Биография пилотов разбившегося ту 154. Запомним их такими: имена и фотографии погибших в авиакатастрофе. А когда был самый опасный момент полета


Уровень подготовки экипажа 800-й авиационной базы, летевшего на Ту-154, который разбился в районе Сочи, сослуживцы назвали одним из самых высоких. Бывший заместитель командира базы полковник запаса Александр Шалыгин, лично знавший членов экипажа, рассказал RT, что руководство доверяло лётчикам перевозку своих родных. Бывшие однокурсники помощника командира Ту-154 Александра Ровенского, лётчики истребительной авиации, заявили RT, что не верят в ошибку экипажа, и назвали возможные причины падения самолёта: отклонение стабилизаторов автоматикой и внезапно включившийся реверс одного из двигателей.

RT пообщался с друзьями и сослуживцами погибших лётчиков экипажа самолёта Минобороны России, который разбился утром 25 декабря в районе Сочи. По их словам, уровень подготовки команды был настолько высок, что ей поручали перевозку членов семьи руководства.

Экипаж трагического рейса включал восемь человек. В его состав входили командир Роман Волков, его помощник Александр Ровенский, штурман авиационной эскадрильи Александр Петухов, старший штурман корабля Андрей Мамонов, бортовые инженеры Александр Трегубов и Валерий Парикмахеров, старший бортовой механик Виктор Сушков и старший воздушный радист Алексей Суханов. Все они служили на 800-й авиационной базе, расположенной на юго-востоке подмосковного города Щёлково.

Бывший заместитель командира 800-й авиабазы, полковник запаса Александр Шалыгин рассказал RT, что экипаж регулярно проходил проверку.

«Традиционно в частях 800-й авиационной базы подготовка экипажей к перевозке пассажиров осуществляется в строгом соответствии с руководящими документами,- сказал Шалыгин. - Прежде чем перевозить пассажиров, экипаж проходит серьёзную подготовку до полной уверенности инспектирующих лиц в способности членов экипажа осуществлять свои обязанности в условиях любой сложности».

«В последний раз я виделся с ребятами в прошлый понедельник – с Александром Петуховым (штурман экипажа. - RT), Колосовским (старший инструктор-летчик) и Негрубом (заместитель командира авиационной эскадрильи). Зашёл после отпуска, поговорили, ничего не предвещало трагедии», - рассказал Шалыгин.

Командир экипажа

Майор Роман Волков был командиром на трагическом рейсе. Лётчик родился в 1981 году в семье военнослужащего в Польше, а учился в школе в посёлке Сиверском Ленинградской области. После школы закончил Балашовское высшее военно-авиационное училище, некоторое время служил в летчиком-инструктором в Балашове, а затем попал по распределению в состав 800-й авиабазы.

«Командир экипажа был открытым и коммуникабельным человеком, настоящим профессионалом - налетал свыше трёх тысяч часов, это очень прилично. Работать на нашу авиабазу он пришел где-то после 2011 года», - рассказал бывший замкомандира авиабазы.

Помощник командира

По правую руку от командира в рейсе находился его помощник - капитан Александр Ровенский. Он родился в 1983 году, жил в военном гарнизоне посёлка Сокол, а затем поступил и закончил Краснодарское высшее военное авиационное училище по направлению транспортной авиации.

Евгений Проказин, бывший однокурсник помощника командира, поделился с RT своими воспоминаниями о нём.

«Мы вместе учились до третьего курса. Александр не вылетел тренировочно на самолёте Л-39 (проверяющий поставил оценку ниже «хорошо» за полёт), поэтому ушёл на транспортную авиацию, был переведён на год младше. Я остался на истребительной авиации. Александр выпустился из училища в 2006 году», - рассказал бывший однокурсник.

Он также рассказал, что бывшие однокурсники уже созвонились по поводу трагедии.

«Мы все в ужасе. Собираем его семье деньги. У его жены 28 декабря день рождения, у Александра остались двое детей», - рассказал лётчик.

Друг Александра Антон Авдиенко рассказал RT, что погибший офицер был потомственным военным лётчиком.

«Мы вместе росли в одном дворе в посёлке Сокол. Наши родители были связаны с военной авиацией, его отец служил в эскадрилье. У него никогда не было врагов, а сам он был спокойным и отзывчивым человеком», - рассказал товарищ погибшего.

Бывший замкомандира 800-й авиабазы Александр Шалыгин объяснил роль помощника в ходе рейса.

«Помощник командира - администратор, начальник штаба во время полёта. Он занимается оформлением пассажиров, это всегда много документации. Главное - его организаторские способности. Во время рейса он находится справа от командира корабля, за штурвалом», - рассказал полковник.

Знаменитый штурман эскадрильи

Штурманом эскадрильи потерпевшего крушение самолёта был подполковник Александр Петухов 1967 г.р. Он был опытным офицером - общий налёт составлял к моменту трагедии более 9 тыс. часов.

Бывший замкомандира авиабазы Александр Шалыгин познакомился с погибшим в 94-м году. Последний раз видел его за неделю до катастрофы.

