Основные результаты деятельности петра 1. Причины, цели и результаты реформаторской деятельности Петра I. Преобразования социальной политики

3

Активная преобразовательная деятельность Петра I началась сразу же после возвращения из-за границы.

Какие же цели преследовали реформы Петра I ?

Радикальные петровские преобразования, по мнению А.Б. Каменского, явились «откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший Русское государство во второй половине XVII в.». Реформы должны были обеспечить прогресс страны, ликвидировать отставание её от Западной Европы, сохранить и укрепить независимость, покончить со «старомосковским традиционным образом жизни».

Реформы охватили многие сферы жизни. Их последовательность определялась, прежде всего, нуждами Северной войны , которая длилась более двадцати лет (1700-1721 гг.) В частности, война заставила в срочном порядке создать новую боеспособную армию и военно-морской флот. Поэтому основной реформой стала военная.

До Петра I основой русского войска было дворянское ополчение. Служилые люди являлись по призыву царя «конно, людно и оружно». Такая армия была слабо обученной, плохо организованной. Попытки создать регулярную армию (стрелецкие полки Ивана IV , полки «иноземного строя» Алексея Михайловича) особого успеха не имели из-за отсутствия в казне денег на их содержание. В 1705г. Пётр I ввёл рекрутские наборы с податных сословий (крестьян, горожан). Рекрутов набирали по одному с двадцати дворов. Солдатская служба была пожизненной (в 1793г. Екатерина II ограничила её 25-ю годами). До 1725г. было проведено 83 рекрутских набора. Они дали армии и флоту 284 тыс. человек.

Рекрутские наборы решали проблему рядового состава. Для решения проблемы офицерского состава была проведена реформа сословий. Бояре и дворяне объединялись в единое служилое сословие (первоначально оно получило название шляхетство, но позднее утвердилось название дворянство ). Каждый представитель служилого сословия был обязан нести службу, начиная с 15 лет, (единственная привилегия состояла в том, что дворяне служили в гвардейских полках – Семеновском и Преображенском). Только после сдачи экзамена дворянин мог быть произведен в офицеры. Дворяне перестали получать поместье за службу. Теперь им платили денежное жалование. Отказ от службы вёл к конфискации имения. В 1714г. был издан «Указ о единонаследии », согласно которому имение передавалось по наследству лишь одному из сыновей, а остальные должны были зарабатывать средства к существованию. Для подготовки офицерского состава были открыты школы – навигационная, артиллерийская, инженерная.

В 1722г. указом царя была введена т.н. «Табель о рангах ». Вводились 14 военных и приравненных к ним гражданских чинов. Каждый офицер или чиновник, начав службу с нижних чинов, в зависимости от своего усердия и интеллекта, мог продвинуться по служебной лестнице вплоть до самого верха. Не был закрыт путь и представителям податных сословий. Солдат мог получить за храбрость офицерский чин и автоматически приобретал личное дворянство. Дослужившись до восьмого ранга он становился потомственным дворянином – дворянство начали давать его детям. Теперь положение в обществе определялось не только его происхождением, но и местом в служебной иерархии . Основным был принцип – «Тот не дворянин, кто не служит».

Таким образом, сложилась довольно сложная военно-бюрократическая иерархия с царём во главе. Все сословия находились на государственной службе, несли обязанности в пользу государства.

В результате реформ Петра I были созданы регулярная армия , численностью 212 тыс. человек и мощный флот (48 линейных кораблей и 800 галер с 24 тыс. моряков).

Содержание армии и флота поглощало 2/3 государственного дохода. Приходилось изыскивать все новые и новые источники поступления в казну. Важнейшим средством пополнения казны были налоги. При Петре I вводились косвенные налоги (на дубовые гробы, за ношение русского платья, на бороды и др.). С целью увеличения сбора налогов была проведена налоговая реформа. До Петра I единицей обложения был крестьянский двор (хозяйство). Крестьяне, чтобы платить меньше податей, сбивались по несколько семей в один двор – вместе жили деды, отцы, братья, внуки, правнуки. Петр заменил подворную подать подушной . Единицей налогообложения стала душа мужского пола , от грудных младенцев до стариков.

В 1710 г. была проведена перепись всех тяглых людей, как государственных, так и помещичьих. Все они были обложены податью. Была введена паспортная система – без паспорта никто не мог покинуть место жительства. Тем самым произошло окончательное закрепощение всего населения , а не только помещичьих крестьян. В европейских странах ничего подобного паспортной системе не было *. С введением подушной подати налоги на душу населения выросли в среднем в три раза.

Постоянные войны (из 36 лет своего правления Пётр I провоевал 28 лет), радикальные преобразования резко увеличили нагрузку на центральные и местные органы власти. Старая государственная машина оказалась не в состоянии справиться с новыми задачами и начала давать сбои.

Пётр I провел реорганизацию всей системы власти и управления. В допетровской Руси законы принимались царем совместно с Боярской Думой. После утверждения царем решения Думы принимали силу закона. Пётр перестал созывать Боярскую Думу, а все важнейшие дела решал в Ближней канцелярии, называвшейся с 1708г. «Консилия министров», т.е. с узким кругом доверенных лиц. Тем самым, законодательная ветвь власти была ликвидирована . Законы оформлялись указами царя.

В 1711г. был создан Правительствующий Сенат . В отличие от Боярской Думы Сенат не принимал законов. Его функции были чисто контрольными. Перед Сенатом ставилась задача контролировать органы местного управления, проверять соответствие действий администрации законам, издаваемых царем. Члены Сената назначались царем. С 1722г. была введена должность генерал -прокурора , который назначался царём для контроля за работой Сената («око государево»). Кроме того, институт «фискалов », обязанных тайно проверять и доносить о злоупотреблениях должностных лиц.

