Елена Сидоренко: Эмоциональный интеллект в бизнесе. Эмоциональный интеллект: управлять эмоциями, чтобы добиваться цели

1. Эмоциональные ресурсы организации

Эмоции и эмоциональные отношения в компании имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того, чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими.

2. Энергетический ресурс эмоций

Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причем характеристика этой энергии различна, в зависимости от характера эмоций. Например, радость дает энергию, но отнюдь необязательно энергию действия. Последние исследования показали, что радость в первую очередь дает энергию общения. Тревога и страх в одних случаях дают энергию (возможно, энергию бегства), а в других случаях отнимают ее. Энергия одних эмоций может быть использована организацией, энергия других должна быть нейтрализована или преобразована.

На тренинге различные эмоции анализируются с точки зрения их энергетического значения для организации и отрабатываются технологии управления энергией эмоций.

3. Ценностный ресурс эмоций

Эмоции и эмоциональные отношения представляют для людей определенную ценность, они обладают валентностью. Люди ценят некоторые свои эмоции, а от некоторых хотели бы избавиться. Парадокс состоит в том, что люди ценят организацию не только за положительные, но и за определенные отрицательные эмоции.

На тренинге будет проанализировано, как организация может повысить собственную ценность благодаря управлению положительными и отрицательными эмоциями.

4. Информационный ресурс эмоций

Эмоции несут в себе определенную информацию. Например, тревога и неуверенность свидетельствуют о недостаточности коммуникаций, а обида и унижение – об ошибках распределенного лидерства. Взаимная неприязнь может быть признаком неправильной организации взаимодействия или обмена информацией, и т.п.

На тренинге каждый участник сможет определить, каково информативное значение различных эмоций в его компании, и как эта информация может использоваться в управлении.

5. Мотивационный ресурс эмоций

Эмоции и мотив – термины, имеющие общее происхождение. Оба слова происходят от латинского «motere», что означает «двигать». Эмоции дают направление, являются важнейшими мотивами деятельности или бездействия. Мотивационный ресурс эмоций также должен регулироваться и использоваться организацией. Менеджмент может регулировать и использовать энергию, ценность, информативность и мотивирующий потенциал эмоций для повышения эффективности организации и повышения надежности работы. Это и называется эмоциональным менеджментом.

Тренинг направлен на то, чтобы осознать эмоциональные ресурсы организации и научиться управлять ими.

Цель тренинга: Повышение эффективности делового взаимодействия за счет рационального использования эмоциональных ресурсов

Целевая аудитория: Топ-менеджеры, менеджеры и фри-лансеры.

Методы обучения: Лекции-семинары, командная и индивидуальная работа с заданиями и кейсами, ролевые игры, презентации, психологические тренажеры, психогимнастические упражнения.

Учебные пособия: Буклеты, включающие:
а) изложение основных материалов тренинга;
б) словарь терминов и методик;
в) список литературы;
г) тексты и упражнения для саморазвития.

Планируемый результат для участников: Практическое освоение технологий управления эмоциональными ресурсами.

Планируемый результат для организации: Повышение мотивации и слаженности работы сотрудников.

Продолжительность тренинга: Один день, с 10-00 до 18-00.

Основные темы практического семинара-тренинга «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БИЗНЕСЕ»

Часть 1: Управление эмоциями других людей

1.Структура эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект как общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных задач.

Эмоциональный интеллект считается определяющим 80% успеха в бизнесе.

Четыре компонента эмоционального интеллекта:
1) понимание собственных эмоций;
2) понимание эмоций других людей;
3) управление собственными эмоциями;
4) управление эмоциями и отношением других людей.

Что первично - понимание эмоций или управление ими?

Наш ответ таков: первично управление.

2.Управление первично

Первично управление эмоциями, а не понимание их. Люди хотят, чтобы их вводили в определенное эмоциональное состояние. Это желание гораздо сильнее, чем желание быть понятыми.

Сотрудники организаций подписались бы под лозунгом: «Лидер! Сделай так, чтобы мне было хорошо! Это важнее, чем разобраться в том, почему мне плохо».

Рассмотрим, что происходит в театре. Посетители театра не рассчитывают на то, что их эмоциональное состояние будут пытаться понять перед началом спектакля. Они пришли не для того, чтобы их поняли, а для того, чтобы привели в определенное эмоциональное состояние - радости, умиления, воодушевления и др.