«От штурмана многое зависит в экипаже. Александр прошел путь от простого штурмана до штурмана полка. Застал первую чеченскую кампанию - тогда он летал на самолете АН-72», - рассказал полковник.

Военный напомнил о том, что Петухов был участником экипажа, посадившего «неуправляемый» Ту-154 в 2011 году.

В 2011 году в сети распространили видео посадки неуправляемого Ту-154. Борт тогда сильно кренился и заваливался в воздухе.

Сразу после вылета у лайнера отказали системы управления. Но лётчики – среди них был и Александр Петухов – смогли посадить самолёт. Все члены экипажа были награждены орденами Мужества.

«Его ребёнок учился в одной школе с моим сыном. У него очень хорошая семья», - рассказал бывший сослуживец.

Старший штурман корабля

Капитан Андрей Мамонов был штурманом во время трагического утреннего рейса. Погибший родился в 1982 году в городе Черняховск Калининградской области. Его отец также был штурманом. В 1999 году после окончания школы Мамонов переехал в Москву. В городе остались жить его родители и сестра.

Бортмеханик

Старший сержант Виктор Сушков (1991 г.р.) был родом из Воронежа. Его растила мама в одиночку, работавшая тогда на заводе синтетического каучука. После окончания школы Сушков поехал учиться в Москву. По сообщениям СМИ, Виктор в последний раз, когда приезжал в Воронеж, рассказал друзьям, что собирается жениться.

Бортовые инженеры

Инженерами на борту были старший лейтенант Валерий Парикмахеров (1987 г.р.) и майор Александр Трегубов (1965 г.р.).

О Валерии Парикмахерове известно, что он жил во Фрязине вместе с женой и двумя сыновьями - трёх и пяти лет.

Связь на борту обеспечивал старший воздушный радист Алексей Суханов (1985 г.р.), а старшим бортовым механиком был Виктор Сушков (1991 г.р.)

Сопровождающие

Кроме того, вместе с экипажем летел старший инструктор-лётчик подполковник Андрей Колосовский. С ним был близко знаком бывший замкомандира авиабазы Александр Шалыгин.

«Он был самым старшим на борту, не так давно получил заслуженного лётчика, а также орден мужества. Он летал на АН-72 - полетел в Сирию либо для замены экипажа, либо для его проверки. Ранее Андрей летал на АН-12 - также прошёл на нём чеченскую кампанию», - рассказал бывший военный о сослуживце.

Он добавил, что Колосовский активно занимался передачей своего опыта молодым лётчикам. У Андрея остались две дочери. Шалыгин рассказал также о начальнике штаба, заместителе авиационной эскадрильи Александре Негрубе.

«Начинал инженером по радиоэлектронному оборудованию, потом выучился на юриста, стал начальником штаба эскадрильи. Любой командир мечтал иметь такого начальника штаба! На борту он находился как пассажир», - рассказал полковник.

Он отметил, что Негруб был коммуникабельным и очень компанейским молодым человеком.

Бывший заместитель командира авиабазы также рассказал, что семьи лётчиков могут получить несколько видов компенсации. Порядка 4-5 млн рублей от страховой компании, а также средства от Минобороны и, возможно, муниципалитетов.

vk.com © schelkovo3


Отказ техники

Бывший однокурсник трагически погибшего помощника командира Александра Роневского, действующий пилот истребительной авиации Евгений Проказин рассказал RT, что не верит в ошибку экипажа.

«Версию ошибки пилотирования не рассматриваю, так как экипаж в составе 8 человек проморгать малейшее отклонение не мог», - поделился мнением лётчик.

При этом он пояснил, что к трагедии могла привести ошибка автоматики - ТУ-154 хоть и не новый самолёт, но автоматика играет роль в управлении кораблём.

«Высота у них была приблизительно 500 м. У них был плановый разворот на курс в Сирию. Разворот вправо, если автомат реверса правого двигателя сработал, то правое полукрыло будет иметь огромное сопротивление, что приведёт к энергичному опусканию носа самолёта. Учитывая, что поступательная скорость самолёта к тому времени была около 350-400км/ч - он достиг водной поверхности довольно-таки быстро», - рассказал лётчик.

QR-код адреса страницы:

Корреспондент Ольга Матвеева.

В отличие от современных авиалайнеров, экипаж которых редко состоит более чем из 2 человек, так как многие функции на себя берет летная автоматика, Ту-154 в воздух поднимают 4 человека: командир судна, второй пилот, штурман и бортовой инженер. В ВКС России к ним добавляются еще 2 человека: бортовой механик, который помогает экипажу обслуживать самолет в полете и на земле, и бортовой переводчик. В момент катастрофы в самолете находились 2 летных состава. На авиабазу Хмеймим рухнувший авиалайнер вел экипаж .

За свою карьеру летчик первого класса налетал около 3,5 тысяч часов. У пилотов военных транспортников, работающих в том числе и в горячих точках, это считается отличным показателем. Он родился и вырос в военном городке в Ленинградской области. Потомственный офицер, как и его отец, всю свою жизнь посвятил небу. Он был немногословен и своей семье о работе практически не рассказывал. Говорил лишь, что часто приходится летать в Сирию. У него остались жена и двое детей.

