Икона "святое семейство" - одна из самых противоречивых святынь христианства. Икона Святое Семейство: что означает? Кто изображен на иконе Святое Семейство? В чем помогает икона Святое Семейство? Икона святое семейство помогает найти супруга

В неделю по Рождестве Христовом – Мф 2:13–23 (зач. 4):

Когда же они <волхвы> отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Если вернуться ближе к началу Евангелия от Матфея, то первое, что мы узнаем об Иосифе, – это то испытание, которое его постигло. Его жена имеет во чреве – но от кого? Ведь он знает, что Мария – девственница. Жалея Деву, утратившую, как ему думалось, девство, он хочет отпустить Ее без огласки. Но его смущение развеивает ангел, явившийся ему во сне. Иосиф узнает, что Мария носит под сердцем Спасителя мира.

Казалось бы, роли резко меняются: Мария – Матерь Мессии, а Иосиф – простой смертный, призванный служить Ей. Но это не вполне так. Праведный Иосиф по-прежнему остается главой семейства. Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. И именно на Иосифе лежит бремя ответственности за исполнение велений Господних, за безопасность Богомладенца и Богоматери.

Праведный Иосиф, Дева Мария и отрок, а после – юноша Иисус прожили вместе около двадцати лет. Мы не знаем об этих годах почти ничего (кроме одного эпизода, изложенного у евангелиста Луки – когда двенадцатилетний Иисус остался в Храме, а родители потеряли Его). Но по тем немночисленным упоминаниям об Иосифе и Пресвятой Деве, которые содержатся в Евангелии, мы можем понять, что члены святого семейства относились друг к другу с большой нежностью, кротостью и любовью.

Промотаем в ускоренном темпе две тысячи лет. Россия, рубеж XX-XXI веков. После десятилетий навязываемого властями безбожия множество людей пришло в храмы. Неожиданно ощутив себя православными, мужья-неофиты частенько стараются показать, кто в доме хозяин. Кто-то с интересом листает «Домострой», выискивая инструкции по правильному битью жены; кто-то шествует важно, в спокойствии чинном, а рядом идет «помощница человека», нагруженная продуктовыми сумками; кто-то озабочен тем, чтобы зарабатывать на всю семью, а православная супруга, по мнению мужа-бородача, должна знать лишь три К.

Есть и другие семьи. Там локомотивом воцерковления становится жена. Она объясняет мужу, какая у него теперь должна быть работа (лучше всего – сторожем при храме), что он должен есть на обед (постное масло ? Совсем с ума сошел!), а также (после обстоятельных консультаций с духовником), когда и как дозволительно мужу прикасаться к своей жене.

Некоторые семьи воцерковляются и преодолевают кризис. Некоторые семьи уходят из Церкви – и тоже преодолевают кризис. Но многие семьи так и остаются в том состоянии, когда муж или жена (не так важно, кто именно) продолжают играть некую правильную роль, вычитанную из правильных книжек.

Но как же все-таки – без иронии! – правильно? Ведь глава семьи муж? Да, верно. Но это не предполагает мелочного деспотизма. Мудрый муж – прежде всего стратег. Он не будет вникать в тактические детали – с этим прекрасно справится жена. Но важные для всей семьи решения – сфера его ответственности. И эту ответственность он не будет перекладывать ни на кого. В повседневной же жизни он вполне может положиться на супругу, и даже подчиняться ей – ибо всё (или почти всё) идет в том русле, которое он сам и проложил.

А жена? Помощница? Да, конечно. Но помощница – не рабыня. Семья, дети, дом – это огромное пространство для творчества, для приложения своих талантов, о которых женщина подчас не подозревает. Если за мужем – как за каменной стеной, то на территории внутри этой стены можно развести потрясающие сады!

Старая истина: не место красит человека, а человек место. Муж не становится идеальным супругом, примерным отцом лишь в силу своего положения. Жена – не голая функция. Путь к идеалу христианской семьи – долог и труден. Но, к счастью, у нас есть образец: праведный Иосиф, Дева Мария, отрок Иисус.

