Полковник маякин. Военная музыка на службе дипломатии. Развитие музыкальной художественной самодеятельности в армейской среде

Начальник Военно-оркестровой службы – главный военный дирижёр полковник Тимофей Маякин. Фото Надежды Тихомировой.

О столичной программе «Военные оркестры в парках», об XI Меж­дународном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», о том, чем живёт сегодня Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации, рас­сказывает её начальник – главный военный дирижёр полковник Тимофей Маякин.

– Тимофей Константинович, можно сказать, что весенне-летняя пора для военных музыкантов самая насыщенная по числу выступлений. 19 мая в Москве начался и будет длиться до 18 августа сезон «Военные оркестры в парках». С 24 августа по 2 сентября столицу будет радовать уже XI Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня»…
– На самом деле для наших военных оркестров весь год жаркий. Но для начала расскажу об упомянутых вами событиях. Это знаковые культурные вехи не только для нашей страны.
Открытие фестиваля «Спасская башня» предваряет зрелищный и по-настоящему красивый проект, который стал яркой весенне-летней приметой культурной и общественной жизни Моск­вы. Идею выступления военных оркестров в парках и скверах столицы подсказали сами горожане, которые просили возобновить некогда популярные выступления военных оркестров в городских парках и скверах в выходные дни. И дирекция Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» при поддержке Министерства обороны Российской Федерации и правительства Москвы в своё время начала и успешно продолжает работу по возрождению этой замечательной традиции.
Первый раз программа «Военные оркестры в парках» была реализована дирекцией Фестиваля «Спасская башня» в 2016 году на территории ВДНХ. Выступления военных коллективов были настолько тепло встречены зрителями, что было решено сделать программу ежегодной. В 2017 году её расширили: увеличилось количество концертов и городских площадок для них. В выступлениях участвуют лучшие военно-оркестровые коллективы нашей страны. Формирует и утверждает программу проекта непосредственно Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации. Надо отметить, что в этом году программу «Военные оркестры в парках» дополняют выступления танцевальных пар – участников проекта «Московское долголетие», которую реализует Департамент культуры столицы. Ещё одной особенностью этого года стало участие в акции волонтёров московского Культурного центра «Парк Новослободский». Всего в 2018 году в программе «Военные оркестры в парках» задействовано тринадцать парков и скверов Москвы.

Военные оркестры, творческие подразделения нашей армии, находятся всегда в боевой готовности

Ритуал у стен древнего Кремля.

Первый открытый концерт военных музыкантов прошёл 19 мая в Александровском саду. В нём приняли участие военный образцовый оркестр почётного караула, военный оркестр 154-го отдельного комендантского Преображенского полка и оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова. В этот же день наши музыканты выступили ещё на Боровицкой и Манежной площадях. 26 мая в парке Победы состоялся второй концерт сезона. Музыкальный праздник для жителей и гостей столицы развернулся на площади у Цветочных часов на Поклонной горе. Концерт начался с выступления барабанщиков, затем программу продолжил Оркестр курсантов Военного института (военных дирижёров) Военного университета Минобороны России под управлением главного дирижёра – начальника оркестра, профессора, заслуженного артиста Российской Федерации полковника Михаила Михайловича Трунова. 2 июня в рамках празднования Дня защиты детей состоялось два концерта. В Александровском саду у Итальянского грота выступил Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации. В Парке Музеон на Крымской набережной у «сухого» фонтана свою концертную программу представил Военный оркестр Военного университета Минобороны России. 9 июня в парке Сокольники он выступил вновь – уже на главной аллее парка – эстраде «Ротонда». 16 июня в Московском городском саду «Эрмитаж» мастер-класс дал Цент­ральный военный оркестр Мин­обороны России. Вся программа выступлений, информация о коллективах, принимающих в них участие, размещена на официальном сайте фестиваля «Спасская башня».
Надо сказать, что на всех концертах оркестры выступают с уникальным репертуаром. В нём гармонично сочетаются любимые многими мелодии прошлых лет, классические произведения и популярные современные песни в оригинальной оркестровой аранжировке.
Закрытие сезона состоится 18 августа в Александровском саду, где будут играть Центральный военный оркестр Мин­обороны России и Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ России.
А затем москвичей и гостей города ждут десять вечеров уникального музыкального спектакля, который пройдёт на главной площади страны у стен Кремля, в сердце российской столицы.
– А в чём особенность нынешних представлений «Спасской башни»? Кто на этот раз примет в них участие? И отразились ли санкции на составе коллективов из-за рубежа?
– Военную музыку можно считать одним из лучших дип­ломатов. Она границ не имеет. Это уникальный, совершенный инструмент межкультурного диалога. И у нас никогда не было проблем с международным представительством на этом самом молодом в мире military tattoo. С момента его появления он
сразу стал одним из самых престижных музыкальных форумов. И с каждым годом растёт и развивается, становится более масштабным и многоплановым мероприятием, оправдывая свой статус крупнейшего международного военно-музыкального проекта в мире, по праву вошедшего в тройку лидеров. Напом­ню, что в своё время фестивалю дали старт его вдохновители и организаторы – комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Дмитриевич Хлебников и музыкальный руководитель фестиваля генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов, который тогда возглавлял Военно-оркестровую службу Минобороны России.
Сергей Дмитриевич вместе с руководителем дирекции фестиваля Сергеем Смирновым и
Военно-оркестровой службой ВС РФ успешно этот проект продолжают.
В этом году, как всегда, на Красной площади можно будет снова увидеть яркое представление. Пройдут выступления лучших российских и зарубежных военно-оркестровых и творческих коллективов. Это будет фееричное театральное действо со световыми инсталляциями и грандиозными ежевечерними салютами.