В 1718-1720 гг. была проведена коллежская реформа , заменявшая систему приказов новыми центральными органами отраслевого управления – коллегиями . Коллегии не подчинялись друг другу и распространяли свое действие на территорию всей страны. Внутреннее устройство коллегии базировалось на коллегиальной, четкой регламентации обязанностей чиновников, стабильности штатных служащих. Всего было создано 11 коллегий (вместо 50-ти приказов): Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Каммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг, мануфактур-коллегия, Коллегия иностранных дел. Важнейшими «государственными» являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными делами. Другая группа коллегий занималась финансами; доходами Камер – коллегия; расходами – Штатс – контор – коллегия; контроль за сбором и расходованием средств – Ревизион коллегия. Торговлей и промышленностью руководили, соответственно, Коммерц-коллегия и Берг – мануфактур коллегия, разделённая на два ведомства в 1722г. В 1721г. были созданы Вотчинная коллегия, занимавшаяся дворянским землевладением и находившаяся в Москве. Другой сословной коллегией явился, созданный в 1720г., Главный магистрат, управлявший городским сословием – ремесленниками и купечеством.

Была реорганизована система местного управления. В 1707г. вышел указ царя, согласно которому вся страна делилась на губернии . Первоначально их было шесть – Московская, Киевская, Смоленская, Азовская, Казанская, Архангелогородская. Потом их стало десять – образованы Ингерманландская (Петербургская) * и Сибирская, а Казанская – разделена на Нижнегородскую и Астраханскую. Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы . Губернаторы обладали широкими полномочиями, осуществляли административную, судебную власть, контролировали сбор налогов. Губернии делились на провинции с воеводами во главе, а провинции – на уезды, уезды на дистрикты, упразднённые позже.

Реформы центрального и местного управления были дополнены церковной реформой. До Петра I русскую православную церковь возглавлял патриарх , избираемый высшим духовенством. Хотя православная церковь признавала примат государства над церковью, тем не менее, власть патриарха была все же достаточно велика. Патриарх, как и царь, носил титул «великий государь», пользовался большой самостоятельностью. Реформы Петра I , его стремление заимствовать западные обычаи, одежду, внешний облик, засилье иностранцев при царском дворе – все это вызывало недовольство церкви. Чтобы ограничить ее влияние Петр в 1721г. упразднил патриаршество . Вместо него была создана коллегия по делам церкви – Святейший Синод . Члены Синода назначались царем из числа высшего духовенства, во главе Синода стоял назначаемый государем обер -прокурор . Тайный контроль за деятельностью Синода осуществлял главный фискал по духовным делам. Тем самым, церковь была окончательно подчинена государству , стала частью госаппарата, вплоть до того, что священникам было вменено в обязанность немедленно сообщать обо всех антиправительственных замыслах, о которых становилось известно во время исповеди. Такая роль церкви сохранялась до 1917г.

Таким образом, Пётр I создал стройную, централизованную систему власти и управления: самодержец – Сенат – коллегии – губернии – провинции – уезды. Ее дополняла такая же стройная система контроля (Преображенский приказ, фискалитет), карательных органов (Тайная канцелярия, полиция) 22 сентября 1721г. (в день торжественного празднования Ништадского мира, знаменовавшего окончание многолетней и тяжелой для России Северной войны), Сенат присвоил Петру I титулы «Император », «Отец Отечества » и «Великий ». Этим актом завершился процесс превращения сословно-представительной монархии в абсолютную. Неограниченная власть Петра I получила юридическое закрепление, а Россия превратилась в империю .

Экономическая политика Петра I также была направлена на укрепление военной мощи страны. Наряду с налогами, важнейшим источником средств на содержание армии и флота была внутренняя и внешняя торговля. Во внешней торговле Пётр I последовательно проводил политику меркантилизма. Суть ее: вывоз товаров всегда должен превосходить их ввоз. Такая политика обеспечивала положительный торговый баланс, что вело к накоплению денег в казне.

Для осуществления политики меркантилизма необходим был государственный контроль за торговлей. Его осуществляла Каммерц-коллегия. Средством осуществления политики меркантилизма стали высокие пошлины на ввозимые товары, достигавшие 60%. На торговлю рядом товаров, приносивших наибольшую прибыль (соль, табак, лен, кожа, икра, хлеб и др.), была введена государственная монополия – продавать и покупать их могло только государство.

Купцов принуждали объединяться в торговые компании , указывали, в какие порты везти товары, по каким ценам продавать их, насильно переселяли из одних городов в другие. Такая политика решала задачи протекционизма – защиты отечественных производителей от конкуренции зарубежных товаров. На начальных этапах модернизации политика протекционизма была вполне оправдана. Однако ее длительное сохранение могло привести к тому, что в отсутствие конкуренции производители перестанут заботиться о качестве товаров и снижении их стоимости.

Важной составляющей петровских преобразований стало быстрое развитие промышленности. Это было обусловлено тем, что без наличия мощной индустриальной базы снабдить армию и флот всем необходимым было невозможно. При Петре I промышленность, особенно те отрасли, которые работали на оборону, сделала рывок в своем развитии. Строились новые заводы, развивались металлургическая и горнозаводская промышленность. Крупным промышленным центром стал Урал. К 1712г. армия и флот были полностью обеспечены оружием собственного производства. К концу правления Петра I в России было свыше 200 мануфактур, в десять раз больше, чем до него.

Выплавка чугуна выросла со 150 тыс. пудов в 1700г. до 800 тыс. пудов в 1725г. Русский чугун с уральских заводов экспортировали даже в Англию.

Типичной чертой экономики петровского времени было усиление роли государства в руководстве промышленностью. Естественным путем мануфактурное производство развиваться не могло, так как для этого не созрели экономические условия – процесс первоначального накопления находился в самом начале. Поэтому большинство мануфактур строились на государственные деньги и принадлежали государству. Практически все мануфактуры работали по государственным заказам. Часто государство само строило новые заводы, а затем передавало их в частные руки. Но если заводовладелец не справлялся с делом – давал продукцию дорогую и низкого качества – завод могли отобрать и передать другому владельцу. Такие предприятия назывались посессионными (владельческими). Не случайно русских заводчиков называли «завододержателями». Русские заводовладельцы петровского времени не были капиталистами предпринимателями в западном понимании. Они скорее являлись помещиками, только роль поместья играл завод.

