Стояние на угре итог. Место Великого стояния на Угре (Калужская область)

Великое стояние на реке Угра (Калужская область) состоялось в 1480 году и считается окончанием монголо-татарского ига.

В 1480 году войска хана Большой Орды Ахмата расположились по одну сторону реки, а русские войска, возглавляемые великим князем московским Иваном III, по другую сторону реки Угра. Ахмат не решился напасть на русских и ушел восвояси. Так закончилось 300-летнее монголотатарское иго.

Памятный камень в честь Великого стояния на Угре установлен возле реки Угра у села Дворцы Калужской области. (GPS-координаты: 54.62373912334442, 35.98668336868286).

Найти это место не так просто. Если ехать на машине, то заранее много знаков, сообщающих, что скоро будет место Великого стояния на Угре. Но, когда вы подъедете к самому месту, никаких знаков нет и вы можете проехать мимо. Нужно ехать до села Дворцы и проехав его по грунтовой дорожке выехать к реке Угра.

Здесь установлен памятный камень и деревянный забор, украшенный скрещенными мечами и щитами.

Место живописное, вокруг широкое поле, рядом река Угра.

Поклонный крест в память Великого стояния на реке Угре расположен рядом с памятным камнем (примерно в 300 м.) у реки Угра. Поклонный крест установлен 2002 года в честь покровительства Пресвятой Владычицы нашей Богородицы земли Русской. В основание креста заложена земля с Куликова поля.

Владимирский скит монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь расположен недалеко от памятного камня (примерно в 700 м.) в селе Дворцы. К нему ведет асфальтированная автомобильная дорога, рядом устроена бесплатная автомобильная стоянка.

На территории Владимирского скита расположен музейный комплекс-диорама «Великое стояние на Угре». Диорама была создана группой художников студии им. М.Б. Грекова под руководством Павла Рыженко. Полотно высотой 6 метров и длиной 26 метров Павел Рыженко написал за два месяца.

В здании музейного комплекса также устроена смотровая площадка, с видом на Угру.

На территории комплекса находится Храм в честь «Владимирской» иконы Божией матери (верхний). Нижний предел Храма освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм освящен в 2011 году.

Памятник Великому Стоянию на Угре

Калужская область, федеральная трасса М3-Украина, немного недоезжая до моста через Угру (при движении из Москвы).

В этом месте в 1980 году, на пятисотлетний юбилей, был установлен памятный знак. Современную скульптурную композицию установили в 1988 году. Скульптура установлена на насыпном холме и представляетсобой группу из четырех вооруженных русских воинов, с копьями и мечами, которые стоят, сомкнув щиты. Высота памятника - 6 метров. Памятник изготовлен из декоративного бетона с мраморной крошкой на Калужской скульптурной фабрике.

Примечательное рядом

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь. Адрес: 249842 Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19. Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем.

Поздней осенью 1480 года закончилось Великое стояние на Угре. Считается, что после этого на Руси не стало монголо-татарского ига.

Оскорбление

Конфликт великого князя Московского Ивана III с ханом Большой Орды Ахматом возник, по одной версии, из-за неуплаты дани. Но ряд историков считают, что Ахмат дань получил, но пошёл на Москву потому, что не дождался личного присутствия Ивана III, который должен был получить ярлык на великое княжение. Тем самым князь не признал авторитет и власть хана.

Особо должно было оскорбить Ахмата то, что, когда он отправил в Москву послов просить дани и оброков за прошлые годы, великий князь опять не проявил должного уважения. В «Казанской истории» написано даже так: «великий же князь не испугался... взяв басму, плюнул, сломал, бросил наземь и растоптал ногами своими". Конечно, такое поведение великого князя трудно представить, но отказ признать власть Ахмата последовал.

Подтверждение гордости хана есть и в другом эпизоде. На «Угорщине» Ахмат, который находился не в лучшей стратегической позиции, требовал, чтобы Иван III сам приехал в ордынскую ставку и стал у стремени владыки, дожидаясь принятия решения.

