Каким должен быть профессиональный психолог? Профессиональные качества психолога

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и желание переделать себя.

Кроме общих требований есть еще и ряд специальных, особых требований, касающихся практики проведения психологического консультирования и в особенности проведения психологического консультирования по деловым вопросам. Здесь, как и во всех других случаях психологического консультирования, психолог для того, чтобы быть в состоянии дать разумные и эффективные рекомендации клиенту, сам должен хорошо знать то дело, по поводу которого он консультирует клиента.

Что касается вопросов профессионального консультирования психолог должен хорошо знать психологию труда, формы и методы профориентации и отбора лиц на основе профессиограммы и психограммы.

Если у психолога-консультанта нет собственного жизненного опыта участия в соответствующем деле, то такой опыт необходимо приобрести до того, как приступить к проведению психологического консультирования.

Иногда, правда, это условие не удается полностью соблюсти, так как одному человеку практически невозможно быть хорошим знатоком всех возможных профессий и дел, в связи с которыми в психологическую консультацию могут обращаться клиенты. В данном случае для того, чтобы не оказаться дилетантом в соответствующем деле, психологу-консультанту рекомендуется вначале подробно расспросить клиента о том, какие виды деятельности или профессии его интересуют, ну, а если он уже работает, то чем профессионально занимается; узнать о характере его работы и о тех проблемах, которые возникают в ее процессе. Делать это надо, не стесняясь и открыто, с самого начала консультации честно признавшись клиенту в том, что в его профессии психолог-консультант разбирается недостаточно хорошо, а потому и не в состоянии дать сразу максимально эффективные и полезные советы.

Для делового консультирования больше всего подходит деловая обстановка, в которой проводится работа психолога-консультанта с клиентом, а также деловой характер взаимоотношений между ними. Это, в частности, означает следующее.

Во-первых, такое консультирование лучше всего проводить непосредственно на рабочем месте клиента и в привычной для него деловой обстановке. Тогда ему легче будет понять и практически выполнить, рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Самому же консультанту нахождение в обычной деловой атмосфере вместе с клиентом поможет лучше разобраться в сути проблемы, волнующей клиента, и найти наиболее правильное ее решение.

Во-вторых, в практике проведения делового консультирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому научиться на его личном примере.

В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со стороны клиента, который сам является деловым человеком и ценит соответствующие качества у других людей.

Наконец, в-четвертых, деловой подход к проведению психологического консультирования означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полностью оговорены ее условия: время, место, ожидаемые результаты, стоимость и т.п.

Профессиональная консультация выполняет ряд функций , которые, с одной стороны, являются отражением основной ее цели, а с другой – указывают основные направления ее деятельности. Выделяют три основных функции профессиональной консультации:

- информационную, предполагающую сообщение школьнику информации о конкретных особенностях профессии, путях и способах реализации своих профессиональных планов;

- диагностическую – обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик личности в соответствии с требованиями профессии. В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов.

- коррекционную, заключающуюся в рекомендации оптанту (человеку, выбирающему профессию) соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней, а также коррекции профессиональных планов в случае рассогласования требований профессии и особенностей личности.

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фун­дамент профессиональной успешности психолога..

На пути профессионального становления студента-психолога возможны кризисы разочарования (Пряжников, Пряжникова, ) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие ва­рианты «защит-разочарований»:

1. Разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель - это обычный чело­век, с обычным набором недостатков). Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.

2. разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологи­ческих дисциплинах или во всех психологии сразу). Студент на­чинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скуч­ной».

3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.п. По-своему, студент может ока­заться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творчес­кая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлече­ний», можно решить и своими, студенческими, силами.

4. Разочарование в перспективах дальнейшей работы. Студент по­нимает, что скорее всего он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется до­вольствоваться маленьким заработком, ведь, как известно, пси­хологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной экономики (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 414-415).

Какие личностные качества побуждают людей заниматься пси­хологией? Владимиру Мих Бехтереву приписывают фразу: «Психологи - с психинкой, неврологи - с нервинкой». Примеров такого рода хва­тает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты - нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состо­явшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты - неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. 3. Фрейд, по воспоминани­ям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны. Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключитель­но высок (Дружинин, 2001, с. 31). Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психи­ческого качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации ощущение своей непохожести на других людей и побуждает чело­века к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, ком­плекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией (Дружинин, 2001, с. 31).

Мир другого человека для психолога является загадкой. Он не приписывает свой внутренний мир другому человеку, не опирает­ся на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к пси­хике другого как загадке, разгадку которой нужно найти самому. Душеведческая направленность ума - результат его жизни, порож­денный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рацио­нальными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Отсюда психологам присуща терпимость, снисходи­тельность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний (Дружинин, 2001, с. 32).

Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных ка­честв, которые отличают психологов-исследователей от психологов-практиков. С помощью 16-факторного опросника, который позволял построить их «профессиональные портреты», изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личност­ных черт.

