Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота. Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове Служба в храме ильи пророка на черкизовской

"Чудотворца Алексия вотчина"

Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек - Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.

Имя Озаковых встречается еще в связи с митрополитом Киевским Михаилом. Так, в числе сопровождавших на поставление митрополита Михаила (Митяя) в Константинополь в 1377–1379 годах был Сергей Озаков, родной брат владельца Черкизова Ильи Озакова. Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому иерарху. Среди них упоминается село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году и «Алымово то ж», принадлежащая с XVI века Чудову монастырю. Возможно, что эта носящая татарское имя деревня Алымово, позже называвшаяся селом Богородским по устроенному в ней храму во имя Успения Пресвятой Богородицы, в те годы относилась к Черкизову. Таким образом, село Черкизово на речке Сосенке становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Икона "Исцеление митрополитом Алексием ханши Тайдулы"

Именно Илье Озакову мы обязаны ныне существующим черкизовским храмом, который никогда не закрывался, хотя в советское время многие церкви по всей России были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм уцелел. С древних времен и поныне оглашает он восточные окрестности столичного града своим колокольным звоном.

Изначально поставленная на высоком холме Ильей Озаковым во имя своего небесного покровителя пророка Илии церковь была деревянной. Как и отстроенную значительно позже нынешнюю белокаменную, ее было видно далеко окрест. И в праздники, и в будни по протоптанным со всех сторон холма тропинкам сюда стекался народ Божий. Не только с близлежащих подмосковных деревень, но и из самой Москвы ехали в Черкизово на богомолье православные христиане. Особенно много собирал этот древний храм в Ильин день, в свой престольный праздник, так что от гостей было не продохнуть.

Вероятно, веками намоленное место и ходатайство перед Богом святого пророка Илии принесли свои плоды: пережив войны и революции, годы лихолетий и богоборчества, храм выстоял. Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения.

Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», – сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо».

В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года.

С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры. Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов, а поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения села Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядит примерно так: «...каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою... в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные... да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

В позднейшее время, по сведениям того же исследователя П.В. Синицына, сельцо Черкизово особенно полюбили митрополиты Московские Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно. В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки. К 1825 году был расширен северный придел, который освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) во имя митрополита Московского Алексия.

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь эта является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года. Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории, написанное от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду. Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам мос­ковской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

По их предположению, перестройка алтаря одновременно с перестройкой придела и трапезной была произведена с целью расширения, так как алтарь стал намного больше, были убраны дуговые перемычки с окон, которые после этого тоже стали побольше, приняв прямоугольный вид. К позднейшим искажениям относится перестройка верхней части и шатра колокольни. «Еще позднее, судя по стилю, была искажена северная стена храма, – в ней был пробит широкий пролет, разделенный на 3 части дорическими колоннами; к этому же времени должно отнести переделку кровли, в которой сделаны четыре деревянные фронтона с деревянными же карнизами», – отмечалось в документе.

Вместе с тем, архитекторы высказывали замечания к чертежам на новую переделку церкви. Так, по их расчетам, нельзя допустить перестройку южной стены храма, где предполагалось сделать большой пролет с дорическими колоннами, подобный пролету северной стороны, убирая дверь и окно, потому что в результате этого могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника. По их выражению, не должны произойти «сломка и перестройка» более поздних пристроек – северного придела и трапезной XVII века. Эти сооружения надо привести в свой первобытный вид.

Однако несмотря на все замечания, в целом предстоящие работы по возвышению колокольни архитекторами были поддержаны. Хотя и со своими конкретными, без какого-либо пафоса, пожеланиями, в которых чувствуется и неординарная личность этих неравнодушных к отечественной истории людей, и их неподдельный патриотизм: «Желательно, чтобы в новых ея формах составитель проекта в отделке пролетов и в деталях карнизов и других архитектурных украшений, принял за образец детали существующей церкви как представляющие хорошие образцы древнего русского зодчества, достойные подражания и по художественному своему достоинству превосходящие современные измышления; также желательно, чтобы деревянные фронтоны и надстройки над шеями глав были уничтожены и восстановлен был прежний вид, по крайней мере, тот, какой имела церковь до последнего искажения».

