Оборотный плуг для мотоблока нева своими руками. Плуги и окучники для мотоблока МТЗ. Настройка плуга для мотоблока МТЗ перед пахотой. Самодельные устройства окучников. Отвалы могут быть

При покупке мини-трактора для обработки небольшого земельного надела в комплектацию зачастую не входят все элементы навесного оборудования, поэтому их приходится приобретать отдельно. А цена любых запчастей в розницу значительно выше и зависит от производителя и качества.

Оборудование, удовлетворяющее всем требованиям хозяйственника, не всегда есть на рынке. Поэтому оптимальный вариант — изготовить самодельный плуг, который при этом обойдется значительно дешевле заводского оборудования, порой сомнительного качества.

Чтобы самостоятельно сделать плуг, нужно хорошо знать его конструкцию и функции его отдельных элементов. Обычно на частных земельных участках используется пахотное навесное оборудование общего предназначения. В конструкции такого плуга можно выделить две основные части: рабочая и вспомогательная.

К рабочим элементам оборудования относятся:

  • Корпус, который включает стойку и полевую доску. К стойке прикрепляются отвал и лемех.
  • Нож — основной режущий элемент распашника.
  • Предплужник — дополнительный режущий элемент навесного приспособления, предназначенный для среза верхнего слой грунта (дерна).

Вспомогательные элементы конструкции:

  • Рама — основание, на котором крепятся все остальные детали плуга. В ее конструкцию входят продольные брусья, распорки, балки жесткости.
  • Опорное колесо (высоту его монтажа можно регулировать).
  • Навеска — специальное приспособление, при помощи которого навесное оборудование можно прицепить к трактору мтз или мотокультиватору.

Плуг с предплужником для мотоблока

Предплужник предназначен для снятия верхнего слоя грунта при распашке земельного участка. Он переворачивает пласт грунта с сорняками, укладывает его на самое дно борозды, выполненной корпусом, который оснащен специальными приспособлениями. Он обрезает и переворачивает часть почвы со стороны борозды. Одновременно корпус с оснасткой разрыхляет почву и равномерно распределяет ее поверх слоя с сорняками, уложенного предплужником. Для выравнивания стенки борозды плуг оснащается специальным ножом, который монтируют перед крайним корпусом навесного оборудования.

Виды и устройство корпуса

Плуги подразделяются в зависимости от количества корпусов на одно-, двухкорпусные и многокорпусные устройства.

В конструкцию корпуса входят следующие детали:

  • стойка;
  • полевая доска;
  • лемех;
  • отвал.

От последних двух элементов конструкции зависит вид и качество вспашки земельного надела. Лемех подрезает почвенный слой, который по нему далее поднимается по направлению к отвалу, затем переворачивается и крошится. От конструкции отвала зависит угол разворота земельного пласта. Снизу корпуса смонтирована полевая доска, которая предотвращает смещение плуга по направлению вспаханной земли.

Если вас интересует, как изготовить плуг своими руками, чертежи его конструкции стоит подбирать, основываясь на типе обрабатываемой почвы этим навесным оборудованием для трактора мтз или мотокультиватора.

Варианты корпусов для плуга:

Важно! Если вы планируете сделать плуг с опорным колесом для мотоблока в бытовых условиях, конструкцию корпуса рекомендуется подбирать в зависимости от типа грунта.

Выбор корпуса зависит от типа выращиваемой культуры. Корнеплодам необходима тщательно разрыхленная почва, для получения которой не один из выше перечисленных вариантов сельскохозяйственного навесного оборудования не подходит. В этом случае рекомендуется использовать комбинированную конструкцию. Корпус оборудуется укороченным отвалом, лемехом и ротором, который в процессе обработки земельного участка дополнительно измельчает грунт.

Конструкция отвала

Отвалы могут быть:

Важно! При выборе конструкции плуга необходимо учитывать значимый момент: лемех с отвалом должны быть практически одинаковой толщины (1 мм — допускаемая величина «ступени», не больше 0,5 мм — зазор между отвалом и лемехом).

Форма лемеха

Чтобы смастерить плуг своими руками, чертежи плуга для минитрактора нужно подбирать по типу обрабатываемого грунта и сложности самого приспособления. Для начала нужно определиться с конструкцией лемеха.