Женское участие

А вот Ивана Васильевича заботила собственная семья. Его жену народ недолюбливал. Запаниковав, князь в первую очередь спасает жену: «великую княгиню Софию (римлянку, как выражаются летописцы), Иоанн послал вместе с казною на Белоозеро, давши наказ ехать далее к морю и океану, если хан перейдет Оку», - писал историк Сергей Соловьев. Однако её возвращению с Белоозера в народе не радовались: «великая княгиня Софья бегала от Татар на Белоозеро, а не гонял никто же».

Братья, Андрей Галицкий и Борис Волоцкий, подняли мятеж, требуя поделить наследство умершего брата - князя Юрия. Только когда этот конфликт был улажен, не без помощи матери, Иван III мог продолжать борьбу с Ордой. Вообще, "женское участие" в стоянии на Угре велико. Если верить Татищеву, то именно Софья уговорила Ивана III принять историческое решение. Победу в Стоянии также приписывают заступничеству Богородицы.

Кстати, размер требуемой дани был относительно невысок - 140 000 алтын. Хан Тохтамыш за век до этого собрал с Владимирского княжества около почти в 20 раз больше.

Не экономили и при планировании обороны. Иван Васильевич дал указ жечь посады. Жителей переселили внутрь крепостных стен.

Есть версия, что князь попросту откупился от хана после Стояния: одну часть денег выплатил на Угре, вторую - после отступления. За Окой Андрей Меньшой, брат Ивана III, не нападал на татар, а отдал «выход».

Нерешительность

Великий князь от активных действий он отказывался. Впоследствии потомки одобрили его оборонительную позицию. А вот у некоторых современников мнение было иное.

При известии о приближении Ахмата, он запаниковал. Народ, согласно летописи, обвинял князя в том, что тот подвергает всех опасности своей нерешительностью. Опасаясь покушений, Иван уехал в Красное сельцо. Его наследник, Иван Молодой, находился в это время при войске, игнорируя просьбы и грамоты отца с требованием покинуть армию.

Великий князь выехал всё же по направлению к Угре в начале октября, но до основных сил не добрался. В городе Кременец он дождался примирившихся с ним братьев. А в это время на Угре шли бои.

Почему не помог польский король?

Главный союзник Ахмат-хана, великий литовский князь и польский король Казимир IV , на помощь так и не пришел. Возникает вопрос: почему?

Одни пишут о том, что король был озабочен нападением крымского хана Мепгли-Гирея. Другие указывают на внутренние усобийцы в земле литовской - «заговор князей». «Русские элементы», недовольные королем, искали поддержки у Москвы, хотели воссоединения с русскими княжествами. Есть и такое мнение, что король сам не хотел конфликтов с Русью. Крымский хан был ему не страшен: посол с середины октября вел в Литве переговоры.

И замерзающий хан Ахмат, дождавшись морозов, а не подкрепления, писал Ивану III: «А нынеча если от берега пошол, потому что у меня люди без одеж, а кони без попон. А минет сердце зимы девяносто дней, и аз опять на тебя буду, а пить ти у меня вода мутная».
Гордый, но неосторожный Ахмат вернулся в степь с добычей, разорив земли бывшего союзника, и остался зимовать в устье Донца. Там сибирский хан Ивак через три месяца после «Угорщины» собственноручно убил противника во сне. В Москву был отправлен посол объявить о кончине последнего правителя Большой Орды. Историк Сергей Соловьев пишет об этом так: «Последний грозный для Москвы хан Золотой Орды погиб от одного из потомков Чингисхановых; у него остались сыновья, которым также суждено было погибнуть от татарского оружия».

Вероятно, потомки всё же остались: Анна Горенко считала Ахмата своим предком по материнской линии и, став поэтессой, взяла псевдоним - Ахматова.

