Василиса явикс - интеллектуальная поисковая система. завтра уже здесь! Всегда огонь на себя, или Из полковников – в министры Кортунов алексей кириллович вклад в нефтегазовую отрасль

Окончил . В 1933 году успешно завершил учебу в аспирантуре при кафедре организации и механизации строительных работ.

В 1931 году окончил , в 1933 году - аспирантуру Всесоюзного НИИ гидротехники и мелиорации в Москве. С 1933 года трудился на строительстве металлургического комбината «Азовсталь » в Мариуполе Украинской ССР.

Его трудовая биография началась с участия в возведении завода, куда он попал по комсомольской путевке. Затем было строительство Центрального аэрогидродинамического института (), где он прошёл путь от инженера-механизатора до начальника строительства аэродинамических объектов.

В Красной Армии с 1938 года. Служил в инженером, затем стал начальником строительства аэродромных комплексов.

Сразу после начала Великой Отечественной войны подал рапорт о направлении в действующую армию, но ввиду отсутствия военного образования был направлен на Военно-инженерные курсы. С 1942 года - на фронте, начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии , в марте 1943 года стал командиром полка. Отличился в Белорусской наступательной операции. Командир 629-го стрелкового полка (134-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт) полковник Кортунов в ночь на 29 июля 1944 года в составе передового отряда на подручных средствах переправился через реку Висла. Не дожидаясь форсирования реки всем полком, он организовал наступление на населённый пункт Люцимя, в 18-и километрах юго-западнее польского города Пулава, и захватил его. 29 июля 1944 года воины 629-го стрелкового полка отразили 11 контратак превосходящих сил противника и 2 августа 1944 года расширили занимаемый плацдарм. В этих боях полк под командованием Кортунова уничтожил свыше 1000 солдат противника, 6 танков, 7 штурмовых орудий, захватил 5 складов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество полковнику Кортунову Алексею Кирилловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С июля 1945 года - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия в Германии. С сентября 1948 года полковник А.К.Кортунов - в запасе.

С 1948 года и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с нефтяной и газовой промышленностью:

  • 1948-1950 - начальник Туймазинского территориального строительного управления Главнефтегазстроя при Совете министров СССР.
  • - заместитель Министра нефтяной промышленности СССР (по строительству).
  • - начальник Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой).
  • С декабря - начальник Главнефтепромстроя СССР.
  • С февраля - заместитель Министра строительства предприятий нефтяной промышленности СССР, два месяца спустя - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
  • С мая - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
  • - назначен начальником Главного управления газовой промышленности при СМ СССР (одновременно с октября 1961 по март 1963 - Министр СССР). Участник проекта создания

100-летию со дня рождения Алексея Кирилловича Кортунова — первого руководителя Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности посвящается.

Алексей Кириллович Кортунов родился 28 марта 1907 г. в г. Новочеркасске, там же окончил институт и аспирантуру. Вскоре после окончания был направлен на строительство доменной печи завода «Азовсталь» в г. Мариуполе.

В канун Великой Отечественной войны Алексей Кортунов работал в Центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ), где прошел сложный путь от инженера-механизатора до одной из самых ответственных должностей — начальника строительства аэродинамических объектов.

В первые дни войны Алексей Кортунов подал заявление об отправке на фронт, был зачислен слушателем Военно-инженерных курсов. В 1942 г. Алексей Кортунов — начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии, затем — командир 629-го орденов Красного знамени и Суворова III степени стрелкового полка, с которым дошел до Берлина.

За боевые заслуги Алексей Кириллович был отмечен высшей правительственной наградой — ему было присвоено звание Героя Советского Союза; удостоен многих правительственных наград, в том числе орденов «Александра Невского», «Суворова III степени», двух орденов Красного Знамени.

В 1946 г. Алексей Кортунов был назначен начальником военного сектора Управления советской военной администрации земли Тюрингия. С 1948 г. и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с работой в нефтяной и газовой промышленности: возглавлял Туймазинское территориальное строительное управление, в 1950 г. был назначен заместителем Министра нефтяной промышленности по строительству, в 1953 г. переведен на должность начальника Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой), в декабре 1954 г. Алексей Кортунов — начальник Главнефтестроя, в 1955 г. — Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.