Музыкальная смена.

География стран – участниц фестиваля традиционно охватывает все части света. В этом году в Москву приедут Имперский юношеский оркестр из города Брентвуд, что в Великобритании, Оркестр карабинеров принца Княжества Монако, уникальный оркестр на велосипедах «Крещендо» из Нидерландов, оркестр Королевской гвардии Омана, Корпус «Старых гренадеров Женевы» из Швейцарии, военный оркестр Шри-Ланки, а также Международный кельтский оркестр волынок и барабанов. Ряд коллективов примет участие в представлениях «Спасской башни» впервые.
В этом году также впервые по многочисленным просьбам зрителей в рамках программы фестиваля состоится и дневное представление. Оно будет абсолютно идентично вечернему, за исключением салюта и иной пиротехнической составляющей. Кстати, для дневного представления организаторы готовят различные сюрпризы.

К нынешнему дню к Военно-оркестровой службе Вооружённых Сил РФ относятся более двухсот оркестров общей численностью около четырёх тысяч человек

Несомненно, весьма интересным будет и конное шоу на специальном манеже. Выступления здесь Кавалерийского почётного эскорта Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации и представителей конно-спортивного клуба «Кремлёвская школа верховой езды» стали неотъемлемой частью социально ориентированной культурной жизни фестиваля. Отмечу, что за 10 лет прошло более 200 представлений, которые посетили сотни тысяч человек. Грандиозная шоу-программа, которую уже много лет готовит Кремлёвская школа верховой езды, всегда очень яркая и самобытная, в неё входят выступления не только российских, но и известных иностранных кол­лективов.
Дальнейшее развитие получит и полюбившаяся всем программа «Спасская башня детям», включающая ежегодный конкурс детских и молодёжных духовых оркестров, смотр детских почётных караулов из различных регионов России. А в тематических шатрах Детского городка будут ежедневно проходить выставки, мастер-классы, конкурсы, эстафеты и игры, посетить которые совершенно свободно смогут все желающие.
– В начале беседы вы заметили, что у военных музыкантов предельно насыщен выступлениями весь год. Сколько оркестров в Военно-оркестровой службе выполняют соответствующие задачи?
– К нынешнему дню у нас более двухсот оркестров общей численностью около четырёх тысяч человек. Да, работы много, ведь, как обычно, военные музыканты востребованы на всех значимых государственных мероприятиях. И не только. И в нашей стране, и за рубежом проходит немало масштабных фестивалей военных оркестров. Участвуя в них, мы не только укрепляем престиж отечественной военной музыкальной культуры, но и получаем замечательную возможность для совершенствования профессиональной формы, ведь в каждом оркестре есть своя музыкальная особинка, некая наработанная именно им манера выступления. Музыка – это постоянный труд, поиск той индивидуальности исполнения, которая отличает один коллектив от другого. И не надо забывать: наша деятельность тесно связана с жизнью войск. Военные дирижёры работают и с художественной самодеятельностью в воинских частях на местах. Это их служебная обязанность – оказывать методическую помощь и помогать открывать таланты среди военнослужащих и членов их семей. И, по возможности, привлекать их к концертной деятельности своих оркестров.
– Какова структура Военно-оркестровой службы?
– В структуру Военно-оркестровой службы входят: орган управления Военно-оркестровой службой, Центральный военный оркестр, Военный образцовый оркестр (почётного караула), Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова, военно-оркестровые службы военных округов, военные оркестры штабов военных округов и военные оркестры воинских частей. Конечно, она включает в себя и учебные заведения. Это Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта Халилова, которое выпускает специалистов со средним профессиональным образованием, и Военный институт военных дирижёров Военного университета, который готовит специалистов с высшим образованием.
– Если коротко, как выстраивается ваша работа?
– Во-первых, проводится ежегодная проверка оркестровых служб на местах. Для этого создаётся специальная комиссия во главе с начальником Военно-оркестровой службы. Но, кроме этого, для профессионального роста имеются и смотры-конкурсы военных оркестров во всеармейском масштабе. Они проходят раз в пять лет в два тура. В этом году первый, отборочный, стартовал в феврале в Москве и завершился 12 марта на Северном флоте. За это время своё мастерство продемонстрировали военные музыканты Западного, Восточного, Центрального и Южного округов. Второй, заключительный тур, в котором примут участие лучшие из лучших 12 оркестров, пройдёт на Красной площади с 27 по 31 августа 2019 года в дни, когда будет проводиться XII Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня».
– А что должны показать оркестры во время ежегодной проверки?
– К приезду комиссии должны быть подготовлены не менее двух новых концертных программ, каждая продолжительностью до часа, и плац-концерт. Каждый оркестр обязан исполнить Государственный гимн Российской Федерации и следующие произведения: «Славься» Глинки, «Развод караулов» Павлова, «Красная заря» Чернецкого, два строевых марша и два «Встречныхмарша». Кроме этого, про­слушиваются произведения концертного репертуара, в числе которых должны быть переложения сочинений отечественных и зарубежных композиторов-классиков, а также оригинальные сочинения для духового оркестра. Завершается проверка исполнением программы плац-концерта. Важно отметить, что в ходе проверки мы не только оцениваем уровень подготовки оркестра. Наша задача – оказать методическую помощь военным дирижёрам, в том числе и в формировании музыкального репертуара, проведении оркестровых занятий и индивидуальной подготовки музыкантов.
– А к каким ещё мероприятиям, кроме проверки работы оркестров на местах, имеет отношение Военно-оркестровая служба?
– Конечно, это музыкальное обеспечение военных парадов к 9 Мая – на Красной площади, в городах-героях, городах воинской славы. Во всех других городах, где проводятся парады.
Если брать фестивальную деятельность, то недавно состоялся VII Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске. В нём участвовали военные оркестры из России, Казахстана, Монголии и оркестр кельтских волынок и барабанов, представляющий Евросоюз. На днях в Тамбове завершился VII Международный фестиваль духовых оркестров имени Василия Агапкина и Ильи Шатрова. На нём выступили шесть оркестров из разных городов страны, включая Центральный военный оркестр Минобороны России, военные духовые оркестры войсковых частей 54607 и 31969, дислоцированных в Тамбове. С ними вместе работали и тамбовские музыканты – Губернаторский духовой оркестр Тамбовской области и Духовой оркестр имени Агапкина. В рамках фестиваля был открыт памятник военному дирижёру генерал-лейтенанту Валерию Михайловичу Халилову. Памятник выполнен в полный рост и установлен на гранитном постаменте, украшенном фанфарами. Его разместили в центре города неподалёку от монумента военным музыкантам Василию Агапкину и Илье Шатрову. Автор всех композиций – московский скульптор Александр Миронов.
Центральный военный оркестр выступит с 28 июня по 5 июля и в Армении. В сентябре прошлого года наши военные музыканты уже участвовали в первом ежегодном межгосударственном фестивале Россия – Армения «Главное – Отчизне служить». Его проводит Международный фонд памяти Арно Бабаджаняна при поддержке министерств обороны России и Армении. После этого наш военный оркестр ждёт на своём фестивале город первого салюта, город воинской славы Белгород.
Не за горами и музыкальное обеспечение главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге в ознаменование Дня ВМФ.
С 30 июля по 5 августа Цент­ральный военный оркестр выступит на Международном военно-музыкальном фестивале в финском Хамине.
О «Спасской башне» речь уже шла. А в период с 22 сентября по 1 октября оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова будет находиться в служебной командировке в Швейцарии в рамках международного военного сотрудничества Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации. Воспитанники училища уже более 25 лет принимают участие в ежегодных мероприятиях, посвящённых годовщине перехода Русской армии под руководством фельдмаршала Суворова через Альпы.
– В давней бардовской песне Владимира Васильева есть такие слова: «Уходит мой оркестр, но звуки догоняя, за музыкою вслед мальчишки побегут». Как вы считаете, актуальны ли они сегодня?