55-летний военный лётчик-инструктор Андрей Колосовский также был в составе экипажа. Его женаИрина Колосовская , с которой он прожил 32 года, рассказывает, что пилот обещал вернуться домой до Нового года. А за день до рокового рейса он получил звание "Заслуженный военный летчик" из рук президента России Владимира Путина:

"В штабе все переживают, потому что очень хороший летчик погиб. Он лично много ребят вывез, очень много сделал. Говорил: "Это мои орлята, соколята". Вадик недавно на Северный полюс летал, рассказывал: "Мы садились в пургу, и сели ровно: только Андрей-командир так мог посадить".

Экипаж Волкова именно на этом самолете Ту-154 неоднократно совершал полеты в Сирию и считался одним из самых опытных. Они выводили на маршрут фронтовые бомбардировщики и истребители при перелетах на авиабазу Хмеймим. При выполнении таких задач от состава самолетов-лидеров требуется особая точность.

Не менее опытным был и штурман - подполковник Александр Петухов. Он получил широкую известность в апреле 2011 года, когда такой же самолет, который не поднимался в воздух в течение 10 лет, планировали перегнать из аэропорта Чкаловский в Самару. После набора высоты в системе управления судна начались проблемы: оно стало буквально раскачиваться в воздухе и подпрыгивать, что было заметно с земли невооруженным взглядом. Тогда самолет назвали "танцующим". Тем не менее, неисправный лайнер удалось благополучно посадить. Все члены экипажа, среди которых был и штурман Петухов, были награждены орденами Мужества.

Первые сообщения о неладном появились . По сообщению Минобороны России, в 05:40 по московскому времени с экранов диспетчерских служб сочинского аэропорта «Адлер» исчезла отметка самолета Ту-154М за номером 85572. Самолет находился над российскими территориальными водами. Борт следовал из подмосковного аэропорта «Чкаловский». В Сочи лайнер совершал посадку для дозаправки. Пунктом назначения значилась сирийская Латакия. На борту было , из них 8 - члены экипажа.

К 7 часам утра в районе предполагаемого крушения велись поисковые работы самолетами, вертолетами и кораблями.

К 8 утра пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков сообщил о том, что главе государства доложено о случившемся. В 08:24 министр обороны России Сергей Шойгу начал экстренное совещание по организации поисково-спасательных работ в районе крушения.

В 09:07 пресс-служба МЧС России сообщили о том, что в 5,5 километра от берега были найдены маслянистое пятно и обломки. А в полутора километрах от береговой линии была найдена стойка шасси.

В 09:10 в Минобороны подтвердили «ВМ» о том, что обломки найдены в полутора километрах от берега. А в 09:15 Первый канал , что на борту лайнера были три их сотрудника. Также на борту были две тройки журналистов НТВ и канала «Звезда».

Для меня это личная трагедия, - сообщил «ВМ» народный артист СССР Иосиф Кобзон. - Погибли артисты прекрасного коллектива, мой друг Халилов. Я с ансамблем Александрова тесно сотрудничал, выступал в Сирии. Меня дирижер приглашал и на этот раз, но я попросил освободить меня от поездки по медицинским показаниям.()

Размер компенсаций семьям погибших составит более 5,8 миллиона рублей, - говорится в сообщении компании «Согаз», страхователя Минобороны РФ.

Соболезнования родным и близким погибших выражают по всему миру: президент Сирии Башар Асад, премьер-министр Сербии Александр Вучич. Со скорбью отозвался о трагедии .

Спасатели продолжают работу. Открыты кризисные центры Минобороны и МЧС России - в Москве, Сочи и Адлере. К месту трагедии прибывают самолеты с родными погибших. С ними работают психологи.

СОЛИСТА АНАНЬЕВА ОТ СМЕРТИ СПАС РЕБЕНОК

Вадим Ананьев, ведущий солист ансамбля песни и пляски имени Александрова:

Я в шоке от случившегося. В самолете погибли мои коллеги, а у меня родился сын - третий ребенок в семье. Жена меня слезно просила остаться, чтобы помочь ей по хозяйству. Поэтому я попросил руководителя, чтобы меня не задействовали на этот концерт. Получается, что мой ребенок спас меня от смерти.()

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

ЭКСПЕРТЫ О ПРИЧИНАХ ТРАГЕДИИ

Андрей Ламанов, герой России, пилот, спасший ту -154 во время аварийной посадки в закрытом аэропорту:

Причины трагедии мы узнаем после того, как будут найдены средства объективного контроля полета, самописцы. Беда случилась в течение пяти-семи минут после взлета ()

Андрей Красноперов, майор ВВС России, летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах:

Похоже на гибель рейса над Синаем. Нормальный взлет, затем обрыв связи. Через 20 минут после взлета. В Египте обломки собирали на 20–30 километрах ()

Владимир Попов, генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ:

Самолет просто так с радаров пропасть не может. Даже в случае аварии он не сразу падает на землю: обычно с самолета успевают подать сигнал, получить какие-либо указания от диспетчера. В данном случае речь идет о такой нештатной ситуации, из-за которой на борту самолета физически не могли связаться с землей. Это может быть отказ техники или пуск ракет по нему.