Споры о месте и времени

Историки спорят о том, где же на Угре было Стояние. Называют и район под Опаковым городищем, и село Городец, и место слияния Угры с Окой. «К устью Угры вдоль ее правого, «литовского» берега тянулась сухопутная дорога из Вязьмы, по которой ожидалась литовская помощь и которую ордынцы могли использовать для маневров. Даже в середине XIX в. Российский генеральный штаб рекомендовал эту дорогу для передвижения войск от Вязьмы к Калуге», - пишет историк Вадим Каргалов.
Не известна и точная дата прихода Ахамата на Угру. Книги и летописи сходятся в одном: случилось это не ранее начала октября. Владимирская летопись, например, точна вплоть до часа: «прииде на Угру октября в 8 день, в неделю, в 1 час дня». В Вологодско-Пермской летописи написано: «прочь царь пошол от Угры в четверг, канун Михайлову дни» (7 ноября).

Любой, даже самый далёкий от истории человек, знает, что когда-то давно на протяжении более чем двух веков Русь находилась под гнётом татаро-монгольского ига. Этот период начался в 1243 и закончился в 1480 году. Все также слышали про знаменательную , когда войска Московского князя Руси Дмитрия Донского побороли ордынские войска во главе с ханом Мамаем.

Однако окончательно Русь освободилась от ига только век спустя. В 1480 произошло так называемое Стояние на реке Угре или «Угорщина». Согласно википедии, Стояние на реке Угре - это военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем Иваном III. Историки считают, что именно это событие является последним противостоянием, которое окончательно освободило Русь.

С чего началось Стояние?

Предпосылки:

В 1471 года Ахмат собрал все войска, чтобы направиться к Московскому Княжеству. У города Тарусы при попытке переплыть реку Оку войска хана потерпели неудачу, так как русские войска не давали им возможности переплыть. После этого Орда сожгла город Алексин и перебила местное население.

В 1476 году князь Иван прекратил выплату дани Орде, однако историки спорят насчёт точного года прекращения выплаты дани. Есть ещё предположение, что это случилось аж в 1471 году перед сражением в Алексине.

До 1480 года хан Ахмат сражался с Крымским Княжеством. А вот в марте 1480 года уже стало известно, что войска Ахмата готовятся напасть на Москву. Точным знаком того, что князю Ивану следует ждать нападения на Москву, стала разведка ордынским войском на реке Оке.

Причиной, почему только спустя столько лет хан решил только в 1480 году напасть на княжество Московское, послужило то, что Князь Иван находился в ссоре со своими братьями, которые были недовольно его властью. Они грозились уйти в войска к польско-литовскому королю Казимиру, с которым у Руси были натянутые отношения. А также хан хотел пополнить пустую казну, ограбить Москву и добиться выплаты дани, которой не было уже несколько лет.

Фактически весь этот год перед Стоянием на Угре и Русь, и Орда готовились к сражению . Но один бояре советовали Ивану спасаться бегством, а другие - решительно сражаться за княжество. Иван выбрал второй вариант и отправил одного брата в Тарусу, а другого - в Серпухов. А сам в июне отправился в Коломну, чтобы ожидать дальнейших событий.

Стояние на реке Угре

Перед решающим сражением войска хана Ахмата двинулись через Литовское Княжество в сторону Москвы. Большая Орда так и не дождалась военной поддержки от короля Казимира. Ахмат решил вторгнуться через Литовские земли, так как знал, что через охраняемую русскими полками Оку войскам не пробраться. Согласно истории и картам того времени, польско-литовское княжество находилось западнее Руси. Поэтому хан собрался пробраться с западной стороны через реку Угру, находящуюся на территории нынешних Смоленской и Калужской областях .

Князь Иван III узнал об этом намерении и начал готовиться к нападению со стороны Угры, и также отправил брата Андрея и своего сына к Калуге и к Угре. М. Ходарковски предполагает, что у хана Большой Орды не было такой цели, чтобы появиться неожиданно и запугать. Он как раз-таки хотел подавить князя Московского именно тем, что у него огромные войска, а не внезапностью.