Лемех — деталь плуга, подрезающая пласт грунта. По лемеху грунт далее поднимается к отвалу. Для изготовления этого элемента конструкции плуга применяется закаленная сталь повышенной прочности. Сделать такой элемент конструкции распашника в бытовых условиях можно из обыкновенной стальной трубы.

Формы лемеха:

Из перечисленных вариантов лемеха наиболее востребованным является изделие долотообразной формы для оборотного плуга. Они считаются наиболее устойчивыми в процессе эксплуатации, плуг свободно заглубляется на нужную глубину.

Прежде чем сделать плуг ручной работы для мотоблока, нужно правильно подобрать схему конструкции навесного оборудования. Если имеется старый инструмент, можно сделать на основании его новые детали. Если же старый плуг отсутствует, можно воспользоваться для его изготовления чертежами Зыкова. Но обязательно нужно учитывать параметры сельскохозяйственной техники, на которой планируется дальнейшее применение самостоятельно изготовленного навесного оборудования.

Мотоблок МТЗ — это серия техники, которая выпускалась минским тракторным заводом для выполнения сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ.

Устройство и технические характеристики моделей мотоблоков МТЗ

Данное устройство работает при любых температурных и погодных условиях. Также его можно модернизировать своими руками.

Технические характеристики мотоблоков МТЗ не уступают аналогичным моделям иностранного производства.

МТЗ-05

Технические показатели мотоблока МТЗ-05:


Данная техника предназначена для следующих видов работ:

  • вспашка грунта небольшой плотности;
  • боронование;
  • культивация;
  • междурядная обработка различных овощных культур (благодаря конструкции, в которой отсутствует рама, во время обработки растения не повреждаются);
  • транспортировка грузов, вес которых не превышает 500 кг.

В комплектацию входит инструкция по эксплуатации, в которой подробно расписаны все возможности этого технического средства и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.

МТЗ-06

Показатели техники МТЗ-06:

Мотор Карбюраторного типа с системой воздушного охлаждения
Мощность 5,5 лошадиных сил
Тип сцепления Фрикционный, многодисковый
Тип коробки передач Механический
Количество скоростей 4 передние передачи

2 задние передачи

Тип колес Пневматический
Ширина колеи, м До 0,7
0,7
Глубина обработки почвы, м 0,3
Вал отбора мощности Да
1000
Тип управления Рулевой
Радиус разворота, м 1
Объем бака для горючего, л 6
Максимальная рабочая скорость, км/ч 15
Тип дифференциала Шестеренчатый
Гарантия 1 год
Габариты техники, м 1,8*0,86*1,07
Масса, кг 135

Данная модель — это техника производства МТЗ с двигателем, работающим на дизельном топливе, и со встроенной системой охлаждения воздушного типа.


На мотоблок можно установить дополнительное оборудование, например грунтозацеп, окучники, фрезы и т.д. Дополнительное оборудование присоединяется при помощи троса сцепления.

МТЗ-08

Технические показатели модели 08:

Двигатель GX240K1S1 Honda
Расстояние дорожного просвета, м 0,29
Радиус поворота, м 1
Колея, м До 0,7
Рабочая температура -20°…+30°С
Передачи переднего хода 4
Передачи заднего хода 2
Максимальная рабочая скорость движения, км/ч 11,6
Номинальная частота вращения маховика, об/мин 1200
Мощность двигателя 9 лошадиных сил
Муфта сцепления Многодисковая с ручным управлением, работающая на масле
Тип коробки передач Механический
Расход топлива, г/квт. ч 319
Максимальная масса перевозимого груза, кг 650
Колесная формула 2*2
Вал отбора мощности Да
Реверс Да
Размеры, м 1,78*0,85*1,07
Вес, кг 176

Для присоединения дополнительного оборудования в конструкции предусмотрена специальная сцепка.


На верхней крышке корпуса находится штанга рулевого типа, на ней расположены органы управления мотоблоком. Силовая передача мотоблока состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи, дифференциала и конечных передач.

