Смотреть что такое "Егэ" в других словарях
Введение ЕГЭ
Задания по каждому предмету делятся на три части (блока ): A , B , C .
Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.
На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером .
Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развернутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определенный вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.
КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию текста.
В таблице приведены коды, длительность, количество заданий и максимальный первичный балл на ЕГЭ 2009 года . Также включено минимальное количество баллов (нижняя граница удовлетворительной отметки), которое определяется в тестовых баллах.
Код | Предмет | Длительность (минут) |
Задания блока A |
Задания блока B |
Задания блока C |
Максимальный первичный балл |
Минимальное количество баллов |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Русский язык | 180 | 30 | 8 | 1 | 60 | 37 |
2 | Математика | 240 | 10 | 11 | 5 | 37 | - |
3 | Физика | 210 | 25 | 5 | 6 | 50 | - |
4 | Химия | 180 | 30 | 10 | 5 | 66 | - |
5 | Информатика и ИКТ | 240 | 18 | 10 | 4 | 40 | 36 |
6 | Биология | 180 | 36 | 8 | 6 | 69 | 35 |
7 | История | 210 | 32 | 11 | 7 | 68 | - |
8 | География | 180 | 31 | 12 | 7 | 61 | 34 |
9 | Английский язык | 160 | 28 | 16 | 2 | 80 | - |
10 | Немецкий язык | 160 | 28 | 16 | 2 | 80 | - |
11 | Французский язык | 160 | 28 | 16 | 2 | 80 | - |
12 | Обществознание | 210 | 30 | 6 | 8 | 62 | - |
13 | Испанский язык | 160 | 28 | 16 | 2 | 80 | - |
18 | Литература | 240 | нет | 12 | 5 | 39 | 30 |
Бланки ЕГЭ
- Бланк регистрации используется для регистрации участников экзамена
- В бланк ответов № 1 вносятся ответы на задания блоков A и B
- Для развёрнутых ответов на задания блока C используются бланк ответов № 2 и дополнительный бланк ответов № 2
Все бланки ЕГЭ имеют размер 210 мм × 305 мм:
Кроме основной стороны экзаменуемые могут использовать оборотную:
Заполнение всех бланков ЕГЭ должно вестись строго по установленным правилам , в противном случае данные могут быть неправильно распознаны, что засчитывается за неправильный ответ.
Выставление оценок за ЕГЭ
Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет первичный балл испытуемого. Количество первичных баллов различается по разным предметам, например, минимальное количество первичных баллов в 2009 году содержит ЕГЭ по математике (37 первичных баллов), а максимальное - ЕГЭ по биологии (69 первичных баллов) и иностранным языкам (80 первичных баллов).
Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от сложности заданий и статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзамена и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкала не является линейной , например, на экзамене по русскому языку в 2008 году 30 первичных баллов из 60 переводились в 52 тестовых балла, а на экзамене по математике 18 первичных баллов из 37 переводились в 58 тестовых баллов . Другой особенностью шкалы пересчета является то, что небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичном балле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительному изменению тестового балла (например, 1 первичный балл соответствует 6 тестовым баллам по всем предметам, кроме иностранных языков), в то время как посередине шкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1 или 2.
Статистические данные о результатах ЕГЭ доступны .
Результаты ЕГЭ
Во время проведения ЕГЭ в качестве эксперимента информацию о результатах экзамена можно было получить на сайте, введя паспортные данные участника.
Апелляции по результатам ЕГЭ
После получения результатов ЕГЭ, участник ЕГЭ может подать апелляцию в конфликтную комиссию субъекта РФ для пересмотра результатов проверки работы. При этом формальная подача апелляции является единственной возможностью для участника экзамена ознакомиться со своей работой после её проверки.
Апелляция может быть подана только в двух случаях:
- В случае несогласия участника экзамена с распознаванием ответов в заданиях частей А и B, то есть тех заданий, по которым проводится компьютерная проверка. Участник экзамена получает бланк своей работы и распечатку того, как ответы были распознаны компьютером. В случае некорректного распознавания ответа, он может быть исправлен решением конфликтной комиссии.
- В случае несогласия участника экзамена с результатами проверки части С экспертами. В этом случае оценка может быть пересмотрена (в том числе в сторону уменьшения количества баллов) после дополнительной проверки работы конфликтной комиссией.
Решение конфликтной комиссии субъекта РФ может быть пересмотрено Федеральной конфликтной комиссией .
ЕГЭ как выпускной экзамен в школе
Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике . Выпускники допускаются до экзаменов если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок по всем предметам.
Выпускник должен получить по этим экзаменам оценку, не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Если учащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получает неудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он может повторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом ее пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании.
Также выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата . В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.
Поступление в вузы по результатам ЕГЭ
Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях - три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным (в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количество экзаменов до трех, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету.
При приёме на специальности, предполагающие наличия у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств вузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трех экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством образования и науки .
Избранным вузам разрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок их проведения определяется Правительством РФ . В 2009 году дополнительные вступительные экзамены профильной направленности по отдельным специальностям получили право проводить 24 вуза .
