Внеурочное занятие "золотая осень"

Всем известно, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития художественно-продуктивных видов детской деятельности.

В настоящее время отмечается тревожная ситуация снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Учитывая интерес детей к образовательной области «Художественное творчество», я решила применить в своей работе многообразие нетрадиционных художественных техник рисования с применением на занятиях и в свободной деятельности детей разнообразных пальчиковых игр и упражнений.

Целью моей деятельности стало - развитие мелкой моторики руки для подготовки детей к письму через нетрадиционные способы рисования.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1.Научить дошкольников нетрадиционным техническим навыкам рисования.

2.Повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики дошкольников.

3.Научить детей владеть нетрадиционными техниками рисования, использовать их многообразие в работе и применять при решении любой изобразительной задачи.

Для получения наилучшего результата работу с детьми лучше начинать поэтапно с трёх летнего возраста.

Вначале своей работы необходимо провести диагностическое обследование детей младшей группы. Диагностическое обследование показывает:

Дети с трудом удерживают карандаш;

Затрудняются в нанесении линий, пятен, мазков;

У детей отсутствует умение располагать рисунок по всему листу.

Составленный мною перспективный план работы, который включает:

Серию занятий по нетрадиционному рисованию;

Элементарные пальчиковые игры;

Гимнастику, упражнения, которые дают детским пальчикам полноценный отдых, развивают подвижность, формируют навык письма, я реализовала в первый этап обучения: «Клякса» - вторая младшая группа (3-4 года).

В начале малыши осваивали наиболее простую технику рисования «Пальчиковую живопись» и благодаря этому научились:

Способу примакивания кончиков пальцев рук к поверхности листа бумаги, ритмично нанося пятна, мазки («Падают листья», «Новогодняя ёлочка», «Виноград» и другие);

Научились рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их («Украсим коврик», «Солнышко греет Землю», «Цветные ниточки», «Клетчатый платочек»).

Со второй половины учебного года дети осваивали более сложную нетрадиционную технику: «Печать от руки» (ладошкой), рисование деревянной палочкой («Два весёлых гуся», «Ёжик - ни головы, ни ножек», «Весёлые воробьи»).

В конце учебного года дети познакомились с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля» и научились:

Способу получения отпечатка, держа печатку тремя пальцами;

Изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции («Укрась салфетку», «Платочки для мамы», «Новогодняя открытка»).

Дети научились правильно держать карандаш, не испытывали затруднения в нанесении линий, пятен, мазков. Появилось умение располагать рисунок по всему листу. В результате детских достижений я перешла к реализации второго этапа: «Тяп-ляп» — средняя группа (4-5 лет).

Дети среднего возраста продолжали совершенствовать нетрадиционные техники рисования освоенные ранее и знакомились с новыми, более сложными:

- «Оттиск поролоном». Ребята учились прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. В детских работах создавался эффект лёгкости, воздушности, прозрачности («Одуванчики», «Добрый снеговичок», «Весёлые зайчата», «Плюшевый медвежонок»);

- «Фотокопия» - рисование свечой. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности листа, по которой провели свечой. Цель таких занятий помочь детям освоить метод спонтанного рисования («Морозные узоры», «Рыбки в аквариуме», «Смешная снежная баба» и другие).

В конце учебного года знакомила с трудоёмкой нетрадиционной техникой: «Печать листьев». Ребята покрывали гуашью сухие листья, затем окрашенной стороной прикладывали на лист бумаги, прижимали и снимали, получали аккуратный цветной отпечаток растений («Золотая осень», «Бабочка красавица», «Птичка-невиличка»). Все эти техники развивают мелкую моторику и подготавливают руку к письму.

Для углубленного изучения моей темы и систематического обучения детей нетрадиционным техникам рисования мною был разработан проект «Юный художник». Проект позволил на практике сочетать несколько видов нетрадиционных художественных техник рисования и подготовить руку дошкольника к письму. Занятия носили интегрированный характер, что позволило мне, не нарушая процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста включать нетрадиционное рисование и развитие мелкой моторики руки во все виды детской деятельности. Например, на музыкальном занятии дети прослушивали композицию П.И. Чайковского, а затем рисовали «Зимний пейзаж». На занятии по развитию речи дошкольники уточняли представление о кролике (внешний вид, повадки и другое), а затем рисовали «Длинное ухо - комочек пуха».

