Пропорциональная избирательная система выборов. Пропорциональная избирательная система рф

На фоне проходящих постоянно выборов у большинства людей возникает вопрос о том, что такое пропорциональная избирательная система? Эта проблема давно перестала носить чисто энциклопедический характер, перейдя в плоскость в большей степени практическую. Поэтому имеет смысл дать характеристику обозначенного выборного процесса и выявить его достоинства, а также недостатки.

Пропорциональная отличительные характеристики

Если просто сформулировать сущность данного то она может выглядеть следующим образом: избиратель голосует за имидж той или иной политической силы. И именно это отличает данный вид от мажоритарной модели. Но такое определение требует расшифровки. Итак, основными признаками пропорционального вида являются:

  1. Отсутствие неучтенных голосов.
  2. Прямое соотношение между процентом отданных на выборах голосов и процентом мест в избираемом органе.

Эти два признака обуславливают сам Фактически определенный участок страны или все государство представляет собой многомандатный округ, в котором каждый волен избрать понравившуюся ему политическую силу. При этом избираемыми выступают партии, движения, объединения, блоки, но в орган проходят лишь представленные в зарегистрированных списках физические лица. Стоит отметить, что в странах развитой демократии в пропорциональной системе выборов могут выставляться «соединенные списки» и «независимые списки». В первом случае объединяющиеся политические силы идут на выборы единым фронтом, при этом не уточняя, кто именно будет представлять их в органе. Во втором - пропорциональная избирательная система позволяет выставлять кандидатуру единственного физического лица (такое положение характерно для Бельгии или Швейцарии).

В целом избирательный процесс по данной системе выглядит следующим образом: придя на участок для голосования, избиратель отдает свой единственный голос за конкретную партию. После подсчета голосов политическая сила получает такое количество мест в органе, которое соответствует проценту, полученному на выборах. Далее количество мандатов распределяется согласно списку, зарегистрированному заранее, между членами политической силы. Ротация мест происходит только в тех случаях, когда не в состоянии в силу физических или законодательных причин осуществлять полномочия.

Из всего этого можно сделать вывод, что пропорциональная избирательная система - это особый вид процесса выборов, при котором представитель электората голосует не за конкретных лиц, а за политические силы. Также стоит помнить, что территория, на которой происходят выборы, представляет собой один крупный многомандатный округ.

Пропорциональная избирательная система: достоинства и недостатки

Как и любой тип избирательного процесса, эта система обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу преимуществ следует отнести тот факт, что пропорциональная избирательная система способствует учету предпочтений всего электората, который решил огласить свою волю. В данном случае она выгодно отличается от мажоритарной, учитывающей только волю большинства.

А вот к существенному недостатку данной системы относится то, что избирателю фактически дают право голосовать за имидж той или иной политической силы, а не за конкретную личность. Стоит отметить, что в данном случае облик может строиться на харизме лидера (как это случилось, например, в Германии в 1933). При этом пришедшие к власти иные физические лица могут быть и вовсе незнакомы электорату. Таким образом, пропорциональная избирательная система способствует развитию «культа личности» и, как следствие, возможному переходу от демократического строя к автократии. Однако такое положение встречается не так часто вследствие имплементации норм сдерживания.

Следовательно, пропорциональная избирательная система - это удобный механизм учета мнения всего общества, проживающего в конкретной части страны или во всем государстве.

Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. В одномандатном округе ее применить нельзя, поскольку одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в пропорциональной системе -- не установление большинства голосов, хотя, конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и при этой системе, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра).