МТЗ-09

Данная модель мотоблока имеет следующие характеристики:


Среди плюсов данной модели можно выделить:

  • Неприхотливость к топливу. Силовая установка работает на бензине АИ-92 и АИ-95.
  • Надежный корпус, выполненный из чугуна.
  • Предусмотрена возможность регулировки оборотов двигателя.
  • Нет тросов.
  • Низкий уровень шума во время выполнения работ.
  • Эргономичная рукоятка.
  • Широкий выбор дополнительного оборудования. Например, почвенная фреза, универсальный окучник, навесной отвал и т.д.
  • В цилиндре есть чугунная гильза, что дает возможность использовать агрегат в тяжелых условиях.

МТЗ-12

Технические показатели тяжелого мотоблока МТЗ-12:

Тип двигателя Четырехтактный, карбюраторный
Система охлаждения Воздушная
Мощность мотора 11 лошадиных сил
Количество передач вперед 4
Количество передач назад 2
Тип дифференциала Шестеренчатый, конический с 2 сателлитами с принудительной блокировкой
Сцепление Многодисковое
Управление Ручное
Максимальная скорость движения, км/ч 9,6
Колея, см До 70
Глубина обработки грунта, см 30
Максимальный вес прицепа, кг 650
Вал отбора мощности Да
Скорость валового вращения, об/мин 1000
Размер колес, см 15*33
Габариты, м 1,89*0,85*1,01
Масса, кг 148

Мотоблок оснащен пневматическими колесами и рукояткой, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона. Здесь установлена механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен.


На МТЗ 12 можно установить множество дополнительного оборудования, вес которого не должен превышать 30 кг, например, это может быть, окучник, снегоочиститель, культиватор и т.д. Также предусмотрена возможность переделать технику в мини-трактор.

Ремонт и модернизация

Ремонт мотоблока МТЗ предусматривает: замену двигателя, регулировку сцепления, ремонт КПП, замену маслу, устранение утечек и т.д.

Все запчасти находятся в свободном доступе, что помогает сократить время, затраченное на ремонт техники.

Как сделать свет на мотоблоке МТЗ

Если у техники есть собственный генератор, то необходимо лишь установить фонарь. Для этого нужно подготовить:

  • электрическую дрель;
  • паяльник;
  • отвертку;
  • гаечный ключ;
  • кусачки;
  • термоусадочную трубку;
  • электрический кабель;
  • фару;
  • габаритные и поворотные фары.

Порядок действий:

  1. К корпусу прикрутить основание осветительных приборов.
  2. Фару вынести на отдельный кронштейн.
  3. На рулевую колонку установить кнопки включения фонаря, поворотных и габаритных огней. Зафиксировать их хомутами.
  4. Протянуть электрический кабель в гофрированную трубку, а саму трубку притянуть к рулевой колонке и раме так, чтобы не было провисаний.
  5. Присоединить провода к генератору и клеммам.
  6. Запустить двигатель и проверить работоспособность осветительной системы.
  7. Все скрутки и места соединения изолировать.


Для того чтобы освещение было постоянным даже при небольшой нагрузке, рекомендуется установить стабилизатор.

Какое масло заливать в двигатель мотоблока

Существует несколько вариантов масла, которое можно заливать в двигатель мотоблока:

  1. API CJ-4. Используется для агрегатов мощностью 10-12 лошадиных сил.
  2. API CH-4. Оно подходит для четырехтактных двигателей, работающих на дизеле.
  3. API CF-2. Данный вариант подходит для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях. В составе есть присадки, которые защищают внутренние детали двигателя от быстрого износа.

Заливать масло в коробку нужно до обозначенной отметки, не проливая его.

Как утяжелить мотоблок

Чтобы самостоятельно утяжелить агрегат, необходимо подготовить:

  • 2 гири по 5 кг;
  • 2 блина по 10 кг;
  • 2 корзины сцепления, взятые от автомобиля или трактора;
  • кусок шестигранного полнотелого профиля;
  • 2 мотоблочные шплинты.