Икона Святое семейство известна и почитаема христианами многих конфессий.

В России она уже несколько веков вдохновляет верующих на несение брачных уз, хранит семьи от проблем и неурядиц, напоминает супругам о верности.

История православной иконы

На заре 18-го века в Россию неким живописцем был привезена копия с иконописного изображения Святого Семейства. Этот список он передал на хранение настоятелю одной из московских церквей, являющемуся родственником дарителю. После смерти живописца список был передан в Троицкий храм на Грязях.

В России этот образ известен как «Трех радостей ». На нем видны на первом плане Дева Мария с младенцем. Чуть дальше – св. Иосиф и юный Иоанн Креститель, которые умильно взирают на Предвечного Младенца, воплощающего в себе радость всего мира.

Название свое образ получил из-за дивных знамений, которые случились вскоре (через 40 лет) после переезда его в Москву.

Одна женщина взмолилась Богородице, прося Ее избавить от всех тех несчастий, которые свалились на голову несчастной. Муж осужден по ложному обвинению, имущество арестовано, сын пропал без вести на войне. И вот во сне она услышала повеление найти иконописный образ Святого Семейства и перед ним изложить все свои нужды.

Пришлось обойти все храмы Москвы, прежде чем обнаружился он на паперти Троицкого храма. После сердечной молитвы, окрыленная надеждой женщина отправилась домой и вскоре три радости посетили ее: муж и сын вернулись домой, имение вернули. Так и обрел сей лик свое название.

Икона сразу пришлась по душе русскому люду. Стали писаться списки, причем как в православной иконописной традиции, так и в западной католической. Если на итальянских иконах св. Иосиф и Иоанн Креститель находятся по одну сторону Богородицы, то на русских – по разные.

Неканоническая икона «Святое семейство»

Еще одна разновидность образа попадает на Русь через людей, совершающих паломнические поездки в Иерусалим. Там очень любима христианами икона Святое семейство, изображающая на первом плане Иосифа Обручника, обнимающего Деву Марию и Младенца у Нее на коленях. Икона встречается на Святой Земле чуть ли не в каждом доме или храме, так она популярна среди верующих людей.

Образ хоть и греческого письма, но все же больше напоминает католическую портретную живопись. Поэтому в РПЦ эта икона считается неканонической:

  1. Слишком по-земному изображены Святые Лики. Выглядит мило и сентиментально (напоминает домашнее семейное фото), в то время как настоящая православная икона должна нести в себе глубокий духовный смысл.
  2. Нарушена достоверность информации. Св. Иосиф был в преклонных годах, но на иконе часто изображается молодой мужчина в расцвете сил.
  3. Не отвечает учению церкви, по которому Мария дала обет девства, и Иосиф был хранителем Ее непорочности. На иконе же изображена счастливая супружеская пара, семейная идиллия. Богородица склонила нежно голову в сторону Иосифа. Его взгляд также направлен не на Богомладенца, а на Деву Марию.

Несмотря на неканоническое происхождение иконы, она приобретает большую популярность среди верующих. Образ стал все чаще появляться в храмах России, попадая к нам со Святой Земли.

Значение и в чем помогает икона Святое семейство

Неканонический образ многие сейчас приобретают для домашнего иконостаса. На иконе изображен Обручник Иосиф, обнимающий Богоматерь с Младенцем на руках.

Образ излучает на верующих теплоту, гармонию и счастье семейных отношений. Поэтому, наверное, так он любим многими. Когда смотришь на Святое Семейство, то понимаешь, что сам Господь благословляет семейные узы, взаимопонимание между супругами.

Святой образ Святое семейство принято дарить молодоженам, как бы благословляя начинающуюся семейную жизнь на добрый путь. Перед иконой супруги могут возносить молитвы о помощи в бытовых нуждах, воспитании детей, о даровании любви и устроении взаимоотношений между ними. Этот лик может стать замечательным подарком супругам на годовщину свадьбы, рождение ребенка.

Молитва перед иконой

Чтобы вознести прошение Богу перед святым образом, необходимо уединиться, зажечь свечу или лампаду, немного постоять в тишине. Это поможет настроиться на молитвенный лад. Женщины должны быть одеты в длинные свободные одежды, голова – покрыта платком.