Без вступительных испытаний могут приниматься в вуз победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников . Победители и призеры иных олимпиад из числа утвержденных Министерством образования и науки могут приниматься в вуз без вступительных экзаменов или без сдачи части вступительных испытаний . На специальности, связанные с физкультурой и спортом , без экзаменов принимаются чемпионы Олимпийских игр .
Предполагается, что введение ЕГЭ упростит поступление в вузы для абитуриентов из сельской местности и удаленных регионов. Абитуриент сможет подать заявление в выбранный вуз и приложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ заочно - по почте или через интернет , не приезжая лично в выбранный вуз. При этом можно подать заявление в несколько вузов. Вузы могут проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств о результатах ЕГЭ.
Поступление в ссузы по результатам ЕГЭ
В 2009 году поступление в образовательные учреждения среднего профессионального образования производится преимущественно по результатам ЕГЭ. Поступающие должны сдать два экзамена из утвержденного перечня вступительных испытаний . При этом экзамен по русскому языку является обязательным, а второй экзамен поступающий может выбрать самостоятельно, если в перечне вступительных испытаний содержится три или более экзамена. На отдельные специальности, предполагающие наличия у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств ссузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс.
Полемика вокруг ЕГЭ
Примечания
- Федеральный закон № 17-ФЗ от 09.02.2007 о введении ЕГЭ
- Приказ Рособрнадзора № 74 от 19.01.2009 «Об утверждении сроков и единого расписания проведения ЕГЭ… в 2009 году»
- Спецификации и демо-версии КИМ 2009 г.
- Демонстрационные варианты ЕГЭ всех лет
- Распоряжение от 06.06.2009 № 1245-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
- Распоряжение от 01.06.2009 № 1218-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
- Распоряжение от 01.06.2009 № 1219-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по биологии, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
- Распоряжение от 08.06.2009 № 1251-10 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по географии, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году"
- Распоряжение от 08.06.2009 № 1252-10 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по литературе, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году"
В 1999 году в России был создан Федеральный центр тестирования. Задача его сотрудников заключалась в разработке системы тестирования, а также отслеживании по стране качества знаний, получаемое в образовательных учреждениях. Под руководством директора центра началась усиленная работа над формированием идеи и методики проведения ЕГЭ.
Первые этапы новой системы
Внедрение новой системы потребовало не один год, и проходило оно поэтапно. В 2001 году в силу вступило постановление Правительства РФ об экспериментальном проведении единого государственного экзамена. Участие приняли 5 областей. Экзамен проводился по восьми предметам из школьной программы. Перед стартом эксперимента в обязательном порядке прошла масштабная кампания по информатизации общества о новой системе оценки знаний учащихся. Средства массовой информации не остались в стороне. На телевидении выходили передачи, в которых рассказывалось о плюсах и минусах ЕГЭ. Для преподавателей и школьников были организованы тренинги и конференции.Из года в год новая система тестирования набирала обороты, и к 2005 году планировалось сделать ее обязательной.
В 2002 году уже 16 регионов России приняли участие в эксперименте по проведению ЕГЭ. По результатам экзамена велся прием абитуриентов в 117 ВУЗах по всей стране. В 2003 году количество регионов возросло до 47.
В эксперименте приняли участие высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области культуры и спорта, и некоторые медицинские ВУЗы.
Несмотря на видимые плюсы единого государственного экзамена, росло количество недовольных. В их число входили сами школьники и родители, преподаватели, деятели науки и культуры. Такой способ оценки знаний не учитывал разницу в условиях обучения, не имел индивидуального подхода. Не все ВУЗы принимали по результатам экзамена, поэтому школьники испытывали двойную нагрузку, потому что сдавали экзамены повторно. В Министерстве образования все эти жалобы и предложения рассматривались, и каждый год появлялись нововведения в ЕГЭ.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал единственной формой выпускных экзаменов для школ уже достаточно давно – в 2009 году, а впервые его опробовали еще на рубеже тысячелетий. В правила ЕГЭ постоянно вносятся коррективы, заставляющие каждый год волноваться школьников и их родителей.
О том, что систему ЕГЭ ждут большие изменения, было известно давно. Первым об этом заявил Дмитрий Ливанов – бывший глава Министерства Образования. О том, что курс на преобразования будет поддержан, в первых своих интервью сказала и новый руководитель ведомства Ольга Васильева. Реформа будет продолжаться несколько лет, и ЕГЭ 2018 не станет исключением.
Первое, что волнует всех школьников: и тех, кто готовится к выпускному, и тех, кто только начинает учебу, – это вопрос «Отменят ли ЕГЭ в 2018 году?». Ответ на него давали и нынешний министр образования, и предыдущий: в саму систему государственного экзамена вложено слишком много сил, чтобы говорить сейчас о его отмене. ЕГЭ показал себя как отличная система проверки знаний выпускников, дающая объективные и точные оценки уровня знаний учащихся.
