Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного "весна в деревне". Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Ранняя весна». план-конспект занятия по окружающему миру (п

Конспект НОД

Тема: «Экспериментальная весна».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: создать условия для расширения и закрепления у старших дошкольников представлений о весне и свойствах воды посредством познавательно-речевой и экспериментальной деятельностей.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить у детей представления о признаках весны.
  2. Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, мука).
  3. Продолжать развивать у детей навыки работы с мнемосхемой.
  4. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
  5. Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
  6. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
  7. Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
  8. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
  9. Активизировать словарь по теме занятия.
  10. Воспитывать дружеские отношения при совместной деятельности.
  11. Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
  12. Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие
  2. Социально-коммуникативное развитие
  3. Речевое развитие.

Средства: ноутбук, проектор, презентация Power Point, аудиопроигрыватель, аудиозаписи «Капель и пение птиц», «Капель», емкости с водой, тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды. На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, мука, сахар, мольберт с закрепленным листом бумаги, карандаши.

Ход занятия

Звучит аудиозапись «Капель и пение птиц».

Воспитатель: Что за звуки я слышу, ребята?

Дети отвечают.

Воспитатель: Интересно, а почему мы услышали пение птиц и капель? Какое сейчас время года?

Дети отвечают.

Воспитатель: А месяц?

Дети отвечают.

Воспитатель: Сколько всего весенних месяцев в году? Как они называются?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я люблю весну, мне нравится заниматься выращивание рассады для огорода, ездить на дачу, а вы любите весну? Почему?

Дети по желанию рассказывают, за что им нравится или не нравится весна.

Воспитатель: Ребята, хочу вам прочитать отрывок из стихотворения С. Клычкова, послушайте и давайте подумаем, как его можно назвать!

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звезды наверху.

Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? О чем в нем говорилось? Сергей Клычков его «Весна в лесу». Может, мы попробуем его выучить?

Дети отвечают.

Воспитатель: А помогут нам в этом опорные картинки.

Воспитатель разучивает с воспитанниками стихотворение посредством мнемосхемы (Приложение 1). Сначала все вместе рассматривают картинки на схеме и уточняют, что на них изображено и как они поддерживает те или иные слова в тексте стихотворения. Затем начинают фронтально повторять стихотворение, опираясь на мнемосхему, сначала по одной строчке, затем четверостишие и т.д. В завершение, дети по желанию индивидуально рассказывают отрывок из стихотворения С.Клычкова (на выполнение задания отводится 10 минут).

Воспитатель: Мы с вами пополнили копилочку стихотворений еще одним художественным произведением, можете рассказать его дома близким. Ребята, о чем мы сегодня говорили, что вспомнили?

Дети и воспитатель проводят рефлексию.

Звучит загадочная музыка, появляется П рофессор З найка (далее ПЗ).

ПЗ: Здравствуйте! Шла я мимо садика, шла. Слышу… стихотворение дети рассказывают о весне, а весна – это мое любимое время года, дай, думаю, зайду! Кстати, забыла представиться, я Профессор Знайка! (жмет детям и воспитателю руки).

Дет и здороваются.

Воспитатель: Здравствуй, Знайка.

ПЗ: Вы говорили здесь о весне… Отгадайте-ка, ребятки, о весне мою загадку!

Поселяться любит дама
В трещинах, канавах, ямах,
Чтобы отражать потом
Солнце, небо и мой дом.

Дети отвечают. Воспитатель садится к детям, слушает ПЗ.

ПЗ: Верно! А из чего образуются лужи?

Дети отвечают.

П З: Хорошо! Какие свойства воды вами уже известны?

Дети вспоминают, размышляют и отвечают, дополняя ответы друг друга.

ПЗ: Но это еще далеко не все тайны, которые приготовила для нас вода. Вы хотите узнать о ней что-то еще?

Дети отвечают.

ПЗ: Тогда предлагаю нам отправиться в лабораторию! Чтобы очутиться в лаборатории нужно представить, что мы уменьшились до размеров капелек, и повторить за мной движения.

Звучит музыка «Капель», дети и ПЗ выполняют физминутку. В конце физминутки ПЗ говорит: «Улыбнулись, покружились, в лаборантов превратились!»