ВЕРСИИ

■ Ошибка экипажа Герой России Андрей Ламанов считает: большая часть крушений связана с этой причиной

■ Отказ техники Лайнер надежен, но заслуженный пилот РФ Сергей Кругликов не исключает такой возможности

■ Взрыв на борту Летчик-испытатель Андрей Красноперов уверен - самолет мог погибнуть из-за теракта

СПИСОК ПАССАЖИРОВ И ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА УПАВШЕГО ЛАЙНЕРА

Состав экипажа Ту-154М 85572:

  1. майор Волков Р. В.
  2. капитан Ровенский А. С.
  3. подполковник Петухов А. Н.
  4. капитан Мамонов А. В.
  5. старший лейтенант Парикмахеров В. Н.
  6. майор Трегубов В. А.
  7. старший лейтенант Сушков B. C.
  8. старший лейтенант Суханов А. О.

Список лиц, перевозимых на воздушном судне:

Военнослужащие:

  1. генерал-лейтенант Халилов В. М.
  2. полковник Хасанов А. Б.
  3. полковник Ваганов А.И.
  4. полковник Иванов А. Ю.
  5. подполковник Колосовский А. В.
  6. майор Долинский А. И.
  7. полковник Негруб А. Н.
  8. капитан Абросимов С. С.

Федеральные государственные гражданские служащие:

  1. Губанков А. Н.
  2. Бадрутдинова О. Т.

Международная общественная организация «Справедливая помощь»:

  1. Глинка Е. П.

Средства массовой информации:

  1. Рунков Д. А.
  2. Денисов В. В.
  3. Сойдов А. А.
  4. Лужецкий М. В.
  5. Обухов П. К.
  6. Пестов О. М.
  7. Ржевский В. В.
  8. Суранов А. А.
  9. Толстов Е. В.

ФБГУ «Ансамбль им. Александрова»:

  1. Сонников А. В.
  2. Гужова Л. А.
  3. Ивашко А. Н.
  4. Бродский В. А.
  5. Булочников Е. В.
  6. Голиков В. В.
  7. Осипов Г. Л.
  8. Санин В. В.
  9. Майоров К. В.
  10. Буряченко Б. Б.
  11. Бобовников Д. В.
  12. Баздырев А. К.
  13. Белоножко Д. М.
  14. Бесчасинов Д. А.
  15. Васин М. А.
  16. Георгиян А. Т.
  17. Давиденко К. А.
  18. Денискин С. И.
  19. Журавлев П. В.
  20. Закиров P. P.
  21. Иванов М. А.
  22. Иванов А. В.
  23. Котляр С. А.
  24. Кочемасов А. С.
  25. Кривцов А. А.
  26. Литвяков Д. Н.
  27. Мокриков А. О.
  28. Моргунов А. А.
  29. Насибулин Ж. А.
  30. Новокшанов Ю. М.
  31. Поляков В. В.
  32. Савельев А. В.
  33. Соколовский А. В.
  34. Тарасенко А. Н.
  35. Трофимов А. С.
  36. Узловский А. А.
  37. Халимон B. Л.
  38. Штуко А. А.
  39. Крючков И. А.
  40. Ермолин В. И.
  41. Быков C. Л.
  42. Колобродов К. А.
  43. Корзанов О. В.
  44. Ларионов И. Ф.
  45. Ляшенко К. И.
  46. Михалин В. К.
  47. Попов В. А.
  48. Разумов А. А.
  49. Серов А. С.
  50. Шахов И. В.
  51. Арчукова А. А.
  52. Гильманова P. P.
  53. Игнатьева Н. В.
  54. Клокотова М. А.
  55. Корзанова Е. И.
  56. Пырьева Л. А.
  57. Сатарова В. И.
  58. Трофимова Д. С.
  59. Хорошова Л. Н.
  60. Цвиринько А. И.
  61. Шагун О. Ю.
  62. Гурар Л. И.
  63. Сулейманов Б. Р.
  64. Столяр И. В.
  65. Валутов Р. А.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Новые коленца пляски на костях

Колонка обозревателя "ВМ" Алексея Зернакова

Не успели остыть тела музыкантов, журналистов и пилотов, ставших жертвами страшной авиакатастрофы над Черным морем, как проснулись наши украинские «друзья». В унисон им начали звучать и тоненькие ломающиеся голоса отдельных деятелей, самоопределяющих себя как либералов ()

Прощайте, доктор Лиза

Колонка обозревателя "ВМ" Екатерины Рощиной

Конец високосного года. "Касьян собирает свой урожай", - говорят в народе. И еще - добавляют: быстрей бы этот год закончился.

