В каких странах используется пропорциональная избирательная система. Пропорциональная избирательная система РФ (признаки, достоинства)

На фоне проходящих постоянно выборов у большинства людей возникает вопрос о том, что такое пропорциональная избирательная система? Эта проблема давно перестала носить чисто энциклопедический характер, перейдя в плоскость в большей степени практическую. Поэтому имеет смысл дать характеристику обозначенного выборного процесса и выявить его достоинства, а также недостатки.

Пропорциональная отличительные характеристики

Если просто сформулировать сущность данного то она может выглядеть следующим образом: избиратель голосует за имидж той или иной политической силы. И именно это отличает данный вид от мажоритарной модели. Но такое определение требует расшифровки. Итак, основными признаками пропорционального вида являются:

  1. Отсутствие неучтенных голосов.
  2. Прямое соотношение между процентом отданных на выборах голосов и процентом мест в избираемом органе.

Эти два признака обуславливают сам Фактически определенный участок страны или все государство представляет собой многомандатный округ, в котором каждый волен избрать понравившуюся ему политическую силу. При этом избираемыми выступают партии, движения, объединения, блоки, но в орган проходят лишь представленные в зарегистрированных списках физические лица. Стоит отметить, что в странах развитой демократии в пропорциональной системе выборов могут выставляться «соединенные списки» и «независимые списки». В первом случае объединяющиеся политические силы идут на выборы единым фронтом, при этом не уточняя, кто именно будет представлять их в органе. Во втором - пропорциональная избирательная система позволяет выставлять кандидатуру единственного физического лица (такое положение характерно для Бельгии или Швейцарии).

В целом избирательный процесс по данной системе выглядит следующим образом: придя на участок для голосования, избиратель отдает свой единственный голос за конкретную партию. После подсчета голосов политическая сила получает такое количество мест в органе, которое соответствует проценту, полученному на выборах. Далее количество мандатов распределяется согласно списку, зарегистрированному заранее, между членами политической силы. Ротация мест происходит только в тех случаях, когда не в состоянии в силу физических или законодательных причин осуществлять полномочия.

Из всего этого можно сделать вывод, что пропорциональная избирательная система - это особый вид процесса выборов, при котором представитель электората голосует не за конкретных лиц, а за политические силы. Также стоит помнить, что территория, на которой происходят выборы, представляет собой один крупный многомандатный округ.

Пропорциональная избирательная система: достоинства и недостатки

Как и любой тип избирательного процесса, эта система обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу преимуществ следует отнести тот факт, что пропорциональная избирательная система способствует учету предпочтений всего электората, который решил огласить свою волю. В данном случае она выгодно отличается от мажоритарной, учитывающей только волю большинства.

А вот к существенному недостатку данной системы относится то, что избирателю фактически дают право голосовать за имидж той или иной политической силы, а не за конкретную личность. Стоит отметить, что в данном случае облик может строиться на харизме лидера (как это случилось, например, в Германии в 1933). При этом пришедшие к власти иные физические лица могут быть и вовсе незнакомы электорату. Таким образом, пропорциональная избирательная система способствует развитию «культа личности» и, как следствие, возможному переходу от демократического строя к автократии. Однако такое положение встречается не так часто вследствие имплементации норм сдерживания.

Следовательно, пропорциональная избирательная система - это удобный механизм учета мнения всего общества, проживающего в конкретной части страны или во всем государстве.

избирательных

систем

Конспект лекции
Плюральная система, или система простого большинства (plurality)

Принцип: «побеждает первый» («first past the post»).

Приверженцы подобной модели утверждают, что она способствует возникновению стабильных двухпартийных систем, почти всегда позволяющих одной из партий контролировать абсолютное большинство мест в парламенте.

Преимущества: высокий уровень подотчетности, способствует эффективному государственному управлению (двухпартийная система).

Недостатки: низкий уровень представительности.

Мажоритарная, или система абсолютного большинства (majority)

Побеждает кандидат, набирающий больше 50% голосов.

В случае, если не один кандидат не набрал более 50% голосов проводится второй тур выборов, либо победитель выявляется с помощью ординального бюллетеня.

Пропорциональная избирательная система

Фундаментальный принцип пропорциональной системы прост – распределение мест в соответствии с долями голосов, полученными на выборах.

