Энциклопедия технологий и методик. Значение слова парсуна в словаре терминов изобразительного искусства

Словарь терминов изобразительного искусства

Палитра (от французского palette ) -
1. Тонкая деревянная дощечка или металлическая, фарфоровая, фаянсовая пластинка, прямоугольная либо овальная, на которой художник смешивает краски в процессе работы.
2. В переносном смысле - подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника.

Однако это никоим образом не уменьшает бесценную значимость работы для более поздней революции в Сан-Паулу, кульминацией которой в конечном итоге является создание Музея современного искусства и Биеннале Сан-Паулу. Предложение, данное Анитой Малфатти, когда речь идет о ее производстве во время ее пребывания в Соединенных Штатах, в частности, в отношении ее учителя Гомера Босса.

Фриц Бургуэр был одним из профессоров живописи Аниты во время своего первого пребывания за границей в Германии. Марта Россетти Батиста в своей книге Анита Малфатти во времени и пространстве говорит, что художник, в период пребывания в Соединенных Штатах, «засчитывал» свои картины.


Палитра.

Панно (от латинского pannus - кусок ткани) -
1. Часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т.п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением (или орнаментом).
2. Картина, исполненная маслом, темперой и пр., предназначенная для определённого участка стены, потолка.

Он показал, среди прочего, работы таких художников, как Сезанн, Серат, Ван Гог, Матисс, Пикассо и даже Марсель Дюшан. Анита Малфатти во времени и пространстве. Бразильское международное искусство. Сан-Паулу: Лемос - редакционный. Путешествие с Анитой - праздник моды и цвета. Сан-Паулу: Музей бразильского искусства.

Сан-Паулу: Графика Маркобель. Гений оппортунизма от Сталина до Горбачева, от Ельцина до Медведева. Чтобы услышать его, человек прежде всего был бы филантропом с его добрыми делами в пользу обездоленного детства. Это не останавливает нашего человека. Таким образом, Христофор Колумб отказал Соединенным Штатам, он сделал в Москве, Камень Великий, расположенный на высоте 100 метров над землей, несмотря на демонстрации других художников. Еще одна работа, предлагаемая в Соединенных Штатах в ознаменование терактов 11 сентября - большой серебряной слезы во время блока разбитого гранита - закончилась в Байонне, городе недалеко от Нью-Йорка, который не хотел.


М. Врубель.
Принцесса Грёза. 1896 г.

Парсуна (от латинского persona - личность, лицо) - условное наименование произведений русской портретной живописи XVII века. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи.

Франция не была избавлена ​​от громоздкой щедрости великого художника. Тем не менее, несколько раз вандализовали с тех пор, статуя все еще на месте, из-за отсутствия денег для ее перемещения. Когда статуя Саркози? Можно любоваться некоторыми работами мастера среди других российских художников сегодня, очень академических.

В Москве есть десятки галерей, пионер и самый известный из них - Марат Гельман. Вот где, в следующем мае, французский художник Клод Левик выступит в рамках Года Франция-Россия. В последнее время в современных национальных сборниках были найдены произведения современного искусства.

Портрет князя М. Скопина-Шуйского.
1-я пол. XVII века.

Пастель (от итальянского pastello , уменьшительное от pasta - тесто) -
1. Живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стёртых в порошок пигментов с добавлением камедей, молока, иногда мела, гипса и т.д.
2. Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой бумаге, картоне, замше, пергаменте.
Художественный эффект пастели основан на особой силе, чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть.

С тех пор, под домашним арестом, ожидая исхода своего суда, Ерофеев сказал, что сегодня он боится за свою жизнь и за свою семью. Можно видеть, что если в России государство больше не игнорирует Современное искусство, оно больше силой, чем адгезией. Дальнейшее доказательство незаинтересованности российских лидеров в этом художественном течении, скудное программирование официальных событий этого типа за год Франция-Россия. Наконец, признание и заметная поддержка жены президента Медведева на самой конформистской выставке Российского культурного центра в Париже - признание.