Избирательная квота - это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т.д. Предположим, что в избирательном округе, от которого избираются пять депутатов, подано 100 тыс. голосов, признанных действительными. В выборах участвовали четыре партии (объединения, блока и т.д.), каждая из которых выдвигала пять кандидатов, надеясь получить все места по округу. На деле партия А получила 56 тыс. голосов, партия Б -- 24 тыс., партия В -- 15 тыс., партия Г -- 5 тыс. При данной системе отнюдь не все депутатские места получит партия А, как это было бы при мажоритарной системе, поскольку эта партия набрала более половины голосов. Напротив, места будут распределены окружной избирательной комиссией (или центральной комиссией, если речь идет об общегосударственном округе) пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, нужно сначала вычислить избирательную квоту, что и делает избирательная комиссия округа (при применении пропорциональной системы в общегосударственном округе это делает центральная избирательная комиссия или орган, выполняющий ее функции).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному, в зависимости от того, какой способ предусматривает избирательный закон данной страны: в Израиле, например, он иной, чем в Болгарии, а в Германии (при применении смешанной системы) он отличается от принятого в Латвии или Швейцарии. Метод вычисления квоты указан в законе (например, в Болгарии используется метод д"Ондта)

Самый простой способ вычисления квоты -- определение так называемой естественной квоты. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Простейший способ определения квоты, был предложен около ста лет назад английским ученым Т. Хэйром. Квота определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Данный способ применяется в настоящее время в Нидерландах, Румынии, Эстонии и др. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округу. В нашем примере мы делим 100 тыс. (голосов) на 5 (депутатских мест) и получаем 20 тыс. Следовательно, квота по данному округу равна 20 тыс. голосов, и каждая партия (список) получит столько депутатских мест, сколько раз собранное ею число голосов укладывается в число 20 тыс. Так, если партия получила 20 тыс. голосов, она будет иметь одно место, если 40 тыс. -- два, если 60 тыс. -- три и т.д. Точно так же вычисляются квота и места по общегосударственному (национальному, федеральному) избирательному округу, только числа в данном случае будут гораздо крупнее: депутатских мест -- десятки и сотни (что соответствует общей численности депутатов избираемого парламента, если он целиком избирается по данной системе), а голосов -- сотни тысяч и даже десятки миллионов, но математические действия в принципе те же.

Вернемся к нашему первому примеру. Партии получили не 20 тыс., 40 тыс. и т.д., а другое число голосов. Партия А, собравшая 56 тыс. голосов, будет иметь два места (56 тыс.: 20 тыс. = 2), но у нее в остатке (неиспользованными) окажутся 16 тыс., голосов. Этого числа недостаточно для квоты. Партия Б, собравшая 24 тыс. голосов, получит одно место (остаток -- 4 тыс.). Партии В и Г не получат ни одного места, так как голосов, собранных ими, недостаточно для квоты. Мы распределили только три места, а нужно распределить пять. При таком вычислении квоты два места останутся нераспределенными и будут распределены между партиями уже в соответствии с дополнительными правилами, предусмотренными на этот случай законом данной страны. В некоторых странах эта система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается. Такая квота называется искусственной квотой , а способ вычисления -- системой Хагенбаха-Бишоффа, Друпа. В нашем примере, если мы прибавим единицу к числу мест, число 100 тыс. (голосов) нужно делить не на 5 (мест), а на 6, и квота составит не 20 тыс., а 16,6 тыс., что дает возможность распределить сразу 4 места (партия А получает 3 места и партия Б -- 1). Если же прибавим к делителю цифру 2, то квота будет составлять 14,3 тыс. (100 тыс.: 7 = 14,3 тыс.), что дает возможность распределить все пять мест. Однако при искусственном увеличении делителя надо соблюдать осторожность: квота может получиться столь малой, что не хватит депутатских мест.

Более широкое распространение среди таких методов получил метод, предложенный математиком д"Ондтом. В законах стран, использующих его, он так и называется: метод д"Ондта и применяется очень широко (на выборах в Европейский парламент, на выборах в органы местного самоуправления в Испании, Болгарии, Польше). При данном методе вычисления квоты голоса, полученные каждой партией, делятся на ряд последовательных целых чисел, начиная с единицы, -- делителей. Обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 (для округа)

Обратимся к тому же самому примеру в нашем избирательном округе: четыре партии борются за пять мест по округу; они получили соответственно 56 тыс., 24 тыс., 15 тыс. и 5 тыс. голосов.

