Целью нирваны в буддизме является. Трагедия как стиль жизни. Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым
Будда в нирване. Пещера № 26. Аджанта

Само слово «нирвана» означает «успокоение», «угасание». В буддизме оно употреблялось для определения достигнутого личными усилиями высшего состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Обычно нирвана сравнивается с огнем светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности угасли – нет ни чувственных ощущений, ни представлений, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после смерти такой человек уже не возрождается и покидает сансару. (Сансара – в индийской философии реинкарнация, повторные рождения).
Буддийское «спасение», следовательно, означало не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то иных, неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.
Буддисты не считали нирвану вечной смертью. Будда называл свое вероучение «средним путем», отрицающим и вечную жизнь, и вечную смерть. О нирване говорится, что она «высшая цель», «высшее блаженство», «высшее счастье» и т. д.
В буддизме существование двух принципиально различных субстанций – временной материальной (тело) и вечной духовной (душа) – не признается. Признание вечности души означало бы признание вечности жизни и невозможности достижения нирваны. Считалось, что личность – единство души и тела и представляет собой совокупность не поддающихся анализу, непознаваемых элементов – дхарм (не путать с дхармой – названием буддизма). Духовная субстанция не может существовать отдельно от тела. Она, подобно материальной субстанции, не вечна, изменчива и подвержена конечному распаду и в этом отношении не подобна атману.
Таким образом, теория переселения душ претерпела значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а конкретный комплекс непознаваемых элементов, предстающий в одном случае как определенная личность, в другом случае обнаруживает себя как иная личность.
Жизнь – это поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек восприятия и сознания, и она нам только кажется непрерывной. В нирване дхармы достигают окончательного успокоения.
Одной из самых трудных для буддийского богословия задач было объяснить, каким образом при отсутствии негибнущей души действует закон кармы. Некоторые ранние буддийские школы (например, саммитиев) даже вынуждены были признать существование вечной души. Столь же плохо согласовалась с теорией отсутствия негибнущей после смерти души идея ада и рая (небес), где должно пребывать нечто нетленное и нематериальное.
Согласно раннему буддизму, в нирвану может войти только человек, накопивший в течение многих предыдущих жизней необходимые моральные заслуги в соответствии с требованиями «восьмеричного пути». В последней жизни он должен оборвать все мирские связи, постричься в монахи и посвятить себя усвоению учения Будды и размышлениям над тайнами бытия. У отшельников-аскетов были заимствованы старые и выработаны новые приемы самогипноза, при помощи которых можно было довести себя до каталептического транса, являвшегося, по представлениям буддистов, особым возвышенным состоянием, тормозящим психические функции и тем самым как бы прекращающим существование личности.
На вопрос, может ли человек достичь нирваны при жизни, современные буддисты отвечают положительно. В частности, они ссылаются на то, что Будда достиг нирваны в момент «просветления»; и некоторые места в канонических сочинениях позволяют им это утверждать. Однако это трудно примирить с первой «благородной истиной», по которой жизнь состоит из страданий и не столько нравственных, сколько телесных (рождение, болезнь, старость, смерть). Нирвана должна была освободить человека от страданий и такого рода, но известно, что Будда после «просветления», как о том свидетельствуют данные палийского канона, был подвержен усталости, болезням, старческой дряхлости и смерти.
Таким образом, на протяжении всего периода древности сохранялась стойкая традиция, что нирвана наступает только после физической смерти человека. Вероятно, это было самым ранним представлением. Довольно рано возникло, очевидно, и воззрение о том, что нирваны можно достичь еще при жизни. И хотя традиционная биография Будды, сложившаяся к тому времени, уже основывалась на новых представлениях, прежние оказалось невозможным обойти. Важно, что в этом вопросе среди буддистов не было единства и после записи канона.

Словарь Ушакова

Нирвана

нирва на , нирваны, мн. нет, жен. (санскр. nirvâna - исчезновение, потухание) (книж. ). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия.

| Смерть, небытие (поэт. ).

Погрузиться в нирвану (разг. ) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Нирвана

(санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Культурология. Словарь-справочник

Нирвана

(санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная отрешенность от внешнего мира.

Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

Нирвана

Nirvana

"безветренность", "бездыханность". Понятие о Нирване весьма растяжимо – от значения просто "небытие" до значения "отрешенность ото всякого миропроявления", глубочайшей интраверсии, экстаза Бытия-Знания-Блаженства.

