Самодельные люстры: выбор конструкции, световой системы, ламп. Люстра своими руками: принципы изготовления с фото Люстра из стекла своими руками

Нет никаких сомнений в том, что правильно выполненное освещение кухни задает звучание всему интерьеру. А люстра способна стать центральным элементом в этом уютном и теплом помещении.

Используя подручные материалы — или даже бросовые — можно сделать абажур из ниток, светильник в стиле эко из джутового шпагата или пластиковых бутылок, а можно смастерить настоящий шедевр – красивую люстру из деревянных или стеклянных бусин.

А еще светильник, сделанный своими руками можно не только повесить на кухне или в столовой зоне, но и подарить близким.

Способ 1. Из подручных материалов – сможет каждый!

Самый простой светильник своими руками делается из ниток. Действительно, с подобной конструкцией может справиться даже ребенок. Итак, чтобы сделать люстру из ниток, нам потребуются:

  • Нитки – можно взять обычный джутовый шпагат или хлопчатобумажные толстые нитки, общей длиной не менее 100 метров, цвет выбирается, исходя из вашей фантазии и уже имеющегося интерьера;
  • Клей ПВА и кисть для его нанесения;
  • Вазелин;
  • 2 воздушных шарика – один для работы, второй для проверки; шарик лучше брать не обычный, а круглый, тогда форма светильника будет правильной формы.

Совет! Также подойдет детский или резиновый пляжный мячик. Для очень больших светильников подойдет мяч для фитбола, например.

Работы по созданию шарика из ниток ведутся в такой последовательности:

  1. Надуваем шарик нужных размеров. Не забываем, что получившийся абажур из ниток будет повторять форму шарика. Нарисуйте маркером одну или две окружности сверху и снизу (снизу можно побольше).
  2. Клей наливаем в емкость и тщательно обрабатываем нитки. А сам шарик можно обмазать кисточкой вазелином.

Совет! Не стоит сразу наносить клей на все нитки – лучше продвигаться по месту наматывания.

  1. Далее следует наматывание ниток на шарик с учетом нарисованных отверстий – от плотности наматывания зависит, каким в итоге получится ваш абажур.

  1. После того, как шарик будет обмотан, нужно оставить будущую люстру сохнуть как минимум на 24 часа.
  2. Шарик лопается и его остатки легко извлекаются из ставшей прочной конструкции. В результате и получился абажур из твердых ниток.
  3. Прорезается отверстие сверху – под патрон.
  4. Нужно проверить прочность – в светильник вставляется еще один шар и надувается. Это позволит продемонстрировать гибкость конструкции.

Таким образом можно выполнить и местное освещение на кухне, создав своими руками несколько светильников из ниток. А можно повесить в столовой зоне, как показано на фото.

Не забывайте, что для шарика из ниток можно сделать дополнительный декор в виде интересного окрашивания, бусин, бабочек или искусственных цветов, а можно сделать целую гроздь шаров разных размеров.

По этому же принципу вы сможете придумать свой уникальный дизайн светильника. Например, из кружева, или потолочный светильник как на фото ниже.

Способ 2. Создаем шедевр – нужно постараться!

Прекрасное освещение кухни получится и если сделать своими руками светильник из бусин, либо ткани. Получится светильник в стиле или настоящая люстра-канделябр.

Для такой работы вам понадобятся:

  • Старые пяльца, садовая корзина, подвесное металлическое кашпо, либо проволока для создания каркаса;
  • Декоративные цепи;
  • Бисер, бусины, ленты, прочные нити;
  • Патрон с лампой.

Светильник будет представлять собой двух- или трехуровневую конструкцию из колец, расположенных друг над другом и соединенных цепями либо проволокой.

Кольца можно брать разного размера, создавая абажур в духе винтажной классики, или одинакового – именно такое освещение выполняется в .

Основание светильника непременно окрашивается, обматывается или декорируется, после чего приступают к нанизыванию бус.

Расход бусин в этом проекте такой:

Нижняя часть: бусины диаметром 16 мм, 15 шт. на нить;

Верхняя часть: бусины диаметром 12 мм, 31-32 шт. на нить.

Здесь вы можете варьировать степень натяжения и количество нитей.

Совет! Работы стоит проводить, предварительно подвесив люстру и вставив в нее патрон.

По аналогии можно создать для кухни люстру из искусственных фруктов. А приглушенное освещение получится, если использовать для обшивки каркаса ткань. Как правило, такой абажур выполняется для стилей кантри и .

Способ 3. Светильники из бросовых материалов – для современной кухни!

Наиболее оригинальный светильник можно сделать из такого бросового материала, как пластиковые бутылки и одноразовые ложки – это и красиво, дешево и экологично!

Делаем абажур в стиле минимализм и – никаких дополнительных украшательств из ниток и бусин, только матовый белый или цветной пластик. Чтобы сделать такое приглушенное освещение кухни своими руками, нам понадобится:

  • Основание из 5-литровой пластиковой бутылки;
  • Патрон с проводом и лампой;
  • Клей для качественной фиксации;
  • Много одноразовых ложек.

Чтобы сделать своими руками люстру, вырезаем у бутылки дно и обрезаем ручки у ложек (не полностью, так, чтобы остался небольшой черенок). С помощью клея фиксируем обрезанные ложки на бутылке-основании. Их нужно располагать равномерно, порядово, тогда и абажур будет выглядеть привлекательно.

Совет! Каждый следующий ряд располагается внахлест, без пропусков.