Здесь собраны таланты.

– Пусть за меня скажут такие факты. С момента проведения военно-музыкальных фестивалей, например в Хабаровске и Тамбове, число подростков, которые учатся в музыкальных школах этих городов, увеличилось в разы. И для тех же суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова, я уверен, военная музыка стала судьбой и любовью навсегда. Они верные её продолжатели и хранители. И конкурс среди поступающих в училище очень серьёзный.

Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации - формирование (специальная служба) Вооружённых Сил Российской Федерации , призванная содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, готовить квалифицированные кадры военных дирижёров и музыкантов .

Подчинена Генеральному штабу Вооружённых Сил Российской Федерации.

В 1804 году Военные оркестры вводятся в Донском, Черноморском , Уральском и Оренбургском казачьих войсках . В 1804 г. На Балтийском флоте было определено иметь 100 трубачей, 36 музыкантов и 4 литаврщика. К г. Оркестры Черноморского флота достигают такой же численности, что и балтийские. На протяжении 1808-1809 гг. создаётся большое количество новых гвардейских частей, как пехотных, так и кавалерийских, где Указом Александра I предусматривалось наличие гвардейских военных оркестров численностью в 25 человек. В Преображенском же полку устанавливается штат в 40 человек. Инструментальные составы этих оркестров были уточнены дополнительным указом от 15 апреля 1809 года . В Преображенском полку было 40 инструментов, а в прочих полках гвардии - 25 инструментов. Таким образом, очевидно, что оркестры обогатились новыми инструментами. Преобладающей группой в этих оркестрах являлись деревянные духовые инструменты (28 в оркестре из 40 инструментов и 17 в оркестре из 25 исполнителей). Тем не менее вполне чётко обозначились три основные группы инструментов: деревянные духовые , медные духовые (с натуральным звукорядом) и ударные инструменты . Этот тип оркестра смешанного состава располагал широким оркестровым диапазоном, разнообразием тембровых красок и с успехом мог быть применён для исполнения произведений строевого и концертногорепертуаров . Французский теоретик Ж. Кастнер писал:

«В 1813 году русская музыка, которая всегда сохраняла печать оригинальности, дошла до такой степени совершенства, что привлекла внимание даже немецких музыкантов, возбуждая их похвалы. Русская гвардейская музыка располагала всеми инструментами, которые были в употреблении в ту эпоху, примерно теми же самыми, которые были в ходу в Германии и употребляла их при исполнении блестящих маршей»

Наряду с количественным увеличением состава гвардейских оркестров и обогащением их состава новыми инструментами, были предприняты серьёзные усилия по обучению будущих военных музыкантов. Так, задачей сформированного в 1808 г. Учебного гренадерского батальона наряду с подготовкой унтер-офицеров являлась также подготовка «музыкантов, барабанщиков и флейтщиков» . Учебный батальон состоял из 4-х гренадерских и 2-х «неранжированных рот: музыканской и барабанщичьей» .

В роту, готовившую музыкантов для войск входили капельмейстер и 150 человек, разделявшихся по 25 музыкантов в шести оркестрах. Специально для сигнальной службы в «барабанщечьей» роте готовились барабанщики и флейтщики. Ежегодно Учебный гренадерский батальон должен был выпускать 75 музыкантов для армии. Трубачей для кавалерии готовили в Учебном кавалерийском эскадроне и других воинских частях.

Концертная и просветительская деятельность

Ежегодная концертная деятельность военных оркестров началась в ноябре 1813 года в зале Филармонического общества Санкт-Петербурга , затем в апреле 1814 года, и третий концерт, принёсший доход 52 тысячи рублей − 19 марта 1816 году ко дню вступления русских войск в Париж в 1814 году. Так называемые «инвалидные » концерты, доходы от которых шли ветеранам войны стали проводиться ежегодно, вплоть до начала первой мировой войны. Они шли в обеих столицах и других городах, в которых принимали участие, как правило, сводные оркестры, а также солдатские хоры. В их репертуар неизменно включались произведения героико-патриотического плана: полонезы О.Козловского , хоровая пьеса К. Кавоса «Куплеты 1814 г.», а также произведения классиков - Моцарта, Глюка, Бетховена. Военные оркестры, выйдя за пределы расположения своих частей сыграли определённую положительную роль в воспитании музыкального вкуса слушателей.

Репертуар военно-оркестровой службы

В XIX веке, как и ранее, акцент делался на создание строевой музыки, предназначенной для выполнения оркестрами своей основной служебной функции, то есть маршей. Изданный музыкальным издателем Дальмасом 4-томное издание 208 партитур, написанных в период с 1809 по 1829 годы, явилось вехой для музыкальной культуры России в целом. В собрании представлены два типа маршей: тихие и скорые. Авторами маршей издания Г. Дальмаса являются: А. Дёрфельдт-отец (свыше сорока маршей) , К. Кавос , Н. Титов , О. Козловский , Антонолини , Д. Штейбельт и другие. Сто десять маршей напечатаны без указания авторов. Тихий марш л.-гв. Семёновского полка был написан его командиром генералом А. Римским-Корсаковым . Темами маршей нередко становились народные песни, так, в одном из скорых маршей А. Алябьева использована солдатская песня «Вдоль да по речке». Несколько маршей этого композитора основаны на народно-песенных интонациях .

В основу бодрого и жизнерадостного «Парижского марша 1815 года» композитором положены песни украинского фольклора, где ясно прослеживаются интонационные связи с песней «Дощік, Дощік» .

Скорые марши более оживлённые по характеру и нередко включали элемент танцевальности или народной песенности. Несколько маршей этого издания сходны по своей метроритмической структуре с современными «колонными» маршами. Несколько маршей имеют своими темами оперные мелодии, например, «Марш Кавалергардского полка» композитора Ф. А. Буальдьё построен на тематическом материале, который композитор использовал в опере «Белая дама» (1825) .

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

В настоящее время на отдельной дисциплине (специальный инструмент − медные духовые и ударные инструменты) осуществляет руководство преподаватель (руководитель дисциплины) Рябухин Иван Викторович.

Основной целью отдельной дисциплины является:

  1. Подготовка исполнителя на специальном инструменте как художника - интерпретатора, владеющего необходимыми знаниями сольного и ансамблевого инструментального исполнительского искусства, техническими приемами игры и методикой обучения игре на специальном инструменте.
  2. Совершенствование методической и исследовательской работы преподавателей. Внедрение наиболее эффективных методов педагогической деятельности, использование новых современных образовательных технологий, научных достижений в области исполнительского искусства.