ПЗ: Вот мы и на месте. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории при проведении опытов?!

Дети вспоминают, отвечают.

ПЗ: Вода – это что? Жидкость, сыпучий материал или что-то другое?

Дети отвечают.

ПЗ: А известно ли вам, ребята, что такое раствор? Встречались в жизни с какими-нибудь растворами?

Дети размышляют и отвечают.

ПЗ: Интересно, а чай – это раствор?

Дети размышляют и отвечают.

ПЗ: Для того, чтобы узнать что такое раствор, предлагаю приступить к опыту! Вы готовы?

Дети отвечают.

Опыт № 1 «Что такое раствор?».

Средства: тарелка, сахар-рафинад, банка с водой.

Ход: По одному кусочку положите в банку с водой сахар-рафинад. Посмотрите, что с ним происходит. Положите весь сахар и размешайте ложкой. Понаблюдайте, смешивается ли сахар с водой.

Дети делают самостоятельный вывод о том, что сахар исчезает, растворяется в воде.

ПЗ дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором. Предлагает зарисовать результат данного опыта на закрепленном листе бумаги на мольберте.

ПЗ: Теперь, когда нам точно известно о том, что такое раствор, давайте еще раз ответим на вопрос: так все-таки чай - это раствор?

Дети отвечают.

ПЗ: Скажите, мука - это жидкость или сыпучий материал?

Дети отвечают.

ПЗ: Верно! Сыпучий. Давайте с вами подумаем, что станет, если смешать воду и муку?

Дети размышляют и отвечают.

ПЗ: Давайте проверим!

Опыт № 2. «Густая масса».

Средства: мука, емкость с водой, ложка.

Ход: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки. Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось. Понаблюдайте, перемешалась ли вода с мукой.

Дети делают самостоятельный вывод о том, что при смешивании муки и воды получилась непрозрачная, липкая жидкость.

ПЗ дополняет вывод детей: В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу. Предлагает зарисовать результат данного опыта на закрепленном листе бумаги на мольберте.

ПЗ: Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?

Дети отвечают.

ПЗ: Давайте проверим ваши предположения.

Опыт №3. «Рисование на молоке».

Средства : молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: В молоко поместите немного пищевого красителя. Понаблюдайте, что будет происходить - молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии. Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко. Затем попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Понаблюдайте, что произойдет. Красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

ПЗ: Как вы думаете, почему так получается?

Дети размышляют и отвечают.

ПЗ дополняет ответы детей: «Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители». Предлагает зарисовать результат данного опыта на закрепленном листе бумаги на мольберте.

ПЗ: Повертелись, покружились – в ребят подготовительной группы превратились! Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас самым интересным, а о чем вы уже знали?

Дети проводят рефлексию.

ПЗ: Ну мне пора, до новых встреч!

Приложение 1. Мнемосхема.



Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звезды наверху.

Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

You have no rights to post comments

в подготовительной группе.

Тема «Ранняя весна».

Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы); учить составлять рассказ-описание.

Демонстрационный материал. Картинки (солнце; символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины; сосулька; дерево; подснежник; ветка дерева; ручеек; скворечник).

Раздаточный материал. 4-5 картинок на тему «Весна», объединенных общим сюжетом. (например. 1. Мальчик с лыжами в руках выходит из дома. 2. На улице лужи, бегут ручейки. 3. Мальчик возвращается домой с лыжами. 4. Мальчик мастерит кораблик из бумаги. 5. Мальчик пускает кораблик в ручеек).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Тема «Ранняя весна».

Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы); учить составлять рассказ-описание.

Демонстрационный материал. Картинки (солнце; символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины; сосулька; дерево; подснежник; ветка дерева; ручеек; скворечник).

Раздаточный материал. 4-5 картинок на тему «Весна», объединенных общим сюжетом. (например. 1. Мальчик с лыжами в руках выходит из дома. 2. На улице лужи, бегут ручейки. 3. Мальчик возвращается домой с лыжами. 4. Мальчик мастерит кораблик из бумаги. 5. Мальчик пускает кораблик в ручеек).

Ход.

Организационный момент.