Получившаяся люстра будет напоминать рыбью чешую. Однако следует помнить, что такая конструкция довольно плотная, а значит, в кухне обязательно понадобится дополнительное освещение.

Форма светильника может быть разной, например, в виде лотоса.

Из одноразовых ложек можно сделать и такие украшения.

Светильник из пластиковых бутылок, а точнее из их донышек, изготовленный своими руками, может казаться кружевным или состоящим из множества маленьких цветочков.

Совет! Такой абажур можно сделать не белым, а цветным – значит, нужно брать цветные бутылки или покрасить его краской оригинального цвета: медного, золотого, стального, розового, черного и т.д.

Получившийся абажур можно повесить на кухне или над обеденным столом.

Пусть на вашей кухне будет уютно и светло! Желаем вам творческих успехов и представляем еще несколько прекрасных идей изготовления кухонных светильников своими руками из подручных средств.

Декорирование дома самостоятельно любимое занятие многих хозяюшек, данная статья раскрывает как сделать светильник своими руками. Оживить интерьер гостиной, спальни или прихожей можно при помощи подручных средств, только изменив плафон люстры, торшера или настольной лампы. Плафоны для ламп, сделанные своими руками можно использовать не только в жилом интерьере, но и в залах кафе, пабов, пиццерий.

Выбор материалов и ламп для светильника

Изделия, сделанные для детских комнат, должны быть выполнены из натуральных нетоксичных материалов и окрашены экологическими красками.

При изготовлении также следует помнить о пожарной безопасности, поэтому плафоны из горючих материалов, сделанных из бумаги, пластика, перьев или ниток должны использоваться только с лампами, которые имеют небольшую температуру нагрева.

Нужно использовать светодиодные или люминесцентные лампы. Они имеют ряд преимуществ:

  • большой срок эксплуатации;
  • минимальный нагрев цоколя с стеклянной части;
  • свет имеет три оттенка: теплый, холодный, нейтральный.

Кроме этого такие лампы еще называют энергосберегающими, единственным их недостатком можно назвать высокую стоимость.

Также желательно чтобы подключение провода к цоколю производил специалист. Не нужно пытаться самостоятельно выполнять эту операцию, так как это может привести к нежелательным последствиям. Удобнее декорировать уже существующий каркас плафона или сделать его из прочных и не очень тяжелых материалов.

Для создания светильников используют следующие материалы: ножницы, монтажный нож, леска, проволока, плоскогубцы, горячий пистолет, его в некоторых случаях можно заменить супер-клеем. Ими должен пользоваться взрослый человек, ребенка привлекать к склеиванию недопустимо. Так как в одном случае он получит ожог, а в другом может склеить себе пальцы или приклеиться к деталям будущего изделия.

Из чего можно сделать плафон?

Многие умельцы делают светильники из совсем ненужных материалов:

  • из пластиковых или стеклянных бутылок;
  • газет, тонкой или цветной бумаги;
  • искусственных или натуральных ниток;
  • высушенных веток необычной формы;
  • одноразовых ложек;
  • старых дисков.

Светильник из пластика

Из пластиковых емкостей разного объема легко получается самодельная люстра.

  1. Для основы нужно взять бутылку объемом 5 литров. От нее отрезается дно. Затем на поверхности рисуются кружки диаметром 1,5 см. Их нужно вырезать монтажным ножом или небольшими ножницами.
  2. От бутылок для декора отрезается донышко и вся поверхность нарезается ножницами на полосы шириной 0,5 — 1 см, затем над зажженной конфоркой нагревается заготовка. Под действием тепла полосы будут приобретать хаотичный вид.
  3. Затем в 5-ти литровую емкость с отверстиями вставляют заготовки, а с внутренней стороны накручиваются крышки. Затем сквозь большое горлышко продевается провод и устанавливается плафон. Для такого плафона нужно использовать энергосберегающую лампу.
  4. В некоторых интерьерах можно встретить причудливый светильник, сделанный на основе обычной вешалки или соломенной шляпы. Вообще, ограничить простор фантазии как домашних мастеров, так и профессиональных дизайнеров ничего не может.

Плафон из стеклянных бутылок

Очень интересный вариант самодельной люстры получается из стеклянных бутылок. Их используют для декорирования залов предприятий питания. Также это хороший вариант для кухни в жилом доме или квартире. Это может быть плафон, состоящий из одной или нескольких бутылок, у которых отрезается дно. Сделать этом можно самостоятельно, но лучше воспользоваться услугами мастерской, где режут стекло и зеркала.

Как использовать нитки

Для абажура из ниток или тесемок понадобится: готовый каркас из прочной проволоки, нитки разного цвета, ножницы, клей.

  1. Каркас состоит из двух колец, соединенных между собой металлическими отрезками. Его можно сделать самостоятельно из прочной проволоки.
  2. Необходим один цвет или несколько оттенков нити.
  3. На нижней части закрепляется нитка, затем ее нужно протянуть через верхнее кольцо, опустить вниз и перебросить через нижнее кольцо. Нужно следить, чтобы нить была натянута и витки плотно прилегали друг к другу. Как только нить заканчивается, нужно прикрепить к нижнему кольцу следующий отрезок.
  4. Аккуратно обрезать остатки ниток и приклеить их с тыльной стороны.

Ложки для светильника

Можно сделать многоярусную, цветную лампу из обычных одноразовых ложек.

