Доклад на тему "компетентность современного учителя"

Профессиональная
компетентность и компетенции
современного учителя
Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на
деле.
Аристотель.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА
РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК
УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
«Чуткие, внимательные и восприимчивые к
интересам школьников и всему новому
учителя- ключевая особенность современной
школы»
Национальная образовательная стратегияинициатива «Наша новая школа»

Свойства учителя структурно можно представить следующим образом:

Компетенции
Компетентность

Профессиональная
компетентность педагога
Основные понятия:
Компетентность – осведомленность,
авторитетность, обладание компетенцией, знаниями,
позволяющими судить о чем- либо, качество
человека, обладающего всесторонними знаниями;
это системное проявление знаний, умений,
способностей и личностных качеств, позволяющих
успешно решать функциональные задачи,
составляющие сущность профессиональной
деятельности
Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь
хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий,
прав.

Краткость – сестра таланта
Компетенции – это требования
Компетентность – это
проявление этих требований

Структура ключевых компетенций в образовании
Учебные компетенции
1. Организовывать процесс изучения и выбирать
собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные
проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные
части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного
опыта.
5. Принимать на себя ответственность за
получаемое образование

Исследовательские компетенции:
1. Получение
и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их
использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов
материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в
самостоятельно организованной деятельности.

10.

Социально - личностные компетенции:
Критически рассматривать тот или иной аспект
развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми
событиями.
3.
Осознавать
важность
политического
и
экономического
контекстов
образовательных
и
профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со
здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
1.

11.

Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать
и принимать во внимание
взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на
нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

12.

Сотрудничество
Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и
конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
1.

13.

Организаторская деятельность:
Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3.Овладевать
инструментарием
моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество
и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
1.

14.

Личностно-адаптивные компетенции.
1. Использовать новую информацию и
коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись
лицом к лицу с быстрыми
переменами.
4. Быть упорным и стойким перед
трудностями.
5. Быть подготовленным к
самообразованию и самоорганизации

15.

В профессиональную
компетентность педагога
входят:
предметная компетентность
(знания в области специальности);
надпредметная компетентность;
профессиональная культура.

16.

В качестве условий для
переосмысления собственной
профессиональной деятельности
педагогов выступают такие
профессиональные компетенции:
методическая компетентность;
исследовательская компетентность;
управленческая компетентность;
коммуникативная компетентность;
образовательная компетентность.

17.

18.

19.

20.

Профессионализм педагога
9
Осознанная
индивидуальность
5
Гуманист
1
стажер
10
Педагог.
сотрудничество
6
Само
диагност
2
Педагог по
призванию
7
Творец
новатор
3
От эрудита до
мастера
11
Профессионал
эксперт
8
Исследователь
4
Мастер- диагност

21.

С помощью, каких механизмов
можно организовать
деятельность педагогов,
направленную на развитие
профессиональной
компетентности?

22.

1 этап
Выявление уровня
профессиональной
компетентности учителя
диагностирования, тестирование
- определение путей
совершенствования

-

23.

2 этап
Механизмы развития
профессиональной компетентности
педагога.
План самообразования
Создания творческих групп
Повышение квалификации
Активное участие в педсоветах, семинарах,
конференциях
Участие в исследовательских работах, создание
собственных публикаций
Разработка системы стимулирования деятельности
учителя

24.

Анализ деятельности учителя
Обобщение опыта
Разработка рекомендаций по
дальнейшему совершенствованию
профессиональной компетентности
педагогов
Самоанализ деятельности

25.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
Интерес и любовь к детям
Увлеченность педагогической деятельностью
Дисциплинированность
Психолого-педагогическая зрелость и
наблюдательность
Педагогический такт
Педагогический оптимизм
Педагогическое воображение
Организаторские способности

26.

Какова роль самообразования
в развитии профессиональной
компетентности учителя?

27.

Самообразование
– это целенаправленная
познавательная
деятельность, управляемая
самой личностью;
приобретение
систематических знаний в
какой-либо области науки.

28.

Самообразование
Осуществляется добровольно
Осуществляется сознательно
Планируется, управляется и
контролируется самим человеком
Необходимо для совершенствования
каких-либо качеств и навыков

29.

Направления самообразования
Профессиональное (предмет преподавания)
Психолого-педагогическое и психологическое
Методическое
Эстетическое
В области ИКТ –технологий
В области охраны здоровья
Политическое
Языковое

30.

Значение самообразования для
профессиональной
компетентности учителя
Повышение качества преподавания
предмета
Готовность к педагогическому творчеству
Профессиональный и карьерный рост
Создание имиджа современного учителя –
новатора, учителя-мастера, учителянаставника
Соответствие учителя требованиям
общества и государства

31.

Профессиональное
самовоспитание,
самообразование и
самовыражение - это
основные условия для
формирования
компетентности и
авторитета педагога

32.

