Презентация "удмуртские народные праздники". Удмуртская национальность Сюан в доме невесты

Гулина Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 25"
Населённый пункт: Удмуртия, г. Глазов
Наименование материала: Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Удмуртские посиделки " Пукон-табань"
Дата публикации: 14.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Сценарий праздника: Посиделки «Пукон табань»

Цель : расширить знания детей об обычаях удмуртского народа - посиделках «Пукон-

Задачи : коррекционно-образовательная:

Познакомить с удмуртским обычаем: «Пукон табань»

Коррекционно-развивающая:

Развивать интерес к культуре удмуртского народа через знакомство с обычаями, играми,

сказками, песнями;

Коррекционно-воспитывающая:

Воспитывать уважение к истории своей малой Родины, ее культуре.

Оборудование:

Каравай хлеба, соль в блюдце, мед в тарелочке.

Вышитые полотенца, домотканая дорожка, скатерть,

Музыкальное сопровождение (удмуртские песни)

Карточки с пословицами удмуртскими – «лепешки»,

Маски петуха, курицы, цыплят 3 штуки, кошки, собаки, лягушонка для инсценировки

удмуртской сказки «Кокорико»,

Куклы мальчика и девочки в национальных одеждах,

Силуэтная одежда: рубашки, платья, фартуки (дети будут украшать их во время занятия),

Фломастеры для рисования, цветные карандаши,

Табани на разносе с луковой начинкой и без начинки, как сюрпризный момент спрятаны

от глаз детей в шкафу и накрыты полотенцем.

Помещение украшено в удмуртском стиле. На полу лежат домотканые половички, на

столе тканая скатерть от бабушек. Ведущие в национальных удмуртских платьях с

фартуками.

Ход занятия:

На пороге двое ведущих с полотенцем на руках и караваем хлеба на нем, с маслом и

медом. (с удмуртской песней «Куноос вуиллям» (К нам гости пришли).

1Ведущий: Ялыке, дуно куноос! Верьялэ, пырелэ. Пукселэ.

2В.: Здравствуйте, гости дорогие! Пробуйте, проходите, усаживайтесь.

Дети усаживаются на указанные места.

1В.: Чыркемесь, пиналъес но дышетисьес!

2В.: Добрый день, ребята.

Сегодня мы поговорим об одном обычае удмуртского народа, послушаем удмуртские

посмотрим

инсценировку

удмуртской

порисуем

попробуем

удмуртское национальное блюдо.

Итак, наши посиделки «Пукон табань» начинаются. У каждого народа есть свои,

присущие только ему, обычаи.

С одним из обычаев - встрече гостей с караваем хлеба- мы начали наш праздник. Этот

обычай встречать гостей караваем хлеба перенял от удмуртов русский народ. Теперь

дорогих гостей и русский народ встречает караваем хлеба с солью на полотенце.

2В.: Любите ли вы хлеб?

Что называют хлебом? (каравай, булка, буханка)

Какой бывает хлеб? (белый, черный)

Для удмурта земледельца хлеб – главный продукт его труда. Как и для нас нынче – тоже.

Хлеб как символ плодородия, достатка и благополучия использовался в различных

Ведущие по очереди :

*При важных семейных торжествах на стол полагалось непременно класть каравай.

*Родился ребенок – на стол клали каравай, варили кашу и ели ее с пожеланиями

благополучия малышу.

*Впервые укладывая ребенка в люльку, туда сначала клали ломоть хлеба, чтобы из ребенка

вырос добрый человек, чтобы не знал недостатка в хлебе.

*Горбушку хлеба с маслом или блин зарывали в землю в день начала посева, чтобы вырос

хороший урожай.

*Перед выходом из дома утром у удмуртов отведывали хлеба.

*Клялись хлебом.

*Отправляясь в дорогу, с собой брали хлеб не только для еды, но чтобы он помог успешно

решать дела.

*Хлеб упоминали в добрых пожеланиях (нянед ческыт потыса мед сиед – да будет твой

хлеб вкусным).