Действительно - быстрее бы. Год был очень тяжелый, и в глобальных масштабах, и в личных - столько трагедий вокруг... Столько страшных событий. И вот под занавес, в последнюю предновогоднюю неделю, - авиакатастрофа в Сочинской акватории. Катастрофа ТУ-154. Гибель легендарного ансамбля им.Александрова, журналистов, экипажа. Ушла от нас и Елизавета Глинка, легендарная доктор Лиза, личность уникальная.()

Они улетели на войну и ушли героями

Колонка обозревателя "ВМ" Андрея Коца

Уходящий декабрь 2016 года оставил в календаре очередную страшную трагедию: над Черным морем в авиакатастрофе погибли 92 человека. Летчики, наши коллеги журналисты, знаменитая врач-волонтер Елизавета Глинка. И 64 военных музыканта Дважды Краснознамённого Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Лучшие солисты, первый состав...()

КВС майор Роман Волков

Командир экипажа погибшего Ту-154 майор Роман Волков родом из Ленинградской области, потомственный летчик. Его отец Александр Васильевич Волков был в свое время командиром 67-го авиаполка в поселке Сиверский (Гатчинский район). Позже полк расформировали. Александр Васильевич сейчас живет в городе Пушкин, где получил квартиру по военному сертификату. В семье росли два сына. Роман пошел по стопам отца, а старший брат стал журналистом.

Роман учился в школе Сиверского с 3 по 8 класс, а потом уехал - поступил сначала в Нахимовское училище, после закончил летное училище. Обосновался в подмосковном Щелково.

Несмотря на это, в Ленинградской области хорошо помнят Волковых:

Не спала всю ночь. Командир экипажа - мой земляк, Роман Волков. У него осталось 3 деток. У нас пишут, что он был профессионалом в своём деле. Его крестная мама работает у нас в больнице. Весь посёлок наш скорбит по погибшим, - написала Татьяна Мосягина. -

Роман Волков был летчиком первого класса. Как говорят родные, в последнее время он часто летал в Сирию. Роман буквально жил небом. Его супруга сидела дома с тремя детьми. (младшая дочка родилась несколько месяцев назад).

Кстати, Роман был хорошо знаком с Сергеем Трухачевым - вторым пилотом самолета, упавшего в прошлом году в небе над Синаем.

Бортинженер старший лейтенант Валерий Парикмахеров:

Валерий Парикмахеров с женой Светой и двумя сыновьями (им 3 и 5 лет от роду) жил во Фрязино. Света занималась домом, время от времени подрабатывая в интернет-магазине по продаже красной икры. Накануне она посетила салон красоты и поделилась с мастером по педикюру Кристиной новогодними планами:

У Светы была дружная семья, мужа она сильно любила. Всегда говорила о нем. Валерка да Валерка. На Новый год собирались в Бородино всей семьей на 2 дня. Кредит у них был большой, помню Света говорила о ежемесячных выплатах по 40 тысяч.

- Предчувствия нехорошие были?

Нет. Света никогда не переживала за мужа. С ее слов Валера сам чинил самолет, следил за техникой. Он часто в Сирию летал, даже в острые периоды.

Капитан Александр Ровенский

Вспоминает родственница Анна Ермак:

Открытый, добрый, улыбчивый человек, который был поддержкой и настоящей опорой своей семье, всегда будет жить в наших сердцах. Он был гордостью родителей, заботливым зятем, любящим мужем и отцом. Саша был верным другом. Он безумно любил свою работу, стремился расти, шагать по карьерной лестнице. Как сказала его жена, он очень сильно хотел стать командиром.

Анна говорит, что Саша, когда летал, тогда отдыхал. Даже в современных гаджетах у него были установлены игры, связанные с самолетами

С супругой Алесей Саша воспитывал двух дочек. Младшей - всего 1 год 9 месяцев, он не успел поцеловать малышку перед вылетом. Алеся даже в страшном сне не могла представить, что станет одной из тех вдов, которые потеряли мужа в авиакатастрофе.

Штурман капитан Андрей Мамонов

Андрей - уроженец Черняховска Калининградской области, из семьи летчиков. Его отец тоже штурман. В родной школе Андрея, когда узнали о гибели воспитанника, объявили траур.

В 1999 году закончил школу, поступил в летное училище. Спортивный, общительный парень. Мы видели фамилию Мамонов в списке погибших, но думали, мало ли Мамоновых в России. А вот когда вывесили фото, мы Андрея сразу узнали. Он мало изменился. В Черняховске у него живут родители, родная сестра Юля, и племянник-второкласник. Слышали, что в московском регионе он создал свою семью, - рассказали в учебном заведении.

Бортмеханик старший сержант Виктор Сушков

О смерти Виктора скорбят в его родной школе №77 Воронежа:

Обычный парень, средних способностей, никогда нецензурной брани от него не слышали. В школе 9-дневный траур, все увеселительные мероприятия отменили. 2 января начнутся праздничные елки. Школа тут единственная, поколениями дети учатся, все друг друга знают, и с пониманием отнеслись к нашему решению. Эх, на взлете погиб наш бывший выпускник, - горюет директор Валентина Латынина.