Расставим полученные числа голосов в убывающем порядке: 56 тыс., 28 тыс., 24 тыс., 18,6 тыс., 15 тыс., 12 тыс., 8 тыс. и т.д. Квота, которую мы ищем, будет находиться в этом ряду на таком месте, которое соответствует числу депутатов, избираемых от округа. В данном случае избирается 5 депутатов, значит, наша квота находится на пятом месте, т.е. составляет, по системе д"Ондта, 15 тыс. человек. Таким образом по методу д"Ондтом, квота будет меньше -- 15 тыс. Это дает возможность сразу распределить все места: партия А получает 3 места (56:15 = 3 + 11 тыс. голосов в остатке), партия Б -- 1 место (24: 15 = 1 + 9 тыс. голосов в остатке), партия В -- 1 место (ровно 15 тыс. голосов), партия Г мест не получит.

Применяя метод д"Ондта, нам удалось сразу распределить все депутатские места. Нередко складывается такая комбинация числа голосов, полученных партиями, что сразу распределить места не удается. Поэтому в некоторых странах этот метод усовершенствовали. В Болгарии число голосов делится на нечетные цифры: 1, 3, 5, 7 и т.д., в Латвии -- на 1, 4, 7 и т.д. И все же и при таких усовершенствованиях при применении метода д"Ондта (крайне редко)) как и при использовании метода Хэйра (очень часто), не удается сразу распределить все выделенные округу или в общегосударственном масштабе места. В этом случае очень важны дополнительные правила, установленные в законе страны.

При пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенную долю голосов (например, не менее 17% в Греции). Дополнительные правила распределения мандатов при пропорциональной системе. Таких правил несколько, но иногда их комбинируют, соединяют с некоторыми модификациями.

1. правило наибольшего остатка (используется, например, в Германии и Италии в многомандатных округах). Если в законе страны сказано, что нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов, то в нашем первом примере при вычислении квоты по системе Хэйра (квота -- 20 тыс.) места получат партия «А» (у нее остаток 16 тыс. голосов) и партия В, которая имеет 15 тыс. голосов и по квоте не получила ни одного места (следовательно, у нее это весь остаток голосов). Партии Б и Г права на дополнительные места не имеют: у партии Б остаток лишь 4 тыс. голосов, у партии Г -- 5 тыс. Таким образом, партия А будет иметь три депутатских мандата (2 по Квоте и один -- дополнительный за 16 тыс. голосов), партия Б -- 1 место по квоте и партия В -- 1 место как дополнительное (за наибольший остаток по причине неиспользованных голосов). В итоге получается, что партии Б 1 депутатское место обошлось в 24 тыс. голосов, партии А -- в 18,6 тыс., а партии В -- в 15 тыс. Обычно такого вопиющего неравенства не бывает, применяются определенные корректирующие меры, указанные в законе, но все же неравенство между партиями в соотношении числа голосов и полученных мест бывает достаточно большим.

При всех усовершенствованиях в мире нет избирательной системы, которая обеспечила бы абсолютное равенство, и, видимо, несмотря на достижения компьютеризации, создать такую систему невозможно, тем более что на практике подсчет идет не на тысячи голосов, а на единицы, и абсолютно точно распределить места, скажем, между 717 837 голосами и 423 513 голосами невозможно.