  1. Необходимо сделать каркас из проволоки, для круглой небольшой лампы нужно сделать три круга диаметром: 12, 18, 26 см. Затем круги скрепляются между собой при помощи лески. Вверху будет самый крупный диаметр, между ними должно быть одинаковое расстояние.
  2. В ложках нужно сделать маленькое отверстие толстой иголкой в верху ручки.
  3. Ложки окрашивают акриловыми красками в три цвета, например, желтый, оранжевый, красный.
  4. Сборка самодельной люстры: леску нарезают длиной равной расстоянию между кругами. К одному концу лески привязывают ложку, а другую к каркасу. К нижнему кругу маленького диаметра нужно привязать ложки желтого цвета, к среднему – оранжевого и к верхнему – красного оттенка.

Легкий и изящный плафон

Для плафона из бумаги подойдет бумага или тонкий картон. Такой плафон может быть как прямоугольной, так и квадратной формы. Сначала необходимо продумать размер плафона, чем больше помещение, тем шире может быть конструкция. В небольшой детской или прихожей хорошо будет смотреться плафон диаметром 30 – 35 сантиметров.

Каркас можно сделать из проволоки, он будет состоять из верхней и нижней части, рассмотрим изготовление плафона в форме цилиндра.

  1. Нужно сделать два круга из проволоки нужного диаметра. Их соединяют между собой при помощи лески, расстояние между нижним и верхним каркасом – 12 – 15 см, леской скрепляются обручи в трех, четырех местах. Чем больше диаметр основания, тем больше надо делать соединительных элементов.
  2. На бумажной заготовке можно нарисовать кружочки разного диаметра, фигурки героев мультфильмов. Контурные рисунки можно взять из интернета и распечатать их, затем перерисовать при помощи копирки. Для рисования кружочков подойдет специальная линейка или можно обрисовывать крышечки или пуговицы разного диаметра. Некоторые рисунки вырезают полностью канцелярским ножом, некоторые прорезают по контуру.
  3. Бумагу примеряют на основу и приклеивают внахлест. Затем приклеивают к проволоке, также можно закрепить при помощи тонкой проволоки. Для этого сначала в бумаге делают отверстие толстой иглой или шилом, затем продевают проволоку и аккуратно привязывают к каркасу. Тонкую бумагу желательно приклеивать, так как ее легко испортить.

Эксклюзивный плафон из металлических тазов

  1. Используются тазы из любого металла, интересный вариант получится из медных или алюминиевых емкостей. Подойдет и старый таз, бывший в употреблении. Если в нем есть сквозная дыра, ее нужно заварить или заклеить, например, эпоксидной смолой.
  2. Внутреннюю поверхность нужно окрасить в светлый цвет, чтобы свет максимально отражался от нее.
  3. Наружную поверхность можно покрасить в темный, насыщенный цвет, гармонирующий с интерьером.
  4. На нижнюю часть ободка приклеивают горячим клеем бахрому длиной около 5 сантиметров. В центральной части тазика необходимо сделать отверстие под провод. Его можно просверлить дрелью или пробить гвоздем.

Такой плафон можно декорировать мозаикой из компакт-дисков. Для этого диски нарезаются острыми ножницами на небольшие фрагменты, которые и наклеиваются на наружную поверхность таза. Можно обклеить только нижний контур, а остальное покрасить. Или украсить такой мозаикой всю поверхность плафона. Чем более выпуклая поверхность, тем мельче должны быть фрагменты диска.

Натуральные материалы

Оригинальный светильник можно сделать из сухой ветки необычной формы. Ее нужно очистить от коры и покрыть морилкой, затем, по желанию обработать прозрачным лаком. Ветку необходимо прикрепить к крючку на потолке при помощи обычной лески. Затем провод с лампой несколько раз накручиваю на ветку. Красиво смотрится ветвь, обвитая несколькими проводами.

Можно сделать светильник из пластиковых вешалок. Подробно рассказано на видео:

Светильники в разные помещения

На кухню больше подойдут люстры из бутылок, сделанные своими руками. Конструкции из стекла или пластика будет легко очищать от пыли и при необходимости мыть. Для кухни, прихожей или гостиной подойдет светильник из натурального дерева.

Для детской комнаты больше подойдет плафон из окрашенных пластиковых бутылок, торшер из ярких ниток или бумажная композиция. Последний вариант нельзя назвать долговечным, но именно такой вариант понравится детям. Девочкам понравятся плафон с бабочками, растительными элементами, мальчикам подойдут конструкции с машинками, супергероями или яркие плафоны из пластика.

В некоторых кафе, пабах применяют для декора зала оригинальные светильники из бутылок. Это могут быть пивные бутылки. Они могут служить как плафоном для лампочек, так и быть интересным обрамлением для лампы.

Идеи самодельных светильников по месту размещения

Своими руками можно придать новый облик напольному торшеру. Можно плафон задекорировать тканью, нитками, бумагой с прорезными рисунками, также не нужно оставлять без внимания основание и ножку светильника. Их можно окрасить акриловыми красками, нанести глазурь, декорировать бусинами. Декор нижней части торшера должен перекликаться с элементами в верхней части. Самый простой вариант – это декорировать плафон однотонного цвета кружевом или гипюром.

Декорирование светильников

Нижнюю часть плафона из ниток можно украсить помпонами одинакового размера, висящими на нитке. Их приклеивают с внутренней стороны каркаса на клей. Помпоны могут висеть как на одинаковой, так и на разной высоте. Их можно сделать одного цвета или скомбинировать несколько оттенков.

Для декорирования бумажных светильников можно использовать кружево, плотный фатин, бусины разных размеров. Украсить стеклянные банки или бутылки можно стеклянных камушков, которые можно приобрести в магазинах фурнитуры. Также можно использовать пуговицы разных размеров и цветов. Мелкие пуговицы можно приклеивать даже на ПВА.