Виктора и его брата Дмитрия (он старше на 12 лет) растила одна мама - работница завода синтетического каучука. Женщина воспитывала сыновей в строгости.

Дмитрий работает в Генштабе, поэтому после окончания школы Виктор поехал в Москву, закончил училище. Не так давно был на родине, друзьям сказал, что собирается скоро жениться

Подполковник Александр Негруб , по словам мамы Валентины Александровны, часто бывал в горячих точках, родные к этому привыкли, и в роковой день все было как обычно. Александр родился в Волжском, сначала сам перебрался в Щелково, а в 2012 году перевез родителей - пенсионеров - для этого они продали все имущество. Сестру пришлось оставить в больнице в Волжском - у женщины психиатрический диагноз.

Александр был в разводе со своей супругой, продавцом по профессии, (у пары двое детей (15-летняя дочь и 5-летний сын). Дети много времени проводили с отцом, сын, как и отец, грезил самолетами.

Саша, на кого ты нас оставил на старости лет?, - Валентина Александровна от горя слегла. - Ждала сына из Сирии, собирались решать вопрос с сестрой - ее больше не хотят держать в лечебнице, а здесь все платно. И как теперь быть? Да еще и кредит у Саши был - 600 тысяч рублей на квартиру. Ездила в Минобороны, все такие учтивые, тактичные. В каждом офицере теперь вижу своего сына.

Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

Второй расцвет украинских спецслужб пришелся на период 1917- 1921 гг. В кровавом узле противоречий, бурных первой мировой войной, революциями, распадом Российской империи, гражданской войной невозможно было создание украинского государства без национальных тайных служб.

Логично было бы начать с «шпионских страстей» Центральной Рады (ЦР). Но они практически отсутствуют. Государственные деятели этого периода не учли давнюю истину: «Если не хочешь содержать свою армию, будет содержать чужую» . Не говоря уже о национальной спецслужбу, а начали заниматься украинизацией армейских частей и переименовывать улиц в Киеве. За что история незамедлительно их наказать.

Правда и при ЦР были единичные попытки наладить тайную деятельность в пользу молодого государства. В марте 1918 полковник Сливинский провел реорганизацию Генштаба.


(Александр Владимирович Сливинский, полковник армии Украинской державы на параде украинских частей в Киеве. 1918 год)

В его структуре появились «разведывательно» подотдел во главе с подполковником Колосовским и подотдел «заграничного связи» под руководством генерала Березовского. Существуют единичные упоминания о существовании во времена ЦР «политического бюро по делам контрразведки». В целом же спецслужбы ЦР находились в плачевном состоянии. Это подтверждает и тот факт, что ее лидеры не были проинформированы даже о государственном перевороте гетмана.

Совсем по-другому подошел к созданию силовых структур кадровый военный Павел Скоропадский. Как пишет исследователь Владимир Сидак «именно в период гетманата были сформированы полноценные как в структурном, так и в содержательном отношении специальные службы, а их опыт лег в основу функционирования следующих органов безопасности национальной государственности» .
С приходом к власти генерала Скоропадского П.П. ситуация в сфере организации военной разведки несколько улучшилась. 21 июня после очередной реорганизации Генштаба был воссоздан разведывательный отдел 1-го Генерал-квартирмейстерства. Он был расширен и уже состоял из:
Управление – общее руководство (начальник, заместитель)
1-е отделение - разведка в Румынии, Болгарии, Турции, начальник - Матвиенко (2 офицера для поручений, 2 переводчика, канцелярист)
2-е отделение – разведка в странах, образовавшихся после развала РИ (Советская Россия, Белая Россия, Кавказ, Кубань и т.д.), начальник - Щербицкий (2 офицера для поручения, канцелярист)
3-е отделение – организация взаимодействия с соответствующими органами стран Центрального Блока (2 офицера для поручений, переводчик, деловод, канцелярист)

Интересно, что руководящий состав отдела при гетьмане не поменялся. Начальником отдела по-прежнему остался Колосовский, назначенный при ЦР.
При штабах соединений гетьманской армии появились офицеры разведки, организовавшие разведку на сопредельной территории и имеющее соответствующий штат.

Кроме того, разведывательной деятельностью за границей (по линии военной разведки) занимались еще 2 структуры:
Отдел заграничной связи 1-го Генерал-квартирмейстерства
Заграничный отдел Морского Генерального штаба (с июля 1918 г.)

Эти структуры, помимо военно-дипломатической работы выполняли разведывательные функции по добыванию секретной информации, на что получали солидные суммы. Однако координатором в их разведывательной деятельности оставался Разведывательный отдел.

