат. «У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные. Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных й тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок И потому убеждены, что их надо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка».

В комнате на кроватях, привинченных к полу, содержатся пять сумасшедших, один из которых благородного звания, а остальные - мещане. Один из них - еврей Моисейка, который помешался, когда у него сгорела шапочная мастерская. Его одного из всех отпускают на улицу, где ему дают кто копеечку, кто квасу, кто еще чего-нибудь. Все, что Моисейка приносит, отбирает сторож Никита «в свою пользу». Моисейка любит услуживать: он подает товарищам воду, укрывает их, когда они спят, и т. д., но делает это не из сострадания, а подражая своему соседу с правой стороны Ивану Дмитриевичу Громову, который помогает всем, но иногда на него накатывает нечто вроде лихорадки, и он, захлебываясь, говорит о «человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости насильников».

Лет 12-15 назад в своем доме на самой главной городской улице жил чиновник Громов, а с ним два его сына - Сергей и Иван. Будучи студентом 4-го курса, Сергей заболел чахоткой и умер. Через неделю отца обвинили в подлоге и растрате казенных денег и отдали под суд. Вскоре он умер/в тюремной больнице от тифа. Иван вынужден сам зарабатывать себе на жизнь частными уроками и часть денег отправлять матери на пропитание. Он не выдерживает тяжелой жизни и уезжает домой. Ему дали место учителя в уездном училище, но он не сошелся с товарищами, не понравился ученикам и скоро бросил место. Умерла мать. Полгода он питался только хлебом и водой, потом поступил в судебные приставы, пока не был уволен по болезни. «Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал». «О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами... Человечество делилось у него на честных и подлецов, середины же не было. О женщинах и о любви он всегда говорил страстно, но ни разу не был влюблен». В городе его, несмотря на это, любили. Он был очень образован и начитан: книги не читал, а «глотал», но «с одинаковой жадностью набрасывался на все, что ему попадалось под руки, даже на прошлогодние газеты и календари». Однажды осенним утром Иван Дмитриевич отправляется к одному мещанину, чтобы получить по исполнительному листу. По пути Он встречает арестантов с конвойными, и эта встреча производит на него тяжелое впечатление: ему кажется, что его тоже могут заковать в кандалы и отправить в тюрьму. По дороге домой Иван Дмитриевич встречает полицейского надзирателя, что тоже кажется ему подозрительным. Ночью Ивану Дмитриевичу не спится. Его преследуют мысли о возможном аресте, хотя он не знает за собой никакой вины. Его мучают кошмары, что его оклеветали, произошла судебная ошибка или он совершил преступление нечаянно. В течение нескольких дней все проходящие мимо окон и входящие во двор люди кажутся Ивану Дмитриевичу шпионами и сыщиками. Он всего боится, уединяется, избегает людей, служба становится ему невыносимой. Весной около кладбища находят два полусгнивших трупа с признаками насильственной смерти. В городе обсуждают неизвестных убийц. Боясь, что в убийстве заподозрят его, Иван Дмитриевич ходит по улицам и улыбается, при встрече уверяет, «что нет подлее преступления, как убийство слабых и беззащитных». В конце концов Иван Дмитриевич прячется в хозяйский погреб, где сидит два дня. Когда к хозяйке приходят печники, ему кажется, что это переодетые полицейские. Он выбирается из квартиры и в ужасе бежит по улице. Его задерживают, приводят домой и вызывают доктора - Андрея Ефимыча. Доктор решает, что пациент душевнобольной, и Ивана Дмитриевича отправляют в больницу, в палату номер 6.

Кроме Ивана Дмитриевича и жида Моисейки, в палате содержится «оплывший жиром, почти круглый мужик, с тупым, совершенно бессмысленным лицом. Это - неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное, давно уже потерявшее способность мыслить и чувствовать. От него постоянно идет острый, удушливый смрад». На жестокие побои Никиты мужик не отвечает ни звуком, ни движением, ни выражением глаз. Пятый обитатель палаты номер 6 - бывший сортировщик писем, блондин с добрым, но лукавым лицом. Он одержим идеей, что его награждают редкими орденами. В палате редко бывают новые люди: заходит только цирюльник. Однако вскоре проходит слух, что помешанных начал посещать доктор.

Доктор Андрей Ефимыч Рагин в юности готовил себя к духовной карьере, но по настоянию отца посвятил себя медицине. «Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого... у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком - дух вон». У доктора осторожная походка и высокий голос. Одевается он небрежно. До поступления Андрея Ефимыча в должность в больнице творился произвол и царил ужасный беспорядок. Андрей Ефимыч отнесся к беспорядкам равнодушно. «Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право». В первое время он работает очень усердно, больные хвалят его за внимание и компетентность. Со временем доктору надоедает однообразная и бесполезная работа: «смертность в городе не уменьшается, и больные не перестают ходить». Доктор приходит к выводу, что мешать людям умирать ни к чему. Андрей Ефимович опускает руки и наведывается в больницу не каждый день.