Э. Дега.
Голубые танцовщицы. 1897 г.

Пейзаж (от французского paysage , от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов и т.п. Часто служит фоном в произведениях других жанров.

Падение Ерофеева достаточно красноречиво, чтобы его интерпретировали как признак глубокого отвращения, которое воспринимают власти Медведево-Путиняна к неконтролируемой форме искусства, неправильно понимаемой в то же время, когда она соблюдается Церковью Православная Церковь, которая становится все более вездесущей в культурной сфере. Как и во всех других секторах российского общества, как говорит Анри Тинк, специалист по религиозным вопросам, в своей недавней статье «Святая Русь, новый культ», не без беспокойства.

Следует отметить, что за последнее десятилетие были найдены вандализм и судебные акты против художников и выставок, всегда были группы фанатичных верующих, связанные с националистическими движениями, без иерархии православный не оскорбляет, когда он сам не поощряет их. После того, как Ерофеев был уволен из Третьяковской галереи, Православная Церковь получила место в недавно созданном наблюдательном комитете для контроля закупок и выставок в Национальном музее, тем самым ужесточившись в мире искусства.


И. Шишкин, К. Савицкий.
Утро в сосновом лесу.

Плавь (плави) (в иконописи) - один из приёмов исполнения лиц и других открытых частей тела, отличающийся плавными переходами от тёмных частей к светлым. В масляной живописи - наслоение, сплавление (по принципу высветления) тончайших слоев краски.

Это должно волновать немного более приглушенный мир хранителей музеев, рассматривая скрытую войну, которую Церковь привела им с конца советской эпохи, иногда ассимилируя их ворам, когда они отказываются восстанавливать, чем время паломничества, которое, по его мнению, принадлежит ему. Иконы и религиозные объекты, которые коллекционеры или музеи спасли от разрушения либо от посягательств большевиков, либо от атак времени. Нежный вопрос и повторяющийся конфликт, который Министерство культуры России привлекает к арбитражу на регулярной основе.

Богоматерь Игоревская. XV век.

Пластичность (от греческого plastikos - годный для лепки, податливый, пластичный) - в скульптуре художественная выразительность объёмной формы, гармоничное соотношение моделировки с весомостью, внутренней наполненностью, динамичностью формы. В широком значении - скульптурность, выпуклость, объёмность формы во всех пластических искусствах - архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Тем более, что консерваторы, выступающие за защиту чрезвычайно хрупких произведений искусства, иногда обвиняют церкви не только в религиозных мотивах, но и в экономических целях надеяться вернуть монастыри неоценимых работ для привлечения туристов и увеличить их доходы.

На первый взгляд, можно признать законным, как это сделал президент Саркози во время государственного ужина, подаренного в Элизиуме в честь Медведева, что Россия после травмы советской эпохи, к его прошлому: «Вы обновляете сыновья вашей истории, и мы хотим иметь нашу долю». Это, очевидно, ссылалось на роскошную выставку «Святая Русь» Лувра, предложенную Францией. Возвращение к корням, которое тем не менее принимает форму квазимонополистического захвата истории России Православной Церковью, в то время как страна, если она имеет большинство православных верующих, также насчитывает до 20 миллион мусульман, если не больше.

Микеланджело.
Дельфийская сивилла. Сикстинская капелла.

Пленэр (от французского plein air буквально - открытый воздух) - работа художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика, передачи богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

С 1980-х годов Православная Церковь первоначально взяла на себя обязательство восстановить узуфрукт исторических зданий, затерянных советским режимом, активируя многочисленные кампании по восстановлению и реконструкции. Это также является предметом серии лекций в Лувре, в кулуарах выставки «Сент-Руси», которая показывает ее чрезвычайно политическое измерение. Колоссальный проект частично оплачен Московским городским советом.