  • 2. правило - наибольшего избирательного числа (используется в Италии при выборах Палаты депутатов -- нижней палаты парламента). Если в законе указано это правило, то места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов. В нашем примере одно дополнительное место получают партия А и следующая за ней по числу голосов партия Б. Здесь тоже неизбежно неравенство в соотношении числа голосов и числа мест: при применении метода Хэйра партия А будет иметь три места (два по квоте и одно дополнительное), и одно место обойдется ей в 18,6 тыс. голосов, а партия Б будет иметь два места, и каждое будет стоить ей 12 тыс. голосов. Партия же В, собравшая 15 тыс. голосов, ни одного депутатского места не получит. выборы квота мажоритарная пропорциональная
  • 3. правило - суммировать в масштабах страны все остатки голосов партий по отдельно взятым округам и нераспределенное число мест по стране в целом, а затем вычислить новую квоту, но уже не для округа, а для страны в целом, и по этой квоте распределить между партиями оставшиеся места. Так делается, например, в Нидерландах. После применения естественной квоты оставшиеся нераспределенными места распределяются по квоте д"Ондта, а если и после этого останутся нераспределенные мандаты, их получат кандидаты, стоящие на первых местах партийного списка. Эта система может быть более точной, хотя и в данном случае полного равенства быть не может.
  • 4. правило - в общегосударственных округах . Оно связано с тем, что нераспределенными остались места не из-за применения квоты, а из-за действия заградительного барьера (заградительного пункта), введенный в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламенте крупный партийных фракций и для того, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не имело перед собой раздробленный конгломерат мелких и мельчайших партий.

Заградительный пункт -- это установленная в законе минимальная доли голосов избирателей, которую необходимо получить партии (списку ее кандидатов) в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Только при условии, что партия, ее кандидаты получили этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется избирательной комиссией от участия в дележе мест, собранные ею голоса пропадают, а все места делятся только между теми партиями, которые преодолели заградительный барьер. Заградительный пункт неодинаков в различных странах: 1% -- в Израиле, 2% -- в Дании, 2,5% -- в Шри-Ланке, 3% -- в Аргентине, Испании, 4% -- в Болгарии, Венгрии, Украине, Швеции, Италии (с 1993 г.), 5% -- в Германии, Литве (с 1996 г.), Польше (но для блоков -- 8%), в Словакии (но для коалиции из 2--5 партий в Словакии заградительный барьер повышается и составляет 7%), 8% -- в Египте, 10% -- в Турции, 11% для партийных коалиций в Чехии, 17% в Греции. Путем применения заградительного барьера многие партии, особенно в постсоциалистических странах, где партийные системы еще не устоялись и наблюдается обилие партий, участвующих в выборах, а также в некоторых странах Латинской Америки, где наблюдается такая же картина и в выборах участвуют иногда более сотни партий, отстраняются от распределения мест, хотя бы они и получили необходимую квоту (несколько квот) голосов избирателей.

В некоторых странах при применении пропорциональной системы разрешается преференциальный (предпочтительный) вотум (Финляндия). Он позволяет избирателю поддерживать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Голосуя за список «своей» партии, избиратель может отметить цифрами 1, 2 или каким-то знаком тех лиц, которых он желал бы видеть избранными в первую очередь. В этом случае избирательная комиссия должна сосчитать число разных преференций и объявить избранными не тех, чьи фамилии стоят на первых местах списка, а тех, кто собрал больше первых, затем вторых преференций. Число избранных таким образом лиц, конечно, зависит от числа мест, полагающихся партии в соответствии с квотой. Закон обычно не разрешает много преференций. Например, в Австрии, Бельгии, Италии, Финляндии избирателю позволяется указать только одну преференцию.

Панашаж (или панаширование; от фр. panachage -- смешивание, пестрота), соединение списков и заградительный пункт (барьер). Панашаж -- это право избирателя, имеющего несколько голосов, голосовать в многомандатном избирательном округе за кандидатов из разных партийных списков (этим панашаж отличается от кумулятивного вотума и принципа единственного непреходящего голоса). Если закон разрешает панашаж, то это означает, что отдается предпочтение личности кандидата перед той или иной партией и ее программой. В результате избиратель может проголосовать за кандидатов от различных политических партий, за лиц неодинаковых и даже противоположных политических убеждений. Панашаж искажает сам принцип партийного подхода, всегда заложенный в пропорциональную избирательную систему.