Позднее, и в 1888, и в 1894 годах храм снова подправлялся, ремонтировался, менялся, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней переписка, сохраненная в Центральном государственном историческом архиве Москвы.

В первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советское время в храмовое здание входили, как и положено, через западные двери лицом к алтарю, но в ограду храма можно было попасть только через южные ворота, со стороны Стромынской дороги. Сейчас тот же вход, с юга. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Поскольку церковь то и дело собирались закрывать, она долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта. Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела была проведена силами реставратора Венедикта Степановича Суворова из Санкт-Петербурга и художника Сергея Леонидовича Захаренкова (+2004). В течение трех лет, начиная с 1986 года, иконостас был целиком, ряд за рядом, разобран. Оказалось, что он полностью был сохранен в своем первоначальном виде. По благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который в этот период был направлен в помощь настоятелю храма Илии пророка, были заново расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески конца ХVII века.

В начале нового тысячелетия храм был обнесен кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, какая была здесь в конце XIX века.

© Фотографии из архива Илиинского прихода

Храм Ильи Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Преображенского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь праздника Воздвижения Креста Господня; приделы в честь пророка Илии, в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его, такому же как он выходцу из Золотой Орды, Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя - Ильи Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки - почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки, заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, где речка выходит на поверхность.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия. Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

В 1689-1690 годах, на месте сгоревшего деревянного храма, была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821-1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан...». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н.С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф.М. Достоевского («Бесы»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И.В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Паломнические поездки к Храму Ильи Пророка в Черкизове в г. Москва

Дача святителя Алексия, удивительная жизнь прозорливца Ивана Яковлевича Корейши и необычная акция прихожан - уборка берегов Черкизовского пруда - история и современность одного из самых активных московских приходов.

Наследие Серкиз-Бея
И сам возвышающийся на холме белоснежный Илиинский храм, и устроенный у его подножия пруд имеют очень древнюю историю.

Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле.

Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек - Илья Озаков. Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим Православие. Именно ему мы обязаны первой построенной, но не дошедшей до наших дней деревянной церковью во имя своего небесного покровителя пророка Божия Илии.

Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому церковному деятелю из рода Бяконтов. Среди них упоминается и село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда», более известный нам по урокам истории как Чудов монастырь, названный так в память о Чуде Архистратига Михаила в Хонех, который, к великому сожалению, был разрушен в 1930 году, в годы богоборчества.

Впервые Черкизово встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено «на мое серебрецо», поэтому неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Кстати сказать, недавно вышла в свет книга под таким названием - «Чудотворца Алексия вотчина», изданная на основе исторических фактов под руководством настоятеля Илиинского храма архимандрита Саввы (Тутунова).

Но возвращаясь в те далекие годы, стоит сказать, что Черкизово было весьма отдаленной окраиной, где все располагало к уединению и отдыху. Не случайно это место среди лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притоке Яузы, митрополит Алексий выбрал для своей архиерейской дачи, куда он обычно перебирался в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников.

Архиерейская дача

Возрождение и расцвет Илиинского храма и митрополичьей резиденции относится к середине XVIII века. Этот период связан с именами митрополитов Тимофея (Щербацкого), Платона (Левшина), святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки.

Известный своим изысканным вкусом митрополит Тимофей устроил целый комплекс архиерейского подворья с дворцовой частью, хозяйственными постройками, садово-парковыми затеями.

Позднее, инициативе владыки Платона, построенный митрополитом Тимофеем архиерейский дом был отреставрирован. При нем на архиерейском подворье появились березы и был устроен огороженный каменным заборчиком дивный розарий, ухаживать за которым он предпочитал сам, и где очень любил находиться в часы отдохновения.