Учитель - всегда активная, творческая личность.
Пробуждать интересы, вести учащихся
за собой может только человек с развитой
волей, где личной активности отводится
решающее место.
Педагогическое руководство детским
коллективом обязывает учителя быть
изобретательным, сообразительным,
настойчивым, всегда готовым
к самостоятельному разрешению любых
ситуаций.
Педагог - образец для подражания,
побуждающий учащихся следовать за ним,
равняться на доступный для подражания
образец.

33.

Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире
требует обрести способность перестраиваться, быть
открытым по отношению к развивающейся ситуации.
Для педагога, призванного живо реагировать на
социальные изменения, защитная позиция, нежелание
движения означают полное или частичное выпадение из
профессионального поля, что лишает его уверенности и
надежности.
Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту
продуктивно лишь с целью извлечения из него способов
собственных достижений успеха.
Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная
гибкость дают педагогу возможность учитывать
многообразие индивидуальных характеров, мнений,
позиций.
Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая
угроза его профессиональному здоровью и долголетию.

34.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
1. В школе имеется образовательно – технологическое пространство,
направленное на развитие профессиональной компетентности
учителя в контексте новой образовательной парадигмы;
2.Разработать систему мониторинга показателей уровня
сформированности профессиональных компетентностей педагогов;
3. Разработать программу саморазвития учителя, состоящую из 5
этапов:
1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной
деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения.
2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем».
3 этап – выбор стратегии саморазвития;
4 этап – конкретизация ближайших целей;
5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда
основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и
средствами реализации.

35.

«Как никто не может дать другому того, чего
не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым, воспитанным
и образованным».
А. Дистервег

Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков. Понятие профессиональной компетентности педагога - выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и харак­теризует его профессионализм.

Педагогическое умение - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности.

Содержание необходимых психолого-пед. знания определяется государственным образовательным стандартом по высшему (педагогическому) образованию. В данном контексте психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза состоит в наличии знаний методологических основ и категорий педагогики: закономерностей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий воспитания и обучении, законов возрастного анатома-физиалогического и психического развития детей, подростков, юношества.

Следующие показатели готовности выпускников педвузов к осуществлению практической педагогической деятельности: Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач. Модель профессиональной готовности – от наиболее общих к частным умениям. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность в себе всю совокупность педагогических умений (умения педаго-гически мыслить и действовать). Решение педагогической задачи сводится к триаде "мыслить - действовать - мыслить". В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения В А. Сластениным объединены здесь в четыре группы.

1.Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2.Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3.Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и резуль­татов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Содержание теоретической готовности учителя: которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений . Аналитические умения состоят из ряда частных умений, анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими, находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, ‘ соответствующие рассматриваемым явлениям, правильно диагностировать педагогическое явление; формулировать доминирующую педагогическую задачу; находить оптимальные способы ее решения. Прогностические умения связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, цели его деятельности в виде предвидимого результата. В состав прогностических умений учителя входят такие компоненты, как: постановка образовательных целей и задач; отбор методов их достижения; предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления и т д. Проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают: конкретизацию полей обучения и воспитания. Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Рефлексия понимается нами как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных - действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные и отрицательные) являются следствием его деятельности. Отсюда и возни каст необходимость в анализе собственной деятельности. Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей из объекта в субъект воспитания.

К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентированные Мобилизационные - направлены на привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению, информационные - связаны с непосредственным изложение материала и методами ее получения и обработки, развивающие умения - определение зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский) создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и вели учащихся стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, формирование и постановку вопросов, требую создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся, ориентационные - направлены на формирование морально - ценностных установок, научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, и т. д. \

Коммуникативные умения учителя - это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники. Перцептивные умения , проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). Умения педагогического общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной атаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами (по В А Кан-Калику): речевой вариант (вербальное обращение к учащимся); пауза с активным внутренним общением (требованием внимании); двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.); смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. Установление психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию учебной - информации, Управление общением в педагогическом процессе предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях), Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков: выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками; управлять их вниманием; чувство темпа; развитие культуры речи учителя (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика, и жестикуляция); управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу, образовательного процесса; регулирование своего психического состояния (вызывать "по заказу" чувства удивления, радости, гнева и т.п.), владение техникой интонирования для выражения разных чувств.

Понятие о профессиональной компетентности учителя

Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она - основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя. Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогическое умение - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Наконец, данное понимание сущности педагогического умения позволяет понять его внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умения) как относительно самостоятельных частных умений. Это в свою очередь открывает возможность как для объединения множества педагогических умений по разным основаниям, так и для условного их разложения в практических целях. Например, умение "провести беседу" может быть разложено на части: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы, потребности учащихся и в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать содержание, выбрать формы, методы и средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условий; составить план (план-конспект) и т.д. Точно так же можно разложить любое другое умение.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Компетентностный подход.

