Женщины - фараоны древнего египта. Анхесенамон. Египетская царица

Могущественные фараоны, величественные пирамиды, молчаливый Сфинкс олицетворяют далекий и загадочный Древний Египет. Царица Нефертити является не менее загадочной и известной царственной красавицей древности. Ее имя, покрытое ореолом из легенд и вымыслов, стало символом всего прекрасного. Кем была возвеличенная и отождествленная с самая загадочная и «совершенная» женщина Древнего Египта, упоминания о которой в один момент исчезли, как и она сама?

Египетская царица Нефертити правила вместе с фараоном Аменхотепом IV, больше известным в истории как Эхнатон, более трех тысячелетий назад. Пески времени поглотили тот давний период истории, превратили в прах все, что окружало царицу. Но слава Нефертити пережила века, извлеченная из небытия, она снова властвует над миром.

В 1912 году, во время в Египте, Людвигом Борхардтом - германским археологом, была обнаружена мастерская скульптора Тутмеса, о чем явно свидетельствовали скопления камней разных пород, маски из гипса, незавершенные статуи, фрагмент ларца с именем скульптора Ахетатона. В одной из комнат был найден выполненный из известняка бюст женщины в натуральную величину. Борхардт хитростью вывез его из Египта. В 1920 году бюст был передан в дар Тайны и загадки о жизни царицы пытались раскрыть при помощи различных гипотез. Можно сказать, что с тех пор ее имя было овеяно всемирной славой, не угасающей до сих пор. Возрос и интерес к судьбе царицы. Долгое время о ней встречались лишь отдельные упоминания, не так много сведений можно обнаружить и сейчас.

Существует немало версий о происхождении Нефертити. Скудные сведения, почерпнутые из упоминаний на стенах усыпальниц, надписей на клинописных табличках Амарнского архива, стали почвой для развития множества версий о происхождении царицы. «Совершенная», как ее называли, была египтянкой, но существуют версии, утверждающие, что она была иноземной принцессой. Египтологи выстроили несколько гипотез о её происхождении. Некоторые исследователи считают, что она является дочерью Тушратты, царя Митанни. Свое настоящее имя Тадухиппа она поменяла, выйдя замуж за Аменхотепа III. Нефертити рано стала вдовой, и после смерти мужа была объявлена супругой его сына Аменхотепа IV. Юного фараона Нефертити покорила своей невероятной красотой. Говорили, красоты еще не порождал вскоре стала «главной» супругой правителя. Это своего рода подтверждало версию о ее египетском происхождении, потому что обычно становились египтянки царских кровей. Вполне вероятно, что это могла быть и дочь фараона. Также предполагалось, что Нефертити - дочь одного из приближенных ко двору Эхнатона.

Царица поражала не только своей необыкновенной красотой, но и бесконечным милосердием. Она дарила людям умиротворение, ее солнечная душа воспевалась в поэмах и легендах. Ей легко давалась власть над людьми, ей поклонялся Египет. Царица Нефертити обладала сильной волей и способностью внушать к себе благоговение.

Древнеегипетские папирусы, рисунки, барельефы свидетельствуют, что ее брак с Аменхотепом IV был идеален, являлся символом уважения, любви и сотрудничества. Всесильный фараон вошел в историю как религиозный реформатор. Это был незаурядный человек, объявивший войну касте жрецов. Он именовал себя Эхнатон, «угодный богу», перенес столицу из Фив в Ахетатон, вознес новые храмы, увенчал их скульптурными колоссами нового Атона-Ра. В проведении данной политики правителю необходим был надежный союзник, и им стала Нефертити. Умная и сильная супруга помогала фараону преломить сознание целой страны и одержать победу в столь опасной войне с таинственными служителями культа, которые подчинили себе Египет. Царица Нефертити посещала дипломатические приемы. Фараон советовался с супругой прилюдно. Порой она заменяла ему сановных советников. Нефертити поклонялись, ее величественные изваяния можно было видеть практически в каждом египетском городе. Чаще всего она изображалась в головном уборе, представляющем собой высокий синий парик, который был обвит золотыми лентами и уреем, символически подчеркивающим ее власть и связь с богами.

Были также зависть и интриги. Но открыто выступать против супруги властителя никто не решался, скорее, наоборот, на Нефертити сыпались подношения и дары просителей. Однако мудрая царица помогала лишь тем, кто, по ее мнению, мог оправдать и заслужить доверие фараона.

Но судьба, являясь самым непревзойденным режиссером в жизни человека, не благоволила бесконечно и по отношению к Нефертити. Боги не даровали ей наследника власти. Царица лишь подарила фараону 6 дочерей. Вот тут-то не без помощи завистников нашлась замена царствующей супруге, власть над сердцем фараона перешла к красивой наложнице Киа. Ей не удалось надолго удержать возле себя фараона, а ему было трудно выбрать между двумя женщинами. Со стороны бывшей царицы его всегда ждал радушный прием, но показная любезность не обманула фараона. Прежних отношений между волевой и самолюбивой Нефертити и Эхнатоном больше не было. Но ей удалось удержать власть над ним. Существуют версии, что именно Нефертити, продемонстрировав свой государственный ум, предложила в жены Эхнатону Анхесенамон, их совместную третью дочь, по другим версиям, это была старшая дочь Меритатон.

После смерти Эхнатона их дочь выдали замуж за Тутанхамона, который перенес столицу в Фивы. Египет снова стал поклоняться Амону-ра и все вернулось на круги своя. В Ахенатоне осталась лишь Нефертити, верная идеям мужа. В изгнании она провела остаток жизни. После смерти царицы по ее просьбе она была похоронена в гробнице Эхнатона, но ее мумию так и не нашли. И точное место ее захоронения неизвестно.

Однако имя ее, означавшее «Прекрасная пришла», и поныне является олицетворением всего прекрасного. Скульптурный портрет царицы Нефертити, найденный в Амарне в 1912 году, а также другие тонкие и поэтичные наброски, созданные Тутмесом, древним мастером Ахенатона, хранятся в музеях Берлина и Каира. В 1995 году в Берлине прошла сенсационная выставка, объединившая египетскую коллекцию, центром которой стали встретившиеся вновь Нефертити и Эхнатон.