*С малых лет детей учили почтительно относиться к хлебу:

Не клади каравай круглой стороной вниз;

Ешь хлеб, стараясь не крошить;

Не бросай хлеб на пол;

А резали хлеб на ломти, ласково прижимая каравай к груди.

Задание 1 для всех : собрать «лепешку» (разрезанная на части окружность с

написанными на ней удмуртскими пословицами), прочитать на русском языке, ведущий

читает на удмуртском языке на другой стороне окружности.

Пословицы: Хлеб не шуба, а греет. (Нянь шуба овол ке но, шунтэ)

С хлебом и под елкой хорошо. (Нянь ке вань, кыз улын но умой).

Кто превыше хлеба? (Няньлэсь бадзым кин вань?)

На посиделки молодые люди ходили с рукодельем: не только играли, пели, плясали, но

пряли, вязали, плели лапти и др.

Художественный номер– танец детей.

Встречали гостей и шли в гости в нарядной, праздничной одежде. Вы тоже очень нарядно

одеты. А как одеты наши ведущие? (В удмуртские платья.)

Удмурты украшали свою одежду, вышивали разные красивые узоры.

Задание 2 : Украсить узором (национальным)– рубашку,– платье,– наклеить аппликацию

национальный

силуэтных

заготовках,

приклеивают готовые элементы аппликации).

Наши посиделки называются «Пукон табань». Такие посиделки с табанями

проводились по окончании полевых работ, осенью, и продолжались до самого крещения.

Девушки заранее собирали на стряпню яйца, масло, муку, и прочие продукты. Затем

выбирали чью – нибудь избу, украшали ее, мыли, чистили. Потом стряпали и приглашали

В гости обычно приглашали вечером. Собиралась молодежь со всей деревни,

взрослые люди. По приходу гостей накрывали стол. Пели, веселились, плясали, играли.

Что такое табани?

Почему лепешки назывались табани? (От слова таба- сковорода. Буквально в переводе

(Хлеб со сковороды).

Как же готовят это удмуртское блюдо?

Тесто для табаней делают из пшеничной, овсяной и гороховой муки. У удмуртов

принято готовить табани утром на завтрак, поэтому тесто ставили еще с вечера. Табани

выпекаются

различной

овальные,

сковороду

маленькими

лепешками.

К табаням подаются зыреты (соусы): творожный, картофельный, мороженое молоко,

сметана, масло и др.

Время после ужина молодые люди проводили в играх. А взрослые занимались

рукодельем, рассказывали разные интересные случаи из жизни, сказки, истории. Сейчас

мы увидим интересную историю

Художественный номер– инсценирование сценки.

В праздники принято угощать всех гостей самым вкусным блюдом. У удмуртов

много вкусных блюд. Например: блины – мильым,

Блины с кашей – мильымжукам,

Табань – лепешки,

Перепечи и др.

Сейчас вас дети угостят удмуртской сказкой «Кокорико».

Художественный номе.

А теперь приглашаем всех отведать табани. (На столах стоят тарелки с удмуртскими

табанями: простыми, без начинки и табани с луковой начинкой. Дети и взрослые

угощаются, благодарят).

Итог . С какими обычаями познакомились на посиделках?

Понравились вам обычаи? Чем?

Как назывались посиделки?

Чем занималась молодежь на этих посиделках?

Где собирались молодые люди? Как готовились?

Ведущие провожают гостей до порога с пожеланиями добра, нацеливают на продолжение

знакомства с новыми обычаями своего народа, традициями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Удмурты Удмурты, Удмурт, Удмуртка - финно-угорский народ, в основном проживающий в Удмуртской Республике, а также во многих регионах России и мира. Родной язык удмуртский, который относится к финно-угорской группе уральской семьи. Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. По переписи 2010 года в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Австралии и так далее. Основная религия - православие, в сельской местности включающее остатки дохристианских верований.