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

Нирвана

(санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

В. И. Корнев

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Нирвана

Нирвана

♦ Nirvana

В буддизме – название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на санскрите слово «нирвана» означает «угасание»); остается все, а кроме всего нет ничего. Понятие нирваны означает примерно то же, что понятие атараксии у Эпикура и понятие блаженства у Спинозы, хотя рассматривается оно в иной плоскости. Нирвана есть опыт вечности здесь и сейчас.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Нирвана

блаженство, в буддизме - конечное блаженное состояние, цель существования:

* "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi [искусство любви (лат.)] - не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство, равнодушное безделье и самовлюбленность, а чувственность в чистом виде, мир как эмоциональная привязанность молекул, уже при рождении хозяйственных и деловитых". - Повторение *

Энциклопедический словарь

Нирвана

(санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Словарь Ожегова

НИРВА НА, ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Словарь Ефремовой

Нирвана

  1. ж.
    1. Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).
    2. Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.
    3. перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Нирвана

(санскр. Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов (см.) последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная, или неполная, Н. и 2) конечная, или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н . тожествен с состоянием дживанмукти (jî vanmakti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упадисеса (санскр. upadhi ç esha - имеющий остаток нижнего слоя). Вторая, или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nir ûpadhiç esha, пал. anupadisesa), или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко-блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определенно Н. как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низкий страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия H. - нирврти (палийск . ниббути ).

Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и рассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Budbhism and Buddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduclion to Buddhaphosha"s Parables" (1869); Barthélé my Saint-Hilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-е изд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статья Childers"a "Nibb â nam", в его "Dictionary of the P â li Language" (Л., 1876, стр. 265); J. D. Alwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в Revue Bibliograph." 15 июня 1874. О. Frankfurter, "Buddhist. N." и "Noble Eightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII).

С. Б-ч.

Словари русского языка

Согласно теории буддизма, можно сказать, что состояние нирваны - это ощущение свободы, покоя и блаженства. Чувство индивидуальности, растворённое в целом, не поддаётся словесному описанию, доступному в жизни обыкновенного ума. В объективном смысле понятие подвластно определению так же, как ощущается аромат цветка, изображённого на бумаге.

Определение нирваны

Согласно буддизму, нирвана - это высшая конечная цель любого существа и человека. Нир означает "отрицание", вана - "соединение, обеспечивающее переход из одной жизни в другую". Таким образом, состояние нирваны - это бытие человека, свободное от циклов рождения по причине исчезновения страданий, привязанностей и желаний.

Нирвана характеризуется состоянием просветления, достигнутым при жизни, когда физическое восприятие продолжает формировать существование человека, а также состоянием после смерти, когда утрачиваются пять видов земных привязанностей.

Кто может достичь просветления?

Душа, достигающая просветления, - это неверный подход к определению понятия нирваны в буддистском учении. Истинный путь к состоянию нирваны - это освобождение от иллюзии собственного я, а не от страданий. Сторонники учения сравнивают просветление с угасанием огня, прыгающего с фитиля на фитиль. И, если пламя исчезает, неизвестно где оно горит в настоящем времени.

Нирвана - это состояние счастья, сознания без объекта, освобождения от всех зависимостей, доступное каждому. Просветление не относится к субъективному состоянию, но объединяет в себе возможности субъективного и объективного.

Высшая нирвана

Высшая нирвана - состояние души Будды, или паринирвана, имеет такие синонимы, как амата, амарана, нитья, ачала, то есть вечная, бессмертная, недвижимая, неизменная. Святой может приостановить переход в нирвану, чтобы способствовать приближению к ней других, пребывая в состоянии ожидания.

Благодаря духовным школам в буддизме известно множество терминов высших состояний, синонимичных нирване с каким-либо доминирующим аспектом: мокша, состояние абсолюта, собственная сущность, абсолютная реальность и множество прочих.

Способы достижения нирваны

Три пути следования в состояние нирваны:

  • путь Всемирного Учителя;
  • саморазвитие совершенства;
  • путь безмолвного Будды.

Достигнуть состояния нирваны очень нелегко, это удаётся немногим избранным.

Для людей естественно стремиться, мечтать, преодолевать сложности. Иллюзия состоит в том, что человек верит в счастье исполнения желания, но всё бывает условно. В итоге жизнь превращается в погоню за изменчивыми мечтами, а душа не ощущает себя счастливой.

Сознание и осознание

К сознанию относится свойство осознавать - понимать происходящее и своё состояние, что связано с мыслительными способностями. Но если исчезнет мышление, что останется? Человек будет воспринимать, но перестанет анализировать.