Эта зависимость выразилась в следующих формулах:

Для психолога-практика:

Эфф. = 0,72А+0,29В+0,29Н+0,29N

Для психолога-исследователя:

Эфф. = 0,31А+0,78В+0,47N

где А - «готовность к контактам», N - «умение поддерживать кон­такт», В - «общая интеллектуальность», Н - «ненасыщаемость кон тактами с другими людьми».

Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду обще­ния. Для успеха его профессиональной деятельности это важные I факторы.

Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессио­нальной деятельности. В то же время «общая интеллектуальность» оказывается очень важным для них фактором.

Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство, так и различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практи­ческая психологическая работа.

К.А. Рамуль утверждает, что для каждого ученого, в том числе и психолога, необходимы следующие черты личности:

1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам; прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие; умение ладить с людьми

Эмпирических исследований, посвященных этой теме, пока не­много (Аминов, Молоканов, 1992; Молоканов, 1995), Анализ литературы, проведенный Т.А. Верняевой и ее эмпири­ческое исследование (Верняева, 1997, с. 48), показали, что для пси­холога-исследователя необходимы те же общие свойства личности которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки! Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того, что в большинстве исследовательских ситуа­ций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследо­вателя и испытуемого, они оказываются абсолютно необходимы,

Большое знание для практического психолога имеют коммуника­тивные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог дол­жен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической инту­ицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекатель­ность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» вклю­чает в себя 5 блоков качеств личности:

1) способность к полному и правильному восприятию объекта, на­ блюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманис­ тической направленности;

3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

5) способность управлять самим собой и процессом общения, уме­ ние быть внимательным, умение слушать, тактичность, уме­ ние устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувство юмора

Для психолога важны определенные эмоциональные свойства личности, в частности, непринужденность, естественность и ис­кренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная ста­бильность. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопере­живанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и уме­ние сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть син­дром сгорания и коммуникативной перегрузки.

К значимым волевым качествам относятся настойчивость, тер­пеливость, самообладание, уверенность, необходимые для успеш­ной работы психолога-консультанта. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важно, когда у психолога отсутствует чрезмерная самоуверенность и вера в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога оттал­кивает клиента.

Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать ин­дивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазви­тию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенса­ции собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть ус­пешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются оди­наково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу необходимо формировать инди­видуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Профессия психолога похожа на профессию врача, но лечит психолог не тело, а душу. Мы обращаемся к психологу тогда, когда понимаем, что какая-то из сфер жизни развивается совсем не так, как нам хочется.

Психологи, как и врачи, работают в разных областях. Если Вы хотите сделать семейные отношения более теплыми, можно придти на консультацию семейного психолога . Если желаете получить больше удовольствия от общения с ребенком, обратитесь к детскому психологу.

Или выберите индивидуальную консультацию психолога, чтобы разобраться в себе, полнее реализовать свои возможности, получить удовольствие от работы. Но как же найти «своего» психолога? Для этого нужно подойти к вопросу серьезно и основательно.

  • Поспрашивайте знакомых или друзей. Возможно, они уже пользовались услугами специалиста и могут порекомендовать нужного психолога. Но важно помнить, что каждый человек оценивает специалиста по-своему, предъявляет свои требования. Что хорошо одному, не всегда желательно для другого.
  • Воспользуйтесь информационными ресурсами. Почитайте в интернете отзывы людей, которые были на приеме у психолога, видели его презентации. Или ознакомьтесь со статьями специалиста, его интервью с журналистами, которые можно найти в газетах или журналах.
  • Узнайте через самого психолога. Сфера психологии обширна. Один специалист не может лечить все. Он работает в конкретной сфере профессиональной деятельности.

Психологи, принадлежащие к разным психологическим обществам, общаются с коллегами, обмениваются опытом, совершенствуют свои навыки. И, в случае необходимости, могут посоветовать своих коллег, занимающихся той или иной проблематикой.

Выбор психолога

Теперь у Вас есть необходимые контакты и данные психологов. Как понять, какой подойдет именно Вам?

Поинтересуйтесь образованием специалиста. Психология – это область традиционной медицины, которой учатся годами. Поэтому ваш будущий практикующий психолог должен иметь высшее профильное образование и, желательно, стационарное. Хорошо, если оно будет дополнено курсами, тренингами, семинарами.

Но лучше всего оценить профессионализм и компетентность психолога поможет личная встреча.

Если Вам будет приятно и комфортно общаться с психологом, возникнет желание искренне говорить о своих проблема и переживаниях, а после консультации Вы почувствуете улучшение, значит эффект есть. Вы нашли своего специалиста.

При общении с психологом важно помнить, что такая работа носит совместный характер. Важно то, насколько внимательно Вы отнесетесь к рекомендациям специалиста. Важно и то, как психолог ведет беседу.