3 слайд

Описание слайда:

Этническая история Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён - носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры). Этимология самоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед». В современном удмуртском языке слово членится на два компонента - уд- (сильный, мощный, изящный) и -мурт «человек, мужчина» (по этой причине этноним некоторыми исследователями переводится на русский язык как «сильный, изящный уд; удский человек», что, однако, не может считаться корректным). Прежнее русское название - вотяки (отяки, воть) - восходит к тому же корню уд-, что и само названиеудмурт (но через марийское посредство одо «удмурт»)

4 слайд

Описание слайда:

Основные занятия Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель - 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. Развиты были ремёсла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

5 слайд

Описание слайда:

Уровень образования Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских удмуртов намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года среди удмуртов лишь 11,1 % имели высшее или послевузовское образование (23 526 человек из 211472 лиц удмуртской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования

6 слайд

Описание слайда:

Быт и традиции Типичное поселение - деревня располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище - наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

7 слайд

Описание слайда:

Праздники Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники - Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров. Толсур - день зимнего солнцестояния в него проводились свадьбы. Гырыны потон или акашка́ - Пасха, начало весенней страды. Гербер - Петров день. Выль ӝук - приготовление каши и хлеба из нового урожая. Сӥзьыл юон - окончание уборки урожая. Выль шуд, сӥль сиён - начало забоя скота.

8 слайд

Описание слайда:

Духовная культура Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр развит слабо,представлен разрозненными преданиями о Дондинских богатырях,предпринимались попытки объединить эти предания в цикл наподобие Калевипоэга. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером. Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка(быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

Слайд 2

Отношение к семье

Удмурты относились к вступлению в брак как к очень торжественному и значительному событию, определявшему всю последующую жизнь молодоженов. Община ревниво следила за исполнением ритуалов свадебной обрядности; мнение родственников, ближайших соседей, селения в целом являлось регулятором поведения, оказывавшим непосредственное воздействие на сохранение традиционных воззрений и соблюдение традиционных норм. Как и все народы мира, жизнь в браке, создание семьи удмурты считали естественным состоянием человека и даже обязательным его долгом. Одиночество, бобыльство всегда осуждали, неудачников жалели: "пал тури" (одинокий журавль), "пал сапег" (одинокий сапог) и т. д. Одинокому трудно было выжить. Поэтому каждый стремился обзавестись подходящей парой.

Слайд 3

Термины свадебного ритуала

Бракосочетание у удмуртов сопровождалось двумя основными свадебными пирами: в доме невесты, куда приезжала женихова родня, и в доме жениха, к которому приезжал поезд со стороны невесты. Их разделял временной интервал от одной недели до нескольких месяцев. Первый называется повсеместно сюан; участники этого пира - поезжане от жениха- называются сюанчи, а те, кто их принимает, то есть родня невесты,- сектасьёс, то есть угощающие. Из состава поезжан выделяли называемого в разных районах бадӟым кудо, азькудо, азьворттӥсь, сюанйыр, что в переводе означает старший привозящий, старший сват, голова свадьбы. Он отвечал за успех дела: благополучный привоз невесты в дом жениха, за поведение на свадьбе всех поезжан. Им обычно назначали близкого родственника, чаще дядю жениха.Им отводилась большая роль: это активные певцы, казак пи помогали жениху в поисках скрывшейся перед отъездом невесты, они выносили приданое. Они во всем должны были поддерживать старших сюанчи, а также заботиться и о личной репутации: за ними наблюдали как за возможными женихами.

Слайд 4

Сватовство

Вопрос о женитьбе сына и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи. Когда сыну исполнялось 16-17 лет, родители начинали присматривать в округе невесту. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет, хотя чаще женили в 18-20 лет. Невесты еще в начале века часто были старше женихов на 3-5 лет, так как родители не спешили выдавать дочерей замуж, чтобы они дольше трудились в своем хозяйстве, тогда как парней стремились женить раньше, чтобы привести в дом работницу.