А потому в настоящем времени можно говорить лишь о дальнейшем реформировании ЕГЭ, о его преобразованиях и изменениях. Если количество и качество последних вызывают бурные дискуссии, то отмены ЕГЭ в 2018 году, как и в последующие, точно не будет.
Обязательные предметы ЕГЭ 2018 года
Сколько предметов сдавать на ЕГЭ 2018? Этот вопрос очень беспокоит сегодняшних старшеклассников. И основания для такого беспокойства есть или, правильнее сказать, были. Дело в том, что в одном из интервью предыдущий министр образования Дмитрий Литвинов заявил, что к 2018 году количество предметов на ЕГЭ увеличится до шести. В 2017 году, по его словам, к числу обязательных экзаменов должен был добавиться третий, а в 2018 – четвертый плюс два экзамена на выбор, итого шесть. Но с приходом к власти нового министра – Ольги Васильевой – изменилась и стратегия реформирования ЕГЭ.
О том, что к двум существующим сегодня обязательным предметам должен добавиться третий, говорили уже довольно давно – первые слухи появились в 2014 году. Однако до сих пор никаких действий на этот счет не предпринималось. И даже по окончании 2016–2017 учебного года выпускники будут по-прежнему сдавать три экзамена – два обязательных и один по выбору.
Однако в 2018 году, то есть по окончании 2017–2018 учебного года, третий обязательный экзамен, скорее всего, прибавится. Об этом было сказано еще в 2015 году, подтверждают это и чиновники из Минобрнауки. Остается только решить, какой предмет войдет в тройку обязательных.
Сегодня фаворитом среди всех прочих школьных дисциплин считается история. В пользу предмета высказался даже президент, отметив, что сегодня знание родной истории у школьников оставляет желать лучшего. Как заметил министр, возведение дисциплины в число тех, по которым сдаются обязательные экзамены, повысит интерес к науке и заставит и учеников, и учителей уделять предмету больше внимания. Так ли это – покажет время.
На втором месте по популярности – обществознание. Как свидетельствует статистика ФИПИ, этот предмет школьники выбирают чаще других – примерно треть учеников сдает обществознание в качестве экзамена по выбору. Однако после реформирования экзамен стал несколько сложнее, а потому утверждать, что обществознание – простой предмет, уже нельзя.
На третьем месте – физика. За этот предмет высказываются поклонники инженерных вузов. Ориентирование на точные науки давно уже будоражит умы чиновников от образования, однако для многих школьников физика оказывается слишком сложным и трудным для изучения предметом. Учитывая это, утверждать, что дисциплина войдет в число обязательных, нельзя.
Сегодня с точностью сказать, какие обязательные предметы входят в ЕГЭ 2018, нельзя. Точное количество и наименование экзаменов будет известно ближе к началу 2017–2018 учебного года, то есть до сентября 2017-го. Пока твердо известно лишь одно – русский язык и математику сдавать придется в любом случае.
Свежие новости
Со вступлением в должность новый министр образования дала сразу несколько пространных интервью, где немало внимания было уделено и вопросам ЕГЭ. Васильева подтвердила, что курс на преобразования ЕГЭ, взятый еще при предыдущем руководителе, по-прежнему актуален. Однако министр – поклонник постепенных изменений, плавного реформирования, а не резких нововведений. Кроме того, Васильева сообщила, что прежде чем вводить какие-либо глобальные изменения в ЕГЭ, их обязательно доведут до сведения общественности. Таким образом, стоит надеяться, что масштабных преобразований структура ЕГЭ в 2018 году не претерпит. Однако запланированные изменения все же состоятся.
Говоря об изменениях, прежде всего подразумевается реформирование ЕГЭ по литературе. Новая модель экзамена уже анонсирована ФИПИ, и ознакомиться с демоверсией КИМ можно на сайте ведомства. Итак, что нового принесет ЕГЭ по литературе в 2018 году, будут ли писать сочинение школьники, и насколько сложным станет экзамен?
Задания с краткими ответами будут исключены. Некоторое время назад литература лишилась тестовой части; вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех были заменены на вопросы с краткими ответами. Эта часть направлена на проверку терминологии – экзаменаторы должны убедиться, что учащиеся владеют всеми терминами, используемыми в дисциплине. Однако новый министр заявила, что с 2018 года литература станет более творческим предметом, а потому и надобность в специальной «терминологической» части отпадает.
Упрощение задания на анализ произведения. Второй тип задания представляет собой некий вид мини-сочинения, когда представленный в КИМ текст необходимо было сопоставить с двумя другими, которые школьник должен вспомнить самостоятельно. С 2018 года для анализа учащимся потребуется приводить лишь один текст.
Увеличение количества тем для сочинений. До 2018 года для написания сочинения школьникам предлагалось лишь три темы на выбор. После реформы количество тем увеличится до четырех либо даже пяти.
Увеличение объема сочинения. Сегодня минимальный объем сочинения равняется 200 словам. С 2018 года его длина должна составить не менее чем 250 слов.