Познакомившись с более сложными техниками нетрадиционного рисования, научившись сочетать несколько их видов в рисунке, что позволило повысить двигательные навыки дошкольников, я перешла к реализации третьего этапа обучения: «Умелые пальчики» — старшая группа (5-6 лет).

В начале учебного года дети осваивали достаточно трудную нетрадиционную технику:

- «Кляксография с трубочкой». Дети на лист бумаги наносили несколько капель жидкой краски, брали трубочку (для коктейля), её нижний конец направляли в центр кляксы, затем с усилием дули в трубочку и раздували краску от центра в разные стороны. Детям очень нравилось, когда у кляксы разбегались в разные стороны «ножки». Пятно дорисовывали, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали дорисовывали деревянной палочкой, указательным пальцем («Весёлые кляксы», «Осенние мотивы», «Зимушка-зима» и другие).

- «Монотопия». Используется для изображения зеркального отражения объектов. Дети складывали лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист - складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел чёткие контуры, чем его отражение («В стране Двуляндия», «Близнецы», «Осенний парк», «Каких я видел бабочек»).

В конце года ребята рисовали при помощи верёвочки. Они узнали, что рисовать можно не только кисточками, деревянной палочкой, пальчиками, ладошкой, свечой, сухими листьями, но и с помощью обыкновенной верёвочки. Дети выкладывали простые узоры на столе. Затем, через копированную бумагу, простым карандашом по образцу рисунка переводили его на картон. Брали клей ПВА в тюбике, наносили его по контуру и накладывали верёвочку на полоску клея без нажатия. После чего раскрашивали рисунок, стараясь не выходить за края контура. Чтобы работа была завершенной, вокруг делали фон («Страна цветных снов», «Вологодские кружева», «Заиндевелое дерево» и другие).

Усовершенствовав нетрадиционные техники рисования, развив мелкую моторику руки детей я перешла к реализации четвёртого этапа обучения: «Рисую, пишу - интересно живу» - подготовительная группа (6-7лет).

В начале года предложила детям собирать свои рисунки, чтобы они могли сами наглядно убедиться, что с каждым разом они будут всё лучше и интереснее. На этом этапе ребятам были предложены более сложные нетрадиционные техники:

- «Граттаж». «Граттаж» - способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом («Космический пейзаж», «На морском дне», «Зимний лес» и другие);

- «Батик». Ребята рисовали по ткани. Ткань предварительно крахмалили, проглаживали и натягивали на рамку или коробку из под конфет (бросовый материал). Дети рисовали гуашевыми красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки («Берёза», «Цветы в вазе», «Ветка сирени»).

Научиться писать - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела. Поэтому с детьми старшего возраста пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики - усложняются. Пальчиковая гимнастика проводилась с учебными предметами (линейка, карандаш, ручка). Дошкольники точно по линиям, по точкам обводили контур нарисованного предмета.

Я отметила, как радуются дети и при создании коллективной композиции. Особое удовлетворение доставляет детям общий результат, который, в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Поэтому, каждый обучающий возрастной этап детей заканчивался коллективной работой ребят. Продумывая темы коллективных композиций, я исходила из интересов и возможностей детей. Например, коллективные работы: первый этап обучения - «Закружила осень»; второй этап обучения - «Волшебные картинки»; третий этап обучения - «Мои любимые игрушки»; четвертый этап обучения - «Букет для моей мамы».

Чтобы подготовить руку к письму, необходима тренировка, с помощью которой создается функциональная база работы соответствующих анализаторов. При выполнении пальчиковых игр и упражнений, обращала внимание детей на то, что движения нужно обдумывать и точно выполнять. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые упражнения, тем глубже знакомство ребенка с миром, тем совершенственней будет двигательная координация кистей и пальцев рук ребенка.