На доске картинки с признаками весны: солнце; символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины; сосулька; дерево; подснежник; ветка дерева; ручеек; скворечник.

Основная часть.

Воспитатель : Отгадайте загадки и выберите отгадки среди картинок на доске.

Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(солнце)

Какое время суток сейчас на улице?

(день)

Подходить к дому стала –

С неба солнце украла.

(ночь)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

Его весной и летом

Видим мы одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(дерево)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(ручеек)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

(скворец)

Работа с демонстрационным материалом.

На доске выставлены картинки-опоры.

Воспитатель : К какому времени года относятся эти картинки?

Дети: К весне.

Воспитатель: Как называется первый осенний месяц?

Дети: Март.

Дети составляют рассказ о признаках весны по картинкам-опорам.

«Ярче светит солнце. День становится длиннее, ночь – короче. Днем на крышах тает снег, вода каплями стекает с крыши (капель); ночью вода замерзает и образуются сосульки. На деревьях набухают почки. Снег стал рыхлым, начал таять; появились ручейки. Звонче поют птицы».

Подбор определений к словам при повторном чтении загадок.

В: Солнце какое?

Д: Доброе, хорошее, ласковое, яркое, теплое.

В: День какой?

Д: Длинный.

В: Ночь какая?

Д: Короткая.

В: Дерево какое?

Д: Одетое весной и летом, голое – осенью и зимой.

В: Скворец какой?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, (4 шага назад, расширяют круг)

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

А теперь – фонтаны, (бегут по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к парку мы спешим, (раздвигают круг)

Станет наш фонтан большим.

Становитесь в круг опять, (смыкают круг)

Будем в солнышко играть. (бегут по кругу)

Мы – веселые лучи, (тянутся на носочках, руки вверх)

Мы резвы и горячи. (прыгают на носках, руки на поясе)

Игра «Разложи картинки по порядку».

У каждого ребенка 4-5 картинок на тему «Весна», объединенных общим сюжетом. (1. Мальчик с лыжами в руках выходит из дома. 2. На улице лужи, бегут ручейки. 3. Мальчик возвращается домой с лыжами. 4. Мальчик мастерит кораблик из бумаги. 5. Мальчик пускает кораблик в ручеек.)

Ребенок раскладывает все картинки по порядку и составляет рассказ.

Воспитатель: Как мы назовем этот рассказ?

Дети: Весна.

Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.


Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимующие птицы»

Цели:

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами; изучать их особенности.

Задачи: Продолжать расширить знания детей о зимующих птицах. Формировать представление о том, какую роль играют для птиц перья.

Развивать память, мышление и воображение у детей. Умение делать выводы с помощью экспериментальной деятельности.

Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

Материалы и оборудование:

фотографии зимующих птиц;
плакат «Зимний лес»;
корм для птиц.

кормушка

Организационный момент

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей). Кормушка.

Что за птицы сидят на кормушке?

Какие это птицы? (зимующие)

Почему их называют зимующие? (живут зимой и не боятся зимних холодов)

У нас не только синички и снегири зимуют, еще многие другие птицы.

Мы с вами сейчас отправимся на опушку леса, в гости к зимующим птицам. Вы готовы?

Закройте глаза, а я произнесу заклинание.

Вокруг себя повернитесь и на опушке леса окажитесь.

Вот мы и оказались на опушке в зимнем лесу.
- Перед вам необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Все эти птицы собрались вместе ещё поздней осенью.

Птички в этой стайке разные. Давайте с ними познакомимся.

Игра «Назови птичку».

1.Воробей. Маленькая птичка. Спина коричневая, брюшко светлое, на крыльях чёрные полоски. Клюв к концу заострённый. Питается –хлебными крошками, пшеном.