Это сходство особенно ярко демонстрировало то, как решался вопрос о рабочей силе . В результате налоговой реформы крепостное право стало всеобщим, все податное население было прикреплено к земле, свободных рабочих рук не было. Поэтому российская промышленность была основана на использовании крепостного труда . Целые деревни государственных крестьян приписывались к заводам. Они должны были 2-3 месяца в году отрабатывать на заводе барщину (добывать руду, жечь уголь и т.д.). Таких крестьян называли приписными . В 1721г. Пётр I издал указ, разрешавший заводовладельцам покупать крестьян в собственность для работ на заводе. Такие рабочие назывались посессионными . Следовательно, мануфактуры при Петре I , хорошо технически оснащенные, были предприятиями не капиталистическими, а феодально-крепостническими.

Особенно впечатляющими были преобразования Петра I в области образования , науки и техники, культуры и быта .

Перестройка всей системы образования была обусловлена необходимостью подготовки большого числа квалифицированных специалистов, в которых остро нуждалась страна. Введение светского образования в России произошло почти 600 лет спустя после Западной Европы. В 1699г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математицких и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715г. в Петербурге Морской академии. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в 42–х цифирных школах, где готовили местных чиновников, и гарнизонных школах, где обучали солдатских детей. В 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия» пастора Э.Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. В 1724г. была открыта горная школа в Екатеринбурге. Она готовила специалистов для горнозаводской промышленности Урала.

Светское образование потребовало новых учебников. В 1703г. вышла в свет «Арифметика, сиречь, наука числительная…» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных. Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». Появились «Букварь», «Грамматика Славянская» и другие книги. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович.

В основе развития науки и техники в петровское время лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых, в изобретательском деле. М. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок); известным механиком петровского времени была А. Нартов – изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

По инициативе Петра I началось собирание научных коллекций. В 1718г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на камнях, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». В 1719г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов», которое послужило основой для коллекции будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. Итогом достижения петровского времени в области образования и науки стало создание (по указу от 28 января 1724г.) в Петербурге Академии наук . Она была открыта уже после смерти Петра I в 1725г.

В период правления Петра I было введено западноевропейское летоисчисление (от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как раньше) *. Появились типографии, газета (с декабря 1702г. стало выходить первое в России периодическое издание – газета «Ведомости», тиражом от 100 до 2500 экз.). Были учреждены библиотеки, театр в Москве и многое другое.

Характерная черта русской культуры при Петре I – её государственный характер. Культуру, искусство, образование, науку Пётр оценивал с позиций пользы, приносимой государству. Поэтому государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Труд писателя, актера, художника, педагога, ученого превратили в разновидность государственной службы, обеспеченную жалованием. Культура обеспечивала определенные общественные функции.

Второй характерной чертой русской культуры, сложившейся во времена Петра I стал цивилизационный раскол русского общества. Активно заимствовались западные обычаи, одежда, образ жизни, даже язык. Но все это было уделом служилого сословия – дворянства. Низшие сословия (крестьянство, купечество) сохраняли традиционную культуру. Высшие и низшие сословия различались даже внешне. По существу в русской культуре существовали независимо друг от друга две культуры: западническая - дворянская, и традиционная, почвенническая – крестьянская, противостоящие друг - другу.


* В России паспорта были отменены в 1917г. и вновь введены в 1932г.

* В 1713 г. Пётр I перенёс столицу России из Москвы в Санкт-Петербург.

* Пётр I , чтобы не входить в лишние раздоры с православной церковью, ввел юлианский календарь, хотя Европа жила по григорианскому. Отсюда разница в 13 дней, которая просуществовала до 1918г. Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю.

Цели урока: 1.Повторить, обобщить изученный материал по теме «Эпоха Петра I». Дать оценку деятельности Петра I. 2. Показать умения и навыки использования ИКТ при подготовке к уроку, а также умения и навыки ведения активной поисковой и исследовательской деятельности, работы с источниками и литературой. 3. Показать свои творческие способности, интерес к истории; развитие речевой культуры публичных выступлений, развитие умений защищать своё убеждение, уважительно относиться к мнению других, отвечать на вопросы, вести дискуссию.


Проблемные вопросы: Какова роль Петра I в истории России? Можем ли мы сказать, что его роль в истории России была противоречивой? Какова роль Петра I в истории России? Можем ли мы сказать, что его роль в истории России была противоречивой? Почему имя Петра I не победило в конкурсе «Имя России»? Почему имя Петра I не победило в конкурсе «Имя России»?


Содержание урока Повторение, обобщение, контроль изученного материала Повторение, обобщение, контроль изученного материала Защита творческой работы (Сагнгалиева А.) Защита творческой работы (Сагнгалиева А.) Решение проблемных вопросов Решение проблемных вопросов


Вот уже почти триста лет фигура Петра I, его преобразования вызывают споры среди учёных. В споре с самого начала наметились два противоположных подхода: апологетический (восхищение) и критический, которые временами сходились, но потом расходились вновь. Видимо, более реальной является компромиссная оценка деятельности Петра I.


Детство. Юность. Начало правления 27 апреля 1682 года десятилетний царевич Петр был провозглашен царем, но вскоре он был утвержден 3 емским собором "вторым царем", а Иоанн – "первым". Правительницей при них стала их старшая сестра царевна Софья. До 1689 года Петр с матерью, Натальей Кирилловной Нарышкиной, жил в подмосковном селе Преображенском, приезжая в Москву только на время официальных церемоний. В 1689 году Софья была отстранена от власти и заключена в Новодевичий монастырь. До 1694 года от имени Петра I правила его мать, Наталья Кирилловна. В 1696 году, после смерти Иоанна V, Петр стал единодержавным царем.