Для него словно стирается прошлое и будущее, остаётся только настоящее, что происходит в текущий момент. Если нет мыслей, то нет и ожиданий, переживаний, стремлений. При этом человек обретает способность видеть своё эго, думающее я и отличать свою духовную часть, монаду, суть, дух, наблюдающий за душой со стороны.

Эго и путь к нирване

Нирвана - это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка - само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.

Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.

Нирвана - это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.

Как ощущается состояние нирваны?

Состояние просветления очень приятно испытывать. И человек при этом не уподобляется программе с блаженным выражением лица. У него в памяти остаются представления о земной жизни, но они перестают доминировать над ним, оставаясь на грани физического процесса. Для глубинной сути обновлённой личности любое занятие не отличается от остальных. Внутри человека царит покой, а его дух обретает совершенную жизнь.

Достижение состояния нирваны в буддизме связано с обретением чистоты от умерщвления эгоистичной природы без усилий, а не её подавлением. Если аморальные стремления были сдержаны и ущемлены, то они вновь проявятся при первой возможности. Если же ум освобождается от эгоистичных побуждений, соответствующие психологические состояния не возникают, и чистота не требует усилий.

Уровни изменений

Различают уровни изменения на пути следования к нирване, которые характеризуются степенью последовательной утраты эго и преобразованием сознания после выхода из нирваны. С каждым входом происходит пробуждение, а с изменениями - освобождение, избавление от природы эго.

Уровни и характеристика состояния:

  1. Первый уровень имеет название сотапанна, или состояние вошедшего в поток, обретаемое после того, как возвратившийся из нирваны начинает осознавать своё состояние. Он пребывает в потоке до тех пор, пока его способность постижения не увеличится до следующего уровня. Говорят, что период вошедшего в поток длится от семи жизней, и в течении этого времени душа утрачивает следующие проявления: жажду в чувственности, бесконтрольное негодование, стремление к выгоде, потребность в похвале, жадность к материальному, иллюзорное восприятие и интерес к непостоянным вещам, следование обрядам, сомнение в смысле просветления.
  2. На втором уровне медитирующий очищается от примитивных желаний, интенсивности чувств притяжения или отвращения, ослабевает его сексуальное влечение. Состояние того, кто вернётся ещё раз характеризует полное бесстрастие ко всему и освобождение в текущей или следующей жизни.
  3. Следующий этап является состоянием того, кто не вернётся. Происходит уничтожение оставленного на предыдущем. Медитирующий освобождается от цикла рождений при жизни, у него исчезает отвращение к отрицательным проявлениям мира в виде боли, позора, порицания, понятия враждебности и неприязни. Всякое сладострастие и злонамеренность сменяется абсолютной невозмутимостью.

Освободившийся от социальной обусловленности, концепции реальности, страданий, привычек, гордости, отказавшийся от получения выгоды, славы, удовольствия, стремлений обретает любовь, сострадание, альтруизм, невозмутимость, чистоту побуждений. Для архата реальность воспринимается основанной на благородных истинах, безличности и а счастье и страдание - как две формы одного состояния.

Осознавая пройденный путь к просветлению, медитирующему становится доступен новый взгляд на свою сущность: он обнаруживает, что "эго" никогда ему и не принадлежало.

Термин "нирвана" стал синонимом некоего блаженно-расслабленного состояния, а в шестидесятые годы все в том же искаженном понимании вошел в лексикон наркоманов. Представление о нирване как об эйфории совершенно не соответствует истине. Это понятие является одним из самых сложных в буддизме: точного определения не дал ему даже сам Будда Шакьямуни.

Все слышали выражение "впасть в нирвану". Под ним обычно подразумевается что-то невероятно приятное, можно даже сказать — пик удовольствия, состояние полного и бесконечного блаженства. "Впадают в нирвану" по любому поводу: от любимой музыки, от вкусной еды, от наслаждения близостью любимого человека… Но на самом деле понятие о нирване как об источнике эйфории ошибочно.

Нирвану (или ниббану) в самом деле называют в буддизме высшим счастьем, но счастье в данном случае не следует трактовать как знакомое нам в земной жизни состояние радостного возбуждения. В буддизме под абсолютным счастьем понимается отсутствие страданий, которые мы непрерывно испытываем в Сансаре.