Появление оценок за сочинение. Сегодня, как известно, существует лишь два критерия для экзаменационного сочинения – «сдано» или «не сдано». В 2018 году планируется ввести шкалу оценок для этого блока экзамена – теперь сочинение будет оцениваться по пятибалльной, привычной для школьников, системе.
Новая модель ЕГЭ по литературе сейчас проходит тестирование в 44 регионах и, если результат будет удовлетворительный, в 2018 году она станет основной. В августе все проектные документы будут выложены в общий доступ на сайте ФИПИ и, в течение нескольких месяцев, будет проходить их общественное обсуждение.
ЕГЭ по иностранному языку
В Министерстве образования решили, что иностранный язык в 2018 году по-прежнему не будет входить в перечень обязательных предметов. Притом, что дискуссии на этот счет ведутся очень ожесточенные, так как все понимают, насколько важен иностранный язык для построения карьеры.
В итоге, на сегодняшний день, принято решение, что обязательным экзаменом иностранный язык станет только на ЕГЭ 2022.
Пока же, те 11-ти классники, которые хотят аттестоваться по нему, выбирают иностранный как дополнительный экзамен.
На ЕГЭ 2018 выбор языков будет следующим:
- Английский;
- Немецкий;
- Французский;
- Испанский;
- Китайский.
Китайский язык вошел в программу после того, как в 2016 году в амурских школах были успешно проведены пробные экзамены.
ЕГЭ 2018 в Крыму и Севастополе
Уже известно абсолютно точно, что ЕГЭ 2018 в Крыму и Севастополе будет добровольным. Причем это последний год подобных преференций.
Выпускники школ полуострова могут выбирать между сдачей ЕГЭ и классическими выпускными и вступительными экзаменами в ВУЗы.
Между тем статистика говорит о том, что за прошлый год в Севастополе выбрали ЕГЭ 84% выпускников, а, в целом по Крыму, цифра намного ниже – 34%.
Итоги
Изменения в ЕГЭ в 2018 году будут – об этом говорит и сама Васильева, и чиновники различных ведомств, курирующих этот вопрос. Однако о том, какими именно будут эти изменения, говорить пока рано – точные сведения появятся лишь во второй половине 2017 года.
Лекция 17. Единый государственный экзамен, его компоненты, технология проведения, шкалирование и интерпретация результатов.
1.Цели и задачи эксперимента по введению ЕГЭ.
2.Контрольно-измерительные материалы (КИМы).
3.Технология разработки КИМов, организации и проведения ЕГЭ.
4.Шкалирование результатов ЕГЭ и использование их в управлении качеством образования.
5.ЕГЭ и Общероссийская система оценки качества образования.
1. Цели и задачи эксперимента по введению Единого государственного экзамена.
1. Цели эксперимента по введению Единого государственного экзамена . Эксперимент по введению ЕГЭ, начатый в 2001 г., Открывает новую страницу в развитии отечественной системы образования и имеет инновационный характер не только по замыслу, но и по форме проведения, по масштабам и отсутствию жесткой регламентации со стороны органов власти. Впервые в истории отечественного образования предпринята попытка не директивным, а экспериментальным путем определить целесообразность фундаментальной перестройки деятельности учебных заведений и системы управления качеством образования.
Эксперимент имеет две цели: повышение доступности высшего образования и качества среднего школьного образования, реализация которых достигается одновременно за счет совмещения в одной процедуре школьного выпускного экзамена и вступительного экзамена в высшие учебные заведения . По результатам ЕГЭ выпускники школ получают две оценки, одна из которых выставляется в школьной пятибалльной шкале, а другая - в стобалльной шкале для предоставления приемным комиссиям вузов и ссузов.
Задачи, решаемые с помощью ЕГЭ. К числу основных задач, решаемых в ЕГЭ, относятся:
Объективизация оценки качества образования на основе создания механизма внешнего оценивания и использования педагогических измерений;
Повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузовских центров мест проживания;
Объективизация требований к" общеобразовательной подготовке абитуриентов учебных заведений в системе профессионального образования;
Снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет уменьшения числа экзаменов; - развитие преемственности общего и профессионального образования, обеспечивающей готовность выпускников» школ продолжить образование;
Совершенствование системы.государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки качества подготовки выпускников.
Решение последней задачи, в частности, позволяет говорить о существенном вкладе ЕГЭ в становление и развитие Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), создание которой происходит сейчас в России. Выполняя свои основные задачи, ЕГЭ является важным структурным элементом ОСОКО и одним из центральных звеньев в развитии и совершенствовании системы управления качеством образования.
Решение перечисленных задач обеспечивается выполнением работ по ряду направлений, к которым относятся: формирование нормативно-правовой базы эксперимента; создание КИМ; разработка технологии проведения ЕГЭ; обеспечение информационной безопасности процедур, материалов и результатов экзамена; формирование информационных систем сопровождения эксперимента и использования его данных в образовании; подготовка специалистов для кадрового обеспечения эксперимента; мониторинг ЕГЭ; анализ и интерпретация данных мониторинга в целях повышения качества образования.