В приемной Андрея Ефимыча по утрам встречает фельдшер Сергей Сергеевич, «маленький толстый человек с бритым, чисто вымытым, пухлым лицом, с мягкими плавными манерами и в новом просторном костюме, похожий более на сенатора, чем на фельдшера. В городе он имеет громадную практику, носит белый галстук и считает себя более сведущим, чем доктор, который совсем не имеет практики». Сергей Сергеич религиозен. По воскресеньям кто-нибудь из больных читает вслух акафист, а затем фельдшер обходит палаты и окуривает больных ладаном. Андрей Ефимыч принимает больных наскоро, операций больше не делает (с некоторых пор ему неприятен вид крови), поспешно выписывает лекарства, чтобы больные поскорее оставили его в покое. Со временем процесс «лечения» ему окончательно надоедает, больных принимает фельдшер. Придя домой, Андрей Ефимыч начинает читать. Он покупает очень много книг по истории и философии. За чтением доктор любит выпить и закусить. Около трех он обычно обедает, затем по нескольку часов ходит по дому и думает. По вечерам доктора навещает почтмейстер Михаил Аверьяныч, «единственный во всем городе человек, общество которого для Андрея Ефимыча не тягостно». Приятели курят и пьют пиво. Андрей Ефимыч сокрушается, что в городе «совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную, интересную беседу». Михаил Аверьяныч рассказывает о прежней умной интеллигенции, высоко ставившей понятия о чести и дружбе, дававшей деньги взаймы без векселя и т. д. Проводив приятеля, Андрей Ефимович любит пофилософствовать. Он умиляется и восторгается движениями человеческого разума. Под влиянием хороших мыслей, вычитанных из книг, собственное прошлое и настоящее становится противно Андрею Ефимычу. Он приходит к выводу, что служит вредному делу и получает жалованье от людей, которых обманывает.

Земство выделяет дополнительные средства на усиление медицинского персонала в больнице. В город прибывает молодой врач, Евгений Федорович Хоботов. Он пользуется единственной книгой - «Новейшие рецепты венской клиники за 1881 год». Новых порядков он не вводит, боясь оскорбить Андрея Ефимыча. Новый доктор втайне завидует старому и охотно занял бы его место.

Однажды в конце марта босой жид Моисейка просит у Андрея Ефимыча копеечку. Со смешанным чувством жалости и брезгливости доктор просит Никиту выдать Моисейке сапоги (отсюда пошел слух, что доктор посещает палату номер 6). Иван Дмитриевич обзывает доктора гадиной, палачом, шарлатаном, говорит, что его убить надо, утверждает, что сотни сумасшедших гуляют на свободе, а несколько несчастных должны отсиживать за всех в палате номер 6. Доктор отвечает, что все зависит от случая: «Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и все». Андрей Ефимыч советует Ивану Дмитриевичу бежать, но сам же соглашается, что это бесполезно. Беседовать с Иваном Дмитриевичем очень нравится доктору, он считает, что тот очень умный и интересный человек, решает навещать его почаще.

На другой день Иван Дмитриевич признается доктору, что принял его за шпиона, а Андрей Ефимыч утверждает, что «между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы». Иван Дмитриевич отказывается философствовать: «На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью». Он обвиняет доктора в безволии, лени, попустительстве, потакании себе, в том, что с жизнью он знаком только теоретически.

Андрей Ефимыч начинает ходить в палату номер 6 каждый день. Доктор Хоботов однажды застает своего коллегу за разговором с сумасшедшим и вскоре уговаривает фельдшера подслушивать эти разговоры вместе с ним. Послушав «философствования» Андрея Ефимыча, они оба приходят к мысли, что доктор не в себе.

Андрей Ефимыч замечает, что отношение к нему окружающих меняется. Все намеками советуют ему бросить пить. Под благовидным предлогом его вызывают в городскую управу, где задают на первый взгляд безобидные вопросы. Выйдя из управы, Андрей Ефимыч догадывается, что это была комиссия, призванная освидетельствовать его психическое здоровье. Вечером к доктору заходит почтмейстер и приглашает его поехать вместе с ним за границу.

Через неделю Андрею Ефимычу предлагают подать в отставку. Вместе с приятелем он отправляется в Москву, где почтмейстер ведет себя «по-барски». Доктор досадует на своего друга, избегает его общества, впадает в апатию. Они отправляются в Варшаву, где почтмейстер проигрывает 500 рублей, одалживает их у доктора, у которого после этого остается только 86 рублей. По возвращении в родной город доктору приходится поменять квартиру: ни работы, ни денег у него нет. Он не в силах возобновить контакт с Иваном Дмитриевичем, так как состояние последнего ухудшается. Андрей Ефимыч всем должен. Редкие визиты коллеги Хоботова и фельдшера его раздражают. Почтмейстер сочувствует ему, но денег не отдает.

Однажды почтмейстер и Хоботов вдвоем навещают Андрея Ефимыча. Почтмейстер по обыкновению шутит и даже обещает женить Андрея Ефимовича. Тот неожиданно раздражается и с негодованием выгоняет гостей. Оставшись один, раскаивается в своем поступке. На другое утро отправляется к почтмейстеру и извиняется перед ним. Почтмейстер серьезно предлагает ему заняться своей болезнью. Доктор уверяет приятеля, что не болен: «Болезнь моя только в том, что за 20 лет я нашел во всем городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший». Вечером к Андрею Ефимычу заходит Хоботов и неожиданно приглашает его на консилиум в больницу.

Андрей Ефимыч оказывается в палате номер 6, Никита отбирает его платье, Иван Дмитриевич насмешливо призывает его «пофилософствовать», и бывший доктор признает, что полностью пал духом. Андрей Ефимыч пытается выйти погулять, но Никита жестоко избивает его.

Наутро Андрей Ефимыч впадает в апатию, не отвечает на вопросы, не реагирует на посетителей. Под вечер он умирает от апоплексического удара.

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый - «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Моисейка, весёлый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьёт больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определённого момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвёртый обитатель - «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьёт. Пятый и последний обитатель - «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжёлая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит ещё и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведётся о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошёл ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идёт извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьёт Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадёжности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

Вы прочитали краткое содержание повести Палата №6. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.