Князю Ивану стало известно, что его братья подавили мятежи, и он их простил и отправил к Оке. Сам же князь со своим отрядом 3 октября отправился в город Кременец, а свои полка направил к Угре. Русские войска тянулись вдоль берега на большую длину.

8 октября хан Ахмат пытался пробраться через Угру, но Иван Молодой (сын Ивана III) смог защитить берег реки. Потом ещё несколько дней ордынцы пытались пробраться, но каждая попытка заканчивалась неудачей и обстрелом от русских войск. Хан отступил от реки, а полки Ивана III встали у противоположного берега наготове к появлению противников. Началось так называемое Стояние.

Все преимущества были на стороне Ивана III: подмога братьев, неожиданно поразившая ордынцев эпидемия, крымский хан напал на Подолию в Литовском княжестве, поэтому Казимир никак не смог бы помочь Орде. Хан предложил Ивану, чтобы он или его приближенные пришли к нему. В качестве посла Иван отправил одного человека. Хан предложил, чтобы они выплатили долг за неуплату дани за прошлые несколько лет. Переговоры прошли , хан так и не смог ничего добиться.

Получив отказ в выплате дани, Хан Ахмат решил дождаться холодов, чтобы перебраться по льду через реку. 22 октября Угра начала покрываться льдом. Иван не стал уже выжидать, а решил сменить оборонительную тактику и совершить решающее нападение 28 октября. Диверсионный отряд князя пробрался к тылу хана Ахмата в Боровске. Сам хан узнал, что столицу Орды хотят захватить, но принял решение не преследовать русский отряд, так как не было преимуществ, не было уже достаточно провизии. Ордынцы 11 ноября направил обратно к Орде. Так случилось окончательное поражение татаро-монголов и освобождение Руси от ига.

Известно, что на обратно пути войска Ахмата разграбили 12 литовских городов, чтобы отомстить Казимиру, не оказавшему им военной поддержки.

Итоги

Многие годы Русь угнеталась татаро-монгольским господством. Но постепенно ситуация менялась. Русские правители вели себя все более и более независимо. В 1476 году великий князь Иван III перестал платить дань в Большую Орду. Великий хан Ахмат не сразу двинул войско для усмирения непокорного правителя – он был занят борьбой с . В 1480 году Русское государство отказалось полностью подчиняться ордынцам.

Ахмат хан

Собрав войско, Ахмат пошел на Москву. Русские понимали, что если Хан дойдет до Москвы, то победа будет за ним. И потому встретить орду решили заранее. Но перед этими событиями предшествовали жаркие споры среди русской знати. Часть верхушки советовала великому князю бежать, но великий князь, не исключено, что под влиянием москвичей, решил дать бой хану.

Иван III начал собирать войско около реки Оки, а сам оставался в Коломне. В Москву привезли Владимирскую икону Божьей Матери, с заступничеством которой связывали избавление от тамерлановского нашествия.

Хан Ахмат шел по Великому Княжеству Литовскому в сопровождении лояльных ему литовцев к Воротынску. Именно здесь он ждал помощи от короля Польши Казимира Четвертого. Но у короля были свои заботы. Союзники Ивана Третьего, крымчане, совершили набег на Подолию. Потому Хан был вынужден действовать в одиночку. Узнав о собранных на Оке войсках, он двинулся по направлению к Угре. Великий князь также направил туда свои дружины.

Вряд ли в планы Ахмата входила внезапность его военного маневра. Скорее он прибег к традиционной для монголов тактике запугивания многочисленностью.

Осенью Иван Третий прибыл из Коломны в Москву на совет с боярами и духовенством, на котором решили дать бой хану. Русские дружины стояли вдоль Угры примерно на 60 верст, попытки татар форсировать реку были ими пресечены.

Хан Ахмат отвел свои войска вглубь от реки, русские стояли на другом берегу. Так началось великое стояние на Угре. На схватку противники все же не решились. Ахмат требовал изъявления покорности московского князя, ожидая в посланниках его сына или брата с данью, которые русские задолжали ему за семь предыдущих лет. Но ему был послан боярский сын на переговоры, которые просто затягивали время.