С 1957 по 1972 гг. Алексей Кортунов возглавлял правительственные органы управления газовой промышленности страны: Главное управление по газовой промышленности при СМ СССР, Государственный комитет по газовой промышленности СССР, Министерство газовой промышленности СССР.

В сентябре 1972 г. правительство приняло решение об образовании Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Его руководителем стал А. К. Кортунов. Он быстро создал управленческий аппарат и четко организовал деятельность нового министерства. Однако состояние здоровья уже не позволяло ему часто выезжать на многочисленные стройки.

За годы деятельности Алексея Кортунова газовая отрасль достигла высоких результатов:

  • под его руководством в короткие сроки были открыты крупные газовые месторождения — Шебелинка, Ставропольское (Краснодарский край), Карадагское, Газлинское, Шатлыкское, Оренбургское, Мессояхское, Усть-Вилюйское и др.; введены в эксплуатацию первые промысловые установки на месторождении Медвежье;
  • оперативно было организовано обустройство месторождений и строительство крупных магистральных газопроводов: Шебелинка — Москва, Ставрополь — Москва, Краснодарский край — Серпухов — Ленинград, Джаркак — Ташкент — Фрунзе — Алма-Ата, Карадаг — Тбилиси — Ереван, Бухара — Урал, Средняя Азия — Центр (4 нитки), СРТО — Торжок — Минск, Усть — Вилюй — Якутск и др. (почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов);
  • прирост добычи газа в СССР составил 209 млрд куб. м;
  • введены в эксплуатацию компрессорные станции мощностью более 15 млн кВт;
  • промышленные запасы газа возросли до 25 трлн куб. м;
  • доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5%;
  • сформирована основная часть ЕСГ страны;
  • заложена система надежного, бесперебойного снабжения «голубым топливом» отечественных и зарубежных потребителей;
  • построены подземные хранилища газа;
  • в Главгазе СССР была сформирована мощная научная и проектная базы, в состав которых включены 11 научных и проектных институтов: ВНИИГАЗ, ВНИИСТ, ВНИИподземгаз, Гипротрубопровод, Гипроспецгаз, Укргипрогаз, Востокгипрогаз, ЮжНИИгипрогаз, СКБ «Газстроймашина», Московский и Киевский экспериментально-механические заводы. Организованы новые научно-исследовательские организации — УкрНИИгаз (г. Харьков), СредазНИИгаз (г. Ташкент), СевкавНИИгаз (г. Ставрополь), ТюменНИИгипрогаз (г. Тюмень), ВНИИЭГазпром и СКБ «Газприборавтоматика» (г. Москва). В целях эффективного развития газовой отрасли комплексно использовался потенциал отраслевой, академической и вузовской науки;
  • газовая отрасль вышла на мировой энергетический рынок;
  • разработана программа импорта газа в районы страны, которые значительно удалены от отечественных газовых месторождений;
  • создана индустрия скоростного трубопроводного строительства в стране;
  • все виды отечественной техники для механизированного производства работ по сооружению магистральных газопроводов спроектированы также в период руководства Алексея Кортунова. На базе этих разработок впоследствии созданы комплексы машин для строительства магистральных газопроводов диаметром 1420 мм;
  • качественно изменились кадры отрасли и состав управленческого персонала.

- 18 ноября 1973 года

Алексе́й Кири́ллович Кортуно́в (15 (28 марта) 1907 года , г. Новочеркасск , Российская империя - 18 ноября 1973 года , г. Москва , РСФСР , СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).

Сразу после начала Великой Отечественной войны подал рапорт о направлении в действующую армию, но ввиду отсутствия военного образования был направлен на Военно-инженерные курсы. С 1942 года - на фронте, начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии , в марте 1943 года стал командиром полка.

С июля 1945 года - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия в Германии. С сентября 1948 года полковник А.К.Кортунов - в запасе.

Развитие нефтегазовой промышленности в СССР

Достижения

С деятельностью Алексея Кирилловича Кортунова (1957-1973) связан бурный рост газовой промышленности СССР.