Нефертити стала одним из самых известнейших персонажей истории искусства, олицетворением изящества и нежности, открывшим еще во время правления Эхнатона эмоциональную сторону искусства. Очарование прекраснейшей царицы подарило художникам невероятную возможность соединить в одном образе красоту искусства и жизни.

Царица Древнего Египта оставила после себя много загадок и тайн, связанных с ее жизнью, которые кому-то еще только предстоит раскрыть.

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой. (сайт)

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».

Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи - награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).

Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек - бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.

Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.

Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоны, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).

Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.

Правила она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)

Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

Древнеегипетская царица, жена фараона Аменхотепа IV, известного в истории под именем Эхнатона. В 1912 году в Амарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити, созданные мастером Тутмесом. Хранятся в музеях Каира и Берлина.

Остается только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века ее имя было в забвении, а когда гениальный французский ученый Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.

XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознес Нефертити на вершину славы. Первоначально её бюст обнаружила команда египтолога Л.Борхарда и увезла в Германию (где ныне и хранится); чтобы скрыть её от египетской таможни его специально вымазали гипсом. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, — надо смотреть».

Позже в 1933 году министерство культуры Египта затребовала его обратно в Египет, но Германия отказались его возвращать, тогда египтологам Германии были запрещены археологические раскопки. Вторая мировая война и преследование жены Борхарда из-за еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Египет официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Нефертити играет в сенет.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока не известно — было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующая доделка улучшала неточности первоначальной работы… Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена. До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух мумий женщин, найденных в гробнице KV35. Однако в свете новой информации эта гипотеза отвергнута.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.
Кем же в действительности была знаменитая Нефертити- «Пришедшая красавица» (как переводится ее имя)? С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. В современной египтологии есть несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение.

Артур Брагинский.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: одни считают Нефертити египтянкой, другие — иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

Эхнатон и Нефертити.

По общественному статусу своего времени - «главная супруга» (др.-егип. химет-уарет (ḥjm.t-wr.t)) древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351—1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

Египетские женщины владели секретами необычных косметических рецептов, которые в тайне передавались от матери к дочери, искусны они были и в делах любви, особенно если учесть, что учиться они начинали в совсем еще юном - шести-семилетнем - возрасте. Словом, недостатка в красивых женщинах в Египте не было, наоборот, вся древняя элита знала - достойную жену следует искать на берегах Нила. Однажды вавилонский правитель, посватавшийся к дочери фараона, получил отказ. Раздосадованный, он написал несостоявшемуся тестю обиженное письмо: "Почему ты так со мной поступаешь? В Египте есть достаточно прекрасных дочерей. Найди мне красавицу по твоему вкусу. Здесь (имелась в виду Вавилония.) никто не заметит, что она не царской крови".

Среди такого количества достойных претенденток восхождение Нефертити кажется невероятным, почти сказочным. Она, конечно, происходила из знатного рода, являлась (возможно) близкой родственницей кормилицы своего мужа, а ранг кормилицы в египетской иерархии был достаточно высок. Возможно дочь вельможи Эйе, одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии — фараона, и вероятно двоюродная сестра Эхнатона. В царском дворце в гаремы предпочитали брать самых ближайших родственниц - племянниц, сестер и даже собственных дочерей, чтобы сохранить "чистоту крови".

Надо сказать, что и супруг Нефертити выделялся из длинного ряда царской династии. Правление Аменхотепа IV вошло в историю Египта, как время "религиозных реформ". Этот незаурядный человек не побоялся сразиться с самой мощной силой своего государства - жреческой кастой, которая посредством своих мистических, таинственных знаний держала в страхе и элиту, и народ Египта. Жрецы, используя сложные культовые обряды многочисленных богов, постепенно захватывали лидирующее положение в стране. Но Аменхотеп IV оказался вовсе не из тех правителей, которые отдают свою власть. И он объявил войну касте жрецов.


Единоличным приказом он, ни много ни мало, отменил прежнего бога Амона и назначил нового - Атона, а заодно перенес столицу Египта из Фив на новое место, построил новые храмы, увенчав их скульптурными колоссами Атона-Ра, и переименовал себя в Эхнатона, что означало "угодный Атону". Можно только предполагать, какие огромные усилия потребовались новому фараону, чтобы переломить сознание целой страны, чтобы выиграть эту опасную войну со служителями культа. И, конечно, как в любой битве, Эхнатону был необходим надежный союзник. Видимо, такого союзника - верного ему, умного, сильного - он и нашел в лице своей жены - Нефертити.

После женитьбы на Нефертити царь забыл свой гарем, он не на шаг не отпускал свою юную жену. Вопреки всяким правилам приличия женщина впервые стала посещать дипломатические приемы, Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться с Нефертити. Даже выезжая проверять заставы вокруг города, фараон брал с собой жену, и караул теперь отчитывался не только перед владыкой, но и перед его супругой. Поклонение Нефертити превзошло все пределы. Ее огромные, величественные изваяния украшали каждый египетский город.

Храм Нефертити, Абу-Симбел, Асуан, Египет.

Вряд ли только искусством любви и неотразимой красотой можно объяснить безмерное влияние Нефертити на фараона. Можно, конечно, предположить колдовство. Но мы предпочтем более реалистическое объяснение успеха египетской царицы - ее поистине царская мудрость и фанатическая преданность мужу, при этом отметим, что по нашим понятиям всесильная Нефертити была по возрасту совсем юна, а проще сказать - совсем девочка.

Нефертити с богами и Аменхотепом IV.

Были, понятно, и интриги, и зависть, и козни тех, кто никак не мог взять в толк: отчего женщина управляет государством и заменяет фараону сановных советников. Однако большинство вельмож, как и во всякие времена, предпочитало не ссориться с женой властителя, и на Нефертити как из рога изобилия посыпались дары и подношения просителей. Но и тут прекрасная женщина проявила мудрость и достоинство. Она хлопотала лишь за тех, кто, по ее мнению, мог принести пользу любимому мужу, кто мог оправдать доверие фараона.