На новогодние праздники принято украшать елку, но можно декорировать и плафоны ламп, торшеров. Здесь можно использовать обычный дождик, вырезанные своими руками снежинки, фигурки елки, декоративные шары и обычную гирлянду. Если в настенном или напольном светильнике установлена энергосберегающая лампа, то ее плафон можно декорировать бумажными снежинками.

Настенные бра устанавливают в гостиных, спальнях, детских. После ремонта можно использовать старые бра, только изменив их внешний вид. Можно окрасить корпус светильника в светлый цвет, а сверху нанести кистью с жестким ворсом бронзовую или серебряную краски для создания эффекта патины. Если плафон стеклянный, на его поверхность наносится понравившийся узор при помощи трафарета по стеклу. Здесь можно использовать контурные (их применяют для создания витража) или аэрозольные краски.

Материалы

Самые подходящие и доступные материалы – это бумага и ткань . Они легко поддаются трансформации, с ними хорошо знаком каждый из нас и их можно найти в каждом доме . Замечательные светильники получаются и из нитей или пряжи. Естественно, что для плафонов можно использовать и стекло. В домашних условиях это обычные или необычные, с интересной формой, банки или бутылки . В особо смелых проектах замечены и пластиковые емкости, и упаковки из-под кофе, и пластмассовые детские игрушки.

Кроме того, не стоит откидывать такие варианты, как ротанг, бамбук и каучук. В качестве основы для будущего изделия может послужить как просто сырье, так и уже готовое изделие. Так, например, дизайнеры наловчились создавать восхитительные абажуры из бус, глобусов, частей сервизов, зеркальных осколков и даже скомканных нотных листов! Стоит лишь присмотреться к окружающим вас предметам…

Понимая, как трудно перейти от мысли к действию, тем более увидеть в обычной банке изысканный аксессуар, мы подготовили для вас несколько мастер-классов. Следуя пошаговой инструкции, вы без труда смастерите милые сердцу рукотворные обновки для любой комнаты в доме.

Идеи и их воплощение

Коль мы уже озвучили материалы, пригодные для изготовления плафонов и абажуров, начнем с бумаги.

Плафон с бабочками

Для работы нам понадобятся:

  • белый тонкий картон
  • тонкий шпагат или леска
  • клей-пистолет
  • проволока для каркаса
  • канцелярский нож или ножницы
  • круглогубцы

Совет! Прежде чем приступить к работе, определитесь с размерами плафона в готовом виде. В нашем примере диаметр равен 30 см, значит, нам потребуется кусок картона длиной 90 см.

  1. Делаем каркас. Отрезаем кусок проволоки длиной 96-98 см. Сворачиваем проволоку в круг диаметром 30 см и закрепляем концы с помощью круглогубцев.
  2. Нарезаем из шпагата или лески 3 подвесных элемента. Длину кусков отмеряем, исходя из того, на какой высоте вы планируете подвешивать светильник. Привязываем их к проволоке в трех местах, равномерно распределяя нагрузку.
  3. Рисуем на картоне бабочек разных размеров и вырезаем их.
  4. Сворачиваем картон, проклеиваем стык полоской плотной бумаги или прошиваем степлером.
  5. Верхнюю часть закрепляем на проволоке. Для этого можно использовать и клей, и тонкую проволоку.
  6. Места стыков и надрезов можно задекорировать оставшимися после вырезки бабочками.
    Посмотрите, какой изящный светильник у нас получился. Он прекрасно впишется и в детскую комнату, и в спальню. Особый шик вы увидите, когда включите лампу и по стенам запорхают бабочки.

Совет! Вместо бабочек можно вырезать снежинки, звездочки или цветочки. Решайте сами, что вам больше нравится.

В стиле 60-х

Если порасспрашивать наших бабушек, они непременно вспомнят торшеры с абажурами в виде перевернутого ведерка, перетянутые цветными нитями. Точно такой же мы можем сделать и своими руками.

Нам понадобится:

  • каркас под абажур – 2 шт.
  • декоративная тесьма (3-х цветов, сочетание выбирайте по своему вкусу)
  • ножницы
  • вязальный крючок

Приступаем к изготовлению.

  • Привязываем к нижнему кольцу абажура первую тесьму, оставляя хвостик не менее 5 см.
  • Натягиваем ее на верхнее кольцо с внешней стороны, перекидываем через него и протягиваем через внутреннюю сторону нижнего кольца. Чередуем действия до начала следующего сектора каркаса.
  • Закрепляем первую тесьму и берем в работу тесьму другого цвета. Провязываем ее до следующего сектора, не забывая оставить хвостик на первом узле.
  • То же самое проделываем и с третьим сектором, заполняя его оставшейся тесьмой.
  • Хвостики протягиваем по низу абажура с помощью вязального крючка.

Вот наш плафон из далеких 60-х и готов, осталось только вставить патрон и собрать люстру в произвольном порядке.

Тесьма с бахромой

Еще одна оригинальная идея для абажура своими руками тоже связана с тесьмой, но не однослойной, а с бахромой. Что нам для этого нужно?

Приготовьте:

  1. два металлических обруча или возьмите пяльцы для вышивания
  2. тесьму с бахромой
  3. леску
  4. акриловую краску, одинаковую по цвету с тесьмой
  5. клей-пистолет
  6. ножницы

Совет! Тесьму с бахромой можно приобрести в магазинах, торгующих декором для штор и мебели.