Индустриализация строительства газопроводов

В мае 1955 года Президиум Совета министров СССР признал неудовлетворительным развитие газификации: добыча газа планировалась в пределах 10 млрд кубометров, а газоснабжением было охвачено всего 8% населения, тогда как в США добывалось 250 млрд кубометров и газ получили 62% жителей. Через год, в августе 1956-го, Совет министров СССР создал Главгаз (Главное управление газовой промышленности при Совете министров СССР), чьим главным объектом стал сооружаемый методом скоростной стройки газопровод Ставрополь - Москва. Работами руководил А.К. Кортунов, который решил задачу организации поточно-скоростного строительства магистральных трубопроводов больших диаметров за счет механизации строительно-монтажных работ и применения индустриальных приемов сооружения переходов трубопровода через естественные и искусственные препятствия, нового метода устройства траншей роторными экскаваторами. Были также механизированы изоляционные работы в зимнее время, с применением битумно-резиновой изоляции. Таким образом было доказано, что строить магистральные трубопроводы можно круглогодично, а не сезонно .

Отрасль начала применять передовые технологии трубопроводного строительства и готовить для себя квалифицированные кадры в специально организованных учебных центрах. Были созданы крупные конструкторские бюро, разработавшие многие виды новой техники для сооружения газопроводов, проектные бюро по подготовке трасс и технической документации для строительства. Под руководством Кортунова в СССР была создана газотранспортная трубопроводная система протяженностью почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов с рабочим давлением 16 атмосфер и диаметром 1420 мм, в том числе: Шебелинка - Москва, Ставрополь - Москва, Краснодарский край - Серпухов - Ленинград, Джаркак - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата, Карадаг - Тбилиси - Ереван, Бухара - Урал, Средняя Азия - Центр (4 нитки), СРТО - Торжок - Минск, Усть - Вилюй - Якутск и др.

Были введены в эксплуатацию компрессорные станции мощностью более 15 млн кВт и подземные хранилища газа Берёзово , в 1963 году, он принял решение о строительстве трубопровода Березово – Игрим – Серов и об обустройстве Березовской группы газовых месторождений. Были успешно преодолены трудности, связанные со строительством трубопроводов через тайгу и болота.

Благодаря Кортунову страна поверила в потенциал тюменской нефти, когда был построен первый сибирский нефтепровод Шаим – Тюмень, доказавший эффективность затрат на разработку месторождений в труднодоступных регионах при наличии трубопроводного транспорта. Первая шаимская нефть пришла в Тюмень ночью 21 декабря 1965 года, а всего через 11 месяцев был досрочно выполнен годовой план по перекачке нефти по этой магистрали. С этого началось создание разветвленной системы магистральных нефтепроводов Западной Сибири .

Газификация страны

Задачи газификации страны были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1958 года «О дальнейшем развитии газовой промышленности и газоснабжения предприятий и городов». Реализуя это постановление, по добыче газа Советский Союз догнал США, доведя ее до 209 млрд куб. м в начале IX пятилетки (1971-1975).

Разведанные промышленные запасы газа за 25 лет выросли до 25 трлн куб. м с открытием крупных газовых месторождений: Шебелинка, Ставропольское (Краснодарский край), Карадагское, Газлинское, Шатлыкское, Оренбургское, Мессояхское, Усть-Вилюйское и др. Были введены в эксплуатацию первые промысловые установки на крупнейшем западносибирском месторождении Медвежье .

Доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5%, была разработана программа перекачки газа в районы страны, значительно удаленные от месторождений.

Научно-проектировочный потенциал

В Главгазе СССР Кортунов сформировал мощную научную и проектную базы: 11 научных и проектных институтов: ВНИИГАЗ, ВНИИСТ, ВНИИподземгаз, Гипротрубопровод, Гипроспецгаз, Укргипрогаз, Востокгипрогаз, ЮжНИИгипрогаз, СКБ «Газстроймашина», Московский и Киевский экспериментально-механические заводы. Были также созданы новые научно-исследовательские организации - УкрНИИгаз (г. Харьков), СредазНИИгаз (г. Ташкент), СевкавНИИгаз (г. Ставрополь), ТюменНИИгипрогаз (г. Тюмень), ВНИИЭГазпром и СКБ «Газприборавтоматика» (г. Москва). Научно-исследовательские и проектные институты Главгаза были тесно интегрированы в отраслевую, академическую и вузовскую науку, обеспечивая также подготовку квалифицированного инженерно-технического персонала для отрасли .