Еженедельно для других структурных подразделений Генерального штаба РО готовил отчет (пример): "за 11–14 вересня 1918 р. за №102: «Великоросія. Гарнізон Орла. По агентурним відомостям від 4-ІХ більша частина Орловського гарнізону пішла на фронт. В Орлі залишаються: 1) І-й Залізничний загін охорони пролетарської революції в складі одного батальйону (чотири роти по 100–120 чол.). Командир бувший вахмістр Новіков. В загоні заведена дисципліна і лад дореволюційного періоду. Солдати не бешкетують і не грабують. Гадається при загоні сформувати кулеметну роту і гарматну батарею з 4-х гармат.
Зараз при загоні формується кінна сотня під командою бувшого ротмістра Плотнікова. Доки що сформована півсотня. 2) Одна 6-ти гарматна батарея 1-го Совітського гарматного дивізіону. Люди і коні повністю, доброї дисципліни немає. 3) Одна рота 2-го Комуністичного пішого полку в складі 70-80 чол. Вона залишилася для формування і навчання маршових рот, які надсилаються на фронт для частин Орловського гарнізону. 4) Польський полк, який знаходиться в періоді формування. Доки сформовано тільки дві роти по 80–100 чол. Командир полку бувший підпоручик Волинський, солдати в більшості бувши легіонери корпусу Довбур-Мушницького. В полк приймаються тільки поляки-більшовики"

Работа военной разведки при гетьмане была более успешной чем в период ЦР. Гетьман и Генеральный штаб обладали достоверной информацией как о вооруженных силах красных и о белых, но вот организационная работа по взаимодействию с спецслужбами Центральных держав так и не была налажена. Так же дела обстояли с работой в отношении Румынии… Но вместе с тем были и несомненные успехи – заслугой военных разведчиков и дипломатов можно считать сближение Кубани и Дона с Украиной.

Любопытно, что разведка Гетьмана даже проводила подрывную деятельность против Добровольческой армии на территории Кубани (что было вызвано негативным отношением Деникина к идеи независимости Украины). На Кубань уходили эшелоны с оружием и даже готовилось восстание против добровольцев. Следствием этого был арест белой контрразведкой одного из украинских разведчиков К. Поливана, а посол Украины на Кубани Ф. Боржинский (бывший офицер РИА) был расстрелян. Поливану удалось вернуться на Украину...

Специальные структуры Личного Штаба Гетьмана


Особый отдел (Особливий відділ)
Был создан практически сразу же после переворота.
Задачи ОО:
- информирование о разных политических и национальные движениях, их отношениях к режиму;
- информирование о борьбе правоохранительных органов с антигосударственной деятельностью политических партий, организаций и отдельных лиц, стремящихся подорвать гетманскую власть;
- сбор сведений о деятельности за рубежом нелояльных к режиму политических партий и течений, подрывная работа которых может негативно отразиться на внутреннем положении и международной политике Украины;
- выполнение особых поручений Гетьмана в пределах компетенции подразделения.

Деятельность этой структуры регламентировалась "Положенням про Особливий відділ Штабу Гетьмана П.Скоропадського, компетенцію його посадових осіб і підрозділів" В системе правоохранительных и охранных ведомств Украинской Держави ОО занимал главенствующее положение.
Структура ОО включала:
начальник отдела, его помощник, офицеры для поручений, старшие офицеры, которые ведали секретным делопроизводством, районные офицеры, а также такие подразделения, как юридическое и информационное отделение, канцелярия отдела.

Всего же в ОО (без учета филиалов и канцелярии) по штату работало 7 линейных и 8 районных офицеров (должности подполковника-полковника). Все чиновники отдела, как военные, так и гражданские, находившиеся на действительной военной службе в штабе Гетьмана и пользовались правами и преимуществами, установленными для служащих военного ведомства.
За должностные преступления или упущения по службе они подлежали ответственности на общих основаниях, как для должностных лиц. Военные, а также лица, которые вступали на воинскую службу, должны были принимать присягу на верность Украинскому Государству, предусмотренную законом от 30.05.1918 г.

Районные офицеры ОО, которые курировали каждую из 8 губерний государства, имели права командиров отдельных батальонов и были полномочными представителями ОО в регионе. Они имели организовывать на закрепленной за ними территории работу в рамках компетенции отдела, а также пользовались правом проведения следственных мероприятий.

Наиболее важным структурным подразделением ОО являлось информационное отделение. В его состав, кроме его начальника, входили четыре штаб-офицера для разработки и классификации оперативных материалов, агенты наружного наблюдения (по отдельному штату), специальный делопроизводитель и машинистка с разрешением работы с секретными документами. Для руководства внешним наблюдением назначался заведующий, которому непосредственно подчинялись агенты в Киеве, а также командированные в регионы страны.

Агенты распределялись на три категории в зависимости от опплаты: высшего, среднего и младшего разрядов. Они комплектовались из лиц, оставшихся на сверхсрочную службу, окончили курсы учебных команд мирного времени и получили соответствующие аттестации. При зачислении агентами наружного наблюдения они восстанавливались в воинском звании сверхсрочника и обязовывались личной подпиской прослужить не менее года. В течении этого времени их могли уволить лишь в дисциплинарном порядке.
О принятии агентов на сверхсрочную службу объявлялось в приказе по особому отделу, о чем делалась запись в их послужном листе. Агенты пользовались всеми правами и льготами сверхсрочников, а за проступки и упущения во время службы к ним применяли взыскания Дисциплинарного устава, предусмотренные для сверхсрочников воинских строевых подразделений.