  1. Пяльцы или обручи красим акриловой краской. Если они уже покрыты лаком или другой краской, лучше их ошкурить и зачистить.
  2. Ждем, пока краска полностью высохнет, и делаем три отметки на каждом кольце абажура, располагая их на равном расстоянии друг от друга.
  3. Отрезам три одинаковых куска лески.
  4. Привязываем их к меньшему кольцу абажура, оставляя верхние концы с запасом, чтобы потом привязать к шнуру лампы.
  5. Измеряем длину бахромы, отнимаем от нее 2 см, и на полученную длину привязываем леску ко второму кольцу. Так мы сможем получить каскад.
  6. Нагреваем клей пистолет и аккуратно проклеиваем тесьму по нижнему кольцу.
  7. То же самое проделываем уже с верхним кольцом, вытянув его из нижнего.

Совет! Учтите, что леска может расплавиться под воздействием горячего клея, поэтому старайтесь не наносить его прямо на леску. Капните клей на бумагу, дайте немного остыть, и потом нанесите на леску.

Для изготовления этого светильника вам понадобятся толстые цветные нитки. Прежде чем вы начнете делать абажур, проверьте нитки на устойчивость красителя. Возьмите по небольшому кусочку от каждого мотка, промочите их клеем ПВА и потрите друг о дружку, затем разложите на белом листе. Если какая-то краска размазалась, лучше не используйте эти нитки для поделки. А то абажур получится с грязными разводами.

Надуйте самый обычный воздушный шарик до того размера, каким вы хотите увидеть готовую люстру. Сделайте несколько оборотов ниткой одного цвета по всей резиновой поверхности и промажьте ее кисточкой с клеем ПВА. Затем возьмите пряжу другого цвета и проделайте с ней ту же операцию. Таким образом послойно обмотайте шарик разноцветными нитками. Вы можете повторять эти слои или делать все разные.

Обматывать воздушный шар можно пряжей одного цвета, тонкими нитками, джутовой или пеньковой веревкой.

Вам необходимо полностью высушить нитяной абажур. Подвесьте его так, чтобы он был в воздухе и ничего не касался. Это можно сделать, положив плоскую дощечку между спинками двух стульев, а на нее за нитку привязав поделку. Или разложите стремянку и прикрепите абажур по центру, чтобы он не касался ступенек. Расстелите на полу тряпку или газеты, клей с ниток будет капать.

Оставьте самодельный светильник сохнуть на пару дней. Затем проколите иголкой шарик и достаньте его. Получившийся абажур можно оставить в форме шара или разрезать его на два полукруга. В этом случае законченный вид можно придать, обработав разрезанный край тонким кружевом. Для данного светильника используйте энергосберегающую лампочку.

Люстра с подвесками

Изготовить люстру с подвесками можно, переделав уже готовую. Вам нужен от нее металлический каркас. Если основы у вас нет, используйте деревянные или пластиковые пяльцы большого размера или скрутите каркас из проволоки.

Подберите материал для изготовления подвесок. Вы можете нанизать стеклянные или деревянные бусины на тонкую леску, сделав нити. Для дополнительного декора на этих нитях прикрепите перышки, они придадут романтичность люстре. Если это светильник в детскую комнату, то в качестве деталей для подвесок возьмите мелкие игрушки. Можно использовать как мягкие, так и легкие пластиковые.

Необычно будет смотреться светильник, если сделать подвески или обмотать каркас металлической цепью с мелкими звеньями, которая продается на отрез в строительном магазине. В дальнейшем люстру можно покрасить из баллончика.

В зависимости от изготовленных подвесок декорируйте каркас. Его можно покрасить или затянуть тканью. Закрепите на основе украшения и люстра готова.

Люстра предмет достаточно дорогостоящий, но технологически не столь уж сложный. Во всяком случае, производственных процессов, которые невозможно было бы осуществить в домашних условиях, для изготовления люстры почти не потребуется, или их можно заменить аналогичными ручными, зрительно и по надежности дающими тот же эффект.

Любители своими руками сделали и делают множество потолочных светильников общего освещения (а это и есть люстры), аналогов в широкой продаже не имеющих и порой весьма экстравагантного облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, надеемся, не занимать. Однако, к сожалению, в россыпи изображений самодельных люстр в интернете образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники жилых помещений, встречаются нечасто . Скорее даже, очень редко.

В данной статье рассматривается прежде всего, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически . Ничего особо сложного тут нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Но некоторые основы знать никак не помешает. Тем более, что оригинальный гармоничный дизайн (речь о котором отнюдь не оставлена) также требует надежной основы, иначе на чем красоте держаться?

Примечание: например, как можно собственноручно в домашних условиях изготовить люстру в гостиную, см. видео ниже. По дизайну она пойдет в интерьер любого стиля, приемлющего четкие формы, а это очень широкий диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.

Видео: люстра своими руками из подручных материалов


Поэтому тонкости дизайна и конструкции основных светотехнических и в то же время декоративных элементов люстры – ; каркаса/опоры светильников, которые тоже важны как части общего дизайна – . Об общем светодизайне жилых помещений также не лишним будет узнать . А в этой статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:

  • Светотехника и конструкция – самые начала для бытовых помещений;
  • Электроарматура, в основном с точки зрения техники безопасности;
  • Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из подручных материалов;
  • Особенности люстр для жилых помещений различного назначения;
  • Выбор источников света для той или иной люстры.