2. Синицы. Спинка у неё желтовато- зелёного цвета, а брюшко жёлтое, хвост чёрный с голубоватым оттенком. У неё на голове чёрная шапочка. Питается – салом несоленым, семечками арбуза и дыни.
3. Дятел. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на крыльях белые полосы, на голове красное пятно. Клюв прочный и острый. Дятла называют «лекарем леса», он уничтожает насекомых-вредителей. Питается - Зимой дятел питается, в основном, семенами сосны и ели, вынимает клювом семена из шишек.
4. Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. Питается - ягодами рябины, калины, шиповника.
5. Свиристель. Серо-розовое оперение, черные крылья с полосками ярко-желтого и белого цвета, розовый хохолок на голову. На горлышке черное пятно, хвост тоже черный. Питается - ягод рябины калины, рябины, шиповника, можжевельника.
6. Ворона. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. Питается - основную часть пищи эти птицы находят на свалках, яйца не вылупившихся птенцов, и самих птенцов.

7.Голубь. Окрас голубей может быть разным. Это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья. Питается - пшено, семечки, хлебные крошки.

8.Щегол. Спина у пернатых данного вида в основном коричневая. Клюв длинный, лоб и передняя часть ярко-красного цвета. Брюшко пернатого беловатое, грудь и бока бурые. Некоторые перья на крыльях черные у основания и желтые на концах. Самцы остаются зимовать, а самки улетают в теплые края. Питается – семена подсолнечника, пшено.

Как одним словом назвать этих птиц?

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.) Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

Ой ребята, посмотрите, здесь чьи то следы?

Чьи это следы?

Они нас куда –то ведут, давайте посмотрим!

(Зимняя поляна, а на поляне лежат перья.)

Наверно здесь были птички и оставили свои перья.

Давайте присядем на ковер.

Опыты с пером 1.

Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья?

Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо.

Как называется это перо? «маховое»

Почему его называют маховое? (помогает летать)

Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой.

А какие перья лежат у вас ещё? Пуховое

Потрогайте перо. Какое оно? (маленькое, пушистое, тоненькое, стержень тоненький).

Зачем такое перо птице?

Пуховое перо служит птице для сохранения тепла.

Ребята, давайте немного отдохнем. Сделаем гимнастику для пальчиков.

Ребята посмотрите, что здесь изображено? (Картинка с купанием воробья)

Летом воробьи купаются в лужах, а зимой барахтаются в снегу.

А как вы думаете, почему у птиц перья не намокают?

Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья. Вода скатывается с перьев, не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

Давайте узнаем, правда это или нет, проведем эксперимент.

ОПЫТ 2.

Ребята, у вас на столах лежат перья из бумаги, возьмите одно и с помощью пипетки намочите ее.

Что с бумагой произошло? (намокла)

А теперь возьмите второе бумажное перо и с помощью ватной палочки нанесите сначала крем, а потом попробуйте намочите водой эту же бумагу.

Что произошло?

Намокла ли бумага? (нет, вода скатывается в капли, масло не дает бумаги намокнуть)

А теперь возьмите по перышку и намочите его. Намокло ли перо? Дети берут по пёрышку, и пипеткой капают на перышко. Наблюдать, как вода собирается в капельки и стекает с пёрышка.

Делают вывод : Перья у птицы не намокают за счёт жира, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья.

Молодцы! Теперь вы знаете, почему перья не намокают и птицы не мерзнут в зимний период времени.

Ребята, а, что самое страшное для птиц в зимний период? (Голод)

Чем человек может помочь зимующим птицам?

Сделать для них кормушки, кормить каждый день.

Мы с вами уже сделали пряники для пернатых.

Сегодня мы с вами пойдем на улицу и угостим пряниками наших птиц.

Я думаю птицы очень обрадуются и скажут вам спасибо!

Конспект познавательно- исследовательской деятельности

в старшей группе

Тема: «Приди, Весна, с радостью!»

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания о характерных признаках весны;

Совершенствовать умение классифицировать птиц;

Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения;

Обогащать знания о первоцветах;

- Обогащать словарь детей: ледоход, весна –красна, первоцвет;

- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память .

Развивающие:

Развивать логическое мышление детей;

Развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной;

Вызвать у дошкольников желание участвовать в трудовой деятельности.

Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе весной; чтение художественной литературы по теме «Весна».

Оборудование: картина зимы, отгадки к загадкам в картинках, кормушка, картинки с зимующими и перелетными птицами, картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, семена декоративных цветов "Астры", фартуки, стаканчики с землей, дневник наблюдения, тарелочка.

Ход:

1.Вовлечение детей в образовательную область.