Разумеется, Будда Шакьямуни говорил о нирване. Он упоминал ее как состояние прекращения страдания, привязанностей и омрачений ума. Дело в том, что он не дал этому состоянию ни одного "позитивного" определения, говоря лишь о том, чем не является нирвана. Известный советский ученый и религиовед Евгений Алексеевич Торчинов отмечал, что вопрос нирваны относился к тем, по поводу которых Будда хранил "благородное молчание". "Состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания", — резюмирует он.

В буддизме нирвана описана как нечто, противоположное Сансаре, которая, в свою очередь, является миром привязанностей, страстей, заблуждений и следующих из них страданий. Очистившись от привязанностей и заблуждений, просветленный переходит в состояние нирваны и становится освобожденным — не только от физического тела, но и от желаний, представлений, и вообще сознания. В отличие от брахманизма, в буддизме нирвана не является блаженным единением с богом, абсолютом, потому что такое единение означало бы продолжение желания жить.

Но значит ли это, что нирвана означает полное небытие? Не совсем. Хотя учителя и исследователи буддизма до сих пор спорят о правильной трактовке этого понятия, большинство из них все-таки сходятся на том, что нирвана не означает полного исчезновения всего живого. Это духовный покой, свободный от напряжения, конфликтов и страстей. Некоторые учителя трактуют нирвану так: в ней нет самой жизни, как мы понимаем ее в Сансаре (движения, мыслей, желаний), но есть энергия жизни, ее потенциал. Как если бы у нас были спички и сухие дрова, мы имели бы потенциал разжигания огня, скрытую возможность пламени.

Все, о чем было сказано выше, относится к великой нирване, называемой также паринирваной или нирваной пребывания. Существа, достигшие этого состояния, пребывают в полном покое. В буддизме различают и еще один вид нирваны — нирвана непребывания. Достигшие ее практики отказываются от состояния полного покоя и окончательного ухода в нирвану с тем, чтобы помогать оставшимся в Сансаре живым существам и направлять других практикующих. Обычно таких существ с пробужденным сознанием называют Бодхисаттвами. Они сумели породить в своей душе невероятно сильное сострадание, Бодхичитту, и готовы помочь всякому, кто обратится к ним за помощью. Бодхисаттв упоминают в молитвах и изображают на танка. Самый известный из них — Авалокитешвара, "видящий и сострадающий".

(санскр. nirvâna, пали nibbâna, букв. «угасание»), в буддийской религиозно-мифологической системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой. Из сансарических существ только человек может достичь Н. и стать буддой. По теории буддизма, о Н. нельзя сказать ничего определённого, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя все эти слова неадекватны для описания Н.). Считается, что Н. можно достичь и при жизни, но полностью она достигается лишь после смерти (т. н. пари-нирвана). Существа, которые ушли в Н. (т. е. будды), теоретически не могут вернуться в сансару, но в мифологии буддизма нередко встречаются сюжеты, в которых «нирванические существа» помогают людям и другим существам вырваться из оков сансары. В мифологии махаяны так поступают эманации будд - бодхисатвы. Сами будды могут перевоплотиться в человека (так, например, Амитабха перевоплощается в панчен-ламу).
В мифологии махаяны различается несколько уровней Н. сторонников хинаяны (т. н. нирвана шраваков и пратьекабудд) считается более низкой по сравнению с Н., которой достигают бодхисатвы.
Лит.: Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии (статья 1), в сб.: Труды по востоковедению, 2, Тарту, 1973, с. 202-16; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927.
Л. М./>/>/>

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(санскр. угасание). 1. Вечный покой, прекращение (не является обязательным для самих существ, но обязательно для их эго, желаний, эгоистических действий и умонастроения). Нирвана – свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, совершенствование духовного...

Энциклопедия "Религия"

НИРВАНА (от санскр. "угасать") - в буддизме и джайнизме - конечное освобождение, особое состояние духа, преодоление земных страстей и желаний, полный покой вне бытия и вне времени. Указывает на стремление к освобождению в целях избавления от любых свойств и характеристик в Н...

Философский словарь

(Санскр.) Согласно востоковедам, полное "угасание", подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время жизни достигшего высшей степени...

Философский словарь

(санскр.-остывание, угасание, затухание): в древнеиндийской философско-религиозной мысли означает идеальноесостояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства «я», исчезновением личности, индивидуального сознания. «Я» растворяется в Абсолюте (Брахмане), перестает...

Философский словарь

(санскр., букв. - угасание) - центр, понятие религ. философии буддизма» джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. - разрыв в цепи...

Философский словарь

(санскр. - угасание, прекращение) - в Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой "жажды" - жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из реинкарнаций. С точки зрения плотского ("сансарного") человека - это прекращение...