Порядок действий:

  1. От профиля отрезать 2 куска по 5 см каждый. Просверлить в них отверстия для шплинтов.
  2. Прикрепить отрезанный кусок к блинам от штанги.
  3. Вставить шестигранник в отверстие от грифа и приварить его.
  4. Прикрепить корзину сцепления к блину при помощи сварки.
  5. Присоединить к сцеплению гирю.
  6. Все покрасить и дать краске высохнуть.
  7. Проделать те же действия для второго колеса.


Такой метод позволяет сделать мотоблок тяжелее на 50 кг.

Можно добавить вес корпусу техники:

  1. Изготовить каркас или взять блин (25 кг) и приварить его к корпусу, а затем закрепить болтом.
  2. В каркасе нужно прорезать отверстие для слива масла.

Навесное оборудование

К мотоблокам можно присоединить широкий спектр навесного оборудования, например культиватор, тракторный адаптер, борон и т.д.

Адаптеры

Адаптер к мотоблоку МТЗ устанавливается для удобства водителя. Такое оборудование позволяет пользователю работать в положении сидя, а не стоя. Оно помогает увеличить скорость работы, например, если раньше скорость была 5 км/ч, то с адаптером она увеличится до 10 км/ч.

Прицепы

Данное дополнительное оборудование используется для транспортировки малогабаритных грузов.

Размеры прицепа для мотоблока должны быть следующими:

  • длина — 1,4 м;
  • ширина — 1 м.

Такое оборудование способно перевозить грузы массой до 350 кг.

Фреза

Почвофреза — это оборудование, предназначенное для эффективного культивирования плотных и тяжелых грунтов, удаления сорняков путем наматывания.


Типы фрез:

  • шестизубчатая;
  • семизубчатая;
  • внутренняя;
  • наружная;
  • разборная.

Плуг

Оборотный плуг необходим для вспахивания почвы. Он крепится к мотоблоку при помощи сцепки.

Регулировка плуга включает в себя:

  • регулировку заглубления;
  • регулировку угла наклона самого агрегата и полевой доски относительно носа лемеха.

Копалка

Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.

Схема картофелекопателя включает в себя такие детали, как:

  • сошка;
  • полевая планка;
  • наконечник-лапа культиватора;
  • зубья.

Чтобы сделать копалку самостоятельно, нужно:

  1. Вставить выходную ось копалки в левое боковое отверстие кожуха.
  2. Выполнить монтаж звездочки с подшипником, кольца для распорки и промежуточной распорной втулки.
  3. Вставить входную ось в отверстие кожуха справа.

Косилка

Роторная косилка необходима для скоса травы.

Плюсы данного дополнительного оборудования:

  • скошенная растительность укладывается в валки;
  • диски имеют простую конструкцию;
  • его легко ремонтировать.


Снегоуборщик

Используется для расчистки дорог и участков от снега в зимний период. Рекомендуемый режим работы — 4 км/ч.

Во время эксплуатации необходимо учитывать толщину снежного покрова.

В инструкции снегоуборщика прописано, на какую толщину заноса рассчитан ковш.

Что можно сделать своими руками

Самостоятельно можно сделать следующее дополнительное оборудование для мотоблока:

  1. Грабли для скоса травы. Широкую полосу листового железа нужно нарезать на отрезки по 10 см и приварить их к пластине в несколько рядов с интервалом 3-4 см. К этой же пластине приварить длинные тяги для крепления к раме мотоблока. Для плавности хода самодельные грабли можно дополнить роликами.
  2. Отвал для очистки территории от снега. Его делают из 2 сваренных вместе кусков швеллера. Снегоуборщик крепится к передней части корпуса при помощи болтов.
  3. Тележка и прицеп. Тележку можно сделать из уголка, швеллера и старых колес от автомобиля, а прицеп — из металлических профилей и досок.
  1. Его делают из металлического профиля, длиной от 160 до 180 см.
  2. Поперек профиля приваривают еще один профиль (50-60 см).
  3. К первому профилю приваривают раскосы (длина зависит от угла наклона относительно всей конструкции).
  4. К раме присоединяют рычаг управления при помощи сварочного аппарата.
  5. Сиденье прикрепляют на опору.


Плуг используется для вспашки земли практически в любом большом хозяйстве, так как без него практически невозможно качественно вспахать землю, особенно если это плотная почва или целина.