Дети заходят в группу и становятся в круг. Воспитатель: Ребята, наступил новый день. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Мне очень приятно, что мы сегодня здесь собрались. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети:

Здравствуй, Солнце золотое! разводим в сторону правую руку

Здравствуй, небо голубое! разводим в сторону левую руку

Здравствуй, вольный ветерок! поднимаем обе руки вверх

Здравствуй, маленький дубок! опускаем обе руки вниз

Мы живем в одном краю - кладем обе руки на грудь

Всех мы вас приветствуем! разводим обе руки в стороны

Дети садятся на стулья.

Воспитатель :

Ребята, кто- то бросил нам в окошко,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо.

Может это воробьишко, пролетая, обронил,

Или кот письмо, как мышку на окошко заманил.

От кого пришло письмо, Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Вам загадку отгадать.

Воспитатель читает загадку о весне.

Идёт красавица,
Земли касается,
Где был снег и лед,
Трава цветёт.
Дети:

Это Весна.

Воспитатель:

Да, ребята, письмо прислала Весна. Послушайте, что она пишет:

« Я спешила к вам, друзья,

Разубрать луга, поля,

Ручейки огнем зажгла

И порядок навела.

Но Зима, колдунья злая,

Уступать мне не желая,

Навредила всем вокруг,

Погрустнел и лес, и луг.

То Зима на нас серчает,

Что прошла ее пора.

Помогите, детвора,

Мне, Весне-красе, убраться,

Все в природе пробудить,

Чтобы луг пестрел цветами

Птицам было бы где жить.

Сил своих вы не жалейте,

Вам нужны сноровка, знания,

Чтобы выполнить задания.»

Ну что, ребята, поможем весне.

Дети:

Да, поможем.

Воспитатель:

А чтобы вам легче было выполнить задания, весна прислала на помощь своих братьев месяцев.

- Ребята, как называются весенние месяцы?

Дети:

Весенние месяцы называются март, апрель, май.

Воспитатель:

- Ребята, позвольте вам представить первый месяц весны.

В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках
По снегам бежит мальчишка.
Снег пугает шалунишку:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - Март.

2.Игра "Оживи картинку"

Дети сидят на стульях и по очереди подходят к мольберту с картинкой.

Воспитатель: - Ребята, месяц Март принес нам картинку зимы. Он просит нас превратить ее в картинку весны. А для этого нам нужно отгадать загадки и с помощью отгадок рассказать, какие изменения происходят в природе с приходом весны? С каждым верным ответом мы сможем превратить нашу зимнюю картинку в весеннюю.

Воспитатель читает загадки:

Итак, слушаем первую загадку.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все...
Дети:

Солнце.

Воспитатель:

- Что происходит с солнышком весной?

Дети:

Весной солнце не только светит, но и греет, припекает, ласкает. День становится длиннее.

Воспитатель: - Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестрёнки
Холодны, прозрачны, звонки,

Ты под них не становись! Дети: - Это сосульки.

Воспитатель :

Что происходит с сосульками весной?

Дети:

Весной сосульки под солнцем тают, капают.

Воспитатель : - Лед на речке треснул, солнце пригревает.
Речка зашумела, льдины подгоняет.
Весеннее явление, как его называют?

Дети:

Это весенне явление называется ледоход .

Воспитатель:

- Что происходит со льдом весной?

Дети:

Весной лёд на реке тает, трещит, ломается, плывёт.

Воспитатель: - Он в голубой рубашке, Бежит весною по овражку,

Кто же это?

Дети:

Ручеек.

Воспитатель:

Что вы можете рассказать о ручейках?

Дети:

Снег весной тает и превращается в ручьи, которые бегут, журчат, звенят.

Воспитатель:

- Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор.

Дети:

Это трава.

Воспитатель:

Что вы можете рассказать о траве?

Дети:

Весной земля согревается под солнцем и начинает пробиваться молодая трава.

Воспитатель: - На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Дети: - Это муравейник.

Воспитатель:

- Что происходит с насекомыми весной?

Дети:

Весной насекомые просыпаются и вылезают из своих укрытий.

Воспитатель:

На ветках - плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.

Дети:

Это почки на деревьях.