Казалось, счастье Нефертити безмерно, но судьба не благоволит бесконечно даже к редким избранникам. Беда пришла с той стороны, откуда ее не ждали. Древнеегипетская женщина рожала, присев на двух кирпичах. Акушерки придерживали ее за спину. Считалось, что родильные кирпичи помогут облегчить роды и принести счастье. На каждом из них высекалась голова богини Мешенит, которая помогала младенцу появиться на свет. Всякий раз, присаживаясь на кирпичики, Нефертити молила Атона даровать им наследника. Но в таком деле, к сожалению, ни горячая любовь к мужу, ни мудрость, ни всесильные боги помочь не могли. Шесть дочерей родила Нефертити, а долгожданного сына все не было.

Эхнатон, Нефертити и три дочери. Каирский музей.

Тут-то и подняли голову завистники и враги несчастной царицы. Человеческий век в Древнем Египте был короток - 28-30 лет. Смерть могла унести фараона в любой миг, и государство тогда оставалось без прямого наследника власти. Нашлись доброхоты, познакомившие Эхнатона с красивой наложницей - Киа. Казалось, власти Нефертити пришел конец. Но не так просто забыть свою прежнюю любовь, даже если хочется чего-то новенького, более острых ощущений. Эхнатон мечется от одной женщины к другой: то и дело он из покоев Киа направляется к бывшей любимой и каждый раз его ожидает радушный теплый прием. Но Нефертити, видимо, будучи волевой самолюбивой женщиной, не смогла простить предательства. Внешняя любезность не могла обмануть фараона, он-то знал, на что способна истинная любовь. И он снова возвращался к Киа. Так продолжалось недолго. Болтовня новой наложницы вывела наконец Эхнатона из себя - ему было с кем сравнивать соперницу.

Киа была возвращена в гарем. Она пыталась сопротивляться, призывала мужа вернуться, впадала, видимо, в обычные женские истерики. Только после того, как евнух сурово наказал ее плетьми, она успокоилась, поняв, что царским милостям пришел конец. Они уже больше никогда не будут в прежних отношениях - Нефертити и Эхнатон. Прошлую любовь склеить не удалось, но и в этой ситуации Нефертити придумала выход, продемонстрировав поистине государственный ум. Нам поступок Нефертити покажется, конечно, диким, но не забывайте, что речь идет о Древнем Египте. Нефертити предложила в жены Эхнатону их третью дочь - юную Анхесенамон и сама обучила ее искусству любви, той любви, которая всегда так зажигала фараона.

Дочери Эхнатона и Нефертити.

История, конечно, грустная, но обстоятельства оказываются сильнее человека. Через три года Анхесенамон овдовела. Ей шел одиннадцатый год, и ее снова выдали замуж за великого Тутанхамона. Столица вновь была возвращена в Фивы, страна опять стала поклоняться богу Амону-Ра. И только Нефертити, верная прежним пристрастиям, осталась в Ахенатоне, из которого медленно и постепенно уходила жизнь. Доподлинно известно, губы Нефертити пахли ржавчиной. Ведь во времена фараонов красавицы пользовались смесью из пчелиного воска и сурика. А сурик — не что иное, как оксид железа! Цвет получался красивый, но поцелуй становился ядовитым.

Царица умерла, город опустел окончательно, а похоронили ее, как она и просила, в гробнице с Эхнатоном. И через тридцать веков ее образ словно восстал из пепла, тревожа наше воображение и заставляя еще и еще раз задумываться о тайне красоты: что это - "сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?"

Гробница Нефертити. Вестибюль

Анхесенамон - царица Египта XVIII династии, сестра и главная жена Тутанхамона, третья дочь фараона Эхнатона и его жены Нефертити.

Судьба молодой жены Тутанхамона окутана тайной. Личность этой египетской царицы вполне достоверная. Существуют ее изображения вместе с родителями, так что она действительно существовала. Между тем по сей день не обнаружено ни одного принадлежавшего ей предмета из погребальной утвари. Где же она похоронена? С одной стороны, было бы довольно странным, если бы ее усыпальница находилась в Ахетатоне. Такого попросту не могло быть, потому как царская чета уже давно покинула Средний Египет к тому времени, когда Анхесенамон не стало.

С другой стороны, не меньше странно то, что в Фивах не осталось никакого следа столь именитой особы: ведь она определенно проживала там, пусть и непродолжительное время. Но складывается впечатление, словно Анхесенамон исчезла без следа после того, как Эйе возжелал взять ее себе в супруги. Так что же с ней могло произойти?

После смерти Тутанхамона

Как бы там ни было, все-же нашлись два именных кольца – Эйе и Анхесенамон. Так что, вероятно, их женитьба все же могла состояться. Первое кольцо нашлось в 1931 г. в одной каирской лавке древностей. А второе сейчас выставлено в Египетском музее в Берлине. Что же до первого, то сейчас оно, скорей всего, находится в какой-то частной коллекции…

Эйе не велел изображать Анхесенамон , возможно, потому, что хотел жениться на ней и расписать ее изображениями свою собственную усыпальницу. Но, к сожалению, при Хоремхебе в этой гробнице все перевернули вверх дном, потому осмотреть ее в подробностях дело не из легких. И все-же на сохранившихся там фресках можно рассмотреть некую женщину. Но кто она – Тии, бывшая супруга Эйе, или Анхесенамон? Картуш с именем женщины оказался разбитым. И разобрать надпись не удалось. И, судя по размерам картуша, имя Анхесенамон в него никак не смогло поместится. И есть все основания предположить, что на нем было начертано имя Тии.

Итак, если Анхесенамон не была похоронена сообразно с традициями, есть ли надежда когда-то отыскать ее мумию или гробницу?

Анхесенамон, возможно, отправила послание хеттскому царю, врагу Египта, с просьбой, чтобы тот разрешил одному из своих сыновей взять ее в жены… Или это только легенда? Да и как царица Египта представляла себе свой брачный союз с хеттским царевичем?

Анхесенамон в образе богини Серкет. (Позолоченая статуя одной з 4-х богинь-охранниц из гробницы Тутанхамона, XIV век до н. э.)

Переписка царицы Египта с хеттами

После смерти Тутанхамона Анхесенамон необходимо было во что бы то ни стало вновь выйти замуж, дабы удержаться на царском престоле. Что до Эйе, может быть, ей довелось стать его женой против своей воли. Однако вместе с тем, обнаружилась интересная переписка некой египетской царицы с хеттами. Если только это не послания , в которых она после смерти требует себе заморского царевича от хеттского царя, – отправительницей сих посланий могла быть только Анхесенамон. Но, Нефертити вряд ли пережила своего мужа вопреки тому, что утверждает легенда. Значит, Анхесенамон отослала к хеттскому царю гонца с настоянием отправить ей в мужья одного из своих сыновей, при том что она наверняка это сделала без ведома Эйе и высших египетских сановников.