Искажать пропорциональность партийного представительства может и прием соединения списков . Если такое разрешает закон, партии, оставаясь самостоятельными, заранее объявляют, например, что в интересах выборов они рассматривают свои два, три и т.д. списка кандидатов как единый блоковый список. В этом случае избирательная комиссия должна сначала разделить депутатские места между соединенным списком и другими списками кандидатов от иных партий. После этого партии, заявившие о соединении списков (они не обязательно объединяются в избирательный блок), делят доставшиеся им депутатские места между собой. При этом в бюллетене кандидаты блока не составляют единого списка, избиратель по-прежнему голосует за те или иные партии, заявившие о соединении списков. Смысл этого приема заключается в том, чтобы использовать остатки голосов избирателей, которые иначе пропадут, а если эти голоса будут суммированы партиями блока, то дадут им одну или несколько квот и, следовательно, дополнительные места.

Рассмотри этот прием на нашем же примере. Допустим, что партии А и Б (56 тыс. и 24 тыс. голосов) заявляют о соединении списков. Вместе у них будет 80 тыс. голосов, т.е. при квоте 20 тыс. они получат четыре места (ранее у них было только три: два -- у партии А и одно -- у партии Б). Они разделят дополнительное место по договоренности между собой, что не всегда соответствует воле избирателей.

Оценка панашажа, соединения списков, заградительного пункта сложна и может дать неодинаковые ответы с позиций политологии и юриспруденции. С точки зрения политологов, эти меры могут быть обусловлены практическими потребностями: желанием создать работоспособный парламент, где будут представлены интересы крупных групп избирателей и будет исключена утомительная борьба депутатов за мелкие, мельчайшие, а иногда и своекорыстные интересы. Рассматриваемые институты связаны с необходимостью создать стабильное правительство, которое будет руководствоваться учетом политики крупных партий, а не множества мелких депутатских групп. Заградительный барьер способствует стабильности правительства, которое мелкие партии, объединившись в блок, не смогли бы легко свергнуть путем вотума недоверия.

Панашаж дает возможность избирателю в какой-то мере учесть не только абстрактные для него партийные цели, но и конкретное поведение тех или иных кандидатов, их качества как личностей, в том числе и лидерские качества. Однако при этом ставится под сомнение основополагающий принцип равного избирательного права. Если партии, их кандидаты, получившие места по квоте, на деле лишаются их, то это нарушает равные права избирателей быть представленными в парламенте, как и равенство пассивного избирательного права.

Система единственного передаваемого (переходящего) голоса. Технически она близка к системе единственного непередаваемого голоса (мажоритарной системе), но напоминает пропорциональную систему с возможностью панашажа и преференциального вотума, тем более что она применяется только в многомандатных округах. Избиратель имеет лишь один голос, но этот голос он может использовать не для голосования за партийный список, а только для преференциального голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов. Этот голос он использует для обозначения преференции № 1 Но он может отметить других кандидатов преференциями № 2 и 3. Сначала подсчитываются только первые преференции у каждого кандидата. Если первых преференций у него нет, он вообще исключается из дальнейших подсчетов. При подсчете преференций № 1 определяются квота и избранные депутаты Обычно многие кандидаты не добирают голоса для квоты (т.е. для избрания по первой преференции), но у них могут быть отмечены преференции № 2 и 3. В этом случае кандидату передаются голоса из преференции № 2. Может использоваться и преференция № 3 для кандидата, обозначенного в бюллетенях под № 1. Ему передается третья преференция, если первая и вторая недостаточны для квоты. Отсюда эта система получила название единственного передаваемого (переходящего) голоса.

Мажоритарная, и пропорциональная избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в настоящее время в мире все чаще наблюдается тенденция объединения этих систем: часть депутатов парламента или коллегиального органа местного самоуправления избирается по одной системе, а часть -- по другой.

Тема Избирательные системы

1.Общая характеристика избирательных систем.

2.Мажоритарная избирательная система.

3.Пропорциональная избирательная система.