Воспитатель:

- Что вы можете рассказать о почках на деревьях?

Дети:

Весной на деревьях распускаются почки.

Воспитатель: - Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
Дети:

Гнездо. .

Воспитатель:

О каких признаках весны рассказывает эта отгадка?

Дети:

Весной возвращаются перелетные птицы и вьют гнёзда.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, посмотрите какая красивая картина весны у нас получилась!

3. Дидактическая игра "Какая птица?"
Воспитатель:

А сейчас я хочу представить вам второй месяц весны.

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
"Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
Далеко слышна свирель.
Это будит всех Апрель.

- Ребята, месяц Апрель принес кормушку, а в ней так много птиц, что он не знает, какая из них зимующая, а какая перелетная. Он просит вас назвать птицу и прикрепить зимующую птицу на снежинку, а перелетную птицу на солнышко.

Дети становятся вокруг кормушки, берут картинку с изображением птицы, демонстрируют детям, называют ее и прикрепляют на мольберт.

Дети:

Синица - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

Воробей - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

Снегирь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

Голубь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

Ласточка - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

Журавль - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

Скворец - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

Лебедь - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, помогли месяцу Апрелю. А теперь немного поиграем.

4.Физкультминутка «Весна идет".

Улыбаются все люди –
Весна! Весна! Весна! (Идут по кругу)
Она везде, она повсюду (Поднимают руки над головой и
Красна! Красна, Красна! р
итмично хлопают в ладоши) По лугу, лесу и полянке
Идет! Идет! Идет! (Ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться
Зовет! Зовет! Зовет!
(Взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит! Звенит! Звенит!
(Ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой
Журчит! Журчит! Журчит!
(Потирают ладони)
Разносит запахи повсюду
Цветов ! Цветов! Цветов! (Из пальцев делают бутон)
И все живое сразу дышит

Весной! Весной! Весной! (Идут по кругу)

5. Дидактическая игра «Составь целое из частей»

Воспитатель:

Ребята, встречайте еще одного гостя. Это - третий месяц весны.

В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся - всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
"Ландыш мой, благоухай!"
- Повелел весёлый Май.

Ребята, месяц Май перепутал пазлы, на которых изображены первые весенние цветы и просит вас помочь собрать их.

Дети садятся за стол и работают с пазлами (собирают картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш.

Дети:

Я собрал картинку с медуницей.

Это первоцвет. Он цветет в марте.

Я собрала пазл с ландышем.

Это первоцвет. Он цветет в мае.

Я собрал изображение с подснежником.

Это первоцвет. Он цветет в апреле.

А я не знаю, как называется цветок.

6. Рассказ воспитателя о мать-и-мачехе.

Воспитатель:

Это - самый первый из всех первоцветов, его можно увидеть повсюду. Называется это растение Мать-и-мачеха. Цветков у мать-и-мачехи сразу много, и видны они издали - желтенькие, яркие, будто маленькие фонарики, которые зажгла весна. Почему растение назвали «мать-и-мачехой»? Дело в том, что когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны – мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям - тёплые. Тепло в жизни идёт от матери. Ну а холодок…Вот и назвали весенний первоцвет – мать-и-мачеха. Цветок мать-и-мачеха занесен в Красную книгу. И все цветы, которые вы сегодня собрали, тоже занесены в Красную книгу Белгородской области.

Ребята, а почему растения заносят в Красную книгу?

Дети:

В Красную книгу заносят редкие растения, которые необходимо охранять.

7.Посадка цветов цинии для рассады.

Ребята, как вы думаете, что нужно чтобы вырастить растение? Дети: - Для того, чтобы вырастить растение нужны семена, почва, вода, свет, воздух, тепло, уход. Воспитатель:

Ребята, я принесла вам семена декоративных цветов "Цинии". Эти цветы люди выращивают на клумбах. Однако, прежде чем посадить цинии на клумбе, необходимо вырастить из семян рассаду. И сейчас я предлагаю вам посеять семена цинии. Для этой работы нам надо подготовиться и надеть фартуки. Подойдите к столу. Перед вами стаканчики с землей. На тарелочках лежат семена цветов. (Воспитатель демонстрирует трудовой процесс) . С помощью палочки необходимо сделать небольшие углубления и полить их водой из лейки, затем поместить туда 2- 3 семени и присыпать сверху землей. Дети самостоятельно сеют семена цветов.