Насколько известно, хеттский царь, очень удивленный такого рода требованием и не менее разозленный, даже не посчитал нужным давать ответ посланнику царицы Египта. Тогда правителю хеттов было отправлено второе послание. И его содержание дошло до наших дней. Письмо это весьма странное. Анхесенамон сообщает в нем о своих опасениях. Она признается, что не хочет выходить замуж за египтянина, и заклинает хеттского царя дать благоприятный ответ на ее просьбу. Тот все-же уступает. Однако заморскому царевичу так и не суждено было прибыть к египетскому двору, где его ждала египетская царица.

Возможно, его убили – хеттского царевича, который должен был стать царем Египта? И кому было выгодно его убрать?

Хеттский царевич, вероятнее всего, успел пересечь пределы Египта, прежде чем его убили. Согласно имеющимся у нас сведениям, расправу над ним учинили египтяне. Пал он, несомненно, насильственной смертью. И в его убийстве, вероятнее всего, был повинен Хоремхеб.

Хоремхеб, похоже, никогда не любил Нефертити. И потому велел уничтожить все изображения царицы с ее супругом. Ну а собственные подвиги, которые он велел отобразить на стенах своей гробницы в Саккаре, свидетельствуют, что Хоремхеб уже начал подумывать о том, как упрочить свою власть. Перспектива войти в царскую семью открывала перед ним прекрасные возможности, так что он совсем не хотел видеть на египетском престоле какого-то пришлого хетта. К тому же хетты были извечными и грозными врагами египтян. Хоремхеб воевал с ними и страшился их могущества. Словом, он никак не мог смириться с тем, что его страной будет править враг.

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки трона Тутанхамона, XIV столетие до н. э.

Действительно ли были найдены хеттские тексты?

У хеттов было заведено сохранять в архивах все важные сведения, которые относились к политике, государственному управлению и своим обычаям. Так, на территории нынешней Турции были обнаружены тысячи текстов на глиняных табличках. Что же до интересующего нас периода, письмо, которое египетская царица, безусловно, направила хеттскому царю с просьбой дать ей в мужья одного из своих сыновей, было найдено в начале XX столетия среди прочих текстов, описывающих политику царя Хеттского царства Суппилулиума со слов его сына. Это письмо Анхесенамон составляет так называемый текст №7. Сын Суппилулиума, Мурсили II, упоминает о победе хеттов в долине Амка. И уточняет, что эта битва ввергла египтян в ужас и что как раз в это время в Хеттское царство прибыл гонец от царицы Анхесенамон.

Было найдено и второе письмо, которое Анхесенамон пришлось отправить правителю хеттов, премного озадаченному и совсем не склонному оправдывать ее ожиданий. Даже если предложение стать фараоном, адресованное одному из его сыновей, и выглядело заманчиво, содержание обоих посланий было столь неожиданным, что хеттский царь невольно насторожился, чуя в этом некий подвох.

Во втором своем послании раздосадованная царица признается, что не может смириться с таким отношением к себе со стороны царя хеттов. И как он только мог усомниться в ее словах?! Отчего тянет с ответом? Царица еще раз напомнила, что она потеряла супруга, что у нее нет наследника, хотя ей очень хотелось бы родить сына, но только не от египтянина, что она нуждается в утешении и что к другим царям со своей просьбой она не обращалась.

Хеттский царь напрасно засылал в Египет лазутчиков, чтобы выведать что к чему: египетская царица не имела обыкновения кривить душой. Но тут возникает вопрос: что если два именных кольца – Эйе и Анхесенамон – однажды все же сослужили свою службу и что союз их обладателей был-таки заключен, как того хотелось «Божественному отцу»? Мы также вправе спросить себя и о том, каковы были истинные намерения Анхесенамон. Возможно, она оказалась до такой степени коварна, что злонамеренно уготовила хеттскому царевичу западню по наущению Эйе и Хоремхеба?

Другой текст, «Из молитв Мурасили II во время чумы», сообщает о решении хеттского царя, который в конце концов внял увещеваниям египетского посланника Хани. И соблаговолил отправить одного из царевичей в Египет. А следом за тем его постигла невосполнимая утрата: на пути к египетскому двору царевич нашел свою смерть. И тогда правитель хеттов, придя в ярость, объявил Египту войну. С поля брани он увел немало пленных египтян, зараженных чумой.

Кому было нужно убивать Тутанхамона и его юную супругу? Похоже, без Эйе тут не обошлось. Он вошел в историю под именем «Божественного отца». Откуда у Эйе это имя и что его связывало с царской семьей?

Разорение гробниц

После того как Тутанхамон умер, Эйе в конце концов стал царем. Его уже успели изобразить на стенах гробницы юного фараона с пшентом (двойной тиарой правителей Верхнего и Южного Египта) на голове. Правил Эйе 4 года, а когда он только взошел на престол, ему было уже 60 – возраст в то время довольно преклонный. Впоследствии его имя было стерто отовсюду, как и имя Тутанхамона: возможно, что тут не обошлось без Хоремхеба, преемника Эйе и главнокомандующего во времена его правления. Гробница Эйе тоже была разорена. Правда, его разбитый саркофаг поздней был отреставрирован в Каире. И даже ушебти, не представлявшие большого интереса для расхитителей гробниц, также оказались разбитыми. Это был важный знак: никто не хотел, чтобы в загробном мире Эйе ждала спокойная жизнь.

Анхесенамон дарит цветы, как символ любви, Тутанхамону. Фрагмент сундука

Была ли гробница Эйе открыта «случайно»?

Джованни Баттиста Бельцони остался в истории как один из самых неотразимых и неугомонных исследователей Долины Царей. Провернув большое количество различных «делишек» и отработав в цирке, Бельцони однажды смекнул, что мог бы сколотить себе состояние, покопавшись в фиванском некрополе. Так он наткнулся в Долине Царей на гробницу Сети I. Окрыленный первой удачей, Бельцони нанял несколько рабочих из египтян и отправился на поиски других усыпальниц, в надежде, как поздней и Картер, отыскать несметные сокровища. Тем более что в гробнице Сети I, хоть она и поражала его своим великолепием, уже успели раньше побывать грабители.