Молиться перед иконой можно о том, чтобы:

  • найти себе верного и достойного спутника жизни;
  • укрепить отношения в семье;
  • отвадить врагов семейного благополучия;
  • наладить финансовое положение;
  • развеять клевету вокруг своего имени;
  • вернуть в семью любовь и добрые отношения.

Не следует забывать, что перед иконой можно возносить только те молитвы, которые просят благ законным, праведным семейным узам.

Икона Святое семейство в Костомарово

Русской Палестиной называют Спасский женский монастырь. Находится он в с. Костомарово Воронежской области. Обитель расположена в местности, очень схожей с ландшафтом Святой Земли.

Сам монастырь пещерный, есть и наземные храмы, постройки. История появления уходит в далекое прошлое и связано с появлением первых христиан, вдохновленных проповедью ап. Андрея Первозванного.

В пещерном Спасском храме находится чудотворная икона Костомаровская Божья Матерь, а также еще одна святыня – икона Святое Семейство. Предание, дошедшее до наших дней, рассказывает, что в войну перед сим образом женщины неустанно молились о своих мужьях, ушедших на войну. И ни один из них не погиб.

На ней Иосиф изображен с пилой, режущий брус. А отрок Иисус – также с инструментами в руках. Пресвятая Богородица при этом сидит за пряжей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что Иосиф имел не столярную мастерскую, а каменоломню.

Но, как бы то ни было, являются ли наши души камнями, которые должны возопиять к Богу, или высохшими деревьями, которые должны ожить и дать плоды, — суть дела от этого не меняется. Перед Костомаровской иконой молятся о семейных делах, проблемах, о спивающихся мужьях.

Сюда приходят одинокие девушки и женщины, молятся, а через некоторое время возвращаются уже со спутниками жизни. Также возносят здесь прошения и о солдатах, в том числе проходящих службу в горячих точках. И воины, о которых молились, возвращаются живыми домой.

Праздник иконы

Множество прихожан стекаются в Троицкую церковь на Грязях в Москве в этот день. Верующие стремятся лицезреть святой лик и помолиться о заступничестве, мире и крепком союзе.

К сожалению, оригинал иконы был утерян во времена сталинских гонений на церковь, в церкви хранится список, сделанный со святыни. Известны и другие чудотворные копии.

Один из моих любимых сюжетов иконографии – «Святое семейство». Эта икона из тех, что «очеловечивают» образы библейских персонажей, приближают их к нам, помогают нам их понять. На ней моложавый Иосиф обнимает Марию и Иисуса, как бы защищая их от опасностей своего беспокойного времени.

икона Святое семейство.

Иисус здесь изображен подростком, и это еще раз подчеркивает тот факт, что Иосиф растил Его и был Ему земным отцом. Не следует забывать, что Иосиф был также опекуном и опорой Деве Марии. Ведь Мария получила благую весть и забеременела, не будучи замужем. Получив Божественное свидетельство о том, что Мария зачала непорочно, Иосиф женился на ней. Не может быть никаких сомнений в том, что Спаситель был рожден в законном, освященном традицией браке.


Венчание Девы Марии и Иосифа. Перуджино. ок. 1500 г.

После смерти Иосифа его сыновья и дочери, а также Мария с Иисусом продолжали жить вместе. На кого оставил Иисус свою Мать, когда в 30 лет ушел из дому? Да на тех же своих «братьев и сестер» по Иосифу. Они впоследствии присоединились к группе Его сподвижников, и Мария была с ними. Об этой дружной семье мы уже писали в посте «Назарет. Святое Семейство» .
Богородица стояла у креста распятого Сына, и в последние Свои минуты Он поручил Мать заботам Своего самого молодого и любимого ученика Иоанна.


Распятие. Эль Греко.