4.Смешанная избирательная система.

Общая характеристика избирательных систем

Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых доступ к власти и право принимать решения осуществляются по результатам всеобщих свободных выборов. В современном государстве основной формой выборов является голосование, которое можно рассматривать как отбор наиболее достойных. Основной функцией выборов является перевод решений, принятых избирателями, т.е. их голосов, в конституционные правительственные полномочия и депутатские мандаты. Способы подсчета голосов и порядок распределения депутатских мандатов и являются избирательными системами.

Избирательная система - это приемы и способы, при помощи которых распределяются депутатские мандаты между кандидатами на соответствующие государственные посты согласно результатам голосования. Способы перевода решений избирателей в полномочия власти и парламентские места составляют характеристики избирательной системы:

v Количественный критерий, по которому определяются результаты выборов - один победитель или несколько;

v Тип избирательных округов - одномандатный или многомандатный;

v Тип избирательного списка и способы его заполнения.

Исходя из различных сочетаний данных признаков выделяют 2 типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. Способ голосования при избрании кандидатов и метод распределения депутатских мандатов и правительственных полномочий являются главными факторами по которым отличают одну избирательную систему от другой. Выбор в пользу той или иной системы в конкретной стране диктуется историческими условиями, специфическими задачами политического развития и культурно-политическими традициями. Если в Великобритании и США на протяжении столетий существует мажоритарная система, то в континентальной Европе - пропорциональная

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Основная цель мажоритарной системы - определение победителя и сплоченного большинства, способного проводить преемственную политику. Голоса, отданные за проигравших кандидатов, просто не учитываются. Мажоритарная система применяется в 83 странах мира: США, Великобритания, Япония, Канада .

Различают 3 типа мажоритарной системы:

  • Мажоритарная система абсолютного большинства;
  • Мажоритарная система простого (относительного) большинства;
  • Мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток - существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство. С целью сокращения расходов в отдельных странах вводится механизм перебаллотировки, которая означает определение победителя в двухтуровом голосовании: в 1 туре для победы необходимо абсолютное большинство, во 2 туре требуется простое большинство, т.е. надо просто опередить конкурентов. Мажоритарная система относительного большинства - способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток - значительная степень неучтенных голосов. Данная система возникла в Великобритании и действует в 43 странах. Мажоритарная система квалифицированного большинства - это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.

Преимущества

2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;

3. Тесная связь депутата с избирательным округом;

4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;

5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;

6. Создание стабильного однопартийного правительства и монолитного большинства в парламенте, способных работать сообща и проводить преемственную политику;

Недостатки

1. Слабая представленность;

3. Существует возможность злоупотреблений, манипулирование избирательными округами;

4. Победитель в реальности может не располагать большинством голосов в масштабах страны;

5. Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды .

Отличительные черты пропорциональной системы:

ü Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

ü Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

ü Наличие многомандатных округов.

ü Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

  • Пропорциональная система партийных списков
  • Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков . Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России - 5%, в Турции - 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

Преимущества

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Смешанная избирательная система

Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:

  • Смешанная система структурного типа - предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) - по пропорциональной системе.
  • Смешанная система линейного типа - возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.

Суть пропорциональной избирательной системы заключается в том, что каждая партия получает в представительном органе число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нее голосов избирателей.

Впервые данная избирательная система была применена в Бельгии в 1889 г. Сегодня она применяется более чем в 60 странах мира. Идеи применения пропорциональной избирательной системы как при выборах высшего законодательного органа государственной власти, так и при выборах органов местного самоуправления были популярны среди российских правоведов в конце ХІХ в. По мнению итальянского правоведа Бруно Леони, именно пропорциональная система делает выборы максимально представительными .

Главное достоинство данной системы состоит в том, что она является наиболее справедливой по отношению к политическим партиям и способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе. Ее недостатки заключаются в том, что избиратели почти отстранены от процедуры выдвижения кандидатов (это делают партийные органы) и зачастую не знают, за кого персонально они голосуют.