Православная Церковь, ныне находящаяся в верховном суде президентства Путина, теперь нашла своего верного союзника в первой новой женщине России Светлане Медведевой. Если вы обратитесь к своей официальной повестке дня, вас удивляет количество событий с религиозными коннотациями.


К. Писсарро.
Оперный проезд в Париже. 1898 г.

Полиптих (от греческого polyptychos - состоящий из многих складок или дощечек) -
1. Многостворчатый живописный или рельефный складень.
2. Несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.

В недавнем интервью министр культуры Александр Авдеев говорил о государственной поддержке «кинопроектов с идеями гуманизма, духовности, патриотизма и других моральных ценностей народов России». Таким образом, русское искусство постепенно ставилось на службу идеологии, которая нам, французам, заставляла нас задуматься над культурой, защищенной под маршалом Петэном.

Министр культуры Александр Авдеев в своих речах систематически связывает искусство и духовность. Во время своего назначения он сначала заявил, что его миссия в соответствии с Путиным заключалась в том, чтобы «принести счастье людям», прежде чем приписывать искусству долг «духовной защиты нации» и «формирование отношений» и моральные ценности человека.


Рогир ван дер Вейден.
Страшный суд. Полиптих.

Поп-арт (сокращение от английского popular art - популярное искусство) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, использующее образы продуктов массового потребления. Поп-арт приходит на смену абстрактному экспрессионизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации и рекламой.

Мы находим такое же недоверие к современному искусству, которое считается декадентским, даже если Авдеев бережно не делает такого заявления. В изобразительном искусстве пропагандируется возвращение к теме, к линии, к фигурации, к возвышению земли и патриотизму, что можно увидеть в Русском культурном центре в Париже. Культ наследия в то же время благоприятствует фольклору, чтобы подтвердить бодрость традиции, противостоящей современности. В истории один из них кристаллизуется на религиозных корнях страны, сосредоточенных на доминирующей религии.


Р. Лихтенстайн. В машине.

Портрет (от французского portrait - изображать) - жанр изобразительного искусства, изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью, раскрытие её духовной сущности. Различают портреты станковые и монументальные, парадные и интимные, подгрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т.д. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые.

В скульптуре тенденция к монументализму и представлению силы. Наконец, кино отформатировано в пропагандистских целях. Истинное культурное видение крайних прав - как режим на месте? - замена советского соцреализма. Как и в случае с межгосударственным межправительственным союзом «Россия-Россия», для России существует обширная коммуникационная операция, которая, похоже, оказала ожидаемое влияние на нашего президента. Из Медведева после его отъезда Николя Саркози сказал бы: Хороший парень.

Во Франции Год Креста едва начался, пока Россия не подготовит следующий, в Испании за. Оставив выставку в Русском культурном центре в Париже, наш охранник закрывает за собой дверь, возвращает нас в зал. Мы отправляемся покидать здание, когда во внутреннем дворе видим фреску, которая привлекает наше любопытство. Мы возвращаемся к ней ближе. Сразу же наш помощник присоединился к нам, ждет, когда мы покинем это место, а затем следуем за нами до порога.

В. А. Тропинин.
Портрет А. С. Пушкина. 1827 г.

Постимпрессионизм - стиль искусства, возникший в конце XIX-го века. Постимпрессионисты стремились свободно и обобщённо передавать материальность мира, прибегая к декоративной стилизации. Постимпрессионизм дал начало таким направлениям искусства, как экспрессионизм, символизм и модерн.
В стиле постимпрессионизма работали Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.

Однако это определение может быть применено частично к старому портрету; «освобождение» от «человека, цель которого, несомненно, является» искусством портретного в его полном развитии, была осуществлена ​​очень медленно в «греческом искусстве, даже в» римском искусстве, которая была королева в портретном, этой концепции не отображается полностью реализованы за исключением определенных случаев.