Может приме­няться только в многомандатных округах.

Как правило, избирателю предоставляется выбор не между индивидуальными кандидатами, а между списками кандида­тов, выдвинутых политическими партиями.

Поэтому наиболее ши­роко применяемую модификацию пропорциональной системы назы­вают «списочной системой».

Преимущества: высокий уровень представительности.

Недостатки: низкий уровень подотчетности, затрудняет процессы государственного управления (коалиционность правительства).

Списочная пропорциональная система с закрытыми списками

Избиратель голосует исключительно за партию, а не за отдельных кандидатов. В преддверии выборов партия выдвигает список своих кандидатов, расположенных в порядке убывающей важности. Выиграв какое-то число мест (по квоте или согласно какой-то иной процедуре), партия передает их кандидатам, находящимся в начале списка.

Списочная пропорциональная система с открытыми списками

В Бельгии, например, избиратель имеет возможность ставить крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть в стенах парламента. В Италии имена таких кандидатов требуется вписать в бюллетень.

Но каковы бы ни были детали фиксации предпочтений избирателей, существуют определенные правила, позволяющие уточнять позиции кандидатов в партийных списках с учетом количества выраженных им индивидуальных предпочтений.

Вариант системы: «квазисписочная пропорциональная система»

При подобной системе возможность голосовать за отдельных кандидатов превращается в необходимость. Все голоса, поданные за кандидатов той или иной партии, суммируются, как будто они были поданы за партийные списки. Затем происходит распределение мест между партиями, но в соответствии с количествами голосов, полученными каждым из кандидатов. Партийные лидеры, таким образом, лишаются возможности составлять списки кандидатов, а избиратели получают большую свободу выбора; представительство становится более «личным», чем при традиционной списочной пропорциональной системе.

Применяется: Финляндия (до 1973 г.), Чили.

Списочная пропорциональная система «панашаж» (panachage) (по-французски означает «мешанина»)

Она предполагает голосование по партийным спискам. В то же время, избиратели получают возможность дополнительно высказаться по поводу определенного числа баллотирующихся в округе кандидатов независимо от их партийной принадлежности, «смешивая» кандидатов от одной партии с кандидатами от других.

В двух странах, где на практике применяется панашаж – в Швейцарии и Люксембурге - избирателям дополнительно предоставлено право «накапливать» предпочтения, т.е. отдавать наиболее предпочтительным кандидатам сразу по нескольку голосов, тем самым ранжируя кандидатов по степени предпочтения.

Смешенные избирательные системы

Избирательные системы, которые сочетают в себе черты систем большинства и пропорциональных систем.

Смешанная свя­занная система

Первая из них была изобретена в послевоенной Германии, где она применяется в неизменном виде с 1957 г.

Смешанная связанная система предос­тавляет каждому избирателю два голоса. Один из них используется в одномандатном округе, где итоги выборов подводятся по той или иной системе большинства, а другой - в многомандатном округе по пропорциональной системе. Победители в одномандатных ок­ругах составляют одну часть парламента, вторая же часть заполня­ется по итогам голосования за партийные списки, причем делается это так, что каждая партия «добирает» места до процентной доли, положенной ей по итогам выборов по пропорциональной системе. Таким образом, пропорциональная часть выборов играет компен­саторную роль, подобную той, которую выполняет многоуровне­вое распределение в чисто пропорциональных системах: она сгла­живает диспропорциональность результатов, порождаемую системой большинства. В результате, однако, именно голосование по партийным спискам определяет уровни парламентского предста­вительства партий. Логически возможные отступления от принципа пропорциональности в рамках смешанной связанной системы не­многочисленны: если в парламент попадают независимые одноман­датники, и если какая-то партия провела в парламент больше одно­мандатников, чем ей «положено» по итогам пропорциональных выборов. Германская избирательная система допускает обе возмож­ности, в результате чего численный состав Бундестага не является постоянным: к базовому числу депутатов могут добавляться неза­висимые и «избыточные» партийные представители. Фактически, однако, это происходит очень редко.