Таким образом, мы видим, что рядом с Девой Марией всю жизнь находился кто-нибудь из мужчин – Иосиф, Иисус, сыновья Иосифа, Иоанн. Женщины в то время не могли существовать самостоятельно. Оставшись без близкого родственника мужского пола, женщина была обречена на то, чтобы просить милости у более дальней родни. Вспомните историю Наоми и Рут (Ноеминь и Руфь в синодальном переводе). Свекровь и невестка остались одни.


Наоми и Рут. Гравюра Уильяма Блейка, 1795 г.

Они вместе вернулись на родину Наоми, в Вифлеем, и Рут пошла на поле дальнего родственника своего покойного мужа собирать колоски. Хорошо, что Боаз (по-русски Вооз) ее приметил и взял в жены, а то бы туго женщинам пришлось. Каждое имя на иврите обязательно что-то означает. В имени Боаз присутствует слово «сила». И не напрасно этот сильный человек поддержал и пригрел Рут. Правнуком этой пары стал великий царь Давид.


Рут и Боаз. Юлиус Шнорр. Лондонская национальная Галлерея.

В свете этих традиций можно припомнить и историю о воскрешении Ильей-пророком сына вдовы из Сарепты Сидонской. Согласно религиозному закону жена не наследует имущество мужа, оно переходит к сыновьям (http://www.get.what2do.co.il/צוואה-דין-תורה). Если нет сыновей, имущество наследуют дочери (Числ. 27: 8-11). Вдова, потерявшая единственного сына, не просто остается одинокой, она остается еще и нищей, ее земельный надел переходит к родственникам мужа, и она попадает в зависимость от них. Воскресив мальчика, Илья не только возвращает матери сына, но и восстанавливает ее социально-экономический статус (3 Цар. 17:17-24).
Точно такая же история есть и в Новом Завете: Иисус воскрешает юношу из городка Наин (Лк. 7, 11-16).


Фото из православной церкви на г. Фавор.

На иконе видно, как вдова рвет на себе волосы от отчаяния, а за ней претендент на имущество ее сына возмущенным жестом возражает против воскрешения отрока.
Сегодня на месте древнего городка находится арабская деревня с тем же названием - Нейн, и в центре деревни стоит церковь, посвященная этому чуду. Церковь была построена еще в 4-м веке, существовала во времена крестоносцев и была отреставрирована францисканцами в 1880 году. Она так и называется церковью «Сына вдовы».
Да и самое известное чудо воскрешения – воскрешение Лазаря – можно рассматривать с той же точки зрения. Лазарь и его сестры Мария и Марфа жили в окрестностях Иерусалима, в деревне Вифания. Лазарь заболел, умер, был похоронен в пещере, как тогда было принято, и пролежал там четыре дня. Иисус, пришедший по зову сестер, подошел к склепу и воззвал: «Лазарь! иди вон» (Ин.11:1-45). И Лазарь вышел, обвитый саваном, но живой.


икона Воскрешение Лазаря.

И прожил еще 30 лет. Православные считают, что он стал епископом на Кипре. По католической традиции он стал первым епископом Марселя. Но куда бы он ни подался, сестры всегда были с ним. Само имя «Лазарь», на иврите «Элиэзер», означает «Господь мне помог». В данном случае, Господь помог не только ему, но и Марии с Марфой.
Хорошо, кончено, что сегодня женщина имеет равные с мужчиной права и может сама себя прокормить. И все же будет жаль, если мужчина перестанет воспринимать себя наиболее ответственным человеком в семье, опорой и защитником. Икона «Святое семейство» входит в православный канон под названием «Три радости». Считается, что происхождением своим она обязана картине Рафаэля.


икона Три радости

Тому, кто привезет икону «Святое семейство» со Святой земли, она всегда будет напоминать о том, какой должна быть хорошая семья.

Сайт экскурсоводов Влада и Юли Познянских:

Первые года жизни Иисуса Христа не описываются подробно в Священном Писании. Верующим повествуют лишь про обстоятельства Его рождения. Затем сцена из отрочества, и вот - перед читателем уже взрослый мужчина 33 лет. Но ведь Сын Божий вырос среди людей, в семье, состоящей из матери и отца.