Главные задачи отдельной дисциплины:

  • Разработка и реализация учебных программ по учебным дисциплинам согласно требований ФГОС для СПО третьего поколения.
  • Составление расписания учебных занятий, планирование, организация и реализация учебной, методической, творческо-исполнительской и внеклассной работы.
  • Ведение всех видов учебных занятий, практик и аттестаций суворовцев, предусмотренных учебным планом и учебными программами.
  • Ведение планирующей и отчетной документации по работе дисциплины.
  • Участие педагогов в учебно-методической, научно-практической работе училища.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов.
  • Организация и проведение конкурсов на звание «Лучшего исполнителя на специальном инструменте» в училище, а также участие в других музыкальных конкурсах, проводимых на Российском и международном уровне.
  • Внедрение инновационных методов, использование современных технических средств, информационно-коммуникационных технологий в обучении.
  • Развитие и совершенствование учебно-материальной базы дисциплины.
  • Укрепление связей с кафедрой инструментов военного оркестра Военного института (военных дирижеров) Военного университета и другими учебными музыкальными заведениями города Москвы. Контроль за исполнением учебной и трудовой дисциплин.

Все сотрудники отдельной дисциплины имеют высшее профессиональное образование.

2 преподавателя имеют почётные звания:

  • преподаватель Б.Б.Болдырев - «Заслуженный артист Российской Федерации»
  • преподаватель В.П.Матвейчук - «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

1 преподаватель обучается в аспирантуре:

  • преподаватель Д.А.Иванов

Успешно трудятся и передают суворовцам богатый опыт преподаватели, прошедшие большой путь военной службы в рядах Вооруженных Сил:

  • Рябухин Иван Викторович,
  • Назаров Виктор Николаевич,
  • Матвейчук Василий Петрович,
  • Скнарин Александр Васильевич.

Отдельная дисциплина (специальный инструмент - медные духовые и ударные инструменты) является одной из ведущих в Военно-музыкальном училище. История ее создания уходит в далекие 60-е годы. Первым руководителем дисциплины был подполковник Г.И.Мамалыга, плодотворно прослуживший в этой должности с 1961 года по 1969 год.

С 2011 года на должность преподавателя (руководителя дисциплины) назначен И.В.Рябухин.

Дисциплина медные духовые и ударные инструменты по праву гордится своими выпускниками, среди них:

  • Банк Евгений Леонидович - Заслуженный артист РФ, профессор кафедры Духовых оркестров и ансамблей МГИК, артист оркестра Московского музыкального театра «Геликон-опера» (с 1995 по 2009 гг. являлся директором и инспектором этого оркестра), доцент, майор запаса;
  • Орлов Дмитрий Михайлович - Заслуженный артист России, лауреат Премии города Москвы и кавалер Ордена Дружбы. Художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного симфонического оркестра для детей и юношества. Во время юбилейного концерта в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в октябре 2012 года. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл наградил дирижера Д.М. Орлова орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского;
  • Михайлов Николай Михайлович - начальник Военно-оркестровой службы МО СССР, Главный военный дирижер СССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, генерал-майор. После отставки Николай Михайлович стал профессором музыкальной академии им. Гнесиных, Московской городской детской музыкальной школы им. Гнесиных, проводил конференции и семинары, являлся активным участником многих общественных организаций;
  • Солодахин Владимир Михайлович - Главный дирижер Образцового оркестра ВМФ, Народный артист Российской Федерации, капитан I ранга запаса;
  • Скендеров Андрей Карпович - Артист хора в театре «Новая опера», майор запаса;
  • Назаров Виктор Николаевич, преподаватель Военно-музыкального училища по классу трубы, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Полушин Вячеслав Григорьевич, Заслуженный артист Российской Федерации, полковник запаса, преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, в данное время - преподаватель ДМШ им. А.Б.Гольденвейзера;
  • Афонин Геннадий Александрович, Залуженный деятель искусств Российской Федерации, доцент, начальник Московского военно-музыкального училища в 1993-2005 годы, полковник запаса;
  • Макаров Игорь Викторович, Заслуженный артист России, профессор кафедры медных духовых инструментов Московской консерватории, в 1982-1990 гг. − солист Государственного академического симфонического оркестра СССР, с 1990 года − солист Российского национального оркестра;
  • Данильченко Александр Сергеевич - капитан I ранга запаса, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный артист России, в 1972-1994 гг. - военный дирижер оркестров Тихоокеанского флота, в 1996-2007 гг. - начальник - художественный руководитель Концертного оркестра Военно-морского флота России имени Н.Римского-Корсакова, в настоящее время - главный дирижер Концертного образцового оркестра ОАО «РЖД»;
  • Шилклопер Аркадий Фимович - всемирно известный джазовый валторнист, исполнитель на альпенгорне. С 1977 по 1985 год работал в Большом театре СССР, с 1985 по 1989 год в оркестре Московской филармонии, с 1989 года солит-инструменталист, один из известных исполнителей на валторне джазовой и экспериментальной музыки;
  • Аникин Виктор Иванович - начальник кафедры инструментов военных оркестров военного института (военных дирижеров) Военного университета. В данное время − профессор Московского государственного университета культуры и искусств, Заслуженный артист России, полковник запаса;
  • Трунов Михаил Михайлович - начальник Военного института (военных дирижеров) Военного университета, Заслуженный артист Российской Федерации, профессор, полковник;
  • Чугреев Владимир Сергеевич - заместитель начальника Военного института (военных дирижеров) Военного университета по научной работе, профессор, полковник запаса;
  • Колотушкин Андрей Алексеевич − начальник 13 оркестра штаба Московского военного округа, начальник Центрального военного оркестра МО РФ, Заслуженный артист Российской Федерации, полковник запаса, в данное время - дирижер Государственного духового оркестра России;
  • Маякин Тимофей Константинович - начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации - главный военный дирижер, кандидат философских наук, Заслуженный артист Российской Федерации, доцент, полковник;
  • Шевернев Игорь Вячеславович − Главный инспектор Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, подполковник, и многие другие.
  • Отдельная дисциплина (специальный инструмент - медные духовые и ударные инструменты) является одной из ведущих в Московском военно-музыкальном училище. Она включает следующие дисциплины: «Специальный инструмент», «Родственный инструмент», «Ансамблевое исполнительство», «Педагогическая практика». Изучение этих предметов позволяют заложить очень важные основы для исполнительской деятельности в оркестре.