К его инициалам греческий портрет - это чучело без какого-либо открытия. В то время, когда художники и скульпторы не знали до сих пор точно воспроизводят форму человеческого тела, сходство между чучелом и объектом даже не ухаживали, и индивид был сформирован в соответствии с выбранным типом лидера, священника, спортсмен или иным образом. В Таким образом, его личность, далеко от «быть» освобожденными, он был совершенно стерт характеристик, общих для всей группы.

Поль Сезанн.
«Пьеро и Арлекин». 1888 г.

Пропорции (от латинского proportio - соотношение, соразмерность) - соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Представления о пропорциях возникли в ходе практической деятельности архитекторов и художников древнего мира, применявших при создании произведений определённые модули и геометрические построения. Кроме пропорций, основанных на кратных и целочисленных отношениях, широко распространились системы пропорционирования, приводящие к иррациональным отношениям (например золотое сечение).

В инвалидизации личности, за неопытность художников, он помог религиозной концепции, соединяющей каждому чучело к божеству. Большинство архаического период портретов было посвящено в храмах семьи или субъект портрета, и был тогда вотивные. Цель состояла в том, чтобы продлить до середины образ доброжелательного присутствия, или опираться на посвящая божественную защиту, казалось более необходимым создатьработу, которая была приятна богам, а не подобием более или менее похож на модели.

Трудно также точно оценить то, что предложили греки в портрете. Например, на монетах и ​​драгоценных камнях - греки применяются для воспроизведения только головы и «стремились в протоме и как Эрма Тем не менее, в большой портретной скульптуре, которая представляет собой крупное достижение в.» Греческого искусстве, акцент никогда на голова против того или иного «другой части тела, и это может быть, что бюст - по замыслу римлян - казался бы их глупое увечье человеческого тела, насильственного расщепление» гармоничным предложила нам природу, чтобы понять, что было. греческий портрет, вы должны следовать полной разработке из источников.

Леонардо да Винчи.
Витрувианский человек, 1490 г.

Ракурс (от французского raccourcir - сокращать, укорачивать) - перспективное сокращение изображённых предметов. В декоративных росписях часто используются для наиболее эффектной передачи движения и пространства.


Андреа Мантенья.
Мёртвый Христос. Около 1500 г.

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - в искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности.

Д. Левицкий.
Портрет А. Ф. Кокоринова. 1769-1770 гг.

Рельеф (от латинского relevo - поднимаю) - скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. По отношению к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф.


Охота на льва. Ашшурбанипал II.
Ассирия. IX век до н.э.

Рефлекс (от латинского reflexus - повёрнутый назад, отражённый) - отсвет цвета и света на каком-либо предмете от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.). Термин применим как к самой натуре, так и к её изображению. Точное и тонкое воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.


А. М. Герасимов.
Семейный портрет. 1934 г.

Рисунок - какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов. Рисунок лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения.

Леонардо да Винчи.
Профиль старого мужчины.

Рококо (французское rococo , от rocaille - декоративный мотив в форме раковины) - стиль в европейском искусстве 1-й половины XVIII в. Для рококо характерен гедонизм, уход в мир идиллической театральной игры, пристрастие к пасторальным и чувственно-эротическим сюжетам. Характер декора рококо приобрёл подчёркнуто изящные, утончённо-усложнённые формы.

Ф. Буше. Туалет Венеры. 1746 г.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также в некоторых странах Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII веке). В романском искусстве центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, напряжённая духовная выразительность, отклонения от реальных пропорций фигур человека, экспрессия в жестах.


Собор в Шартре.
Королевский портал. Ок. 1135-1155 гг.

Салонное искусство (от Салонов - официальных художественных выставок во Франции - устраивавшихся в 1737-1848 в "квадратном салоне" Лувра) - нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности произведений изобразительного искусства. Термин получил распространение со 2-й половины XIX века и означал соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, зависимость от модных поветрий и подражаний.

Г. Моро. Галатея. 1880-1881 гг.