Схемы участия регионов в ЕГЭ и развитие эксперимента. После принятия решения об участии в ЕГЭ регион на добровольной основе выбирает одну из возможных схем проведения экзамена, которая может отличаться от других количеством и составом предметов, добровольностью или обязательностью аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ долей компьютерного тестирования и другими специфическими особенностями, обусловленными финансовыми возможностями региона, его материальной базой, уровнем развития коммуникаций, числом вузов, их готовностью к участию в эксперименте и т.д.
В соответствии с основной линией на отсутствие жесткой директивности со стороны федеральных органов управления образованием в ЕГЭ сохраняется максимально возможная вариативность схем проведения, которые нередко меняют сами регионы в процессе развития эксперимента.
Несмотря на существующую нормативную базу, определяющую перечень обязательных предметов при итоговой аттестации выпускников школ, многие регионы в рамках работ по совершенствованию схемы проведения ЕГЭ отказываются от обязательных предметов и предоставляют выпускникам право самостоятельного выбора числа экзаменов и самого участия в ЕГЭ. Показательно, что по мере расширения сферы действия принципов вариативности и добровольности число участников эксперимента неуклонно растет вместе с проявлением позитивного отношения общества к эксперименту.
Анализ данных мониторинга ЕГЭ убедительно свидетельствует о резком увеличении числа регионов, участвующих в эксперименте, и повышении доверия к ЕГЭ со стороны органов управления образованием, профессионального сообщества вузов и школ, учащихся и их родителей. В частности число регионов - участников эксперимента - изменилось с 6 в 2001 г. до 78 в 2005 г.,- а количество выпускников этих регионов, сдававших в 2005 г. экзамены в форме ЕГЭ по математике и русскому языку, превысило 50 % . Значительно расширился список вузов и ссузов, принимающих абитуриентов по результатам ЕГЭ. В 2005 г. в эксперименте приняли участие 1543 вуза (включая филиалы) и 1765 ссузов, тогда как в 2001 г. в нем участвовали лишь 16 вузов. Резко увеличилось общее количество предметов, выносимых на ЕГЭ в регионах. Согласно данным мониторинга и региональной статистики, за годы эксперимента существенно возросло число выпускников из сельских районов, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ. В целом тенденции эксперимента говорят о том, что связываемые с ЕГЭ надежды на расширение доступности высшего образования для жителей сельских и отдаленных районов России полностью оправдываются. Это находит свое подтверждение в данных мониторинга ЕГЭ.
Участие учителей в проведении ЕГЭ. Учителя нередко выступают организаторами проведения ЕГЭ в школах, однако они работают только с теми выпускниками, которые не являлись ранее их учениками. В этом случае педагоги принимают участие в подготовке к проведению экзамена, организуют саму процедуру тестирования, обеспечивают сбор и отправку материалов экзамена.
При подготовке к тестированию учителя получают все необходимые материалы, включающие комплекты КИМ с запасными материалами на случай опечатки, списки выпускников, формы протоколов проведения тестирования, в которых отмечаются все отклонения от требований стандартизации» и руководство по проведению тестирования, включающее описание всех требований к проведению ЕГЭ.
После завершения экзамена организаторы собирают материалы: использованные и неиспользованные тесты, заполненный протокол проведения тестирования и прилагают списки учащихся. Эти материалы передаются в специальные центры для проверки и дальнейшей обработки, получившие в системе ЕГЭ название региональные центры обработки информации (РЦОИ). Задания с выбором ответов подвергаются автоматизированной проверке на местах или в Москве, а для проверки заданий с развернутыми ответами приглашаются эксперты, работа которых организуется по месту проведения экзамена в условиях полной информационной безопасности и независимости экспертных суждений.
2. Контрольные измерительные материалы
Структура КИМ. В структуре КИМ выделяют три части (А, В, С), имеющие различное число заданий в зависимости от предмета. Например, заданий по биологии и истории может быть 50, а по русскому языку- 40,
В части А по всем предметам содержатся только задания с выбором ответов. Задания части В значительно варьируют по форме и предполагают возможность краткого регламентированного ответа, установления соответствия между элементами двух множеств и правильной последовательности различных процессов, явлений, объектов. Часть С предназначается для свободного конструирования ответа. Например, при тестировании по русскому языку дается задание написать небольшую письменную работу (сочинение), по математике - дать развёрнутые решения заданий и т.д.
Содержание КИМ. Результаты ЕГЭ используются при итоговой аттестации учащихся и отборе абитуриентов. Содержание КИМ предназначено для получения персонифицированной информации о достижении выпускниками школ базового и повышенного уровней подготовки по предметам. Поскольку при аттестации требуется проверить освоение- выпускниками большинства элементов предметной подготовки, а время экзамена ограничено, для повышения репрезентативности охвата содержания образования приходится варьировать спецификации КИМ ЕГЭ незначительно внутри одного года и более существенно по годам. Благодаря специальному планированию, осуществляемому предметными комиссиями по разработке КИМ, за 2-3 года удается охватить все необходимые содержательные элементы. Из-за вариации спецификаций КИМ снижается сопоставимость результатов выпускников, но расширяются возможности использования результатов ЕГЭ на федеральном и региональном уровнях в мониторинге качества образования. Таким образом, на основе анализа результатов по отдельным годам ЕГЭ удается получить обоснованную информацию о тенденциях в изменении общеобразовательной подготовки выпускников школ России.