Личность Петра I Характерными чертами Петра были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремленность, любознательность, невероятная работоспособность. Петр, не получив в юности систематического образования, учился всю жизнь. Вместе с тем Петр был вспыльчив и жесток, принимал личное участие в пытках и казнях. Царь не считался с интересами и жизнью отдельной личности.


Великое посольство В 1697 году царь снарядил "Великое посольство" в Европу и сам присоединился к нему под именем Петра Михайлова. В Пруссии царь обучался артиллерийскому делу и получил аттестат огнестрельного мастера. Изучать кораблестроение Петр направился в Англию и Голландию. Во время пребывания в Европе Петр осматривал фабрики, библиотеки, слушал лекции в университетах. В 1698 году царь спешно вернулся в Россию.


Первые преобразования В 1699 была осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке. Основан первый русский орден Св. апостола Андрея Первозванного. Царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа.


Преобразования в экономике Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности.


Уроки Северной войны Война началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700 г. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Вскоре Петру I удалось одержать первые победы над противником, захватить и опустошить значительную часть Прибалтики. В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт- Петербург новую столицу России.


Реформа управления В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Сенат. Сенат. В 1714 был издан Указ о единонаследии. В 1714 был издан Указ о единонаследии. С 1717 началось создание коллегий центральных С 1717 началось создание коллегий центральных органов отраслевого управления, органов отраслевого управления, В 1718 г. в России была введена подушная подать. В 1718 г. в России была введена подушная подать. В 1720 был издан Генеральный регламент В 1720 был издан Генеральный регламент детальная инструкция по организации работы новых детальная инструкция по организации работы новых учреждений. учреждений. В 1721 Россия была провозглашена империей, а Сенат В 1721 Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества». отечества». В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы. порядок организации военной и статской службы.


Преобразования в области культуры Время Петра I это время активного проникновения в русскую жизнь светской европейской культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.


Личная жизнь царя В январе 1689 года по настоянию матери Петр I женился на Евдокии Федоровне Лопухиной. Через 10 лет заключил её в монастырь Впоследствии он сошелся с пленной латышкой Мартой Скавронской (Екатерина I). Она родила ему нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета. Петр, по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1724 короновал ее императорской короной, намереваясь завещать ей престол. Не складывались отношения царя с сыном от первого брака, царевичем Алексеем Петровичем, который погиб при не выясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости в Годы тяжелого труда и вредные привычки подорвали здоровье императора. 28 января 1725 года в результате болезни Петр I скончался, не оставив завещания. Он был похоронен в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.




Итоги петровских реформ 1) Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. 2) Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. 3) Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом правителя- реформатора. 4) Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. 5) Петровские реформы не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, а, наоборот, консервировали и укрепили его институты.










2. Результатом реформаторской деятельности Петра I считается 1) преодоление экономической отсталости России от стран Запада 2) превращение Росси в сильную европейскую державу 3) бурный рост российской экономики 4) начало демократизации политической жизни Верный ответ: 2






5. В числе явлений, побудивших Петра I к проведению преобразований в России, не было такого, как 1) экономическое отставание России от передовых стран Запада 2) отсталость в организации и вооружении русской армии 3) изолированность русской культурной жизни от европейской 4) обещание европейских держав поддержать реформы в России своими капиталовложениями Верный ответ: 4


6. К. причинам восстания под руководством К. Булавина нельзя отнести 1) попытки властей ограничить казачье самоуправление 2) массовую мобилизацию крестьян на строительство флота 3) усиление репрессий против беглых крестьян 4) недовольство засильем иностранцев на русской службе Верный ответ: 4


7. Повышение производительности сельского хозяйства при Петре I было связано в первую очередь с 1) присоединением более плодородных земель 2) усилением государственного принуждения крестьян 3) заменой при уборке урожая серпа литовской косой 4) оказанием помощи крестьянам со стороны государства Верный ответ: 2


8. В результате государственных и административных реформ Петра I в России 1) усилилась абсолютная власть монарха 2) были заложены основы конституционной монархии 3) император стал править вместе с Верховным тайным советом 4) расширились функции Земских соборов Верный ответ: 1





Итоги внешнеполитической деятельности Петра I

Основные направления внешней политики России этого периода - северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

Победа России в Северной войне (1700-1721 гг.) во многом была закономерной, поскольку война имела исторически обоснованный характер. Он обусловливался стремлением России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось невозможным ее поступательное развитие. Справедливый характер войны особенно ярко проявился во время шведского нашествия, когда перед русским и украинским народами борьба за независимость выступила на первый план.

Страна, под руководством Петра, "поднявшего ее на дыбы", сумела мобилизовать все свои ресурсы, создать оборонную промышленность, новую регулярную армию и флот, которые долгое время не знали себе равных в Европе. В ходе войны русская армия приобрела высокий уровень организации и руководства, а мужество, стойкость и патриотизм ее солдат стали одним из главных источников победы.

Русская дипломатия, используя противоречия между европейскими странами, сумела создать необходимые для заключения мира внешнеполитические условия.

Россия в итоге долгой и мучительной войны заняла важнейшее место в Европе, завоевав статус великой державы. Выход к Балтийскому морю, присоединение новых земель способствовали ее экономическому и культурному развитию. В ходе войны Россия создала мощную регулярную армию, стала превращаться в империю.

Итоги и оценка петровских преобразований

Оценивая петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции.

1. Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии, в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.

2. Созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны.

3. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имени аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.

4. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя.

5. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу.

6. Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население.

7. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления - бунт стрельцов в Астрахани (1705 - 1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707 - 1708), на Украине и в Поволжье - были направлены не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

8. Несмотря на противоречивость личности Петра I и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформирования и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.

9. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр I Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля.

Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков. Отсюда противоречивость оценки преобразований в исторической науке.

Благодаря энергичной деятельности Петра I в экономике, уровне и формах развития производительных сил, в политическом строе России, в структуре и функциях органов власти, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в быту и культуре народов произошли огромные изменения. Средневековая московская Русь превратилась в Российскую империю. Коренным образом изменилось место России и ее роль в международных делах.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра I в осуществлении реформ. С одной стороны, эти реформы имели огромный исторический смысл, так как шли навстречу общенациональным интересам и потребностям страны, способствовали ее прогрессивному развитию, будучи нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны - реформы осуществлялись теми же крепостническими методами и способствовали тем самым укреплению господства крепостников.
Прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию ее отсталости в полной мере. Объективно эти реформы носили буржуазный характер, субъективно же - их реализация привела к усилению крепостничества, укреплению феодализма. Другими они быть не могли - капиталистический уклад в России этого времени был еще очень слаб.
Следует отметить и те культурные перемены в российском обществе, которые произошли в петровские времена: возникновение школ первой ступени, училищ по специальностям, Российской Академии наук. В стране возникла сеть типографий для печатания отечественных и переводных изданий. Начала выходить первая в стране газета, возник первый музей. Значительные изменения произошли в быту.

13)Военная реформа Петра1

Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. , на Яузе строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований. Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.Рекрутские наборы распространялись на население. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы у стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет Срок службы рекрута практически не был ограничен.
Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.) . В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков) ,
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
- создание мощного военного флота;
- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.



14)Рос империя в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762)

Петр I умер 28 января 1725 г., не назначив преемника престола. Началась длительная борьба различных дворянских группировок за власть.В 1725 г. А.Д.Меншиков - представитель новой родовой знати - возвел на престол вдову Петра I, Екатерину I. Для укрепления своей власти в 1726 г. императрицей был учрежден Верховный тайный совет. С 1726 по 1730 гг. Совет, ограничив власть Сената, фактически решал все государственные дела.После смерти Екатерины I наследным императором стал 12-летний Петр II - внук Петра I.В 1727 г. князья Долгоруковы добились от нового императора ссылки Меньшикова, В состав Верховного тайного совета были введены представители Долгоруких и Голицыных. Петр II попал под влияние старой боярской аристократии, фактически отдал власть Верховному тайному совету.В 1730 г. Петр II умер от оспы, и на царствование была приглашена племянница Петра I, жена курляндского, герцога Анна Иоанновна. До принятия короны она согласилась с условиями ограничения ее власти в пользу Верховного тайного совета, но, став императрицей, сразу распустила совет и репрессировала его членов. С 1730 по 1740 гг. страной управлял фаворит императрицы Э.И.Бирон и его приближенные из немцев. Это было десятилетие засилья иноземцев, время разгула жестокости властей и казнокрадства.В 1740 г. Анна Иоанновна объявила наследником престола трехмесячного внука сестры, а регентом назначила Бирона.

В ноябре 1740 г. в результате дворцового переворота регентство было передано Анне Леопольдовне.В ноябре 1741 г. после очередного переворота, вызванного недовольством продолжения немецкого засилья, на престол взошла Елизавета Петровна (1741-1761 гг.)Поддержанная гвардейцами, при помощи со стороны Франции и Швеции, она арестовала и заточила младенца-императора, сослала в Сибирь И.Миниха, А.И.Остермана и других иноземцев, претендовавших на власть. Во время ее правления произошел возврат к петровским порядкам и их укрепление.Елизавета проводила политику укрепления прав и привилегии дворянства. Помещикам было предоставлено право продавать крестьян в рекруты. Были отменены таможенные сборы.Агрессивная политика Пруссии вынудила Россию заключить союз с Австрией, Францией и Швецией. Началась семилетняя война 1756-1763 гг. 100-тысячное русское войско было послано на территорию Австрии против Пруссии.Летом 1757 г. русские войска, войдя в Пруссию, нанесли сокрушительное поражение пруссакам у деревни Грос-Егерсдорф. В 1758 г. был взят Кенигсберг. В том же году произошло главное сражение с основными силами короля Фридриха II под Цорндорфом. Русская армия под командованием генерала П.С.Салтыкова при поддержке союзных австрийских войск в результате кровопролитного сражения практически уничтожила армию пруссаков. Взятие Берлина в 1760 г. поставило Пруссию на грань катастрофы. От этого ее спасла смерть императрицы Елизаветы Петровны, наступившая 25 дек. 1761 г.

После смерти Елизаветы Петровны на престол взошел ее племянникПетр III(1761-1762), который прекратил войну и вернул прусскому королю Фридриху II все ранее завоеванные земли. Он заключил мир с Пруссией и вошел в военный союз с Фридрихом II. Петр III не понимал верований и обычаев православной церкви и пренебрегал ими. Пропрусская политика вызвала недовольство его правлением и привела к росту популярности его жены - Софьи Фредерики Августы Цербстской. В отличие от мужа она, будучи немкой, приняла православие, соблюдала посты, посещала богослужения. В православии она получила имя Екатерина Алексеевна.

29 июня 1762 г. с помощью гвардейцев Измайловского и Семеновского полков Екатерина захватывает власть. Петр III подписывает акт об отречении и погибает от рук офицеров охраны.