Преподаватели и концертмейстеры отдельной дисциплины вносят большой вклад в воспитание молодого поколения музыкантов-духовиков. Наши суворовцы всегда долгожданные гости в воинских частях, на концертных площадках Москвы, различных народных и государственных торжествах. Вместе с артистами, составляющими гордость и славу отечественного и мирового искусства суворовцы Московского военно-музыкального училища выступают на сцене Государственного Академического Большого театра, Государственного Кремлевского дворца, Большого зала консерватории имени П.И.Чайковского, Концертного зала имени П.И.Чайковского, Государственного Центрального концертного зала «Россия», на радио и телевидении.

Оркестры в парках и на Красной площади – всё это летняя Москва.

Начальник Военно-оркестровой службы – главный военный дирижёр полковник Тимофей Маякин. Фото Надежды Тихомировой.

О столичной программе «Военные оркестры в парках», об XI Меж­дународном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», о том, чем живёт сегодня Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации, рас­сказывает её начальник – главный военный дирижёр полковник Тимофей Маякин.

– Тимофей Константинович, можно сказать, что весенне-летняя пора для военных музыкантов самая насыщенная по числу выступлений. 19 мая в Москве начался и будет длиться до 18 августа сезон «Военные оркестры в парках». С 24 августа по 2 сентября столицу будет радовать уже XI Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня»…
– На самом деле для наших военных оркестров весь год жаркий. Но для начала расскажу об упомянутых вами событиях. Это знаковые культурные вехи не только для нашей страны.
Открытие фестиваля «Спасская башня» предваряет зрелищный и по-настоящему красивый проект, который стал яркой весенне-летней приметой культурной и общественной жизни Моск­вы. Идею выступления военных оркестров в парках и скверах столицы подсказали сами горожане, которые просили возобновить некогда популярные выступления военных оркестров в городских парках и скверах в выходные дни. И дирекция Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» при поддержке Министерства обороны Российской Федерации и правительства Москвы в своё время начала и успешно продолжает работу по возрождению этой замечательной традиции.
Первый раз программа «Военные оркестры в парках» была реализована дирекцией Фестиваля «Спасская башня» в 2016 году на территории ВДНХ. Выступления военных коллективов были настолько тепло встречены зрителями, что было решено сделать программу ежегодной. В 2017 году её расширили: увеличилось количество концертов и городских площадок для них. В выступлениях участвуют лучшие военно-оркестровые коллективы нашей страны. Формирует и утверждает программу проекта непосредственно Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации. Надо отметить, что в этом году программу «Военные оркестры в парках» дополняют выступления танцевальных пар – участников проекта «Московское долголетие», которую реализует Департамент культуры столицы. Ещё одной особенностью этого года стало участие в акции волонтёров московского Культурного центра «Парк Новослободский». Всего в 2018 году в программе «Военные оркестры в парках» задействовано тринадцать парков и скверов Москвы.

Военные оркестры, творческие подразделения нашей армии, находятся всегда в боевой готовности


Ритуал у стен древнего Кремля.