Смешанная несвязанная система (ее иногда называ­ют, параллельная)

Внешне очень похожа на предыдущую. Она тоже предоставляет избирателю два голоса, один из которых подается в одномандатном округе, а другой - за партийный список. Карди­нальное различие состоит в том, что пропорциональная часть сис­темы не сглаживает диспропорциональность результатов, порож­даемую принципом большинства. Итоги выборов по двум частям подводятся совершенно независимо друг от друга. Поэтому смешан­ная несвязанная система обеспечивает пропорциональность резуль­татов выборов лишь постольку, поскольку часть депутатов избира­ется по пропорциональной системе.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды.

Отличительные черты пропорциональной системы:

1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

2. Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

3. Наличие многомандатных округов.

5. Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

1. Пропорциональная система партийных списков
2. Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Пропорциональная система налогообложения

При пропорциональной системе налогообложения человек, которые зарабатывает 100 000, должен платить такой же процент от своих доходов, как и тот, кто зарабатывает 25 000.

При (например) 26% пропорциональном налоге, человек с доходом 25 000 заплатит 6500 (25 000 х 0,26 = 6500), а с доходом 100 000 - 26 000 (100 000 х 0,26 = 26 000).

В этом случае, как доход, так и налоговая нагрузка в четыре раза больше у человека с более высокими доходами, чем с низкими. При увеличении дохода увеличивается и сумма налога.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - один из видов избирательных систем, в соответствии с которой места в представительном органе делятся в пропорциях к числу признанных действительными голосов избирателей, поданных за разные партийные списки кандидатов.

Может быть применена только в многомандатных и общегосударственных избирательных округах (в одномандатном округе или при выборах президента республики её применить нельзя, один мандат в пропорции не делится). Пропорциональная избирательная система используется во многих странах (Австрии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швейцарии и других странах) как единственная или как составная часть смешанной избирательной системы (наряду с другой частью - мажоритарной избирательной системой).

Пропорциональную избирательную систему характеризуют два главных признака: в бюллетене содержатся, как правило, не фамилии кандидатов, а названия партий, и избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию, блок партий (их список кандидатов); места между партиями распределяются в соответствии с избирательной квотой (эти вычисления делает избирательная комиссия округа или центральная избирательная комиссия в общегосударственном округе).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от способа, предусматриваемого избирательной законом данной страны. Самый простой способ вычисления квоты - определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу Т. Хэра (применяется в Нидерландах, России, Румынии, Эстонии и других странах). При использовании этого метода общее количество поданных по много-мандатному округу голосов делится на количество депутатских мест по данному округу (делят количество голосов, полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). В некоторых странах (Греции, Люксембурге) применяется способ вычисления искусственной квоты: к делителю (количеству мандатов) прибавляют единицу или две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается (метод Э. Хагенбах-Бишоффа).

Наряду с вычислением квоты для распределения мандатов, используют и другие способы, в частности метод делителей (метод наибольшей средней). Среди этих методов наиболее распространён метод В. д’Ондта (Болгария, Испания, Польша и другие) - при вычислении квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел (делителей) начиная с единицы (обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 - для округа).

При использовании пропорциональной избирательной системы избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии (избирательного блока, объединения). При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, за всех её кандидатов, а сколько человек и кто будет избран от данной партии, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. Поэтому при голосовании за партию все кандидаты её списка получают равное количество голосов избирателей, но на всех мандатов не хватает. Вопрос о распределении мандатов среди кандидатов от одной партии решается в избирательном законодательстве по-разному. В одних странах существует принцип очерёдности - мандаты получают кандидаты, стоящие в партийном списке впереди, в некоторых странах разрешается преференциальный вотумер.

Идеальных избирательных систем нет, использование пропорциональной избирательной системы тоже несовершенно (расчёт квоты недостаточно точен). Кроме того, возможны искажения системы из-за правил, установленных законом. Например, если при подсчёте голосов разрешается соединять голоса разных партий, заявивших о своём союзе (соединение списков); если используется панашаж (французский panachage - пестрота) - голосование за кандидатов из разных списков; если законом устанавливается заградительный барьер (пункт), при котором партии, не получившие определённого количества голосов избирателей (2% в Дании, 3 - в Испании, 4 - в Болгарии, 5 - в Германии и России, 10% - в Турции), не допускаются к распределению мандатов, хотя бы они были им положены в соответствии с квотой, и эти места переходят к более крупным партиям.

Суть пропорциональной избирательной системы заключается в том, что каждая партия получает в представительном органе число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нее голосов избирателей.