В политической системе реформы Петра Великого стали логическим завершением тенденций развития государственности, которые наметились еще в так называемый московский период. Речь идет о феномене, который разные исследователи называют «восточным деспотизмом» (Л. С. Васильев, М. П. Пав- лова-Сильванская), «деспотическим самодержавием» (В. Б. Кобрин, А. Л. Юрганов, В. М. Панеях), третьи «универсальным государством как целью» (английский историк А. Тойнби) или «государством-обществом» (французский историк Ф. Бродель). Отдельные историки, правда, идентифицируют политический строй России сложнее: в XVIII в. как дворянскую патерналистскую монархию, основанную на лидирующих позициях дворянства в социальной организации и на государственной службе, а также на попечительских функциях монарха по отношению ко всем подданным; в XIX в. как «правомерную монархию» - низшую ступень правового государства, в котором управление строится на основании закона, но власть находится в руках бюрократии при отсутствии или самом скудном участии общественных представителей (Б. Н. Миронов). Тем не менее какие бы особенности государственно-политического строя ни учитывали эти и другие определения, их общую основу составляет признание нескольких основополагающих позиций. Во-первых, государство в рамках такой модели выступает но отношению к социуму как самодовлеющая сила, а представители власти соединяют в себе сразу несколько функций - правителей, наставников. Выражением полной подчиненности общества государству стало огосударствление (этатизация) всех элементов общественного сектора. Любая социальная активность личности или коллектива могла развиваться только в русле государственного служения и только при опоре на те или иные звенья государственного аппарата. Исключением служили лишь низовые автономные коллективы вроде крестьянских сельских общин, сословно-корпоративные организации - органы дворянского самоуправления, учрежденные в 1785 г. Государственную монополию власти впервые подорвали лишь земские и городские учреждения, созданные в ходе «великих реформ» 60-70-х гг. XIX в. Во-вторых, для такой политической системы характерны глубокие структурные нарушения в области права, в частности, в регулировании отношений власти и собственности. В-третьих, значительное влияние в государстве приобретают политическая полиция и карательные органы, непосредственно подотчетные главе государства. В-четвертых, это милитаризация государственного аппарата и распространение военных принципов на сферу гражданской жизни. Армия становится не только эталоном для организации общества, но и своего рода «кузницей» кадров для всего бюрократического корпуса. В-пятых, главной социальной опорой власти и проводником реформ стала бюрократия, динамика роста которой в XVIII-XIX вв. значительно опере- 9 Курукии жала показатели прироста населения в масштабах всей страны. Преобразования Петра I сильно изменили характер и структуру политической системы России. Прежде всего, другим стало представление об объеме и правах верховной власти. Власть российских самодержцев до Петра I все же имела ряд ограничений. Например, таким ограничением служил «закон», или «чин», под которым подразумевался закрепленный традицией уклад жизни. В. О. Ключевский отмечал, что «московский царь имел обширную власть над лицами, по не над порядком». Кроме того, государственные институты, обрамлявшие верховную власть, - Земский собор, Боярская дума, Освященный собор - соучаствовали в управлении и законодательной работе. Наконец, отдельные монархи в XVII в. давали крестоцеловальные записи, содержавшие те или иные гарантии подданным. Эги обычаи решительно перечеркнул Петр I, противопоставив им собственную формулу власти: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах отчету дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле п благомнению управлять». Подданным вменялось в обязанность «все от самодержца повелеваемое без роптания и прекословия творити» (Феофан Прокопович. «Правда воли монаршей», 1722 г.). Эта схема оставалась практически неизменной и весь XIX в., когда верховная власть в России, несмотря на стремление к правовому обоснованию предпринимаемых действий, обходилась даже без формального юридического ограничения своих полномочий. Одним из выражений этого узаконенного Петром I произвола верховной власти стал указ от 5 февраля 1722 г., отменявший прежнюю традицию престолонаследия и утверждавший право монарха самому назначать себе преемника. С этим указом, который, по оценке В. О. Ключевского, повернул государственное право России вспять, на вотчинную колею, многие политические деятели и историки связывали последующие потрясения трона. Обоснование неограниченной власти самодержца осуществлялось через сакрализацию (придание священного статуса) царской власти и присвоение ей особой харизмы, опосредованные ликвидацией в 1721 г. патриаршества и объявлением Петром I себя «крайним судией» духовной коллегии - Синода. Немалое значение имели и теория метаморфозиса - преображения России под благотворным воздействием Петра I, и личный культ монарха. Главный идеолог петровского времени Феофан Прокопович теоретически обосновывал всемогущество самодержавной власти. Воспитанник римской иезуитской коллегии, Прокопович соединял в своих рассуждениях все известные ему европейские учения о правах монарха. Используя идеи теоретиков школы естественного права абсолютистского направления - Г. Гроция, С. Пуффендорфа, Прокопович провозглашал такие прерогативы власти, как независимость и неподотчетность (не подлежит человеческому суду и наказанию), надзаконность (сама является источником законов), священность и неприкосновенность, единство и нераздельность. Эти исключительные свойства возводились к двум источникам - бо- гоустановленности («Богом бо царие царствуют») и общественному договору («всенародному намерению»), которым «монархия введена и содержима быть разумеется». Но в отличие от своих европейских учителей, толковавших об отдельных индивидах, жертвующих собственные исконные права правителю, Прокопович имел в виду не индивидуальное, а коллективное отчуждение собственных прав в пользу монарха. В многочисленных законодательных актах Петра I и сочинениях его сподвижников разработаны и другие теоретические положения, составившие ядро новой доктрины. Это, прежде всего, идея «общей пользы», или «всеобщего блага», подразумевавшая широкий спектр мер по всестороннему упрочению государства. Этой идее почти полностью соответствовало другое понятие - «государственного интереса». Таким образом, идеология петровского времени ставила знак равенства между государственными и общественными интересами. Данные идеи уточнялись по отношению к каждому из сословий. От крестьян «общая польза» требовала