Светотень - градации светлого и тёмного, распределение тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Светотень не только выявляет объём предмета, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. Градации светотени зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы. В светотени выделяют следующие тоновые градации: блик, свет, полусвет, полутень, тень, рефлекс.

М. Врубель. Натюрморт.
Подсвечник, графин, стакан. 1905 г.

Сепия (от греческого sepia - каракатица) - светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска - сепии. С XX века приготовляется искусственным путём. Сепией называется также вид графической техники, распространённой в Европе с середины XVIII века.

М. И. Козловский.
Автопортрет. Сепия. 1788 г.

Силуэт - одноцветное контурное изображение на фоне другого цвета. В технике силуэта фигуры людей и предметов рисуются сплошным чёрным пятном. Выразительный силуэт может иметь также и предмет, выделяющийся на контрастирующем фоне.


Е. Бем.
Силуэт. 1843-1914 гг.

Символ (от древнегреческого sumbolon ) - изображение, знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представляются только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. Вторым значением слова "символ" является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс.

Н. Рерих.
Владычица Знамени Мира.

Символизм (от древнегреческого symbolon - знак, символ) - направление европейского искусства конца XIX - начала XX вв. Живой реальности символизм противопоставлял мир видений и грёз. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. Символизм обрёл широкое стилистическое обоснование в модерне, став неразрывным, зачастую и определяющим элементом его художественной стилистики. Мастера модерна, пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, стремились найти "незаменимую" символику каждого цвета, выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

М. А. Врубель.
Царевна-Лебедь. 1900 г.

Синтез искусств - органичное соединение различных видов искусств в художественное целое. Понятие "синтез искусств" подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Синтез искусств активизирует восприятие, сообщает многоплановость, многогранность художественной идеи, оказывает на человека многостороннее эмоциональное воздействие.

Д. Пеппельман.
Цвингер. 1-я половина XVIII в.

Средневековое искусство - историко-художественный термин, применяемый для определения раннего и зрелого этапов истории искусства феодальной эпохи (для стран Европы - V-XIV вв., до эпохи Возрождения; для России - X-XVII вв.; для стран Востока - III-XVIII вв.). Искусство в этот период находилось в тесной связи с системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной условностью образов.


Жертвоприношение Авраама.
Скульптурная группа собора в Шартре.
Портал северного фасада трансепта. XIII в.

Станковое искусство - род искусства, произведения которого имеют самостоятельный характер и в отличие от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации не предназначаются для конкретного сооружения, издания и т.д. Термин произошёл от «станка», на котором создаются произведения станкового искусства, в живописи, например, им является мольберт.

Статуя (от латинского statua ) - один из основных видов скульптуры, свободно стоящее объёмное изображение человеческой фигуры или животного (реже какого-либо фантастического существа). Обычно помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника. Небольшие скульптуры, служащие для украшения интерьеров, называются статуэтками.

Верроккьо. Давид. Бронза. 1476 г.

Стиль (от греческого stylos - остроконечная палочка для письма) - устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника.

Древнегреческая амфора геометрического стиля.
Около 725-700 гг. до н.э.

Супрематизм (от латинского supremus - наивысший) - условное наименование направления в искусстве авангардизма, созданное в середине 1910-х гг. в России К. С. Малевичем. Супрематизм воплощался в сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур, образующих уравновешенные ассиметричные композиции.


К. Малевич.
Супрематизм в контуре спортсменов.

Сфумато (от итальянского sfumato - затушёванный, буквально - исчезнувший, как дым) - приём в живописи: смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был впервые теоретически обоснован и применён Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи.
Мона Лиза (Джоконда). 1503-1505 гг.

Сюрреализм (от французского surrealisme - сверхреализм) - направление в искусстве, зародившееся в начале 1920-х гг. во Франции.
Для сюрреализма характерно использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм, абсурдность, изменчивость образов. Сюрреализм в живописи развивался в двух направлениях: одно направление отличается введением бессознательного начала с преобладанием свободно текущих образов и произвольных форм, переходящих в абстракцию; другое направление основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании.