Существуют различные виды пропорциональных избирательных систем. Как отмечал итальянский эксперт в области выборов и избирательной статистики С. Коррадо, уже в 1908 г. насчитывалось более ста ее разновидностей. Одни из них предполагают превращение страны в общенациональный избирательный округ (Нидерланды, Уругвай, Венесуэла). Другие пропорциональные избирательные системы предусматривают использование территориальных избирательных округов (Испания, Латвия, Словения, Перу).

Главное в пропорциональной системе - вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Самый распространенный способ определения избирательной квоты был предложен английским политическим деятелем Томасом Хэром. Предположим, что в избирательном округе избирается представительный орган, состоящий из двадцати депутатов. В голосовании участвовало 100 000 избирателей. За партию А проголосовали 10 000 избирателей, за партию В - 21 000, партия С - 33 000, партия D - 5 200, партия Е - 6 500. По окончанию голосования соответствующая избирательная комиссия будет распределять мандаты между партиями пропорционально набранным ими голосам. Для этого необходимо вычислить избирательную квоту (ИК) по формуле:

где Х - количество избирателей, принявших участие в голосовании;

У - количество мандатов в представительном органе.

Избирательная квота равна 5 000, т. е. именно такое количество голосов избирателей необходимо набрать партии, чтобы получить один депутатский мандат. Для определения числа мест, полученных каждой из партий в представительном органе, необходимо разделить количество голосов избирателей, набранное каждой из партий на избирательную квоту, и получим следующий результат: партия А - 2 места в парламенте, партия В - 4 места (1 000 - остаток), партия С - 6 мест (3 000 - остаток), партия D - 1 место (200 - остаток), партия Е - 1 место (500 - остаток). В итоге оказались распределенными 14 депутатских мандата из 20, т. е. 6 мест остались нераспределенными, и у партий остались остатки голосов избирателей.

Выделяют два способа распределения остатков: методом наибольших остатков и методом наибольшей средней. Наиболее простым является метод наибольшего остатка (в литературе он также называется методом американского политического деятеля А. Гамильтана, предложившего его в 1972 г.) . Метод заключается в том, что после использования правила квоты оставшиеся места передаются спискам, имеющим наибольший остаток. В этом случае оставшиеся мандаты в порядке очередности достанутся партиям D, В и С.

Метод наибольшей средней был предложен в 1792 г. будущим президентом США Т. Джефферсоном. Этот способ заклю- чается в том, что оставшиеся места передаются спискам партий, имеющим наибольшую среднюю величину (наибольшее среднее частное), определяемую путем деления числа голосов, полученных списком, на число уже завоеванных этим списком мест, увеличенное на единицу. При применении правила наибольшей средней возможны два варианта определения результатов: 1) вычисление квоты и распределение на ее основании мест, а остатки распределяются по правилу наибольшей средней (табл. 1); 2) распределение мандатов сразу после подсчета голосов по правилу наибольшей средней (табл. 2).

Таблица 1

Распределение депутатских мандатов по методу наибольшей средней с вычислением квоты

H Кол-во голосов избирателей й

OJ O F CQ >^ Й R S о s C s

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Пропорциональная избирательная система:

  1. Второй разновидностью избирательной системы является пропорциональная избирательная система
  2. Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система
  3. Выборы депутатов Национального совета осуществляются на основании пропорциональной избирательной системы, а распределение мест происходит по формуле Гогенбах-Бишофа
  4. В Швейцарской Конфедерации выборы проводятся на различных уровнях как на основании мажоритарной, так и на основании пропорциональной избирательной системы.

В стране Z раз в 5 лет проходят выборы в парламент. Найдите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите №, под которыми указаны соответствующие черты.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

4) Правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах.

5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за неё на выборах.

Пояснение.

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы - в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов - нет, неверно.

4) Правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах - да, верно.

5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах - нет, неверно.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за неё на выборах - да, верно.