Именно они изображены на иконе «Святое семейство», которая в последнее время становится все более известной. Как правильно к ней относится, можно молиться возле нее или нет?


Каноничность

Многие сегодня привозят данный образ из поездки в Святую Землю. Но не стоит забывать, что там собрано огромное количество деноминаций, а само государство Израиль вовсе не является христианским (христиан там лишь 2% населения). На самом деле местные жители вряд ли разбираются в православной культуре, поэтому продавать могут что угодно - лишь бы пользовалось спросом.

Поэтому прежде чем внести в дом новое изображение, необходимо хорошо подумать. Икона «Святое семейство» не является канонической, то есть официально не признается РПЦ. Строго говоря, это скорей религиозная живопись, а не икона в полноценном богословском смысле. Как выглядит картина и каково ее значение? Что смущает рьяных поборников чистоты православия, ведь на вид икона похожа на многие другие?


Молитва иконе Святое Семейство

« О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником - вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим - совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни - исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Амин ь» .


Композиция

На «образе» присутствуют Дева Мария, обручник Иосиф и Младенец Иисус. Здесь продемонстрированы явно близкие отношения Марии с ее мужем - Иосиф обнимает жену за плечи, головы их склоняются друг к другу. Фигуры взрослых служат как бы обрамлением для маленького Христа.

Спаситель написан вроде бы традиционно - делает благословляющий жест правой рукой. Но левая стремится соединиться с ладонями родителей. Весьма нехарактерное расположение рук, а ведь в православной иконописной традиции важно не только соотношение фигур, жесты, направление взгляда, но даже оттенки цветов.

Обычно в левой руке Господь держит Книгу или свиток, эти предметы указывают на Священное Писание. А здесь получается, что Его жизнь замыкается на пребывании среди родственников.

Многим также не дает покоя тот факт, что по ортодоксальным верованиям Мария и Иосиф были в браке лишь формально. Просто Богородица уже достигла того возраста, когда в Израиле было принято выходить замуж. Поэтому ей был найден достойный покровитель, готовый ввести девушку в свой дом и заботиться о ней. Согласно православной традиции, Иосиф был вдовцом преклонных лет. Его задачей было охранять целомудрие девицы, а затем и заботиться о Божьем Сыне.

Трактовка образа

По мнению же простого люда, данная икона имеет важное значение как покровительница семейного очага. В чем помогает образ? Найти мужа или жену, сохранить любовь и верность между ними. Даже на свадьбу молодым стали дарить «Святое семейство», хотя традиционно нужен образ Господа (Спас Нерукотворный) и Богородицы (обычно это «Казанская).

На самом деле в православии уже есть аналогичная икона, под названием «Три радости». Она выполнена в итальянской манере, является чудотворной, имеет собственную интересную историю почитания. Но самое главное - в ней соблюдены все каноны. Так стоит ли выдумывать новые святыни, когда их итак достаточно?

Святой хранитель

Традиция изображения маленького Христа в окружении родителей родом из западного искусства. Такой сюжет можно часто увидеть на работах средневековых мастеров. Есть также много картин, где Иосиф нарисован вместе со Христом - как младенцем, так и отроком. Например, на полотне Г. Рени убеленный сединами старец держит малыша, который играет его бородой.

Весьма почитается святой Иосиф в католичестве. Там существует даже два праздника, посвященных старцу. Вспоминается его трудолюбие, терпение и смирение. Насколько достойным должен быть человек, чтобы беседовать с Ангелом? Такое случалось далеко не со всеми земными праведниками. Святое семейство действительно заслуживает всяческого уважения.

Считается, что земной отец Иисуса умер вскоре после похода в Иерусалим, который описан в Евангелии. Более подробно о жизни святого повествуется в апокрифической (непризнанной) Книге Иосифа Плотника. Специалисты относят ее к 5 веку.

Как относиться?

Можно ли держать в доме неканоническое изображение? Зависит, скорей, от отношения к нему. Надо помнить о первой заповеди - ничто не должно заслонять собой от человека Господа. Только Ему христианин может поклоняться и служить. Если образ вызывает смущение - лучше не держать его в квартире, а о своих сомнениях поведать на исповеди священнику.