30 сентября 1868 года из Чудова монастыря только заступившему на московскую кафедру митрополиту Иннокентию (Вениаминову) был прислан доклад о состоянии этог архиерейского подворья. В нем говорилось, что архиерейский дом в подмосковном селе Черкизово «пришел в такую ветхость, что исправить его починкою уже невозможно». И посему испрашивалось архипастырское разрешение на закладку каменного фундамента под новый дом.

Новый дом, проект которого был выполнен архитектором Василием Николаевичем Корнеевым, был построен в течении двух лет. Оригинальной особенностью этого произведения зодчества является ренессансная трактовка парадного фасада дома с ее четырехгранными колоннами, арками и медальонами.
Вообще надо сказать, что судьба архиерейской резиденции в Черкизове связана с целым рядом выдающихся людей.
Обычно с ранней весны и до поздней осени жил здесь митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Здесь он закончил свой фундаментальный богословский труд «История Русской Церкви» в 13-ти томах. Здесь, на даче в Черкизове, 9 июня 1882 года он завершил свой земной путь.

Местом своего летнего пребывания избрал архиерейский дом у живописного пруда митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), когда нес архиерейское служение в Москве. В 1898 году он заступил на московскую кафедру и сразу же деятельно включился в жизнь Чудова монастыря и его архиерейского подворья, большое внимание уделяя сохранности его исторического ландшафта. При нем благоустраивается и принимает нынешний облик церковь пророка Божия Илии: заканчивается ее реконструкция и внутренняя роспись, а также строительство изящной шатровой колокольни. 23 мая 1899 года митрополит Владимир освятил новый, уже трехпрестольный, храм с центральным пределом в честь Воздвижения Креста Господня.

Напомним, что владыка Владимир был зверски убит в 1918 году, став первым священномучеником в ХХ веке из числа иерархов Русской Православной Церкви.

После октябрьской революции к этому месту относились уже без надлежащего благоговения. В советское время в деревянном двухэтажном здании резиденции московских митрополитов находилось ремонтно-строительное управление, а бывшая здесь домовая церковь была разорена. Сохраниться до наших дней этому дому было не суждено: он горел дважды - первый раз в 1992 году, а спустя 7 лет был полностью уничтожен пожаром.

Только к 2012 году дом был отстроен заново, завершена внутренняя отделка первого этажа. По решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, теперь резиденция стала местом проведения заседаний Общецерковного суда, созданного Архиерейским Собором в июне 2008 года.

Не стоит село без праведника

Рассказывая об этом удивительном месте, нельзя не упомянуть о том, что и в безбожное советское время в храме Илии пророка не прерывалась молитва. Сюда свозились святыни из закрывающихся московских храмов, а поэтому сегодня там сохранились уникальными старинные иконы. И еще хочется напомнить о том, что у его стен похоронен Иван Яковлевич Корейша - личность уникальная и очень известная.

В ХIХ столетии о нем знали не только в златоглавой Москве, столичном Санкт-Петербурге или губернском городе Смоленске, где родился этот праведной жизни человек, пострадавший за свою любовь к ближнему. Более сорока лет находился он в сумасшедшем доме на Преображенке, из них первые три года был прикован цепями к стене в холодном сыром подвале. И только благодаря тому, что в московскую Преображенскую больницу был назначен доктор Василий Федорович Саблер - известный психиатр, доктор медицины и просто добрый человек, Иван Яковлевич был переведен в светлое большое помещение. Но и здесь он умудрился занять совсем немного места - всего лишь уголок большой комнаты.

К Ивану Яковлевичу Корейше ходила буквально вся Москва. В течение его продолжительного пребывания Преображенская больница расцвела, ее капитал, поскольку с каждого приходящего было установлено брать по 20 копеек на улучшение быта больных, составил несколько тысяч рублей. Причем с бедных по просьбе Ивана Яковлевича за вход не брали. Между ними он делил все, что ему приносили.