Ситуация была на руку московскому князю. На подступах были союзники, крымский хан вовсю разорял литовские земли, мешая польскому королю прийти на выручку Ахмату.

Несостоявшаяся битва

Был еще один важный момент. Ордынцы в качестве провианта использовали овец, поскольку войско было конное, лошади истребили все запасы вокруг стоянки. Русские же получали провиант из складов великого князя. А основное войско было пешим. И главное, ордынцев стала косить болезнь, впоследствии которую определили предположительно как дизентерию. Русская же рать была болезнью не затронута.

И главный стратегический момент – Ивану Третьему было выгодно отсутствие столкновения, между тем, как Ахмату битва была жизненно необходима.

Поддержало Ивана и духовенство – архиепископ Вассиан прислал князю послание с напутствием. Ахмат, собрав огромное войско, почти не оставил резерва в самой орде. Потому он послал воеводу Василия Ноздреватого в рейд по вражеской территории. Крымский князь Нур-Девлет со своими всадниками сопровождал Василия в этом набеге.

Предстоящая зима изменила стратегию князя. Он решил отступить вглубь территории, на более выгодные позиции. Хан Ахмат, узнав о набеге князя Василия с крымчанами, а также о их намерениях взять столицу ханства, решил не принимать бой с дружинами и принялся уводить войско. Немалую роль в этом решении сыграло и отсутствие продовольствия.

На обратном пути он начал грабить литовские поселения в отместку Казимиру за предательство. Всего за два дня оба войска ушли в разные стороны от столкновения. Если со стороны князя это была победа, то хан однозначно проиграл эту несостоявшуюся битву.

Многие современники приписали отступление хана заступничеству Богородицы, отсюда и второе название реки Угры – пояс Богородицы.

Москва встретила князя ликованием и праздновала как победу возвращение своих дружин. Совсем иначе встретили хана в Сарае – столице орды. В начале января Ахмат, покинувший Сарай из-за опасения покушений, был убит тюменским князем Ибаком в малозащищенной ставке, скорее всего по наущению Ивана Третьего.
Большую Орду стали раздирать вражда и борьба за власть между ханами.

Стояние на Угре выявило новые дипломатические приемы, которые использовали правители княжества. Это и удачные союзные договоры, во многом развязавшие руки для действий в тылу противника, и сам рейд князя Василия, который заставил Ахмата отступить. И, собственно, само избежание столкновения, которое русским было уже ни к чему – дни Орды были сочтены.

Именно «стояние» считают окончательной точкой в татаро-монгольском иге, где Русь, получив не формальный, а фактический суверенитет, начала свой путь великой державы.

Последнее вторжение войск Орды в русские земли

Стояние на Угре имело и далеко идущие последствия – часть земель литовских отошли московскому княжеству. Великий князь был незаурядным дипломатом – он до последнего избегал столкновения с ордынцами. Даже в 1502 году он называет себя «холопом» Орды, хотя в этом же году она была разгромлена крымским ханом Менли I Гиреем.

Понятие «татарское иго» было введено историком Карамзиным. Ряд историков, в основном зарубежных, отрицает значительность события «стояния на Угре», считая его обычным дипломатическим событием. В качестве доказательств этой версии говорится, что выплата дани хоть и уменьшилась значительно, но не прекратилась. В пользу этого приводились и аргументы, что в записях современников нет свидетельств об освобождении от татар.

Другие же историки считали, что совет бояр и ярое противоборство двух партий – явное доказательство тому, что события были более значимыми, нежели простое дипломатическое столкновение.

Великий князь скромно пишет об этом событии: «Ахмат-хан пошел на меня, но всемилостивый Бог пожелал спасти нас от него и сделал так».

Большое значение стояние на Угре получило потому, что это было последнее вторжение войск Орды в русские земли. В честь пятисотлетия, в 1980 году, на месте этих давних событий был открыт памятник.