Воспитатель читает стихотворение.

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим,

Лейкой все польем...

И немного подождем,

Всё у нас здесь подрастет

И появится росток!

Воспитатель:

- Давайте наши стаканчики с семенами поставим на подоконник, рядом поставим дневник наблюдения, в котором будем отмечать рост и развитие своих цветов .

Я считаю, что сегодня мы с вами оказали Весне большую помощь. Теперь она точно справится с проказами Зимы.



Экологический познавательно исследовательский проект
«Весна – красна»
Тип проекта: средней продолжительности, групповой
Вид проекта: познавательный, исследовательский, игровой, продуктивный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
По времени проведения: средней продолжительности с1.03.2017г. – 31.05.2017 г.
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.
Авторы проекта: Акименко О.Н.,
Волобуева В, В.
Цель проекта: Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе.
Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
Развитие мышления, воображения, связной речи.
Задачи проекта:
Закрепить представление о весне и ее приметах.
Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
Закрепить и систематизировать знания детей о животных, растениях, насекомых, птицах.
Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
Укреплять здоровье детей, приобщать к здравому образу жизни;
Развивать, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Актуальность проблемы: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
Показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- «Программа воспитания и обучения детей в детском саду «под редакцией М.А Васильевой;
- «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок 3-7 лет» А.А.Уланова;
- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;
- «Сценарии занятий по формированию элементарных представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»Г.П.Тугушева;
- «Неизвестное рядом» О.В.Дыбина- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова- «В гостях у природы» В.В.Волина- «С любовью к природе» Б.Б.ЗапартовичМатериально – техническое:
Материалы для изготовления рукотворных книг (папки, бумага, изо – материал).
Диагностика - дидактический
Блиц – опрос с детьми,
Художественная литература,
Конспекты занятий, бесед, игр.
Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
Образовательные:
Дети научатся выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
У детей сформируется представление о перелетных птицах и первоцветах г. Урюпинска.
Дети научатся рассматривают сюжетные картинки, четко и полными предложениями отвечать на вопросы, понимать образный смысл загадок.
Сформируются умения ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
Расширить представление о правилах безопасного поведения в природе.
Воспитательные:
У детей сформировано бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
Развито умение уважительное отношение к ответам сверстников.
Технические:
1. Изготовление папки передвижки «Весна - красна».
2. Совместное изготовление пособий для игр.
3.Оформление фотоальбома о весне и первоцветах.
4. Пополнение игротеки играми по данной теме.
5.Конспекты занятий по ознакомлению с приметами и признаками весны.
6.Оформление консультация и памяток для родителей.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап

Воспитатели, дети Блиц – опрос с детьми Воспитатели

Воспитатели Определение темы проекта
Формулировка цели и разработка задач
Составление плана основного этапа проекта
Воспитатели
Воспитатели -Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.
-Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
-Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
-Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательно – исследовательской деятельности.

Воспитатели
Воспитатели, дети Разучивание стихотворений о весне.
Воспитатели
Воспитатели, родители -Информированность родителей о предстоящей деятельности:
-Привлечь родителей к оформлению и созданию клумбы и мини огорода на окне.
-Сочинение загадок о весне и оформление в виде рисунков.
-Организовать выставку книг по теме. Воспитатели
Воспитатели, родители, дети
Воспитатели, родители, дети
Основной этап

Воспитатели, дети Беседы:
«Растения и свет»,
«Что происходит в природе с наступлением весны?», «Перелетные птицы», «Первые цветы», «Весна», «Безопасное поведение в природе весной». «Животные весной», «Ручей», «Весенние радости», «Солнечная капель».

Воспитатели

Воспитатели, дети Экспериментирование:
«Лед – вода»
«Нагревание – охлаждение»
«Веточка в вазе»
«Выращивание растений в комнатных условиях (лук, петрушка, укроп, фасоль)
Воспитатели
Воспитатели, дети Наблюдение:
-За состоянием погоды,
-за небом и облаками,
-за капелью;
- за ледоходом;
- за деревьями и кустарниками на участке;
-за ростом и развитием растений;
-за перелетными птицами
- Солнышки на траве (одуванчик)
Воспитатели

Воспитатели, дети Развитие речи:
Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна», Составление рассказов по картине «Весна», «Перелетные птицы».