При первой обработке верхний пласт разрезается и разделяется на борозды. После второго прохода происходит поднятие нижнего слоя земли и перемешивание его с верхним слоем. Этот прием очень эффективен, когда на поле разбросаны удобрения, которые необходимо смешать с почвой. Также способ подходит для углубления в землю пожнивных остатков.

Различают следующие виды плугов:

  • Лемешной;
  • Оборотный;
  • Дисковый;
  • Лущильный.

Плуг оборотный

Также существуют и несколько способов крепления плугов:

  • Прицепные;
  • Навесные;
  • Полунавесные.

Фирменная модель для мотоблока МТЗ

Завод-изготовитель представляет универсальную модель оборотного плуга ПУ-00.000-01, которая адаптирована под мотоблок , но подходит к любому МТЗ. Он справляется со вспахиванием земли любой плотности, включая и целину. В качестве особенностей можно выделить небольшой вес плуга, который составляет всего 16 кг.

Во время вспашки рабочая область составляет 30 см, что позволяет существенно экономить время. Максимальная глубина может достигать до 25 см, но ее можно регулировать с помощью стойки и отверстий на ней. Конструкция плуга предполагает проведение не только вспашки, но и предоставляет возможность выкапывать корнеплоды. А благодаря простому креплению с помощью сцепки, подготовка мотоблока не займет много времени.

Внешний вид плуга выполнен таким образом, что нижняя часть выполняет разрез пласта земли и его захват, а верхняя отбрасывает пласт в сторону. Такая конструкция позволяет отбросит землю в сторону настолько, чтобы она не осыпалась обратно в проложенную траншею. Благодаря использованию прочной стали, устройство не деформируется со временем и не поддается коррозии, а может эксплуатироваться долгое время при любых нагрузках.

Плуг универсальный к мотоблоку «Беларус» (ПУ-00.000-01)

Аналоги для мотоблока МТЗ

В качестве альтернативы, которая может использоваться вместе с мотоблоком Беларус МТЗ, можно рассматривать следующие модели плугов:

Плуг П1-20/3 – является производством российской компании «Мобил К», которая расположена в г. Гагарин. Форма сходна с фирменной моделью, но с некоторыми различиями. Уменьшен вес до 8 кг. и разовый захват лемеха составляет 21,5 см, что является почти в треть меньше, чем у ПУ-0000001. Из-за этого целесообразней использовать модель на небольших участках с почвой средней плотности.

Плуг двухкорпусный, благодаря своей конструкции, имеет особенности при работе. Заостренный конец плуга легко входит в почву и не отбрасывает сразу в сторону, как это делает при использовании универсальной модели, а переворачивается. За счет этого удается добиться улучшенного перемешивания почвы. Ширина лемеха у инструмента равна 15,5 см, а вспашка производится на глубину 20 см.

Не смотря на то, что показатель несколько меньше, чем у фирменной модели, за счет особенности конструкции вспашка происходит эффективней. Вес модели составляет 12 кг, а производство осуществляется на российской территории.

Устройства, сделанные самостоятельно для мотоблока МТЗ

Конструкция плуга настолько проста, что выполнить его своими руками не представляет сложности.

Ведущую роль играет лемех, который осуществляет погружение в землю и поднимает пласт. Его, как и остальные части, можно сделать в домашних условиях.

Для того, чтобы самостоятельно изготовить плуг необходимо:

  1. Взять металл от 3 мм. толщиной.
  2. Сделать отвал. Для этого на бумаге рисуется шаблон, а по нему уже делается разметка на трубе и вырезается. Рекомендуемая толщина лемеха составляет 3-5 мм.
  3. Из металлической трубы сделать сцепку в виде буквы Г.
  4. Приварить отвал и лемех. Сзади приварить крепление из трубы для последующего соединения деталей со сцепкой. Крепление осуществляется при помощи болтов, чтобы потом легче было регулировать глубину погружения плуга.