Это историческое событие, описанное во всех учебниках по Истории России, имеет особое памятное отношение у Русской Православной Церкви. Именно поэтому на территории Владимирского скита, открытого неподалёку от Калужской Свято-Тихоновой пустыни, был открыт музей-диорама посвящённый этому событию, а также установлен первый в России памятник Великому князю Иоанну III.

В мае 2007 года, в селе Дворцы Калужской области, в 20 километрах от города Калуги, в 175 км от города Москвы началось строительство Владимирского скита в память о великом событии из русской истории, которое именуется, как "Великое стояние на реке Угре 1480 года". Скит создан по инициативе и трудами Мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни, который расположен неподалёку, на расстоянии около 3 километров.

На сегодняшний день на территории скита открыт храм в честь иконы Божьей Матери "Владимирская", музей-диорама посвященный Великому стоянию на реке Угре, памятник великому князю Иоанну III. Открытие памятника состоялось 8 июля 2017 года и оно предшествовало открытию другого памятника этому великому царю, который в Истории России именуется, как Иван III Васильевич. Церковь же традиционно величает его по-старославянски Иоанном III.

Об открытии памятника Ивану III в городе Калуге перед зданием администрации Калужской области мы писали в статье Памятник Ивану III Васильевичу в Калуге .

Подъезжаем к музею и видим вот такую красоту.


Напротив центрального входа на территорию Владимирского скита расположен памятник Великому князю Иоанну III. Запечатлев памятник на фото, мы поспешили на экскурсию. Экскурсия по музею-диораме проводится каждый час, взрослый билет стоит 300 рублей.

В первом зале музея расположены картины художника Павла Рыженко. На одной картине изображён преподобный Тихон Калужский. Этот святой старец был непосредственным участником событий Великого стояния на реке Угре. Именно он был основателем монастыря, впоследствии названного в его честь Калужской Свято-Тихоновой пустынью.

На этой картине изображён преподобный отец Сергий, благославляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Подробное пояснение к картине можно посмотреть на фото ниже.

На этой картине художник изображает Великого князя Иоанна III, который держит в руках меч и, видимо, собирается на битву с татарами. На лицах его собеседников можно увидеть, как согласие в необходимости предстоящего сражения, так и неуверенность в победе.

В этом зале фотографировать разрешено. Но в следующем зале, где расположена сама диорама битвы, фотографирование запрещено. Общий вид диорамы можно увидеть на сайте музея . Диорама выполнена студией военных художников имени М.Б. Грекова. Заслуженный художник России Павел Рыженко на огромном холсте размером 23,6 метров в ширину и 6,7 метров в высоту изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря.

Экскурсовод сообщила, что свою работу художник выполнил за два месяца!!! Он был очень увлечён работой, торопился сделать её быстро. Но, к сожалению, после окончания картины художник умер, причина смерти - инсульт. Ему было всего 44 года. Мне подумалось, что может быть он переутомился. Потому что 2 месяца - это какой-то просто нереальный срок. Художники пишут картины годами. Очень печальное известие.

Диораму лучше смотреть с верхнего яруса, так лучше виден весь обзор сражения. На дальнем плане изображена река Угра, которая в этом месте делает петлю. На одном берегу расположились войска Иоанна III, на другом - войска хана Ахмата. За рекой видны бесчисленные шатры татарского войска. Лагерь русских расположен на переднем плане. Здесь можно увидеть воинов, мастеровых, священников, пленных татар. На картине художник изобразил Преподобного Тихона, а также себя, вид сзади.

На самом переднем плане композиция диорамы дополнена фигурами людей, что даёт возможность хорошо представить театр военных действий в трёхмерном виде. При просмотре звучит голос диктора, слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В, общем, задействованы все органы восприятия человека.

После завершения просмотра диорамы, мы перешли на второй этаж музея, где можно было посмотреть экспонаты, связанные с событиями того времени.