Некоторые батюшки говорят, что можно молиться перед иконой «Святое семейство», если иметь к ней правильное отношение. В любом случае, лучше посоветоваться с духовником. В православии достаточно святынь, которые не омрачают разум и душу, поэтому специально выискивать сомнительные новинки не следует. Храни вас Бог!

Икона Святое Семейство - значение, в чем помогает, молитва was last modified: Октябрь 8th, 2017 by Bogolub

Икона «Святое семейство» не относится к каноническим иконам Православия, то есть это лжеикона. Самое большое неприятие у церковников вызывает то, что Иосиф Обручник обнимает Богородицу, тогда как он при ней существовал скорее как хранитель, а не как муж. Они были только обручены, о чем свидетельствует само имя Обручник. Да и был он во время рождения Христа столетним стариком. Претензии есть и к белому цвету одежд.

Картина или икона

Икона «Святое семейство» напоминает, скорее, картину, написанную по библейскому сюжету. Мир знает сотни таких произведений, самые известные из них принадлежат кисти Рембрандта, Рафаэля и Рубенса. Около 100 великих художников писали картины на библейские темы, но ни одна из них (кроме единственной - «Трех радостей») не претендует на звание в переводе с греческого языка означает «образ», иногда икону, на которой изображен один или одна святая, называют ликом).

Икона в Православии - молитва, разговор с богом. До революции никому бы в голову не пришло держать у себя дома неканонизированную икону, да еще и молиться ей. Это было отступничеством, сектантством, ересью чистой воды.

В наше время ощущается недостаток церковного образования, на этой почве понятия размыты, вокруг очень много ложных святых. Появилась возможность ездить в разные страны, в том числе и в Израиль, в котором существует настоящий культ иконы «Святое семейство». Она находится и в храмах, и во всех лавках и магазинах, расположенных по пути следования туристов, изготовлена на любой вкус и кошелек.

Традиции и правила "Святого семейства" в христианстве

Позиционируют ее как хранительницу домашнего очага, целостности семьи, да и всего того, что только связано со словом «семья». Икона «Святое семейство» может помочь и в поисках второй половинки и отвадить разлучницу. Таким образом, купленная на Святой земле и служащая благородным целям икона становится все более популярной в России. И не многим ее обладателям придет в голову проверить ее на лжецерковность.

Уже вокруг этого образа сложились какие-то традиции, правила и обряды, указаны праздники, к которым надо преподносить только эту икону: молодоженам, чтобы брак был счастливым, к годовщине свадьбы, к рождению ребенка. Так, популярная на Святой земле икона «Святое семейство» (молитва у которой сохранит семью от всех мыслимых и немыслимых бед) прижилась и в России. И это несмотря на то, что в Православии есть своя икона «Трех радостей», имеющая второе название - икона «Святое семейство», намоленная, со своей интересной историей. На ней изображен Иосиф-плотник (на некоторых присутствует но они расположены на втором плане, как и положено хранителям, а под «святым семейством» подразумевается Богородица с сыном. В этом образе соблюдены все церковные каноны и тонкости русского Православия.

Значение иконы для всемирной культуры

«Три радости» или «Святое семейство» - икона, значение которой трудно переоценить. Во-первых, это единственная чудотворная икона, которая была написана в Италии в манере Рафаэля, а привезенная в Россию стала национальной святыней.

К ней обращаются не только с мольбой о сохранении семьи, она очень помогает вернуть безнадежный долг, честь несправедливо оклеветанному человеку, ей молятся о грешниках и заключенных. Судьба ее, к сожалению, повторила судьбу многих православных святынь, когда в 30-е годы прошлого века громились, разворовывались и уничтожались храмы. Она пропала.

Сейчас ее список находится в церкви на Грязех в Москве. Каждую среду к выносу этой иконы съезжаются сотни почитателей, она известна верующим всей страны. в честь этого образа выпадает на 8 января (19 декабря по старому стилю). Очень многие люди стремятся посетить храм в этот день и помолиться Святому семейству, попросить заступничества.