Кортунов Алексей Кириллович - командир 629-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии 69-й армии 1-го Белорусского фронта, полковник.

Родился 15 (28) марта 1907 года в городе Новочеркасске Области Войска Донского, ныне Ростовской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. В 1931 году окончил Северо-Кавказский институт водного хозяйства и мелиорации, в 1933 году - аспирантуру Всесоюзного НИИ гидротехники и мелиорации в Москве. С 1933 года трудился на строительстве металлургического комбината "Азовсталь" в городе Мариуполе Украинской ССР.

В Красной Армии с 1938 года. Служил в Центральном аэрогидродинамическом институте инженером, затем стал начальником строительства аэродромных комплексов.

Сразу после начала Великой Отечественной войны подал рапорт о направлении в действующую армию, но ввиду отсутствия военного образования был направлен на Военно-инженерные курсы. С 1942 года - на фронте, начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии, в марте 1943 года стал командиром полка.

Отличился в Белорусской наступательной операции. Командир 629-го стрелкового полка (134-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт) полковник Кортунов А.К. в ночь на 29 июля 1944 года в составе передового отряда на подручных средствах переправился через реку Висла. Не дожидаясь форсирования реки всем полком, он организовал наступление на населённый пункт Люцимя, в 18-и километрах юго-западнее польского города Пулава, и захватил его.

29 июля 1944 года воины 629-го стрелкового полка отразили 11 контратак превосходящих сил противника и 2 августа 1944 года расширили занимаемый плацдарм. В этих боях полк под командованием А.К. Кортунова уничтожил свыше 1000 солдат противника, 6 танков, 7 штурмовых орудий, захватил 5 складов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество полковнику Кортунову Алексею Кирилловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С июля 1945 года - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия в Германии. С сентября 1948 года полковник А.К.Кортунов - в запасе.

В 1948-1950 годах - начальник Туймазинского территориально-строительного управления Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР. В 1950-1953 годах - заместитель Министра нефтяной промышленности СССР, в 1953-1954 годах - начальник Главного управления по строительству в восточных районах, в 1954-1955 годах - начальник Главного управления нефтепромыслового строительства Министерства нефтяной промышленности СССР. В феврале - мае 1955 года - заместитель Министра строительства предприятий нефтяной промышленности СССР. С 25 мая 1955 по 10 мая 1957 года - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.

С мая 1957 по март 1963 года - начальник Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР (одновременно с октября 1961 по март 1963 года - Министр СССР). С марта 1963 по октябрь 1965 - председатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - Министр СССР.

Со 2 октября 1965 по 20 сентября 1972 года - Министр газовой промышленности СССР. С 20 сентября 1972 года - Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.

Способствовал превращению газовой промышленности СССР в мощную отрасль народного хозяйства и выходу её на мировой энергетический рынок. Руководил выводом на проектную мощность нефтегазовых комплексов Башкирии и Татарии, строительством магистральных газопроводов Дашава - Киев - Брянск - Москва и Ставрополь - Москва. Поддержал передовые методы и технологии при освоении месторождений Западной Сибири, в том числе комплексно-блочный метод строительства.

Кандидат в члены ЦК КПСС (с 1961 года). Депутат Верховного Совета СССР 6-8-го созывов (с 1962 года).

Награждён 4 орденами Ленина (24.03.1945, 02.04.1957, 01.07.1966, 25.08.1971), 2 орденами Красного Знамени (19.03.1943, 21.05.1945), орденами Суворова 3-й степени (25.08.1944), Александра Невского (13.10.1943), медалями, иностранной наградой - орденом Труда (Чехословакия, 26.06.1967).

В 2003 году Российским союзом нефтегазостроителей учреждена Золотая медаль имени А.К. Кортунова, которой награждаются лучшие работники данной отрасли. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.