Это всё даёт наилучшую возможность овладеть письмом, рисованием - умением правильно пользоваться материалами, которыми можно нетрадиционно рисовать (держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с поролоном, с печаткой изготовленной из картофеля), без напряжения готовить руку к письму.

В своей работе учитывала индивидуальные особенности детей, возможности развития их творческих способностей, анализировала полученные результаты, планировала индивидуальную работу.

Организовала в группе развивающую среду по развитию творческих способностей детей. Был создан уголок «Страна маленьких художников». В уголке находились: шерстяные цветные нитки, парафиновые свечи, ткань разных оттенков др. Мною были изготовлены необходимые материалы (деревянные палочки, вырезан нужной формы и размера поролон, сшиты тряпичные салфетки, засушены листья и т.д.).

У детей была возможность не только развивать мелкую моторику, овладеть и совершенствовать нетрадиционные техники рисования, но и выражать в рисунке свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.

На протяжении всей своей деятельности поддерживала тесный контакт с родителями. Зная, как волнует родителей то, чем занимается ребенок в детском саду, на занятиях, каковы его успехи, систематически организовывала выставки детских работ: «Художники с пеленок», «Дети любят, очень любят рисовать!» и др., куда включала фотографии практической работы детей. При этом выставляла произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо овладел навыками и умениями нетрадиционной техники рисования. Одной из форм выставки, на которой я размещала все работы детей, стало изготовление декораций для музыкального зала к различным праздникам и досугам. Например, на праздник «8 Марта», дошкольники с использованием нетрадиционных техник рисовали разнообразные цветы, затем оформляли своими «шедеврами» музыкальный зал. На физкультурный досуг «Спортивная семья» дети рисовали портреты родителей и своими работами украшали центральную стену физкультурного зала.

Родители оказывали активную помощь в оформлении выставок детей, театрализованных представлений в группе и в детском саду. Участвовали в мастер-классах: «Добро пожаловать в страну чудес!», «Я - художник» и др. Посещали в детском саду «День открытых дверей», собрания, где сообщалось родителям о важности и актуальности развития мелкой моторики. Родители знакомились с консультациями: «Как развить у ребёнка мелкую моторику руки?», «Многообразие нетрадиционных техник», «Рисуем шерстяными нитками» и др. Включённость родителей в процесс обучения и развития ребёнка позволял эффективно строить единое образовательное пространство.

Практика показала, что в результате совместной деятельности мне удалось создать дружескую атмосферу сотрудничества по формированию навыка письма через нетрадиционные художественные техник рисования.

Пройдя этапы работы и подведя итоги я сделала вывод: знание причин трудностей освоения навыка письма детьми, умение их выделять, активная позиция родителей, помогает не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения. Выпускники нашего ДОУ в школьной жизни практически не испытывали затруднения в освоении навыка письма, с большим желанием занимались изобразительным искусством. Многие мои воспитанники, посещали городскую детскую художественную школу имени А.М.Знака, неоднократно участвовали в городских выставках и становились призерами.

Данный опыт по нетрадиционным техникам рисования и по подготовки руки дошкольника к письму я буду реализовать в дальнейшей своей работе.

Общероссийский конкурс для педагогов с международным участием: «Лучший сценарий, развлечение, постановка в ДОУ».

Иванова Елена Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад КВ № 22», город Ачинск Красноярский край, Россия.



Название: Опыт работы воспитателя. Нетрадиционные техники рисования «Ребенок в мире красок».

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад КВ №22»
Месторасположение: г. Ачинск, Красноярский край, Россия

Проект по изобразительной деятельности

«Осень золотая»

Тип проекта : познавательно – творческий.

Вид проекта : групповой

Продолжительность проекта : краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней группы, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования

Предмет исследования : нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей у детей.

Интеграция образовательных областей :

художественно-эстетическое развитие;

социально- коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

физическое развитие.