В целом содержание КИМ отбирается на основе спецификаций, которые ежегодно обновляются в Интернете и включают обобщенные планы экзаменационных работ со ссылками на соответствующие позиции кодификаторов (пронумерованных перечней содержательных элементов по предметам). В содержании КИМ отображаются только предметные знания и умения, которым обучают в школе, хотя это противоречит современным воззрениям на приоритеты в обучении, принятым во многих, странах. Вследствие этого российские учащиеся показывают невысокие результаты в международных сравнительных исследованиях качества образования. Они не умеют выполнять задания, требующие приме нения знаний в ситуациях, имитирующих жизненные, или междисциплинарных умений.
Анализ результатов выполнения КИМ в контексте содержательной интерпретации дает важную информацию для совершенствования требований ГОС и повышения качества образования. Согласно результатам анализа, проведенного предметными комиссиями по разработке КИМ и опубликованного в 2006 г. в аналитическом докладе , задания базового уровня трудности выполняют в основном выпускники, получившие по ЕГЭ хорошие и отличные оценки. Процент учащихся этой группы, справившихся со всеми заданиями базового уровня, несколько выше по математике и русскому языку (более 90 %) и ниже по остальным предметам (не более 85 %). Около половины выпускников, получивших по результатам ЕГЭ «два» и «три», не осваивают и половины планируемого к изучению материала. Этот результат помогает выявить проблемы, связанные с завышенными требованиями ГОС и излишним объемом содержания школьного образования.
3. Технология разработки контрольно-измерительных
материалов, организации и проведения
Единого государственного экзамена
Структуры, участвующие в организации и проведении ЕГЭ. К числу структур, осуществляющих организационно-управленческую и научно-методическую поддержку при реализации технологии ЕГЭ, относятся федеральные и региональные органы управления образованием, Федеральный центр тестирования (ФЦТ), Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), компания «КРОК», региональные центры обработки информации и различные организации (вузы и другие образовательные структуры), выполняющие на конкурсной основе исследовательские проекты для формирования научно-методических основ технологии проведения ЕГЭ и совершенствования КИМ.
Технология разработки КИМ. Технологический ежегодный цикл разработки КИМ по предмету начинается с пересмотра кодификатора элементов содержания, подлежащих проверке, а также с создания спецификации и демонстрационного варианта КИМ. Обычно по 13 Предметам, заявленным в ЕГЭ, ежегодно разрабатывается не менее 10 тысяч новых заданий. Помимо целевого заказа на задания для пополнения банка ЕГЭ объявляется конкурс, в котором принимают участие все желающие авторы тестовых заданий из различных регионов России. Материалы, представленные на конкурс, проходят экспертизу, по результатам которой осуществляется отбор и покупка тестовых заданий для банка ЕГЭ. Специалисты ФИЛИ, используя банк, формируют варианты КИМ. Затем проводится экспертиза качества содержания вариантов, анализ их параллельности и соответствие заданий требованиям тестовой формы. После коррекции, основанной на результатах экспертизы, КИМ передаются на апробацию, проводимую на репрезентативных выборках учащихся: школ России. Обработка данных апробации и их анализ позволяют выполнить очередную коррекцию, после завершения которой получаются эквивалентные варианты КИМ с комплектами сопроводительной документации для проведения ЕГЭ, созданные в условиях высокого уровня информационной "безопасности и хранящиеся в специальных помещениях до начала ЕГЭ.
После проведения экзамена и обработки данных специалисты ФИПИ готовят аналитический отчет, содержащий рекомендации по совершенствованию КИМ, которые учитываются при выполнении очередного ежегодного технологического цикла.
Технология проведения ЕГЭ. При проведении ЕГЭ основной технологией является бланочная, предполагающая выдачу заданий выпускникам на бумаге. Реализация бланочной технологии зависит от организации, занимающейся ее осуществлением. Так, ФЦТ все материалы печатает в Москве, а затем перед началом экзамена передает пакеты с КИМ и бланками ответов в регионы, КРОК поддерживает технологию, при которой бланки ответов распечатываются по месту применения в регионах.
При использовании, компьютерного тестирования, в ЕГЭ технология носит смешанный характер, поскольку задания части С с развернутыми ответами выполняются на бумажных бланках. Единая технология проведения ЕГЭ пока еще не сложилась. Каждый из вариантов проведения эксперимента имеет свои достоинства и недостатки, выявить которые в полной мере можно лишь по его окончанию.