Корейша был настолько популярен, что вошел в произведения выдающихся русских писателей как под фактическим, так и под вымышленными именами. О нем писали Федор Михайлович Достоевский в «Бесах», Николай Семенович Лесков в «Маленькой ошибке», Алексей Николаевич Островский в «Женитьбе Бальзаминова».

Умер Иван Яковлевич Корейша 19 сентября (6 сентября по ст. ст.) 1861 года в день памяти Чуда Архистратига Михаила в Хонех. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), Корейшу решили похоронить в Москве, в ограде Черкизовского храма. И в этом также прослеживается связь с Чудовым монастырем, которому раньше принадлежало Черкизово. Владыка уважил просьбу родной племянницы почившего Марии, которая была замужем за дьяконом этого храма Никифором, причем дьяконское место им было получено по ходатайству Корейши к тому же митрополиту Филарету.

Как при жизни Иван Яковлевич привлекал к себе множество людей, так и сейчас на могилу к нему приходят его многочисленные почитатели. Они с благодарностью приносят цветы, молятся. По молитвам угодника Божия многие получают помощь и утешение в житейских и семейных нуждах, в скорбях и болезнях, исцеление от различных недугов, в том числе неизлечимых, освобождение от пагубных страстей, включая алкоголизм и наркозависимость, о чем многие прихожане оставляют свои письменные свидетельства.

Как вернуться к истокам?

Обычно в праздник Крещения Господня на архиерейский пруд, где сооружалась Иордань и освящалась вода, ходили Крестным ходом. В течение всего года в пруду ловили рыбу, которая водилась там в большом количестве, а воду жители близлежащих домов использовали как питьевую.
Правда сегодня не только пить из некогда замечательного водоема нельзя, но и купаться в нем строжайше запрещено. Вся береговая зона завалена строительным мусором и бытовыми отходами. Собственно, поэтому и решили в Илиинском приходе своими силами спасать это уникальное место, которым наградил их Господь.

Тем более что и священноначалие призвало православных христиан внимательнее относиться к окружающей среде. В феврале этого года на Архиерейском Соборе был принят документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», где особо подчеркнуто, что долг христианина трудиться в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей.

И вот 16 июня этого года более двадцати энтузиастов, приготовив мусорные мешки и рабочие перчатки, вышли к пруду на воскресник. Одна из молодых прихожанок храма Ольга Куликовская рассказала, что выросла у этого пруда и конечно же его нынешнее состояние не может оставить ее равнодушной. «Хотя отдыхающих такое состояние пруда не отпугивает, - удивляется Ольга, - и общую картину дополняют еще брошенные пакеты и горы мусора, которые они оставляют после посиделок на природе. Поэтому мы и вышли в июньский день на воскресник для возвращения пруду былого вида, хотелось личным примером засвидетельствовать необходимость заботы о нашей малой родине».

Девушка считает со временем такие воскресники из разовой акции могут перерасти во что-то более определенное, стать повседневной заботой местных жителей о том месте, где они живут. И очень надеется, что в следующий раз в уборке примут уже не 20 человек, а гораздо больше. Ведь и в этот раз некоторые отдыхающие, воодушевленные добрым примером, стали убирать вокруг себя.

Один мужчина из компании рыбаков долго наблюдал за нашими действиями и через какое-то время решил к нам подойти. А, узнав, что мы убираем пруд по собственной инициативе, начал нам помогать, - с улыбкой заметила Ольга.

Причем в уборке пруда участвовала не только молодежь храма, но и прихожане постарше, и дети с родителями. И не только жители близлежащего столичного района Черкизово.

«Кого-то привели с собой друзья. И хотя некоторые прихожане добираются к нам из другого района Москвы, но и они не остались равнодушными, что очень нас порадовало. Я считаю, наш христианский долг не оставаться равнодушным к природным проблемам, и начать нужно со своей малой родины, со своего района, тем более, когда потребность в помощи уже видна невооруженным глазом», - сказала Ольга Куликовская.