На этой фотографии мы видим изображение реки Угры и того места, где проходили исторические события с высоты птичьего полёта, в наше современное время. Ландшафт местности вероятно изменился с того времени, но навряд ли столь значительно. Мы видим, что то место, где стояли русские войска, защищены рекой Угрой, как поясом. Поэтому, видимо, и возникло такое название "Угра - Пояс Пресвятой Богородицы".

Здесь можно увидеть одежду и амуницию воинов того времени.

На постаменте расположена гипсовая модель памятника Иоанну III, установленному перед зданием музея.

Из окна зала виден и оригинал памятника Великому князю.

На схеме расположен план военной компании.

А также карта памятных мест, связанных с этим событием.

Следующий зал музея посвящён художнику, создателю диорамы, Павлу Рыженко. Он родился в городе Калуге 11 июля 1970 года. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора Ильи Глазунова. Закончил аспирантуру при академии, получив звание доцента. Скоропостижно скончался 16 июля 2014 года в городе Москве.

Закончив свою экскурсию, мы перешли в монастырскую чайную, где отведали вкуснейший монастырский чай с пряником.

А также посмотрели фильм о строительстве Владимирского скита, музея-диорамы и о художнике Павле Рыженко.


Чайная великолепно оформлена и все угощения необыкновенно вкусны.



После чаепития я ещё походила по двору, осмотрела остальные постройки.



Ещё одна главная достопримечательность Владимирского скита - это храм в честь иконы Божией Матери "Владимирская". Храм также очень красивый, внутрь храма я не заходила.

В этом строящемся здании планируется открытие музея, посвящённое российской государственности.

В башне здания музея находится смотровая площадка, забравшись на которую можно осмотреть окрестности.

Остальные фотографии смотрите ниже.

Как мы видим, Русская Православная Церковь имеет к историческому событию "Великое стояние на реке Угре 1480 года" своё большое памятное отношение. Поэтому ещё в древности здесь был построен монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь, а в наше время строится и развивается Владимирский скит. Названо это событие "стоянием" потому, что оно было бескровным и всё благодаря заступничеству Божьему и Царицы Небесной.

Калужская газета "Весть" так комментирует это отношение:

Есть исторический факт, что 23 июня 1480 года, накануне грозных событий осени 1480 года, из Владимира в Москву была доставлена почитаемая чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Долгое время этот образ, по преданию написанный евангелистом Лукой, хранился в Киеве, пока не был перевезен князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира. Перед иконой стали совершать непрерывные молебны, что имело крайне важное значение для духовного состояния русских воинов.

Покровительство Божьей Матери, как мы знаем из летописей и, в частности, Лицевого летописного свода сопутствовало многим эпизодам Великого стояния.

Именно в силу этого Угра после победы над ордынцами стала называться Поясом Пресвятой (Пречистой) Богородицы. Летописец так сообщает нам об этом: «…и могу нарещи ту реку (Угру) пояс самыя Пресвятыя Богородицы, аки твердь от поганых защищающу Русскую землю». Пояс Богородицы – подлинно русское выражение, построенное на традиционных символах: Богородицы как заступницы земли Русской и пояса – оберега от злых сил. Не случайно борьба за этот «пояс» воспринималась народом как судьбоносное для Отечества событие.

В память о Великом стоянии и в благодарность о спасении Отечества наши предки стали возводить по берегам Угры православные монастыри и храмы, освящавшие эти земли и закреплявшие их за нашим Отечеством. Среди них: Спасо-Воротынский монастырь XVI века с церковью Введения Пресвятой Богородицы, бывший юхновский Казанский монастырь того же времени с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, Успенский собор в Перемышле, Успенский Гремячев и Успенский Шаровкин монастыри на Оке и Жиздре, Успенский собор Свято-Тихоновой пустыни и, наконец, Владимирский собор скита этой обители.

Надеюсь, что рассказ наш был интересен, а ещё интереснее, конечно, посетить музей и диораму самостоятельно.