Актуальность проекта:

Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:

Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

ЦЕЛЬ:

Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования- отпечатки листьев, ватной палочкой.

ЗАДАЧИ:

    расширять знание детей об осени, ее признаках и явлениях;

    познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – отпечатки листьев;

    научить создавать свой неповторимый образ в рисунке по нетрадиционному рисованию, используя технику рисования – отпечатки листьев;

    создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

    продолжать развивать навык рисования ватной палочкой;

    развивать у дошкольников творческие способности через нетрадиционные техники рисования;

    развивать речь, вовлекая детей в разговор во время рассматривания книг, иллюстраций;

    закреплять навыки организованного поведения в д/с; формировать доброжелательные отношения друг к другу;

    формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

    формировать умение слушать, понимать и отвечать на вопрос воспитателя;

    привлечь родителей к процессу развития художественных способностей (возможностей) детей.

Ожидаемый результат:

    дети проявляют интерес к сезонным изменениям в природе, участвуют в разговоре во время рассматривания осенних пейзажей, отвечают на вопросы, эмоционально отзывчивы;

    наличие положительного эмоционального отношения и интереса к содержанию игр совместно с воспитателями;

    познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

    получат практические навыки и умения по использованию техники «печатанья листьями»;

    появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;

    обогатится словарь детей словами «портрет», «щедрая», «обильная», «богатая», расширятся знания пальчиковых игр.

Подготовительный этап: подбор методической литературы, изготовление дидактических пособий, наглядного материала, ознакомление родителей с темой проектной деятельности.

Участие родителей в проектной деятельности: консультации с практическими советами, помощь в изготовлении дидактического материала, привлечение родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала на осеннюю тематику.

План реализации проекта

Основной этап:

Понедельник

Беседа с детьми на тему: «Приметы осени»;

Работа в уголке природы: рассматривание листьев различных деревьев;

Лепка «Вот ёжик - ни головы, ни ножек!»;

целевая прогулка по двору детского сада «Осень в нашем дворе»;

чтение художественной литературы: стихотворения «Осень наступила» А. Плещеева, «Осень» З. Федоровской, «Осень кисточку достала»

Е. Николаевой.

Творческая мастерская: рисование методом точечного рисунка «Кисть рябинки».

Работа с родителями: информация о проекте.

Вторник

Наблюдение за дубом из окна.

Чтение стихотворения «Дуб» И.Токмаковой;

Загадываем загадок про осень.

Дидактическое упражнение: «Сдуй листок со стола».

НОД «Художественно – эстетическое развитие»

музыка - « игра с зонтиком» муз. и сл. неизвестного автора;

Подвижная игра «Найди себе пару».

Трудовая деятельность: собрать и засушить красивые листья для поделок;

Творческая мастерская: рисование указательным пальцем «Бусы осень подарила».

Работа с родителями: сбор природного материала для поделок.

Среда

Беседа: «Что я видел по дороге в детский сад»;

Знакомство с пословицами и поговорками об осени;

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»;

Наблюдение на прогулке за листопадом;

Дидактическая игра «Узнай дерево»;

Дыхательная гимнастика «Чем пахнет осень?»

Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, репродукций, картин известных художников- пейзажистов: «Золотая осень» И. Левитана, «Осень» И. Остроухова;

Работа с родителями: информация «Значение нетрадиционных техник рисования…».

Четверг

Пальчиковая игра «Замок»;

Индивидуальная работа с подгруппой: рассматривание картин;

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФЭМП: дидактическая игра «Выложи узор из листьев»,

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Музыка: пение песни «В гости осень к нам пришла»,

Игровое упражнение на прогулке «О чём шепчутся листья? »;

Проговаривание потешки «Дождик, дождик, кап да кап…»

Индивидуальная работа по лепке «Листопад»;

Работа с родителями: выставка поделок «Осенняя фантазия».

Пятница

Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»;

Защита проектной деятельности:

НОД «Художественно- эстетическое развитие»

Рисование на тему: «Вот она какая, осень золотая!»