Аналогичным образом, сотрудники, партнеры, акционеры гораздо меньше нуждаются в том, чтобы их эмоции поняли, и гораздо больше нуждаются в том, чтобы их эмоциональным состоянием конструктивно управляли, особенно в ситуации кризиса.

Управление - это тот компонент эмоционального интеллекта, который появляется первым в жизни каждого человека. Управление первично не только потому, что в нем в больше степени нуждаются окружающие, чем в понимании. Оно первично и в мире животных. Это естественный ресурс эмоционального интеллекта, который нужно лишь возродить в себе.

3.Рациональный стиль управления эмоциями

Методы прояснения эмоционально-травмирующих ситуаций. Методы аргументации и контр-аргументации. Тренировка в использовании методов Сократа, двусторонней аргументации, расщепления аргументов партнера и поиска слабого звена в аргументации партнера. Методы информирования и мини-планирования для преодоления кризисных состояний.

4.Эмоционально-поддерживающий стиль управления эмоциями

Методы эмоционального присоединения к партнеру, согласия и подчеркивания значимости партнера. Эффект Гейши - преобразование негативных состояний в позитивные. Практикум в использовании техники «поворот на будущее». Тренировка в методах психологического заражения позитивными эмоциональными состояниями.

5.Эмоционально-подстегивающий стиль управления эмоциями

Методы подбадривающего воздействия в режиме «острого драйва» (Funky). Тренировка в использовании методов усиления азарта и вовлеченности. Развитие способности к юмористическому реагированию.

Часть 2: Управление собственными эмоциями

1.Принципы управления эмоциями

Эмоции включают нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты Два из этих компонентов подлежат произвольной регуляции. Между силой эмоции и результативностью деятельности человека установлена криволинейная зависимость. Это означает, что каждая эмоция может вызывать повышение результативности, но лишь до определенного уровня. Необходимо оптимальное управление эмоциями, при котором энергия каждой эмоции будет использована с максимальной эффективностью.

2.Управление гневом

Техники осознания источников гнева. Механизмы формирования гнева: проекция, перенос, зависть. Техники преобразования гнева в энергию конструктивного действия. Техники развития толерантности по отношению к другим людям и неблагоприятным событиям жизни.

3.Управление унынием

Осознание источников сниженного настроения и апатии. Возможности управления унынием через нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты уныния.

4.Управление страхом

Осознание источников страха, тревоги и беспокойства. Три принципиально различающиеся возможности управления страхом: уклонение, постепенное привыкание (систематическая десентитизация Д.Вольпе) и открытая встреча со страхом (метод парадоксального намерения В.Франкля). Тренировка в применении методов борьбы со страхами. Тренировка в технологиях использования энергии страха для достижения более высоких результатов деятельности.

5.Управление радостью и интересом

Выявление источников радости и интереса. Тренировка в создании условий, повышающих интерес к выполняемому заданию. Тренировка в установлении своих прямых и опосредованных интересов для оптимальной регуляции собственной деятельности. Тренировка метода позитивного реагирования на события жизни. Тренировка в планировании радости.

Двадцать лет назад психолог Дэниел Гоулман назвал эту способность эмоциональным интеллектом. Сегодня его книги и книги его последователей становятся бестселлерами в России*. В чем феномен эмоционального интеллекта и что нам дает его развитие – рассказывает коуч Елена Сидоренко.

Елена Сидоренко, социальный психолог, коуч, приглашенный преподаватель Стокгольмской школы экономики в России.

Psychologies: В России тема эмоционального интеллекта очень популярна. С чем связан такой интерес?

Е. С.: Прежде всего – это желание улучшить свои навыки и производительность за счет каких-то новых внутренних ресурсов. Часто звучат утверждения о том, что интеллект рациональный (IQ) определяет лишь 20% успеха, в то время как эмоциональный интеллект (EQ) – 80%. А если так, значит, его нужно использовать. Вторая причина связана уже не с эффективностью, а с удовольствием. Нам надоело быть лишь эффективными. Нам хочется быть счастливыми. Может быть, эмоциональный интеллект поможет нам достичь внутренней гармонии? Наконец, любопытство. Обычно эмоции мешают трезвому рациональному рассудку. Тут перед нами противоречивое сочетание: эмоции и интеллект почему-то идут вместе. Нам хочется разобраться, понять, как это возможно и что нам это даст.

Чем эмоциональный интеллект отличается от рационального? В чем его специфика?