Первый открытый концерт военных музыкантов прошёл 19 мая в Александровском саду. В нём приняли участие военный образцовый оркестр почётного караула, военный оркестр 154-го отдельного комендантского Преображенского полка и оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова. В этот же день наши музыканты выступили ещё на Боровицкой и Манежной площадях. 26 мая в парке Победы состоялся второй концерт сезона. Музыкальный праздник для жителей и гостей столицы развернулся на площади у Цветочных часов на Поклонной горе. Концерт начался с выступления барабанщиков, затем программу продолжил Оркестр курсантов Военного института (военных дирижёров) Военного университета Минобороны России под управлением главного дирижёра – начальника оркестра, профессора, заслуженного артиста Российской Федерации полковника Михаила Михайловича Трунова. 2 июня в рамках празднования Дня защиты детей состоялось два концерта. В Александровском саду у Итальянского грота выступил Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации. В Парке Музеон на Крымской набережной у «сухого» фонтана свою концертную программу представил Военный оркестр Военного университета Минобороны России. 9 июня в парке Сокольники он выступил вновь – уже на главной аллее парка – эстраде «Ротонда». 16 июня в Московском городском саду «Эрмитаж» мастер-класс дал Цент­ральный военный оркестр Мин­обороны России. Вся программа выступлений, информация о коллективах, принимающих в них участие, размещена на официальном сайте фестиваля «Спасская башня».
Надо сказать, что на всех концертах оркестры выступают с уникальным репертуаром. В нём гармонично сочетаются любимые многими мелодии прошлых лет, классические произведения и популярные современные песни в оригинальной оркестровой аранжировке.
Закрытие сезона состоится 18 августа в Александровском саду, где будут играть Центральный военный оркестр Мин­обороны России и Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ России.
А затем москвичей и гостей города ждут десять вечеров уникального музыкального спектакля, который пройдёт на главной площади страны у стен Кремля, в сердце российской столицы.
– А в чём особенность нынешних представлений «Спасской башни»? Кто на этот раз примет в них участие? И отразились ли санкции на составе коллективов из-за рубежа?
– Военную музыку можно считать одним из лучших дип­ломатов. Она границ не имеет. Это уникальный, совершенный инструмент межкультурного диалога. И у нас никогда не было проблем с международным представительством на этом самом молодом в мире military tattoo. С момента его появления он
сразу стал одним из самых престижных музыкальных форумов. И с каждым годом растёт и развивается, становится более масштабным и многоплановым мероприятием, оправдывая свой статус крупнейшего международного военно-музыкального проекта в мире, по праву вошедшего в тройку лидеров. Напом­ню, что в своё время фестивалю дали старт его вдохновители и организаторы – комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Дмитриевич Хлебников и музыкальный руководитель фестиваля генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов, который тогда возглавлял Военно-оркестровую службу Минобороны России.
Сергей Дмитриевич вместе с руководителем дирекции фестиваля Сергеем Смирновым и
Военно-оркестровой службой ВС РФ успешно этот проект продолжают.
В этом году, как всегда, на Красной площади можно будет снова увидеть яркое представление. Пройдут выступления лучших российских и зарубежных военно-оркестровых и творческих коллективов. Это будет фееричное театральное действо со световыми инсталляциями и грандиозными ежевечерними салютами.


Музыкальная смена.

География стран – участниц фестиваля традиционно охватывает все части света. В этом году в Москву приедут Имперский юношеский оркестр из города Брентвуд, что в Великобритании, Оркестр карабинеров принца Княжества Монако, уникальный оркестр на велосипедах «Крещендо» из Нидерландов, оркестр Королевской гвардии Омана, Корпус «Старых гренадеров Женевы» из Швейцарии, военный оркестр Шри-Ланки, а также Международный кельтский оркестр волынок и барабанов. Ряд коллективов примет участие в представлениях «Спасской башни» впервые.
В этом году также впервые по многочисленным просьбам зрителей в рамках программы фестиваля состоится и дневное представление. Оно будет абсолютно идентично вечернему, за исключением салюта и иной пиротехнической составляющей. Кстати, для дневного представления организаторы готовят различные сюрпризы.

К нынешнему дню к Военно-оркестровой службе Вооружённых Сил РФ относятся более двухсот оркестров общей численностью около четырёх тысяч человек