Итоговый этап 1. Ознакомление родителей с результатами реализации проекта (выставка работ детей)

2. Ознакомление педагогов ДОУ (проектный совет, презентация)

Вывод

Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.

Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.

Список литературы :

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – Цветной мир, 2012

2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. - Цветной мир, 2012

3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий - СПб: КАРО, 2010

4. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб: КАРО, 2009

5. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 5-10 лет. М., 2002г.

6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2013.-72с.

Осенние приметы

Теплая осень - к долгой зиме.

Много желудей на дубу в сентябре - к лютой зиме.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко - мало снега будет.

Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.

Паутина стелется по растениям - к теплу.

Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.

Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.

Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.

В октябре гром - зима бесснежная.

Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.

В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.

Если паутинки летают осенью - пришло бабье лето.

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - …

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

(Поздняя осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - …

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …

(Листопад)

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - …

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

(Поздняя осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

Шел долговяз, в сыру землю увяз.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - …

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …

(Листопад)

Пословицы и поговорки про осень

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В осень и у кошки пиры.

В сентябре одна ягода, и та - горькая рябина.

В сентябре синица просит осень в гости.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Весна красна цветами, а осень - снопами.

В ноябре снег надует - хлеба прибудет.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Вешний дождь растит, осенний гноит.

Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.

Вяжи воз - вой, а поедешь - песни пой.

Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!

День прозевал - урожай потерял.

Держись за землю-матушку - она одна не выдаст.

Не кони везут, овес везет.

Ноябрь - ворота зимы.

Октябрь плачет холодными слезами.

Октябрь развезет - ноябрь подберет.

Октябрьский гром - зима бесснежная.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осень велика, зима долга.

Осень говорит: «Гнило», весна: «Мило, лишь бы было».

Осень говорит: «Я поля упряжу», весна говорит: «Я еще погляжу».

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень прикажет, весна свое скажет.

Осень-то матка: кисель да блины, а весною-то гладко: сиди да гляди.

Осенью и у воробья пир.

Осенью молоко спичкой хлебают.

Раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут.

Осенью серенько утро, так жди красного денька.

Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

С березы лист не опал - снег ляжет поздно.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - капустой.

Соха кормит, веретено одевает.

Теплая осень - к долгой зиме.

Холоден сентябрь, да сыт.


Программные задачи:
Образовательные:  Учить детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для «золотой осени». Знакомить с жанром изобразительного искусства- пейзажем; учить создавать различные образы деревьев, трав и т.д. с помощью нетрадиционных методов рисования Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе. Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творчество, познавательные способности детей. Способствовать развитию связной речи. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, любознательность. Воспитывать художественный вкус и интерес к изобразительному искусству. Здоровье-сберегающая задача: создать атмосферу психологического комфорта для прохождения организованная образовательная деятельность.
Образовательные области:
«Художественно-эстетическое развитие», « Познавательное развитие»; «Физическое развитие».
Инструменты и материалы:

Демонстрационный

материал:
инновационная технология (презентация «Осень золотая», картины с осенним лесом(парком).
Комарова Полина Александровна 3
Раздаточный

материал:
лист бумаги, мятая бумага, трафарет, краски, фломастеры, губка, расческа, зубная щетка, блюдца для краски.
Форма работы:
фронтальная.
Комарова Полина Александровна 4
Ход деятельности