Пробираясь однажды через Западную Долину, по соседству с Долиной Царей, Бельцони провалился в яму – и так был открыт вход в гробницу Эйе, также оказавшейся пустой. В этой гробнице, построенной в месте, которое изначально выбрал Тутанхамон, было восхитительное убранство. На уцелевших фресках были изображены сцены, удивительно схожие с теми, что сохранились в усыпальнице Тутанхамона, – например, сцена со скарабеями и дюжиной обезьян, олицетворяющих полночь. Кроме этого, на фресках, вероятно, изображена и Тии, бывшая кормилица Нефертити, и Тутанхамон. В других сценах Эйе охотится на болотах. Вот он в сопровождении божеств и своей «ка», в точности как Тутанхамон. А вот он переправляется с одного берега Нила на другой в погребальной ладье. Его саркофаг из красного кварцита украшают образы богинь, оберегающих его в плавании через реку.

Хотя у Эйе и была гробница, которая достойна его высочайшей самооценки, ему не удалось скрыть ее от мародеров… так что опознать других героев настенных рисунков оказалось весьма трудно: их имена большей частью затерты.

Был ли Тутанхамон отравлен?

Чтобы это узнать, необходимо было провести исследования внутренних органы фараона, содержащихся в его канопах, а точней – печень, если она сохранилась неповрежденной. Ведь когда какой-то орган усопшего оказывался очень большим и не проходил в канопу, бальзамировщик разрезал его на части, чтобы тот смог вместится в сосуд. А обследование кишечника и желудка позволило бы также установить, находился ли Тутанхамон в коме перед смертью.

Смерти молодому царю желали многие. Обследование его костей дает возможность сказать определенно, что умер он в возрасти 19-ти лет. Отстранившись от опеки Эйе и Хоремхеба, Тутанхамон стал самоутверждаться как правитель. Вероятно даже, что он мечтал о наследнике: ведь не случайно в его гробнице находились плоды женского пола. Если это дети его и Анхесенамон, значит, царская чета наверняка хотела иметь и наследных царевичей. Но царские советники, возможно, считали Тутанхамона малопригодным для того, чтобы царствовать. И, решив наконец избавиться от никудышного правителя, они вполне могли замыслить против него недоброе.

Почему об Эйе забыли?

Эйе мог быть братом Тэйе, великой жены Аменхотепа III, и отцом Нефертити. Как видно, при царском дворе он появился в довольно юном возрасте. Глашатай, представитель фараонов при дворах иноземных царей, посланник, советник и уполномоченный по внутренним делам, он обретал все большее могущество при своем зяте Аменхотепе IV – Эхнатоне, при Сменхкаре и Тутанхамоне, прежде чем сам смог стать фараоном.

Отношение Эйе к смерти Тутанхамона, который, может быть, был мужем его внучки, и впрямь кажется довольно странным, потому как Эйе завладел малой усыпальницей Тутанхамона, а свою собственную велел расписать причудливыми и не совсем обычными сценами.

Теневой советник, после правитель, искушенный в политических интригах, Эйе был исключен из всех списков фараонов. И одним из первых тому способствовал Хоремхеб: ведь это с его повеления в гробнице Эйе в Западной Долине был учинен разгром. В действительности Хоремхебу хотелось внушить потомкам, будто он царствовал сразу вслед за Аменхотепом III. А посему Хоремхеб решил вычеркнуть из памяти людей все, что могло напомнить бы о правлении Сменхкары, Тутанхамона и Эйе. Так что изображения Эйе были уничтожены так же, как и образы Хатшепсут.

Эйе велел взять статуи Тутанхамона и перенести их в свою гробницу – в знак того, что он не чтил юного царя, как старался это показывать. В свою очередь и Хоремхеб завладел статуями Тутанхамона, прежде чем уничтожил изваяния Эйе. Вот почему изображения Эйе встречаются довольно редко, а стало быть, трудно представить себе, как он мог выглядеть в действительности. Только его маленькая голова выставлена в Каирском музее. Так что одним из основных свидетельств существования Эйе остается его гробница.

Образ какой женщины запечатлен в гробнице Эйе?

Учитывая маленький размер картуша, прилагающегося к женскому образу в гробнице Эйе (тому образу, что имеется там кроме изображений богинь), трудно представить себе, что речь идет об Анхесенамон. В большей степени вероятно, что это – Тии, бывшая первая супруга «Божественного отца». Та, что, возможно, была кормилицей Нефертити. И тут появляется вопрос: неужели Тии согласилась бы на брак своего мужа с Анхесенамон?… Кое-кто даже считал, что Тии могла навредить бывшей супруге Тутанхамона. А что если она-то и умертвила ее? В таком случае это объясняло бы, почему после дочери Нефертити не осталось никаких следов. Если Анхесенамон были устроены пышные похороны – с поистине царскими почестями, – Эйе не преминул бы распорядиться, чтобы она была похоронена в Долине Царей или где-то рядом. А если так, не исключено, что гробницу Анхесенамон все же когда-то удастся найти…

Из глубины веков смотрят на нас прекрасные глаза царицы Нефертити, запечатленные на знаменитом скульптурном портрете. Что скрывается за ее непостижимым взором?
Эта женщина достигла вершин власти. Ее супруг, фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), был одной из самых загадочных личностей в истории человечества. Его называли фараоном-еретиком, фараоном-ниспровергателем. Можно ли быть счастливой рядом с таким человеком? И если да, то какой ценой дается это счастье?

Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.
XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы. Накануне Первой мировой войны немецкая экспедиция, закончив раскопки в Египте, по обыкновению представила находки для проверки инспекторам «Службы древностей». («Служба древностей» - ведомство, основанное в 1858 году для контроля археологических экспедиций и охраны памятников прошлого.) Среди предметов, выделенных для немецких музеев, находился ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.
Когда его привезли в Берлин, он превратился в голову Нефертити. Рассказывают, будто археологи, не желавшие расстаться с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебряной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметная архитектурная деталь не привлечёт внимания. Когда это обнаружилось, разразился скандал. Его затушила только начавшаяся война, после окончания которой немецких египтологов лишили на некоторое время права проводить раскопки в Египте.
Однако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвёл Нефертити на вершину успеха.

Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон, в котором царствовала одна из известнейших женщин мира.
Нефертити, имя которой в переводе означает «Пришедшая красавица» , не была сестрой своего супруга, фараона Аменхотепа IV, хотя эта версия почему-то получила очень широкое распространение. Прекрасная египтянка происходила из семьи родственников царицы Тиу – она была дочерью провинциального жреца. И хотя по тем временам Нефертити получила блестящее образование в специальной школе, такое родство раздражало гордую царицу и мать Нефертити во многих официальных документах именовалась ее кормилицей.
Но редкая красота провинциальной девушки растопила сердце наследника престола, и Нефертити стала его супругой.


К одному из праздников «фараон-солнце» Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы.

***
Обнаженная Нефертити сидела в кресле с львиными лапами у круглого золотого зеркала. Миндалевидные глаза, прямой нос, шея, как стебель лотоса. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. "Красавица, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами", – так писали о ней поэты. Но не радовалась тридцатилетняя царица своему отражению, как раньше. Усталость и скорбь надломили ее, складка морщин легла от крыльев красивого носа к смелым губам, как печать.

Вошла служанка, темнокожая нубийка, с большим кувшином ароматной воды для омовения.
Нефертити поднялась, словно очнувшись от своих воспоминаний. Но доверившись умелым рукам Тадукиппы, опять ушла в свои мысли.

Как счастливы они были с Аменхотепом в день свадьбы. Ему 16 лет, ей 15. Они принимали власть над самой могущественной и богатой страной мира. Тридцать лет правления предыдущего фараона не были омрачены ни бедствиями, ни войнами. Сирия и Палестина трепещут перед Египтом, Митанни шлет льстивые письма, Из рудников Куша регулярно присылают горы золота и благовония.
Самое главное - они любят друг друга. Сын царя Аменхотепа III и царицы Тиу не очень красив: худой, узкоплечий. Но когда он глядел на нее, одержимый любовью, и с его больших губ срывались написанные для нее стихи, она смеялась от счастья. Будущий фараон бегал за юной царевной под темными сводами фиванского дворца, а она хохотала и пряталась за колонны.

Служанка разложила на богато украшенном туалетном столике необходимые принадлежности: золотые коробочки с умащениями, ложечки для притираний, сурьму для глаз, помаду и прочую косметику, инструменты для маникюра и краску для ногтей. Ловко прихватив бронзовую бритву, принялась аккуратно и почтительно брить голову царицы.

Нефертити безучастно водила пальцем по золотому скарабею на баночке с рисовой пудрой и вспоминала, как однажды, еще до свадьбы Аменхотеп на закате солнца открыл ей свою тайну.
Он гладил ее тонкие пальцы и, глядя сверкающими глазами куда-то вдаль, сказал, что накануне во сне ему явился сам Атон, бог солнечного диска, и говорил с ним, как с братом:
-Понимаешь, Нефертити. Я вижу, я знаю, что в мире все не так, как мы все привыкли видеть. Мир он светлый. Он создан Атоном для счастья и радости. К чему приносить жертвы всем этим многочисленным богам. Зачем поклоняться жукам, бегемотам, птицам, крокодилам, если они и сами, как и мы – дети Солнца. Атон - единственный истинный бог!
Голос Аменхотепа звенел. Он говорил, как прекрасен и чуден мир, созданный Атоном, и сам царевич был прекрасен в эту минуту. Нефертити внимала каждому слову любимого и принимала всем сердцем его веру.

Получив титул фараона, Аменхотеп IV первым делом изменил свое имя. «Аменхотеп» значит «Амон доволен». Он стал называть себя «Эхнатон», т. е. «Угодный Атону».
Как счастливы они были! Люди не могут быть так счастливы. Почти сразу Эхнатон принял решение строить новую столицу – Ахетатон, что означает «горизонт Атона». Это должен был быть лучший город на земле. Там все будет по-другому. Новая счастливая жизнь. Не такая, как в мрачных Фивах. И люди там будут все счастливы, потому что будут жить в правде и красоте.

***
Юность супруги наследника прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикоморов и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками и соединяющие храмы.
Египет был в апогее своего расцвета Покоренные народы везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и всякие редкие диковины. Из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и дорогие умащения


У всех египетских фараонов было несколько жен и бесчисленное число наложниц – Восток и тогда был Востоком. Но «гарема» в нашем понимании в Египте никогда не существовало: младшие царицы жили в отдельных резиденциях рядом с дворцом, удобствами наложниц никто особо не занимался. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего были верховными жрицами, которые вместе с царем участвовали в храмовых службах и ритуалах и своими действиями поддерживали Маат - мировую гармонию.
Для древних египтян каждое новое утро - это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звучанием систра - священного музыкального инструмента Недосягаемый для большинства смертных женщин статус «великой супруги царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях. Рождение же детей было делом второстепенным, с ним прекрасно справлялись младшие царицы и наложницы.
Тейя стала исключением – она была так близка своему мужу, что делила с ним ложе долгие годы и родила ему нескольких детей. До зрелых лет, правда, дожил только старший сын, но и в этом жрецы усмотрели промысел Неба. О том, насколько неправильно истолковали они этот промысел, им стало известно значительно позже.
Аменхотеп IV взошел на трон в 1424 году до нашей эры. И… затеял религиозную реформу - смену богов, вещь в Египте неслыханную.

Всеми почитаемый бог Амон, поклонение которому все больше укрепляло власть жрецов, был волею фараона заменен на другого бога, бога солнца - Атона. Атон – «видимый солнечный диск», изображался в виде солнечного диска с лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы фараону удались, по крайней мере на период его царствования. Была основана новая столица, возведено много новых храмов и дворцов. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены археологами тысячелетия спустя…
Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород - все это ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. И среди находок был выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину.
Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами…
Просвещенный мир ахнул – миру явилась красавица, три тысячи лет проведшая во мраке забвения. Красота Нефертити оказалась бессмертной. Миллионы женщин завидовали ей, миллионы мужчин о ней грезили. Увы, они не знали, что за бессмертие расплачиваются еще при жизни, причем порой платят непомерную цену.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около 20 лет. Те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны.
Нефертити играла важную роль в событиях своего времени Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь В больших храмах бога Атона в Фивах - ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее - залога плодородия и процветания всей страны «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож современников - При звуке голоса ее все ликуют».