Для того, чтобы правильно подсоединить плуг к мотоблоку МТЗ следует выполнить следующие действия :

  1. Снять транспортировочные колеса и на их место поставить грунтозацепы. Делается это для того, чтобы сцепление с поверхностью земли стало лучше, а также, чтобы увеличить устойчивость Беларуса благодаря тому, что грунтозацепы крепятся на ступицы, увеличивающие ширину колеи. Если плуг и мотоблок, в общем, весят немного, что следует использовать утяжелители, так как в противном случае устройство не сможет эффективно справится с задачей.
  2. Для подсоединения навески к мотоблоку используется стандартная сцепка, которую закрепить с помощью одного шкворня. При этом должен оставаться 5% люфт, обеспечивающий амортизацию агрегата во время сопротивления почвы.
  3. Выставить глубину вспашки. Глубина регулируется за счет крепления к отверстиям на стойке.

Регулировка плуга происходит в следующей очередности:

  1. Установить глубину вспашки;
  2. Отрегулировать наклон отвала;
  3. Отрегулировать полевую доску.

Если все сделано правильно, то мотоблок с навеской будет идти ровно, без скачков и отклонений в сторону. А главное, борозда будет прямой. Подобный агрегат запросто заменит трактор при вспашке приусадебного участка или огорода.

Видео обзор

Ниже приведено видео, где владелец рассказывает о проведенных доработках и результате вспашки земли на мотоблоке МТЗ с плугом

Видео обзор плуга МТЗ ПВ-1 для мотоблока МТЗ

Отзывы владельцев

Ниже приведены отзывы владельцев о работе с плугом для ознакомления.

Олег:

Плуг для мотоблока МТЗ решил не покупать, а изготовить самому. Вроде все по плану делал, но забыть отшлифовать. Поэтому плугом работать было тяжело, на него налипала грязь и почва не красиво в рядки ложилась, а громоздилась кучами. Пришлось доводить дело до ума – очищать и шлифовать. Дело наладилось.

Максим:

Важно не только правильно отрегулировать плуг, но и подготовить мотоблок к работе, а именно, накачать оба колеса одинаково. Если все сделано правильно, то Беларус прыгать во время работы не будет, а рядок будет получаться ровным и аккуратным.

Окучники для мотоблока МТЗ

Окучники являются важным оборудованием для облегчения сельскохозяйственных работ. С помощью этого инструмента можно быстро и легко сделать борозды для высадки различных культур. Но в основном их применяют для окучивания картофеля.

Различают несколько видов окучников:

  • Оборотного типа, состоящие из двух плугов и являющиеся самыми распространенными;
  • Дискового типа – считаются самыми эффективными и делающих борозду с помощью двух вращающихся дисков.
  • Активного типа – относят к особым окучникам, так как этот окучник вначале поднимает слой земли, измельчает его, а потом только отбрасывает.

От производителя

Фирменной моделью окучника, адаптированной под мотоблок Беларус является ОУ-00000-01. Достоинством модели является возможность регулировки расстояния между двумя плугами из которых он состоит. Ширина может варьироваться от 45 до 70 см. что очень удобно, когда расстояние между грядками различное. Само устройство весит 20 кг, поэтому Беларус может развивать скорость до 4 км/ч.

Аналоги окучников для мотоблока МТЗ

Если рассматривать альтернативу фирменным моделям, то стоит остановить свой выбор на продукции лидского механического завода, который выпускает плуги и окучники адаптированные для Беларуса. Называется модель ОК-2 и обладает такими же параметрами, как и фирменный окучник. Кроме веса, который составляет 12 кг. и глубины погружения, которая несколько меньше, чем у оригинала и равна 12 см.

Широкий ассортимент оборудования представляет компания «Агромоторсервис», среди которого есть и дисковые, и универсальные окучники. Потребитель может выбрать для себя оптимальный размер дисков, которые представлены в различных размерах от 18 до 36 см. в диаметре, соответственно, погружаются они только на половину диаметра и производят обработку только одного ряда.

Самодельные устройства окучников для мотоблока МТЗ

Самым легким и не трудоемким вариантом является изготовление оборотного окучника, который состоит из двух плугов. Изготовление дискового и роторного окучника потребует немало сил и терпения.

Берутся два плуга и цепляются на раму, а потом к сцепке на Беларусе. Рама изготавливается Т-образной формы из квадратной трубы.