Примечание: тем, кто усомнится, к чему тут какие-то глубины, да будет известно – самодельные светильники прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму , пожарной опасности и как причина порчи зрения, особенно у детей.

Чего не надо бояться?

Дерева и работ по дереву. Глядя на фигурные деревянные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воспроизвести их дома невозможно. Между тем совершенно вычурный каркас люстры из дерева может быть изготовлен за день-два своими руками в кухне или на балконе.

Дело в том, что древесина при нагревании по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Нагреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно строительным феном. Только нужно не забыть предварительно просверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрокабеля), в уже изогнутой детали это будет невозможно.

Примечание: легче всего гнется разогретой древесина легкая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и некоторые породы тропического дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов методом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности своей структуры гнется очень хорошо и точно, но требует большего нагрева.

Наконец, вполне элегантная деревянная люстра может быть выполнена из не гнутых деталей: современные источники света позволяют реализовать и такое решение. Тогда потолочный светильник делается в виде люстры-плафона, см. далее.

На что обратить внимание?

На старые советские люстры и вообще бытовые светильники. СССР, как известно, был явлением весьма неоднозначным, что особенно явственно выражалось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовке завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/светопропускающие детали наверняка выполнены из высококачественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из такого же качественного материала. Пусть 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? Сейчас в продаже есть любые смывки и отличные акриловые эмали. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно соорудить нечто очень красивое, была бы выдумка и вкус.

Светотехника и зрение

Примерно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации зрительного нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым пришлось признать наконец-то как факт: где-то в глазу таится нечто вроде видеопроцессора . Подозрения о его наличии возникли еще лет 200 тому назад, т.к. определенные зрительные иллюзии никак не зависят от физического и психического состояния субъекта. Приходилось допускать, а теперь это уверенность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-то образом обработанная. С точки зрения светотехники и влияния характера освещения на здоровье и самочувствие этот факт тоже немаловажен: хороший светильник должен давать свет не только достаточно яркий, но и ровный, мягкий, позволяющий четко различать детали разных цветов и не утомляющий глаз.

Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х типов – палочки и колбочки. Первые наиболее чувствительны, но воспринимают только общую яркость, поэтому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки цветового спектра. Также напомним, что глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, несколько меньше к красным и менее всего к синим.

Спектры источников света

Наименее утомителен для глаза свет со сплошным спектром, поз. 1 на рис : все видимые детали объекта более-менее равномерно освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не попадают, просто не видны. Процессору глаза не нужно ничего «дорисовывать», а именно это более всего утомляет зрение и портит его.

Дело в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и часто перефокусироваться, а фотоприемная система менять свою аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Эта процедура в некотором роде аналогична проработке деталей в фотошопе с помощью нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая изначально картинка, если непременно нужно «вытянуть» детали, грубеет до «рвани». А если речь идет о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, соответственно перенастраивает мускулатуру глаза и алгоритмы работы зрительного процессора, что и приводит к расстройствам зрения.

К сожалению, из пригодных по требованиям безопасности для бытовых условий источников света сплошной спектр дают только лампы накаливания, обычные и галогенные . Они, во-первых, по современным требованиям неэкономичны. Во-вторых, их спектры тепловые и поэтому имеют сильный завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при таком освещении добиться невозможно.

Тем не менее, лампы накаливания в бытовых светильниках вполне применимы: за миллионы лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при таком освещении возможны только от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих только в желтой области, то для зрения их свет также безвреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии тут говорить не приходится.

Почти идеальной цветопередачи позволяет при минимально возможной утомляемости зрения достичь синтетический, или аддитивный спектр, поз. 2 . Процессору глаза нет нужды перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за оптимальный при данной общей яркости уровень освещенности чуть-чуть, а на их стыках восстановление полной деталировки требует простого сложения парциальных (частных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит почти линейным и детали любого цвета четко видны, а серые тона плавно переходят друг в друга.

И снова к сожалению: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему медленно, но уверенно подобраются люминесцентные лампы (экономки) с 3-4 слойным люминофором, отдельные образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далековато. Поэтому опытные и пекущиеся о своем зрении (которое в данном случае еще и основной рабочий инструмент) графические дизайнеры, фотографы и художники, работающие за компьютером, упорно держатся за «трубочные» дисплеи, покупая по бешеным ценам профессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.

Примечание: свет от источников с аддитивным спектром принято называть предельно мягким. В природе предельно мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немного просвечивает диск Солнца.

В быту приемлемой мягкости света позволяют добиться его источники с островным спектром, поз. 3 . Выглядит он как 3 сплошных ограниченных, но это тот случай, когда количество переходит в качество: узрев 3 зоны основных цветов, глаз обязательно постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хоть и на уровне освещенности существенно меньшем оптимального при данной аккомодации. Пики островов тоже довольно сильно задраны вверх, но также в пределах допустимого.

Островной спектр дают большинство экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу при покупке от, скажем так, не очень хороших, см. далее, в разделе об осветителях. Заниматься при таком свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в день можно.

У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники особенности. Первая – его можно существенно смягчить с помощью светоформирующих устройств, см. далее. Вторая – «хвосты» красного и синего не уходят в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Поэтому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо видны, наращивать общую яркость – только вредить зрению. В таком случае необходимо использовать местное освещение лампами накаливания или экономками/светодиодными другой цветовой температуры, у них острова спектра будут расположены по-иному.

Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4 . В нем, во-первых, очень узкие зоны основных цветов не перекрываются. Во-вторых, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, особенно синей, выше предельно допустимого. Свет вроде бы и не очень яркий, а глаза режет. Все в общем видно вроде бы и хорошо, но детали где-то теряются и никак не разглядишь, хоть глаза лопни.