С. Дали.
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения. 1944 г.

Тондо (от итальянского tondo , буквально - круглый) - произведение живописи или рельеф круглого формата. Чаще всего тондо называются изображения мадонны с младенцем, круглые по композиции и характерные для итальянского искусства флорентийской школы середины XV - 1-й половины XVI веков.

Микеланджело.
Святое семейство. Около 1503-1505 гг.

Триптих (от греческого triptychos - тройной, сложенный втрое) - произведение изобразительного искусства, состоящее из трёх частей (картин, рельефов, рисунков и т.д.), объединённое общей художественной идеей, темой или сюжетом и образующее нерасторжимый ансамбль.


Х. ван дер Гус.
Триптих Портинари. 1475 г.

Фактура (от латинского factura - обработка, строение) - характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи - характер красочного слоя: например "открытая" фактура (широкий мазок, неровный слой краски) или "скрытая" гладкая фактура; в скульптуре - полированная, шероховатая поверхность статуи, рельефа и др. Фактура выявляет индивидуальный почерк того или иного мастера. В искусстве XX века распространены эксперименты по усложнению фактуры (коллаж, введение в красочный слой опилок, песка).

С. Эрьзя. Испанка. 1942 г.

Фон (от французского Fond - "дно", "глубинная часть") - любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенному в неё "выступающему" изображению на первом плане. Неизобразительный фон (обычно в портрете) называется нейтральным. Фоном картины может являться также пейзаж, интерьер и др.

В. А. Тропинин.
Кружевница. 1823 г.

Формализм - общее название для ряда разнообразных художественных течений XX в. (кубизм, экспрессионизм, авангардизм и т.п.). Всем направлениям формализма свойственна сосредоточенность на проблемах художественной формы. В 1940 - начале 1960-х гг. слово "формализм" стало нередко употребляться для дискредитации художников и направлений, не отвечавших официальной доктрине.

П. Пикассо.
Авиньонские девицы. 1907 г.

Формат (французское format , от латинского forma - вид, наружность) - размеры (длина и высота) произведения искусства. Выбор формата (горизонтального, вертикального - по преобладающим линейным размерам, квадратного, большего или меньшего) в большой мере определяет характер и композицию будущего произведения и характер производимого им впечатления.


Рафаэль Санти.
Мадонна Конестабиле. 1504 г.

Фронтальность - изображение объекта (человека, животного, здания, предмета) лицом (фасадом, передней плоскостью и т.п.), прямо обращённым к зрителю. Фронтальности обычно сопутствует плоскостная манера изображения.

Спас Нерукотворный.
Около 1191 г.

Футуризм (от латинского futurum - будущее) - модернистское направление в искусстве 1910-х - начала 1920-х годов, совмещающее некоторые черты фовизма и кубизма. Для футуризма характерно стремление к эмоциональному выражению динамики современного мира, скорости и энергии. В энергичных композициях футуристов фигуры дробятся на фрагменты и пересекаются острыми углами, преобладают мелькающие формы, движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение.


У. Боччони.
Улица входит в дом. 1911 г.

Чёрнофигурный стиль - тип росписи древнегреческих керамических ваз периода архаики, XII-VI вв. до н.э., в котором фигуры на красном, охристом, реже сером фоне глиняного черепка покрывались чёрным лаком и выглядели тёмным силуэтом на светлом фоне. Подобный метод давал относительно небольшие возможности художнику и потому в VI-V вв. до н.э. чёрнофигурный стиль стал сменяться краснофигурным.


Клитий и Эрготим. Кратер Клития.
Чёрнофигурный стиль. VI в. до н.э.

Шарж - сатирическое или добродушно-юмористическое (так называемый дружеский шарж) изображение (обычно портретное), в котором при соблюдении внешнего сходства подчёркнуты и выделены наиболее характерные черты модели; разновидность карикатуры.