Запретив культы традиционных богов и прежде всего вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон («Действенный дух Атона»), и Нефертити основывают свою новую столицу – Ахетатон. Объем работ был огромен Одновременно возводились храмы, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати жилища и мастерские Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером и павильонами. Стены были украшены росписями гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценными камнями.
Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов Нефертити с супругом сидят с детьми, Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон – солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпа-атон - присутствуют на торжестве

Картины тех счастливых лет Нефертити трепетно хранила в своем сердце.
Они строили город. Лучшие мастера и художники Египта собирались в Ахетатоне. Царь проповедовал среди них свои идеи нового искусства. Отныне оно должно было отражать истинную красоту мира, а не копировать древние застывшие формы. Портреты должны иметь черты реальных людей, а композиции должны быть жизненные.
Одна за другой появлялись на свет их дочери. Эхнатон обожал их всех. Подолгу возился с девочками на глазах счастливой Нефертити. Он баловал их и превозносил.
А вечерами они катались на колеснице по пальмовым аллеям города. Он правил лошадьми, а она обнимала его и весело подшучивала над тем, что у него появился солидный живот. Или катались в ладье по глади Нила, среди зарослей тросника и папируса.
Их семейные обеды были полны беззаботного веселья, когда бывало Эхнатон с куском отбивной в зубах изображал рассерженного Собека, бога-крокодила, а девочки и Нефертити покатывались от смеха.
Они проводили службы в храме Атона. Божество изображали в святилище в виде золотого диска, простирающего к людям тысячи рук. Фараон был сам верховным жрецом. А Нефертити – верховной жрицей. Ее голос и божественная красота преклоняли народ перед сияющим ликом истинного Бога.

Пока служанка умащивала тело царицы драгоценным маслом, распространявшим запах мирры, можжевельника и корицы, Нефертити вспоминала, какой был праздник в городе, когда Тиу, мать Эхнатона, приехала погостить к детям и внучкам в Ахетатон. Девочки скакали вокруг нее и наперебой веселили своими играми и танцами. Она улыбалась и не знала, кого из них слушать.

Эхнатон с гордостью показывал матери свою новую столицу: были заложены дворцы для знати, дома ремесленников, склады, мастерские и главная гордость – храм Атона, который размером, пышностью и великолепием должен был превзойти все существующие в мире.
- Алтарей в нем будет не один, а несколько. А крыши не будет совсем, чтоб священные лучи Атона наполняли его своей благодатью,- воодушевленно рассказывал он матери. Молча слушала она своего единственного сына. Умные, проницательные глаза Тиу смотрели печально. Как она могла объяснить, что его старания сделать всех счастливыми никому не нужны. Что его не любят и не уважают, как государя, и отовсюду несутся только проклятья. Прекрасный город солнца за несколько лет опустошил царскую сокровищницу. Да, город красив и восхитителен, но он съедает все доходы. А Эхнатон и слышать не хотел об экономии.
А вечерами Тиу по долгу беседовала с невесткой, надеясь хоть через нее повлиять на сына.
Ах, почему, почему, тогда она не прислушалась к словам мудрой Тиу!

***
Но личное счастье супругов продолжалось недолго...
Все начало рушиться в год, когда умерла их восьмилетняя дочь, веселая и милая Мекетатон. Она так внезапно ушла к Озирису, что казалось, солнце перестало светить.
При воспоминании о том, как они с мужем отдавали распоряжения могильщикам и бальзаматорам, сдерживаемые долгое время рыдания потоком слез вырвались наружу. Служанка с баночкой краски для бровей в растерянности остановилась. Великая царица через минуту справилась с собой и, проглотив рыдания, выдохнула и распрямилась: «Продолжайте».


Со смертью Мекетатон закончилось счастье в их дворце. Бедствия и горе пошли нескончаемой чередой, словно проклятия свергнутых богов обрушились на их головы. Вскоре за маленькой принцессой ушла в царство мертвых Тиу, единственный человек при дворе, который поддерживал Эхнатона. С ее смертью в Фивах не осталось никого, кроме врагов. Вдова могущественного Аменхотепа III одна сдерживала своим авторитетом ярость оскорбленных жрецов Амона. При ней они не решались на открытые выпады в сторону Эхнатона и Нефертити.

Нефертити сжала пальцами виски и покачала головой. Если бы тогда они с мужем были осторожнее, политичнее, хитрее. Если бы тогда Эхнатон не изгонял жрецов из старых храмов и не запрещал людям молиться своим богам…Если бы…Но тогда это был бы не Эхнатон. Не в его характере компромиссы. Все или нечего. Он рушил все старое одержимо и нещадно. Он был уверен в своей правоте и победе. Он не сомневался, что за ним пойдут…А никто не пошел. Кучка философов, художники и мастеровые – вот и вся его компания.
Она пыталась, неоднократно пыталась поговорить с ним, открыть глаза на реальную суть вещей. Он только злился и замыкался в себе, все больше времени проводя с архитекторами и скульпторами.
В очередной раз, когда она подошла к нему с разговором о судьбе династии, он закричал на нее: «Чем лезть в мои дела, лучше бы родила мне сына!»
Шесть дочерей родила Нефертити Эхнатону за двенадцать лет. Всегда она была рядом с ним. Его дела и проблемы были всегда ее делами и проблемами. На всех службах в храмах Атона она всегда стояла рядом с ним в короне, звеня священными систрами. И такого оскорбления она не ожидала. Она была пронзена в самое сердце. Молча вышла Нефертити и, шелестя плиссированной юбкой, удалилась в свои покои…

Неслышными шагами в комнату вошла кошка Баст. На шее изящного животного красовалось золотое ожерелье. Подойдя к хозяйке, Баст запрыгнула на колени и принялась тереться о ее руки. Нефертити грустно улыбнулась. Теплый, уютный зверек. Она порывисто прижала ее к себе. Баст каким-то чутьем всегда угадывала, когда хозяйке плохо и приходила утешать. Неферити водила ладонью по мягкой светло-серой шерсти. Янтарные глаза с вертикальными зрачками смотрели на человека мудро и снисходительно. «Все пройдет», -казалось, говорила она.
-Ты и в правду богиня, Баст, - улыбалась успокоенная Нефертити. А кошка, величественно подняв хвост, удалялась из комнаты, показывая своим видом, что у нее есть дела поважнее.


Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений преисполненной красотами» , появилась соперница. И не просто временная прихоть владыки, а женщина, действительно вытеснившая супругу из его сердца - Кийа.
Все внимание Эхнатона было сосредоточено на ней. Еще при жизни его отца в Египет в качестве залога политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Но главное – она родила фараону двух сыновей, которые впоследствии женились на своих старших сводных сестрах.
Однако и триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезла на 16-м году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити, Меритатон, уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной сопернице своей матери, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

***
Нефертити уже заканчивала свое облачение. Девушка служанка одела ее в белое платье из тончайшего прозрачного белого льна, застегнула широкое нагрудное украшение усыпанное самоцветами. На голову надела пышный парик, завитый мелкими волнами. В своем любимом синем головном уборе с красными лентами и золотым уреем она давно уже не выходила.
Вошел Эйе, старый сановник, бывший писец при дворе Аменхотепа III. Он был «носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», как величали его в письмах. Эхнатон и Нефертити росли во дворце на его глазах. Он учил Эхнатона грамоте. Его жена в свое время была кормилицей принцессы. И Нефертити была ему как родная дочь.
При виде Нефертити морщинистое лицо Эйе расплылось в нежной улыбке:
- Здравствуй, девочка моя! Как ты?
- Не спрашивай, Эйе. Хорошего мало. Ты слышал, Эхнатон подарил этой выскочке Кийе, наложнице из Митанни, дворец Мару-Атон. Всюду появляется с ней. Эта тварь уже осмеливается надевать корону.
Эйе нахмурился и вздохнул. Девушка из гарема родила царю двух сыновей. Все только и шептались о наследных принцах Сменхкаре и Тутанхатоне, не стесняясь Нефертити.
Принцы были еще маленькими детьми, но их судьба уже была решена: они станут мужьями старших дочерей Эхнатона. Царский род должен продолжаться. Кровь фараонов XVIII династии от самого великого Яхмеса текла в их жилах.
-Ну, а что нового в Фивах? Что пишут из провинций? – царица мужественно приготовилась слушать тяжелые вести.
- Ничего хорошего, царица. Фивы гудят, как пчелиный рой. Жрецы добились того, что имя Эхнатона проклинают на каждом углу. Тут еще эта засуха. Все к одному. Царь Митанни Душратта требует опять золота. Из северных провинций просят прислать войско для защиты от кочевников. А царь велел всем отказать.- Эйе пожал плечами.- Обидно смотреть. С таким трудом мы добивались влияния в этих землях, а теперь так легко их теряем. Всюду недовольство. Я говорил об этом Эхнатону, но он и слышать ничего не хочет о войне. Он досадует только на то, что срываются сроки поставки мрамора и черного дерева. И еще, царица, опасайтесь Хоремхеба. Уж очень он быстро находит общий язык с вашими влиятельными врагами, знает с кем дружить.

После ухода Эйе, царица долго сидела одна. Солнце склонилось к закату. Нифертити вышла на балкон дворца. Огромный безоблачный купол неба на горизонте пылал белым пламенем, окружавшим огненный диск. Теплые лучи окрашивали охряные вершины гор на горизонте в мягко-оранжевые цвета и отражались в водах Нила. В пышной зелени тамарисков, сикомор и финиковых пальм, которыми был обсажен дворец, пели вечерние птицы. Из пустыни тянуло вечерней прохладой и тревогой.

Долго ли прожила Нефертити после этого заката не известно. Дата ее смерти историками не открыта и могила царицы не найдена. В сущности это не важно. Ее любовь и счастье- вся ее жизнь, ушла в небытие вместе с надеждами и мечтами о Новом Мире.
Принц Смехкара прожил совсем не долго и умер еще при Эхнатоне. После смерти фараона-реформатора власть принял десятилетний Тутанхатон. Под давлением жрецов Амона мальчик-фараон покинул город Солнца и поменял имя. Тутанхатон («Живое подобие Атона») стал отныне именоваться Тутанхамоном («Живое подобие Амона»), но прожил не долго. Продолжателей дела Эхнатона, его духовной и культурной революции, не осталось. Столица вернулась в Фивы.
Новый царь Хоремхеб сделал все, чтоб стереть даже память об Эхнатоне и Нефертити. Город их мечты был разрушен до основания. Их имена тщательно стирались во всех записях, в гробницах, на всех колоннах и стенах. И отныне везде значилось, что после Аменхотепа III власть перешла к Хоремхебу. Лишь кое-где случайно остались напоминания о «преступнике из Ахетатона». Через сто лет все забыли о царе и его жене, которые за 1369 лет до рождения Иисуса Христа проповедовали веру в единого Бога.

Три тысячи четыреста лет носился песок над местом, где некогда был прекрасный город, пока однажды жители соседней деревни не стали находить красивые черепки и осколки. Любители древности показали их специалистам, а те прочитали на них имена неизвестных в истории Египта царя и царицы. Некоторое время спустя был обнаружен тайник с прогнившими сундуками, которые были наполнены глиняными письмами. История трагедии, обрушившейся на Ахетатон постепенно прояснялась. Фигуры фараона и его прекрасной жены выступали из тьмы. В Амарну (так теперь называлось это место) потянулись экспедиции археологов.

6 декабря 1912 года в развалинах мастерской древнего скульптора Тутмеса дрожащие руки профессора Людвига Борхарда извлекли на свет почти неповрежденный бюст Нефертити. Он был столь прекрасен и совершенен, что казалась сама измученная страданиями Ка (душа) царицы вернулась в мир чтобы поведать о себе.
Долго-долго смотрел пожилой профессор, руководитель немецкой экспедиции, на эту красоту, которой было так нереально много сотен и тысяч лет, и много думал, но единственное, что смог записать в своем дневнике: «Описывать бесцельно,- смотреть!».