Такой свет называется предельно жестким. Его дают дешевые светодиодные лампы и отдельные модели экономок с 1-слойным люминофором. Смягчить его светоформирователями никак не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном пользовании таким светом возможно развитие не только близорукости/дальнозоркости, но и различных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, пытаясь разглядеть невидимое), и даже отслоение сетчатки.

Электроарматура

Грубое и наиболее часто влекущее за собой нежелательные последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрокабель : его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и держится на весу. Люстру, даже легчайшую, нужно подвешивать на отдельной тяге, жесткой или гибкой.

Жесткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут кабель . Традиционный гибкий подвес – цепочка; кабель в данном случае проходит сквозь звенья. Сейчас в продаже имеются и специальные кабели для люстр, в них кроме 3-х проводов под общей оболочкой еще и прочный канатик для подвеса. Его нужно выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик со временем может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на отдельном шнуре кабель необходимо обвести вокруг него несколькими витками (а не наоборот!) и закрепить концы «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.

Нештатные ситуации с люстрами чаще всего возникают в месте ввода проводов в патрон лампочки , поэтому патроны также нужно закреплять на каркасе отдельно. Наиболее удобен для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их концы. К деревянному каркасу ламели из полоски стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно прикрепить мелкими саморезами.

Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего мастера менее удобны, т.к. хомут закрепляется парой гаек, под которые на трубке нужно нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в таком случае лучше использовать патрон Е27 (обычный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, наконец, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может оказаться патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами под крепление, поз. 5, но места присоединения проводов к такому следует тщательно заизолировать.

Примечание: обычные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек есть специальная резьба. Но такую же резьбу нужно иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.

О монтаже и подключении

Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением токопроводящих жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Используют 3-жильный кабель с двойной изоляцией. К нулевому проводу сети подключают «земляной» (желтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – остальные 2.

Примечание: искать фазу с помощью контрольной лампочки, щелкая выключателями, недопустимо! Нужно пользоваться индикатором-фазоуказателем!

Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтаж люстры производится внизу пошагово в следующем порядке:

  1. Удостоверяются с помощью фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто случайно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно временно заклеить скотчем.
  2. От потолочных концов кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
  3. Зачищают концы штатных проводов люстры, подключают ее общий ввод к времянке. Не забудьте заизолировать соеинения!
  4. Разбирают патрон.
  5. Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
  6. Надевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В крайнем случае – завязывают кабель в узел.
  7. Заделывают оголенные концы проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой скручивают и, желательно, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
  8. Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на соответствующие выступы в ней.
  9. Проверяют, если ли небольшая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
  10. Придерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
  11. По окончании монтажа секции винчивают лампы, проверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
  12. Снова блокируют выключатели от случайного включения, убирают времянку.
  13. , подключают ее ввод к потолочным концам.
  14. Проверяют: горит ровно, не мигает – монтаж окончен, можно пользоваться.

Светоарматура

Световая арматура люстры (светоформирующая система) во-первых, направляет свет должным для данного типа помещения образом. Во-вторых, смягчает его за счет уменьшения поверхностной яркости осветителя. А для источников света с островным спектром проявляется еще одно благоприятное обстоятельство.

В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы слишком не запутывать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это дает возможность наглядно вывести основные их законы. На самом деле абсолютно линейных сред не бывает и некоторая доля световых квантов в этих процессах переизлучается, благодаря чему меняет свою частоту и, следовательно, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают небольшую яркостную «подпитку», что облегчает работу процессора глаза; это равносильно дополнительному смягчению света.

Рабочие процессы

В светоарматуре бытовых светильников используется в основном диффузное отражение и рассеяние света. Зеркальное отражение находит малое применение, т.к. само по себе не уменьшает поверхностную яркость и не смягчает свет. Достаточно широко используется преломление в прозрачных средах: хрустальные подвески не только дают приятную игру света, но и существенно смягчают его без значительных потерь светового потока. И, наконец, в отдельных случаях, напр. в абажурах из ниток, в формировании светового потока имеет место заметная доля дифракции.

Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то надо поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное расстройство и у взрослого, а колючие лучики от светильника справа там же на пользу зрению никак не пойдут. Здесь имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света может быть много выше, чем на первично излучающей поверхности.

Формирующие элементы и системы

Смягчение света и формирование необходимой его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, с помощью преломления в прозрачных средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует большого количества таких оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень преобразования светового потока, т.к. прозрачные среды потому и прозрачны, что их нелинейность проявляется в ничтожной степени. Традиционно для этого нужно много преломляющих элементов с высокими оптическими свойствами; следовательно, дорогих или доступных от случая к случаю. Сейчас мастеров-любителей выручают пластики: оригинальная люстра на преломлении и переотражениях может быть изготовлена вообще из бросового материала, см. далее. Облик у таких люстр «воздушный»; срок эксплуатации – 1-3 года.

Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, придется использовать рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, но в таком случае возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Обычный люксметр с набором светофильтров такого количества «левых» квантов не улавливает, но его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.

В основе светоформирователей на диффузных оптических процессах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из матового стекла или аналогичного ему по оптическим свойствам материала. Наружу свет из него может выйти, только претерпев рассеяние. Для дальнейшего формирования светового потока оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень малое.

Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без преобразования; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счет его подсветки отраженным от стен и потолка рассеянным светом, поэтому оптические свойства помещения в данном случае существенны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система при помощи изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их размеров, конфигурации и расположения позволяет формировать различные ДН.