Конечно же, мероприятие это не возникло само собой, поясняет еще один его активный участник Кирилл Егоров.

Мы живо откликнулись на обращение нашего настоятеля отца Саввы выйти на уборку, потому что все живем бок о бок и надо друг другу помогать. И показывать другим, что мусорить нельзя и есть люди, которым небезразлична чистота, - заметил Кирилл.

«Оказывается, навести вокруг себя порядок можно и малыми силами?» - спросила я у Кирилла, однако с таким заключением он позволил себе не согласиться.

Не могу сказать, что «малыми», - ответил он, - если учесть, что мы там трудились порядка трех часов. Как раз сил достаточно много было потрачено. Было видно, как все устали. Это была очень серьезная работа. Все увлеклись и тщательно стали убирать территорию, хотя не всю убрали, в основном, прогулочные места. Но наша инициатива произвела эффект на окружающих: многие люди, которые отдыхали, тоже воодушевились и начали сгребать вокруг себя мусор. Считаю, такая акция очень полезна, ее надо шире освещать, рассказывать о ней на приходе. После мы сделали фотоотчет об этом мероприятии, который разместили на стенде у храма. Кроме того у нас появилась идея подготовить плакаты и укрепить их в местах, где народ отдыхает. Смысл их в том, что нам небезразлично место, где мы живем. Чтобы все видели, что здесь убирались, и не дворники, которым платят, а обычные люди, которые здесь живут. Такая социальная инициатива в любом случае принесет пользу и, может быть, люди станут по-другому к этому относиться.

«Не надо бороться за чистоту - надо подметать», - сказал однажды известный писатель Михаил Зощенко. И правда, разве сложно, как метко подметил прихожанин черкизовского храма Кирилл Егоров, просто собраться вместе тем, кому небезразлична чистота и, засучив рукава, навести вокруг себя порядок. Ведь эта удивительная природа дана нам самим Создателем, а сохранена заботой многих поколений, как показывает история, замечательных людей, которые не только любовались ею, но берегли и преумножали ее красоту. Так почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь сколько радости приносит такое по-настоящему хорошее дело, не передать словами!

Я живу рядом с интересным и старинным храмом, вот его небольшая история...
Московский храм во имя пророка Божия Илии в Черкизово построен в 1690 году на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году. В XIV веке село Черкизово принадлежало выходцу из Орды царевичу Серкизу, который продал его своему единоплеменнику Илье Азакову.
Последний, по всей вероятности, в честь своего святого и поставил здесь древнейшую Илиинскую церковь.

История храма тесно переплетена с жизнью многих русских митрополитов. Прежде всего, со святителем Алексием. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту, он приобрел его для себя и своих преемников по сану и сделал храм летней резиденцией московских первосвятителей.
Черкизово для митрополита всея Руси было местом уединения и отдыха, где он мог оглянуться на пройденный жизненный путь, собраться с силами на будущее, да и просто повидаться с близкими людьми.

В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм устоял. В годы Великой Отечественной войны верующие и духовенство храма собрали один миллион рублей на сооружение самолетов (ведь пророк Божий Илия является покровителем авиации) и передали их И.В.Сталину, который в ответ направил благодарственную телеграмму.

В середине XX века в Илиинскую церковь в Черкизове свозились иконы из соседних храмов, подлежавших уничтожению. Настоятелем церкви в то время был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Чтимые образы Божией Матери «О, Всепетая Мати», Иерусалимская, Иверская (афонский список), Покрова и Успение, а также иконы: пророка Божия Илии, Семи отроков Ефесских с частицами мощей, св.Симеона Богоприимца, свт.Николая Чудотворца, прп.Сергия Радонежского, прп.Серафима Саровского, свт.Алексия Московского, свт.Петра Московского и иные.

Видите, с каким примечательным и знаменитым храмом находится наш парк, где я обычно гуляю...

Сохранено