Шарж на Чарли Чаплина.

Штрих - черта, линия, выполняемая одним движением руки; одно из важнейших художественных средств в изобразительном искусстве. С помощью штриха могут быть переданы форма, контур фигур и предметов. Определённая система нанесения штриха – штриховка, позволяющая передать светотеневые градации, достичь впечатления объёмности формы.

В. Серов.
Портрет художника М. А. Врубеля. 1907 г.

Экспрессионизм (от латинского Expressio - выражение) - направление европейского искусства, получившее развитие в 1905-1920-х гг., характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Э. Мунк. Крик. 1893 г.

Эмблема (от древнегреческого emblema - вставка, выпуклое украшение, инкрустация) - символическое изображение какого-либо понятия или идеи. Например голубь является символом мира, якорь - символом надежды, семисвечник - символом иудаизма. От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа - тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям.

Знак 31-го пехотного Алексеевского полка. 1911 г.

Энкаустика (от греческого «энкайо» - выжигаю) - техника живописи восковыми расплавленными красками, создававшими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника берёт начало в античности, применялась в византийской иконописи до эпохи "иконоборчества". Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и долговечность.

Фаюмские портреты.
Портрет молодого человека. 125-150 гг.

Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны.

Леонардо да Винчи.
Проект памятника маршалу Тривульцию. Ок. 1508-1512 гг.

Эстетика (от греческого aisthesis - ощущение, чувство) - учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве. Эстетика исследует отношение искусства к действительности, сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве, изучает искусство как одну из форм идеологии, законы развития искусства, его идейное содержание и художественные формы, его общественную роль.

Тутмес. Портрет царицы Нефертити.
Древний Египет. XIV век до н.э.

Этюд (от французского etude , буквально - изучение) - произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим произведением и т.п. Этюды крупных мастеров часто представляют художественную ценность и могут иметь самостоятельное значение.

Значение слова ПАРСУНА в Словаре терминов изобразительного искусства

ПАРСУНА

- (от латинского persona - личность, лицо) условное наименование произведений русской портретной живописи XVII века. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи (Портрет царя Фёдора Ивановича, 1-я половина XVII века). Во 2-й половине XVII века развитие парсуны шло по 2 направлениям - еще большее усиление иконописного начала (черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика его святого патрона) и не без влияния работавших в России иностранных художников, Украины, Литвы, постепенно усваивали приемы западноевропейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объемности форм. Во 2-й половине XVII века парсуны иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры. Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты - С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др. Термин парсуна распространяется на аналогичные явления в живописи Украины и Белоруссии (Портрет Константина Острогского, 1-я половина XVII века).

(Илл. Портрет князя М. Скопина-Шуйского. 1-я пол. XVII века.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова ПАРСУНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАРСУНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (искажение слова "персона") условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической …
  • ПАРСУНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (искажение слова "персона", от лат. persona - личность, лицо), произведение русской портретной живописи 17 в. Первые П. ни техникой исполнения, …
  • ПАРСУНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАРС́УНА (искажение слова "персона"), усл. наименование произв. рус., белорус. и укр. портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приёмы иконописи с …
  • ПАРСУНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    парсу"на, парсу"ны, парсу"ны, парсу"н, парсу"не, парсу"нам, парсу"ну, парсу"ны, парсу"ной, парсу"ною, парсу"нами, парсу"не, …
  • ПАРСУНА в словаре Синонимов русского языка:
    живопись, …
  • ПАРСУНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII …
  • ПАРСУНА в Словаре русского языка Лопатина:
    парс`уна, …
  • ПАРСУНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    парсуна, …
  • ПАРСУНА в Орфографическом словаре:
    парс`уна, …
  • ПАРСУНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (искажение слова «персона») , условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с …
  • ПАРСУНА в Толковом словаре Ефремовой:
    парсуна ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII …
  • ПАРСУНА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПАРСУНА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI - XVII …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.