Есть несколько слоев эмоционального интеллекта. Базовый слой отвечает за выброс адреналина, ярость, страх. Эти реакции нужны для выживания организма. Детский плач, крик – это все проявления базового эмоционального интеллекта. Постепенно, по мере взросления у нас формируется следующий слой: мы начинаем сознательно относиться к эмоциям. Понимаем, что это важный ресурс. Высший уровень – способность и понимать эмоции, и управлять ими. Наши инстинктивные реакции отвечают на вопрос «почему»: «Почему мне больно, страшно, весело?» Высший уровень предполагает появление цели: я не всегда буду импульсивен, резок, когда так хочется моей душе. Я остановлюсь и подумаю: стоит ли мне проявить гнев, чтобы добиться цели, или это приведет к ответной агрессии и я не добьюсь результата? Там, где нельзя управлять эмоциями, можно хотя бы использовать их энергию более эффективным образом.

Для каких сфер, профессий важно обладать развитым эмоциональным интеллектом?

Е. С.: Строго говоря, этот навык нужен каждому. Но, скажем, одним комфортнее работать в одиночку, с машинами, информацией, а другим – с людьми. Для первых важно понимание собственных эмоций, и тогда им нужно углубиться в себя. Для вторых – понимание эмоций окружающих, и тогда им, наоборот, нужно подняться над собственными переживаниями и эгоистическими интересами. В зависимости от этого можно выделить внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Даже если ты находишься на необитаемом острове, тебе нужно понимать себя, управлять собой. Речь идет не только о том, чтобы не раздражаться, не гневаться, не поддаваться бесцельным импульсам. Если ты проснулся в апатии, а тебе предстоит работать, тебе нужно понять, почему так произошло. Анализировать причину, а не симптомы. В общении с другими важно понимать их состояние, работать с их эмоциями.

Умение управлять эмоциями других людей – не то же самое, что умение манипулировать ими?

Е. С.: Когда мы говорим «манипуляция», мы обычно имеем в виду только часть большого явления. В нашем повседневном общении в той или иной мере постоянно присутствует манипуляция. Когда мы используем эмоциональный интеллект, мы воздействуем на эмоции других. Это воздействие может быть и скрытым. Правила вежливости – тоже манипуляция. Но дело в том, что люди сами хотят эмоциональных воздействий. Они хотят волнения, хотят испытывать чувство гордости, чувство собственной значимости. Пока мы добиваемся общего результата, речь идет о манипуляции по договоренности. «Мы очень рады вас видеть», «спасибо за вопрос» – мы негласно договорились, что не будем говорить ничего неприятного.

Злостная манипуляция – особый случай. Злостный манипулятор добивается одностороннего выигрыша. Конечно, грань между допустимой и злостной манипуляцией размыта. Решение о том, является ли твоя манипуляция оправданной, или она злостная и ты добиваешься лишь выгоды – зависит от тебя.

* Например: С. Шабанов, О. Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика» (Манн, Иванов и Фербер, 2014).

O ТРЕНИНГЕ

Эмоциона́льный интеллект (EQ) - это понятие, которое характеризует способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту.

Елена Сидоренко о значении EQ в бизнесе:

«Генри Форд однажды сказал: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то получаю в придачу всего рабочего». Там, где человек – там всегда эмоции и отношения, а не только идеи, умения и навыки.

Современное лидерство – это не только рациональное, но прежде всего эмоциональное лидерство, это искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Это не означает, что лидеры должны стать эмоциональными, как выпускницы Смольного института. Это означает, что их лидерство должно использовать ресурс эмоций, направлять эмоции в нужное русло, эффективно управлять энергией эмоций.

В последние время все чаще говорится о том, что эмоциональный интеллект в два раза важнее для успеха в менеджменте, чем общий интеллект.

Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности организации.

Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения и эффективно управлять на основе рационального использования иррациональных, внешне неупорядоченных, сигналов эмоциональной среды.

Эмоциональные ресурсы организации
Эмоции и эмоциональные отношения в компании имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы . Для того, чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими.

Энергетический ресурс эмоций
Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию , причем характеристика этой энергии различна, в зависимости от характера эмоций. Например, радость дает энергию, но отнюдь необязательно энергию действия. Последние исследования показали, что радость в первую очередь дает энергию общения. Тревога и страх в одних случаях дают энергию (возможно, энергию бегства), а в других случаях отнимают ее. Энергия одних эмоций может быть использована организацией, энергия других должна быть нейтрализована или преобразована.

На семинаре-тренинге различные эмоции анализируются с точки зрения их энергетического значения для организации и отрабатываются технологии управления энергией эмоций.