4. Шкалирование результатов Единого государственного
экзамена и использование их в управлении
качеством образования
Виды используемых шкал в ЕГЭ. В соответствии с заявленными целями и решаемыми задачами по данным ЕГЭ выставляются две оценки - в сто- и пятибалльной школьной шкале. Первую получают специалисты ФЦТ путем шкалирования первичных данных ЕГЭ, преобразования их в стандартную шкалу логитов на основе современной теории тестов. Вторая, школьная, выбирается специалистами группы по шкалированию, организуемой Рособрнадзором во время экзаменов и состоящей из тестологов, представителей предметных комиссий ФИПИ и сотрудников ФЦТ. Для выбора границ интервалов стобалльной шкалы и установления их соответствия оценкам четырехбалльной шкалы результаты ЕГЭ по каждому предмету и всем регионам подвергаются многоаспектному анализу, включающему проблемы содержательной: валидности школьных баллов и сопоставимости оценок по предмету в ЕГЭ разных лет.
Сопоставимость результатов ЕГЭ разных лет. Для обеспечения содержательной сопоставимости результатов тестирования многие страны, в которых есть национальные экзамены в форме тестов или другие виды массового тестирования, вводят стандартизованные уровневые шкалы (см. раздел 13.5), позволяющие проследить связь между содержанием тестов по годам. Важное преимущество уровневых шкал заключается в расширении возможности интерпретации результатов экзаменов, поскольку тестовый балл можно дополнять содержательным описанием подготовки вьь пускников школ в терминах, освоенных и не освоенных тематических элементов предмета.
Для введения содержательной интерпретации в практику ЕГЭ необходимо, прежде всего, провести цикл работ по совершенствованию структуры ГОС на основе идей уровневой дифференциации и содержательно описать различные уровни общеобразовательной подготовки по всем школьным предметам. Затем на репрезентативной выборке выпускников школ России следует построить устойчивую шкалу стандартных тестовых баллов и выделить диапазоны шкалы путем соотнесения их с содержанием заданий, выполненных на каждом уровне.
В терминах теории педагогических измерений сопоставимость означает возможность переноса результатов тестирования различных лет на единую шкалу. Сопоставимость обеспечивает выпускнику возможность однократной сдачи ЕГЭ и использования своих результатов при неудачном поступлении в вуз в последующие годы, а управленцам - возможность проведения сравнительных исследований качества образования.
Традиционный подход к решению проблемы сопоставимости основан на определении норм так называемого якорного теста для составления таблиц эквивалентности баллов по разным тестам. В качестве якорного выбирается тест, который стандартизуется на национальной репрезентативной выборке испытуемых, тщательно сформированной из генеральной совокупности в масштабах всей страны.
На основе якорного теста определяются репрезентативные общенациональные нормы по различным предметам. Данные, собранные на национальной выборке по якорному тесту, служат для построения шкалы единых показателей. Каждый новый тест, разрабатываемый в последующие годы, калибруется относительно якорного теста, в результате чего можно установить, какой результат испытуемого в последующие годы эквивалентен показателю в якорном тесте.
Для построения таблиц перевода в общем случае на одной и той же выборке испытуемых обычно используют метод равных перцентилей, согласно которому показатели считаются эквивалентными, если они имеют равные перцентилей и получены на нормальной группе сравнения по параллельным вариантам тестов. К недостаткам метода можно отнести высокую стоимость, неизбежную коррекцию и совершенствование содержания тестов, изменение содержания образования и приоритетов в учебных дог стяжениях, а к достоинствам - стабильность и высокую точность, поскольку результаты по всем последующим версиям тестов сравниваются с одним якорным тестом.
В связи с появлением теории IRT стали использовать более эффективные технологии, обеспечивающие сопоставимость результатов тестирования по различным годам. Эта технология основана на включении в тесты различных лет групп якорных (общих) заданий, связывающих цепочкой результаты по более поздним и более ранним версиям теста. Отсчет ведется от шкалы, построенной на эталонной группе сравнения. Тем самым каждый вариант очередной версии теста благодаря блоку общих заданий связывается с предыдущим и последующим вариантами батареи тестов.
Для пользователей тестов обычно разрабатываются необходимые разъяснительные материалы, обеспечивающие перевод сырых баллов в производные показатели, сопоставимые с результатами эталонной шкалы. Дополнительные меры по повышению сопоставимости результатов тестирования обеспечиваются специальной теорией выравнивания тестов. Аналогичные современные методы планируется использовать в ЕГЭ.
5. Единый государственный экзамен и Общероссийская система оценки качества образования
Что понимают под Общероссийской системой оценки качества образования . Под Общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, которая обеспечивает основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты .
Основная цель создания ОСОКО заключается в повышении объективности и обоснованности информационной основы системы управления качеством образования в России, а также обеспечении всех участников образовательного процесса и общества в целом достоверной информацией о качестве образования в стране.
В соответствии с поставленной целью к основным задачам ОСОКО можно отнести:
Оценку качества учебных достижений обучаемых и выпускников учебных заведений на различных образовательных ступенях;
Разработку научно-методического обеспечения процедур и инструментария для оценки качества образования;
Создание структур, обеспечивающих качество инструментария и технологий педагогических измерений (центров сертификации);
Создание центров статистической обработки и анализа данных о качестве образования, организацию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.