1. Рефлексивно-ориентировочный этап.
Воспитатель:
Упражнение психогимнастики
- Дети, давайте станем в круг и возьмемся за руки, пожмите их. Вы чувствуете как тепло ваших рук передается по кругу? Каждый из нас дарит частичку тепла, доброты. А сейчас поставьте ладони к вашему сердцу, почувствуйте как бьется ваше сердце, сколько тепла, любви, доброты оно излучает... Подарите свое тепло каждому. А талисманом нашего занятия является вот это сердце, передайте его по кругу как символ доброты, тепла, любви. (Дети передают сердце по кругу, последним его принимает воспитатель) Воспитатель: - Дети, какое теплое наше сердечко. Каждый из вас подарил ему частичку своего тепла доброты. Давайте, мы передадим наше сердечко гостям вместе с теплом, добром и гостеприимством.
2. Поисковый этап.
- А сейчас подойдите ко мне и послушайте, что я вам хочу рассказать. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, я обратила внимание на двух воробушков, которые сидели на дереве и грустно чирикали. Когда я прислушалась, то поняла, что они чирикают о том, что осень улетает в теплые края и скоро наступит белая, холодная зима. И мне стало грустно, потому что я очень люблю осень, и совсем не хочу прощаться с ней. А вы дети? (входит почтальон печкин) Печкин:- здравствуй дети! Я почтальон Печкин, принес заметку про вашего мальчика. Я смотрю у вас тут и мальчики и девочки. Значит я ошибся. Вам письмо.(отдает письмо воспитатель) Воспитатель: от кого же оно?
Комарова Полина Александровна 5 Много вкусных, сочных, ярких принесла я всем подарков. Много ягод и грибов, фруктов, овощей, плодов, Знаю много интересных о себе стихов и песен но картины нет, и нет фото, и осенний нет работы, Я прислала вам дары для умелой детворы Из них картину соберите, в красивое конверт положите И мне, пожалуйста, пришлите! Я прошу вас очень, очень, С уваженьем, ваша Осень.
3. Практический этап.
Воспитатель: посмотрите ребята что она нам прислала? Дети: картины-на которых нарисована осень. Воспитатель: - Посмотрите, ребята. Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными. Воспитатель: - Вот сегодня, ребята, вы сможете себя почувствовать маленькими художниками. Потому что вы тоже будете рисовать парк в ясный осенний день. - Придвиньте к себе листы бумаги. Сегодня мы с вами попытаемся на листе бумаги с помощью красок и зубных щеток и расчесок передать красоту осеннего леса. Воспитатель включает спокойную лирическую музыку, (звучит музыка «Времена года» П.И.Чайковский, дети начинают рисавать) Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей
Комарова Полина Александровна 6 к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Предлагает ещё раз посмотреть на картины, чтобы убедиться в разнообразии осенней окраски листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Следит за использованием разных технических приёмов рисования (зубной щеткой, губкой, мятой бумагой, использование трафаретов). Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др. - Приступаем к работе. Работаем все вместе, дружно. Сначала нам необходимо создать фон, на котором будут красоваться наши деревья. Для этого нам потребуется голубая краска, разведенная в воде, расческа и зубная щетка. Смачиваем зубную щетку в краске и осторожно, на расстоянии 5-10 сантиметров от поверхности листа бумаги начинаем водить ей по расческе. Краска мелкими каплями распыляется по листу. Даем листу высохнуть. Игра «Волшебное превращение» Мы- листочки, мы- листочки, (дети стоят свободно, руки вверху) Мы - осенние листочки, Мы на веточках сидели, (покачиваются) Ветер дунул - полетели. (разбегаются) Мы летали, мы летали,
Комарова Полина Александровна 2 А потом летать устали. (бегают, кружатся) Перестал дуть ветерок - Мы присели все в кружок. (приседают на корточки) Ветер снова вдруг подул И листочки тихо сдул. Все листочки полетели И на землю тихо сели. (вновь разбегаются и приседают) Воспитатель: давайте продолжим нашу работу Затем губкой, смоченной в зеленой краске аккуратно промакиваем по низу. Это трава. Губкой, смоченной в голубой и белой краске, выполняем тучи. Лист просушиваем. Далее с помощью трафарета, губки и коричневой краски выполняем стволы деревьев. Промачиваем осторожно, стараясь, чтобы краска не подтекла под трафарет. И опять сушим. Лист с фоном для нашей картины готов.
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Разбросала осень листья, Разукрасила их кистью. Мы в осенний парк пойдем, В букеты листья соберем. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. (делают волнообразные движения ладонями) (делают плавные взмахи ладонями вверх – вниз) («шагают» пальцами обеих рук) (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев) (поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа) (звонко хлопают в ладони)
Комарова Полина Александровна 3 (И. Михеева) Приступаем к украшению наших деревьев. Фломастерами обводим стволы, рисуем ветки. Берем лист бумаги и окунаем в краску красные, желтые, оранжевые и зеленые..с помощью примакивания рисуем нашим деревьям листики и травку. Используйте все предложенные цвета, тогда работа получится яркой и красочной.
4.Рефлексивно-оценочный этап.
Заканчиваем работу. Теперь давайте посмотрим на наш осенний лес. (стук в дверь, входит почтальон приносит пасылку)и отправим нашей осени по почте.(дети помогают отнести почтальону свои рисунки. Почтальон: а вот и опять я! Вам посылка! И письмо! Почтальон: но прежде чем отдать вам посылку, скажите чем вы занимались сегодня? Дети: Рисовали осенний парк! Похож он на настоящий лес осенью? Чем он отличается от летнего леса? Понравилось вам самим украшать осенний лес? Все молодцы, спасибо за дружную работу!