Ценностный ресурс эмоций
Эмоции и эмоциональные отношения представляют для людей определенную ценность , они обладают валентностью. Люди ценят некоторые свои эмоции, а от некоторых хотели бы избавиться. Парадокс состоит в том, что люди ценят организацию не только за положительные, но и за определенные отрицательные эмоции.

На семинаре-тренинге будет проанализировано, как организация может повысить собственную ценность благодаря управлению положительными и отрицательными эмоциями.

Информационный ресурс эмоций
Эмоции несут в себе определенную информацию . Например, тревога и неуверенность свидетельствуют о недостаточности коммуникаций, а обида и унижение – об ошибках распределенного лидерства. Взаимная неприязнь может быть признаком неправильной организации взаимодействия или обмена информацией, и т.п.

На семинаре-тренинге каждый участник сможет определить, каково информативное значение различных эмоций в его компании, и как эта информация может использоваться в управлении.

Мотивационный ресурс эмоций
Эмоции и мотив – термины, имеющие общее происхождение. Оба слова происходят от латинского «motere», что означает «двигать». Эмоции дают направление, являются важнейшими мотивами деятельности или бездействия. Мотивационный ресурс эмоций также должен регулироваться и использоваться организацией.

Менеджмент может регулировать и использовать энергию, ценность, информативность и мотивирующий потенциал эмоций для повышения эффективности организации и повышения надежности работы. Это и называется эмоциональным менеджментом.

Семинар-тренинг направлен на то, чтобы осознать эмоциональные ресурсы организации и научиться управлять ими.

Эмоциональный менеджмент тем эффективнее, чем более развитым является эмоциональный разум менеджера.

На семинаре-тренинге проводится исследование собственного эмоционального разума как способности к эмоциональному менеджменту, осваиваются технологии тактического управления эмоциями и стратегического управления эмоциональным режимом организации».

АВТОР И ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГА

(Санкт-Петербург).

Представитель первой волны самых опытных в стране тренеров-психологов с великолепным системным образованием, академическими знаниями и фантастическим профессиональным и личным опытом. За время преподавательской и тренерской деятельности подготовила тысячи специалистов, руководителей и менеджеров.

Основные тренерские компетенции: эмоциональный интеллект (EQ), методы взаимодействия в команде, мотивация персонала, стратегии построения систем деловых связей, методы психологического влияния и противостояния манипуляциям.

В нашей стране на рынке профессиональной подготовки обучающего персонала просто нет более заслуженного и уважаемого Учителя, психолога-наставника и бизнес-тренера, чем Елена Васильевна Сидоренко!

Самые известные наши федеральные спикеры гордятся прохождением своего тренерского проф.обучения у Елены Васильевны.

«Русский алюминий» (Москва), ГК «Терем» (Москва), «Диасофт» (Москва), «Юкос», «Органон», «Ригли», «Кока-Кола», НКК, «Илимпалп», СУЭК, «Трансмарк», «Петросоюз», «Теле2», Телекомстрой, “Моторола ЗАО”, Информационный офис Совета министров Северных стран (Санкт-Петербург), Сеть гипермаркетов О’КЕЙ, ЗАО «СЗНК», ООО «Лукойл-ПНОС» (Пермь), «Новая реальность» (Иркутск), Группа компаний «Тера» (Харьков), Группа компаний «Посольский дом» (Тула), «Метро» (Киев) и другие.

Креативность и внутренний потенциал – те вещи, о которых многие руководители компаний и собственники бизнеса вспоминают в непростые времена. Вот и сейчас все эти слова зазвучали по-новому.

В начале октября « » организует в Иркутске два семинара одного из самых именитых бизнес-тренеров страны : «Эмоциональный интеллект в бизнесе » и «Креативность в бизнесе ». В преддверие своего визита специально для ИТГ Елена ответила на несколько вопросов.

ИТГ: Как правило, на семинарах о бизнесе и управлении больше говорят о планировании, делегировании, тайм-менеджменте и лидерстве. На вашем семинаре речь идет об эмоциональном интеллекте? Но должны ли быть эмоции у руководителя?

Елена Сидоренко: Эмоциональный интеллект позволяет использовать и собственные эмоции. Эмоции очень важны! Это сигнал: «То, что происходит, имеет значение!» Если игнорировать собственные эмоции, не будет ни интуитивных догадок, ни новых решений.

ИТГ: Из тезисов предстоящего семинара: «Что первично – понимание эмоций или управление ими? Наш ответ таков: первично управление». Почему?