То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

· Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки

  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.

Подготовила: Кузнецова Надежда Павловна

Учитель начальных классов

2011 год.

Введение

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

1 . Понятие компетентности .

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2.Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

3.Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как :

  • Любознательный, интересующийся, -активно познающий мир
  • Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру аждого народа
  • Любящий свою Родину
  • Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

  • Коммуникативная компетентность
  • Информационная компетентность
  • Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

4.Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  • Участие детей в различных формах дискуссии.
  • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

6.Основные компетенции современного учителя.

Основные компетенции современного учителя

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Компетентный человек Сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях. Компетентность предполагает умения: искать (опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию) думать (уметь отстаивать свою позицию, вырабатывать собственное мнение,) сотрудничать (работать в группе, договариваться, улаживать конфликты) адаптироваться (стойко противостоять трудностям, находить новые решения)

Компетентностная модель современного учителя ценности, принципы, цели. . профессиональные качества Ключевые компетенции педагогические методы, способы, и технологии профессиональные позиции

Технологическая компетентность Блок знаний Педагогическая техника Опыт Профессиональная компетентность

Компететностный подход Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития

Разнообразные формы организации Личностное развитие Оценивание для планирования совершенствования, самооценки Деятельность на основе собственной мотивации и ответственности за результат Компетентностный подход

Образ выпускника начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Любящий свою Родину Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

В мире компетенций Компетенция-готовность человека действовать в ситуации неопределенности Ключевые компетенции-универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях: 1. информационная компетентность; 2. коммуникативная компетентность; 3.проблемная компетентность.

Педагог должен остерегаться: По привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения проблем; Передавать свой опыт и воспитывать исходя из того, как был воспитан он сам. Мелочных правил и инструкций.

способности знания и умения компетентность

Парадокс компетентности: Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где это знание приобреталось.

Основные компетенции учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

РАНЬШЕ МЫ ГОВОРИЛИ: широкий перенос навыков обобщенность умений системность знаний функциональная грамотность

ТЕПЕРЬ МЫ ГОВОРИМ: общеучебные умения надпредметные знания учебная самостоятельность умение учить себя

ЧТО ДЕЛАТЬ? стандартный набор ответов: Больше платить учителям. Выделять больше учебного времени на чтение. Уменьшить наполняемость классов. Обеспечить школы библиотеками, компьютерными классами и пр. Лучше готовить учителей. ………………………………… ..

Ключевые слова: поиск инициатива практическое действие эксперимент совместная работа недоопределенность противоречия разные точки зрения

Цель современного учителя: выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.


И управления персоналом является компетентность, квалифицированность работников. Профессиональные компетенции - это круг профессиональных вопросов, в которых хорошо ориентируется индивид. В настоящее время наиболее востребованными в обществе считаются работники с глубокими профессиональными и личностными качествами. Ситуации в современном мире предъявляют требования не к конкретным знаниям, а к квалификации, грамотности людей.

В повседневном обиходе, наряду с термином «компетенция», используются понятия «квалификация», «профессиональные компетенции». Проведя анализ содержания данных определений, можно сделать вывод о том, что они отличаются по объему, составу, структуре. Наиболее приемлемым считается такое трактование содержания слова « компетенция»:

Система знаний в действии;

Умение на практике реализовать свой потенциал для деятельности в профессиональной сфере и сознавать ответственность за его результат, необходимость совершенствоваться в работе.

Рассматривая профессиональные компетенции педагога, выделяют следующие компоненты:

Мотивационно-волевой, включающий в себя ценности, желание работать с детьми, мотивацию к познанию новых форм и методов работы;

Функциональный, характеризующийся наличием знаний и умений, владением педагогическими технологиями;

Коммуникативный - умение общаться, взаимодействовать, четко и ясно доносить мысль до обучающихся или воспитанников, владение навыками делового общения;

Рефлексивный - умение анализировать результаты свой работы для определения потенциала профессионального и личностного роста, различного рода достижений.

Формирование профессиональных компетенций - это основа личности, которые носят интегративный характер, рассматриваются в совокупности; их предпосылки формируются уже на стадии профессионального обучения в высшем либо средне-специальном учебном заведении. Прохождение курсовой переподготовки на курсах следует рассматривать как процесс развития и углубления компетентности.

Профессиональная компетенция - это одна из важнейших составляющих личности специалиста. В настоящее время подготовке квалифицированных работников в системе образования уделяется большое внимание.

В последние годы в увеличился приток людей, не имеющих специального образования. Невысокая заработная плата, большая ответственность за здоровье детей, увеличение круга обязанностей не способствует пополнению штата работниками с высоким Внедрение новых ФГС в образовании требует присутствия как в школах, так и в дошкольных образовательных учреждениях людей, имеющих высокие профессиональные компетенции, для формирования которых существует развитая сеть послевузовской специальной подготовки.