Световые системы люстр строятся, как правило, путем комбинирования элементарных формирователей. Напр., на поз. 4 – хорошо известная люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных небольшим почти плоским плафоном. На первый взгляд, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортзала площадью ок. 400 кв. м и с высотой потолка под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.

Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так потому, что являются одновременно плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Суть оптики данного типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытывают многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.

Материалы для световых систем

О покупных элементах люстр из стекла или специальных пластиков можно заметить, что:

  • Стекло нужно выбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
  • Под любые источники света, кроме ламп накаливания, лучше брать оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
  • Акриловые компьютерные диски в световых системах использовать нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а почти совершенно прозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь заметно не преобразует световой поток.

Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок . Коэффициент преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что дает возможность при небольших светопотерях добиться значительного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются различных цветовых оттенков и полупрозрачными, благодаря чему люстру можно строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.

Помимо дешевизны и доступности существенное преимущество ПЭТ – легкость обработки в домашних условиях и, в умелых руках, неплохие декоративные качества. Напр., как делать цветы из бутылок, см. мастер класс по ссылке: //www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA

Цветочный декор не только украсит люстру, но и, благодаря увеличению числа преломляющих поверхностей, существенно улучшит ее светотехнику. Возможны и другие варианты оптически полезного и красивого декора из пластиковых бутылок, но мы их оставим для статьи об абажурах.

Прочие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них нужно брать материал как можно белее и слегка шероховатый или с сатиновым глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. в качестве наполнителя используется чаще всего мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в таких будут велики, а смягчение света – только за счет падения поверхностной яркости. Использовать предпочтительнее пропилен, т.к. ПВХ от света довольно скоро желтеет и становится хрупким.

Второй очень хороший и доступный материал для оптической системы люстры – бумага . Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней прослужит несколько лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагрева и воздействия УФ, которых светодиодные лампы почти или совсем не дают.

Светопропускание бумажных компонент люстры подбирают, выбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современной писчей бумаги практически безупречны: с коэффициентом белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. Кстати, некоторые ушлые производители оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая в принципе не может быть больше 1, кто знает. Но с точки зрения физики это смешной абсурд: поставил такой листик перед зеркалом, между ними – солнечную батарею, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный двигатель II рода. Или благодатная тема дискуссий на форумах техномистиков. А что тут такого? Раз КБ>1, то листик света и, соответственно, его энергии излучает больше, чем принимает.

Примечание: колба лампы накаливания мощностью 60 Вт может нагреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Поэтому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток нужно применять лампы накаливания не более чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.

Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток

Люстра в комнате

Основные типы ДН для освещения бытовых помещений показаны на рис. Кардиоиду формирует плафон, это свет для небольших спален, детских, прихожих. Провал вверху образуется за счет тени от цоколя. Детская люстра должна быть снабжена сферическим плафоном, сильно, но без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. Особенно мягкое и, весьма желательно, бестеневое освещение в детской необходимо, чтобы не навредить еще не окрепшему зрению. Поэтому плафон детской люстры лучше всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее избегать.

Восьмерочную ДН получают с помощью нескольких диффузных рефлекторов и хорошо беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет необходим в достаточно большой гостиной со свободным пространством в центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными источниками света.

Веерную ДН дает простой абажур, а лепестковую он же, направленный апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН характерны для бра, которые здесь не совсем в теме, а вот люстры с веерной ДН подходят в небольшую гостиную с обеденным столом в центре или на кухню. Особенно для последней: свет способствует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок здесь особо освещать ни к чему, пусть лучше потенциальная копоть уйдет в вытяжку.

Примечание: наиболее равномерное освещение площади пола при минимальном расходе электричества на освещение дает т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако получается она с помощью весьма сложных осветительных приборов, стены и потолок нужно освещать отдельно. Применяется в основном для освещения больших производственных помещений, открытых площадей, спортивных сооружений и т.п.

Лампы для люстр

Далеко не все производители бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, поэтому и продавцы чаще всего их не знают. Что касается ламп-экономок, тут несведущему покупателю проще: спектр неизвестен – берем на цветовую температуру 4300 К. В худшем случае получим сплошной ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Зрительно такой свет почти белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности таких ламп – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от конфигурации и общего тона дизайна комнаты.

Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов использовать для общего освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но никак не человеку для зрения.

Светодиодные лампы выбираются, во-первых, на цветовую температуру 2800-3300 К , желтенькие. У белых спектр, как правило, линейчатый, что заметно сразу: их свет режет глаза и в хорошо освещенным естественным образом торговом зале. По видимым конструктивным признакам следует выбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться нужно следующими признаками поз. 2:

  • Светодиодная сборка должна быть прикрыта полупрозрачной колбой, это гарантирует прежде всего долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под защитной пленкой, чувствительна в загрязнениям и вообще внешним воздействиям.
  • Количество отдельных излучающих структур должно быть не менее 15-20.
  • «Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, должен быть прозрачным. В сочетании с пред. условием это даст большее количество переотражений внутри колбы, большую равномерность первичного света и лучшие возможности формирования светового потока.

Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, следует также избегать имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с прозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и небольшим количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в небольшой комнате и зрительно окажется неравномерной, а спектр чаще всего линейчатый. Также для освещения жилых помещений непригодны светодиодные лампы направленного света, поз. 4. Они предназначены для вспомогательного/служебного освещения и при длительном пользовании глазам вредны.