Слайд 5

Сюан в доме невесты

В назначенный день все приглашенные собирались в доме жениха. Отец жениха назначал наиболее уважаемого им мужчину с его женой старшими поезжанами (бадӟым ваись). Для предохранения от «порчи», которую будто бы могли на них наслать, все поезжане при выходе из дома прикасались к печке и дверному косяку, кроме того, каждый в карман клал дольку чеснока или маленькую луковицу в качестве оберега. В доме невесты к приезду свадебного поезда развешивали декоративные полотенца, постель прикрывали праздничным домотканым ковром. Накрывали столы, главным образом холодной закуской и различными печеными изделиями, обязательным из которых был рыбный пирог. Горячие блюда подавали на стол с прибытием поезжан. В одном конце стола, где должен сидеть хозяин, ставили миску с топленым маслом, с положенными на него кусочками коровьего масла и целый каравай с ломтиками на нем. Непременным украшением стола был целый гусь, поставленный не для еды, а как показатель благополучия. Поэтому его даже не варили, а лишь обваривали кипятком.

Слайд 6

Сюан в доме жениха

В доме жениха поезд встречали его родители и родственники, не ездившие на сюан. Две женщины вели укрытую шалью невесту в дом, при этом в некоторых районах во дворе кто-либо стрелял из ружья в воздух, «чтобы «нечистая сила» не вошла в избу». Невесту вели на женскую половину и сажали на подушку или на предназначенный для нее подарок в виде платка, рубахи. Вернувшиеся с сюана, песней рассказывали, как хорошо они съездили, и как щедро их угощали, благодарили за оказанную честь съездить на сюан. Бросали перину невесты на пол и все валялись на ней, проверяя, мягка ли она. Затем, взяв миску с кашей, невесту с женихом вели в кенос и, накормив их, с шутками укладывали спать, причем иногда вместо невесты укладывали сначала другую девушку и только после бурного протеста жениха укладывали настоящую невесту.

Слайд 7

Послесвадебные обряды

Через неделю после ярашона родители новобрачной, пригласив двух-трех родственников, ехали к дочери посмотреть на ее житье в новом месте - обычай адскон (свидание); отдельные информаторы называют его сюлыккыскон (снятие сюлыка), однако он не соответствует тому содержанию, которое вкладывалось в данное понятие раньше. Обряд сюлыккыскон был связан с ношением айшона, который вместе с сюлыком надевался на невесту в день привоза ее в дом мужа. Через несколько дней после свадьбы большой нарядный с длинной бахромой сюлык с нее снимали и заменяли более скромным. При этом обряде ее родные не присутствовали, он выполнялся родственниками жениха. С прекращением бытования айшона перестал соблюдаться и обряд сюлыккыскон, но смутное воспоминание о нем осталось и ошибочно перенеслось на адскон.

Посмотреть все слайды

Территория проживания и численностьТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ И ЧИСЛЕННОСТЬ
Удму́рты - финно-угорский народ, проживающий
в Удмуртской Республике, а также в соседних
регионах. Говорят на русском языке и
удмуртском языке. По переписи 2010 года в
России проживало 552 тысяч удмуртов, в том
числе в самой Удмуртии - 410 тысяч. Кроме
того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии,
Узбекистане, Украине.

Традиционные занятия

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Традиционные занятия удмуртов - земледелие,
животноводство, меньшую роль играло
огородничество. Выращивали рабочий скот, коров,
свиней, овец, птицу. На огородах культивировали
капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота,
рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремесла и промыслы - рубка леса,
заготовка древесины, смолокурение,
мукомольное производство, прядение,
ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд
семьи полностью производились дома
(удмуртские холсты ценились на рынке).

Типичное поселение удмуртов - деревня (удм.
гурт). Она располагалась вдоль реки или вблизи
родников. Жилище - наземная бревенчатая
постройка, изба с холодными сенями и
двускатной крышей.

В домах находилась глинобитная печь (гур). По
диагонали от печи располагался красный
угол, со столом и стулом для главы семьи.

Костюм северных удмуртов

Северноудмуртский
КОСТЮМ
СЕВЕРНЫХ
женский
костюм
состоял из белой
туникообразной
холщовой рубахи
со съемным
вышитым
нагрудником,
поверх рубахи
одевался
холщовый белый
халат с поясом и
передник без
грудки.
УДМУРТОВ

Костюм южных удмуртов

КОСТЮМ ЮЖНЫХ УДМУРТОВ
Одежда
южноудмуртских
женщин включала
рубаху, поверх которой
надевали сшитый в
талию камзол или
безрукавку и передник
с высокой грудкой, под
рубахой носились
штаны. Поверх этой
одежды женщины
носили шерстяные и
полушерстяные
кафтаны и овчинные
шубы.