Видео обзоры

Видео обзор работы мотоблока МТЗ 09Н с дисковым окучником

Видео посадки картофеля

Видео обзор работы с универсальным окучником для мотоблока МТЗ

Видео обзор работы с роторным плугом

Любой землевладелец, имеющий под руководством довольно большой участок, знает, насколько тяжело обрабатывать землю. Естественно, что каждый из них ищет любую возможность для упрощения этого процесса, и в этом им помогает быстрый прогресс в сфере сельскохозяйственной техники. Одним из лучших помощников при работе на поле будет плуг.

Что такое плуг и для чего он используется?

Плуг – это высокотехнологичный инструмент, который используется для вспашки земли. Это, по сути, сельскохозяйственное приспособление с широки острым наконечником (лемехом). Основной и главной сферой применения плуга является вспахивание и обработка земли, чтобы на ней можно было выращивать различные культуры. То, что раньше делалось своими руками и являлось долгим кропотливым трудом, теперь можно выполнять в несколько раз быстрее и эффективнее.

К тому же есть возможность установки плуга на мотоблок МТЗ, трактор или мини-трактор. И сделать это очень просто своими руками. Благодаря использованию плуга можно добиться идеальных борозд на поле, одинакового размера пластов, вспахать любую почву.

Существует несколько различных видов плуга для обработки разных почв:

  • для обработки болотистой почвы, на которой находиться большое количество кустарников и деревьев, не превышающих 4 метра в высоту;
  • для вспахивания солонцовых и подзолистых почв;
  • для вспашки садовых участков;
  • для вспашки каменистых земель;
  • для обработки черноземов путем вспахивания борозд глубиной до одного метра;
  • для почв, которые находятся под воздействием ветровой эрозии.

Установка плуга на мотоблок МТЗ


Мотоблок МТЗ – это универсальная колесная техника, которая превосходно справляется с любыми работами в поле или саду. Устанавливая плуг для мотоблока МТЗ, нужно помнить, что колесный мотоблок может кренить в сторону при неправильной сцепке, таким образом, мешая работе. Поэтому плуг на мотоблоке закрепляется специальным шкворнем, а сцепка используется или универсальная, или стандартная.

Если использовать такой способ сцепки, то можно уменьшить силу сопротивления земли и исключить кренение техники. Регулировка плуга на мотоблоке МТЗ нужна, чтобы настроить такие особенности работы с ним, как:

  • наклон угла полевой доски;
  • глубину вспашки земли;
  • отвальный угол наклона.

Только зная, как отрегулировать плуг на мотоблоке МТЗ, есть возможность получить качественную обработку определенного поля для посадки разных видов культур.

Оборотный плуг для мотоблока МТЗ проходит поле по принципу «борозда к борозде», позволяя избежать появления гребня или лишней борозды. Для того чтобы сделать оборотный плуг для мотоблока МТЗ своими руками необходимо, для начала, полностью продумать переворачивающий механизм, используя соединение шарнирное, которое поворачивает дышло в определенной траектории к креплениям. После нужно сделать лемех. Этот элемент съемный, что довольно удобно. Его отбивают на наковальне и заостряют.

Используя в виде заготовки трубу диаметром приблизительно 0,5 метра и толщиной стенки не менее 5 мм, газовой сваркой по шаблону вырезается будущий плуг. Все детали шлифуются в обязательном порядке. Когда готов механизм, лемех и заготовка для плуга, создается сам корпус, для его изготовления лучше всего подходит сталь 2-3 мм толщиной. После всех подготовок необходимо собрать все детали вместе в полноценную конструкцию – плуг к мотоблоку МТЗ.

Кроме того, для надежности своего изделия лучше всего изучить внимательно все чертежи и правила работы с металлом.

Появление мотоблоков в значительной степени уменьшило количество физических затрат, требуемых для проведения сельскохозяйственных работ. Самостоятельно сделать тяговый механизм довольно трудно, но изготовить плуг для мотоблока собственными руками – не такое уж сложное дело.