исправных занятий хлебопашеством (подобно «артерии», крестьяне питали все государство) и исполнения государственного тягла, включая уплату подушной подати и несение рекрутской повинности. Для горожан это означало активное участие в развитии торговли и промышленности, уплату податей, поставку рекрутов, содержание госпиталей, сиротских домов, постойную повинность. Для дворян - обязательную государственную службу на военном или гражданском поприще, овладение необходимыми для того знаниями и навыками. Не было обойдено вниманием и духовенство: ему вменялась в обязанность не только забота о нравственном здоровье народа, но и содержание за свой счет увечных и дряхлых воинов, а для монастырей - училищ. Идеологические выкладки Петра I, таким образом, были нацелены на максимально полную мобилизацию всего общества на службу государству. Перестройка государственного здания в первой четверти XVIII в. проводилась не планомерно, а по мере возникновения потребностей. При этом Петр I не мог опираться на пример проведения крупномасштабных реформ в странах с догоняющим типом развития (в Турции, Японии и других незападных странах мира они были проведены много позже). Отсюда вытекала необходимость ориентироваться на опыт развитых стран - Швеции, Франции, приспосабливая его к местным условиям. Вместе с тем реформы в России достаточно полно отразили основные принципы проведения так называемых неорганических модернизаций. В обобщенном виде эти принципы включали: рационализацию - необходимость введения разумных, целесообразных правил и норм, определяющих порядок деятельности любого государственного учреждения, унификацию, т. е. введение единообразия в структуре, штатах, приемах работы однотипных учреждений, централизацию и дифференциацию функций аппарата управления. (См.: Медушев- ский А. Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительно-историческое исследование. М., 1994. С. 48.) Реформы власти и управления охватили все уровни: высший, центральный, местный. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр I учредил Правительствующий сенат из девяти персон. Это был высший орган, он заменил Боярскую думу, переставшую собираться уже в начале XVIII в. Первоначально Сенат задумывался царем как временный орган, действующий в период «отлучек наших». Круг его обязанностей не был четко обозначен. В 1718 г. в состав Сената были включены по должности руководители коллегий - вновь учрежденных органов центральной власти. С 1722 г. в состав Сената могли входить те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями центральных ведомств. Прежний принцип комплектования был признан ошибочным на основании вполне рационального довода: собранные в Сенате руководители коллегий вряд ли могли эффективно контролировать собственную же работу. С этого времени Сенат становится постоянным совещательно-распорядительным органом. Ему был поручен контроль за правосудием, а также предоставлены права высшей апелляционной инстанции (за попытку обжалования его приговора предусматривалась смертная казнь). Кроме того, в круг обязанностей Сената входил контроль за деятельностью центрального и местного управления, заведование государственным хозяйством, проведение ревизий, рекрутских наборов, межевания земли, изыскание новых доходов для казны, устройство продовольственных магазинов и складов, борьба со стихийными бедствиями и т. д. Сообразно с направлениями деятельности в структуре Сената создавались два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская контора по вопросам управления. Кроме того, в конце петровского правления в состав Сената вошли две вспомогательные службы: Герольдмейстерская контора, или Герольдия, заменившая упраздненный Разрядный приказ (в ее компетенцию входил учет всех дворян, регистрация их служебных назначений и перемещений, а также разработка дворянских гербовников), и Рекетмейстерская контора (она занималась приемом и разбором жалоб на коллегии и канцелярии, проверкой основательности апелляций). Особое место в системе Сената отводилось фискалам и прокуратуре. Эти органы осуществляли общий надзор за работой всего бюрократического аппарата, за поведением граждан, выявляя все то, что «во вред государственному интересу быть может». Должность фискалов была введена как на местном, так и на центральном уровнях. В виде вознаграждения фискал получал половину конфискованного у изобличенного им преступника имущества. Бездоказательное обвинение списывалось на «производственный брак» и фактически сходило фискалу с рук. В конце 1720-х гг. институт фискалов был упразднен, а его кадры частично влились в состав прокуратуры. Должность прокурора была введена Петром I в 1722 г. в коллегиях и канцеляриях, во главе Сената был поставлен генерал-прокурор. Прокуратура учреждалась в целях предупреждения и оперативного реагирования на правонарушения. Генерал-прокурор рассматривался «яко око» императора и «стряпчий о делах государственных». Его должность в чиновной иерархии занимала первое место. Он отвечал за организацию надзора в государстве; будучи первым среди равных, направлял работу коллег-сенаторов, руководил сенатской канцелярией. С течением времени власть генерал-прокурора выросла до объема, который и не закладывался в учредительных актах Петра I. С середины XVIII в. и до начала XIX в. он фактически сосредоточил в своих руках руководство тремя отраслями управления - финансов, внутренних дел и юстиции. На протяжении всего XVIII в. генерал-прокуроры менялись нечасто - на этот высокий пост назначались лица, пользующиеся личным доверием монарха и способные нести тяжелое бремя служебной ответственности. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский. Причина последовательного усиления роли генерал-прокурора заключалась в стремлении верховной власти влиять с его помощью на сенаторов, умеряя их амбиции и поползновения к самоуправству. Потенциальную склонность сенаторов к проявлению независимости или даже оппозиционности предвидел и Петр I, поэтому он не внес должность сенатора в номенклатуру должностных лиц Табели о рангах. Несмотря на то что Сенат не был законодательным органом, в отдельные периоды, например при Елизавете Петровне (1741-1761), он напористо вторгался в законотворческую сферу: подавляющее большинство законодательных актов императрицы возникло по его инициативе. Зачастую законотворческая роль Сената выступала в скрытых формах: в процедуре толкования законов, а также в удачно найденном (в условиях межведомственной волокиты) варианте - вынесении решения, имевшего нормативное значение вплоть до появления соответствующего высочайшего указа. Подобные прецеденты способствовали формированию концепции перехода политического суверенитета в периоды междуцарствия к Сенату, с последующим