Кроме того, в рамках поручений гетьмана ОО, боролся с коррупцией (и небезуспешно), а также выполнял контрразведывательные функции. Занимался военной цензурой.

Подведя итог, можно сказать, что Особый отдел Личного Штаба Гетьмана это была довольно эффективная специальная служба, в функции которой, помимо политического сыска, входили разведка и контрразведка…

Вместе с тем, можно отметить, что ОО дублировал функции Осведомительных отделов Департамента Державной Варты МВД, однако это обуславливалось решением самого Гетьмана: "Я Вам довіряю, і Ви можете чудово упоратися зі справою в Вашому департаменті Державної Варти, але я наполягаю на утворенні особливого відділу тому, що час мінливий. Ви, може статися, у подальшому, не будете міністром внутрішніх справ, і я рішуче не хочу бути усвідомленим лише однією людиною."
Возглавлял ОО Дмитрий Петрович Бусло (гражданский), бывший заместитель прокурора в Одесской судовой палате (убит в декабре 1918 г. в Одессе)

Личная охранная команда Управления гетьманского коменданта
Структура аналогичная современному Управлению государственной охраны Украины. Любопытно, что за физическую безопасность Скоропадского П.П. кроме Управления коменданта (конвой и ЛОК) отвечал еще отряд особого назначения, который замыкался непосредственно на Начальника Личного Штаба.
ЛОК, кроме физической охраны гетьмана и членов его семьи, резиденции и маршрутов движения выполнял и оперативно-розыскные функции, начальник ЛОК и офицеры для поручений имели свою агентуру.

Штат ЛОК:
Начальник (заведующий) (пользовался правами командира полка), его старший и младший помощники, четыре офицера для поручений, два старших дежурных, делопроизводитель, писец, рассыльный при канцелярии, 55 постоянных постовых вблизи резиденции, 46 наблюдателей (наружное наблюдение), семь приказных и два шофера.

Возглавлял ЛОК – полковник Аркас Н.Н. (по другим данным бывший штаб-ротмистр РИА Николай Аркас в это же время командовал отдельным Сердюцким дивизионом в Киеве).

Специальные структуры Департамента Державной Варты МВД
К специальным структурам ДДВ МВД, в чьи функции входили проведение разведывательных, контрразведывательных мероприятий и а также политический сыск, относились:
Осведомительный отдел (и его территориальные подразделения);
Пограничные пункты
Особые секретные отделения (пункты) за границей.
Осведомительный отдел
Создан 8.06.1918 г. Возглавил – старший чиновник по особо важным поручениям Л. Понамарев.

Выполнял задачи политического сыска и контрразведки ("робота по попередженню, відверненню й припиненню злочинів проти державного ладу й безпеки держави, збір інформації про політичні виступи, страйки, партизансько-повстанський, профспілковий рух, політичні партії та їх функціонерів, настрої населення" )
Состав (по штату 51 человек):
- руководство и чиновники для особых поручений
- общее отделение
- секретное отделение
- железнодорожное отделение
- регистрационная часть
- криминалистическая лаборатория
Территориальные органы ОВ ДДВ различались как по структуре так и по количеству личного состава.

Любопытно, что:
1. каждое отделение ОВ (что в центральном аппарате, что на местах) имело в своем штате должность журналиста (иногда даже не одну).
2. деятельность ОВ, регламентировалась не только внутренними инструкциями, но и старыми нормативно-правовыми актами Российской империи.
3. С помощью ОВ германское командование пыталась организовать свою осведомительную сеть – Информационно-агитационное бюро.

Пограничные пункты ДДВ (1-го и 2-го класса)
Созданы 30.08.1918 г. Замыкались непосредственно на руководство ДДВ, взаимодействовали с ОВ и легитимиционным (типа ОВИРа) отделом ДДВ. Выполняли функции политического сыска в приграничной полосе, контрразведки и пограничной разведки. Кроме того, выполняли задачи "по наданню допомоги прибуваючим в межі Української Держави і від’їжджаючим за кордон, а також охороні їхніх інтересів; перешкодженні проникненню протизаконних і злочинних елементів у межі держави…" Состав:
начальник, деловод (заместитель), помощник деловода (лишь для І класса), два канцелярских чиновника 2-го разряда, 2/1 старших надзорных, 8/6 младших надзорных, старший вартовый, 3/2 вартовых (с повышенной оплатой), 27/16 вартовых (с пониженной оплатой).

Особые секретные отделения (пункты) за границей
Созданы в августе 1918 г. Выполняли функции политической разведки. Организовывались при дипломатических учреждениях Украинской Державы. Функционировали в Москве, Петрограде, Кишиневе, Варшаве, Вильно, Ростове, Яссах, Львове и Черновцах...

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Гетманськое правительство приймает парад Лубенського сердюцького полка. 1918 р.