Достоинства

У собственноручного изготовления плуга для мотоблока есть свои положительные стороны: соответствие параметрических характеристик отвала и лемеха требованиям конкретного вида грунта. Говоря о параметрических характеристиках, принято выделять результативность, размеры захвата, глубину и качество вспашки, угол отвала.

Принимая во внимание мощностные характеристики мотоблока с плугом, становится возможным изготовить плуг, не вызывающий значительной нагрузки на его двигатель, но обеспечивающий максимальную область захвата. Применение материалов высокого качества позволит увеличить время службы плуга.

Кроме этого, можно учесть возможность крепежа разных насадок. Это сделает конструкцию многофункциональной, что в свою очередь сделает возможным проведение всего комплекса работ по обработке грунта.

Конструкционное исполнение плуга

Сегодня популярны следующие виды плугов:

  • однокорпусные;
  • роторные;
  • оборотные.

Наиболее широко распространён первый вид. В Интернете без труда можно отыскать множество схем и чертежей однокорпусного плуга. Это самое предпочтительное решение для тех, у кого нет опыта в самостоятельном изготовлении подобных конструкций.

Для его создания не потребуется наличие каких-либо специальных инструментов. Будет достаточно стандартного набора, который можно найти в любом гараже или хозяйственной постройке.

Отличие оборотного плуга заключается в наличие изогнутого пера в верхней части конструкции, позволяющего сразу же переворачивать земляной пласт при его подъёме. Это оптимальный выбор, если предстоит работать на твёрдой земле. Из-за сложного конструкционного решения изготовить его под силу только специалисту.

Наиболее трудоёмким является роторный плуг. Его конструкция схожа с конструкцией культиватора, так как она оснащена сразу несколькими лемехами, закреплёнными на одной оси. Во время вспашки происходит прокручивание оси, что вызывает переворачивание земляного слоя.

Преимущество данной разновидности плуга заключается в возможности обработки грунта до глубины 0,3 м без приложения каких-либо значительных физических затрат. Помимо этого, она даёт возможность проводить пахотные работы по различным траекториям.


Инструкция по созданию плуга

Делаем раму. Для этого берём стальную трубу размером 52*40 мм с толщиной стенок приблизительно 7 мм. Срезав широкие противоположные стенки рамы, изготавливаем вилку.

Затем делаем на раме серединную отметку для последующей установки поперечной траверсы и стоек-пружин для крепления дышла. Отверстие в передней части рамочной конструкции необходимо тщательно заварить.

Крепим плужную стойку. Для этого в широком куске трубы, используемой при изготовлении рамы, высверливаем сквозные отверстия площадью 3,1*1,6 см. Размер отверстий в узких рамочных стенках для установки рукоятки не должен превышать 1,02 см. Рукояти делаем из трубы, диаметром 0,5 дюйма.

Изготавливаем сцепку. Это немаловажная деталь плуга. Именно она обеспечивает надёжную фиксацию с мотоблоком. Наибольшей популярность пользуется швеллерное крепление в форме буквы «П», устанавливаемое под рулевой частью. При изготовлении данного элемента потребуется сделать отверстия для установки кронштейна и крепёжного штыря.

Делаем основные рабочие детали. В первую очередь, к ним относится лемех и отвал. Для их изготовления прекрасно подойдёт стальной лист толщиной до 5 мм.


Вначале делаем лемех. Здесь будет уместно применить старый диск от циркулярной пилы. Для заточки режущей части лемеха можно использовать наковальню.

Затем из стальной трубы размером 0,6 м изготавливаем отвал. Для этого берём картон или бумагу. Делаем из них шаблон, прикладываем к трубе и обводим. Далее при помощи сварочного аппарата вырезаем. Полученный отвал обрабатываем наждаком или болгаркой.

Собираем плуг. Потребуется стальной лист площадью 0,25 кв. м. К нему надо приварить все детали, начиная с бокового щитка и кончая лемехом. Работу следует выполнять особенно тщательно. Далее берём молоток и зубило и отсоединяем металлический лист, на котором велись сварочные работы.

Затем осталось провести зачистку швов, шлифовку отвала и лемеха и покраску всей конструкции. Данные мероприятия придадут плугу эстетичности и увеличат его время службы.

Фото плуга для мотоблока