Процесс создания ОСОКО в России пока не завершен, поэтому число основных задач по мере ее становления может меняться.
Построение ОСОКО предполагает широкое использование существующих организационных структур, механизмов и процедур: ЕГЭ, центров сертификации, аттестации и аккредитации, центров качества образования и мониторинга, работающих на единой научно-методической основе в рамках стратегии развития общероссийской системы оценки качества образования.
ЕГЭ в ОСОКО. ЕГЭ является неотъемлемым структурным элементом ОСОКО и обеспечивает объективную информацию о реальном состоянии качества школьного образования. Данные ЕГЭ позволяют получить оценки состояния образовательных достижений выпускников школ, выявить тенденции и динамику изменения системы среднего образования, сформировать совокупность основных факторов, влияющих на качество образования в различных регионах, и оценить меру их влияния.
ЕГЭ не является единственным информационным источником ОСОКО. Несомненно, что помимо собранной в процессе экзамена информации о предметных знаниях и умениях выпускников школ необходимы дополнительные данные, характеризующие состояние качества образования на различных ступенях (оценки умений применять знания, собранные с помощью портфолио и других средств аутентичного оценивания; оценки междисциплинарных, общеучебных и коммуникативных умений; данные об уровне воспитанности обучаемых и результативности воспитательных воздействий; результаты участия учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах и т.д.).
Важным требованием, обеспечивающим корректность использования данных ЕГЭ в ОСОКО, является учет различных факторов при интерпретации результатов экзамена, лежащих зачастую за пределами влияния школы, но существенно влияющих на качество образования.
Основные этапы и цели Единого Государственного Экзамена в стране.
1. 1997 год. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи был министр образования Владимир Филиппов.
2.
2001-2003 постановления Правительства РФ:
«Об организации эксперимента но введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года. «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.
В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ.
3.
2004-2006
Была поставлена задача: на протяжении трёх лет решить главную проблему ЕГЭ - уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и верительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ.
В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России.
4.
2007-2009
До 2009 года действовала система "+1", когда ни один выпускник не оставался без аттестата из за неудачной сдачи ЕГЭ. На тот момент ещё был официальный перевод баллов ЕГЭ в оценки ().
В 2007 был принят ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». С 2009 года экзамен стал обязательным и единым для всех выпускников страны.
Официальные цели ЕГЭ:
уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников.
Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.
Доводы в пользу ЕГЭ:
1. ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.
2. ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
3. ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
4. ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
5. ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
6. ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
7. Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
8. Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
9. ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
10. ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
11. Заявления о «страдании логического и мыслительного навыка в целом, а также творческого и рационального начала» не имеют под собой никакого основания, поскольку все предметы имеют часть С, которая (в случаях с русским, историей, обществознанием некоторыми другими предметами) требует именно аргументированного доказательства своей позиции
Доводы против ЕГЭ:
1. В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
2. Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
3. В ЕГЭ по обществознанию содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
4. ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
5. Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
6. Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
7. ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
8. При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
9. ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ кроме русского.
«ЕГЭ - это зеркало, отражающее уровень подготовки абитуриентов. Можно, конечно, его расколотить, потому что с утра не побрился и физиономия у тебя опухла. Но лучше пойти побриться, и к зеркалу отношение будет гораздо лучше.
Глубинная причина общественного неприятия ЕГЭ - не в методике, а в его социальном эффекте. Интересы значительных групп - а именно населения крупнейших городов страны - оказались ущемлены. Жители Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода после краха СССР в течение 15 лет имели возможность почти монопольно пользоваться важным социальным благом - бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах. Они просто оказались к ним ближе и имели средние доходы, позволявшие платить за курсы подготовки к вузовским экзаменам. Жители же других регионов, малых городов, сел оказались вне системы подготовки в лучшие вузы - и по своему месту проживания, и по своим доходам, в 2-3 раза более низким, чем у живущих в мегаполисах.
Но ведущие вузы в свое время строились для всей страны, и при советской власти 75% московских студентов были иногородними. В начале же 2000-х, когда ЕГЭ только задумали, в Москве осталось лишь 25% студентов из других регионов, в Питере - треть. Сейчас у нас в «Вышке», например, их уже почти 60%. Например, если раньше в ВШЭ или МГУ на бюджет можно было поступить с 70-75 баллами (наши экзамены, «пересчитанные» в ЕГЭ), то сегодня - с 80-85. В нормальный хороший московский вуз пять лет назад мог поступить москвич, который имел «четверку» (по ЕГЭ это 55-70 баллов) по профильному предмету, сегодня граница проходного сместилась вверх - это не меньше 62-65 баллов. Ситуация поменялась, и интересы людей, которые не могут платить за обучение детей в лучших вузах, но могут тратиться, скажем, на вузовских репетиторов, оказались против ЕГЭ. Они 15 лет строили счастье своих детей на отрешении от возможности развиваться остальному населению страны. Не москвичи это устроили, но они привыкли к этим обстоятельствам, и восстановление справедливости не вызывает у них поддержки».