Надежда Легченко
Занятие по рисованию «Золотая осень». Нетрадиционная техника рисования

Программное содержание : познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями , закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования .

Креативное развитие. Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания пейзажа с помощью разнообразных техник и материалов .

Интеграция образовательных областей : «художественное творчество» , «музыка» , «познание» , «коммуникация» .

Материалы : тонированные альбомные листы, краски, гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики .

Предварительная работа : беседа с детьми об осени и осенних явлениях , рассматривание картины известного художника : И. Левитана «Золотая осень » ; чтение стихотворений об осени , наблюдение за деревьями во время прогулки.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой у меня есть альбом. (Открываю пустой альбом) . Ой, а в нём нет ни одного рисунка. А я так хотела, чтобы у меня был интересный и красивый альбом! А вы мне поможете нарисовать осенние пейзажи ?

Дети : да.

Стук в дверь – в группе появляется незаметно сундучок.

Воспитатель : Что это?

Дети : Сундучок.

Воспитатель : Кто бы мог нам его отправить (на сундучке приклеены осенние бумажные листики ) Здесь загадка есть.

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - …

Воспитатель : Но сундучок не открывается. Что делать? Может нам стихотворение про осень прочитать ?

Чтение осеннего стихотворения .

Воспитатель : Всё равно не открывается. А здесь загадка. Наверное если отгадаем загадку – сундучок откроется. Загадка. Летом вырастают, осенью опадают . Что это? (Листик) .

Воспитатель : Угадали! Вот и сундучок открылся.

Открываю сундучок, а там осенние листики .

Воспитатель : А что можно с ними можно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель : А давайте нарисуем ими пейзаж. И тогда у меня будет большой альбом, который смогут посмотреть все дети, родители.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на что похож листик.

Дети : На дерево.

Воспитатель : Давайте напечатаем ими несколько деревьев - покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков . Что ещё можно нарисовать к нашему пейзажу ?

Дети : Небо, солнце.

Показ выполнения работы.

Практическая часть.

Рисуем осень с детьми Рисование в старшей группе осенние листья Золотая осень 2015 рисунки детей Рисование нетрадиционным способом Золота осень занятие в средней группе Нетрадиционно рисование осени Креативные техники рисования Рисунки на тему осень младшая группа Самостоятельная работа.

Воспитатель : Какие красивые рисунки у нас получились. Теперь у нас получится большой и красивый альбом, и мы будем любоваться нашими рисунками.

Публикации по теме:

Конспект ОД по рисованию (нетрадиционная техника рисования) «Волшебные снежинки» Программное содержание: научить рисовать снежинку нетрадиционным способом; совершенствовать умение детей в различных изобразительных.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Отражение в воде» Цель и задачи занятия: 1. Развивающее.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

"Ах, какая осень, ах какая. Вся из жёлтых листьев – золотая" - поётся в детской песенке З. Роота. Под впечатлением от неё, предложила ребятам.

Совсем недавно узнала о такой технике рисования, как энкаустика. Решила попробовать. Энкаустика - это рисование утюгом и восковыми мелками.