Впервые данная избирательная система была применена в Бельгии в 1889 г. Сегодня она применяется более чем в 60 странах мира. Идеи применения пропорциональной избирательной системы как при выборах высшего законодательного органа государственной власти, так и при выборах органов местного самоуправления были популярны среди российских правоведов в конце ХІХ в. По мнению итальянского правоведа Бруно Леони, именно пропорциональная система делает выборы максимально представительными .

Главное достоинство данной системы состоит в том, что она является наиболее справедливой по отношению к политическим партиям и способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе. Ее недостатки заключаются в том, что избиратели почти отстранены от процедуры выдвижения кандидатов (это делают партийные органы) и зачастую не знают, за кого персонально они голосуют.

Существуют различные виды пропорциональных избирательных систем. Как отмечал итальянский эксперт в области выборов и избирательной статистики С. Коррадо, уже в 1908 г. насчитывалось более ста ее разновидностей. Одни из них предполагают превращение страны в общенациональный избирательный округ (Нидерланды, Уругвай, Венесуэла). Другие пропорциональные избирательные системы предусматривают использование территориальных избирательных округов (Испания, Латвия, Словения, Перу).

Главное в пропорциональной системе - вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Самый распространенный способ определения избирательной квоты был предложен английским политическим деятелем Томасом Хэром. Предположим, что в избирательном округе избирается представительный орган, состоящий из двадцати депутатов. В голосовании участвовало 100 000 избирателей. За партию А проголосовали 10 000 избирателей, за партию В - 21 000, партия С - 33 000, партия D - 5 200, партия Е - 6 500. По окончанию голосования соответствующая избирательная комиссия будет распределять мандаты между партиями пропорционально набранным ими голосам. Для этого необходимо вычислить избирательную квоту (ИК) по формуле:

где Х - количество избирателей, принявших участие в голосовании;

У - количество мандатов в представительном органе.

Избирательная квота равна 5 000, т. е. именно такое количество голосов избирателей необходимо набрать партии, чтобы получить один депутатский мандат. Для определения числа мест, полученных каждой из партий в представительном органе, необходимо разделить количество голосов избирателей, набранное каждой из партий на избирательную квоту, и получим следующий результат: партия А - 2 места в парламенте, партия В - 4 места (1 000 - остаток), партия С - 6 мест (3 000 - остаток), партия D - 1 место (200 - остаток), партия Е - 1 место (500 - остаток). В итоге оказались распределенными 14 депутатских мандата из 20, т. е. 6 мест остались нераспределенными, и у партий остались остатки голосов избирателей.

Выделяют два способа распределения остатков: методом наибольших остатков и методом наибольшей средней. Наиболее простым является метод наибольшего остатка (в литературе он также называется методом американского политического деятеля А. Гамильтана, предложившего его в 1972 г.) . Метод заключается в том, что после использования правила квоты оставшиеся места передаются спискам, имеющим наибольший остаток. В этом случае оставшиеся мандаты в порядке очередности достанутся партиям D, В и С.

Метод наибольшей средней был предложен в 1792 г. будущим президентом США Т. Джефферсоном. Этот способ заклю- чается в том, что оставшиеся места передаются спискам партий, имеющим наибольшую среднюю величину (наибольшее среднее частное), определяемую путем деления числа голосов, полученных списком, на число уже завоеванных этим списком мест, увеличенное на единицу. При применении правила наибольшей средней возможны два варианта определения результатов: 1) вычисление квоты и распределение на ее основании мест, а остатки распределяются по правилу наибольшей средней (табл. 1); 2) распределение мандатов сразу после подсчета голосов по правилу наибольшей средней (табл. 2).

Таблица 1

Распределение депутатских мандатов по методу наибольшей средней с вычислением квоты

H Кол-во голосов избирателей й

OJ O F CQ >^ Й R S о s C s

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Пропорциональная избирательная система:

  1. Второй разновидностью избирательной системы является пропорциональная избирательная система
  2. Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система
  3. Выборы депутатов Национального совета осуществляются на основании пропорциональной избирательной системы, а распределение мест происходит по формуле Гогенбах-Бишофа
  4. В Швейцарской Конфедерации выборы проводятся на различных уровнях как на основании мажоритарной, так и на основании пропорциональной избирательной системы.