Несомненно, весьма интересным будет и конное шоу на специальном манеже. Выступления здесь Кавалерийского почётного эскорта Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации и представителей конно-спортивного клуба «Кремлёвская школа верховой езды» стали неотъемлемой частью социально ориентированной культурной жизни фестиваля. Отмечу, что за 10 лет прошло более 200 представлений, которые посетили сотни тысяч человек. Грандиозная шоу-программа, которую уже много лет готовит Кремлёвская школа верховой езды, всегда очень яркая и самобытная, в неё входят выступления не только российских, но и известных иностранных кол­лективов.
Дальнейшее развитие получит и полюбившаяся всем программа «Спасская башня детям», включающая ежегодный конкурс детских и молодёжных духовых оркестров, смотр детских почётных караулов из различных регионов России. А в тематических шатрах Детского городка будут ежедневно проходить выставки, мастер-классы, конкурсы, эстафеты и игры, посетить которые совершенно свободно смогут все желающие.
– В начале беседы вы заметили, что у военных музыкантов предельно насыщен выступлениями весь год. Сколько оркестров в Военно-оркестровой службе выполняют соответствующие задачи?
– К нынешнему дню у нас более двухсот оркестров общей численностью около четырёх тысяч человек. Да, работы много, ведь, как обычно, военные музыканты востребованы на всех значимых государственных мероприятиях. И не только. И в нашей стране, и за рубежом проходит немало масштабных фестивалей военных оркестров. Участвуя в них, мы не только укрепляем престиж отечественной военной музыкальной культуры, но и получаем замечательную возможность для совершенствования профессиональной формы, ведь в каждом оркестре есть своя музыкальная особинка, некая наработанная именно им манера выступления. Музыка – это постоянный труд, поиск той индивидуальности исполнения, которая отличает один коллектив от другого. И не надо забывать: наша деятельность тесно связана с жизнью войск. Военные дирижёры работают и с художественной самодеятельностью в воинских частях на местах. Это их служебная обязанность – оказывать методическую помощь и помогать открывать таланты среди военнослужащих и членов их семей. И, по возможности, привлекать их к концертной деятельности своих оркестров.
– Какова структура Военно-оркестровой службы?
– В структуру Военно-оркестровой службы входят: орган управления Военно-оркестровой службой, Центральный военный оркестр, Военный образцовый оркестр (почётного караула), Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова, военно-оркестровые службы военных округов, военные оркестры штабов военных округов и военные оркестры воинских частей. Конечно, она включает в себя и учебные заведения. Это Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта Халилова, которое выпускает специалистов со средним профессиональным образованием, и Военный институт военных дирижёров Военного университета, который готовит специалистов с высшим образованием.
– Если коротко, как выстраивается ваша работа?
– Во-первых, проводится ежегодная проверка оркестровых служб на местах. Для этого создаётся специальная комиссия во главе с начальником Военно-оркестровой службы. Но, кроме этого, для профессионального роста имеются и смотры-конкурсы военных оркестров во всеармейском масштабе. Они проходят раз в пять лет в два тура. В этом году первый, отборочный, стартовал в феврале в Москве и завершился 12 марта на Северном флоте. За это время своё мастерство продемонстрировали военные музыканты Западного, Восточного, Центрального и Южного округов. Второй, заключительный тур, в котором примут участие лучшие из лучших 12 оркестров, пройдёт на Красной площади с 27 по 31 августа 2019 года в дни, когда будет проводиться XII Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня».
– А что должны показать оркестры во время ежегодной проверки?
– К приезду комиссии должны быть подготовлены не менее двух новых концертных программ, каждая продолжительностью до часа, и плац-концерт. Каждый оркестр обязан исполнить Государственный гимн Российской Федерации и следующие произведения: «Славься» Глинки, «Развод караулов» Павлова, «Красная заря» Чернецкого, два строевых марша и два «Встречныхмарша». Кроме этого, про­слушиваются произведения концертного репертуара, в числе которых должны быть переложения сочинений отечественных и зарубежных композиторов-классиков, а также оригинальные сочинения для духового оркестра. Завершается проверка исполнением программы плац-концерта. Важно отметить, что в ходе проверки мы не только оцениваем уровень подготовки оркестра. Наша задача – оказать методическую помощь военным дирижёрам, в том числе и в формировании музыкального репертуара, проведении оркестровых занятий и индивидуальной подготовки музыкантов.
– А к каким ещё мероприятиям, кроме проверки работы оркестров на местах, имеет отношение Военно-оркестровая служба?
– Конечно, это музыкальное обеспечение военных парадов к 9 Мая – на Красной площади, в городах-героях, городах воинской славы. Во всех других городах, где проводятся парады.
Если брать фестивальную деятельность, то недавно состоялся VII Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске. В нём участвовали военные оркестры из России, Казахстана, Монголии и оркестр кельтских волынок и барабанов, представляющий Евросоюз. На днях в Тамбове завершился VII Международный фестиваль духовых оркестров имени Василия Агапкина и Ильи Шатрова. На нём выступили шесть оркестров из разных городов страны, включая Центральный военный оркестр Минобороны России, военные духовые оркестры войсковых частей 54607 и 31969, дислоцированных в Тамбове. С ними вместе работали и тамбовские музыканты – Губернаторский духовой оркестр Тамбовской области и Духовой оркестр имени Агапкина. В рамках фестиваля был открыт памятник военному дирижёру генерал-лейтенанту Валерию Михайловичу Халилову. Памятник выполнен в полный рост и установлен на гранитном постаменте, украшенном фанфарами. Его разместили в центре города неподалёку от монумента военным музыкантам Василию Агапкину и Илье Шатрову. Автор всех композиций – московский скульптор Александр Миронов.
Центральный военный оркестр выступит с 28 июня по 5 июля и в Армении. В сентябре прошлого года наши военные музыканты уже участвовали в первом ежегодном межгосударственном фестивале Россия – Армения «Главное – Отчизне служить». Его проводит Международный фонд памяти Арно Бабаджаняна при поддержке министерств обороны России и Армении. После этого наш военный оркестр ждёт на своём фестивале город первого салюта, город воинской славы Белгород.
Не за горами и музыкальное обеспечение главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге в ознаменование Дня ВМФ.
С 30 июля по 5 августа Цент­ральный военный оркестр выступит на Международном военно-музыкальном фестивале в финском Хамине.
О «Спасской башне» речь уже шла. А в период с 22 сентября по 1 октября оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова будет находиться в служебной командировке в Швейцарии в рамках международного военного сотрудничества Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации. Воспитанники училища уже более 25 лет принимают участие в ежегодных мероприятиях, посвящённых годовщине перехода Русской армии под руководством фельдмаршала Суворова через Альпы.
– В давней бардовской песне Владимира Васильева есть такие слова: «Уходит мой оркестр, но звуки догоняя, за музыкою вслед мальчишки побегут». Как вы считаете, актуальны ли они сегодня?


Здесь собраны таланты.

– Пусть за меня скажут такие факты. С момента проведения военно-музыкальных фестивалей, например в Хабаровске и Тамбове, число подростков, которые учатся в музыкальных школах этих городов, увеличилось в разы. И для тех же суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова, я уверен, военная музыка стала судьбой и любовью навсегда. Они верные её продолжатели и хранители. И конкурс среди поступающих в училище очень серьёзный.