Женское
нагрудное и
черезплечное
украшение
южных удмуртов
конца XIXначала XX века:
Женщина в
головном
уборе
"айшон".
Начало XX в.
Костюм
девичий.
Северные
удмурты.
Нижняя
Вятка.
Нач.ХХ в.
Костюм
невесты.
Северные
удмурты.
Нижняя
Вятка.
Нач.ХХ в.

Мужская одежда

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Мужская одежда состояла из:
- рубахи-косоворотки с невысоким
стоячим воротником, ее носили с
плетеным или кожаным поясом,
- штанов
на
кожаном
или
шерстяном поясе,
- головного убора валяной шляпы
или овчинной шапки
- обувь – лапти, сапоги, валенки.
Мужчины носили кожаную сумку.
Верхней мужской одеждой были
белый
холщовый
халат
или
отрезной по талии суконный
зипун, а также овчинная шуба.

фольклор

ФОЛЬКЛОР
Из фольклора удмуртами созданы
мифы, легенды, сказки (волшебные,
о животных, реалистические),
загадки. Главное место занимают
песни.

Поговорки, пословицы

ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ
Пословицы
Не испытав трудностей, ума не наберешь.
Петь хорошо вместе, говорить – по одному.
Поговорки
Работе – работа учит.
Побудешь в народе – поумнеешь.

Выдающиеся личности среди удмуртов

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДИ УДМУРТОВ
Самый почитаемый в Удмуртии человек - Кузебай Герд (Кузьма
Чайников), поэт, прозаик, драматург, фольклорист, этнограф,
общественный деятель, его называют удмуртским
Ломоносовым. Борис Ложкин - инженер, который возглавлял
работу по проектированию конструкций кремлевских звезд (тех
самых, рубиновых). Но сейчас самые популярные - «Бурановские
бабушки». Этот вокальный коллектив из удмуртского села Бураново
прославился после финала национального этапа «Евровидения».
Группа, в составе которой есть 70-летние участницы, появилась
почти 40 лет назад. «Бабушки» начинали с национальных песен, но
прославились, когда на удмуртском языке перепели хиты Beatles,
Queen, Eagles, а затем Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова..

Удмурты финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Говорят на русском языке и удмуртском языке. По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. В самой Удмуртии проживает 497 тыс. чел. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Украине.


Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты 1557 или 1558 год приняты в местной историографии условно). Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года Удмуртская АО, с 1934 Удмуртская АССР, с 1991 Удмуртская Республика).


Традиционные занятия удмуртов пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.


Развиты были ремесла и промыслы рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.



Типичное поселение деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище наземная бревенчатая постройка, изба (корка), с холодными сенями. Крыша двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.


В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.


Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэрем), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэрем), опояску. Одежда белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэстем), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).






Женское нагрудное и черезплечное украшение южных удмуртов конца XIX- начала XX века: Женщина в головном уборе "айшон". Начало XX в. Костюм девичий. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в. Костюм невесты. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.




Мужская одежда состояла из рубахи- косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.


В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты ряженка, простокваша, творог. Мясо вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь хлебное ухо, что говорит о финно- угорском происхождении названия), лепешки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).




О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шелковыми и хлопчато-бумажными, мишурой. Орнамент геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.


Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр не развит. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы самые простые хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.




Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой прямоугольное трёхцветное полотнище с эмблемой, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос чёрного, белого и красного цвета (от флагштока на лицевой и оборотной сторонах или слева направо, если флаг размещается в развёрнутом виде). Соотношение ширины флага к его длине 1:2. В центре белой полосы изображён восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос чёрного и красного цветов, вписывающийся в квадрат, сторона которого равна 5/6 ширины одной из равновеликих полос флага. Ширина вертикальной и горизонтальной полос, составляющих солярный знак, равна 1/3 стороны квадрата. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углублённой к центру знака на 1/2 ширины полосы.