делегированием властных полномочий монарху. Эта идея была популярна среди высших сановников империи в последний год жизни Елизаветы Петровны. Подобный план, тяготевший к признанию правового приоритета сенаторской коллегии над верховной властью в момент ее легитимации, был отвергнут преемником Елизаветы Петровны. Однако сама мысль о расширении полномочий Сената, в том числе о превращении его в политическое представительство всего дворянства, оказалась на редкость живучей в среде либерального дворянства. При Петре I был создан также личный кабинет монарха, который в 1704 г. унаследовал некоторые функции Преображенского приказа и ближней канцелярии Боярской думы. Кабинет был преобразован в личную канцелярию царя, ведавшую его перепиской, в том числе внешнеполитической, учетом финансовых поступлений в личный доход и представлениями к должностям и наградам. Здесь составлялись акты, подлежащие публикации от имени монарха. Наряду с Сенатом, хотя и в несравненно меньшем объеме, Кабинет вырабатывал правительственный курс и следил за его проведением в жизнь. Как и генерал-прокурор Сената, кабинет-секретарь обладал огромным влиянием в бюрократической среде и стал объектом «искательств» со стороны мелких и крупных чиновников, частных лиц. В 1717-1718 гг. проводилась перестройка центрального аппарата управления. В основу ее был положен принцип камерализма, заимствованный из опыта европейских стран. Камерализм - это организация центральных учреждений путем четкого разграничения их функций по отраслям управления. (Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 1999. С. 128.) Были созданы новые учреждения - коллегии, имевшие одинаковое штатное расписание и общие принципы работы. В их ведении находились общегосударственные вопросы. Во главе коллегий стоял президент, который в отличие от судьи старого приказа не распоряжался единолично в своем ведомстве. Гарантией от начальственного произвола служили коллегиальное обсуждение всех рассматриваемых вопросов и вынесение окончательного решения большинством голосов. Членами присутствия, или чиновниками с правом голоса, являлись вице-президент, четыре советника коллегии, четыре коллежских асессора (заседателя). Текущую техническую работу выполняли секретарь и так называемые приказные, или канцелярские служители. В некоторые коллегии в качестве экспертов назначались также советник и секретарь из иноземцев. Первона- .ально колле! ий было немного, но в начале 1720-х гг. их список расширился. Тремя главными считались коллегия Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская (ведавшая делами флота). Финансами занимались три другие коллегии - Камер-коллегия (ведала казенными сборами), Штатс-контор-коллегия (курировала государственные расходы), Ревизион-коллегия (вела учет государственных расходов), две коллегии - Берг и Мануфактур - руководили промышленностью, первая - металлургическими заводами, вторая - предприятиями легкой промышленности. Коммерц-коллегия направляла внешнюю торговлю. Юстиц-коллегия ведала надворными и нижними судами, регистрировала различные частные акты (купчие, долговые обязательства, доверенности, завещания, документы о продаже вотчин и т. п.). Вотчинная коллегия, во многом перенявшая функции упраздненного Поместного приказа, разбирала земельные тяжбы, оформляла сделки на куплю и продажу земли и крепостных крестьян, вела дела о выморочных имениях, беглых крестьянах и т. п. В 172i г. была создана Духовная коллегия, или Синод. Этот орган занял место патриаршего престола, фактически упраздненного Петром I еще раньше. Отныне церковные дела решались государственными чиновниками, назначаемыми из духовных лиц (а иногда и из светских), включенными в те же дисциплинарные рамки, что и вся остальная бюрократия. По типу коллегии был устроен Главный магистрат, управлявший посадским населением и руководивший местными магистратами. Единственным отличием Главного магистрата от других коллегий являлся его выборный состав. В него входили представители высших торгово-промышленных корпораций города, и только обер-президент и президент являлись коронными (правительственными) чиновниками. Все новые центральные учреждения опирались в своей работе на Генеральный регламент (1720) - свод правил, разработанных Петром I. Позже общие основы деятельности были уточнены применительно к каждой коллегии в особом, к ней относящемся регламенте. Коллежская реформа Петра I была также и попыткой отделить управление от суда, что стало важным шагом навстречу утверждению принципа разделения властей. В 1708-1709 гг. была начата реформа местных органов власти. Территория страны была разделена на 8 неравнозначных по размерам губерний. Позже их количество было доведено до 11. В результате областных реформ 1708 г. и 1719 г. сложилось трехчленное административно-территориальное деление: губерния - провинция - уезд. Во главе губерний стояли губернаторы. При губернаторе действовали ландратские советы из 8-12 человек, избиравшиеся дворянством губернии. Совет ландратов рассматривался как необходимый противовес чрезмерному развитию личного начала в управлении губерний. При губернаторе также учреждалось губернское правление в составе ландрихтера - губернского судьи (с 1719 г. его заменил надворный суд), обер-комиссара, ведавшего финансами, обер-провиантмейстера, заведовавшего хлебными запасами для армии, и управителя дворцовыми имениями. Во главе провинций, число которых в 1719 г. достигло 50, стояли воеводы, при которых создавались земские канцелярии. С 1719 г. на провинции был перенесен центр тяжести в областном управлении, поэтому наиболее важные из них получили управление, аналогичное губернскому с генерал-губернатором во главе. Уездное управление представляли земские комиссары - выборные из числа местного дворянства. Связь с высшими органами, в частности с Сенатом, осуществлялась через губернских комиссаров. Несмотря на старания Петра I обеспечить стройную систему управления сверху донизу, многие областные учреждения в отличие от центральных едва пережили их создателя. Это было вызвано, во-первых, трудностями с кадрами - постоянный дефицит подготовленных чиновников еще резче проявлялся на местном уровне. Во-вторых, перегруженность налогами податного населения, особенно после 1725 г., делала весьма проблематичным дальнейшее содержание дорогостоящего местного бюрократического аппарата. В-третьих, в общественном сознании даже высших сословий была глубоко укоренена неприязнь к службе по выборам: этот феномен объясняет быстрое свертывание эксперимента Петра I с советом ландратов. Наконец, государственные нововведения Петра I, в частности его областная реформа, стали после его смерти объектом ожесточенной критики со стороны отдельных политических группировок при дворе.