Е.С.: Во-первых, потому что с управления чужими эмоциями начинается развитие эмоционального интеллекта. Еще не родившись, плод в утробе матери управляет ее эмоциональным состоянием, а косвенно, через состояние матери, также состоянием будущего отца и других членов семьи. При этом ребенок не понимает ни себя, ни других, не может еще управлять даже собственными движениями. Но он уже может управлять чужими эмоциями.

Управление первично еще и потому, что оно важнее. Люди хотят, чтобы их вводили в определенное эмоциональное состояние. Это желание гораздо сильнее, чем желание быть понятыми. Сотрудники организаций подписались бы под лозунгом: «Лидер! Сделай так, чтобы мне было хорошо! Это важнее, чем разобраться в том, как мне плохо».

ИТГ: Управление эмоциональным интеллектом – это ведь не имеет ничего общего с зомбированием, НЛП и так далее?

Е.С.: Нет, все совершенно в пределах реальности и этических норм.

ИТГ: Отличается ли чем-то управление эмоциональным интеллектом от манипуляций?

Е.С.: Как поступок отличается от преступления. Человек сам ответственен за то, как он использует свой эмоциональный интеллект. Конечно, его можно использовать и для обмана. Но я исхожу из того, что цивилизованный человек стремится к взаимной выгоде и пользе.

ИТГ: Для того чтобы стать гуру в таком управлении, достаточно ли раз сходить на семинар или понадобятся долгие и упорные тренировки?

Е.С.: Для того чтобы стать гуру в любой области, нужно долго совершенствоваться. Однако для того чтобы усовершенствовать технологии своего взаимодействия с людьми, достаточно тренинга – при условии активного участия в упражнениях.

ИТГ: Что касается управления гневом и страхами, какие методики вы используете лично для себя?

Е.С.: Молчание. Погружение в себя. Анализ причин. Просчет вариантов. Шаг навстречу опасности.

ИТГ: Насколько важно для руководителя сегодня быть креативным?

Е.С.: Побеждает тот, кто находит новые, интересные решения, новые и привлекательные продукты – товары и услуги. Креативность важна и в переговорах, и в организации повседневной работы, во взаимодействии с людьми, и в продвижении продуктов компании, и в нахождении новых способов извлечения прибыли.

ИТГ: Какое значение вы вкладываете в понятие “креативность”? Многие ведь не любят это слово, ищут русскоязычные синонимы.

Е.С.: Креативность – это творческое начало в человеке, способность создавать нечто новое, ранее не бывшее, причем зачастую благодаря неожиданному соединению «старых», хорошо известных элементов.

ИТГ: Что происходит на таких тренингах: это больше игра или серьезная лекция?

Е.С.: И теория, и практика. Теории – 30%, практических упражнений – 70%. Можно сто раз (и очень серьезным тоном) сказать «Халва!» Но от этого во рту не станет слаще. Нужно пробовать, тренироваться в применении разных методов креативности.

ИТГ: Как можно попробовать развить креативность в себе, если твоя работа предполагает ее в минимальных объемах (бизнес, связанный с металлопрокатом, например, или автосервисы)?

Е.С.: Есть специальные приемы, которые пробуждают креативность. Не бывает скучных бизнесов и профессий, в которых нет места новым открытиям. А если тебе скучно – стоит использовать креативность еще и для создания драйва.

ИТГ: Какие книги или статьи по теме вы бы порекомендовали почитать?

Е.С.: Де Боно Э. Латеральное мышление. – Минск: Попурри, 2012.

Толшин А.В. Импровизация в обучении актера: Учебное пособие. – 3-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014.

ИТГ: Как вы считаете, кто более креативен, мужчины или женщины? Или нет такого явного деления?

Е.С.: Один мой шведский коллега, Кристер Норр, часто говорил о том, что самые креативные предприниматели – женщины, которые могут сварить суп из топора.

С другой стороны, мужчину считают «экспериментом природы». По теории В.Геодакяна, мужчина по сути своей должен открывать новое, а женщина – сохранять ценное старое. И среди великих изобретателей больше мужчин. Но вообще-то этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании…

ИТГ: Из анонса мастер-класса: « Импровизация и поиск творческих решений - нужны ли такие навыки в бизнесе? ». И вправду, нужны ли?

Е.С.: Когда мир вокруг наполнен неожиданностями, импровизация просто необходима! Импровизация – это свежий ответ на новые ситуации.