Воспитатели
Воспитатели, дети Социально - коммуникативное развитие:
«Мир комнатных растений»;
«В гости к хозяйке лука»;
«Экологическая тропа весной»;
«Будем беречь и охранять природу»;
«Весна в лесу»;
«Царство растений»;
«Весенние секреты».
Воспитатели

Воспитатели, дети Занятие по художественному творчеству:
Рисование:
- «Птичка»;
- «Расцвели красивые цветы»;
- «Мое любимое солнышко»;
- «Нарисуй картинку про весну»
Лепка:
- «Барашек»;
- «Зайчик выскочил на полянку, чтобы пощипать зеленую травку»;
- «Птичка клюет зернышки из блюдечка;
- «Божья коровка»

Аппликация:
- «Красивый цветок»;
- «Волшебный сад»
(Коллективная работа)
Воспитатели

Воспитатели, дети Чтение художественной литературы
В. Степанов «По опушке шла весна», «Приметы весны»; Успенский отрывки из рассказа «Дядя Федор пес и кот» - «Наводнение в Простоквашино», «Весна в Простоквашино»; рассказы М. Горького «Воробьишко»; Н. Романова «Котька и птичка»; В. Бианки «Воробей». Сказка «Лиса и заяц». Е.Чарушин «Лисята», «Воробей», «Почему Тюпа не любит птиц»;
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»
Е. Баратынский «Весна, весна!»; И Такмакова «Ива», «Сосны».
Стихи: А. Плещеев (заучивание) «Уж тает снег, бегут ручьи…»; А. Пушкин «Улыбкой лесною природа…»

Воспитатели
Воспитатели,дети, музыкальный руководитель, хореограф Музыка
Слушание. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»;
С.Майкапара «Пастушок»; Э.Григ «Бабочка»;
Разучивание песен к весеннему празднику «Волшебный цветок»;
Музыкальный праздник «Волшебный цветок».
Воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф
Воспитатели, дети Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «В деревне у бабушки», «Путешествие в весенний лес», «Магазин семян», «На лесной полянке», «Весенний бал»
Воспитатели

Воспитатели, дети Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Чьи детки?», «Какое небо?», «Птицы», «Кто где живет?», «Хорошо-плохо», «Кто больше назовет действий», «Кто летает?», «Какого цвета солнце» Воспитатели
Воспитатели, дети Подвижные игры:
«Перелёт птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк», «Сидит, сидит зайка», «Грей солнышко теплей», «Птичка раз! Птичка два!», «Веселый воробей», «Гуси – гуси», «Садовник и цветы», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору».
Воспитатели

Воспитатели, дети
Воспитатели, родители, дети. Пальчиковые игры.
- «Деревья»
- «Корни»
- «Ранняя весна»
- «Первоцветы»
- «Возвращение птиц»
Работа с родителями.
Консультация: «Наш дом природа»;
«Экологическое воспитание детей в семье»;
«Весенний лед-источник повышенной опасности»,
Выставка в книжном уголке «Наши книги о природе»
Памятка для родителей:
«Правила безопасного поведения на прогулке»
Совместная творческая деятельность:
-Организация выставки книг по теме «Весна –Красна»;
- Участие в акции «Сохраним первоцветы»;
Выставка детских рисунков по сочиненным загадкам о весне.
Воспитатели
Воспитатели

Заключительный этап
Участники деятельности Содержание деятельности Ответственные за выполнение
Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, хореограф. Весенний праздник «Волшебный цветок»;
Оформление памятки в родительский уголок: «Правила безопасного поведения на прогулке»;
Оформление папки передвижки: «Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, травы»; «Красавица Весна»;
Презентация:
«Весна пришла»
Воспитатели
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.УрюпинскПроект
«Весна – красна»

Составители: Акименко О.Н., Волобуева В.В.
Воспитатели д/с №4 г. Урюпинска
2017год